— Вы в своем творчестве обращаетесь к библейским сюжетам. Иванов — в своем «Явлении» — стремился к совершенству. Ге в «Распятии» — хотел заставить рыдать. А Вы? — Я не ставлю перед собой задачи воздействовать на зрителя. А вот нарисовать картинку, увидеть ее — да. Я не хочу работой что-то сказать, но пожить в ней самой, увидеть воплощенной идею очень хочу. Ведь замыслить картину это одно, и совсем другое — увидеть свой замысел воплощенным. Работа ведет, это и есть творческий процесс. Это как книгу написать или стихотворение. Ты можешь задать размер, материал, но внутри работа будет требовать от тебя: ты мне сюда добавь черненького, а здесь полегче, здесь сотри, а вот это используй как эскиз, и вообще рисуй заново. Работа всегда ведет за собой и рождается неожиданно. Пророчество Исайи гл.11 стихи 6-9 — А почему в Ваших работах на нынешней выставке так много животных? — Потому что я их люблю рисовать. Три кота у меня дома, в деревню ездим вместе... — А как же олени, львы и рыси? — Нет, львов дома нет, и в деревне тоже нет, только в Яндексе. — А почему на лицах ваших людей нет ртов? — Потому что мне нравится рисовать большие глаза. Если нарисуешь большие глаза, то нужно рисовать длинный нос, и тогда рот уже не помещается. А если рисовать правильные черты лица, то глаза уже не могут быть такими большими. Мне кажется, что глаза на картинах выразительнее, чем рты. Впрочем, я боролась с собой, пыталась рисовать рты, но они становились с каждым разом все меньше и меньше. У мужчин борода — с ними совсем просто. — То есть лица без ртов  — это не символ? — Теорию, конечно, можно подвести, но на самом деле — все это из-за глаз. По сути, все это гипертрофированный фаюмский портрет. Мне бы пришлось более тщательно рисовать все. Но зачем? Это же лишь знак. Глаза, брови, нос. — На выставке две картины Рождества и совершенно замечательные Вера, Надежда, Любовь и София. Почему Вы вновь обращаетесь к этим образам? — Как-то я написала картину по притче о праведных девах. Неразумных чего рисовать, они остались там, а разумные — уже в раю. Я изобразила их купающимися в благодати, они плещутся в воде с птицами, с цветами, с ангелами разговаривают. Среди них я изобразила Веру, Надежду, Любовь. И Софию, которая сидит на берегу и глаза закрывает рукой, сама себе не веря, что пережила и где оказалась. Ее вера немыслимая. Дочери ее, принимая страдания, восклицали, что муки им в радость. Но ей-то каково было все это наблюдать? Их житие прочтешь один раз — и перечитывать уже не нужно, оно впечатывается в память навсегда. А мне вновь и вновь хочется говорить о райской радости, поэтому и пишу. Когда тема увлекает, хочется рисовать и рисовать, все сложнее и со многими подробностями. Но начать — не значит кончить. Все сопротивляется тебе.

http://foma.ru/pogovorit-s-xudozhnikom-i...

88 Т а м ж е. 89 Житие преп. Пахомия Великого. Ε п. Ф е о ф а н, цит. труд, стр. 22. 90 Житие св. Саввы... Цит. труд, стр. 77. 91 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, Пандекты, сл. 29. Цит. изд., л. 77. 92 Т а м ж е. 93 Т а м ж е. 94 Т а м ж е. 95 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, сл. 29. Цит. труд, л. 77 об. 96 Р i t r a, Hymnographie de l " église grecque. Rome, 1867, p. 43. 97 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц , сл. 29. Цит. изд., л. 199 об. 98 Т а м ж е, л. 77. 99 Т а м ж е. 100 Т а м ж е. 101 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, цит. изд., л. 70. 102 Житие св. Саввы... Цит. изд., стр. 132. 103 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в русском переводе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, стр. 35—36, сл. 4, гл. 34. 104 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, Пандекты, сл. 29. Цит. изд., л. 78. 105 Рукопись описана в статье проф. А. А. Д м и т р и е в с к о г о „Что такое κανων της ψαλμοδιας ?” в журнале „Руководство для сельских пастырей”. Киев, 1889, 38, стр. 69—73, а раньше архим. Антонином Капустиным в очерке „Из записок синайского богомольца”. Труды Киевск. дух. акад. 1873, кн. III, стр. 411—412. 106 А. И. Д и а к о в с к и й, Последование часов и изобразительных. Киев, 1913, стр. 77—78, 176 и др. 107 Προ т. Μ . А. Л и с и ц ы н, Первоначальный славяно-русский типикон. СПб., 1911, стр. 9. 108 Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Древнейшие патр. типиконы, стр. 79, 81, 213. 109 Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1914, стр. 177. 110 С о к р а т С х о л а с т и к, Церковная история, V, 22. 111 Τυπικα , ч. I. стр. 127. 112 Т а м ж е, стр. 35. 113 T а м ж е, стр. 40. 114 Т а м ж е, стр. 134. 115 Гл. 6—9. 116 Проф. А. И. Алмазов. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань. 1884. стр. 65. 117 Ευχολογια , т. II, стр. 1001, и Goar, Ευχολογιον , p. 36. 118 Прот. М. А. Л и с и ц ы н. Цит. труд, стр. 29. 119 T а м ж е, стр. 31. 120 Instit. coenobiorum. II, 2. M i g n е, P.L., t. 49, col. 78. 121 Житие св. Саввы Освященного. Цит. изд., стр. 230.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Мы не задаемся критикой доводов проф. Туницкого и исследованием вопроса об авторе Климентова жития, но для суждения об этом предлагаем следующие наблюдения. А.) В пользу Феофилакта: а.) Во вступлении составитель жития говорит: τς φδεως λγος ατς στι κα οκ λλοωται. Этот философски-стоический термин имеет себе следующие параллели у Феофилакта: Иа loan. 1, 9-Migne 123. 1149. с: λγος, δοθες μν κα παιδαγωγν μας φσε, ς κα φυσικς νμος καλεται, ο τος ν κληθεη φς, τ δοθν μ ν παρ Θε ... In Naum, 2, 6. t. 126, col. 1012. B. – в объяснении слова πστασις: τε γρ στιν ν τ θε νθρωπος, ττε φσταται. ν ατ γρ ζμεν, φησ, κα κινομεθα, κα σμν ( Деян. 17:28 ). γρ τ ε ναι χων ν τ λογικς ε ναι, ττε δ κα ν Θε ν, τε κατ λγον ζ (философски-стоический термин), εκτως ν τ Θε φ σ ταται, να μ λγω, τι, κα ν τ λγιο τ μετρ ντες, ν τ Θε Λγω σμν· μορα γρ το θεου μτερος. В In Ioan. 1. 2. t. 123. 1141. В цитуется Порфирий : ε γρ Λγος, φησν, ις το Θεο, τοι προφορικς στιν νδιθετος· λλα μν ο τε τοτο, ο τε κενο οκ ρα οδ λγος στν. Ср. телах Тивериуп. мучеников: μηδ τς νενομισμνης τ κοιν φσει ταφς – t. 126, col. 188. с. б.) Можно указать на некоторые совпадения в новозаветных чтениях, напр. Мф. 28:20 : ως (вар. Р. χρι) τς συντελεας без το ανος Жит. гл. 1 и Феофил. 123. 481. 485–487: дважды с дополнением и пять раз как житие, и χρι вм. ως. Евр. 11Жит. IÏ τ πντα κ μ φαινομνων τ ε ναι λαβον вм. μ κ φαινομνων – чтение весьма редкое, встречающееся только в нек. латин. вульг. сир. арм. Афан. и у Феофилакта в комментарии, но не в тексте t. 125. 341. 1Кор. 3Жит. XXIÏ δι τοτων τς τν πλουστρων ψυχς θρψατο, γλακτι ποτσας μ δυναμνους στερεωτραν τροφν προσκασθαι, – Феофил. edit. Lond. 183: δι γλα τουτστι τν πλουστρων διδασκαλαν μ ς πτισα κα ο βρμα προσνεγκα μν τ. ε. τελειοτραν, διτι οκ δνασθε. Из Ветхого Завета в гл. I чтение Псал. 146 ανσεως вм. συνσεως, по Parsons’y, ранее 12-го века не встречается. Но при суждении об этих совпадениях надо иметь в виду случайности при переписке рукописей, ниже указанные нами различая в текстах между Житием и Феофилактом и подобное же отношение к тексту в житии Тивериупольских мучеников (Migne 126. 151 sq.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Мы не задаёмся критикой доводов проф. Туницкого и исследованием вопроса об авторе Климентова жития, но для суждения об этом предлагаем следующие наблюдения. А.) В пользу Феофилакта: а.) Во вступлении составитель жития говорит: τς φσεως λγος ατς στι α ο λλοωται. Этот философско-стоический термин имеет себе следующие параллели у Феофилакта: In Ionn. 1, 9 – Migne 123. 1149. с: λγος, δοϑες μν α παιδαγωγν μς φσει, ς α φυσις νμος αλεται, οτος —480— ν ληϑεη φς, τ δοϑν μν παρ Θεο... In Nauin, 2, 6. t. 126, col. 1012. Β. – в объяснении слова πστασις: τε γρ στιν ν τ Θε νϑρωπος, ττε φσταται. ν ατ γρ ζμεν, φησ, α ινομεϑα, α σμν ( Деян.17:28 ). γρ τ εναι χων ν τ λογις εναι, ττε δ α ν Θε ν, τε ατ λγον ζ (философско-стоический термин), ετως ν τ Θε φισταται, να μ λγω, τι, α ν τ λγ τ μετρ ντες, ν τ Θε Λγω σμν· μορα γρ το ϑεου μτερος. В Ιn Ioan. 1. 2. t. 123. 1141. Β цитируется Порфирий: ε γρ Λγος, φησν, ις το Θεο, τοι προφορις στιν νδιϑετος· λλα μν οτε τοτο, οτε ενο ο ρα οδ λγος στν. Ср. о телах Тивериуп. мучеников: μηδ τς νενομισμνης τ οιν φσει ταφς – t. 126, col. 188. c. б.) Можно указать на некоторые совпадения в новозаветных чтениях, напр. Мф.28:20 : ως (вар. Р. χρι) τς οσντελεας без το ανος Жит. гл. 1 и Феофил. 123. 481. 485–487: дважды с дополнением и пять раз как житие, и χρι вм. ως. Евр.11:3 Жит. II: τ πντα μ φαινομνων τ εναι λαβον вм. μ φαινομνων – чтение весьма редкое, встречающееся только в нек. латин. вульг. сир. арм. Афан. и у Феофилакта в комментарии, по не в тексте t. 125. 341. 1Кор.3:2 Жит. XXII: δι τοτων τς τν πλουστρων ψυχς ϑρψατο, γλατι ποτσας μ δυναμνους στερεωτραν τροφν προσασϑαι, – Феофил. edit. Lond. 183: δι γλα τουτστι τν πλουστρων διδασαλαν μς πτισα α ο βρμα προσνεγα μν τ. ε. τελειοτραν, διτι ο δνασϑε. Из Ветхого Завета в гл. I чтение Пс.146, 5 ανσεως вм. συνσεως, по Parsons’y, ранее 12-го века не встречается. Но при суждении об этих совпадениях надо иметь в виду случайности при переписке рукописей, ниже указанные нами различия в текстах между Житием и Феофилактом и подобное же отношение к тексту в житии Тивериупольских мучеников (Migne 126. 151 sq.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библиография работ о персоне: Житие святаго отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 87) Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 8, 13, 27–35. Кн. II, гл. 1–3, 8–15, 22–26. Кн. III, гл. 3–8. Кн. IV, гл. 1, 134, 20, 21, 23. Кн. VI, гл. 9, 13, 18). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 8, 14, 26–32. Кн. II, гл. 1–8, 11–16, 23, 24. Кн. III, гл. 4, 9. Кн. IV, гл. 2, 3, 20, 27. Кн. V, гл. 7, 8, 22, 40). Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Год от Р.Х 327). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  I(X), гл. 14–19, 33–34). Сульпиций Север. Хроника (Гл. XXXVI – XXXIX)//Сульпиций Север. Сочинения. – М: РОССПЭН, 1999.  Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. I. Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Журнал Московской патриархии.  – 1973. – 5. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т.  2 – 3.  Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.  С.96–103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.   – Т. I. Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.117–132. Андреев И.Д. Афанасий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

http://bogoslov.ru/person/2598920

60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Г.Б. – автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. Проповеди Г.Б. стали на долгое время образцовым чтением в византийских   риторских школах. В литературное наследие Г.Б. входят также письма, в большинстве своем адресованные друзьям; письма собраны, отредактированы и изданы самим Г.Б. Г.Б. – крупнейший поэт своего времени. Кроме гимнов на догматические и нравственные темы среди его поэтического наследия есть стихи, посвященные матери автора, а также  автобиографические поэмы " О моей жизни " , " О моей судьбе " и " О страданиях моей души " . Творческое новаторство поэзии Г.Б. прежде всего в том, что в ней читатель находит не только отражение настроений поэта, но прежде всего  отражение сложной и богатой внутренней жизни глубоко верующего и богословски ученого человека. Библиография работ о персоне: Житие святаго отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т.  1. Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XVII). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 117). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Максим Исповедник. О различных трудностях Григория Богослова//Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  II(XI), 9. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  III, гл. 23. Кн. IV, гл. 11, 23, 26. Кн. V, гл. 6. Кн. VI, гл. 3. Кн. VII, гл. 36).

http://bogoslov.ru/person/2710092

Чтец: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския благослови, честный отче, прочести». Иерей: «Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь». И читает житие. (Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския. – Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».) По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й. Примечание. «Таже псалом 50-й. Песней не стихословим. И абие начинаем великий канон косно, и с сокрушенным сердцем и гласом, творение святаго Андрея Критскаго, Иеросолимскаго, глас 6-й. Ирмос: Помощник и покровитель: по дважды. Потом тропари, творяще на кийждо метания 3, и припевающе: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ведомо же буди: Егда един лик поет, тогда другий творит метания, благочиния ради» (Типикон, гл. 49, «В четверток пятыя недели святых постов»). И тотчас Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни . Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются (к Троичнам трипеснцев припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»; к Богородичнам трипеснцев припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас»). Обычно читает тропари трипеснца чтец.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

5 декабря I Соборное послание св. ап. Петра. Соб. посл. Петра 12 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. Соб. посл. Иоанна 19 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. подг. к КР 26 декабря КР по Соборным посланиям. 16 января Послание к Римлянам. гл. 1-8 23 января Послание к Римлянам. гл. 12-15, подг. к КР 30 января КР по Посланию к Римлянам. посл. к коринфянам 6 февраля I Послание к коринфянам гл. 7-15 13 февраля I, II Послания к коринфянам. 20 февраля Послание к галатам. чит. посл. к гал.         Вопросы к билетам по Закону Божию 10 класс 2020 год Евангелие: 1)        Рождество Господа Иисуса Христа. Жизнь Спасителя до 30 лет. 2)        Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господа Иисуса Христа. Искушение в пустыне. 3)        Хронология земного служения Господа Иисуса Христа по Пасхам. 4)        Чудеса Господа Иисуса Христа на примере исцеления слуги капернаумского сотника, гадаринского бесноватого, кровоточивой, воскрешения дочери Иаира. 5)        Понятие о притчах. Учение Господа о Царствии Божием в притчах. 6)        Нагорная проповедь (основные темы). 7)        Беседы Господа в Евангелии от Иоанна. Беседы с Никодимом и самарянкой. 8)        Исцеление расслабленного в купели Вифезда. Беседа Господа с иудеями о равенстве Отца и Сына. 9)        Чудесное насыщение 5 тысяч. Беседа о Хлебе Небесном. 10)    Исцеление слепорожденного. Беседа Господа с Иудеями о Добром Пастыре. 11)          Вход Господень в Иерусалим. Понедельник и вторник Страстной Седмицы: споры с иудеями, притчи. 12)    Среда и четверг Страстной Седмицы: предательство Иуды, Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками. 13)    Распятие, погребение и Воскресение Спасителя. 14)    Явления Господа Ученикам  после Воскресения. Вознесение Господа.   Апостол: 1)        Церковь в Иерусалиме (от Пятидесятницы до первого гонения). 2)        Житие св. ап. Петра. Деятельность св. ап. Петра (по книге Деяний). 3)        Миссионерские путешествия св. ап. Павла. 4)        Взятие св. ап. Павла под стражу. Св. ап. Павел в узах. Путешествие в Рим (обзор).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Первое из них - Vita per Michaëlem (Житие Михаила; BHG, N 1348), написанное в кон. VIII или, вероятнее, в нач. IX в. (датировка началом VIII в. ( Cioffari. 1987. P. 55-63) основана только на отсутствии упоминаний об иконоборчестве), и широко распространившееся, включая перевод на славянский. После пролога (главы 1-2) автор сообщает очень скупые сведения о ранних годах Н.: родившийся в Патарах Н. был единственным ребенком в семье, получил хорошее воспитание и преуспел в добродетелях, а после смерти родителей раздал имение нищим (главы 3-9); последнюю тему продолжает «Деяние о трех девицах» (главы 10-18). Часть 2-я Жития начинается с нового энкомиастического пролога (главы 19-20), предваряющего рассказ о чудесном избрании Н. во епископа Мир (главы 21-24), и продолжается повествованием о борьбе Н. за Православие против ариан, савеллиан и язычников, включая разрушение храма Артемиды (главы 25-29). Следующий разд. жития посвящен попечению Н. о людях: после вступления (гл. 30), кратко пересказав всем известное «Деяние о стратилатах» (главы 31-33), автор излагает «Деяние о моряках» (главы 34-36) и «Деяние о хлебовозах в гавани» (главы 37-39). Финальная часть Жития открывается новым энкомием (гл. 40), за к-рым следует рассказ о кончине и погребении Н. и его посмертных чудотворениях (главы 41-43), в т. ч. чудо об Артемиде (главы 44-48), и завершается заключением и молитвой к Н. (главы 49-50). Краткое упоминание «Деяния о стратилатах» превращает Житие в своего рода дополнение к самому известному тексту о святом. Вскоре к сюжету Жития Михаила присоединяются агиографические мотивы из Жития свт. Николая Сионского. В чистом виде такое соединение отражено в московском списке Жития Михаила (ГИМ. Греч. 379): в середину текста Жития вставлены такие элементы из Жития Николая Сионского, как имена родителей (Епифаний и Нонна) и дяди (Николай), чудесное купание, учеба, исцеление Нонны, основание Св. Сиона, поставление в чтеца. Однако московский список не отражает этого смешения в полной мере: заимствования из Жития Николая Сионского содержатся лишь в 1-й части текста, отсутствуют др.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010