IX. Новгород и Москва I. Из следующей статьи о русской живописи XVI в. достаточно видно, как велико было влияние новгородской образованности на Москву даже в половине того столетия. Могущественно расширяя свою внешнюю силу и покорив своей власти старый Новгород, эта новая столица не успела еще тогда стать во главе древнего нашего образования, как оно ни было, впрочем, малосложно и молодо. Покоренный Новгород долго отстаивал свои духовные права перед Москвою, уступая ее силам внешним. В конце XV и в начале XVI в. борьба в идеях между Новгородом и Москвою выразилась столкновением интересов церковных и монастырских с политическими. Знаменитый богослов того времени, Иосиф Волоцкий († 1515) стоял уже за Москву, прозревая в ее быстром возрастании залоги будущих успехов, между тем как Серапион, Архиепископ Новгородский († 1516) отстаивал духовные права старого Новагорода. Хотя все примиряющее время сгладило недоразумения между этими замечательными деятелями, уравняв их в памяти потомства одинаковым чествованием; однако следы раздора и раздвоения между Новгородом и Москвою той эпохи и до сих пор сохранились отмеченными даже в печатных Прологах, в которых под 16 числом Марта, на память Серапиона Новгородского, читается следующее: «Ненавидяй же искони добра диавол вражду влагает между Серапионом Архиепископом и Игуменом Иосифом Ламского Волока. Понеже той Иосиф из его епископии отъиде без благословения его к митрополиту Симону Московскому и всея России. И сего ради, архиепископ Серапион отлучи его: той же наусти на него Симона митрополита. И тако святый от престола своего сводится, и затворяют его в Андроникове монастыре, иже на Москве». II. Соловецкий Патерик, или житие Зосимы и Савватия, составленный около того же времени, при просвещенном содействии Геннадия Архиепископа Новгородского, предлагает нам любопытные поэтические подробности о падении Новгородской старины, облекая рассказ об этом событии обаянием чудесного видения, которое вызывает перед нами не туманные призраки мистического воображения, а жизненные интересы эпохи, ее симпатии и антипатии, надежды и опасения, выраженные в художественной форме вещего видения. Зосима Соловецкий († 1478) уже стоял за Москву и был против Марфы, Посадницы Новгородской 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Почитание игумении Таисии Леушинской на западных рубежах России Дмитрий Коновалов о почитании выдающейся подвижницы в Свято-Елисаветинском монастыре Калининградской епархии Дмитрий Коновалов   10:17 13.09.2018 876 Время на чтение 5 минут На прошедшем недавно в Вологде архиерейском совете епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан заявил о передаче собранных документов в Священный Синод, свидетельствующих о святости выдающейся подвижницы конца 19 – начала 20 века, духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского – игумении Таисии Леушинской. В собранных архивных документах представлены доказательства многочисленных трудов матушки Таисии на ниве служения Богу, Церкви и людям. При своей земной жизни матушка Таисия основала 20 женских монастырей, которые своими трудами не только построила – воздвигнув стены, но и собрав в них сестер, воспитав своей духовной мудростью нескольких игумений. Самым знаменитым детищем матушки Таисии является Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в 1940-е годы затопленный водами рукотворного Рыбинского водохранилища. Игумения Таисия Леушинская для всего Русского Севера и Верхневолжья имеет неоценимое духовное значение. Ее бесценным духовным наследием пользуются и хранят о ней память в Вологодской, Ярославской, Новгородской, Архангельской областях и Санкт-Петербурге. А так же, как бы это странно ни звучало, – в Калининграде – самом западном регионе России. Казалось бы, какое отношение имеют западные рубежи России к игумении Таисии? Здесь матушка никогда не была. Здесь не жили ее духовные чада. Ничего об этой земле не писала. И вообще, при жизни игумении Калининградская область была территорией Германии – Восточной Пруссией. Это был один из очагов немецкой государственности, цитадель Тевтонского ордена, от которого исходила постоянная агрессия крестовых походов на Русь, где ковались планы Второй мировой войны. В 1945 году часть Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу как моральная и материальная компенсация за понесенные нашим государством потери от немецко-фашистских захватчиков. Немецкий город Кенигсберг стал Калининградом, Пиллау – Балтийском, Раушен – Светлогорском. До 1988 года на территории Калининградской области не было ни одного православного храма, были лишь брошенные или используемые в хозяйственных нуждах католические храмы и протестантские кирхи. Калининградская область была зоной государственного атеизма. Первый монастырь здесь был основан по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 2001 году на самой границе с Литвой и в 150 км от Польши. Он стал самым западным монастырем Русской земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/po...

VIII. Хутынь и Антониев монастырь Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою жизнью Новгорода, с ее летописными церквами и следовать вниз по течению шумного Волхова вдоль его правого берега: – там откроется начало и развитие иноческой жизни нашего севера в двух обителях Антония и Варлаама, подобно как лавра Печерская была колыбелью оной на юге России. – Уже несколько иноков Печерских, один за другим, восседали на кафедре Софийской и с ними вместе пришли монашествующие в великий Новгород: но это не образовало там решительной эпохи иночества до явления преподобного Антония Римлянена, как равно и в Киеве, не смотря на существовавшие там обители, преподобный Антоний Печерский почитается отцом иночествующих. Таинственно было явление Римлянина в пределах Новгородских; оно облечено всею поэзией юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслью о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь Своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах. Старый Рим был отечеством преподобного в бедственную годину для Церкви православной, когда уже последовало отпадение римского Епископа по духу превозношения и возникли вместе с крестовыми походами гонения на державшихся правого исповедания отцов своих. Антоний, сын богатых родителей, с юного возраста пожелал жития иноческого и, раздав все родительское наследие нищим, заключил некоторые священные сосуды и драгоценности в дельву (т. е. бочку) и бросил ее в море по таинственному движению сердца, а сам бежал из Рима в пустыню, в обитель иноческую. Там провел он в строгом посте и молитве более двадцати лет, проходя самый тяжкий искус; когда же и оттоле изгнало его гонение Латинян, разграбивших обитель, он скрывался некоторое время в горах; наконец, пришедши на берег моря, основался, как некий древний столпник, на камне, обмываемом морскою волною без всякого покрова от непогоды. Образ Божий всегда был начертан в его сердце и, как отражение сего дивного образа, ему непрестанно виделась на облаках икона Предвечного Младенца на лоне Своей божественной Матери, осеняющая его от бурь житейских и стихий. Невидимо протекло годичное время в таком духовном созерцании, и вот однажды, нечувствительно для святого, волна морская отторгла от берега камень, на котором он стоял, и понесла далеко в пучину без всякой для него туги или боязни, без расчета дней и ночей, ибо во свете небесного лика, исполнявшего веселием его сердце, день единый казался ему, как тысяча лет, и тысяча лет, как день единый; а восторженная молитва с воздеянием рук служила ему пищей во время сего чудного плавания без ладьи и кормила с единым надежным кормчим Господом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XI. Замечательные мужи, жившие в Оптиной Пустыни От трехвекового периода, протекшего со времени основания Оптиной Пустыни, до ее возрождения, в начале текущего столетия, до нас не дошло никаких материалов для настоящей главы. Имена почивших о Господе братий сей обители остались лишь на листах древних ее синодиков, для всякого поминовения в роды родов, и, без сомнения, из числа их многие вписаны и в ту великую книгу жизни, которая некогда будет читана вслух неба и земли. Из полувекового же периода обители, протекшего от возрождения ее и до наших времен заимствуем, для помещения здесь, жизнеописания некоторых иноков, подвизавшихся в сей обители, а также и приснопамятных мужей, избравших Оптину Пустынь местом молитвенного успокоения после своей притружденной жизни 52 . 1. Архимандрит Мелхиседек Замечательный старец этот пребывал на покое в сей обители 17 лет и скончался на 80 году от рождения, в 1841 году апреля 15 дня. Начально поступил он в Николаевский Песношский монастырь в 1782 году, где и пострижен в монашество 1786 года славным архимандритом Новгородского Тихвинского монастыря Игнатием. В том же году посвящен во иеродиакона и иеромонаха, а в 1788 году переведен в Тихвин монастырь, где был ризничим. В 1791 году взят в ту же должность в Александро-Невскую лавру. Находясь здесь, между прочим, в 1794 и 1795 годах, он имел поручение переделать на ризницу придворный гардероб покойной Императрицы Елисаветы Петровны, для отсылки в, обращенные из унии, церкви четырех епархий. 1795 года произведен игуменом в Николаевский Моденский монастырь и оставлен наместником лавры. Впоследствии, в сане архимандрита, был настоятелем трех знаменитых монастырей: Ставропигиального Ростовского Яковлевского, потом Спасского Арзамасского и, наконец, Суздальского Спасо-Евфимиевского. В последнем, за отличное прохождение своей должности и благоразумное содержание арестантов в годину искушения для России (в 1812 и 1813 годах) Высочайше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Отказавшись, за немощью, от настоятельской должности, о. Мелхиседек в разное время проживал на покое во многих монастырях, но с 1824 года и по день кончины в 1841 году, имел постоянное жительство в Оптиной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  разделы   рассылка  распечатать Людмила Клушина Чтобы заниматься реставрацией памятников, нужно этого очень хотеть Источник: Вечерний Петербург На Новгородчине в плачевном состоянии находятся десятки памятников XII – XVII веков Может, оттого, что в сентябре грядет круглая дата российской государственности – 1150-летие, Великий Новгород начали ремонтировать – покрасили исторические фасады, сделали мощение Кремля. Не сказать, что очень красиво, да и новгородцам ходить неудобно – спотыкаются о неровные камни, застревают в щелях шпильки, случаются даже падения. Но это мелочи, конечно, главное – поддержать имидж родины России, на который отпущены солидные средства. Последний раз исторический центр Новгорода реконструировался в 1988 году – предполагалось открыть проходы со стороны Спасской и Владимирской башен, чтобы расширить доступ в Кремль, изменить инфраструктуру. Затем, в 90-е годы, был разработан проект музеефикации, но не все удалось реализовать. По мнению главы Новгородского общества любителей древности (НОЛД) Сергея Трояновского, существует много деклараций, но мало реальных дел, отчего большинство проектов " накрылось бордовой шляпой " . " Сегодня появляются отдельные новые объекты, но это не вплетено в единую сеть. А нам нужен музейно-культурный каркас, пространственная среда, логичная и понятная, – высказал наболевшее Сергей Вадимович. – Ведь у нас под землей – десятки руинированных храмов, средневековые улицы, поэтому должны быть указатели " . Мы встретились с Сергеем Трояновским на территории Знаменского монастыря, который находится по соседству со Спасом-на-Ильине, где сохранились фрески Феофана Грека. На монастырской территории – замечательный пятиглавый собор и отдельно стоящая шатровая колокольня: они просто " кричат " о реставрации – еще немного, и ветром разрушит фрески над входом, но средств, увы, на памятник среднерусской архитектуры XVII века не выделяют... – Сергей Викторович, Новгород сплошь состоит из древних памятников – жемчужин русской архитектуры, многие находятся в ужасающем состоянии, неужели государство не заинтересовано в их реставрации?

http://religare.ru/2_95748.html

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александра Боровик Редактор " Журнала Московской Патриархии " . Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Александра Боровик 28 октября 2012 г. Открытие уникальной образовательной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялось 18 октября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где были представлены первые стипендиаты проекта. Александра Боровик 18 октября 2012 г. 15:45 Улица Шоссейная, расположенная в районе " Южное Бутово " Параскево-Пятницкого благочиния Юго-Западного викариатства Москвы, теперь будет носить имя протоиерея Николая Сироткина, который служил здесь, в знаменском храме, до 1920 года. Такое решение принято 9 октября на заседании правительства города. Александра Боровик 10 октября 2012 г. 18:00 Фрагмент папируса IV века стал темой доклада профессора Гарварда Карен Кинг на международном конгрессе коптских исследований 18 сентября в Риме. “Иисус сказал им: Моя жена… ”, — такие слова можно разобрать на плохо сохранившейся реликвии, принадлежащей частному лицу. Александра Боровик 21 сентября 2012 г. 14:40 " Для того, чтобы понять роль отца Сергия и общины прихода на Маросейке в церковной жизни того времени, прежде всего нужно подвести итоги, а для этого — постараться собрать и систематизировать опыт этой общины. Именно такую задачу мы перед собой и ставили " , — поделились создатели нового 2-томника. Александра Боровик 17 сентября 2012 г. 09:00 В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 5 сентября служили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Выборгский Назарий, Петергофский Маркелл и Лодейнопольский Мстислав. Александра Боровик 6 сентября 2012 г. 17:00 Защиты первых докторских диссертаций состоялись 4 сентября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов.

http://e-vestnik.ru/persons/aleksandra_b...

архиеп. Никон (Рклицкий) Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. В этих немногих строках мы постараемся показать в чем состоит его величие и какое значение он и его наследие имеют для России, для Православия и для человечества. Прежде всего, отметим как понимает владыка Антоний основное призвание России в мире и сущность ее культуры в отличие от других народов мира. «Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную культуру, русский быт. Эта идея есть царство Божие, эта природа стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвергаться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, законы Его церкви законом общественной жизни» (Из слова в день четырех Московских святителей 5 октября 1904 г., «Жизнеописание», т. 15, стр. 134). Этой идее России митрополит Антоний и послужил всей своей жизнью. Он не принадлежал к сословному духовенству и происходил из светской среды. Родился он 17 марта 1863 года в дворянской семье помещика Павла Павловича Храповицкого в с. Ватагино Крестицкого уезда Новгородской губернии. Предок его был секретарем императрицы Екатерины II. Дед его сла­вился своей образованностью, увлекался химией и был вольтерьянцем, отец окончил физико-математический факультет и служил сначала в земстве, а затем в Дворянском и Крестьянском банке в С. Петербурге, учрежденном для благоустройства крестьян после их освобождения от крепостной зависимости. Мать владыки Антония Наталия Петровна, урожденная Веригина получила французское воспитание, но при этом была женщина глубокой религиозной настроенности и благочестия и так воспитывала своих четырех сыновей, из которых владыка Антоний был третьим. Она любила вслух читать своим сыновьям Евангелие, которым глубоко заинтересовался тогда маленький мальчик владыка Антоний, он также увлекался рассказами о знаменитом Оптинском старце Амвросии и читал о нем рассказы в «Журнале для всех». Тогда у него созрело решение стать монахом, которому он никогда в жизни не изменял.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

(Библиографический очерк) «Петра Великого дел славных проповедник, «Витейством Златоуст, муз чистых собеседник, «Историк, богослов, мудрец российских стран» – эта характеристика Феофана, составленная одним из немногих его восторженных почитателей-современников, известным сатириком, князем Кантемиром, далеко не исчерпывает всего значения в русской истории самого даровитого из всех птенцов гнезда Петрова. С именем Феофана более или менее тесно связаны все важнейшие вопросы русской истории первой половины прошлого столетия, – не только церковной, но и политической. Г. Пекарский совершенно справедливо заметил, что в своей сфере Феофан имел такое же значение, какое имел Петр Великий в жизни государственной 1 . От него, составителя духовного регламента, ведет свое начало современная организация нашего церковного управления и весь со­временный строй нашей церковной жизни. В истории нашей школы, духовной и светской, в истории нашего богословия, которое он поставил на новую до­рогу, в истории нашего проповедничества, для кото­рого он дал лучшие образцы и правила, наконец в истории первых годов синодального управления – везде Феофан является новатором, преобразователем, отмечает собою новую эру. Наконец в политических переворотах, последовавших в России за смертью Петра, Феофану также пришлось играть такую видную роль, какая ни до него, ни после него никому из наших иерархов не выпадала на долю. Понятен после этого тот интерес, который возбуждает к себе эта личность, понятно желание проследить ее постепенное умственное и нравствен­ное развитие, узнать, каким путем сложились в ней те убеждения, осуществлению которых посвящена была вся его жизнь. Между тем до сих пор наша литера­тура передставляла слишком мало данных для обстоятельного знакомства с знаменитым новгородским архиепископом. Небольшая биографическая, или, точнее, библиографическая статья о нем в словаре духовных писателей митр. Евгения, прекрасная магистер­ская диссертация г. Самарина « Стефан Яворский и Феофан Прокопович , как проповедники» (к сожалению уже не существующая в продаже), которая впрочем касается лишь одной стороны деятельности Феофана – его проповедничества, пять-шесть, впрочем весьма тяжеловесных, страниц о Феофане в книге г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В 1884 году, Е.П. Карновичем издана весьма интересная книга: «Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетия» (Спб. 1884 г.). В числе монографий, составляющих содержание этого сборника, мы находим и этюд об архимандрите Фотии. Давая место в своём сборнике этому этюду, автор тем самым очевидно хотел дать понять, что считает знаменитого архимандрита личностью замечательною; но прочитав его статьи, приходишь к тому убеждению, что для автора эта личность была не столько замечательною, сколько загадочною и неразгаданною. Такою, впрочем, представляется личность Фотия не одному г. Карновичу, а почти всем, кто писал о нём в светской и духовной литературе. Г. Карнович изображает деятельность Фотия и его образ мыслей хотя и не полно (что объясняется тем, что его статья уже много лет тому назад была написана для «Русской Старины» и автору не были известны многие материалы для биографии Фотия, явившиеся позже), но довольно объективно и беспристрастно; у других биографов Фотия, кроме неполноты сведений о его деятельности, находим еще и недостаток беспристрастия к нему. Таковы статьи г. Попова в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1875 год и в особенности статьи г. Миропольского в «Вестнике Европы» за 1880 г. В этом, впрочем, нет ничего удивительного: «только тот может понимать пророка, кто сам пророк» – говорит Хомяков. Эти слова, если не вполне, то в некоторой степени могут быть применены и к Фотию с его доселе мнимо-биографами, хотя мы и затрудняемся найти вполне верным это определение, которое делает себе сам Фотий, говоря в одном из нижеследующих писем: «мнюся имети в себе Духа Божия». Своеобразный склад духовных сил, совместно с особыми условиями внешней жизни и быта, выработали в нём такое мировоззрение и такой склад мыслей, которые нелегко выразуметь светскому писателю. Мы не хотели становиться в ряды почитателей Фотия, но всего менее способны присоединиться и к числу его порицателей. Считая Фотия одним из замечательнейших исторических лиц XIX века (стоит лишь вспомнить, что он был главным, если не единственным, виновником того переворота в русской внутренней политике, каким ознаменована вторая половина царствования Александра 1-го, и которого достоинство мы не будем оценивать в настоящей речи), мы хотим лишь выразить своё сожаление, что доселе ни в светской, ни в духовной печати нет ни полной, объективной и беспристрастной биографии Фотия, ни характеристики его миросозерцания, ни оценки его церковного, общественного и государственного значения для своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010