Впрочем, во всяком случае, вы не станете досадовать, если послушаетесь меня и побываете в Кремле, потому что он при лунном свете так прекрасен, что вы должны непременно это сделать, – хотя из любви к прекрасному.” . Описание может строиться или от частного (последовательного представления частей предмета) к общему – единому образу или назначению предмета, или от общего к частному, то есть от единого образа, который предстает как характеристика или определение, к его частям. Но, как правило, индуктивный и дедуктивный способы построения совмещаются в описании, как это видно из примера. М. Н. Загоскин начинает описание оценкой красоты Кремля и советом посетить его вечером, продолжает перечислением впечатлений и мыслей читателя, возникающих при созерцании красот Кремля, а завершает тем впечатлением, которое остается у читателя. Тем самым писатель соединяет свой образ Кремля с образом, возникающим в душе читателя. При построении описания изображаемый предмет должен представляться органично и правдоподобно. Органичность – соответствие описания восприятию изображаемого предмета. Внимательно вчитываясь в пример, человек, хотя бы раз побывавший в Московском Кремле, представит себе, через какие ворота он входит, в каком направлении и каким шагом идет, что видит, как движется и на чем останавливается его взор; как отдельные образы сочетаются в мысли, а мысли переходят в размышление об исторических судьбах России и о смысле человеческой жизни, а затем снова возвращаются к предмету описания. Правдоподобие – соответствие описания опыту читателя, которое позволяет воспринимать описываемый предмет как действительно существующий или возможный. Так, при описании Кремля М. Н. Загоскин указывает те образы, чувства и мысли, которые свойственны его читателю в повседневной жизни, но отбор и сочетание которых автором создают нужную мысль и настроение. Кроме органичности и правдоподобия, хорошее описание отличается интересом и информативностью. Интерес создается, в основном, движением мысли от известного к такому неизвестному, которое представляется значимым получателю речи. В примере хорошо видно это ступенчатое восхождение от обычного удовольствия к созерцанию образов вечной жизни, которое одновременно сочетается с чувством облегчения, создающим привлекательность описания.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

«Ма vie est combat», — сказал Вольтер. С чем же человек борется: с другими или с собою, с своими собственными чувствами и мыслями, которые так часто противоречат сами себе… Я повторяю слова Вольтера и говорю: «Ma vie est combat corkést une dévie, une chacin d’unspression divervis»: «Мы боремся не с тем, что вне нас (это было бы смешно и глупо, потому что большею частию мир внешний, говоря в нравственном отношении, нам не подлежит), мы боремся с нашим внутренним я, с нашими чувствами, колебаниями, которые в совокупности составляют наши впечатления, и когда мы сможем себя подчинить, тогда мы одержим победу…»» ГБЛ, ф. 548, карт. 8, ед. хр. В 1857 г. в жизни Благово происходит событие, в дальнейшем оказавшееся для него роковым. Вопреки ожиданиям своих друзей он собирается жениться не на Лидии Ростопчиной, а на неизвестной им девушке. «…Ты влюблен? в кого? — растерянно восклицает С. М. Загоскин в письме из Царского Села от 10 августа 1857 г. — Из твоих писем и частых посещений Воронова я был уверен, что тебе нравится гр Лидия, — но на поверку выходит, что, к сожалению моему, я ошибся и не буду видеть двух моих друзей, т. е. тебя и Рост , принимающих меня у себя в Горках или где-нибудь в Москве! Вдруг получаю бешеное письмо Полуденского, который пишет, что ты намерен жениться на своей (имени ее не знаю) соседке». ИРЛИ, ф. 119, оп. 7, Невестой оказалась соседка Благово по поместью Нина Петровна Услар. настоящее имя — Аграфена. Она была дочерью барона Петра Карловича Услара (1816–1875), сына екатерининского секунд-майора Карла Генриха Услара, служившего потом при Павле I (o нем см.: ГБЛ, ф. 548, карт. 9, ед. хр. 24 и Брак не был счастливым и длился только 5 лет. В 1858 г. в семье появилась дочь Варвара. друга с этим событием, С. М. Загоскин писал ему в ответ на сообщение о «девочке»: «…она должна быть очень хороша, если похожа на маменьку с твоими глазами (хотя у маменьки и свои хороши)» — ИРЛИ, ф. 119, оп. 7, No 15. Впоследствии В. Д. Благово (в замужестве (с 1879 г.) Корсакова) жила в Казани, где служил ее муж, известный историк, профессор Д. А. Корсаков; благодаря ей сохранился обширный семейный архив, частично находящийся сейчас в  ИРЛИ и  ГБЛ.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

В этой статье в популярной форме очень кратко пересказывается история так называемых «Земских Соборов». Некоторые детали этой статьи позволяют полагать, что и сам автор, в свою очередь, при её написании пользовался некими популярными изложениями исторических событий и государственно-церковных мероприятий XVI-XVII веков, а не документальными материалами той эпохи. Хотя в конце статьи приводится библиография «Литература о Земских Собора» с подзаголовком «Сочинения славянофилов». Но в самой библиографии перечислены работы следующих историографов и правоведов XIX столетия - В.Н.Латкина, С.Ф.Платонова, В.О.Ключевского, Н.П.Загоскина, В.И.Сергеевича, Б.Н.Чичерина, И.И.Дитятина, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, А.П.Щапова, С.М.Шпилевского . Из них только профессоров Казанского университета Н.П.Загоскина и С.М.Шпилевского с большой натяжкой можно было бы назвать «славянофилами», остальные перечисленные ученые совершенно очевидно относились к течению «западников» или к так называемой «государственной школе», идейно противостоявшей «славянофилам». Хотя в тексте самой статьи больше упоминаются именно славянофилы - А.С.Хомяков и братья К.С. и И.С. Аксаковы и их идеи. Из этого следует, что автор, подписавшийся псевдонимом «К.Гермогенов», вряд ли был основательно знаком с научной стороной вопроса истории русской соборности, имея лишь общественно-политические представления о «Земских Соборах» XVI-XVII столетий. Но для нас интересно то, что автор этой пропагандистской разъяснительной статьи в её заключении дает политическую оценку разницы между «Земским Собором» и Учредительным собранием, причем оценку отнюдь не наивную, а вполне политически зрелую. «Попытаемся в заключение сделать общий обзор сказанного и хотя бы в этом обзоре вкратце указать еще раз дух Земских Соборов и, главным образом, отличие их от других представительных Собраний. Для сравнения проведем параллель хотя между Земским Собором и Учредительным Собранием. Земский Собор, как мы уже видели, является учреждением созидательным, члены его направляют свои мысли и усилия на одну конечную цель, каковой является благо родины в целом. Он строит великое русское дело с молитвой и любовью, принимая во внимании интересы целого, а не части государства. Работа Собора спаяна взаимным доверием участников Собора к Царю и друг к другу. Работе Собора чужда вражда, зависть, стремление к славе, власти и личному почету. Благодаря этому кропотливая, скромная, подчас незаметная работа рядовых людей давала самые благодетельные результаты для страны. После работы Собора не оставалось горечи взаимного непонимания, личных оскорблений, недоговоренных слов, невысказанных пожеланий.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/04/...

Г-н А. Загоскин пишет вроде г. Аскоченского, так же смело и бесцеремонно. Только у него нет уже и внешних литературных талантов г. Аскоченского. Он пишет вяло, темно, нескладно; в его брошюре почти постоянно путаются понятия самым жалким образом. Способ обвинения здесь тот же, какой обыкновенно употребляется в «Домашней беседе». Обвинитель вырывает места из сочинений обвиняемого вне связи с целым его воззрением и, не давая себе труда обозначить, откуда именно он вырывает эти места, нередко перетолковывает по-своему мысль обвиняемого и потом вооружается против нее; иные обвинения высказывает голословно, оставляя их без всяких объяснений; смешивает понятия, дабы запутать дело, прикрывает свои мнения авторитетами, нимало не говорящими в его пользу. Собственное воззрение г. Загоскина – общее воззрение «Домашней беседы», только оно доводится здесь до последней крайности. Сколько мы могли заметить, автор постоянно отождествляет понятие ветхого греховного человека с понятием просто человека естественного и, основываясь на учении Св. Писания об умерщвлении ветхого человека, требует распинать – убивать все, что есть живого, разумного, прекрасного в естественной жизни человека. О. Феодор в статье «Сына отечества» достаточно объяснил, как далеко такое воззрение от истинно православного воззрения, как сродно оно с односторонностью вредного заблуждения евтихианского. Вот все, что говорит г. Загоскин в пояснение своих слов: «Первый недостаток сочинения «О православии и проч.» обнаружился сам собою восторгом фельетониста «Сына отечества», который нашел, что автор сочувствует прогрессистам и цивилизаторам, мирит современные идеи с православием, и заключил свой восторг следующими словами: «Итак, мы можем сказать теперь смело: да здравствует современность! Ты не так дурна, как говорят о тебе; ты можешь жить в мире с православием». Правильность этого замечания и восторга можно поверить, прочтя добрый голос автора в пользу современности: «Посмотрите на чувственное и материальное направление нашего времени, на положительные вещественные интересы, почти всех занимающие и озабочивающие едва ли не сильнее других интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Закрыть «Тяжёлая потеря для русских патриотов» На 75-ом году жизни умер самобытный русский художник, театральный и общественный деятель Николай Алексеевич Детков 21.04.2023 2604 Время на чтение 4 минуты Фото: Русский вестник Сегодня на 75-ом году жизни отошёл в Вечность самобытный русский художник, театральный и общественный деятель, председатель Межрегионального общественного фонда «Глас Ангельской Руси» Николай Алексеевич Детков. Редакция «Русской народной линии» скорбит и выражает искренние соболезнования, родным, близким и соратникам почившего. Это невосполнимая утрата для всего патриотического сообщества России. Господь да упокоит его душу в селениях праведных! Накануне 70-летия в 2018 году Николай Алексеевич в интервью «Русскому вестнику» рассказывал о себе так: «Я сам – тихий: крестьянский сын из деревни Реутово Орловской области. Мать – крестьянка, отец – плотник, дед – краснодеревщик. Есть в Подмосковье Реутов, и там усадьба князя М.Н. Загоскина, – директора Малого и ВТУ имени М.С. Щепкина, где я работал. И деревня у нас, как в Москве, Реутово, которая образовалась в XIX веке в Орловской губернии. Я узнал, что по деду я – Загоскин, а моя бабка работала на барщине у Шеншина. А кто такой А.Н. Шеншин? Это – фамилия отчима поэта А.А. Фета! Тот дружил с Загоскиным, который как-то проиграл ему в карты всю деревню с людьми. Вот они из Подмосковья все и перебрались на Орловщину, а в то время помещики нередко любились с крестьянскими девушками. А ведь я писал какие-то вещи для книги. Сейчас читаю и думаю: хорошо ведь написано и стили разные! Так ведь мой предок – тот самый Загоскин – писал!». «Не может иерархист не быть монархистом, - уверял он. - Кто ближе всех к Богу? Царь, нами избранный, отец нации! Это звено, заключающее земную иерархию в высшей точке. А дальше идет уже другая иерархия – Небесная. Все пророчества и чудеса, связанные с Николаем II, – это то, что мной почитаемо, любимо и уважаемо. Это Отец наш. У человека вообще пять отцов: родной отец, Отец Небесный, отец-крестный, Царь-батюшка и отец-наставник, учитель.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/ty...

 Предупреждая о современных угрозах, Путин настаивает на сохранении институтов международного права и говорит о трёх ключевых принципах, необходимых для сохранения глобальной безопасности: равноправии, справедливости и правде. Для нас это очевидно: сила русских — в правде. Но кому она нужна сегодня? Псаки цинично и безнаказанно троллит весь мир, не краснея. Она и есть олицетворение нового стиля,  полное неуважение ко всем, кроме себя (а по большому счёту и к себе). Нормы международного права попираются всякий раз, когда это выгодно Америке (и тем, кто прячется за её фасадом), институты международного права едва справляются, а чаще вовсе не справляются с возложенной на них миссией. Похоже, мир действительно хотят превратить в аналог Руины, где, как дикие звери, рыщут бандитские группировки, где льётся человеческая кровь, как водица, и где царствует хаос. Говорят, управляемый…   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 30.10.2014 - 09:29 В Новороссии говорят , что их : В Новороссии говорят , что их цель - построение православного социализма. 30.10.2014 - 19:04 Бред несёте вы Дмитрий! Все : Бред несёте вы Дмитрий! Все имеющие возможность прочитать статью могут легко проверить получаемую информацию. В Германии, к примеру, проституция уже легализована с 2002г. Сам я ради интереса иногда смотрю пятый канал Украины, там также несут безосновательный бред … 30.10.2014 - 19:17 Дмитрий, такие либералы, как : Дмитрий, такие либералы, как вы, точно не являются православными, поэтому не надо им прикрываться! 31.10.2014 - 21:22 Загоскин на зарплате. Где-то : Загоскин на зарплате. Где-то читал, что таким платят, когда на них реагируют. То есть, не надо ему отвечать, дорогие братья и сёстры. Обращайтесь лучше к автору. 31.10.2014 - 22:52 много полезных мыслей : много полезных мыслей излагает статья, жаль нельзя кликнуть материалы вконтакте 02.11.2014 - 17:08 Небольшое уточнение . Автор :

http://radonezh.ru/analytics/igra-bez-pr...

Апостол, Соборов и Отцев и вообще на основании Никоновской Кормчей, включая и II часть ея, равно и в таких случаях, для которых не было подходящих законов в Уложении. Никон, отстаивая применение Кормчей, не ограничивался применением её в делах, входивших в компетенцию церковных учреждений, но стремился, чтобы и государственные суды применяли не Уложение, а законодательство, санкционированное Церковью, т. е. Кормчую (Чт. О. И. и Д. Р. 1847 г., III т., стр. 29. Калачев «О значении Кормчей в системе Древне русского права»). «Что в древний период русской истории Кормчая имела значение и силу источника права в судах церковных, и что иногда ею руководилась также светская власть в своих судебных решениях и при их исполнении, это не подлежит никакому сомнению, и уже не раз было замечено многими исследованиями, хотя только мимоходом, неопределенно и почти бездоказательно» (Стр. 1, Калачев). Проф. Загоскин (Записки Казанского университета за 1880 г.), сообщает, что в 1654 г. Никон уговорил царя, чтобы он разослал Указы воеводам судить уголовные дела на основании Кормчей, для чего и были им разосланы выписки из нея. Карамзин обещал напечатать их в своей истории, говоря об этом в одном примечании 143 , но за смертью не успел этого сделать 144 . Мало того, Никон добился другой уступки, о которой говорит Загоскин: перепечатания Уложения с некоторыми изменениями, а именно: 1) в X гл. 28 ст. безчестие Епископу приравнено к безчестию Архиепископу и Митрополиту; 2) в X гл. ст. 30, 83 и 91 гости поименованы в отношении безчестия не ниже всех чинов, а наравне с высшими между дьяками и Московскими дворянами; 3) в X гл. ст. 25 прибавлено: «Да в Петров пост во многих городах заговенье в первый понедельник бывает играют, и то искоренить проклятое дело;» 4) исправлена XIV гл. 10 ст. Раньше было написано: «А кто поцелует крест на кривде и тому 30 лет епитимьи, к Церкви не приходить и приноса от них не примати, ни в дом к ним не приходить и молитвы им не давать». По поводу этого в Раззорении (I, 515) Никон писал: «Божеские каноны поручают Епископам и священникам исправлять грешников в их грехах, но кто тебе дал власть над священством и законодательствовать, да из каких канонов ты взял такое постановление?» И, действительно, во втором издании Уложения наказание за ложную клятву положено иное, согласно канонам, чисто исправительного свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«Успевши несколько в старом, или обыкновенном писал он князю Одоевскому, я ищу для нашего театра если не совсем нового, то по крайней мере, не столь условнаго, как драматическия подражания, принесенныя к нам с пудрою, шитыми кафтанами и красными каблуками из Парижа. Я хочу моими опытами открыть дорогу людям, имеющим больше моего дарования, для обогащения нашей драматической литературы, и даже в созданию своего собственнаго театра на обширном и прочном фундаменте» 108 . С этою целию он часто брал сюжеты для своих пьес из русской истории и литературы. Он написал: «Ломоносов, или рекрут-стихотворец», опера-водевиль (1816) – из жизни Ломоносова, который, возвращаясь в Петербург из Марбурга, попался в руки прусских вербовщиков; «Сокол, князя Ярослава Тверского, или суженый на белом коне» – из предания о построении Тверского Отрочь-монастыря; «Иван Сусанин»; «Двумужница, или за чем пойдешь, то и найдешь» – романтическая драма из жизни волжских разбойников; «Финн», волшебная трагедия – из Руслана и Людмилы Пушкина; «Юрий Милославский» – из романа Загоскина; «Рославлев» – тоже из романа Загоскина; «Федор Григорьевич Волков» – из жизни основателя русского театра в Ярославле; «Смольняне», защита Смоленска Шеиным от Поляков. Для нас особенно интересны: «Новый Стерн», «Липецкие воды», «Пустодомы» (изд. 1820), «Двумужница», «Расхищенные шубы» и «Казак стихотворец» 109 . Содержание комедии «Новый Стерн» (в 1 действии) состоит в следующем. Граф Пронский, начитавшись чувствительных путешествий, сам пустился путешествовать за 500 верст от Москвы. Слуга его Ипат говорит: «Мы, сударь, смотря по погоде вздыхаем, плачем, восхищаемся, умиляемся, трогаемся. Ясное солнце согревает наши чувства; ужасный мороз напрягает нашу жизненность: быстрый ручей мелодиею своею питает нашу меланхолию; тихое озеро служит зеркалом нашей сантиментальности; наконец, ведро, ветер, дождь, горы, леса, луга, болота, люди, скоты, птицы, мухи, комары... все имеет влияние на нашу душу; словом мы сантиментальные вояжеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Домашнее воспитание, которое Дмитрий Благово получал в условиях утонченной усадебной культуры, было многосторонним: он прекрасно владел несколькими языками (французским, немецким, английским) и имел обширные познания в литературе и истории. Все это позволило ему в 1845 году в возрасте 18 лет поступить на юридический факультет Московского университета. Познакомившись с Благово именно в это время, сын известного писателя С.М. Загоскин нашел в нем человека милого, образованного, весьма начитанного. «Дмитрий Дмитриевич, хотя был несравненно образованнее меня, – подчеркивал Загоскин, – воспитывался, подобно мне, под крылышком своей матери. Со дня рождения, потеряв отца, он не разлучался со своей матерью, а также со своей бабушкой. Бабушка его, добрая, но строгая старушка, воспитанная в лучших преданиях русской патриархальной аристократической семьи начала и середины прошлого столетия, имела большое влияние на нравственное воспитание своего внука. Ни единого дурного слова не исходило из уст скромного Благово; его чистая, честная душа гнушалась всего безнравственного и порочного». Окончив в 1849 году университет, Дмитрий в течение двух с половиной лет служил в канцелярии московского гражданского генерал-губернатора А.А. Закревского. В этот период Благово вел обычный для светского человека образ жизни. Внешне, по словам Загоскина, это был «богатый и изнеженный молодой человек, любивший общество и жизнь с комфортом». Он посещал балы ежедневно, а иногда и несколько раз в день, встречался со своими друзьями С.М. Загоскиным и М.П. Полуденским, которым читал собственные стихи. Тогда же Дмитрий Дмитриевич становится постоянным посетителем дома супругов Ростопчиных: Евдокии Петровны Ростопчиной, известной русской писательницы и поэтессы, и Андрея Федоровича, сына писателя и государственного деятеля Федора Васильевича Ростопчина. Бывает он и в их подмосковном имении Вороново. Дочь Ростопчиных Лидия, девушка тонкая, умная, интересовавшаяся поэзией, привлекла внимание Дмитрия. С 1852 года Благово служит директором Дмитровских богоугодных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Храм рассыпается, ибо раствор, скрепляющий древние кирпичи в арках и стенах, растворён осадками – результат многолетнего отсутствия элементарной кровли. Это вывод экспертов. Старая кладка нуждается действительно в каком-то чуде, точнее не так – чудо, что храм еще вообще стоит, до сих пор не превратившись в груду строительного мусора с железными куполами, опрокинутыми поверх… Уму непостижимо, как и кем в 2015 году с московской строительной компанией “ЭШЕЛЪ” был заключен контракт на проведение реставрационных работ в несчастном соборе. Люди, друзья, сограждане, россияне – опомнитесь, что же вы делаете, ведь именно эти товарищи из Эшела угробили бесподобный архитектурный памятник в Борисоглебске, в 20 км от Ростова, превратив южные монастырские ворота с надвратной Сергиевской церковью в белое неопознаваемое нечто. В начале весны 2015 года были начаты реставрационные работы, “в ходе которых участки кирпичной кладки XVI века были раскрыты, временной кровли над ними не было, и кладка вымокала и вымораживалась. Раствор, скреплявший кирпичи, растворился, и здание держалось фактически на металлических креплениях 1990-х годов” (цитирую слова директора “Эшела” Евгения Загоскина). Состояние кладки реставраторы описывали так: “Висит стена, и она в любой момент может упасть”. По свидетельствам с объекта, обрушения опасались даже от порыва ветра. Гром грянул 13 августа 2015 года – прямо в процессе реставрационных работ рухнули своды южной галереи. Снова цитата из Загоскина: ”Обрушение конструкций произошло при демонтаже поддерживающей опалубки, которая держала свод и в свое время сильно прогнила, поскольку на протяжении длительного времени никакие работы не производились”. Почему перед демонтажом опалубки не было исследовано состояние кладки и не были подведены новые укрепляющие конструкции, не поясняется. Разве не нужно сначала укреплять кладку, а уже потом производить с нею какие-либо манипуляции? Теперь разрушившийся кирпич заменяют современным, дополнительно укрепляют стены и строят новые поддерживающие конструкции.

http://sobory.ru/article/?object=05699

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010