В функции Б. в зап. традиции используются колотушки и трещотки. В испаноязычных странах, Португалии и на Филиппинах трещотки называются «matraca» или «matraqueta» (от араб.   - молоток); во Франции - «tarabat» (устар., от араб.   - возбуждаться, оживляться или от лат. trabs - бревно, дерево), «crécelle» или «cloche de bois» (деревянный колокол); в англоязычных странах - «cog rattle» (букв.- зубчатая трещотка); в Германии в ср. века Б.-колотушка называлась «Tavel» (от лат. tabula - доска), позднее - «Knarre», «Schnarre» , «Schlagholz», «Aufschlagplatten». История Б. является одним из древнейших звуковых орудий человечества. На христ. Востоке его употребление засвидетельствовано с IV в. Первоначально, очевидно, были в ходу каменные и деревянные Б., т. к., во-первых, во времена гонений громкий сигнал к началу богослужения был невозможен, во-вторых, металлические колокола и колокольчики имели репутацию «языческих» атрибутов. Прп. Иоанн Кассиан , опиравшийся в своем Уставе на практику егип., палестинских и месопотамских мон-рей, говорит о звуке удара (лат. sonitus pulsantis) в двери келий, созывающего на молитву или др. общее дело ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 17; IV 12). В «Лавсаике» Палладия , еп. Еленопольского, описан существовавший в палестинских мон-рях обычай созывать монахов к утреннему богослужению, ударяя по келиям «будильным молотком» (греч. ξυπνιστικν σφυρον - Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Vita 43; рус. пер.: Гл. 88. C. 150). В Уставе прп. Пахомия Великого (Precepts. 3, 9, 22, 26) содержатся указания о созыве братьев на богослужебные собрания, для слушания поучений старших или на трапезу с помощью определенного сигнала (см. ниже). В житии настоятеля копт. Белого мон-ря Шенуте (1-я пол. V в.), составленном Висой, сказано, что к вечерней службе там созывали с помощью стука, к-рый, судя по более поздней практике, производился специальной колотушкой (Житие Шенуте. Гл. 91, примеч. 30). Бронзовое било (кимвал) колокольни афонского Свято-Пантелеимонова мон-ря, изготовленное в 1910 г. на московском колокольнолитейном заводе Самгина

http://pravenc.ru/text/149195.html

Должность священническая (о седми таинствах). I, 1–9. О Должности пастырей и подчиненных им. III, 353 (гл. 4-я), 340 (§ 450–451); I, 1–19, 96, 113, 178; II, 4 (§ 8), 10 (§ 15), 304 (§ 248, 3–4), 311, (§ 251); III, 340–341 (§ 450–451); IV, 37 (§ 21), 88–92 43–45), 336–343 138–137), 360 147); V, 156, 323 (пис. 26-е), 340 (пис. 44-е). – судей и к суду приходящих. III, 349 (гл. 3-я); 178 (§ 114). – начальников и подначальных, V, 153–156 (§ 52); III, 342–345 (гл. 1-я); II, 192 (§ 133); IV, 88–92 43–45), 341 137). – господ и рабов их. III, 366 (гл. 7-я), 160 (§ 352); V, 164 (§ 56), 331 (пис. 33-е); I, 150, и во мног. друг. местах. – нанимающих и нанимающихся работать . V, 169; I, 109 (кол. 1). – дающих и приемлющих взаим. V, 166–168; II, 182 гл. 9-я); I, 233 (пис. 8-е). – продающих и купующих. V, 168–169, 334 (пис. 37-е). – богатых. V, 165. См. еще Богатство и богатый. – убогих. V, 166; IV, 67 (о томжде); II, 332 (§ 264). О Достоинстве христианском. III, 380 (гл. 5), 196 (гл. 3); V, 200 (сл. 18). 2–4 (пис. 2–5). См. еще о Благородии души человеческой. Древо высокое посреди малаго леса (человек на чести пребывающий, посреде подлых (простых) людей). IV, 89. Древо доброе (христианин добрый). IV, 119. О духовной мудрости. См. о Мудрости христианской. О Духовном христианском рождении, или св. крещении. III, 372. См. еще о Святом крещении. Душа боголюбивая не точию на земли, но и на небеси ничего не хощет, кроме Бога. V, 304 (пис.17-е); IV, 333 133). Е Евангелие. III, 1 (гл. 1-я); IV, 161 86), 17 9), 201 105) V, 73–74 (пис. 57–58, 88 (пис. 74), 94 (пис. 82), 198 (сл. 17-е). См. еще: Зеркало, Житие Христово, о Истине учения Евангельскаго. О Едином на потребу. См. Вечное спасение. Един поемлет, другой оставляется (тое ж будет во второе пришествии Христово с благочестивыми и нечестивыми). IV, 271 110). Ж Желание (чего желать и искать должен христианин). IV, 92. Жених и невеста (что между собою жених и невеста, тое Христос и христианская душа). IV, 38. О Жертве христианской. III, 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

151 А. э. 3. 202; 4. 53 А. и. 3. 84 Опис. Троице-Серг. лавры. 172–173 Опис. Савв.-Сторож. мон. 103–114 Опис. Солов. мон. 3. 226 а о прочих названных монастырях см. по указат. в Истор. росс. иерарх. и у Строев. в Списк. иерарх. и настоятелей О настольной грамоте патр. Филарета троице-сергиевскому настоятелю архим. Нектарию от 23 июня 1633 г.— Бычков. Опис. рукоп. импер. Публичн. библ. 2. 226 152 А. э. 3. 331; 4. 37, 322, 325, 328 Дополн. А. и. 2. 64 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 302 153 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 111, 113; 4. Отд. 4. 332, 345, 350 Забелин. Материалы для истор. русск. иконописи, во Временн. 7. Отд. 2. 5–12 иером. Арсения Истор. свед. об иконопис. в Троиц.-Серг. лавре, в Сборнике на 1873 г., изд. Общ. древне-русск. искуства. Отд. 1. ¤ . 154 Древн. росс. вивлиоф. 4. 363–390 Выходы госуд. 30, 43, 155, 203 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 8, 33 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 90 155 А. и. 4. 1 Олеарий в Чтен. М. истор. общ. 1868. 4. Отд. 4. 351 156 Древн. росс. вивлиоф. 3. 155, 178 Также Новгородский митрополит Аффоний не был погребен одиннадцать недель, пока не прибыл для погребения его архиепископ Псковский Макарий (Собр. русск. лет. 3. 189 157 Выходы государей. С. 9 Древн. росс. вивлиоф. 11. 2–10 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 28 158 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 165 159 А. и. 3. 137 А. э. 3. 176, 197; 4. 18 Собр. госуд. грам. 3. 133 Уложение. Гл. 25. Ст. 16 160 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 168–188 161 А. э. 3. 177, 226 162 А. и. 3. 92. Ст. 8, 10; 4. 25 А. э. 3. 35 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 296 163 Рукоп. Моск. Синод. библиот. 173. Л. 148–162 по Опис. 2. 3. С. 356–357 164 Рукоп. той же библ. 279. Л. 248–467 по Опис. 2. 3. Л. 374 165 Списки жития Макария Унженского — в рукоп. Троице-Серг. лавры. 679. Л. 595 и 694. Л. 340 Житие Кирилла Новоезер.— там же. 696. Л. 75 а Слово на открытие мощей его — в Чтен. М. истор. общ. 1864. 3. Отд. 5. 1–11 О житии Анны Кашинской — Бычков. Опис. рукоп. сборн. импер. Публ. библиот. 1. С. 147

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Связь гимнографии со Священным писанием проявляется в случае канона уже в его структуре: количество песен-од канона (теоретически девять, в подавляющем большинстве канонов восемь) определено числом гимнов, усвоенных богослужением из обоих Заветов (не считая псалмов). Это: 1) песнь Моисея после перехода Чермного моря (Исход, гл. 15, ст. 1–19), 2) предсмертная песнь Моисея (Второзаконие, гл. 32, ст. 1–43), 3) молитва Анны (I кн. Самуила, гл. 2, ст. 1–10), 4) молитва Аввакума (Аввакум, гл. 3, ст. 2–19), 5) молитва Исайи (Исайя, гл. 26, ст. 9–19), 6) молитва Ионы (Иона, гл. 2, ст. 3–10), 7) молитва Азарии (Даниил, гл. 3, ст. 26–45), 8) песнь трёх отроков (Даниил, гл. 3, ст. 52–88) и 9) песнь Богородицы (Лука, гл. 1, ст. 46–55). При исполнении в церкви стихи библейских гимнов перемежались одами канона. И подобно тому, как второй из гимнов Писания – полная мрачных предвидений песнь Моисея из книги Второзакония – вне времени великого поста не исполняется, вторая песня в большинстве канонов (точнее, во всех канонах, не предназначенных для периода великого поста) отсутствует. Следом за первой сразу идет третья песня, так что последняя ода канона всегда называется девятой, даже когда по счёту она восьмая. После каждой песни канона звучит особая строфа – катавасия 22 , а после шестой песни – кондак и икос 23 – две неравные строфы, представляющие собой остаток кондака в том смысле, в каком говорилось о нём выше. Иногда после шестой песни следует целый старый кондак (акафист), т. е. ряд строф-кондаков в паре с икосами. Если канон был посвящён святому, то за шестой песней читалось как составная часть службы житие этого святого 24 . Первая строфа каждой песни канона (по большей части лишь указываемая по первым словам) носит название ирмоса (ερμς), остальные – тропарей (τροπριον). Ирмос всегда более древнего происхождения, чем сам канон, и представляет собой фрагмент какого-либо старого церковного песнопения. Постановкой ирмосов во главе песен канона достигалась двоякая цель. Во-первых, таким путём сохранялась гимнографическая традиция – старый напев, старый размер и старый текст, поскольку ирмос служил образцом формы для последующих строф-тропарей; во-вторых, задачей ирмоса было связать по содержанию оду канона с соответствующим ветхо- или новозаветным гимном (слово «ирмос» по-гречески и означает «сцепление», «связь»), и, значит, наличие ирмоса избавляло автора нового канона от этой задачи, делало его тематически свободным. Ирмосы, каждый со своей музыкально-интонационной нотацией, были вынесены в особую книгу – Ирмологий. Потому творцы канонов могли, не создавая новых, не переписывать и старых ирмосов, а просто в начале од своего произведения указывать тот или иной из них по его первым словам; например: «Вооружена фараона», «Яко по суху», «Утвержий небеса», «Христос мне сила» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Должность казначея тяготила Косму, и он упросил прп. Стефана Махрищского постричь его в монашество. Сначала это вызвало резкое недовольство Тимофея Вельяминова, но потом из уважения к прп. Стефану (Вельяминовы хорошо знали махрищского игумена, поскольку их вотчины находились по соседству со Стефановым Махрищским во имя Св. Троицы мон-рем ; см.: Кучкин. 2009. С. 298) он отпустил своего казначея. Косма стал монахом Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (основан ок. 1379). Постриг совершил св. Феодор , архим. Симонова мон-ря, племянник прп. Сергия Радонежского . Архимандрит дал К. в качестве наставника старца Михаила (с 1383 епископ Смоленский; † 1402). Михаил принадлежал к духовной и политической элите московского общества: он был советником митрополитов Пимена и св. Киприана , неоднократно посещал К-поль по вопросам церковной дипломатии, известен как заказчик Киевской Псалтири . Пахомий Логофет в Житии К. называет старца Михаила «великим подвижником» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 64). Всю ночь до заутрени старец читал Псалтирь, а К. клал поклоны. Такое келейное правило описано в 7-й гл. «Сказания малого о безмолвии» прп. Григория Синаита и в «Слове душеполезном о безмолвии Филимона отшельника». В «Слове душеполезном...» говорится, что каждую ночь отшельник Филимон прочитывал всю Псалтирь и одно Евангелие, затем занимался Иисусовой молитвой, спал очень мало, на заре совершал молитвы 1-го часа (РГБ. Ф. 247. 562). Проводивший «любомудрое житие» старец Михаил преподал своему ученику урок «средней меры». Когда К. хотел ради строгого поста принимать пищу раз в 2 или 3 дня, подвижник не разрешил ему, а повелел есть в трапезной с иноками, «но не до сытости». После того как старец покинул Симонов мон-рь, архим. Феодор дал К. послушание в «хлебне», где его навещал прп. Сергий Радонежский (этот эпизод не получил отражения в Житии прп. Сергия, несмотря на то что Пахомий неоднократно возвращался к редактированию текста). В Житии К. подчеркивается, что прп. Сергий, приходя в мон-рь, направлялся не к племяннику, а к К. и часами беседовал с ним. Затем К. получил послушание в поварне. Его аскетические подвиги вскоре стали известны. Чтобы избежать почестей, К. юродствовал, что было необычно для аристократического Симонова монастыря. Настоятель неоднократно налагал епитимии на К., оставляя его по 40 дней на хлебе и воде, иногда епитимия длилась до 6 месяцев. Однако постепенно конфликт был исчерпан, и К. получил послушание «изыти от поварни в келию и тамо книгу писати» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 68). Затем игумен вновь вернул К. в поварню. Житие сообщает, что в этом послушании святой пробыл 9 лет и был рукоположен во иерея, но продолжал по собственному желанию трудиться в поварне.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13 Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев (Слово 4). Блаженный Аврелий Августин. О граде Божьем. Кн. 1.Гл. 21. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12. ( http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm) Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых за 20 февраля по ст.ст. Святитель Димитрий Ростовский. Житие иже во святых отца нашего Порфирия Газского (память 26 февраля по ст.ст.) «Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского» по житиям Димитрия Ростовского (9 июня по с.с. (22 июня по н.с.)) Святитель Макарий. Великие Минеи за 15 декабря Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых за 29 мая по ст.ст. Эварницкий Д.И. История запорожских казаков. T.I. С. 307, 313 Похороны запорожца в 1772 году//Киевская Старина. – 1898. – 2. – С. 46. Щербак. КОЗАЦТВО: формування стану. Друга половина XV – середина XVII – 2000. (http://litopys.org.ua/coss1/shch06.htm) Святитель Григорий Богослов. Слова. Слово 3. Святитель Макарий Московский. Речи, обращенные к войску перед началом похода, перед штурмом Казани и по случаю торжественной встречи царя после одержанной победы//Полное собрание русских летописей: 24 т.//Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 13, ч. 1, с. 192–197 Священнаго Собора Православной Русской Церкви. Журнал «Бorocлobckiй Вестник», издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: «Типография И.И. Иванова». - 1918. - Том I. - Январь-Февраль. - С. 76-78. Благодатный Огонь Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/07/27/o_svya...

В ВМЧ включены все 3 проложные версии Жития К. С.: под 13 сент. помещены тексты из нестишного Пролога пространной редакции и из стишного Пролога (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670), под 20 окт.- из нестишного Пролога (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1571-1572). Из противоречивой информации о месте епископства К. С. и об обстоятельствах его кончины свт. Димитрий, митр. Ростовский, выбрал для своих Четьих-Миней следующее: в заглавии Жития, помещенного под 13 сент., К. С. назван священномучеником, несмотря на то что в тексте говорится о его мирной кончине; город, где святой проповедовал Христа, назван «Скипсеосейстем градом». В южнослав. рукописях с XV в. встречается пространное Житие К. С., написанное прп. Симеоном Метафрастом ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 202-203). Ист.: BHG, N 370y - 371; ActaSS. Febr. T. 1. P. 279-285; PG. 114. Col. 1293-1312 [ Симеон Метафраст. Мученичество Корнилия Сотника]; PG. 117. Col. 117 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 46; SynCP. Col. 37-40; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 131-134; ЖСв. Сент. С. 276-286; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670; Halkin F. Un abrégé inédit de la vie ancienne et disparue de Corneille le Centurion//RSBN. N. S. 1964. Vol. 1. P. 31-39; Древний метафрастический сб./Сост.: Н. Гогуадзе. Тбилиси, 1986. (ПДГП; 8) (на груз. яз.); Георгий Мтацминдели, прп. Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент./Сост.: Л. Джгамаия. Тбилиси, 2007. С. 188-192. (ПДГП; 9) (на груз. яз.); Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. T. 1. С. 186-188. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 281; Т. 3. С. 370; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 417, 460, 589, 591; Van Doren R. Κορνλιος//DHGE. T. 13. Col. 895; Halkin F. Une Passion inédite de Corneille le Centurion?: (BHG 370y)//AnBoll. 1963. T. 81. P. 28-31; Orbiso T. G., de. Cornelio//BiblSS. Vol. 4. Col. 189-192; ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 868-869; Conzelmann H. Acts of the Apostles. Phil., 1987; Gaventa B. R. Cornelius//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1154-1155; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Στ. 257; Fitzmyer J. A. The Acts of the Apostles. N. Y., 1998; Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; она же. Деяния Апостолов: Гл. 9-28: Ист.-филол. коммент. СПб., 2008; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 243; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 261; 2011. Т. 5. С. 399.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

Вопр. Какое наставление из сего выходит? Отв. 1) Должно нам трудиться, подвизаться, терпеть различные в странствии бедствия, опасаться от врагов, которые тщатся заградить путь к отечеству нашему, и просить помощи Божией, да она укрепит нас в подвиге сем и подаст нам течение скончать, веру соблюсти и прийти в оную страну живых. 2) Ежели отечество наше на небесах, и настоящее житие наше есть странствование: то почто христиане здесь припасают себе толико стяжаний, как бы на веки здесь им жить? почто столько созидают домов? почто столько притяжевают земель, отчин, крестьян? почто умножают добро, сребро, злато и пр.?.. Все сие оставят на земле, и ничего с собою не возьмут: ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем ( 1Тим. 6:7 ). Но и самое тело, которое в мир сей внесохом, оставим погребенное в земле. Едиными душами отъидем к определенному от Бога месту. 3) Христианам, которые хотят богатеть в мире сем, надлежит внимать тому, что Апостол глаголет: ( 1Тим. 6:9 ), и что Христос Бог с высоты славы Своей: безумие... яже уготовал еси вся, кому будут ( Лк. 12:20 . Част. 9, гл. 3)? О грехе святитель Тихон от святых уст св. Иоанна предлагает вот что: грех есть всех зол причиною. – Грех есть болезнь души. – Грех человеков творит скотами. – Грех есть велие пьянство и зло. – Нет ничего тягчайше греха. – Грех есть проказа. – Грех есть тяжкое расслабление. Лучше нагому ходить, нежели обременившемуся грехами быть. – Грех злейший есть демона. – Грех есть корень смерти. – Грех есть демон самопроизвольный и безумие добровольное. Вот почему св. Златоустый неопустительно в известный час сию творил молитву: Господи, еже согреших словом, делом, помышлением, прости ми. Вопр. Что есть грех , вопрошает святитель Тихон, изъясняя тайну покаяния? Отв. Грех есть преступление заповеди Божия. Вопр. Для чего грех называется смертным? Отв. поскольку наносит душе смерть вечную. Вопр. Колико грехов смертных? Отв. Седмь: 1) гордость, т. е. безчинное власти и славы желание; 2) лакомство, т. е. безмерное желание внешних благ, чтобы иметь богатство и стяжание (любостяжательность); 3) блуд и нечистота, т. е. бесчинное вожделение плотского осквернения, или самым делом похоти телесной исполнение; 4) обжорство или чревоугодие, т. е. безмерное ядения и пития употребление; 5) зависть, т. е. печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость же и веселие о зле; 6) гнев, т. е. безмерное желание отмщения; 7) леность или уныние, т. е. студеность и нерадение о душевном спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

26 июня 1871 г. по болезни, но гл. обр. из-за стремления к уединенной молитвенной жизни, И. был уволен на покой в Оптину пуст., поселился в скиту. Трудами И. близ кладбищенской церкви была устроена монастырская пасека, выстроены 2 братских корпуса (1875). Здесь он продолжал заниматься переводами с греч. языка, подготовил вместе с иеросхим. Анатолием (Зерцаловым) перевод 4-го тома «Добротолюбия» (М., 1872), а также перевод на рус. язык творений прп. Петра Дамаскина (из 3-го тома «Добротолюбия»), к-рые вышли отдельным изданием в 2 частях (М., 1874). И. написал неск. сочинений, в т. ч. «Монашескую жизнь по изречениям о ней св. отцов подвижников», «Для духовного руководства ученым инокам», а также «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (1882). В предисловии к жизнеописанию И. указал основные черты, которые по его мнению должны характеризовать этот жанр: «я старался как можно менее пускаться в личные рассуждения, а сопоставлять только факты, приводить по возможности более устные или письменные слова самого о. архимандрита» (Житие. 1992. С. 9). Среди наставников и друзей И. этих лет - старец и агиограф архим. Агапит (Беловидов) , который за 5 лет до возведения его в епископы увидел И., тогда еще архимандрита, сияющим, в архиерейском саккосе и омофоре. Вместе с др. насельниками И. беседовал с Л. Н. Толстым , посетившим Оптину пуст. 21 мая 1884 г. по инициативе митр. Киевского Платона (Городецкого) И. был назначен наместником Киево-Печерской лавры, с 1890 г. одновременно являлся благочинным мон-рей Киева и Киевского у. Служение И. в Киеве осложнялось отсутствием у него надежного помощника, к-рому можно было бы доверять. Так, И. считал невозможным перевести в Киев на эту должность знакомого великоросса: «Пришлого наместника, назначенного митрополитом, в лавре еще могли стерпеть. Но сам наместник не мог привести с собой ни одного монаха... Духовный собор не согласится. В Духовном соборе заседают упрямые хохлы. Здешняя братия не даст ходу новичку, жития ему не будет» ( Евгений [Дикалов]. 1911. С. 129). Примечательно, что на фотографиях лаврской братии И. запечатлен в клобуке оптинской формы, абсолютно нехарактерной для киевских иноков, что может свидетельствовать об обособленном положении архимандрита в Киево-Печерской лавре. По воспоминаниям современников, И. удалось заслужить в лавре репутацию человека высокой духовной жизни.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

340. Ориген . Против Цельса. Кн. V/Пер. с греч., ком-мент.: А. Р. Фокин//БСб. 1999. 2. С. 47–62; 3. С. 114–135; 4. С. 99–123; 7. С. 115–142]. 341. Паисий (Величковский) , прп. Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего старца Naicia общежителнаго его собора//ТКДА. 1997. 1. С. 55–78. 342. Палладий, еп. Еленопольский . Диалог с Феодором, римским диаконом, повествующим о житии блж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста/Пер. с греч., предисл.: А. С. Балаховская//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 240–268. 343. Патрик Ирландский , свт . Исповедь/Пер. с лат.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: М. С. Касьян//АиО. 1995. 4(7). С. 141–154. 344. Петр Александрийский , сщмч. 1. Правила... из «Слова его о покаянии»; 2. [Отрывок] из книги «О Божестве»; 3. [Слово] о том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима; 4. (Из сочинения)... О том, что душа не существует ранее тела; и др./Публ.: архим. Макарий (Веретенников) //АиО. 1998. 4(18). С. 225–237. Роман Сладкопевец , прп. – см. 2273. 345. Силуан Афонский , прп. О любви Божией: (Из писаний блаженного старца Силуана)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 27. 346. Симеон Метафраст , прп. Житие свт. Григория Великого /Пер. с греч., предисл., коммент.: М. А. Тимофеев//АиО. 1997. 1(12). С. 189–195. 347. Симеон Новый Богослов , прп . О памяти смерти/Пер. с греч.: иером. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 89–91. Неизданное огласительное слово. 348. Симеон Новый Богослов , прп . Божественные гимны: (Гимны 6 и 48)/Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) //ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 133–135. 349. Симеон Новый Богослов , прп. Божественные гимны: (Гимн 1)/Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) //ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 13–20. 350. Симеон Новый Богослов , прп. Нравственные слова. Кн. 1, гл. 6: О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним/Пер. с греч.: Т. А. Миллер//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 97–100. 351. Симеон Новый Богослов , прп. Избранные гимны: 35, 44; 5, 11, 40, 45/Пер. с греч., примеч.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 1(4). С. 125–134; 2(5). С. 148–159.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010