Поучение 4. О любви во Христе, и о том, чтобы быть тщательными во всех псалмопениях и службах церковных. Вожделеннейшие мои чада, и братия возлюбленные! поскольку я смиренный и ничтожный, недостойный быть вашим отцем, стараюсь, сколько могу, говорить вам о Боголюбезном спасении душ ваших, то и вы отверзите слух ваш, и послушайте учения Господнего; послушайте слов моих, чтобы мне не напрасно говорить вам, и не бросать семя, как на бесплодную землю; иначе и мы ничего не пожнем, и вы останетесь бесплодными, как земля недобрая, но произрастающая терноносные страсти. Все вы должны быть внимательны, и испытывать себя всегда, каждый час, а особенно в день поучения 5 , потому что теперь время или нашего спасения, если захочем, или погибели; дни тщательности, жизнь плодоносная; путь ровный; потечем, постараемся благоугодить во всем Господу, потому что жизнь и смерть в нас самих. Будем всегда помогать один другому в порученных нам послушаниях. Спасение и мука в делах рук ваших, в благом вашем жительстве, в чистой любви друг к другу; потому что где любовь, там и союз мира, и всякое зло прогоняется; а где нет любви, там ненависть, диавол, злословие и прочие страсти. Будем соблюдать правила и постановления (монашеские), и заповеди Спасовы; будем жить по духовному закону, а не вне правил по своей воле есть и пить, проводит жизнь в грехах и беззаконно. Поэтому приидите сюда все, и будьте все, как одна душа, одно сердце и одна воля, и да будет у нас во всем благочиние. Итак, дайте мне ответ: как вы живете? как пребываете? как повинуетесь? По воле ли Господней, не желая ничего делать по страсти, и повинуясь так как бы вы исполняли повеления Самого Бога? Если же не так, то по истине горе нам, за ничтожное наслаждение приготовляющим себе погибель. Теперь время бодрствования, время подвигов и понуждения, – понуждения до пролития крови, как на самом деле показал это один из преподобных отцев, который выплюнул на землю слюну свою окровавленною 6 . Итак, потребно нам понуждение, потому что нудящихся ест царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf Библейское повествование о сотворении мира Все великие древние религии мира старались объяс­нить, как начался, как был сотворен мир, в котором мы живем. Много тысяч лет тому назад люди, не имевшие ни­каких научных знаний, создавали поэмы о том, как была создана наша земля. Вавилонская мифология, например, рассказывает, как богиня моря Тиамат и бог рек Апсу ро­дили множество второстепенных божеств, которые восстали против них. Эти молодые боги убили Тиамат и из ее крови, жил и костей создали небо, землю и первых людей. Мифы других древних религий тоже представляют возникновение нашего мира как результат борьбы между сверхчеловечес­кими существами. Как ни наивны, как ни сказочны эти мифы, они свидетельствуют о том, что человеческая мысль всегда искала какой-то сверхчеловеческий смысл в созда­нии видимого мира. Но на фоне этих древних мифологий выделяется одна религия, одна вера, стоящая на совсем особом месте. Это – вера Израиля, вера еврейского народа, маленького пасту­шеского племени, никогда не создавшего ни могучей импе­рии, ни великой цивилизации. Именно этому народу – его пророкам, его святым, его вождям – было дано откровение о Боге, о мире как творении Божием, о добре и зле, о создании человека и об отношениях человека с Богом. Очень древние записи этого Богооткровения сохранились до наших дней, соединенные в одной книге – Библии , вернее, в той части Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, то есть «древним завещанием». Мне хочется поделиться с вами сегодня мыслями о биб­лейском ветхозаветном повествовании о сотворении мира и о том, как оно представляется нашему современному мыш­лению, основанному на современных научных изысканиях. О сотворении мира и человека говорится в первых двух главах первой книги Ветхого Завета, которая называется Бытие. В этих главах рассказ о сотворении мира повторя­ется: один раз он дан в стихах 1–27 главы 1, а второй – в стихах 4–25 главы 2. Первое повествование написано почти в поэтической форме. В определенном ритме повторяются все те же слова: «И сказал Бог...», «И создал Бог...», «И уви­дел Бог , что это хорошо». Постепенное сотворение мира Бо­гом описывается во вдохновенных, торжественных словах, без повествовательных подробностей. Ученые считают те­перь, что этот текст был частью древнего богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Скачать epub pdf Седмица 6-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 40. (11,47–57) О ХРИСТОВОЙ ПОБЕДЕ НАД СМЕРТЬЮ Немногие капли Крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя воедино (11,183). Христос один совершил великое и спасительное Искупление и уврачевание души (30,172). Смерть Христа соделалась для нас спасением, и смертью Его навсегда умерщвлен грех (31,142). Ради пленного Адама пришел Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его (25,143). Благодарение Благому, освободившему род наш от рабства диавола и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за неправду нашу… Небо и земля и все, что на них да славословят вместе с нами Возвеличившего род наш, потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам (25,279). На уничижение пришел (Господь), чтобы всем даровать Жизнь: хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (26,173). Умер Он Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (29,327). Он из любви к нам все претерпел: исшедши из самых… недр Отеческих, благоволил приять зрак раба, испытать все человеческие (нужды), потерпеть озлобления и бесчестие от иудеев; наконец, приял Крест и поносную смерть, чтобы посредством веры в Него избавить нас, пресмыкающихся по земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов (35,370). Для того снисшел Единородный Сын Божий, чтобы нас возвести и поставить выше небес (36,566). Христос избавил нас Своею Кровию от смерти и грехов: Он и искупил нас, и не обнаружил никакого превозношения в отношении к искупленным, призывая мертвых к жизни, исцеляя всякую болезнь и душ, и телес (21,450). Эта смерть (Господа) спасла погибельную вселенную; эта смерть соединила Небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей Ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на престол Царский (42,764). И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит это покоем, исполненным блаженства (25,396).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Содержание Сила Божия    Мы грешили и искупали грехи страданиями, и каялись.    Мы оскорбили Господа и были наказаны.    Осквернились мы многими беззакониями, кровью и слезами омылись.    Попрали все, что было свято для наших отцов, и сами ныне попираемы.    Не было в наших школах веры, в политике — честности, в армии — патриотизма, на государстве — благословения Божия. Потому погибла и школа, погибла политика, армия и государство.    Двадцать лет мы старались не быть похожими на самих себя, и за это покрыла нас тьма чужеземная.    За двадцать лет поруганий над предками, стремившимися к Царству небесному, мы и земное царство потеряли, царство грехом прокаженное. Какой мерой мы предкам своим и Господу меряли, такой и нам отмерилось.    Но получили мы помилование. За оскорбления в делах и в помыслах, за бесконечные неслыханные, оскорбления Его Величества Царя царей, Господа Бога за последние двадцать лет, мы осуждены были на смерть. Приговор начал исполняться и погиб уже каждый восьмой серб. Но смягчен был смертный приговор и изменен на пожизненную каторгу, на рабство вечное в германских кандалах. Но когда земля сербская закипела от крови и слез бедного народа, когда славские свечи, возжигаемые изможденными руками узников, гасли от слез, когда молитвы сербских страдальцев понудили ангелов и святых молить Господа о милости, Всеблагой Господь вновь смягчил наказание, рабство вечное заменил двухлетней каторгой. За двадцать лет жизни в грехе получил сербский народ всего два года каторги. Разве это не милость божественная? Нашелся бы ли на земле царь, который терпел бы двадцать лет оскорбления и хулу и все же помиловал бы так своих обидчиков и хулителей? Никогда. Нигде. Столь великой милостью обладает лишь Господь Бог наш.    Каким путем пойти нам теперь? Не тем, только не тем, которым шли двадцать лет.    Что теперь станем делать? Все, что угодно, только не то, что делали в период между двумя Мировыми войнами.    Не будем грешить, чтобы не искупать грехи страданиями.    Не будем оскорблять Царя Господа Бога нашего, чтобы не заслужить наказания более тяжкого, но увы, уж без помилования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3744...

Состояние рода человеческого до потопа Дети Адама и Евы: Каин, Авель и Сиф После своего изгнания из рая «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина.... И еще родила брата его, Авеля» 164 . «Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей:..... хотят навсегда сохранить память о себе посредством детей» 165 . «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел» 166 . «Когда же сатана увидел что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И таким образом явилось начало смерти в этом мире, и доныне она ходит по всему роду человеческому» 167 . «И с того времени устрашённая земля не принимает крови человека и даже никакого животного; так что, очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти» 168 . – «Возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он (Авель) смерть и, став прообразом Владыки Христа, упоминается во веки веков» 169 ; а кровь Авеля, говорящая и по смерти его, стала непререкаемым свидетельством в пользу истины воскресения мёртвых 170 . – Вместо Авеля, у Адама и Евы родился третий сын, Сиф – (основание) 171 : «ибо от него распространяется остальной род человеческий до сего времени» 172 . «В (этом) Сифе, который по всему подобен был Адаму ( Быm. V, 3 ), представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родившаго Его Отца, какь Сиф есть образ родившего его Адама» 173 . Нечестивое племя Каина Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и своё нечестие и свои пороки. – Праправнук сына Каинова – Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он «взял себе двух жён, которых имена: Ада и Села. Отсюда получило начало многожёнство» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Татьяна Дашкевич Минск Золото Бабушке моей Анастасии Сергеевне Шалимо, раскулаченной в 1930 году и сосланной на Зейские золотые прииски в юном возрасте Посмотрю на тебя – и увижу дубовые рощи, Печерские мощи плывут по реке, уносящей из той, настоящей, изломанной жизни, остатки Отчизны... Родимая бабушка, руки что так искалечило? Скрюченных пальцев чернеющих сучья больные, корявые будто вовек не увидели тонких колечек серебряных, музыки и рукоделия, не целовали поклонники белые девичьи рученьки, будто и вовсе не рученьки: старого дуба грозящего после пожара-губителя это персты обгорелые... Золото, золото, деточка, Золото, золото, черное, Черное, да каторжанское. А бывало – у церкви стояла, и звенели земля и колокол: солнце – золото, люди – золото, запевальное, Не подвально-острожное, Не каторжно-острожное – Настоящее, блестящее, летящее, пропащее... И молодой каторжаночки золото солнца закатное, и рудниковое золото – тонкой песчаной росиночкой, черной своей паутиночкой скрючило белые руки. То золото, деточка, – золото муки. А на руках – от церковных учебников до непреклонных конвойных и заунывных барачных рыданий, песен и крика слезы и горечь, страшная полночь посмертных скитаний Пасхальной России. Прости меня, Анастасия. 1988 Забытая молитва Когда уже забытая молитва Рождается в окраинах души, Я понимаю: скоро будет битва, Не сей хлебов и пашню не паши. И в тонком сне привидится дорога, Идут войска, регалии несут. Но нет хоругвей, нет над ними Бога, А без Христа Россию не спасут. То сушь, то град поля одолевают, И волки появляются в лесах, То скорбь, то ярость душу разрывают, И черный плат лежит на волосах. Я в бой хочу – спасти своих, поведать, От приношенья крови уберечь! Но в их глазах – желание победы, Их знаменье, увы, не крест, а меч. Но из камней в потьме смертельной битвы, Среди солдат, орудий и огней, Как херувим, возносится молитва – И вороны взвиваются за ней. 1990 Ангеле мой, Ангеле Крыльев кружева, Я жива, мой Ангеле, Слава те, жива. Смейся, демон жаждущий,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Телефонный звонок разрезал тишину на кусочки, экран мобильного радостно сообщал, что звонит моя близкая подруга. И это означало лишь одно – тур по магазинам в этот вечер мне стопроцентно обеспечен. Что ж, мы вооружены и опасны, мы вчера зарплату получили…. Со всех ног мчимся в самый большой торговый центр. И с порога нас ослепляют огни новогодних гирлянд, гигантский «дед Мороз» из папье­маше заполнил собой большую часть воздушного пространства, витрины усыпаны блестками и серпантином. Повсюду виднеются плакаты с сомнительными лозунгами, но мы стараемся не обращать на все это внимание. У нас важная миссия и отвлекаться по уставу нам не положено. Через некоторое время меня начинает охватывать чувство легкой паранойи – всюду, куда бы ни ступала моя нога, будь то магазин обуви или, скажем, сувенирная лавка – повсюду были драконы. Плюшевые, рисованные, из пластика и шоколада. Большие и маленькие, зеленые и красные… Казалось, в одночасье мир изобрел новую религию – драконопоклонство. Причем к каждой фигурке прилагались какие­то «ценные указания», мол, в год дракона вам следует делать то­то и то­то, и уж тогда, быть может, наверное, вполне вероятно, счастье, богатство и прочие блага хлынут в ваш дом, как вода из дамбы. И на сцену моих мыслей вышла задумчивость. Собственно говоря, а что же я знаю про драконов? Ведь фольклор ясно дает понять, что эти чудища всегда несли смерть и разруху в человеческий мир. Один трехглавый змей Горыныч чего стоит! Губил люд, не покладая сил, так сказать, трудился денно и нощно над повышением уровня смертности в деревнях. Ну а если присмотреться еще тщательнее, если рассматривать фольклор не как красивые сказки, а как истинные символы, то, что же можно увидеть в драконе? Змия, изрыгающего пламя…Ничего не напоминает? В виде змеи проник лукавый в Эдемский сад для того, чтобы искусить первых людей, для того, чтобы спровоцировать их на грех. Это привело к изгнанию из Рая, все живое ополчилось против человека, даже земля стала рождать «тернии и волчцы». И недаром в народе этот образ использовали как символ погибели. Дракон не желает нам добра, он жаждет нашей крови и страданий.

http://pravoslavie.ru/50682.html

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3.3. Обличение Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Первые же стихи этой книги, первые же ее строки достаточно отчетливо возвещают нам и ставят перед нами основную ее тему – пребывание Израиля в Завете, в единстве с Богом, или, наоборот, его отступление от этого Завета и от этого единства. Начинается книга сразу: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1:2). Проповедь обращена ко всей вселенной. Как у Моисея: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32:1). «Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями..! Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1:4-6). Какие жестокие слова говорит Господь, во что бить вас, в какое место, где у вас еще нет синяка, где у вас еще нет язвы, как вас вразумить, люди, которые не хотят покаяться, люди, которые не хотят отстать от своих беззаконий? И вот, земля опустела, земля разграблена, земля расхищена, «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1:9). В Содоме и Гоморре остатка не нашлось, и они погибли. Религиозная жизнь Иудеи строилась вокруг храма и жертвенника. Мы помним, насколько подробно и насколько детально описаны требования к ритуалам, описаны требования к жертвоприношениям, к праздникам в книге Левит, в книге Чисел, как все тщательно должно исполняться в храме, и вдруг, через пророка Исаию Господь заявляет: «К чему Мне множество жертв ваших? ...Я пресыщен всесожжениями овнов.., и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ...праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис. 1:11-14). Вдруг говорит Господь о тех праздниках, которые Он Сам установил, и Сам повелел их исполнять. Почему? – «и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17), то есть, это ваше служение должно приносить какие-то плоды.

http://sedmitza.ru/lib/text/431408/

Глава 1 1. Видения Ешаия (Исаии), сына Амоцова, которые он видел об Иудеи и Иерусалиме, во время Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских 5 . I 6 (2) Слушай, небо, Внимай, земля, Иегова говорит! «Детей возрастил, воспитал Я, А они отвергают Меня; (3) Вол знает купившаго его, И осел – ясли господина своего; А Израиль не знает Меня, Мой народ – не понимает». (4) О, толпа грешная, Народ, обремененный беззакониями, Племя развращенное, Дети распутные! Оставили Иегову, Презрели Святого Израилева, Обернулись задом. (5) По чем вас бить еще, Когда вы продолжаете упорствовать? Голова вся в язвах, Сердце все – болит, (6) От подошвы ног до головы Нет целого места, То язвы, то рубцы, То струпья, то свежие раны, И нет омывающего, никто не перевяжет, Никто не умягчит маслом. (7) Земля ваша опустошена, Города пожжены огнём; Поля ваши?.... Пред вашими глазами чужие поедают их. И пусто все, Как разоренное врагами. (8) Оставлена дочь Сиона, Как шатёр в винограднике, Как шалаш в огороде, Как город осажденный. (9) Если бы Иегова не оставил нам Хотя малого остатка, Было – б с нами тоже, что с Содомом, Уподобились бы мы Гоморре 7 ! (10) Выслушайте слово Иеговы, князья содомские, Внимай наставлению Бога нашего, народ гаморский! (11) «На что Мне множество жертв ваших, – Говорит Иегова, – Я пресытился всесожжениями баранов И туком жирных, Крови тельцов и ягнят и козлов Не хочу Я. (12) Когда вы приходите являться ко Мне, Разве требует кто от вас того? Зачем топтать дворы Мои? (13) Не приносите более даров бесполезных, Курение сделалось отвратительно Мне, Новомесячия? субботы? праздники?.... Нет, не могу!... Беззаконие и празднование?!... (14) Новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя, Бременем сделались они для Меня, Трудно Мне снести. (15) И когда вы прострете руки свои, Я отвращу глаза Свои от вас; И как бы не усиливали вы молитву, Я не послушаю вас: Руки ваши совсем в крови. (16) Омойтесь, очиститесь, Скройте преступления ваши от глаз Моих. Перестаньте злодействовать, Учитесь делать добро,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010