Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1917 г. Скачать epub pdf Тревожные ожидания последних времен «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ) «Времени уже не будет...» ( Апок. 10:6 ) Последний день года напоминает последний день мира; Новый год – ту таинственную грань, которая отделит время от вечности, когда откроются новое небо и новая земля, когда обновится вся тварь, когда, словом, наступит вечность и, по слову Божественного откровения, «времени уже не будет» ( Апок. 10:6 ). Сознательно или бессознательно в душе человека, в самой глубине этой души, таится тревожное ожидание этой неизбежной перемены с тою разницей, что человек верующий со страхом и трепетом помышляет о Страшном суде Божием, предавая себя всецело в руки милосердия грядущего Судии и приуготовляя себя покаянием; а человек грешный старается всячески себя уверить, что там, на границе времени и вечности, ничего не будет, что смертию все кончится, а потому – будем есть и пить, ибо завтра умрем, будем наслаждаться земными благами, пока можем, пока живы, а там – будь что будет! Во дни великих бедствий, когда, кажется, само небо гремит грозою гнева Божия, когда колеблются царства, льются потоки крови на полях брани, земля орошается слезами вдов и сирот, когда повсюду слышатся стоны страдальцев-воинов и скорбные жалобы обиженных, – в такие дни, как это давно замечено, усиливается ожидание Второго Пришествия Господа Судии праведного, и самые бедствия считаются признаками близости скорого исполнения времен. Мысль о Страшном суде Божием есть одно из спасительных средств прогонять от себя греховные помыслы и желания. И дай Господи, чтобы каждый верующий постоянно носил ее в сердце своем вместе с молитвою к Господу о помиловании; всякого бо ответа на сем Страшном судищи недоумеющи, сию молитву яко Владыце грешнии будем в сердце носить: помилуй нас! Но врагу рода человеческого ненавистно, что верующие люди останавливаются на сей спасительной для них мысли: они стараются отвлечь от нее человека, а поскольку верующая душа не хочет с нею расстаться, сознавая, как она охраняет ее от греха, то враг незаметно пытается подменить ее другою, якобы подобною ей: «Когда будет Пришествие Христово?» И вот люди начинают, присматриваясь к событиям, видеть в них признаки не только близости Пришествия Господня, но начинают точнее высчитывать год, месяц, – готовы даже угадать и самый день сего всемирного события.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf 13. Св. апостол Матфий Св. апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» ( Лк.2:25 ). Христос явил Себя открыто миру, стал учить народ и творить чудеса, и Матфий последовал за Ним. Матфий веровал, что учение Христа – учение не человеческое, что чудеса Его – действие силы Божией, что Сам Он – великий посланник Божий. Видя внутренние движения Матфия, Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70-ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов ( Лк.10:1 ). Таким образом Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел Его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо ( Деян.1:21–23 ). После вознесения Господа на небо Матфий был причислен к лику 12-ти апостолов вместо отпадшего из числа их Иуды-предателя. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, св. апостол Петр стал посреди учеников и обратился с такими словами к собранию верующих: Братия,– говорил он, – надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас, и ему предназначено было проходить то же служение; но ему захотелось приобрести землю ценою, добытою неправдою, – и когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так как земля та на отечественном их наречии названа «акелдама», что значит – «земля крови». Между тем, в книге псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс.68:26 ), написано еще: достоинство его да приимет другой ( Пс.106:8 ). Итак, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем об Его Воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой к Господу. «Господи, сердцеведче всех, – молились они, – покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда»… Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику одиннадцати апостолов ( Деян.1:15–26 ). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Святого, нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1:7 ). ...времени уже не будет ( Откр.10:6 ). Последний день года напоминает последний день мира. Новый год – ту таинственную грань, которая отделит время от вечности, когда откроются новое небо и новая земля, когда обновится вся тварь, когда, словом, наступит вечность и, по слову Божественнаго Откровения, «времени уже не будет» ( Откр.10:6 ). Сознательно или бессознательно в душе человека, в самой глубине этой души, таится тревожное ожидание этой неизбежной перемены с той разницей, что человек верующий со страхом и трепетом помышляет о Страшном суде Божием, предавая себя всецело в руки милосердия грядущего Судьи и приуготовляя себя покаянием. А человек грешный старается всячески себя уверить, что там, на границе времени и вечности, ничего не будет, что смертью все кончится, а потому – будем есть и пить, ибо завтра умрем. Будем наслаждаться земными благами, пока можем, пока живы, а там – будь что будет! Во дни великих бедствий, когда, кажется, само небо гремит грозой Гнева Божия, когда колеблются царства, льются потоки крови на полях брани, земля орошается слезами вдов и сирот, когда повсюду слышатся стоны страдальцев-воинов и скорбныя жалобы обиженных, в такие дни, как это давно замечено, усиливается ожидание второго пришествия Гопода, Судии праведнаго, и самые бедствия считаются признаками близости скорого исполнения времен. Мысль о Страшном суде Божием есть одно из спасительных средств прогонять от себя греховные помыслы и желания. И дай Господи, чтобы каждый верующий постоянно носил ее в сердце своем вместе с молитвой к Господу о помиловании. «Всякаго бо ответа на сем страшном судищи недоумеющи, сию молитву яко Владыце грешнии будем в сердце носить: помилуй нас!» Но врагу рода человеческого ненавистно, что верующие люди останавливаются на сей спасительной для них мысли, он старается отвлечь от нее человека. А поскольку верующая душа не хочет с ней расстаться, сознавая, как она охраняет ее от греха, то враг незаметно пытается подменить ее другой, якобы подобной ей: «Когда будет пришествие Христово?» И вот люди начинают, присматриваясь к событиям, видеть в них признаки не только близости пришествия Господня, но и начинают точнее высчитывать год, месяц, готовы даже угадать и самый день сего всемирнаго события.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Собор Щелковских новомучеников «Кровь мучеников – семя христианства» – эта фраза, ставшая уже афоризмом, принадлежит великому христианскому учителю II века Тертуллиану. Ее пророческая гениальность заключается в том, что, сказанная на заре христианской истории, она подтверждена опытом всей последующей истории Церкви, в каком бы веке и в какой бы стране она не совершалась. Повсюду, там, где мученически проливалась кровь христиан, эта кровь становилась плодотворным семенем, из которого в дальнейшем произрастали обильные плоды. Чем больше христиан гнали, тем больше их становилось. Церковь гонимая не исчезала, как это замышляли гонители, а преображалась в Церковь цветущую. Так было в Византии. Римская империя гнала христианство, Византийская империя – преемница Римской – его возвеличила. Так было и в нашей стране. России этот опыт достался уже в XX веке. Тогда вся наша русская земля была окрашена в красный цвет, в цвет крови мучеников. И тогда казалось, что близок уже конец христианства на Руси. Однако теперь, когда мы из XXI века оглядываемся на век XX, мы видим, что прав был Тертуллиан, и для нашей страны те огненные испытания стали временем духовного посева, который совершали христианские мученики. Только засевали они землю не растительным семенем, а поливали ее своей кровью, чтобы христианская вера преумножалась на их родной Руси. И сегодня мы видим, что этот их жертвенный труд вполне оправдал себя, ибо никогда еще в России Церковь не жила в таком привилегированном положении, как сегодня, никогда еще ранее не переживала такого расцвета. Перепись 1937 года показала, что, несмотря на массовые репрессии в отношении духовенства, веру искоренить не удалось Этому великому подвигу наших предков причастна и подмосковная Щелковская земля, которая участвовала тогда в общем посеве и даровала всей Церкви новомучеников Щелковских. Новомученики Щелковской земли, общая память которых совершается в четверг первой седмицы Петрова поста, пострадали в 30-е годы XX века во время второй волны сталинских репрессий.

http://pravoslavie.ru/154245.html

1. Кто говорит другому: то делай, а этого не делай, говорит, конечно, человеку, который может то сделать, а это не сделать. Но кто говорит это к такому, который не может ни того, ни другого, тот не всуе ли говорит такие слова? Сказал Господь ученикам Своим: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Итак, первое, что дано, это есть очищение и сила чрез святое Крещение. И потом уж говорит Господь: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ). Итак, всякий, кто, не укрепившись прежде силою святого Крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою святого Крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй есть и слепец. Ибо прежде надлежит его укрепить в духе благодатию Христовою, очищающею душу чрез святое Крещение, и тогда уже давать исполнять и заповеди. Ибо как возможно, чтобы земля, исполненная терний и волчцов, прияв чистое семя, не заглушила его? Но божественное Крещение Христово имеет великую силу – тех, которые не крещены и удободвижны на зло, делать неподвижными на зло, как только окрестятся. Или если и не делаются они тотчас такими неподвижными, но всячески делаются неудободвижными. Это и есть знамение силы, какая приемлется от святого Крещения. Оно делает их еще удободвижными на добро, как бы ангелами, сильными крепостию, творящими волю Божию ( Пс.102:20 ). По сей же причине Христос Господь даровал и божественную Кровь Свою, чтоб верующие в Него причащались ее, и чрез то делались причастными божественного естества, как причащающиеся Божией Крови, и потом, как уже божественные и имеющие крепость божеской силы, чтоб жительствовали по совершенному закону Евангелия Христова и творили волю Божию, как сильные крепостию. Если теперь верующий во Христа и исповедающий Его, после того как укреплен стал такою силою и получил возможность творить закон Христов, презрит его и не станет жить по воле Божией, то да ведает таковый, что он отрекся от Христа, как, по слову Апостола, Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнивший ( Евр.10:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

350. Утешение у яслей Христовых Слава в вышних Богу, и на земли мир... Лк. 2:14 И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его... Мф. 2:16 Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечного Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове ( Лк. 2:11 ). Но когда мысль наша, отвлекаемая от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начи­нает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир? где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не пре­рывают ужасных битв: на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенные мир и благоволение? Да не смущается сердце ваше. Глаголет Богомладенец от яслей Своих всем верующим в Него: зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти. Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны – царь Ирод и весь Иерусалим, с дру­гой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами бесчеловечного Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14 000 малюток. Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Зако­нодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

381. Слово во Святой и великий пяток (Говорено в придворной соборной церкви, в присутствии Их Величеств Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны и Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Императорских Высочеств Государей Великих Князей и Государыни Великой Княжны в 1812 году; напечатано отдельно). 1812 Дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, обаче себе плачите и чад ваших. ( Лyk. XXIII. 28 ). Ах, утеха Израилева! так ли ты утешаешь Израиля? Муж болезней из Врача душ и телес, Агнец среди волков из Пастыря заблуждших овец, Судия осужденный преступниками, Царь славы поруганный рабами, слово умолкающее, свет угасающий, сый воскрешение и живот, но умирающий и погребаемый – о Тебе ли не плакать? О чем же сетует небо, содрогается земля и камение воздыхает? Неужели сей есть «день твой», который Авраам, отец наш, «рад бы был... видеть, ...и виде, и возрадовася» ( Uoah. VIII. 56 )? И теперь ли нам плакать о себе самих? Если бы весь Израиль, если бы весь род человеческий, если бы весь мир погибал теперь, – сего мог бы не приметить взирающий на Богочеловека страждущего. Стоит ли неизмеримость творения единой капли крови Твоей, стоят ли все времена и лета единой минуты скорби Твоей, Иисусе! Но я забываюсь. Я не пришел препираться с Тобою о любви Твоей, довольно уже препираемый и попираемый злобою, Человеколюбец! Я пришел возвестить волю Его вам, сопровождающие Его в пути креста и гроба, дщери нового Иерусалима, души христианские! Он видит благочестивую скорбь вашу – и в ней самой открывает для вас источник исцеления. Он хощет, чтоб из созерцания крестной смерти Его вы почерпали вкупе и сладкое утешение и спасительное сокрушение. Утешение о Нем: «не плачитеся о мне». Сокрушение о себе: «себе плачите и чад ваших». Повинемся нашему кроткому Наставнику в сии наипаче минуты, когда Он так мало имеет повинующихся. Что такое заставляет нас плакать при виде страдания и смерти? Если разрушение находится в законах бытия, то почему действие природы ужасно для самой природы? Если бессмертная душа возмущается тлением, как противным существу ее – почему более поражает ее преходящий образ тления, нежели бессмертие существенное и неотъемлемое? Будем внимательнее к самим себе, и мы приметим, что болезни смертные отзываются иною предшествующею им болезнию человеческого естества – болезнию «греха», который «рождает смерть» ( Uak. I. 15 ). Убо где грех теряет свою силу, там должно притупиться и болезненное жало смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Слово в неделю Сыропустную Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   01:07 09.03.2019 878 Время на чтение 6 минут Егда поститеся, не будите якоже лицемерии сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Мф. 6, 16). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. С завтрашнего дня наступает великая Четыредесятница, или Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что несть Царство Божие брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные, должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мipa имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мipa, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/09/...

А.В. Попов Поучение в праздник Рождества Христова Кто, братие, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто св. Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук.2:14 ). Этим церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости. И в самом деле, от самого грехопадения прародителей наших вплоть до пришествия Христова не было на земле истинного мира: человек не имел мира ни с Богом, ни с людьми, ни с самим собою. Своим грехом человек прервал мир с Богом, ибо кое общение правды Божией с неправдою человеческою, света с тьмою? Люди падшие в очах Божиих были чада гнева, сыны противления ( Ефес.2:2–3 ); жертвы и приношения их Господь не восхотел и всесожжений о гресе не благоволил; невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи ( Евр.10:4–5 ). Не имея мира с Богом, люди не имели мира и между собою. Это не были братья, дети одного отца; это были враги, все свои помыслы направлявшие к тому, чтобы господствовать друг над другом: одно царство покоряло другое, и один народ угнетал другой; повсюду были брани и слышания бранем, под тяжестью коих стоном стонала окровавленная земля. А раз не было у людей мира ни с Богом, ни между собою, то не могло быть мира и в их душе: совесть немолчно обличала падшего человека за отступление от закона: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах; озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:4,5,7,9 ), так взывал Псалмопевец. Лучшие язычники также чувствовали отсутствие в душе своей мира и, не имея сил водворить его там, впадали в глубокую тоску и отчаяние. Но вот является в мир давно жданный и желанный Князь мира и мира его несть предела ( Ис.9:6–7 ). Христос умиротворяет всяческая: Он примиряет людей с Богом; научает, что все они братья, дети одного Отца небесного и посему должны любить друг друга; вносит также в душу человека мир и радость. Посему ангелы при самом рождении Его уже воспевают мир на земли и в человецех благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Александр Шморель: Я выполнил свою миссию в этой жизни 30 последних листовок студенческого сопротивления “Белая Роза” 9 мая, 2017 30 последних листовок студенческого сопротивления “Белая Роза” Листовки будущего святого Александра Мюнхенского не были политическими лозунгами. Они были прежде всего обращениями к христианам, к их совести. В 2017 году исполняется сто лет со дня рождения и пять лет со дня прославления РПЦЗ в лике местночтимых святых Александра Шмореля, святого Александра Мюнхенского. Выходец из Оренбурга, немец по крови, православный по вероисповеданию, Шморель – герой немецкого студенческого Сопротивления «Белая роза». 7 мая одной из площадей в Раунхайме, земля Гессен, присвоят имя Святого Мученика Александра Шмореля. Она пополнит длинный список площадей и улиц, носящих имена участников группы «Белой розы». Как немцы относятся к православному святому? Каково сегодня отношение жителей Германии к студентам-антифашистам? Святой из нашего двора Конец апреля. Сакура в цвету. Площадь перед университетом Людвига-Максимилиана в Мюнхене будто сахарной пудрой припорошена снегом. Рано, не по-московски, бьет фонтан. Ветер настойчиво сдувает струи, которые разлетаются сотнями брызг. Такими же брызгами на брусчатке, как будто только упав, лежат бронзовые листовки. Они набраны мелким машинописным шрифтом, кажется автор боялся, что бумага не вместит мысли, которые нужно успеть сказать. Это памятник студентам-антифашистам. «Студенты разбрасывали свои листовки прямо во дворе. А сдал их университетский дворник», — об антифашистском движении мюнхенских студентов «Белая роза» по дороге к музею мне рассказывает моя сестра, Ядвига. Она давно живет в Германии, сама католичка и недавно на сайте ассоциации четырех католических церквей, к которой принадлежит, обнаружила заметку знакомого прихожанина Удо Герлихера «Святые, блаженные и мы». В статье говорится, что у них в районе когда-то жил один из участников «Белой Розы», православный святой русского происхождения Александр Шморель. Вторая студенческая рота, куда прикомандировали Шмореля по законам военного времени осенью 1940 года, размещалась в помещениях начальной школы на улице Бергманнштрассе. Здесь он распространял листовки «Белой Розы». «И в этой самой школе четыре года училась моя дочь Сара», — рассказывает сестра.

http://pravmir.ru/aleksandr-shmorel-ya-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010