В.] Генгстенберг [ПЭ X, 571] и Хеферик, многих привлекали своим мессианским или «христологическим» толкованием Ветхого Завета. Это была определенного рода философия истории как подготовки к Евангелию, которая временами превраща­лась в смесь протестантской ортодоксии и средневекового иудаизма. Из русских библеистов необходимо назвать также имена А. И. Сперанского, занимавшегося проблематикой Ветхого Завета (в трех отдельных исследованиях [«Краткий исто­рический очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета»; «Свидетельства новозаветных священных писателей о неканонических книгах Ветхого Завета и значение их на основании этих свидетельств»] он детально изучал проблемати­ку неканонических книг, их судьбу, новозаветные свидетельства о них, а также свидетельства древней Церкви; его работы были напечатаны в журнале ХЧ за 1881 и 1882 годы); И. С. Якимова [Русские писатели-богословы. Вып. 2. С. 235–238] («Толкование на Книгу св. пророка Исаии» в ХЧ и отдельное издание [СПб., 1883]; «Ветхозаветные Священные книги и вавилоно-ассирийские памятники клинообразного письма: [Актовая речь]»//] ХЧ. 1884. Т. I, II [Т. 1. 3–4. С. 532­-552]; «Где находился [земной] рай: [По поводу сочинения Fr. Delitsch»//] ХЧ. 1882. Т. И); А. [П.] Лопухин известен по его капитальному труду, посвященному библей­ской археологии [ " Библейская история при свете новейших исследований и от­крытий». Т. 1–5. СПб., 1913–1915]; Ф. Г. Елеонский [см. выше] напечатал в ХЧ (за 1881, 1883, 1884 годы) ряд работ по библейской египтологии. М. Малицкий написал исследование «Собственные имена древних евреев и их религиозное значение» (ХЧ за (1882 и) 1883 годы); И. Орфанитский – «Пророчество Исаии [о страданиях и прославлении Раба Иеговы]» (ХЧ. 1881. Т. II); А. И. Глориантов – «Шестоднев и потоп» (ХЧ. 1883. Т. II) [и целый ряд других работ в том же журнале]. В этот период пробуждается интерес к проблемам библейской критики и критических школ (диссертация архимандрита [еп. Рижского] Филарета (Филаретова) «Происхождение Книги Иова» ([Киев,] 1872), написанная на основе еврейского текста; Книгу Иова автор рассматривает больше как литературный памятник, что и было причиной запрета защиты диссертации).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Утраченное здание (сохранился фундамент). 1879-1883 гг. Автор-строитель арх. Токарев Василий Иванович, наблюдение за постройкой - архитекторы Аристахов Иван Аристархович, Захаров Матвей Захарович. Стиль - неорусский. Из Переписной книги Водской пятины известно, что уже в 1500 г. на погосте находилась православная Введенская церковь, однако точное место ее расположения установить пока не удалось. В XIX в владельцем этого имения становится вел. кн. Михаил Николаевич (1832-1909), при котором оно превращается в уютную дачную усадьбу, имеющую железнодорожное сообщение с Петербургом. В 1879 г. местный дачевладелец Тимофей Тимофеевич Учителев выступил с инициативой постройки в имении собственной церкви и первым сделал на нее пожертвование в размере 20 000 руб. Проект небольшого каменного храма, выдержанного в московском стиле XVII столетия, составил петербургский арх. Василий Иванович Токарев, а вел. кн. Михаил Николаевич отвел для его постройки участок на Ореховой горе, где 16 сентября 1879 г. и состоялась закладка храма. Несмотря на начавшиеся работы, спустя два года из-за нехватки средств возведение храма пришлось приостановить, и лишь в августе 1882 г. была образована новая строительная комиссия, которая во главе со своим председателем, почетн. гражд. Арсением Николаевичем Бородулиным взялась завершить постройку к 1883 г. Благодаря новым щедрым пожертвованиям работа закипела вновь - лесопромышленник Павлов выделил на храм пиломатериалы, а подрядчик Степанов бесплатно произвел все каменные работы. Наблюдение за постройкой осуществляли архитекторы Иван Аристархович Аристахов и Матвей Захарович Захаров. Торжественное освящение вновь выстроенного храма совершил 11 июля 1883 г. епископ Ладожский Арсений (Брянцев) в сослужении красносельского духовенства при большом стечении местного населения и дачников. Крупным жертвователям были розданы памятные золотые жетоны с вензелями Великокняжеской четы. Днем освящения храма было выбрано 11 июля, поскольку оно являлось днем тезоименитства Великой Княгини Ольги Феодоровны (до замужества и перехода в православие - Цецилии Августы, принцессы Баденской (1839–1891) - супруги владельца Дудергофского имения Великого Князя Михаила Николаевича), а год - 1883, совпал с 1000-летием годовщины рождения св. блгв. княгини Ольги (день рождения св. Ольги неизвестен).

http://sobory.ru/article/?object=35699

По мере укрепления независимого Болгарского государства возрастало недоверие османского правительства к Болгарскому экзарху в Константинополе. В начале 1883 года Иосиф I попытался собрать в Константинополе Священный Синод Экзархата, чтобы решить ряд вопросов, связанных с внутренним устройством и управлением, однако турецкое правительство настояло на его роспуске. В Константинополе искали повод для отмены фирмана 1870 года и удаления экзарха, как не имеющего подведомственных территорий в прямых владениях султана. В соответствии с законами Княжества Болгарского — ст. 39 Тырновской Конституции и измененным Уставом Экзархата от 4 февраля 1883 года («Екзархийский уставъ, приспособенъ въ Княжеството») — архиереи княжества имели право участвовать в выборе экзарха и Священного Синода. В связи с этим в Константинополе от экзарха был потребован определенный ответ: признает ли он Церковный устав Княжества Болгария или полагает Экзархат в Константинополе отдельным и независимым. На это экзарх дипломатично заявил, что отношения между Экзархатом в Константинополе и Церковью в Болгарском княжестве являются чисто духовными и что церковный закон свободной Болгарии распространяется только на ее территорию; Церковь же в Османской империи управляется на основании временных правил (поскольку Устав 1871 года все еще не был одобрен турецкими властями). В октябре 1883 года Иосиф I не был приглашен на прием во дворце султана, на котором присутствовали главы всех признанных в Османской империи религиозных общин, что было расценено болгарами как шаг к устранению экзарха и привело к волнениям среди населения Македонии, Вост. Фракии и Восточной Румелии. Однако в этой ситуации Болгарский Экзархат нашел поддержку со стороны России. Османскому правительству пришлось уступить, и 17 декабря 1883 года экзарх Иосиф I был принят султаном Абдул-Хамидом II. Было подтверждено действие фирмана 1870 года, кафедра экзарха была оставлена в Константинополе и было дано обещание, что церковные права болгар будут и впредь соблюдаться в вилайетах империи.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Геннадий Андреевский 1753–1757 Дамаскин Аскаронский 1758–1769 Симон Лагов 1769–1778 Павел Зернов 1778–1800 Евгений Романов 1800–1811 Сергий Крылов-Платонов 1812–1817 Самуил Запольский-Платонов 1817–1830 Павел Подлипский 1830–1836 Владимир Алявдин 1836–1842 Виталий Щепетов 1842–1845 Иустин Михайлов 1845–1850 Леонид Зарецкий 1850–1853 Филофей Успенский 1853–1857 Платон Фивейский 1857–1877 с 1867 года архиепископ Игнатий Рождественский 1878–1883 Александр Кульчицкий 1883–1888 Августин Гуляницкий 1889–1891 Виссарион Нечаев 1891 Курская Учреждена в 1666 году. 36 Митрополиты Белоградские и Обоянские: Феодосий, серб 1667–1671 Мисаил 1671–1684 Авраамий Юхнов 1684–1702 Иустин Базилевич 1704–1709 Иларион Властелинский 1711–1720 Епископы Белоградские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731 Досифей Богданович-Любимский, архиеп. 1731–1735 Арсений Берло назн. в 1735, но не был Петр Смелич, серб, архиеп. 1736–1742 Антоний Черновский, митроп. 1742–1748 Иоасаф Горленко, святой 1748–1754 Лука Конашевич 1755–1758 Иоасаф Миткевич 1758–1763 Порфирий Крайский 1763–1768 Самуил Миславский 1768–1771 Аггей Колосовский 1774–1786 Епископы Курские и Белоградские. 37 Феоктист Мочульский 1787–1818 с 1801 года архиепископ Евгений Казанцев 1818–1822 Владимир Ужинский 1822–1831 Иннокентий Сельнокринов 1831–1832 Илиодор Чистяков 1832–1860 с 1884 года архиепископ Сергий Ляпидевский 1861–1880 Ефрем Рязанов 1880–1883 Михаил Лузин 1883–1887 Иустин Охотин 1887–1893 Ювеналий Половцев 1893 Брестское викариатство. 39 Епископы Брестские (в Гродно): Антоний Зубко 1839–1840 Михаил Голубович 1840–1848 Игнатий Железовский 1848–1870 Евгений Шерешило 1870–1875 Владимир Никольский 1875–1877 Ианнуарий Попов 1877–1879 Донат Бабинский-Соколов 1879–1881 Авраамий Летницкий 1881–1885 Анастасий Охотский 1885–1891 Иосиф Соколов 1891 Минская. 40 Учреждена в 1793 году.  Кафедра в Минске (с 1795 года). Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796 Иов Потемкин 1796–1812 Серафим Глаголевский 1812–1814 Анатолий Максимович 1816–1832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Параскеве, св. мц. Церковной печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1860, 1866, 1894. Служба и акафист. СПб., 1862. Гражданской печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1877, 1894. Петру и Февронии Муромским, свв. благоверным князьям Церковной печати: Акафист. М., 1885, 1900. Петру митрополиту, всея России чудотворцу, св. Церковной печати: Акафист. М., 1900. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, при. Церковной печати: Служба и акафист. М, 1886. Покрову Пресвятой Богородицы Церковной печати: Акафист. Киев, 1856, 1860, 1861, 1864, 1865, 1867, 1873, 1875, 1876, 1878, 1879, 1881, 1883, 1884, 1885, 1886, 1888 2 ; М., 1848, 1849; СПб., 1847, 1848, 1853 2 , 1858, 1887 2 , 1891, 1894 2 . Служба и акафист. Киев, 1890, 1893, 1895, 1898, 1899; СПб., 1899. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883 2 ,1886, 1887, 1891, 1893, 1894, 1897, 1900 2 . В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Отдельное издание М. О. Вольфа. Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радосте» Церковной печати: Акафист. СПб., 1863, 1864 2 , 1865, 1866, 1868, 1869, 1871, 1872, 1881, 1883, 1885, 1887, 1890, 1893, 1896. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы «Боголюбивая» Церковной печати: Акафист. М., 1886 2 , 1899. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Владимирская Церковной печати: Акафист. М, 1886. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Иверской Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1888, 1892, 1896; М., 1864, 1868, 1875, 1881, 1886, 1889; СПб., 1861. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Казанской Церковной печати: Акафист. СПб., 1868 2 , 1869, 1871, 1872, 1881, 1884, 1886, 1890, 1893, 1897. Служба и акафист. М., 1883. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1890, 1892, 1895, 1900. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» Церковной печати: Акафист. М., 1888, 1899. Служба и акафист. М., 1883; Киев, 1884 2 , 1886, 1888. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Служебное возвышение игумена Макария давало ему большую свободу действий и более окрыляло его инициативу. 29 июня 1883 года игумен Макарий был возведен в сан архимандрита и потом назначен начальником Алтайской миссии, а 12 февраля 1884 года хиротонисан был во епископа Бийского. Епископ Бийский Под руководством архимандрита Макария Миссия достигла расцвета: за 7 лет (с кон. 1883 до кон. 1890) число крещеных жителей Алтая увеличилось с 10 тыс. до 22,8 тыс. чел., были устроены 57 новых селений для новокрещеных, построены 6 новых церквей. Особым вкладом архимандрита Макария в дело просвещения народов Алтая стала организация системы школьного образования. Так, если к 1883 г. на территории миссии действовало 20 миссионерских школ (центральное Улалинское уч-ще и 19 школ грамоты), в к-рых обучались 529 детей, то к кон. 1890 г. в 33 миссионерских школах (одно- и 2-классные церковноприходские школы, 2-классные школы и более 10 школ грамоты) обучались ок. 1 тыс. чел. Для подготовки сотрудников из числа коренных жителей Алтая требовалось учреждение миссионерского уч-ща по типу средних учебных заведений. В этих целях в 1883-1884 гг. Улалинское уч-ще было переведено в Бийск и преобразовано в миссионерское катехизаторское уч-ще, которое стало готовить для миссии псаломщиков, катехизаторов, учителей, переводчиков. В нем обучались как алтайцы, так и представители др. тюркских племен Сибири, казахи, а в дальнейшем и остяки (селькупы) из Нарымского края. Лучшие из воспитанников удостаивались священного сана. Архимандрит Макарий уделял уч-щу много внимания, лично вникал в малейшие подробности училищной жизни. Большое значение Макарий (Невский) придавал благотворительной деятельности. Благотворительными учреждениями на Алтае являлись пансион при Бийском училище, Чемальский детский приют в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Улалинские больница и аптека. Одним из важных начинаний архимандрита Макария на Бийской кафедре стала организация приходских попечительств для оказания помощи нуждающимся жителям Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Пирский Николай Васильевич (1855 (1857?)–?) – протоиерей г. Кобеляки. Депутат II Гос. Думы от Полтавской губ., прав. Организатор отделов Русского собрания. – 354 Питирим, митрополит см. Питирим (Окнов Павел Васильевич), митрополит Питирим (Окнов Павел Васильевич) (28.06.1858–О2.02.1920) – митрополит Петроградский и Ладожский. После окончания в 1879 г. курса в Рижской гимназии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1883 г., кандидат богословия. 03.06.1883 пострижен в монашество, 03.06.1883 рукоположен во иеромонаха и 19.06.1883 назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. 1887 – инспектор Ставропольской духовной семинарии, с 1890 – ее ректор и архимандрит. С 1891 – ректор Петроградской духовной семинарии. 17.08.1894 хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. С 02.11.1896 – епископ Тульский и Белевский. С 17.06.1904 – епископ Курский и Белгородский. С 25.02.1905 именовался «Курский и Обоянский». 06.05.1909 возведен в сан архиепископа. С 04.10.1911 – архиепископ Владикавказский и Моздокский. С 22.12.1913 – архиепископ Самарский и Ставропольский. С 26.06.1914 – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Св. Синода. С 23.11.1915 – митрополит Петроградский и Ладожский. 02.03.1917 был арестован Временным правительством наряду с царскими министрами, постановлением Св. Синода 06.03.1917 уволен на покой с пребыванием в пределах Владикавказской епархии. Находился на территориях, занятых Вооруженными силами Юга России. Умер в Новороссийске. – 275–279 Пихно Дмитрий Иванович (1853–1913) – русский экономист. Обосновывал финансовую политику России в начале XX в. – 223 Платон (Рождественский Порфирий Федорович) (23.02.1866–20.04.1934) – митрополит Херсонский и Одесский. Депутат II Гос. Думы от Киевской губ., прав. Родился в Курской губ. В 1886 г. окончил Курскую семинарию. 06.01.1887 рукоположен во иерея. В 1891 г. овдовел, поступил в Киевскую духовную академию. В 1894 г. пострижен в монашество. В 1895 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, профессорский стипендиат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Базилевич 1936 – Базилевич К.В. Городские восстания в Московском государстве XVII века. М.; Л., 1936. Баранкова 1978 – Баранкова Г.С. Об астрономических и географических знаниях//Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1978. С. 48–62. Баранова 2002 – Баранова С.И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря//Никоновские чтения 2002. С. 133–139. Баранова 2002а – Баранова С.И. «Рассадник изразцового дела в России» (к вопросу о новоиерусалимских аналогиях в изразцовом декоре Москвы 2-й половины XVII в.)//Никоновские чтения 2002. С. 225–234. Баранова, Зимина и др. 2002 – Русский праздник; Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия//Авт. О.Г. Баранова. Т.А. Зимина и др. СПб., 2002. Барсков 1912 – Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. Барсов 1883 – Барсов Е.В. К истории медицины в России//ЧОИДР. М., 1883. Кн. 3. С. 81–107. Барсов 1883а – Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М., 1883 (оттиск из: ЧОИДР. 1883. Кн. 1). Барсуков 1902 – Барсуков А. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. СПб., 1902. Бартенев 1856 – Бартенев П. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856. Белоброва 1976 – Белоброва О.А. Челобитная иконников Крестного Онежского монастыря патриарху Никону //Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 400–405. Белоброва 1987 – Белоброва О.А. Житие Феодора Едесского//Словарь книжников 1. С. 175–177. Белоброва 1988 – Белоброва О.А. Космография//Словарь книжников 2/1. С. 493–494. Белоброва 1989 – Белоброва О.А. Подлинник иконописный//Словарь книжников 2/2. С. 294–296. Белоброва 1992 – Белоброва О.А. Дамаскин//Словарь книжников 3/1. С. 246–247. Белоброва 1993 – Белоброва О.А. Иоасаф II//Словарь книжников 3/2. С. 80–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 479. Лебедев А. П. Успенский кафедральный собор в Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1896. – С. 40, 41. Павел, иеромонах. Воспоминание о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Ярославль, 1877. Кроткое А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. – СПб., 1901. – С. 227. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1, 3, 4, 5, 6. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 86–101. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 169 и далее. Угреша: Историческое описание Николо-Угрешского монастыря. – М., 1883. – С. 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 112, 148, 155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704. Сборник для любителей духовного чтения иеромонаха Никифора. – М., 1888. – С. 681–684. Памяти преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, иеромонаха Ефрема. – Киев, 1902. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843–1847). – М., 1883. – С. 28, 29, 39, 66, 69, 78, 187. Письма Филарета, митрополита Московского к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. – М., 1883. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1883. – Ч. 2. – С. 103–119. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 151, 154, 189, 190 и др.; ч. 2. – С. 47, 103 и др. Московские епархиальные ведомости. – 1870, 49. –»– 1871, 16. –»– 1876, 28. – С. 223–227; 52. – С. 460–462. Московские ведомости. – М., 1874, 109. –»– 1876, 328, 333. Ярославские епархиальные ведомости. – 1876, 50. – С. 393–396; 51. – С. 401–408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Однако деятельность Н. П. Виноградова не ограничивалась непосредственно учебным процессом, но сопрягалась, с одной стороны, со священным служением, с другой, – с административной работой. 3 июля 1883 г. Николай Петрович венчался с дочерью известного казанского протоиерея Никандра Александровича Переверзева (1829–1883), законоучителя 1-й Казанской гимназии, настоятеля гимназического Крестовоздвиженского храма и священника Казанско-Богородицкого женского монастыря. Правда, сам протоиерей Никандр скончался незадолго до этого – 15 апреля 1883 г., и Н. П. Виноградов взял на себя заботы о всей семье. Его невесте – Раисе Никандровне – на момент венчания не было еще 17 лет (родилась 28 июля 1866 г.) 5 . Их брак, насколько можно понять по письмам, был счастливым, хотя и бездетным. Раиса Никандровна напишет уже после кончины мужа, что он относился к ней «скорее по-отечески» 6 . Вскоре после венчания Н. П. Виноградов был определен на место тестя законоучителем в 1-ю Казанскую гимназию, а через полтора месяца, 15 августа 1883 г. рукоположен архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) во священника к гимназической Крестовоздвиженской церкви 7 . Но академия оставалась главной ценностью в жизни о. Николая, и он упорно не оставлял своей учебной, а по мере возможности и научной деятельности. После защиты 14 июня 1887 г. магистерской диссертации 8 и утверждения в степени 26 октября того же года он был утвержден в должности доцента 9 , что укрепило его академический статус. Но обилие епархиальных должностей не позволяло отдаться полностью науке – на это о. Николай жалуется другу в своем первом письме 1893 г. Назначенный в 1888 г. членом уездного отделения епархиального Училищного совета, о. Николай на следующий год стал его председателем, а в 1890 г. был назначен председателем Совета Казанского ЕЖУ 10 . Указом Синода от 12 декабря 1894 г. о. Николай был удостоен звания экстраординарного профессора и назначен инспектором академии с возведением 26 декабря того же года в сан протоиерея и условием оставления сторонних – вне академии – обязанностей 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010