2. 1. С. 48, 89–93; Барсов. Сборник действующих постановлений. С. 163–166; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 313 и след.; ПСЗ. 24. 17958; 28. 21775; 38. 29711. Киевский митрополит Самуил Миславский также составил после 1783 г. инструкцию благочинным (Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1877. 2. С. 23). Митрополит Филарет Дроздов в 1866 г. выступал против избрания благочинных (Собрание мнений. 5. 2. С. 809–811). Теодорович Т. Современные задачи православного прихода. Варшава, 1907. С. 39 и след. (в защиту принципа выборности благочинных). 892 2 ПСЗ. 1. 694; 3. 2470. Ст. 1; 11. 8953; Устав духовных консисторий (1883). Ст. 65–67; Самуилов, в: ПБЭ. 2. Стб. 683–711. 893 Архим. Мелетий. Церковный Собор в Тобольске при митр. Филофее (1702), в: Прав. соб. 1875. 1. С. 434–461; решения Собора – там же. С. 451–461. 894 ПСЗ. 24. 18273; Устав духовных консисторий (1883). Ст. 64; инструкцию от 1797 г. см.: Барсов. С. 162. См. также ниже § 23. 895 2 ПСЗ. 40. 42742; Барсов. С. 189–200. 896 Филарет. Собрание мнений. 2. С. 91, 93–107; Барсов. С. 177–189; ПСЗ. 39. 29853; 2 ПСЗ. 2. 1145; 53. 58132; Устав духовных консисторий (1883). Ст. 80. См. в изд. 1912 г. (изд. М. Н. Палибина) о позднейших законоположениях относительно обеспечения вдов и сирот. См. также ниже § 16. 897 Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. СПб., 1901. С. 640; Чижевский. С. 19. 898 О церковноприходских школах см. в т. 2, а также: Чижевский. С. 20–22. 899 О епархиальных и приходских братствах см. в т. 2. 900 Об истории архиерейских домов в XVIII в. см.: Покровский. Казанский архиерейский дом. Казань, 1906; Попов. Арсений Мацеевич (1912); Шпачинский; Завьялов (см. библиогр. к § 10). С. 190 и след. 901 Завьялов. Ук. соч. С. 208 и след.; Попов. Ук. соч. С. 99; Покровский. Казанский архиерейский дом. С. 372–381. 902 Попов. С. 127; ср. § 15–16. 903 Завьялов. С. 208 и след., 220 и след.; ПСЗ. 15. 11481. Ст. 5; см. выше § 10. 904 Архиерейский дом, в: ПБЭ. 2. Стб. 45–47; Устав духовных консисторий (1883). Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

ГА ВО, ф. 496, оп. 1, 14832, л. 174 об. – 175; 14957, л. 86–87. ГА ВО, ф. 496, оп. 1, 14699, л. 256 об. В этой ведомости о монахах и послушниках Белавинской пустыни, подписанной Екзакустодианом, в графе о поведении, отмечено, что Михаил «поведения очень хорошаго, к послушаниям способен и усерден». ГА ВО, ф. 522, оп. 1, 41, л. 3 об. – 4. Как член комитета Православного миссионерского общества он отмечен в 1880–1884 гг., вносил по 4–6 рублей (Вологодские епархиальные ведомости. 1880. Прибавления к 11. С. 237; 1882. Прибавления к 11. С. 249; 1883. Прибавления к 14. С. 254; 1884. Прибавления к 11. С. 231). ГА ВО, ф. 522, оп. 1, 47, л. 2; 51, л. 1–4 (подробный послужной список Екзакустодиана с 1859 по 1880 гг.). Палладий (Раев; 1827–1898 гг.), в 1866 г. хиротонисан во епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургского, в 1869–1873 гг. епископ Вологодский, в 1873 г. переведен в Тамбов, в 1882–1887 гг. архиепископ Казанский и Свияжский, в 1887–1892 гг. экзарх Грузии, затем митрополит Петербургский и Ладожский и первенствующий член Святейшего Синода. См. о нем: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. Стб. 268, 734; Вологодские епархиальные ведомости. 1873. Прибавления к 14. С. 505–511; 1899. Прибавления к 3. С. 54–63; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские (1555–2007). Казань, 2007. С. 249–254; Фасхутдинова Е. С. Высокопреосвященный Палладий (Раев) и его деятельность по управлению Вологодской епархией (1869–1873 гг.)//Памяти протопресвитера Александра Желобовского. Научно-краеведческий сборник. Череповец, 2013. С. 53–65. Феодосий (Шаповаленко; 3 мая 1873 г. – 20 августа 1883 гг.), 1 сентября 1863 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого, с 13 июня 1873 г. епископ Вологодский и Великоустюжский, с 1833 г. архиепископ. Израиль (Никулицкий; 1832–1894 гг.), 8 июля 1879 г. хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии, с 8 января 1883 г. епископ Острожский, викарий Волынской епархии, с 25 октября 1883 г. епископ Вологодский и Великоустюжский, с 1888 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Что нового у Вас? Как Вы устроили молодых студентов, не поместившихся в стенах академических? В здешней академии оказалось излишних 16 человек, и немало о них было толку в Синоде. Вопрос о новом Ректоре для здешней академии окончательно еще не решен; вероятно, на сих днях, с приездом К.П-ча, решится. Мне предстоит избрание для себя Викария. Мысль моя склоняется к тому лицу, которое Вами было мне рекомендовано прошедшей зимой. Могу ли я быть уверен, что он будет мне добрым и верным помощником в управлении епархией? Скажите мне об этом откровенно». Еще в 1876 г., по поводу усмотренных в некоторых из печатных богослужебных книг грубых опечаток и неудобопонятных речений возбужден был покойным митрополитом Московским Иннокентием († 1879 г.) вопрос о пересмотре этих книг. Вследствие сего учрежден был для этой цели в Москве Комитет из ученых и образованных лиц, под председательством настоятеля Покровского собора, протоиерея Николая Надеждина. Совершенный этим Комитетом труд представлен был на благоусмотрение Св. Синода. Для пересмотра этого труда Св. Синодом образована была в 1881 г. особая комиссия, под председательством присутствующего в Синоде Преосвященного архиепископа Кишиневского Сергия. Комиссия эта успела пересмотреть к 1883 году текст четвероевангелия и труд свой представила Св. Синоду. В мае 1883 г. Преосвященный Сергий уволен от присутствования в Св. Синоде и на его место назначен был архиепископ Тверской (т.е. я). Продолжение начато Комиссией труда по пересмотру богослужебных книг указом Св. Синода от 28 сентября за 3039 возложено было на меня. Членам, состоявшим под моим председательством Комиссии, оставались те же лица, какие были и при моем предшественнике, а именно: Ректор С-Петербургской Д. Семинарии, протоиерей Николай Розанов , Настоятель Спасобочаринской церкви, протоиерей Василий Михайловский и законоучитель 2-й военной гимназии, протоиерей Петр Лебедев. Заседания нашей комиссии происходили раз в неделю. В продолжении двух лет моего председательствования в этой комиссии (с октября 1883 г., но ноябрь 1885г.) нами пересмотрен был текс Служебника и половины Требника. При этом пересмотре мы имели под руками как греческие книги, так и старинные славянские издания пересматриваемых книг. Все члены комиссии с любовью и усердием занимались исполнением возложенного на них поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Петра Царапкина (1883 -?) Сергия Тихомирова (1865-1922) от Троице-Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937) от Валаамского монастыря: иеромонаха Арефы (Митренина; 1879-1932) монаха Иеремии (Леонова; 1876-1918) от Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932) от Новоспасского монастыря: архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937) епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937) епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918) священника Анатолия Левицкого (1894-1937) священника Никандра Чернелевского (1880-1937) Киприана Анникова (1875-1937) от Соловецкого монастыря: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1918) епископа Подольского Амвросия (Полянского; 1878-1932) архимандрита Вениамина (Кононова; 1869-1928) протоиерея Александра Сахарова (1873-1927) священника Иоанна Скадовского († 1937) иеромонаха Никифора (Кучина; † 1928) Анны Лыкошиной (1884-1925) от Нижегородской епархии: епископа Балахнинского Лаврентия (Князева; 1877-1918) протоиерея Алексия Порфирьева (1856-1918) священника Александра Белякова (1890-1937) священника Александра Ильинского (1899-1937) священника Александра Крылова (1879-1937) священника Александра Курмышского (1879-1937) священника Александра Никольского (1883-1937) священника Алексия Молчанова (1878-1937) священника Андрея Бенедиктова (1885-1937) священника Валентина Никольского (1885-1937) священника Василия Завгороднего (1893-1937) священника Евгения Яковлева (1856-1937) священника Иоанна Быстрова (1888-1938) священника Иоанна Лазарева (1876-1937) священника Иоанна Никольского (1868-1937) священника Иоанна Ромашкина (1891-1937) священника Иоанна Флерова († 1918) священника Михаила Адамонтова (1892-1937) священника Михаила Воскресенского (1883-1918) священника Николая Восторгова (1875-1930) священника Николая Троицкого (1885-1937) священника Николая Хвощева (1883-1937) священника Павла Борисоглебского (1874-1937) священника Павлина Старополева (1865-1937) священника Петра Лебединского (1881-1937)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

556 Бакшиш – персидское слово, вошедшее в употребление в турецком и арабском языках, означающее подарок, который может рассматриваться как вознаграждение (чаевые, взятка и пр.). 557 В печатном издании Дневника после этих слов следует описание истории Солуни (см.: Дневник студента. С. 172–175). 559 В печатном издании Дневника дано описание осмотра солунских церквей: св. Софии, св. Георгия и св. Димитрия Солунского, относящееся, возможно, ко второму путешествию автора на Афон в 1884 г. (см.: Дневник студента. С. 176–186). 561 Медзид (меджидие) – турецкая монета (золотое меджидие равно 100 пиастрам, серебряное – 20 пиастрам). 564 Пера – европейский район в Константинополе к северу от бухты Золотой Рог, соединенной с проливом Босфор (совр. Бейоглу). 565 «Вперед» – газета революционеров-народников, издававшаяся в 1875–1876 гг. в Лондоне П.Л. Лавровым. 566 16 мая 1883 г., выступая на банкете перед городскими головами, собравшимися в Москве по случаю коронации Императора Александра III, московский городской голова и известный общественный деятель проф. Б.Н Чичерин призвал к «единению всех земских сил для блага отечества», которые, по мнению оратора, должны быть готовы оказать содействие правительству. Речь, в которой говорилось о необходимости общественной «инициативы и самодеятельности», в правительственных сферах расценили как завуалированный призыв к ограничению самодержавия. В России публикацию речи запретили. В конце июля 1883 г. московский генерал-губернатор кн. В.А. Долгоруков по Высочайшему повелению предложил Б.Н. Чичерину оставить должность городского головы. В ответ на это городская дума объявила Чичерину благодарность за деятельность на посту городского головы и присвоила ему звание почетного гражданина г. Москвы. См.: [Чичерин Б. Н.] Речь Б.Н. Чичерина, московского городского головы, 16 мая 1883 г.: Эпизод из истории коронации в Москве. Berlin, 1883. 567 Виклеф (Виклиф, Уиклиф – Wiclif, Wycliffe) Джон (1324–1384), священник, английский религиозный мыслитель, предшественник Реформации. В 1377 г. осужден папой Григорием XI как еретик. См.: Илларионова Е.В. Жизнь и литературная деятельность Джона Виклифа/Из истории западно-европейского средневековья. Сб. статей. М., 1972, С. 198–237.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Антоний (Соколов Яков Григорьевич) (09.10.1850–20.04.1911) – епископ Черниговский. В 1870 г. окончил Рязанскую духовную семинарию, был назначен преподавателем Касимовского духовного училища. В 1875 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1879 г. со степенью кандидата богословия, в том же году назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 1879 г. – сотрудник журнала «Руководство для сельских пастырей». 01.09.1883 пострижен в мантию и определен преподавателем Вифанской духовной семинарии, 11.10.1883 рукоположен во иеромонаха. 04.01.1885 назначен ректором Подольской духовной семинарии. 07.01.1885 возведен в сан архимандрита. 24.09.1891 хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 21.11.1892 – епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. С 03.09.1893 – епископ Черниговский и Нежинский. – 260 Антоний (Паромов Афанасий) (1855–6.09.1918) – старообрядческий епископ Пермский и Тобольский (в 1898 г. именовался Тобольским и Колыванским). Родился в Пермской губ. До 1883 г. находился в старообрядческом монастыре. В 1883 г. пострижен в монашество. В 1889 г. поставлен в священноиноки. 14.07.1894 хиротонисан во епископа в г. Глухове близ г. Богородска Московской губ. В августе 1899 г. определен на Пермскую и Тобольскую кафедру. В 1912 г. решил отказаться от управления епархией и уйти на покой, но под влиянием усиленных просьб других епископов старообрядческой Церкви переменил свое решение. Составил комментированный «Святоотеческий сборник». Скончался в схиме. Имеются и другие сведения, несколько расходящиеся с вышеприведенными: родился в 1846 г. в крестьянской семье старообрядцев часовенного согласия. В 1880 г. присоединился к старообрядцам белокриницкой иерархии и поселился в Архангельском скиту в тайге, в 1882 г. поставлен в священноиноки. 14.07.1884 хиротонисан во епископа Пермского и временно Сибирского. В сентябре 1889 г. освобожден от управления Сибирской епархией и отбыл в Шамарский скит на р. Сылва для управления Пермско-Тобольской епархией. После революции ездил в Нарымский край, выбрав там новое место для пребывания кафедры (поскольку Урал был захвачен большевиками). Умер на обратном пути, успев узнать, что Шамарский скит разгромлен красноармейцами. Его нетленные мощи были уничтожены большевиками в 1930-е гг. – 44

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Вслед за Иисусом – Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета – они вошли во святилище со своею кровию: да очистятся грехи людские, ибо без пролития крови не бывает прощения ( Евр. 9:22 ). Святитель Иоанн Златоуст писал: «Почитать святого – значит участвовать своею жизнью в его подвиге», а подвиг неисчислимого сонма священнослужителей, иноков мирян, которые в годы репрессий на Святой Руси отдали на алтарь Церкви Христовой свою жизнь, велик и славен. Первый Всероссийский Священный Собор 5/18 апреля издал Определение о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь и 9-й пункт этого определения гласит: «Поручить церковному управлению собирать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками Православной Веры». Подвиг исповедничества первых христиан и их страдания за Христа научили сотни тысяч людей умирать с верою, молитвой и покаянием за веру христанскую, вступать в единоборство с силами ада за Святую Церковь . Никакие трудности жизни, расколы, унижения, клевета и политические обвинения, узнические испытания, умерщвления не могли отлучить их от любви Божией ( Рим. 8:35 ), посеять в них мрак неверия и вражды против своего Творца, превратить их совесть в поле страстей и беззакония. Епископ Никодим (Кононов). Фото 1917 г. На юбилейном архиерейском соборе в 2000-м году прославлены поименно в лике святых 1478 новомучеников и исповедников российских, в том числе Белгородские святители-новомученики: епископ Никодим (Кононов, 1871–1919) 15 ; архиепископ Онуфрий (Гагалкж, 1889–1938); епископ Антоний 16 (Панкеев, 1892–1938); священник Митрофан Вильгельмкий (1883–1938); священник Александр Ерошов (1884–1938); священник Михаил Дейнека (1894–1938); священник Матфей Вознесенский (1919); священник Виктор Каракулин (1887–1937); священник Ипполит Красновский (1883–1938); священник Николай Садовский (1894–1938); священник Василий Иванов (1876–1938); священник Николай Кулаков (1876–1938); священник Максим Богданов (1883–1938); священник Александр Сеульский (1876–1938); священник Павел Попов (1890–1938); священник Павел Брянцев (1889–1938); псаломщик Михаил Вознесенский (1900–1938); псаломщик Григорий Богоявленский (1883–1938).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1886, I, 387. Ср. Русс. Стар. 1892, LXXV, 314 и др. 1820 Т.е., «слово какое из уст у тебя излетело? Илиад. IV, 350; XIV, 83; Одис. I, 64; III, 230 и мн. др. 1821 Письма митр. Филарета к А.Н. Муравьеву, стр. 344. Поэтому святитель Филарет никогда и ни от кого не принимал посвящения книг себе, и всячески отклонял таковое посвящение. 1823 Чт. в Общ. ист. и древн. 1877, II, 79 «Материалов отечественных. Архиепископ Иерофей принес в дар Св. Синоду Русской церкви от патриарха Иерусалимского модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме и при этом говорил речь в присутствии Синода. Ом. там же. 1824 Архимандрит Мисаил был прислан от Синода Греческого королевства в Св. Синод всеросс. Церкви с извещением о признании церкви королевства греческого самостоятельною от вселенских патриархов. Об этом архим. Мисаиле сравн. также Письма м. Филарета к архиепископу Алексию, стр. 61. Москва, 1883, и его же Письма к архимандриту Антонию, III, 52. Москва, 1883. 1826 Письма митр. Филарета к архиеп. Яросл. Леониду, стр. 11. Москва, 1883 См. Душ. Чт. 1883, I, 130. Сравн. также отзыв квакеров о м. Филарете еще за 1818 г. в Русс. Стар. 1874, IX, 7–8, и др. По свидетельству покойного протопресвитера В.И. Кутневича, митроп. Филарет знал греческий язык лучше, нежели латинский, как передавал нам это свидетельство проф. Д. Ф. Голубинский . 1832 С.К. Смирнов, История Московской Дух. Академии, стр. 116. Сн. Чтения в Общ. ист. и древн. 1876 г., III, 96–97 отдела «Смесь». 1835 Рукопись найдена нами в архиве Редакции Творений св. Отцов. Срав. Душеполезное Чтение I, 514. Другие рукописи подобного рода находятся в архиве А.В. Горского. 1836 Почти в самом конце переводе, где выражено было: «и когда Финеес одним ударом поразил как иудея, так и жену иноплеменную» и прочее. 1847 Дел Московского духовно-цензурного комитета за 1832 г. 52 (Сравн. 1833. 20). Сн. Письмо м. Филарета к родн., стр. 319 А.И. Сергиевский был племянником м. Филарета по сестре последнего Ольге Михайловне, бывшей за мужем за Ир. Ст. Сергиевским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 апреля 1879 г. – вступил в брак с Наталией Николаевной Дохтуровой; венчались в Спасо-Преображенском, всей артиллерии, соборе г. Санкт-Петербурга. 12 января 1880 г. – родилась дочь Вера. 25 сентября 1880 г. – назначен адъютантом к товарищу (заместителю) Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера. 12 апреля 1881 г. – произведен в штабс-капитаны. 21 июня 1881 г. – родилась дочь Наталия. 4 августа 1881 г. – командирован во Францию на маневры французских войск. 30 августа 1881 г. – за отлично-усердную и ревностную службу награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. 31 октября 1881 г. – назначен ктитором Сергиевского, всей артиллерии, собора в Санкт-Петербурге. 30 января 1882 г. – награжден французским офицерским крестом ордена Почетного Легиона и черногорским орденом Данилы 1-го IV-й степени. 14 января 1883 г. – родилась дочь Леонида. 6–28 мая 1883 г. – награжден Румынским Железным крестом и темно-бронзовой медалью на Александровской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 15 мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля. 28 мая 1883 г. – награжден Его Величеством князем Болгарским орденом Святого Александра 3-й степени. 30 августа 1884 г. – награжден орденом Святой Анны 2-й степени. 2 сентября 1886 г. – родилась дочь Екатерина. 24 декабря 1888 г. – зачислен в запас Гвардейской конной артиллерии. 15 апреля 1890 г. – приняв решение стать священником по благословению о. Иоанна Кронштадтского , вышел в отставку штабскапитаном с мундиром. 7 января 1891 г. – произведен в полковники для сравнения (уравнивания) со сверстниками. 1891 г. – переезд в Москву с семьей. 26 февраля 1893 г. – рукоположен в диакона в Московской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. 28 февраля 1893 г. – рукоположен в пресвитера и приписан к Кремлевской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. Реставрировал и украшал на свои средства церковь во имя апостола Филиппа (верхний при дельный храм церкви Двенадцати апостолов в Кремле) и церковь Двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

божественную службу» (Описание Тихоновского общежит. мон-ря. 1882. С. 463). С сев. стороны к корпусу были пристроены 2-этажные сени. К 1875 г. между Тихоновской ц. и деревянной колокольней был построен деревянный 2-этажный корпус, объединивший все 3 постройки. Трапезная, ранее располагавшаяся на нижнем, «каменном» этаже церкви, была переведена на 2-й этаж новой постройки. Внизу разместились кухня и кельи послушников. В 1879-1883 гг. был возведен новый, 2-этажный Троицкий собор. Главный престол во имя Св. Троицы освящен 14 авг. 1883 г. викарием Воронежской епархии еп. Острогожским Макарием (Троицким), левый придел во имя прп. Арсения Великого - 5 сент. того же года, правый придел освящен во имя Всех святых. В Троицком храме был поставлен 2-ярусный резной позолоченный иконостас. На средства нижегородского купца М. И. Шапошникова местные иконы Св. Троицы и Божией Матери в 1887 г. были украшены сребропозлащенными ризами, выполненными в Москве. На цокольном этаже Троицкого собора находилась церковь, придел которой был освящен 22 мая 1883 г. в честь Обретения главы св. Иоанна Крестителя и во имя свт. Николая Чудотворца, а главный престол - 29 мая 1883 г. в честь Успения Пресв. Богородицы. Юго-вост. башня. Фотография. 2007 г. Юго-вост. башня. Фотография. 2007 г. В архитектуре объемное построение типичного для позднего классицизма монументального собора соединено с отдельными элементами т. н. русско-визант. стиля К. А. Тона (килевидные завершения прясел и портала и др.). С 3 сторон в собор вели открытые паперти. Храм освещался 3 паникадилами (одно на 30, другие на 12 свечей). За алтарем собора находился каменный 2-этажный братский корпус (1882-1897). При основании Троицкого собора предполагалось, что на нижнем этаже будет устроена усыпальница, «где могут быть погребены по желанию благотворители обители», однако были ли там захоронения, неизвестно. До 1882 г. братию погребали на расположенном с северной стороны собора монастырском кладбище, которое примыкало к алтарю снова ставшей кладбищенской Тихоновской ц.

http://pravenc.ru/text/182471.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010