Свияжск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Казанской иконы Божией Матери , Трёх Святителей Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1734. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Никольская. Координаты: 55.772758, 48.655758 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова идти прямо по центральной улице (Успенская), после Свято-Успенского монастыря повернуть налево во вторую грунтовую улицу (вскоре после Музея истории Свияжска справа). Через 200 метров развалины церкви и поклонный крест будут справа за следующим перекрестком. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевская церковь, построенная в 1734 году, но в 1825 году за незначительностью прихода упраздненная. В 1831 году, по случаю совершившегося 29 октября 1828 года в 2 часа пополудни чудесного явления на кресте колокольни церкви св. Николая, церковь эта возобновлена иждивением графа П. Апраксина и приписана к Богородицко-Рождественскому собору. Здесь имеется весьма древняя и пользующаяся большим почитанием храмовая икона св. Николая Можайского. Из книги «Спутник по Казани» Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Под редакцией профессора Н.П Загоскина. Казань, 1895 г. (Орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка). Трехпрестольная церковь Николая Чудотворца построена из кирпича в 1734 году взамен деревянного здания церкви «Николы, что в жильцах», возведенной в 1551 году. http://sviyajsk.cerkov.ru/utrachennye-xramy/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28576

На пленарном заседании конференции были обсуждены проблемы соотношения просвещения и образования, нравственности и рационализма в науке, преемственности византийских традиций в русской культуре, сохранения ценностного ядра русского языка, сохранения целостного духа отечественной словесности, приобщения молодежи к православной вере через систему образования и семью. Протоиерей Александр Ранне (Великий Новгород) обратился к личности и трудам Ильи Мечникова и показал близость его мировоззрения философии Эпикура, Ницше. Отец Александр проследил опасные духовные пути, по которым ходили и продолжают ходить некоторые представители русской интеллигенции. М.В. Антонова (Орел) рассказала о деятельности первого новгородского архиепископа Нифонта, благодаря которой осуществлялась преемственность византийской и русской культуры. И.А. Есаулов (Москва) рассматривал родное и вселенское в русской языковой картине мира как единство церковнославянского и православного. Т.В. Шмелева (Великий Новгород) обратила внимание на то, что слово «византийский» вытесняется из современной языковой картины мира. Т.В. Федосеева (Рязань) заметила различие между русскими и зарубежными представителями предромантизма: если мировоззрение западных предромантиков было противоречивым, то русские представители предромантизма (Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, В.А. Жуковский) утверждали единство нравственного и духовного. А.В. Шмелева (Москва) рассказала о деятельности новгородского архимандрита Фотия, настоятеля Юрьева монастыря, как борца против масонского магизма. На пленарном заседании Никитских чтений о духовном аспекте русской словесности говорили Стефано Алоэ (Верона, Италия), Наталья Видмарович (Загреб, Хорватия), Л.Ф. Алексеева (Москва), С.Ю. Николаева (Тверь), Т.А. Кошемчук (Санкт-Петербург). Исследователи русской словесности обращались к творчеству В.К. Кюхельбекера, М.Н. Загоскина, Ф.М. Достоевского, В.А. Сумбатова, Н.И. Тряпкина. О смене духовных ориентиров в истории русского языка докладывала Л.В. Табаченко (Ростов-на-Дону), о сохранении ценностного ядра в русском языковом сознании говорила Н.В. Семенова (Великий Новгород). Пути развития современной педагогики как педагогики духовного просвещения, приобщения к православной вере, истории русского народа стали предметом размышлений Н.М. Копытцевой, И.Н. Извекова, А.В. Моторина – преподавателей Новгородского университета.

http://pravoslavie.ru/30566.html

Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца в селе Кудинове была построена еще в первой половине XVII века. В писцовых книгах 1623-1624 года значилась церковь «на погосте Покровском, на речке Шероходке». Устроителем первого храма был думный дьяк Федор Терентьевич Лихачев (в иночестве – Филарет), вотчина которого «деревня Новая, Анкундинова тож» находилась рядом. Здесь же была вотчина и его брата Богдана Лихачева. В 1646 году Кудиново отошло по наследству печатнику Федору Федоровичу Лихачеву, а затем – к его зятю Ивану Семеновичу Прозоровскому. От его сына Петра Ивановича Прозоровского село перешло вновь к зятю – Ивану Алексеевичу Голицыну. В этот период в описаниях Покровской церкви появляется упоминание второго придела – пророка Илии. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 год есть следующие строки: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в пределе Николая чудотворца деревянная; у церкви во дворе поп Иеремия Афанасьев со причетники». Упоминаемый в этом отрывке кудиновский священник был прототипом легендарного «попа Емели», героя народных песен и исторических романов. «Какие разбойники! Правда их держит в руках какой-то приходской священник села Кудинова, отец Еремей: без его благословенья они никого не тронут; а он, дай Бог ему здоровье, стоит на том: режь как хочешь поляков и русских изменников, а православных не тронь». Это отрывок из исторического романа 1829 года Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Известный писатель и драматург использовал в своем сочинении образ попа Емели (Еремея) из русских песен, посвященных событиям Смутного времени. Сюжет песни о попе Емеле, встречающийся в разных вариантах, приблизительно такой: после праздника Покрова торжественным свадебным обозом выехали семь саней. В них сидели атаманы, есаулы, разбойники, воры «Гришка с Маринкой» (Лжедмитрий и Марина Мнишек) и в отдельных санях – поп Емеля. Священник благословил свадьбу и дал наставление разбойникам: «Добро-то берите, а душ не губите».

http://sobory.ru/article/?object=07105

Наружное декоративное убранство церкви так же, как и внутреннее, отличалось сдержанностью. В целом композиция южного и северного фасадов была не симметричной, но уравновешенной. Поверхность стен нижнего яруса расчленялась пилястрами на постаментах. Стены прорезали оконные проемы различной формы и размеров: крупные арочные в нижнем ярусе и небольшие круглые в верхнем. Переплеты окон второго света были выполнены в форме Георгиевского креста. Центральный ризалит средокрестия имел симметричное построение с выделенной широкой средней входной частью. Двустворчатая филенчатая дверь дополнялась крупным окном с полуциркульным верхом. Верх стен нижнего яруса опоясывал дощатый фриз, а под карнизом второго яруса – фриз городчатый. Западный фасад был симметричен. В его средней части над входом возвышался фигурный аттик, увенчанный крестом. Перед входом находился небольшой тамбур под двускатной кровлей. Проемы яруса звона колокольни имели миртовое очертание. В основании граней шатра колокольни по странам света размещались фронтончики, напоминавшие о характерном для древнерусской архитектуры поясе кокошников. Главки над алтарем и колокольней были сделаны в форме маковиц. В церковном здании также размещались служебные помещения с отдельными входами (библиотека, аптека и др.). Полковая Николаевская церковь, снесенная в 1920-х гг., носила ярко выраженный мемориальный характер: возводилась она в «молитвенную память героев-мучеников, погибших на полях Порт-Артура, где 28 полк стяжал себе неувядаемую славу среди защитников крепости». Эти обстоятельства, помимо прочего, заставляют глубоко сожалеть о ней, как о памятнике, тесно связанном с российской военной историей. Церковь 28-го Сибирского стрелкового полка во имя св. Николая Чудотворца была заложена 21 марта 1910 года. Она находилась на территории военного городка к западу от казарм у пересечения улиц 5-й Иерусалимской ( 5-й Советской) и Загоскинской (Загоскина). " Для постройки полкового храма путем воззваний среди добрых людей, в особенности воинских чинов, безо всякой помощи со стороны казны было собрано 25 000 рублей " , — писал современник. Инициатором постройки храма стал полковой священник о. Павел Крахмалев. Он организовал сбор пожертвований " в молитвенную память героев-мучеников, погибших на полях Порт-Артура, где 28-й полк стяжал себе неувядаемую славу среди доблестных защитников крепости " .

http://sobory.ru/article/?object=37759

Мать и бабушка разрешили ему обедать с гостями, но запретили участвовать в студенческом «веселье», и он «удалился в свои покои, чтобы, согласно данному маменьке обещанию, не принимать участие в таком бесчинии». Но и студенты решили добиться своего. «Когда заварена была жженка, – продолжает мемуарист, – мы решили идти его отыскивать. Вся ватага двинулась с бокалами и стаканами в руках; внезапно с шумом отворилась дверь его спальни, и что же мы увидели? Наш благонравный товарищ совершал свою вечернюю молитву на коленях перед киотом в каком-то ночном чепце с розовыми лентами. Контраст был поразительный! На этот раз, однако, мы его пощадили, но затем всячески старались его развратить. Я рисовал его жизнеописание в карикатурах; мы подучали его, как ему действовать с родительницею, и он сам, поддаваясь нашим внушениям, прибегал к разным каверзным злоухищрениям, чтобы вырваться из когтей, но все это было безуспешно: кроме строгой матери была еще добродетельная бабушка, и против этих двух соединенных сил Благово чувствовал себя совершенно немощным. Даже несколько лет после выхода из университета, когда брат мой, отправляясь секретарем посольства в Бразилию, приехал в Москву и пожелал на прощание поужинать со своими старыми товарищами, Благово объявил, что он никак не может ручаться, что его отпустят, и только уложивши свою маменьку, он выпрыгнул в окно и с торжествующим видом явился среди нас» – в кн.: Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина. Москва сороковых годов. M., 1929, с. 71. 749 Сведения об этом можно почерпнуть из сохранившегося «отрывка» его дневника, озаглавленного «Знакомство с Ростопчиной», – ГБЛ, ф. 548, карт. 8, ед. хр. 86. 752 Ее настоящее имя – Аграфена. Она была дочерью барона Петра Карловича Услара (1816–1875), сына екатерининского секунд-майора Карла Генриха Услара, служившего по том при Павле I (о нем см.: ГБЛ, ф. 548, карт. 9, ед. хр. 24 и 25). 753 Поздравляя друга с этим событием, C. М. Загоскин писал ему в ответ на сообщение о «девочке»: «…она должна быть очень хороша, если похожа на маменьку с твоими глазами (хотя у маменьки и свои хороши)» – ИРЛИ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

17 октября. Письмо M. Н. Загоскину 81 : «Митрополит московский, свидетельствуя свое почтение его превосходительству Михаилу Николаевичу, с благодарностию возвращает примечательную записку о необыкновенной болезни, не скрывая при том своего сожаления, что это не дневная и не близкая к современности записка, но рассказ по памяти, записанный опять по памяти, который оставляет иное, что было бы полезно спросить, и представляет иное, на что надлежало бы возразить» (РС. 1903. Т. 113. 2. С. 360). 21 октября. Письмо M. М. Тучковой: «Я рад, что Вы избраны быть при Миропомазании принцессы 82 . При помощи Божией она будет в Вас иметь подле себя душу молящуюся, чувствующую важность веры, чистоту Православия и святость Таинства. Бог поможет Вам возглаголать в сердце ее словеса мира, любви и утешения. Хорошо, что и Вы получаете новое побуждение молиться с любовью о возлюбленном царском семействе» (Письма к игумении Марии. С. 54. 38). Письмо матери: «Прошу благословения Вашего на предлежащий мне путь, который, если будет угодно богу, должен начаться послезавтра. Здоровье мое несколько улучшилось к сему времени» (Письма. 1882. С. 352–353. 408). 27 октября. Письмо N. N.: «Вас же прошу умерять печаль Христианским разсуждением. Особенно жаль малолетних сирот, но не паче ли нас любит их Отец Небесный? Итак если Он судил им сиротство, то, видно, нашел то благим, чтобы вести их сим путем. На вас же попечение о них возложено было с кончиною их отца, теперь то же. Займитесь родственным попечением паче, нежели печалию: Господь же попечется о вас. Мир и благословение Его вам призываю» (ЧОЛДПр. 1872. Кн. 7. С. 135. – Материалы). октября. Запись в дневнике: «Муч. Терентиа. Мы сегодня в П. в Литургию, выехал из М. 23 утром». 29 октября. Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Путь мой, по благости Божией, был нетруден. В субботу прежде полудня приехал я в Новгород, и остался там на сутки, чтобы иметь удобность слушать воскресную божественную службу; а вчера пришел на свое подворье 83 прямо в церковь во время литургии Владыка новогородский здравствует, хотя древен. Киевский желает остаться в Киеве до будущаго лета, поставляя в причину между прочим состояние здоровья. Жаль, есть ли так будет. Дела требуют многаго совета» (Письма. 1887. С. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Рус. права. Владимирского-Буданова. Изд. 1888 г. стр. 144. – Дом. быт Русс. Царей. Забелина. Изд. 1895 г. час. I, стр. 6 и 8). 27 Самое древнее, сохранившееся в России, изображение такого орла нахо­дится на Императорском греческом троне, привезенном с собой в Москву царевной Софией Фоминичной, женой вел. кн. Uoahha III . Трон принадлежит к Царским регалиям, то есть внешним символам Царского достоинства и власти. Трон или престол есть символ божественного происхождения власти Царской. Древнейший из тронов, хранящихся в Московской Оружейной Палате, есть цар­ское место, кресло или царский стул, по древним описям, резной из слоновой кости, местами вызолоченный, привезенный в Москву греческой царевной Софией Фоминичной Палеолог, супругой Uoahha III . При венчании на царство царя Алексея Михайловича этот трон употреблен был при шествии царя из Успенского собора в Архангельский. В 1856 году, по Высочайшему повелению, этот трон был исправлен к св. Коронованию Государя Императора Александра II. Рисунок его и очень подробное описание находится в книге „Венчание русских царей на царство” Изд. 1883 г., стр. 17, 92 и 95. На этом древнем греческом троне восседала при своей Коронации в 1896 г. Ее Величество Государыня Императрица Александра Федоровна. (В память Свящ. Коронования 1896 г. Изд. Гоппе 1895 г. час. 1-я стр.: 54 и 57; час. 2-я стр.: 182). 28 Известный гербовед Лакиер основательно свидетельствует, что доказательством значения государственного, описанной формы, печати и герба Uoahha III с 1497 года служит и то, что в прочих печатях Русских князей вокруг изображения всегда означалось, что печать такого-то князя, а на описанной гербо­вой 1497 года печати Uoahha III значение печати уже не объясняется, потому что предполагается, что каждый знает (вернее: должен знать), что эта печать есть царская, государственная, так как на ней установленное изображение, принятый государем герб. (См. Историю права Московского государства. Професс. Н. П. Загоскина, I, изд. 1877 г. Казань, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Романтиков, Шевырева в частности, волновало и восхищало описание древней пустыни преподобного Сергия в знаменитой проповеди на освящение Михеевского храма. Им чудилось здесь родное романтическое перевоплощение в ушедшие эпохи. Но так ли было это?... «Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной» 716 . «Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге» 717 . Кто в Николаевскую эпоху прошел мимо панорамы Кремля и Москвы? Ап. Григорьев был прав, называя «рутинным приемом» описание вида Москвы с Кремлевской горы. Не прошел мимо нее и Филарет. Но Филарет избежал той фантастической дымки историзма, которая вуалировала романтические описания 30-х годов. Вспомним хотя бы Кремль Загоскина 718 , у которого – ночь, луна, воспоминания о небесной родине и русской старине. «Пусть бы пришел сюда древний прозорливец, – говорил Филарет, – пусть бы он, вместо нечистой высоты Фогора, стал у нас на благословенной высоте Кремля, посмотрел бы на многочисленные храмы, древние, новые, тщательно сохраненные в благолепии, или возобновляемые, или вновь и ныне с древним же усердием созидаемые: истинно, думаю я, он возобновил бы свой древний восторг, и еще раз возгласил бы свою древнюю песнь: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твои, Израилю!» 719 . Это – новая, строящаяся Москва рядом со старой. Романтики искали историю в прошлом, русские интеллигенты и «просветители› полагали, что «настоящая» история еще не начиналась. Филарет чувствовал историчность настоящего, слышал незримый рост истории. В 1826 г., вскоре же после коронации, Николай I посетил Троицкую лавру. Филарет в приветственной речи вспомнил и Димитрия Донского, и Петра. Но сильнее было в нем ощущение историчности настоящего – царского паломничества после недавней декабрьской смуты. «Боговенчанный Государь и Помазанник Божий!» – начиналась его речь. «С сих священных высот, которые пред очами твоими, пять неоскудных достопримечательностями веков приветствуют сию минуту, которая умножает достопамятности сего места» 720 . Казалось бы, на первый взгляд, пустой комплимент и банальная лесть – равнять посещение Николая с великими историческими событиями, коих свидетельницею была лавра. Но, вспомним, могло ведь не быть этого посещения! При словах Филарета надобно помнить Сенатскую площадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Голенищево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Голенищево в 58 верстах от уездного города Сапожок. Голенищево при речке Тырнице, расположенное при большой дороге, идущей из города Спасска в город Шацк, до присоединения к Сапожковскому уезду принадлежало к Тамбовской губернии к городу Шацку. В качестве села с церковью великого чудотворца Николая оно упоминается в окладных книгах 1676 г., где показано у той церкви земли 15 четвертей в поле, сенных покосов на 30 копен. Земля и луга – помещикова дача, а иных никаких угодий, поп Григорий сказал, нет. В приходе к той церкви было 6 дворов боярских, 36 крестьянских, 6 дворов бобыльских, двор вдовий. И всего 50 дворов. Вместо упоминаемой в XVII столетии деревянной церкви в честь св. Николая, в 1781 г., как значится в клировых ведомостях, построена была ныне существующая так же деревянная церковь в то же храмонаименование, которая в 1805 г. была перекрыта и обита снаружи тесом, а в 1808 г. исправлена внутри усердием помещика И. Тяпкина. Церковной земли во владении причта состоит 34 десятины, на которую ни плана, ни межевой книги у причта не имеется. При отписке с. Голенищева от Шацкого к Сапожковскому уезду в нем состояло: за поручиком Иваном Тяпкиным 29 душ, за прапорщиком Яковом Тяпкиным 33 души, за прапорщиком Григорием Загоскиным 39 душ, ведомства Кол. Экономии 107 душ и однодворцев 7 душ, всего 215 душ муж. пола. Ныне в с. Голенищеве с деревней Староречьем при 129 дворах числится муж. пола 412, жен. пола 434. Причта при Николаевской церкви по штату 1873 г. положено 1 священник и 1 псаломщик. Содержание причта по малоприходству весьма бедны. В 1871 г. прихожане составили было приговор о ежегодной добавке причту к получаемым им нищенским доходам 225 руб., но доселе приговор не был ими приведен в исполнение. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1888 г. том 3 стр. 117. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Кирпичный, не оштукатуренный храм, представленный на фотографиях, имеет черты, присущие архитектуре конца XIX - начала XX веков. Хочу предположить, что в книге И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» за 1888 год речь идет о другой церкви, более ранней, а нынешняя построена позже. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17554

Закрыть Могучий самодержец Эпоха и борьба императора Николая I 13.09.2012 562 Время на чтение 13 минут Ещё недавно в школьных учебниках можно было прочитать памфлетное прозвище этого царя - Николай Палкин. Появление в печати положительных оценок императора Николая I было исключено. Между тем Пушкин писал: «Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю». При этом государя с «оловянными глазами» (ими нас пугают чуть реже, чем сталинскими усами) объявляли чуть ли не убийцей великого поэта. А вот Загоскин в « Москве и москвичах»: «Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдёт через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе . - Как? - прервал Дюверние. - Да неужели ваш государь идёт по этой площади пешком при таком стечении народа?.. - Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. - Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..- Где государь, там нет полиции. - Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... - Я вижу, господа французы, - сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, - вы никогда нас не поймёте. Нашему царю стража не нужна: его стража весь народ русский». Да, это был император, катавшийся с горки с мальчишками, повсюду шествовавший без охраны... Больше таких не было. Вскоре после смерти Николая Павловича самодержавная идиллия рассыпалась. У каждого правителя России - из тех, кто надолго задержался на троне, - есть «прекрасное начало». Первые идиллические годы. Потом приходит разочарование, политический стиль приедается, накапливаются претензии. Николай Павлович правил тридцать лет - целую жизнь! Казалось, конца края не будет его царствованию, тем более что возраст позволял бравому государю ещё долго сидеть на троне. От желтизны николаевского классицизма у многих уже болела голова. Но вспомним первые годы его правления, именно тогда Пушкин писал: Его я просто полюбил:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010