Архив Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская... К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/put/050701103326.h...

Евангелисты. Дерево, масло, позолота, резьба. XVIIIb. 20 декабря 2013 г. 11:15 Святитель Стефан, Строгановы, коми и ссыльные поляки СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры. Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей. К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!

http://e-vestnik.ru/reports/permskie_svy...

Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. В контексте исторического развития древнерусской музыки песенное оформление культового ритуала достигло наивысшего расцвета во второй половине XVII в. Это выразилось прежде всего в составлении уникального репертуара песенного чинопоследования годичного круга богослужения. Все виды певческих традиций, отражающие прошлое и настоящее русского профессионального хорового искусства, а также произведения новых форм и направлений впервые сошлись на клиросе «в славу Божию, и в похвалу благочестивым царем, и великим святителем в церковное украшение и в сердечное умиление человеком» 1018 . Сохранившиеся чиновники свидетельствуют, что в этот период на певческом клиросе чередуясь звучали следующие виды одноголосных и многоголосных песнопений: знаменный роспев – основной и древнейший вид русского одноголосия; греческий, болгарский, киевский, черниговский и другие роспевы местного происхождения; демественный роспев – византийская традиция пения; строчное многоголосие – ранняя форма русской полифонии; партесное многоголосие – западноевропейская хоровая традиция. Приведем примеры. В чиновнике новгородского Софийского собора 1645 г. имеются указания на одноголосные роспевы знаменный, новгородский и демественный, а также на строчное многоголосие мсхжовской и новгородской традиций. На Умовение рук дьяконам и певчим предписано исполнять стихиры на «Господи воззвах» знаменного роспева 1019 . 5 ноября на праздничном богослужении в честь святых мучеников Галактиона и Епистимии «обедню поют певцы строчную новгородскую» 1020 . В шестой день ноября «на преставлении преподобного игумена Варлаама Новгородского чудотворца, иже на Хутыни... поются праздничные стихиры демественного роспева» 1021 . В седьмой день – на службе «Собора св. Михаила» указано исполнять песнопения строчного многоголосия московского «перевода» 1022 . Еще до официального принятия русской православной церковью в 1668 г. партесного многоголосия, перенесенного с украинских земель, указания на этот вид пения, наряду с традиционными роспевами, появляются в различных служебниках. В частности, такие предписания находим в «Книге записной облачением и действу великого государя святейшего Никона за 1655–1658 гг. Например, песенное чинопоследование Рождества Христова предлагало следующий репертуар: «С нами Бог... греческого перевода..., а стихеры... знаменные, слава и ныне... греческого перевода, а стиховну... на глас, а припевы на 9-й песни и светилен пели по-гречески, а хвалитные стихеры и славник знаменной пели протопоп с братьею, а славословие пели киевское певчие с подьяки» 1023 . Как видим, в данном предписании чередуются четыре вида пения: «греческий перевод» – русская обработка греческого роспева; «по-гречески» – тот же тип роспева, но на греческом языке, а возможно и оригинальная греческая мелодия с исоном 1024 ; «знаменное» пение – одноголосие знаменного роспева; «киевское» – партесное многоголосие.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ (Серб) († после 1484), известный древнерус. книжник, составитель и редактор большого количества сочинений - Житий, Сказаний, Похвальных слов, Служб и канонов, переводчик, писец, возможно, летописец. Биография Сведения о жизни П. Л. отрывочны и устанавливаются на основе его сочинений и переписанных им рукописей. Прозвище Серб указывает на национальность писателя и использовалось им самим (в форме Сербин - см., напр., его приписку к Толковой Псалтири св. Афанасия Александрийского (РГБ. Ф. 173/I. 23. Л. 225 об.)). Логофетом писатель впервые называет себя в ранних сочинениях: Похвальном слове прп. Варлааму Хутынскому и Службе новгородской иконе «Знамение», входящих в переписанный им сборник-конволют РНБ. Соф. 429 (кон. 30-х - 40-х гг. XV в.). П. Л. в сане иеромонаха пришел в Новгород с Афона (в ряде сочинений он именует себя иеромонахом или священноиноком Св. Горы) при Новгородском архиеп. Евфимии II (1429-1458). О своем прибытии он сообщает в предисловиях к Житиям свт. Евфимия и прп. Варлаама Хутынского (ср. в последнем: «...пришедшю ми отъ Святыа Горы въ преславный Beлukiй Новъградъ… и сего ради повелнъ быхъ apxienuckonoмъ того же преименитаго града владыкы Eyфuмiя npiumu въ обитель святаго…» (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 199)). Свидетельство, отмеченное в заглавии нек-рых списков Краткой редакции Жития прп. Никона Радонежского: «...иже прииде изъ Сръбьскыа земли къ великому князю Василию Васильевичу всеа Русии» (ГИМ. Увар. 405-4°. Л. 142), считается ошибочным. Прот. В. М. Яблонский вслед за архиеп. Филаретом (Гумилевским) полагал, что в год прибытия на Русь П. Л. был не моложе 30 лет ( Яблонский. 1908. С. 12). Сохранилась рукопись 1438 г. с сочинениями писателя, посвященными прп. Варлааму Хутынскому (РНБ. Соф. 191, пергаменная Минея на нояб.); следов., П. Л. пришел в Новгород между 1429 (временем поставления Евфимия II в архиепископы) и 1438 гг. Здесь он пробыл до нач. 40-х гг. XV в. Помимо комплекса произведений, посвященных св. Варлааму, он также по поручению архиеп. Евфимия II создал Похвальное слово и Службу иконе «Знамение», новую редакцию Службы святым Борису и Глебу - эти сочинения сохранились в его автографах кон. 30-х - 40-х гг. XV в.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Отделение III. Церкви В Новгороде на Торговой стороне 1. Знаменский собор Местоположение Знаменского собора и первоначальное его основание в честь иконы Знамения Божией Матери. Построение нынешнего храма и последующая его судьба. Устройство его совне и внутри. Стенная иконопись. Колокольня. Преимущества собора. Новгородский Знаменский собор находится на Торговой стороне от Софийского собора к востоку, расстоянием около версты, идучи от оного на правой стороне Ильины или нынешней Знаменской улицы. Он окружен со всех сторон принадлежащими к нему зданиями, а именно от западного угла чрез святые ворота с простенками по ту и другую сторону оных одноэтажною каменною женскою богадельнею, которая устроена для вдов и сирот духовного звания преосвященным митрополитом Иовом в начале прошлого столетия 600 , а митрополитами Гавриилом и Амвросием возобновлена 601 . От юго-западного угла богадельни по южной стороне продолжается такое же здание, занимаемое Попечительством о бедных духовного звания, до самой колокольни оного собора, от которой до юго-восточного угла простирается стена. По восточной стороне находится дом каменный одноэтажный, занимаемый церковнослужителями собора, и далее до северо-восточного угла и от оного до собора продолжается стена. Первоначальное основание Знаменского собора относится в XIV веку. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, в честь коей устроен собор, до сего времени находилась в Спасо-Преображенской церкви. Но частию пожары 1329 и 1340 годов 602 , в которые сгорела Спасская церковь , а еще более усердие Новгородцев к чудотворной иконе, служили побуждением к построению Знаменского собора в 1355 году 603 . Об этом в Новг. I летописи значится: 604 «В лето 6863, поставлена бысть церкви камена в имя святыа Богородиця Знамение, на Ильине улице.» А в Новг. III летописи под 6862 (1454) годом показано, что из двух каменных церквей одна построена 605 : «Знамение пресвятей Богородпцы, на Ильине улицы, повелением владыки Моисея и всего новгородского сонмища людей, после чудеси спустя 185 лет, и тогда молитвами пресвятой Богородицы велие чудо сотворися в Великом Новеграде, что новгородские людие рыбу руками имаша, у брега, сколько кому надобно.» В другом месте тойже XIX летописи еще яснее сказано: «По преславном чудеси (1169) пребысть пречестный Знамения пресвятыя Богородицы образ в церкви Всемилостивого Спаса 186 лет. В лето же 6862 (1354), изволением Божиим и пречистыя Его Матери, нецыи христолюбивые людие ненасыщаемым желанием одержими и велию верою влекоми к

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Скачать epub pdf РУНА ОРОШЕННОГО ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ чудодейственная роса благодати, от чудотворного Ее образа истекающая ОТ ТЕБЯ РОСА УПАЛА РОСА ЛЮБВИ Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» ( Иов. 30, 25 ) Чудо 1 В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали. Беседа Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3, 16 ). А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви – вот, тотчас раскрою тебе истину. Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» ( Ин. 11:35, 36 ). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали»: ( Иов. 2, 12 ). Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, – соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом. Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов – на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же – во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» ( Пс. 35, 13 ). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, – нерадит» ( Притч. 18,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Собор, колокольня и святые ворота, крытые двумя бочками, сооружены в конце 17 – начале 18 веков. Западный корпус бывшей богадельни построен 1 1809 году, по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прошлого каменного, возведенного по повелению митрополита Новгородского Иова в начале 18 века. К первой половине 18 века относятся и северные корпуса. Собор выделяется своим «неновгородским» обликом. На этом месте с 14 века стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери «знамение», которая почиталась, как местная святыня и до строительства собора хранилась в рядом расположенной церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе. Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой. Соборная церковь. Возведенная в 1682 -1688 гг. была значительно больше древнего уличанского храма. Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы 17 века. Он представляет собой тип монументального, четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с тех сторон двухъярусными галереями и завершенного трехъярусными куполами, из которых только центральный является световым. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца – всхода, решенные в традиционной для 17 века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема резделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналоги в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах.

http://sobory.ru/article/?object=00322

Содержание 1. Роса любви    Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила.     «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов. 30:25) Чудо 1    В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали. Беседа    Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).    А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви — вот, тотчас раскрою тебе истину.    Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» (Ин. 11:35, 36). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали»: (Иов. 2:12).    Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, — соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом.    Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов — на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же — во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» (Пс. 35:13). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, — нерадит» (Притч. 18:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Статистика Геннадий Нефедов, прот. Протоиерей Геннадий Нефедов родился 12 апреля 1942 года в Москве. Воспитывался в семье деда — Андрея Козьмича Нефедова, бывшего одно время казначеем храма Преображения Господня в Богородском. В годы учебы в средней общеобразовательной школе 368 города Москвы прислуживал в алтаре и читал за Богослужениями в храме Воскресения в Сокольниках. После переезда семьи на жительство в Богородское пономарил в храме Преображения Господня в Богородском, а затем — в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Закончив в 1959 году общеобразовательную школу, в 1961–1964 годах служил в рядах Вооруженных сил СССР. После возвращения из армии был алтарником и чтецом в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. В 1965 году поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С весны 1966 года нес иподиаконское послушание при епископе (ныне митрополите) Ювеналии (Пояркове), а затем — исполнял послушание келейника и иподиакона при митрополите Никодиме (Ротове). В 1969 году, закончив семинарию, поступил в Московскую Духовную академию. В связи с перенесенной болезнью и поступлением в Академию освобожден от исполнения обязанностей келейника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима с 1 сентября 1969 года. С 1969 по 1971 годы совмещал обучение в Академии с нештатным сотрудничеством в Журнале Московской Патриархии. Весной 1971 года участвовал в подготовке и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви — 17 августа 1971 года Советом Московской Духовной Академии была выражена благодарность за понесенные труды. С 1971 года нес иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене. В 1973 году закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Пастырского богословия на тему: «Значение опыта Церкви в жизни и служении пастыря» (руководитель — профессор протоиерей Алексий Остапов). 5 августа 1973 года вступил в брак с Ксенией Анатольевной Правдолюбовой. После окончания Академии оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Нравственного богословия (руководитель — профессор протоиерей Александр Ветелев) и назначен на должность дежурного помощника Инспектора семинарии. В этом же 1973 году начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной семинарии как преподаватель Общецерковной истории во 2 классе, а с января 1974 года — Нравственного богословия в 3 и 4 классах.

http://lib.cerkov.ru/authors/1380

1-я глава «Ревнителю целомудрия от юнаго воспитания, святителю Филиппа, незыблем, яко на камени основан твердем». (Светилен.) Имя святого Филиппа, митрополита московского и всея России священно для нас, как имя великого угодника Божия, исповедника веры 1 и страдальца за мир и счастье нашего отечества. Святитель Филипп родился в Москве, при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Симоне, 11 февраля 1507 года, и наречен во святом крещении Феодором 2 . И знатность происхождения, и добродетели родителей, обещали новорожденному высокую участь. Знаменитость предков естественно возвышает дух потомков, окрыляет его к славным подвигам. В России тех времен древность рода была одним из важнейших и законным правом на высшие государственные достоинства. Феодор происходил из дома Колычевых 3 , которые вели свое происхождение, вместе с другими дворянскими фамилиями (с Сухово-Кобылиными, Романовыми, Шереметевыми, Яковлевыми и др.), от прусских владетельных князей, пришедших в 13 веке в Россию. Дед Феодора, Иван-Лобан Андреевич Колычев 4 , пользовался доверенностью Иоанна 3 , который поручал ему важные должности посла при Менгли-Гирее, наместника в Новгороде, а в военное время, опасные посты воеводы передового полка новгородской рати (в Финляндии, с Князем Щеней), или начальника столь важного военного пункта, каков был тогда новопостроенный Иван-город (на правом берегу Наровы, против Нарвы). Под стенами этой крепости он и сложил свою голову в неровной битве с эскадронами Ревельского командора (в 1502). Отец Феодора, Степан Иванович, старший из пяти сыновей Лобана 5 , был весьма любим великим князем Василием Ивановичем за преданность московскому самодержавию, за добрые нравы и как муж «исполненный ратнаго духа». Как дорогое наследие отца и деда, эти добродетели – преданность самодержавной власти, мужество и деятельный дух – скоро зацвели и в юном Феодоре вместе с многими иными прекрасными свойствами души 6 . Твёрдый в правилах и богобоязненный, Степан Иванович Колычев не ослеплялся «высотою сановною, которою постоянно сиял всюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010