л. 71 об. Молитва архангелу Михаилу. Нач. Господи Боже великий Царю безначальный, посли архангела своего Михаила на помощь рабу Божию, имрк. л. 74. Помянник за упокой, в коем поминаются архиеп. Никандр. (ростов., умер. 1567 г.), князь Елеазар и проч. числом 70. л. 76. Мес. ноемвриа в 17 деиь, житие и подвизи препод. отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергия чюдотворца. См. 199 л. 490. л. 96. Житие вкратце препод. и богон. отца нашего Авраамиа, архимандрита Богоявленьскаго, ростовскаго чюдотворца, иже списано бысть от ученик его. Нач. Еже удивитися Святым трудом добро. В конце (л. 115) Похвала. Срав. 630 л. 224. л. 123. Мес. декабря 6, житие и чюдеса св. святителя и чюдотворца Николы, иже в Мирех ликийскых. Нач. Во дни прежняя благоволи Бог взыскати писаниа иже от Пророк проповеданиа. Чудес 15 (после 12-го следует 35, потом 31 и 40), последнее о некоем детищи иже в Киеве. л. 163. Мес. марта в 17 день, преставление преп. отца нашего игумена Макариа колязинскаго, новаго чюдотворца. Служба, без конца. л. 176. Канон о плачи пречистей Богородици, пети в всякую пятницу на нощь гл. 6. л. 179. Правило певаемо на боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, и на плачь пресв. Богородици, творение Симеона Логофета. Прерывается на 8 песни. л. 184. Мес. ноября в 8, Сбор бесплотнаго архангила Михаила. Служба. л. 201. Мес. тогоже 15, иже во святых отца нашего Стефана, архиеп. сурожскаго. Служба. По листам внизу скорописью: 124 (1616) книга Троецкаго Сергиева монастыря. 658. (1889.) Сборник богослужебный, разных почерков, XVII века, в четверть. 111 листов. л. 2. Богородичны отпустительныс седмичные. л. 9. Наказание новоначальному мниху от своего старца. Нач. Подобает иноку преже всех нестяжательно житие имети. Василия Великого . л. 13. Служба, сент. 10, св. князю Иоасафу. л. 26. Мес. сентебря в 10 день, житие и подвиги препод. отца нашего князя Иоасафа каменскаго, новаго чюдотворца. Нач. Иже святое житие поживших и веру божественную сохраньших. Чудес 5 и Похвала. Предисловие, молитва и похвала почти буквально выписаны из жития Евросина псковского (см. 676 л. 342); анаграммы списателя, напеч. в Прав. Собес. 1861 г., ч. 1. стр. 215, здесь нет, хотя житие то же самое, какое и там показсано.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

    «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).     «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).     «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6).     «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).     «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их» (Пс. 101:18).     «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле» (Пс. 112:5—6).     «Высок Господь , и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6).     «Видел я нечестивого превозносящегося и высящегося как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36).     «Ты низложил их, когда они разгорделись. Как... они пришли в разорение ? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19).     «Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь» (Пс. 17:28).     «Ты смирил , как раненого, гордого» (Пс. 88:11).     «Не жил посреди дома моего поступающий гордо» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом    Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).    Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).    Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).    Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).    Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).    Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).    Гордость — это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).    Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Мартина (на иллюстрации). Впоследствии на этом месте был выстроен новый собор свят. Мартина, где до сих пор пребывают в почтении несколько частиц его мощей; от мощей же свят. Григория не осталось ничего. 4 Латинский текст в книге Анри Бордьера “Книга о чудесах (святитель Григорий)», Париж, 1864 г., т. 4, стр. 212–233; франц. перевод (очевидно, единственный до настоящего времени на современном языке) во вступлении перевода на франц. яз. того же автора к «Истории франков», Париж, 1859 г. 6 Эта родословная включает также многих известных людей, в том числе тринадцать из восемнадцати епископов Турских, предшествовавших ему на кафедре. Генеалогическая схема, приводимая нами, показывает только его ближайших родственников. 7 Венантий Гонорий Клементиан Фортунат, знаменитый христианский поэт Галлии (540–600). Близкий друг преподобной Радегунды из Пуатье, он написал ее житие (в прозе), а также несколько других житий (святого Илария, епископа Пуатье, святителя Германа Парижского). Святитель Григорий поощрял его литературные труды, и он написал стихи (цитируемые здесь) по случаю вступления святителя Григория на кафедру епископа Турского (573 г.) и по поводу завершения им новой базилики святителя Мартина (590). Окончил дни свои епископом Пуатье. 8 В действительности при крещении он был наречен именем Георгий Флорентин; позднее, в честь прадеда, епископа Лангрского (см. “Житие Отцов”, гл. 7) при пострижении получил имя Григорий. 9 “Слава исповедников”, гл. 40-я. “Деревянная палочка определенной формы”, по всей видимости, имела форму святого креста или напоминала его. 10 “Житие Отцов”, гл. 8-я, § 2, где святитель Григорий отмечает, что в то время ему было восемь лет. 13 “Житие Отцов”, гл. 2, предисловие, в котором святитель Григорий говорит, что именно у епископа Авита получил основное знание христианских догматов и научился почитанию святых Божиих. 17 Например, отшельник Калуппан, которого он навещал с епископом Авитом. См. “Житие Отцов”, 11, § 3. 19 Сам святитель Григорий еще более смиренно рассказывает об этом: “Перед своими спутниками я похвастался, что Господь пожелал показать, что чистота моя заслуживала такой благодати” (“Слава мучеников”, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1972 Migne P. G. LXXIX, 363. Epistolarum Lib. II ер. 333; в своём месте оно будет приведено почти целиком. Здесь помещаем одну фразу: „Когда духовный отец ( πν. πατ.) скажет тебе что-нибудь неприятное или жестокое, прими и перенеси это любомудренно и великодушно“. 1973 Βασανουφоυ α Ιωαννου, πo. 366. „Если ты сам прибегаешь к отцу духовному (πν. πατ.), вопрошая его о чём-либо не потому, чтобы желал получить от него заповедь, но для того, чтобы услышать от него лишь ответ по Богу, и он скажет, что следует тебе делать, – ты непременно должен это исполнить“. 1974 Migne P. G. LXXXVIII, 706–708: „Благомыслящий послушник (ποος), хотя и мёртвых станет воскрешать, хотя и дар слёз и освобождение от духовных браней получит, непременно рассуждает, что производит сие молитва духовного отца“ (το πν. π. εχ). 1975 „Великий Маркиан... стал почитать (Феодосия) ещё более и чтил его, как духовного отца“ (Житие, гл. 34. Пал. Пат., 8 вып., стр. 61). 1976 Преп. Макарий Великий (Слово 2, гл. 9) пишет: „В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братий и как пестуны, которым вверены духовные чада (πνευματι τνα), со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются направить каждого ко всему доброму (Migne P. G. XXXIV, 848; р. п. 4-е изд. 366–367). – Правила преп. Антония (неподлинные) озаглавлены: „Sancti patris nostri Antonii Magni Abbatis regulae sive canones ad filios suos spirituales monachos“ P. Gr., t. XL, col. 1065. – Св. Стефан Чудотворец († 794), обращаясь к монахам своего монастыря, называет их „чада духовные“ (τκνα πνευματικτατα, πενματικ τκνα) (Житие, гл. 34, Acta Sanct. III t p. 517 и 545; p. п. Палест. Патерик, 11 вып., 30 и 82 стр.). – Преп. Иларион говорил: „не сотворю лживым Господа моего, не могу видеть разрушенные церкви, попранные алтари Христовы, кровь моих духовных сыновей“ (т.-е. монахов. Житие, Пал. Патер., вып. 4, стр. 27–28). – В том же смысле употребляется и выражение „духовная дочь“. Mémoires publiés par les membres de la mission archéologique Française au Caire. T. IV par. E. Amélineau, Paris, 1895. Письма преп. Моисея инокиням начинаются так: „ Моисей, архимандрит и отец общины, пишущий своим почтенным духовным дочерям (à... filles spirituelles), приветствие“ (р. 798 cfr. 694). – В смысле более общем „духовным сыном“ называется иногда человек, подчиняющийся нравственному авторитету другого. Напр., жизнеописатель преп. Феодосия Киновиарха, Феодор, епископ Петрский (перв. пол. VI в.), рассказав о том, как преп. Феодосий зашёл к Симеону Столпнику и выслушал от него пророчество, продолжает: „великий Симеон предсказал от Духа Святого духовному сыну Феодосию то, что с ним будет о Боге“... (гл. 5, Пал. Пат. вып. 8, стр. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – Приложение 1, с. 580. 16; Герцен А. Г. Рассказ о городе Феодоро. Топографические и археологические реалии в поэме иеромонаха Матфея//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 261–263; см. дефиле: Auzepy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). – P. 80, sec.4). В таком случае событие выглядит не столь широкомасштабно и, вместе с тем, гораздо реальнее, ибо ограничивается действиями, связанными непосредственно с главным политическим центром Готфии. При любой трактовке данное свидетельство источника еще раз подтверждает, что здесь не было значительных военных сил хагана, но их появление следовало ожидать. 579 ...уро enos chorion paradothenta prosephygon – дословный перевод: «одним селением передан преследуемый». Paradothenta от paradotos – «могущий быть переданным», a prosephygon – pros – приставка со знач. направление и pheygo – «бежать, ускользать, убегать», prosphengo – «искать убежища, быть преследуемым». Поэтому точнее у А. Никитского: «...выдан одним местечком» (Указ. соч. – С. 29, гл. 5); ср.: «предан одним местечком ( Виноградов А. Ю» Комар А. В. Институт тудуна... – С. 49), но без уточняющего очень важного указания на преследование, бегство, поиск убежища. Упомянутым «хорионом» вполне могло быть небольшое поселение с остатками трехнефной базилики VII–IX вв., которое археологически прослеживается в верховьях балки Каралез, южнее Мангупа. Здесь, в клисуре этой или другой подобной балки преподобный, скорее всего, и оказался схвачен. Неудача выступления Иоанна объяснена агиографом несколько неожиданно и невнятно. Однако если вспомнить начало гл. 5, а также обвинения некоего не рядового местного жителя в адрес преподобного (см. ниже гл.9), станет ясно, что за всем этим скрывалась информация, которую невозможно было утаить, но которую неохотно афишировали. Суть ее выражается однозначно: Иоанн не получил всеобщей поддержки в Готфии. Отсюда передача (выдача), а попросту говоря, предательство преподобного неким хорионом, отсюда и обращение к хагану, очевидно, со стороны кира Дороса и прочих киров и архонтов Готфии, отрекшихся от ранее заключенного «соглашения» с преподобным. Синаксарные варианты Жития подтверждают версию преследования Иоанна его собственным народом, паствой (tou oikeiou laou) и даже говорят о неком стасисе – бунте, смятении, который произошел «в стране их» (en te chora autou) в пользу хагана (Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano/Ed. Hipp. Delehaye/Acta Sanctorum Novembris Propylaeum. – Bruxelles, 1902. – Col. 773, 8–10; Житие Иоанна Готского. – C. 420). 581 ...прибегли к хагану – prosephygon to chagano. У А. Никитского: «...подчинились Хагану» (Указ. соч. – С. 29, гл.5). В. Г. Васильевский полагал, что жители Готфии снова покорились хагану (Житие Иоанна Готского. – С. 419). С этим можно отчасти согласиться, добавив, что нет оснований утверждать их отречение и от власти василевса ромеев, чьими «ипиками» они тоже являлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11-го – св. Софрония, патриарха Иерусалимского, на поле есть ссылка на Лимонарь (гг. 69 и 70), а в Прологе: «Акты свв., март II, 65», здесь жизнь из различных собранная, она и дала главный материал для жития; сообщаемые в ней сведения Святитель изложил по своему плану 366 и дополнил новыми фактами из Луга Духовного (гл. 77), Никифора Каллиста (о Персидском царе Хозрое), жития Максима исповедника и истории воздвижения св. Креста Господня. 18-го – св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского, в Прологе ссылка на Акты свв. (март, т. II, с. 625) и Сурия (т. II, с. 307); в Актах свв. комментарий, где собраны сведения о св. Кирилле из древних Миней и историков; у Сурия – жизнь, собранная Гродецием также на основании исторических данных; Святитель пользовался и тем и другим источником, – из Актов он передал §§ 3, 9, 4, 5, 6, 29, 30 и 31-й, многое из сообщаемого здесь имеется и у Гродеция. 26-го – св. Василия нового, «списанное Григорием, учеником его, из него же зде и из великой минеи Четьи», в ВЧМ (март, л. 748-й) житие Григория и (л. 752-й) повесть о св. Феодоре и мытарствах; имеется житие Григория в латинском переводе и в Актах свв. (март, т. II, с. 668) но без повести о Феодоре. Полагаем, что Святитель житие св. Василия изложил, руководствуясь и славянским, и латинским текстом 367 , а повесть взял из ВЧМ. В апреле: 23-го – св. великомученика Георгия, «от Метафраста и Минеи Четьи сокращенно», в Прологе: «Сурий (II, 897 с.), Акты свв. (апрель III, 100 с.) и Четья (л. 539–595)»; кажется, везде одна и та же Метафрастова редакция жития; Святитель передает события очень близко к латинскому переводу (Акты свв., с. 117), пользуясь и примечаниями, но чудеса описывает по Прологу и ВЧМ, исправляя славянский текст по Актам свв. в тех случаях, которые имеются и там; в одном месте Святитель ссылается еще на «рукописный сборник». 24-го – преп. Фомы юродивого, «Евагрий IV, 34; Лимонарь, гл. 88-я», по этим источникам и составлено житие, причем в начале и конце приведены сведения из истории Евагрия, а в средине из Луга духовного по Жизни свв. отцев (X, гл. 88, с. 887-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1968 Житие Иоанна Готского. – C. 416–417, гл. 5.; ср.: VasilievA. The Goths... – P. 89–96. Paradothenta от paradotos – «могущий быть переданным», a prosephygon: pros – приставка со знач. «направление» и pheygo – «бежать, ускользать, убегать», prosphengo – «искать убежища, быть преследуемым», тогда как exedothe от ekdidomi – «выдавать, передавать, отдавать» (A Patristic Greek Lexicon/Ed. By G.W.H. Lampe. – Oxford, 1961. – P. 426). М.-Ф. Оузепи тоже полагает, что в тексте источника следует читать о выдаче Иоанна хазарам «своим народом», то есть той паствой, которая еще недавно была согласна с его взглядами и действиями (также ср.: Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. – С. 99; о таком прочтении как об ошибочной трактовке см.: Виноградов А. Ю., Комар A.B. Институт тудуна... – С. 49). Но если даже Иоанн был выдан «со своей паствой», не участвовали ли в этой выдаче мафиты-ученики преподобного из числа монахов обители Св. апостолов в Партените? Тогда становится понятно, почему позже хаган освободит их из тюрьмы, где они оказались после бегства преподобного в Амастриду, и вынесет свой вердикт в отношении их действий как правильных. 1969 Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 48–49. Возражая своим рецензентам, исследователь подчеркивает существование иконопочитания в Крыму, но вынужден признать, что «иконоборчество преобладало в Готии», правителей которой он упрямо считает совершенно не подчиняющимся Византийской империи (см.: БайерХ.-Ф. Идеология... – С. 467–470).. 1971 Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae е codice Sirmondiano/Ed. H. Delehaye. Acta Sanctorum. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. – Bruxelles, 1902. – Col. 773.8–9. 1972 Житие Иоанна Готского. – C. 398, 421–422. О дате смерти Иоанна ср.: Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830... – P. 324, note 2. 1973 Никитский A. Житие преподобного отца нашего Иоанна... – С. 29, гл.5; Житие Иоанна Готского. – Гл.5, С. 398, 417. А.Ю. Виноградов, в отличие от предыдущих переводчиков, предлагает трактовать глагол ekourasen в значении «остриг, обрил», а не «казнил» – «а 17 невинных человек хаган забрил в рабы», что еще больше смягчает масштаб карательных репрессий ( Виноградов А. Ю., Комар A.B. Институт тудуна... – С. 49, 50). В упомянутом хагане, если следовать сведениям арабского историка и энциклопедиста ал-Масуди, можно подозревать отца того самого хагана Обадии, который во времена халифа Харун-ар-Рашида (786–809) решится на введение иудаизма в Хазарии (Плетнева С. А. Хазары. 2-е изд., доп. – М., 1986. – С. 62–63; Новосельцев А.П. Хазарское государство... – С. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2, pag. 979–982). 130. Монах Иоанникий был родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустыню. 131. Пс. 9. 30. 132. Добротолюбие. Ч. 1. 133. Четьи-Минеи, 15 мая. 134. Слово о Духовном Законе, гл. 34. 135. Ответы 1–54. 136.  Потому что дни лукавы (Еф. 5. 16). — Ответ 311. 137. Смотри житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников и затворников. 138. Ответы 312, 313. 139. Слово 8, гл. 10, 18, 21, 25. — Слово 27, гл. 13, 36. 140. 88 глава преподобного Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 141. Святого Григория Синаита, главы 128, 131, 132. Добротолюбие. Ч. 1. 142. По отпадении Западной Церкви от Восточной. 143. Преподобный Кассиан. Об уставе общежитий. Книга 2, гл. 3. 144. Мф. 15. 14. Преподобный Симеон Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие. Ч. 1. 145. Слово 8. 146.  …не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7. 23). 147. Еф. 6. 6. 148.  У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1. 10). 149.  Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушание к праведности? (Рим. 6. 16). 150.  …зачинал скот пред прутьями (Быт. 30. 39). 151. Патерик алфавитный и Достопамятные сказания. 152. Лествица. Слово 4, гл. 3. 153. Слово 1. 154.  …не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2. 10–12). 155.  …по вере вашей да будет вам (Мф. 9. 29). 156. Алфавитный патерик, буква Ф. 157. Четьи-Минеи, 9 июля. 158.  Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3. 6). 159. Алфавитный патерик. 160. Четьи-Минеи, 17 января. 161.  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11. 2, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Из них наиболее употребительными являются: 31, 40, 56, 69, 76, 101; менее употребительны: 7, 26, 29, 55, 70, 74. Остальные псалмы встречаются еще реже. 7. Тропари Псалмы в рассматриваемых последованиях обычно сопровождаются покаянно умилительными тропарями – седальнами, однородными с тропарями междочасий (см. выше, гл. 4, часть 14 «Тропари»). Присутствие седальнов является здесь вполне уместным. Нужно заметить, что название «седален» – κϑισμα вовсе не указывает на обычай сидеть при исполнении песнопений этого рода. Седальны своим названием естественно обращают нашу мысль к египетскому псалмопению, во время которого обычно сидели, поднимаясь лишь для совершения кратких молитвословий. Этим-то кратким неседальным молитвословиям и соответствуют наши седальны и тропари келейных служб. Следовательно, седальнами называются тропари, приуроченные к псалмам-кафизмам; и название их указывает на эту именно связь. Содержание седальнов вполне подтверждает такое толкование; «умилительнии» по своему характеру, они нередко говорят о покаянных коленопреклонениях 288 , чтó совершенно несовместимо с седальным исполнением. А потому скорее можно видеть в них первичное зерно «акафистного пения» с его кондаками и икосами, с которыми иные седальны сходны даже и по форме 289 . Нынешний наш «чин пения 12-ти псалмов» содержит в себе, соответственно числу псалмов, 12 тропарей, по три тропаря в каждой части: I, гл. 1, «Объятия отча» (седален вторника), Слава – «Егда приидеши, Боже» (кондак «службы по вся дни»), И ныне – «Матерь тя Божию»; II, гл. 4, «Смиренную мою душу» (3 почасие Син. 870), «Все житие мое» и «К Богородице прилежно» (6 поч. Син. 865); III, гл. 6, «Помышляю день страшный " » (3 час Син. 863; сед. понед.), «Во юдоли плачевне» (сед. «службы по вся дни») и «Милосердия двери» (1 поч. и друг.); IV, гл. 8, «Оком благоутробным» (9 поч. Син. 870; сед. понед.), «Век мой скончавается» и «Иже нас ради рождейся от Девы» (9 час и др.). Син. 864 после 19-ти псалмов 9-го часа приводит только два богородичных тропаря: «Во утробе яко Единого от невместимыя Троицы, богоотроковице Марие» и «Яже во утробе Слово вместившая»; а непосредственно за ними идут два полунощных канона с тропарями и припевами, по содержанию своему приуроченными к полночному времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

29-го – преп. Кириака отшельника, «списанное Кириллом черноризцем лавры св. Евфимия великого, из него же мы сокращенно»; в месяцеслове – Сурий (V, 474. Метафрастово житие, ср. т. 115, с. 919). Анализ жития показывает, что кроме Метафраста в латинском и славянском переводах 343 , Святитель пользовался и житием Кирилла, взятым, вероятно из какой-либо рукописи; редакция этого жития была в некоторых местах не согласна с тою, русский перевод которой дан в 7-м выпуске Палестинского патерика 344 . В Октябре: 2-го – житие свв. священномученика Киприана и Иустинии, «от слова о покаянии Киприановом», на поле: «от Метафраста»; источниками были: Сурий, на которого в месяцеслове ссылка (V, 394, Метафрастово житие, ср. PG, т. 115, с. 847) и ВЧМ, где (октябрь, вып. 1-й, стб. 56 и 45) «покаяние» Киприана и «житие» св. Иустинии. По «покаянию», с исправлением и изменением некоторых мест под влиянием Пролога, изложено начало жития, история Иустинии взята у Метафраста, но рассказ последнего дополнен новыми сведениями из «жития» Иустинии и из «покаяния», конец передан по Метафрасту. 5-го – свв.мм. Сергия и Вакха – «от Метафраста», в месяцеслове: Сурий (V, с. 689), у которого мучение С. Метафраста; кроме этого источника Святитель пользовался и ВЧМ (октябрь, вып. II, стб. 941–956, здесь иная, не Метафрастова, редакция жития), заимствуя из них новые факты (напр., явление мученикам ангела) и видоизменяя по Минеям повествование Метафраста 345 . 9-го – св. апостола Иакова Алфеова, источники нигде не указаны; житие близко к сказанию стишного Пролога в ВЧМ (стб. 898-й), Святитель распространил это сказание и дополнил новыми фактами из простого Пролога, Никифора Каллиста (кн. II, гл. 40) и служебной Минеи («слава» на стихирах по Господи воззвах и 7 и 9 песни канона). 12-го – преп. Косьмы Маиумского, на поле указан «Пролог», но из него взята только одна фраза и источниками жития были: житие св. Иоанна Дамаскина (Сурий, т. III, с. 115-я, §§ 8, 13 и 22) и служба святому, из которой заимствованы сведения о св. Косьме, как песнотвроце.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010