Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - проповеди - СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста " ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ " ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста " ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ " 13 (26) марта 1995 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Приидите вернии Животворящему Древу поклонимся... " - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: " ...Я есмь путь и истина и жизнь... " (Ин. 14, 6). Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста. Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взрощено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу, - претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери. Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.

http://zavet.ru/ioannkr03.htm

Беседа о кресте и распятии Господнем. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Мы совершаем сегодня, возлюбленные, праздник и торжество, так как Господь наш пригвожден ко кресту. Не удивляйся, что мы празднуем, тогда как это событие прискорбно; таково все духовное: оно бывает противно обычаю человеческому. Дабы тебе точно знать это, вот крест прежде был именем осуждения и наказания, а теперь стал предметом почтенным и вожделенным: прежде крест был орудием позора и казни, а теперь стал источником славы и чести. А что крест действительно есть слава, послушай Христа, Который говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Ин. 17:5 ), называя славою крест. Крест – глава нашего спасения; крест – причина бесчисленных благ. Чрез него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными, теперь приняты в число сынов; чрез него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; чрез него мы, прежде покланявшиеся деревам и камням, теперь познали Создателя всех; чрез него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; чрез него земля наконец сделалась небом. Он освободил нас от заблуждения, он привел нас к истине, он устроил примирение между Богом и людьми; он, извлекши нас из глубины порока, возвел на самую вершину добродетели, он истребил бесовское заблуждение, он уничтожил обольщение. Чрез него уже не стало дыма, смрада и пролития крови бессловесных животных, но везде – духовные служения, песнопения и молитвы; чрез него бесы обращены в бегство, чрез него диавол изгнан, чрез него человеческое естество стало соревновать жизни ангельской, чрез него девство водворилось на земле, потому что с того времени, как пришел Родившийся от Девы, естество человеческое узнало этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во тьме; он примирил нас, враждовавших (с Богом); он сделал близкими нас, бывших далеко; он сделал своими нас, бывших чужими; он сделал гражданами неба нас, бывших странниками; он сделался у нас прекращением войн, он стал для нас опорою мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения , Миропомазания , Покаяния , Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве Причащения, его смысле, о том, как подготовиться к этому Таинству и как сохранить те дары, которые христианин получает в Причащении. Для того каждый из нас и крещен – кто в детстве, кто сознательно приступил к очистительным водам в зрелом возрасте, – чтобы иметь доступ к самому великому Таинству: Причащению Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя под образом хлеба и вина. Как замечательно, что это средоточие жизни Церкви, о котором мы ежедневно молимся в молитве Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – именуется по-гречески Евхаристией – «благодарением». Это значит, что в ответ на Божественную любовь, явленную в воплощении Сына Божиего, Его восхождении на Крест, Воскресении из мертвых, в ответ на все бесчисленные благодеяния Творца, Искупителя и Судии нашего мы призваны благодарить Его, участвовать в Таинстве благодарения, в святой Евхаристии. Как об этом предсказывал еще за 1000 лет до Христова Рождества пращур Спасителя царь Давид : «Что воздам Господеви моему? – Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 3–4). Итак, Таинство Причащения – это та несущая конструкция мира, та вертикаль, благодаря которой небо и земля стоят на их основаниях. До самого часа Второго Пришествия Господа Иисуса Христа Божественная Литургия будет совершаться милостью Божией в недрах Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. И даже в тяжкие времена гонений верные будут иметь возможность вкушать эту божественную снедь. Никакой ученый ум, никакие внешние исследования, никакие хитросплетенные рационалистические размышления и рассуждения никогда не сумеют постигнуть тайны Святой Евхаристии: как, каким именно образом предложенные хлеб и вино на Тайной вечери Искупителя – Божественной Литургии – претворяются, прелагаются в Его Пречистое Тело и Кровь? Но Церковь несомненно верует в это Таинство, совершаемое силою Духа Святого по Христову учреждению, апостольской традиции, при участии пастырей и пасомых, архиерея и его словесного стада, ежедневно, до скончания века.

http://pravoslavie.ru/91701.html

Глава 19 Жертва рыжей телицы. Чис.19:1 .  И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: Чис.19:2 .  вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, [и] на которой не было ярма; Для очистительной жертвы употреблялась рыжая телица, так как багряный цвет символизует греховную нечистоту человека. В кн. пророка Исаии ( Ис 1.18 ) говорится: «Если будут грехи ваши как багряное, – как снег убелю». По предположению блаж. Феодорита, цвет жертвенной телицы мог указывать также на материал (красная земля), из которого было создано тело первого падшего человека (Толк. на кн. Чис., вопр. 35). Назначено было животное женского пола, вероятно, потому, что женский пол, как пол рождающий, наиболее ярко мог выразить идею духовного возрождения от греховной смерти. «Без порока, у которой нет недостатка», по общему правилу для жертвенных животных. «На которой не было ярма» и которая, следовательно, до принесения в жертву Господу не была в услужении у человека. Чис.19:3 .  и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана [на место чистое], и заколют ее при нем; Чис.19:4 .  и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз; Чис.19:5 .  и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут; Чис.19:6 .  и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу; Чис.19:7 .  и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера. Чис.19:8 .  И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера; Чис.19:9 .  и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех; Чис.19:10 .  и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Договор в Русском героическом эпосе: правоприменительная практика 22.05.2023 577 Время на чтение 10 минут «Тут Владимир князь да стольнокиевский брал-то книгу он посыльную, да и грамоту ту распечатывал, и смотрел, что в грамоте написано, и смотрел что в грамоте да напечатано» (былина «Илья Муромец и Калин-царь») Центральным, стержневым местом Былины является бой, единоборство нашего героя с противником. Но Русские богатыри не только сражаются со своими врагами на поле брани, они, при необходимости, могут с ними и договариваться, заключать «заповедь великую». Русское отношение к понятию договора и элементы дипломатического этикета в былинах можно увидеть в сюжетах следующих произведений: «Добрыня и Змей», «Добрыня и Настасья», «Илья Муромец и Калин-царь», ряде других. Рассмотрим договорные отношения на примере былины «Добрыня и Змей». Но вначале немного о самой былине. Эта былина содержит несколько мотивов, помимо основного — змееборства. Интересное замечание по этому поводу сделал советский ученый, выдающийся фольклорист XX века, В.Я. Пропп. Он сказал, что «мотива змееборства нет у народов еще не образовавших государства» (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2021, с. 327). И действительно, в этой былине представлено немало Христианской символики, которая оказывается в формирующемся героическом эпосе после судьбоносного принятия Православной веры Русским народом: крещальная рубашка, «колпак земли Греческой», нательный крест. Причем нетленное оружие, Крест Христов, в этой былине проявляется и в прямом и в переносном смысле — на нательном кресте Добрыни был булатный нож. Кроме того, в ходе битвы со Змеем Добрыня получает помощь: голос «с небес» дает ему ценные рекомендации как правильно поступить, и один из таких советов — ударить копьём в землю с заветными словами-просьбой к Матери сырой-земли принять огромные потоки змеиной крови, отсылает нас к Чуду Архангела Михаила в Хонех. С самого начала былины «Добрыня и Змей» мы узнаем, что между Русскими и Змеем идет война. Мы не знаем когда она началась, но понимаем, что идет она давно. Её ход сложно назвать благоприятным для Русских, их земля подвергается опустошительным набегам и многих людей враг уводит в полон.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина Имена лауреатов 2020 года 29.12.2020 851 Время на чтение 7 минут 10 декабря 2020 года Комиссия по присуждению премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста, Центра Федора Ушакова и ИИПК «Ихтиос», подвела итоги предложений на соискание премии от 97 издательств и творческих организаций, представивших 296 книг 2019-2020 гг., и по результатам работы объявила имена лауреатов 2020 года, сообщает наш корреспондент. В работе комиссии приняли участие председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, Народная артистка РБ Т.Ю. Петрова, Народный артист России М.И. Ножкин, Народный художник России С.М. Харламов, секретарь Союза писателей России Г.П. Ивлиев, депутат Государственной Думы РФ С.А. Гаврилов, председатель Совета директоров ИИПК «Ихтиос» С.В. Исаков, критик Л.Г. Баранова-Гонченко, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького В.М. Гуминский (председатель Комиссии), критик и литературовед А.В. Фоменко, председатель правления Художественного фонда «Бородино» В.А. Лапкин, председатель Духовно-просветительского фонда святителя Иоанна Златоуста В.В. Володин, кандидаты филологических наук Г.С. Баранкова и А.С. Евтихиева, доктор филологических наук С.А. Небольсин, доктор философских наук Ю.П. Буданцев, главный редактор журнала «О Русская земля» М.В. Ганичева, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, профессор МГУ С.В. Перевезенцев, главный редактор журнала «Новая книга России» С.И. Котькало, главный редактор газеты «Российский писатель» Н.И. Дорошенко, доктор исторических наук И.Т. Янин, доктор технических наук, профессор С.И. Кузнецов, доктор экономических наук И.И. Яншин, доктор юридических наук А.Н. Яковенко. «Поэзия» Сергей Постолов (Белгород) за книгу стихов « В моей крови великий век». Владимир Хомяков (Сасово) за стихи и песни последний лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/29/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Великом посте Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   03:18 29.03.2024 2992 Время на чтение 6 минут В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины, и не уклоняясь ни на право, ни на лево, идя путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. ...Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. История про Великий Пост и сочный окорок  Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или царство небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные - должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Одесским мученикам 01.05.2022 1907 Фото: из открытых источников                               ОДЕССКИМ МУЧЕНИКАМ   Город южный пылает у моря, Город лёгкий, весёлый, привольный. И огромное страшное горе Топчут те, кто разбоем довольны.   Вот несутся уже автозаки. Уцелевших с пристрастием судят. Эти страшные новые знаки Чьё-то сердце, быть может, разбудят.   Привели на поля чужестранцев, Дали в руки знамёна громилам. Украина , отдай новобранцев Этим тёмным зовущим могилам.   А цена небольшая – кредиты И возможность принизить Россию. Всех мастей упыри и бандиты Так судили и судят Мессию.   МАРИУПОЛЬ ПОДВИГ   Пока ещё цветут растенья И птицы улетают в небо, На нас глядит он в изумленье, Шагнув куда-то вдаль и небыль.   Освобождая Мариуполь, Он пал геройски. Волны моря Отхлынули. Идут на убыль, Превозмогая наше горе.   Всё дальше улетают птицы, Как будто бы ища свободу. Закат в крови течёт, струится. Всё предвещает непогоду.   Земля готова пробудиться, Забыв про распри и сомненья. Где Свет во тьме сумел пробиться, Там наступает Воскресенье. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Ответ на 1, art.marianna: Сейчас на Украине развелось много католических церквей, сект, чуждая православию идеология! Видимо, отсюда и исходят напасти на страну, которую ввели в католицизм, неофашистскую идеологию. В том-то и дело, что этих сект, католицизма, колдунов и другой ереси там было во множестве уже давно. И народ часто, не разбираясь, ходил туда, где поближе. Говорили, что Бог везде. Вывод делаю следующий: надо следить за тем, чтобы в России не развелась эта нечисть. Должна быть от РПЦ широкая пропаганда с разъяснениями, чем отличается благодатная наша Церковь от всех других нечестивых верований. Ведь и у нас нагло действуют родноверы-язычники, да и другого достаточно. Кстати, родноверие базируется на приятной для человека теории, что это древняя наша вера, от которой грех отказываться. Особенно важно, чтобы эти знания получали военнослужащие всех видов войск. И, конечно, печально отсутствие в школах такого предмета, как ОПК.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символ Нового Завета 04.08.2009 551 Время на чтение 8 минут Иисус же опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля сотряслась; и камни рассеклись. Мф. 27, 50-51 Иисус же, возопив громко, испустил дух. И завеса в Храме разодралась надвое сверху донизу. Марк 15, 37-38 И померкло солнце, и завеса в Храме разодралась по середине Лк. 23, 45 Усилившиеся в последнее время на либеральных сайтах нападки на русский флаг, составляющий цвета черно-золото-белый, заставляют, как это зачастую происходит, внимательнее отнестись к этому незаслуженно забытому символу. Какой только бранью его не «украшают»: и «фашистский», и «черносотенный» и малюют двуглавого орла с отрезанными головами и крыльями. Данная заметка не претендует на серьезное научное исследование, но приглашает к диалогу историков и богословов. Итак, в эпиграфе - выдержки из трех Евангелий. Обращает на себя внимание последовательность повествования, как бы определяющая значимость событий, происходящих на Голгофе, в момент, который лежит в основе нового этапа исторического развития, воспитывающего и ныне мировоззрение сотен миллионов людей, настраивающее их на взаимодействие с Творцом. В повести, заботливо предупреждающей, что за каждое слово человеку придется давать ответ, не может быть чего-либо случайного или пустого. Посему, что заставило святых апостолов обозначить сразу после исхода души Спасителя разодравшуюся завесу? Разве у Креста не было для внимания более драматичного сюжета - например, непомерное горе Матери, Пресвятой Богородицы, видящей страшное мгновение физической смерти Сына в земном поту и крови или сокрушение от беспомощности любимого ученика и смятение любящих Господа. Но святой взгляд евангелистов направлен на некую завесу в храме. В чем важность этой детали? В 2000 г. мне довелось на Пасху быть в Палестине. В ожидании Благодатного огня, беседуя с израильтянами, я узнал, что представители ортодоксального иудаизма признают лишь два цвета - черный и белый - как основные в своем вероисповедании. И выражают эти и только эти цвета в своих одеждах! Они - как я выяснил - ветхозаветные, по сути языческие символы, отражающие единство и равновесие сил добра и зла. Возможно, именно эту завесу как символ единой ткани Вселенной (по мнению иудеев) и рассек Дух Спасителя, разъединив таким образом добро и зло и проложив свой фаворский свет между ними, отделив тьму от света золотом своего пути от земного к небесному (Я - есть Путь).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собственность, ресурсы, землепользование Редакторская статья из нового номера журнала «Трибуна русской мысли» 2010 г.) 13.02.2011 1022 Время на чтение 15 минут В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается. В.В.Розанов Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию . Святитель Иоанн (Максимович) О, как бы я хотел жить по слову старца Никодима Святогорца, который заповедовал: «слушай, что говорит св. Василий: да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей, и сотами меда сказание мужей преподобных ; внемли тому, что вещает пророк Давид: поведаша мне законпреступницы глумление, но не яко закон Твой, Господи (Пс. 118, 85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и научать их, и ничего в мире не хоти знать, кроме Господа Иисуса Христа и Сего распята (1 Кор. 2, 2), кроме Его жизни и смерти, и кроме того, что Он требует от тебя» . Но, увы, мы вновь и вновь вынуждены браться за поиски решений проблем современной российской государственности, порой вступая на путь рассуждений, далекий от того, что заповедовал нам старец Никодим. Этот путь зачастую обрекает нас на «вкушение горьких мирских вестей» и отдаляет нас от «сот меда сказаний мужей преподобных» , но сойти с этого пути мы не вправе, ибо наш журнал (православной интеллигенции) не вправе молчать , видя, что государственность в России строится по совершенно чуждым её истории и традициям принципам. В этом выпуске мы беремся рассмотреть тему «Собственность, ресурсы, землепользование» , которая, увы - далеко не «мед», ибо все три понятия, входящие в название темы, связаны с проблемами, из-за которых на протяжении всей истории человечества Земля полыхает в пожарищах войн и залита реками крови. Говоря о социальных и экономических проблемах России, мы, методично - из выпуска в выпуск, показываем, что причина неэффективности их решения кроется не в недостатке соответствующих моделей, теорий и концепций, а в том, что почти ни в одной из них не учитываются социокультурные и психологические особенности русского народа, его - история и традиции.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/14/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010