Иллюстрация из Хронографа XVI в. " Сотворение птиц " ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ АПОЛОГЕТИКИ Сложность раскрытия духовного смысла и значения первых глав Библии связана с онтологической важностью, величием и уникальностью описываемой в них истории сотворения Богом мира " из ничего " . Рассуждения об этих фундаментальных проблемах относятся к числу возвышеннейших и должны опираться на учение Святых Отцов Восточной Церкви (Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина и других), давших образцы истолкования Священных текстов. Такими глубокими вопросами могут заниматься лишь высоко духовные люди по благословению священноначалия. Не дерзая обсуждать частные моменты истории Творения, отметим лишь то, в чем согласны практически все толкователи, а именно: Бог создал мир прекрасным и совершенным ( " все хорошо весьма " ), но нарушение первыми людьми Божественной заповеди ввело в мир грех, зло и смерть. Мир катастрофически сокрушился и глубоко деградировал (что ныне выражается законом возрастания энтропии), а дальнейшее растление человеческой природы навлекло справедливое Божие наказание в виде Всемирного потопа, который произошел около 5000 лет тому назад и привел к гибели всего живого, что не было взято Ноем в ковчег, а также к резкой перемене гидрологических и климатических условий на Земле. Поэтому надо постоянно иметь ввиду, что мы сейчас обретаемся в совсем другом - двукратно искаженном - мире, чем тот, который был в начале сотворен Господом. Однако многие события и факты, приводимые в Библии, подразумевают и такие их последствия, которые могут быть проверены наблюдениями, измерениями, расчетами, экспериментами, и тем самым стать предметом естественно-научной апологетики. К ним прежде всего могут нужно отнести геологические свидетельства Всемирного потопа, создавшего слоистую структуру земной коры с включеними окаменелостей древних растений и животных и громадных залежей горючих ископаемых. Библия содержит утверждения о том, что на небесах имеется неисчислимое множество различных звезд (хотя невооруженным глазом их можно насчитать не более 2000), что Земля шарообразна и подвешена ни на чем, о том, что недавно единая суша разделилась на континенты, о существовании гигантских драконов-ящеров, о мощных морских течениях, огнедышащих горах, ледниках, реках и облаках, носимых ветрами, о круговороте воды и других веществ в природе, о разнообразных и удивительных живых существах, об особой роли крови в жизни животных, о заразных заболеваниях, о трудолюбии пчел и муравьев, о полете птиц и их заботе о своих птенцах и о многом другом, что входит в рассмотрение различных наук.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ka...

Истина Ослепленный мир правды и истины не любит. Христос Господь, вечная Истина, делал только правду и истину, и делал все к созиданию человеческому, и учил только правде и истине. Поэтому миром, прелестью ослепленным, ненавидим и хулим был. Больные глаза света не любят, и неправда правду и ложь истину ненавидит. Небоязненное засвидетельствование истины восстает перед врагами истины. Отсюда ревность ради Бога, особенно, где слава имени Его требует. Отсюда бывает то, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ). Ибо мир не любит истины, которую верные рабы Божии свидетельствуют. Отсюда просияло столько тысяч мучеников и исповедников, которые не только устами, но и излиянием крови своей засвидетельствовали истину перед врагами Божиими. Познанием истины Божией научаемся во всем Ему верить, что Он ни говорит, ни открывает, ни обещает и ни предсказывает нам. Потому что Бог солгать не может, ибо Он – вечная Истина, но непременно то, что открывает, так и есть, как открывает, и что обещает и предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Верен Господь во всех словах Своих ( Пс. 144, 13 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф. 24, 35 ). Отсюда последует страх суда Божьего, который Бог в слове Своем возвещает, а от этого истинное покаяние. Оттуда – надежда и утешение кающемуся, ибо Бог кающихся обещал помиловать; надежда в молитве, ибо молящихся обещал услышать; надежда воскресения мертвых, вечной жизни и будущих благ, которые приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Бог истинен, и слово Его – истина. Что Бог открывает, то точно так есть, как открывает, и что обещает и что предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Слова Божии не прейдут ( Мф. 24, 35 ). Истину Божию познаём из того, что сбываются слова Его. Предсказал Бог прародителям в раю, что, вкусив от заповеданного дерева, смертью умрут, – и, вкусив, умерли. Объявил, что потоп будет, – и был потоп. Сказал праотцу Аврааму, что потомки его переселятся в Египет, и обижаемы будут там, и избавятся, – и сделалось так. Обещал им дать землю Ханаанскую в наследие – дал. Обещал послать Мессию в мир и так спасти мир, – и сделалось так: пришел Мессия, и спасаются верующие в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Июль – месяц Русских Святых. Изобиловала когда-то Русская земля святыми угодниками Божиими – «именитыми и безименными», «явленными и неявленными», знаемыми и незнаемыми, прославленными и еще только ждущими своего официального прославления на земле, хотя и несомненно прославленными у Бога на небесах. Вторая неделя по Пятидесятнице так и посвящается памяти «Всех Святых в земли Российстей просиявших». И почти нет дня в году, когда бы не славилась память того или другого из этого славного сонма духовных питомцев Святой Руси. Но особенно богат этими празднованиями месяц июль, когда прославляются памяти наиболее славных, чтимых и любимых угодников Божиих, вышедших из среды нашего православного русского народа. Отметим здесь только тех из них, которые более всего дороги и близки сердцу русского человека, как основоположники Святой Руси и выразители духа ее. Так, 3-го июля празднуется перенесение мощей  священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея России,  который не убоялся всенародно в Успенском соборе обличить самого Грозного царя за пролитие невинной крови. Какой это яркий образ – обличительный урок для тех архипастырей, которые молчат там, где святой долг служения Правде Божией повелевает им говорить! Нетленное тело этого великого святителя было торжественно прославлено многочисленными чудесами исцелений при перенесении его из Соловецкого монастыря в Москву, где оно было положено в серебряной раке в том самом Успенском собор, стены которого были безмолвными свидетелями его самоотверженного безстрашного подвига (1652 г.). В тот же день вспоминается преставление  блаженного Иоанна, юродивого Московского,  который ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и на голове большой железный колпак. За свою святую жизнь был удостоен дара прозорливости и чудотворений и предрек свою смерть, указав место своего погребения в Московском Покровском Соборе. Стяжание высшей христианской добродетели смирения чрез подвиг юродства во Христе стало особенно близким душе русского человека, и потому у нас явилось немало таких «юродивых во Христе», которых очень чтил русский народ, чувствуя величие их духа, оказавшегося способным попрать свою гордыню – этот источник и корень всех греховных страстей, († 1589 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Любовь всепобеждающая — собрание проповедей владыки, произнесенных им в России. Голос истинно евангельской любви и свободы к народу в условиях атеистических гонений. Владыка Антоний Сурожский нес Весть о Любви всепобеждающей раздавленной Церкви и обескровленной стране. Так проповедовали апостолы и пастыри в первые времена христианства. Многие еще помнят, как много для верующей России значили приезды владыки, его слово. Книга «Любовь всепобеждающая» составлена из проповедей Антония Сурожского до 1990 г. — то есть до краха безбожной власти. К сожалению, первые проповеди владыки в России не сохранились. В приложении помещено слово, сказанное митрополитом Антонием в собрании Московской духовной академии при вручении ему (в 1983 г.) почетного диплома доктора богословия — как бы «богословие» проповеди и пастырства Антония Сурожского. «Все ранние миссионеры умерли от рук тех, кому они приносили радость и любовь. Вот с этого началась Русь и Православие на нашей земле. Что же случилось потом? Каким образом Святая Русь могла отпасть так, как она отпала в двадцатом веке? Не вина ли это христиан? Нечего искать виновников среди тех, кто проповедовал ложь о Боге, о жизни, о человеке. Христиане стали обывателями: мы заменили подвиг христианства — «благочестием». Да, ходили в храмы, да, молились, а жизнь?.. Прочтите, какова была русская история, сколько в ней трагедии, сколько ужаса, сколько крови, сколько страдания! И это творили христиане. […] Возблагодарим Бога за то, что в течение всех столетий Русская Церковь приносила Богу как бы дар святых, которые являлись славой нашей земли, а в наше время принесла несметное количество исповедников и мучеников! Возрадуемся об этом и вступим в их путь жизни, с тем чтобы наша земля вся воссияла светом Христовым». Группа Вконтакте Facebook группа Любовь всепобеждающая АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ ЛЮБОВЬ ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ ПРОПОВЕДИ, ПРОИЗНЕСЕННЫЕ В РОССИИ От издателей Отвечая однажды на вопрос, сколь продолжительна должна быть проповедь, митрополит Антоний сказал: " Если посещаешь какой-нибудь приход, где не бывал и больше не будешь, тогда можно говорить несколько пространнее; или когда случай такой, что надо сказать все, что есть " .

http://predanie.ru/book/70587-lyubov-vse...

М.И. Вострышев Восстановление патриаршества Мечта о русском патриаршестве возникла в середине XVI века как осознание Русской Церковью перехода к ней от павшего Царырада Вселенской миссии православия. 26 января 1589 года среди древних патриарших кафедр появилась новая – Московская, что стало доказательством духовного авторитета Русской Церкви и силы Русского государства. Царь Федор Иоаннович, с благословения константинопольского патриарха Иеремии, на торжественной церемонии выбрал из трех кандидатов достойнейшего – митрополита Московского Иова и вручил ему символ патриаршей власти – посох святого митрополита Петра. В Успенском соборе Московского Кремля после Божественной литургии владыку Иова трижды посадили на патриаршее место с пением «Ис полла эти, деспота!» 13 . Царь поднес первому русскому патриарху золотую панагию с драгоценными камнями «да клобук вязан бел с камением, с яхонты и с жемчуги, наверху площ золот чеканен, а на нем крест; по клобуку ж дробницы золоты чеканены». Деяния первых патриархов совпали со Смутным временем, с попыткой поляков уничтожить русскую государственность. Святитель Иов, не признавший Лжедмитрия, стал первым в череде русских патриархов – мучеников. Сторонниками самозванца он был схвачен в церкви во время молитвы, жестоко избит и заключен в Старицкий монастырь, где через два года умер. В то поистине Смутное время патриарх Иов показал силу своей воли, непоколебимую твердость и великую любовь к Отечеству. Продолживший борьбу с иноземцами патриарх Ермоген был заточен в темницу, где и скончался от голода и жажды, но перед смертью успел послать с верными людьми проклятие изменникам, «а вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить». Не единожды Русская Церковь во главе со своими святителями, жертвуя телом, но не духом, возглавляла спасение Родины от порабощения. Но только земля успокаивалась от пролитой крови, как Церковь , чуждаясь политики, становилась мирным богомольцем, привносящим в народ духовные заповеди, нравственные законы, миропонимание, красоту, память о прошлом, об обычаях и устоях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

НИКОЛО-БАБАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (см. также: О своей жизни, О своем здоровье). Утешительны виды Бабаевского монастыря! – Земля покрыта льдом и снегом – как мертвец, покрытый покровом из серебряного глазета; сельская повсюду простота и обычаи Руси, в которых что-то священное! 396 . ...Мне, кажется, суждено большую часть жизни провести в Петербурге. Если бы, по милости Божией, возвратилась хотя бы малейшая часть моего здоровья и можно бы было сколько-нибудь исправлять свои обязанности, то жизнь в Петербурге еще сносна. Но при постоянном лежании на постели нужен приют более спокойный. Здешнее местечко очень спокойно и уединенно; посетителей почти нет никаких. Воздух и воды чудные. Отец игумен с течением времени получает ко мне и особенную доверенность, и особенное расположение. Братия стараются один перед другим оказывать зависящие от них услуги... 406 . Бабаевский монастырь очень уединен, особенно зимой, а потому здесь ощутительно действуют бесовские брани, но Бог – Царь мира и Вседержитель, почему для предавшегося Богу бесовские брани не страшны, а способствуют к преуспеянию. 474 . На этой почте получил отношение из кабинета о выдаче мне в пенсию 3000 рублей серебром из Ярославского казначейства. Мне бы желалось из этих денег дать что-нибудь в монастырь, но и на устройство приюта с мебелью нужно больше этой суммы. Я не выхожу из комнаты и при строжайшей диете чувствую необыкновенное умножение крови. Здешнее уединение очень утешительно, оно производит спасительное влияние на душу, изглаживая мало-помалу воспоминания мирские. Что Богу угодно, то и будет с нами в нынешний трудный век! 480 . Благословен Бог, освободивший тебя от уз мира и дарующий тебе возможность приготовиться покаянием к переходу в вечность. Бабаевский монастырь есть весьма удобное место для такой жизни, с такой целью, с целью приготовления себя в вечность. Монастырь очень уединен не только зимой, но и летом. 492 . Мое здоровье – как и было. То поотдаст, то опять так прижмет, что поневоле начнешь думать о смерти. В моей спальне повесили густые ситцевые занавески, отчего эта келия приняла характер затворнической. Никогда помещением своим я не был так доволен! Иногда взглянешь на мои две комнатки – и они представляются как бы раем. Вообще положение мое на Бабайках самое соответствующее состоянию моего здоровья и душевному настроению, а потому и самое удовлетворительное. Заметно, что оно становится лучше и лучше! Это заставляет предполагать, что мы будем очень спокойны, когда пообживемся да устроимся, когда опасающиеся нас убедятся, что нечего опасаться. 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О Святом Причащении § I. Шла крестопоклонная неделя Великого Поста. В селе Приречном народ усиленно говел, готовясь к св. причащению. Настроение у всех было покаянное, молитвенное. Этим обстоятельством пользовались местные штундисты. Среди народа они распространяли кощунственные мысли о православном причащении. Говорили мужикам, что у православных «причастие» совершается не по Евангелию, а потому оно «без надобности»... Народ возмущался, но поделать со штундистами ничего не умел. Как раз в это время подъехал я в Приречное. Вопрос для нашей беседы определился сам собой: мы решили говорить о святом причащении тела и крови Христовых . Дали знать о том штундистам. Они согласились с нашим предложением. И вот мы сошлись на беседу в храм. Между штундистами не было выдающегося начетчика. Они просили «дозволить» говорить тем из их братий, которые почувствуют желание. Я «уважил» просьбу сектантов. Предупредил их лишь о том, чтобы они вели себя в храме благоговейно и прилично христианам. Пропели «Царю Небесный». С трудом вылез я из алтаря на амвон: так было много народа. Я стал говорить: – Братия, христиане! Св. Ап. Павел своему ученику Тимофею заповедал: «всё писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности...» ( 2Тим.3:16 ) Из этих слов Апостола убеждаемся, что всё писание составлено св. мужами по научению от Св. Духа; потому оно необходимо для христиан. Мы должны принимать не только все священные книги Библии ( Деян. 24, 14 ), но обязаны верить что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» ( Мф.5:18 ; ср.: Откр. 21, 1–27 ). Содержите ли вы, друзья, отпадшие от нас, такую веру в Слово Божие? – Содержим, содержим! – Зашумели сектанты. Один из них, портной Александр, более других грамотный и толковый сказал: – Насчет слова Божия вы нас не пытайте. Мы все священные книги принимаем и точно их храним. – Благодарю за это Господа, – ответил я. – Мне отрадно с вами побеседовать. Буду говорить о деле крайне нужном для всякого христианина. В Ев. Матфея читаем: «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). А в Ев. Луки к этой заповеди Господь добавил: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Итак, по Евангельской заповеди, едите ли вы Тело Христово и пьете ли Кровь Его, в воспоминание страданий нашего Господа? Сектанты переглянулись между собой; по общему согласию они выставили Александра отвечать. Тот сказал: – да, мы едим хлеб и пьем вино, в воспоминание страданий Христовых...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

О таинствах Церкви Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих ( Мф. 14:14–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:12–17 ; Ин. 6:1–14 ), умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой вместе с мироносицами могла радостно воскликнуть: «Христос воскресе!» Крещение означает смерть ветхого, грешного человека и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание : Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни ( Рим. 6:3–4 ). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. Так в Церкви Апостольской делается с апостольских времен ( Деян. 16:14–15, 30–34 ; 1Кор. 1:16 ). Отвратитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить, спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными? Таинством крещения мы разрываем связь с греховным прошлым, и душа входит в духовную лечебницу, называемую Церковью. А когда душа через крещение, как через двери, войдет в лечебницу, она уже в ней обретает все, что ей необходимо. Там миропомазание – печать дара Духа Святого. Там исповедь и покаяние для исцеления новых душевных ран. Там причастие, питающее душу самим Телом Христовым и Кровью Его. Там елеосвящение – молитвенное призывание Духа Святого на укрепление и освящение телесного храма человеческого и расслабленного жителя этого храма, души человеческой. Там великое таинство брака – чудо Божественного премудрого домостроительства. Там священническое рукоположение ради сохранения преемства апостольского служения и апостольской силы. Там и другие лекарства, и средства, с помощью которых всесильный Дух Божий лечит, утешает, ласкает и воздвигает души верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О том, что Бог обильно подает Свою благодать делающим Его дело, очевиднее всего свидетельствует пример святых апостолов. То, что двенадцать человек, простого происхождения и ремесла, без войска и богатства, без земного блеска и силы, смогли оставить свои дома и родных и отправиться в мир проповедать Христово Евангелие, то есть нечто совершенно новое и противоположное всему тому, что мир дотоле считал истиною и благом, - не может быть объяснено ничем, кроме Божией помощи. А смелость восстать против ложной учености ученейших, пагубного богатства богатейших и жестокой власти сильнейших мира сего - как бы простые рыбаки посмели и сумели это сделать, если бы Бог не питал их Своею мудростью, не защищал Своею силой и не вооружал Своим оружием? И, кроме того, они с неустрашимостью и выносливостью претерпели неслыханные муки и неописуемые унижения: их терзали и люди, и природные стихии; их заковывали в цепи; их преследовали насмешками и побивали камнями; их морили голодом в темницах; в узах их перевозили по бурным морям с одного края земли на другой; их бросали диким зверям, их усекали и распинали; они, двенадцать рыбаков, видели весь мир до зубов вооруженным против них - и воистину, о, воистину, они не могли не иметь некоей непобедимой таинственной помощи, некоей пищи, которая не кладется в уста, но питает, некоего оружия, которое не держат в руках и которое не видно для войска вражеского. Взволновав весь мир неслыханною проповедью о воскресшем Христе, о Боге, явившемся людям во плоти и снова вознесшемся в Свое Небесное Царство, и посеяв семя новой веры, новой жизни, нового творения, они ушли из мира сего. Но именно тогда земля начала воспламеняться от них: от их семени, от их слов, от следов их ног. Народы, гнавшие их, рассеялись по свету; империи, сопротивлявшиеся им, без сил поверглись в прах; дома, их не принявшие, превратились в развалины; вельможи и мудрецы, мучавшие их, пережили позор и отчаяние и умерли ужаснейшей смертью. А семя их взошло и расцвело; Церковь воздвиглась из их крови, на развалинах насильственных и лживых человеческих творений; принявшие их прославились; поверившие им и последовавшие за ними спаслись. О, как обильно питает Господь Своих посланцев! Как роскошно наделяет Своих верных сынов! Как, словно добрый воевода, вооружает Своих воинов!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Основывается это неверное мнение на выборочном и произвольном понимании слов ап. Павла об этом. Считающие так ограничиваются словами ап. Павла о ничтожестве идолов и о соблазне, но не учитывают всех слов Апостола и вообще Церкви об этом. Защитники вкушения (при отсутствии соблазна) идоложертвенного ссылаются на слова о том, что “идол в мире ничто”. Но, игнорируют линию мысли Апостола целиком. Дело в том, что мысль ап. Павла этими словами не ограничивается. Далее (в 10й главе) Апостол продолжает: “Убегайте идолослужения… Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской” (1 Кор. 10, 14–22). Т. е., даже понимая, что “идол в мире ничто”, (т. е. даже будучи совершенным в своих понятиях), Христианин тем не менее должен гнушаться идоложертвенной пищей как причастной бесов. Т. е. по причине недопустимости собственно общения. А не только по причине свидетельства и соблазна. И слова “Господня земля” оправдывают только вкушение без исследования, т. е. только возможное вкушение идоложертвенного по незнанию. Апостол учит, что не надо исследовать, является ли пища идоложертвенной, и если Христианин, не зная об идоложертвенном статусе пищи, вкушает её, то не согрешает. Ибо “Господня земля, и что наполняет ее”. Но, эти слова, и вообще повеление Апостола не исследовать, не дают оснований для заведомого вкушения идоложертвенного. Иначе, возникает противоречие со словами самого же ап. Павла об общении через идоложертвенное с бесами (1 Кор. 10, 14–22). Которые теряют смысл, если дело только в свидетельстве и соблазне. И с определением Апостольского Собора в Иерусалиме, который однозначно запретил идоложертвенное. “Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда…” (Деян. 15, 28–29).

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-upotre...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010