Начальное образование будущий святитель получил в Красноярске в духовном училище. Представление об этом учебном заведении в 70-х гг. XIX в. можно получить из отчета епископа Енисейского и Красноярского, который, в частности, докладывал в Петербург: “Для постепенного и равномерного духовного развития учеников в училищных библиотеках есть достаточное число книг для чтения в детском и юношеском возрасте. По запискам преподавателей ученики получали книги фундаментальной училищной библиотеки на срок и в прочитанном отдавали отчет. Для руководства учеников в чтении сознательном и выразительном преподаватели училища, преимущественно начальствующие устраивали для них чтение по Истории, Библейской, Церковной, Русской Гражданской, по Географии, сопровождавшиеся бумажными картинами. Для физического развития, кроме комнатной и воздушной гимнастики, ученики гуляли и работали в своем садике, и в хорошую погоду весною, осенью и зимою выводимы были на прогулки за город на прогулки, под надзором начальствующих, зимой катались на коньках, на санках с горки. Для развития вкуса — занимались пением и игрою на скрипках, ажурной работой, выпиливали узоры из дощечки по рисункам. А для пользы в будущем — занимались переплетным мастерством”. В 1878 г. Иван Фигуровский окончил Красноярское духовное училище и поступил в Томскую духовную семинарию, где изучал Священное Писание, словесность, всеобщую гражданскую историю, алгебру, геометрию, учение о богослужебных книгах, латинский, греческий и татарский языки. В 1882 г. при переходе в 5-й класс он уволился по прошению из Томской духовной семинарии и вернулся в Енисейскую губернию. В 1883 г. Иван Фигуровский был определен на должность псаломщика к Балахтинской Введенской церкви Ачинского округа. В документах церкви впервые его подпись появляется под “Обыском брачным” от 24 апреля 1883 года. В Балахте церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы была открыта еще в 1780 году. Она была каменной и с каменной колокольней, имела придел во имя Николая Чудотворца Мирликийского. Что знаменательно, был здесь и придел во имя святителя Иннокентия Иркутского, открытый в 1858 году. По расписанию от 30 апреля 1877 г. штат причта состоял из настоятеля, помощника и двух псаломщиков, этот же штат сохранился и в 1883 году. Настоятелем церкви был известный и авторитетный 47-летний священник Петр Андреевич Симонов, сын священника, родом из Барнаульского уезда Томской волости. Долгое время отец Петр был благочинным, а в 1883 г. был избран председателем Епархиального съезда духовенства по делам епархиальных духовно-учебных заведений. Вместе с женой Матроной Алексеевной они имели три сына, старший из которых, Лавр, в 1883 г. уже учился в Красноярском духовном училище, и четыре дочери.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

П. П. Семенов, видевший в Достоевском в отличие от Петрашевского не «революционера», а «человека чувства» и также слышавшийэтот рассказ, вспоминает: «…в минуты таких порывов Достоевский был способен выйти на площадь с красным знаменем, о чем, впрочем, почти никто из кружка Петрашевского и не помышлял». 207 Достоевский Ф. M. Полн. собр. соч. СПб., 1883. T. 1. С. 90, 91, 95. 208 Из этого свидетельства Пальма не следует делать вывода, что молодой Достоевский, как многие социалисты 1840-х годов, был равнодушен к политике. «Я между прочим, пострадал за свои слова о том, что Россия служит политике Меттерниха», — вспоминал он, рассказывая о деле петрашевцев. В словах этих отразились не столько «славянофильские задатки Достоевского», как ошибочно полагал Миллер, сколько устойчивое отрицательное отношение его к политическому режиму Николая I и к его внешней политике, разделявшееся и другими петрашевцами. 209 Достоевский Ф. M. Полн. собр. соч. СПб., 1883. T. 1. С. 85; ср. там же. С. 87. 210 Ковалевский П. M. Стихи и воспоминания. СПб., 1912. С. 201. 211 Петрашевцы. M.; Л., 1926. T. 1. С. 125. 212 Формула, принятая в донесениях Антонелли для обозначенияПетрашевского. 213 В донесениях агент часто ошибочно именовал Ф. M. Достоевского «Петром Михайловичем»; в данном случае Липранди собственноручно исправил имя «Петр» на «Федор». 214 См.: Дело петрашевцев. M.; Л., 1957. T. 3. С. 411–414, 416, 433,437, 442, 215 Былое. 1906. С. 245. 216 См.: Бельчиков H. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. M., 1971. С. 241–247; Достоевский Ф. M. Полн. собр. соч. СПб., 1883. T. 1. С. 109–110. 217 Достоевский Ф. M. Полн. собр. соч. СПб., 1883. T. 1. С. 106–107. 218 Гроссман Л. П. Жизнь и труды Ф. M. Достоевского: Биография в датах и документах. M.; Л., 1935. С. 59. 219 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. СПб., 1883. T. 1. С. 115. 220 О «высочайшей конфирмации», инсценировке обряда смертной казни и высылке Достоевского см.: Достоевский Ф. M. Полн. собр. соч. T. 1. С. 117–123; Литературное наследство. M., 1935. T. 22–24. С. 698–703; Бельчиков H. Φ Достоевский в процессе петрашевцев. M., 1971 С. 177–182; см. также письмо Достоевского к брату M. M. Достоевскому из Петропавловской крепости от 22 декабря 1849 г. с описанием всего пережитого в этот день (XXVIII, кн. 1, 161–165). 221

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

7 июля 1867 г. Димитрий Хитров назначается викарием Камчатской епархии с саном епископа Якутского. При хиротонии во епископа в Благовещенском кафедральном соборе (Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий в 1868 г. перенес свою кафедру из Якутска во Благовещенск) 9 февраля 1868 г. получил имя Дионисия, и отныне стал именоваться Преосвященным Дионисием, епископом Якутским, а после открытия самостоятельной епархии в Якутской области 12 января 1870 г. – епископом Якутским и Вилюйским. Преосвященный Дионисий, епископ Якутский свою деятельность начал с поездки в Чукотскую миссию в отдаленный Колымский округ для крещения чукчей, посетил приходы Якутского, Верхоянского, Колымского округов. Интересны его сведения и наблюдения о нравах и обычаях чукчей, об их крещении. По возвращению из дальней поездки энергично взялся за дела епархии: открыл духовную консисторию, епархиальный комитет православного миссионерского общества, библиотеку, построены пять новых зданий для духовной семинарии, открыты 36 новых церквей и приходов, церковно-приходские школы, было осуществлено второе издание богослужебных книг на якутском языке в г. Казани. Преосвященный Дионисий состоял епископом Якутским и Вилюйским до 1883 г., т.е. почти 16 лет. В декабре 1883 г. выехал в г. Уфу назначенный епископом Уфимским и Мензелинским, где и умер в 1896 г. «Республика Саха». 1993. 25 ноября. Преосвященный Иаков, епископ Якутский и Вилюйский (1883 – 1899 гг.) После преосвященного Дионисия (в миру – Димитрий Хитров), первого епископа Якутского и Вилюйского, автора «Краткой грамматики якутского языка» в декабре 1883 г. епископом был назначен Иаков, хиротония которого состоялась в январе 1884 г. в Московском Успенском соборе. Второй – по счету самостоятельный епископ Якутский и Вилюйский Иаков (в миру – Иероним Петрович Домский) родился 6 июля 1873 г. в селении Семенок Брацлавского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. В 1845 г. с отличием окончил Петербургскую духовную академию, получив степень кандидата богословия, работал преподавателем Иркутской духовной семинарии. В 1858–61 гг. преподаватель и эконом Томской духовной семинарии, в 1861–70 гг. – инспектор Иркутской семи­нарии. В 1870–83 гг. работал ректором Благовещенской, затем Пермской духовных семинарий. В 1872 г. удостоился степени магистра богословия за диссертацию на тему «Русское проповедничество». В 1883 г. назначили настоятелем Переяславского Троицкого Данилова монастыря в Владимирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Иванович Рейпольский (1856 или 1857 – 28.11.1883 г.) окончил Владимирскую семинарию (1877), Московскую духовную академию (1881). В 1881 г. назначен преподавателем Священного Писания Томской семинарии, в том же году переведен в Вологодскую семинарию, вместо А.Н. Хергозерского. Женился на дочери бывшего преподавателя Вологодской семинарии Н.И. Суворова Лидии (о ней ВЕВ. 1899. С. 366), но через две недели после свадьбы умер. Пробыл в семинарии около двух лет. (Некролог//ВЕВ. 1883. С. 459-462). Федор Алексеевич Соболев (около 1857 - ?) сын священника Ярославской епархии, окончил Ярославскую духовную академию, Московскую духовную академию (1882). С июля 1882 г. преподаватель церковной и библейской истории и истории Русской церкви в Вологодской духовной семинарии, с 28.09.1890 преподаватель тех же дисциплин в Ярославской духовной академии (Ярославские епархиальные ведомости. 1909. 41. С. 317). Скабовский Флавий Васильевич некролог ВЕВ 1883 с.286-289 Протоиерей Николай Иванович Малиновский (17.11.1858-26.06.1931) сын дьячка Сретенской Коптевской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). С 1883 по 1911 г. преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей церкви Вологодской духовной семинарии. Священник с 15.09.1889. С 1899 г. настоятель Вологодской градской Владимирской церкви. С 1909 г. протоиерей. В семье у него Екатерина (1863 г.р.), дочь частного поверенного Федора Андреевича Смирнова, дети: Борис (1884 г.р.), Елена (1888 г.р), Геннадий (1890 г.р.), Ольга (1891 г.р.), Анатолий (1895 г.р.), Вера (1898 г.р.). (Клировая ведомость Вологодской градской Владимирской церкви за 1913 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 8. Д. 165. Л. 4-5 об.; ВЕВ. 1905. 21. С. 313). Семинаристы прозывали его Коля-Лапоть – «он шлепал одной ногой как лаптем, да и языком тоже пришлепывал» (И.Г. Шадрин. Бурса. Пг., 1917. С. 39; Б.В. Ильинский. Воспоминания//Личный архив О.Б. Ушаковой) В 1924 г.

http://bogoslov.ru/article/6174500

3 . О Служебнике (д. 135, л. 26–47 об.). Здесь описывается содержание Служебника, вкратце излагается история чина Литургии (опять же по монографии И. Д. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности»), критикуются расположение светильничных молитв и ненужные вставки в чины Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого ; несколько слов А.А. Дмитриевский посвящает вопросу об авторстве Литургии преждеосвященных Даров и в заключение вкратце говорит об архиерейском Служебнике. Весьма интересно, что немалая часть этого материала, как мы можем убедиться, легла в основу главы о богослужебных книгах в 1-м томе «Настольной книги священнослужителя». Это любопытно, так как в библиографическом приложении данного раздела «Настольной книги священнослужителя» 268 указаны работы А.А. Дмитриевского , посвященные Требнику 269 и Служебнику 270 , однако ссылок на нашу рукопись нет, хотя, как о том свидетельствует пословная сверка печатного текста и рукописного, налицо дословные совпадения. 4 . О Требнике (д. 135, л. 17–25 об.). Здесь описан состав большого, малого и дополнительного требников и рассказывается об истории этой богослужебной книги. 5 . О Триоди Постной и Цветной (д. 135, л. 1–11). В этой лекции А.А. Дмитриевский разбирает структуру триодей, авторство песнопений и, в заключение, подвергает критике содержание синаксарей. Эта лекция важна тем, что в ней (единственной из данного раздела) имеется в конце пометка о месте и времени написания: «Казань. 22 февраля. Вторник. 20 м[инут] одиннадцатого. 1883 г.» 271 . Таким образом, рассмотренные нами данные подтверждают слова «Отчета о состоянии КазДА за 1882–1883 учебный год», согласно которому «студентам 4 курса читана была история богослужебных книг». Хотя в отношении датировки мы можем точно утверждать лишь то, что лекция о Триоди была завершена А.А. Дмитриевским 22 февраля 1883 г., тем не менее можно с большой степенью вероятности предположить, что все перечисленные лекции были прочитаны профессором в течение 1882–1883 учебного года. Возможно, что в 1883–1884 учебном году Алексей Афанасьевич, пока не отбыл в Киев, также преподавал историю богослужебных книг четверокурсникам по готовым наработкам. Источники лекционных курсов А.А. Дмитриевского

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В совр. богослужебных книгах помещены следующие каноны К. (нумерация носит условный характер): 1 - прор. Моисею, 4 сент.; 2 - архистратигам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб. (в рус. Минее приписывается Иоанну); 3 - в Неделю святых праотец, 18 дек. (без указания авторства, но в богородичнах греческого канона восстанавливается имя К.); 4 - прп. Иоанну Лествичнику, 30 марта (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 243-249); 5 - семи отрокам в Эфесе, 4 авг. (в рус. Минее без указания авторства). Также известны др. каноны К.: 6 - на погребение священников ( Goar. Euchologion. P. 455-460); 7 - мч. Лонгину сотнику, 16 окт. (AHG. T. 2. P. 179-188); 8 - Проклу, архиеп. К-польскому, 20 нояб. (Ταμεον. Σ. 98); 9 - сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 25 нояб. (Ibid. Σ. 104); 10 - свт. Николаю Мирликийскому (AHG. T. 4. P. 96-115; об атрибуции этого канона К. см.: Kazhdan A. An Oxymoron: Individual Features of Byzantine Hymnographer//RSBN. 1992. Vol. 29. P. 24); 11 - прп. Мартиниану, 13 февр. (AHG. T. 6. P. 232-244); 12 - мч. Кодрату (Квадрату), 10 марта (Ibid. T. 7. P. 137-149; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 13 - свт. Евстафию Вифинийскому, 29 марта (AHG. T. 7. P. 311-319; ср.: Rocchi. 1883. P. 302); 14 - прп. Никите Мидикийскому, 3 апр. (AHG. T. 8. P. 74-86; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 15 - вмц. Ирине, 5 мая (Ταμεον. Σ. 197); 16 - мч. Панхарию, 16 июня (Ibid. Σ. 219); 17 - сщмч. Мефодию Патарскому, 20 июня (Ibid. Σ. 222-223); 18 - св. Евпраксии, 25 июля (AHG. T. 11. P. 453-469; ср.: Rocchi. 1883. P. 310); 19 - св. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт. ( Pitra. Analecta Sacra. T. 2. P. 180-185); 20 - мч. Акиндину, 2 нояб. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 510-521); 21 - на пострижение монахов ( Rocchi. 1883. P. 286); 22 - над умирающим; 23-24 - на смерть священников; 25 - на смерть монахини (Ibid. P. 287); 26-27 - Пресв. Богородице (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Θεωθοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. Σ. 26). К. принадлежит комплекс песнопений для Постной Триоди: на каждый из будних дней Великого поста (с понедельника 1-й седмицы до Лазаревой субботы) он составил по 1 трипеснцу и 2 стихиры-подобна (см.: Карабинов. 1910. С. 140-144); также К. принадлежит канон 28) об усопших в субботу мясопустную, канон 29) в неделю 4-ю поста (в ркп. обозначен как «о впадшем в разбойники», но эта тема не раскрывается: в начале канона вспоминаются притча о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31) и воскресение Лазаря, характер канона глубоко покаянный), 2 стихиры-подобна в Блудного сына неделю (см.: Карабинов. 1910. С. 144). Великопостные песнопения К. представляют собой подобны к песнопениям др. гимнографов, в т. ч. прп. Феодора Студита. В великопостных песнопениях К. разъясняет пользу поста, призывает к аскетическим подвигам, причем весьма часто прибегает к библейским примерам. Ряд песнопений К. по рукописям был издан М. Арко Магри ( Arco Magri. 1979).

http://pravenc.ru/text/1841333.html

Подлинный подписал Министр Юстиции Статс-Секретарь Муравьев. Скрепил Директор С. Манухин. XIII. Циркуляр Министра Внутренних Дел на имя губернаторов и существующие узаконения и распоряжения по вопросу о присвоении раскольниками и их духовными руководителями недозволенных им законом прав и о допущении преступных действий (От 30 апреля 1900 г. за 1) Высочайше утвержденным 3 мая 1883 г. мнением Государственного Совета определены предоставленные раскольникам права, которые возлагают на последователей его обязанность воздерживаться от всяких действий, соединенных с соблазном для православных или клонящихся к распространению между ними своих заблуждений. Министерство Внутренних Дел, в циркуляре от 21 июля 1883 г. за 525, по вопросу о порядке применения на практике указанного закона, между прочим, просило губернаторов, при всяком удобном случае, разъяснять сектантам, в каких именно видах состоялся упомянутый закон, дабы благодетельные намерения правительства не были истолкованы ими в превратном смысле. Между тем из имеющихся в Министерстве сведений усматривается, что раскольники, принадлежащие к так называемой австрийской секте, находясь очевидно в заблуждении относительно истинного характера закона 3 мая 1883 года, не подчиняются установленному порядку. Духовные руководители названной секты, вопреки ст. 10 закона 3 мая 1883 г., именуют себя не принадлежащим им духовным званием, а некоторые из них присвояют себе сан и действия, предоставленные исключительно высшим иерархам православной Церкви; причем люди эти появляются всюду свободно в священническом одеянии, а иногда в церковном облачении, и тем нарушают постановление п. 11 того же закона, воспрещающее публичное оказательство раскола. Для обсуждения своих духовных нужд они устраивают самовольные сборища, именуемые ими соборами, что, как было уже разъяснено циркуляром Министерства от 12 апреля 1890 г за 3, должно считаться прямым нарушением закона 1883 г. Независимо сего, названные раскольнические руководители, с целью пропаганды своих заблуждений, организуют тайные братства, назначают в разные места миссионеров и издают брошюры и трактаты, наполненные клеветой и хулением на православную Церковь и ее служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В заседании 25 апреля 1883 года «Церковный Вестник» и «Московские Ведомости» были даже избраны «как постоянные органы Общества» для подобных сведений и заявлений. Постановка кружек при церквах и кладбищах была новой весьма полезной мерой для привлечения денежных средств на нужды Общества. В Петербурге в январе 1883 года организовалась и особая комиссия по кружечному сбору пожертвований, состоявшая из председателя М. Н. Парунова и 14 членов. Для этой комиссии была выработана М. Н. Паруновым особая инструкция, одобренная Советом. Комиссия эта заказала 10 киотов-кружек с изображением наверху их праздника Воздвижения Креста Господня 142 и с надписью: «Благословит тя Господ от Сиона и узриши благая Иерусалима», у купца Егорова, который 500 р. получил с комиссии деньгами, а остальные 500 р. пожертвовал в Общество, как членский взнос. В марте 1883 г. последовало благословение высокопреосвященного митрополита с.-петербургского Исидора на постановку этих кружек-киотов в 10 столичных церквях, в том числе и при трех кладбищах. Член комиссии священник Оболенский поставил в Исаакиевском соборе, у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, временную цинковую кружку, обещаясь заменить ее кружкой с большим киотом, «соответствующим благолепию храма». Кружки для сбора пожертвований, по постановлению комиссии, вынимаются через посыльного канцелярии, а деньги из них высыпаются в присутствии члена Совета, пяти членов Общества, по очереди, и секретаря. Кроме Петербурга, подобные кружки для сбора были поставлены в Оренбурге К. Я. Клюшниковым, в Киеве – И. А. Боголюбовым с поручением наблюдения за ними протоиерею И. Т. Экземплярскому (впоследствии архиепископу варшавскому), в Москве – протоиереем Г. Г. Сретенским, в Таганроге – И. И. Чайковским и в Риге – П. В. Рагоцким. Иногда созидались для усиления сбора пожертвований и часовни: в 1883 г. рабочими новой бумагопрядильной фабрики на мосту через Обводный канал, против Боровой улицы, сооружена часовня, которая потом была перестроена Я. Ф. Фроловым; в том же году М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 70-х гг. XIX в. с. Головино и общину при нем часто посещали клирик Данилова московского монастыря иеродиак. Серафим († 28 дек. 1883) и московский купец Н. И. Сидоров. По совету иеродиак. Серафима 21 дек. 1876 г. Сидоров выкупил у Головиной 7 дес. 1400 кв. саж. земли с различными угодьями, построив на ней корпус богадельни (на 20 чел.), а после кончины помещицы 6 февр. 1881 г. приобрел и оставшуюся часть села с пустошью Быково, лесом, господским домом и хозяйственными постройками. В мае 1881 г. Сидоров обратился с ходатайством к митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) об офиц. учреждении жен. общины. Купец обязался пожертвовать сестрам все имение с 57 дес. земли, постройками и хозяйством. Высочайшим повелением (9 мая 1881) и определением Синода от 4 сент. 1882 г. в с. Головине учреждалась Казанская женская община «с тем, чтобы она никогда не производила книжных сборов для усиления своих средств и не испрашивала каких-либо пособий из казны». Указом Синода от 7 марта 1886 г. община была переименована в Казанский Головинский общежительный мон-рь, 27 июля того же года состоялось торжественное открытие обители. Настоятельницы, сестры, причт, гости Первой начальницей общины стала Стрельникова, избранная сестрами 30 окт. 1882 г. и утвержденная в этой должности 2 нояб. того же года указом митр. Московского Иоанникия (Руднева) . По ходатайству Сидорова от 9 авг. 1883 г. митр. Иоанникий дозволил пострижение сестер общины в рясофор. 5 окт. того же года попечитель общины настоятель Иосифова Волоколамского монастыря архим. Сергий совершил рясофорный постриг начальницы Стрельниковой, казначеи Е. Я. Муравьёвой и благочинной Е. К. Репкиной. В 1883-1886 гг. сестры (ок. 40 чел.) носили облачения и «наглавие» по примеру насельниц Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя монастыря . Решением Синода с 7 марта 1886 г. в обители полагалось 15 монахинь и 15 послушниц. По указу митр. Иоанникия (от 29 апр. 1886) архим. Сергий 18 мая 1886 г. совершил монашеский постриг Стрельниковой с именем Магдалина. 7 янв. 1887 г. по собственному прошению мон. Магдалина была уволена на покой, проживала в обители до кончины, пользовалась особым почитанием насельниц. Впосл. казначея Муравьёва также приняла монашеский постриг, а затем схиму с именем Евгения и почиталась старицей. С 1887 г. К. м. возглавляла бывш. насельница серпуховского Владычного монастыря игум. Филарета (Смирнова), с 1893 г.- игум. Олимпиада. В авг. 1883 г. в обители проживало ок. 40 сестер, к 1890 г.- 130, в т. ч. 8 монашествующих, в 1907 г.- 15 монахинь и 160 послушниц. Среди подвижниц монастыря - мон. Леонида (Обухова), родственница Варвары Головиной и духовная дочь еп. Дмитровского Леонида (Краснопевкова) .

http://pravenc.ru/text/1319830.html

19 сент. 1647 г. одновременно с освящением Преображенского собора в Н. П. м. из Хлынова (ныне Киров) был принесен чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, а на историческую родину отправили копию. В 1670 г. монастырская икона была передана в полк кн. Ю. А. Долгорукова (подавлявший восстание С. Т. Разина), позднее была возвращена в обитель и находилась в местном ряду иконостаса (Выходы государей. 1844. С. 170; Снегирёв. 1863. С. 31-33; Кудрявцев. 1886; по наблюдению Качурина, не выявлена, см.: Качурин. 1997. С. 69, 73). Кроме того, в день освящения собора царь Алексей Михайлович пожаловал Н. П. м. «окладных два ста образов пядниц» (Вкладная книга. 1883. С. 24). 6 июля 1648 г. государь передал в монастырь 42 иконы «греческого письма», к-рые в свою очередь ранее были поднесены ему священнослужителями др. Поместных Православных Церквей ( Снегирёв. 1863. С. V-VIII; в 1779 большая их часть за ветхостью была исключена из описи). 9 сент. того же года царь Алексей Михайлович пожаловал мон-рю еще 100 пядничных икон (Вкладная книга. 1883. С. 24; Качурин. 1997. С. 69). Из запрестольных икон Преображенского собора историки XIX в. называли 2 Богородичные «греческого пошиба» - Писидскую и Владимирскую, путевую икону царицы-инокини Марфы «Умиление» ( Снегирёв. 1863. С. 34; О вкладе инокиней Марфой иконы этого сюжета см.: Вкладная книга. 1883. С. 20-21). Во 2-й пол. XIX в. в приделе прп. Саввы Освященного в Хлебодарной палате был устроен иконостас по рис. Ф. Г. Солнцева; составлявшие его иконы были исполнены царскими изографами в XVII в. ( Снегирёв. 1863. С. 50-51). Иконостас при престоле прп. Саввы, по-видимому, сохранялся и после перемещения престола в нижний ярус Покровского храма в 1907 г. (см.: Дмитриев. 1909. С. 52-54). Древние иконы находились и в иконостасах Спасского и Никольского приделов больничной ц. свт. Николая Чудотворца ( Снегирёв. 1863. С. 54; о построении 5-ярусного иконостаса в этом храме боярином кн. Я. К. Черкасским см.: Вкладная книга. 1883. С. 30-31; краткое описание на нач. ХХ в. см.: Дмитриев. 1909. С. 55-56).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010