393.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 394.  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395.  Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399.  Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416.  Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417.  Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

394. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395. Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2. 418. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Житие прп. Герасима Иорданского (Βος κα σκησις το ν γοις πατρς μν κα θεοφρου Γερασμου; Vita Gerasimi; CPGS, N 7543; BHG, N 693; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1897. Τ. 4. Σ. 175-184; рус. пер.: Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского//Палестинский патерик. СПб., 1895. Вып. 6), приписывается К. С. Пападопуло-Керамевсом. А. Грегуар доказал необоснованность этой атрибуции ( Grégoire. 1904). Согласно его выводам, Житие представляет собой компилятивное произведение, материалом для к-рого послужили подлинные сочинения К. С., а также «Луг духовный» прп. Иоанна Мосха. 1-я гл. Жития является свободной переработкой фрагмента Жития прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 27// Schwartz. 1939. S. 44-45), начало 2-й гл. соответствует фрагменту Жития прп. Саввы (Vita Sabae. 12//Ibid. S. 95). Конец 2-й гл., а также 3-я и 4-я главы, по мнению Грегуара, зависят от редакции Жития прп. Евфимия, которая не сохранилась в рукописной традиции и следы которой можно видеть в метафрастовской редакции Жития (PG. 114. Col. 672-673). В качестве аргумента Грегуар указывает на фрагмент Жития прп. Евфимия из рукописи Sinait. gr. 524. Fol. 115v - 116v, X в., к-рый зависит от Жития прп. Герасима Иорданского (Vita Gerasimi. 2-4) и вместе с тем имеет следы метафрастовской редакции (PG. 114. Col. 672-673). По предположению Грегуара, этот общий для 3 текстов отрывок принадлежит самому К. С. ( Grégoire. 1906. Vol. 30. P. 481-482). По мнению Шварца, речь идет не о фрагменте ранней утерянной редакции Жития прп. Евфимия, а о позднейшей вставке в Житие прп. Герасима отрывка метафрастовской редакции ( Schwartz. 1939. S. 332). Соглашаясь со Шварцем, Флюзен предположил, что данная вставка могла быть осуществлена в лавре прп. Герасима, чтобы возвеличить ее основателя ( Flusin . 1983. P. 36-38; Garitte . 1962. P. 402-405). 5-я и 6-я главы Жития соответствуют фрагменту Жития прп. Кириака ( Cyr. Scyth. Vita Cyriac. 3-5// Schwartz. 1939. S. 224-225). Главы 7-9 - почти дословная цитата из «Луга духовного» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 117//PG. 87. Col. 2965-2969). В 10-й гл. приводится список игуменов лавры, основанной прп. Герасимом. Поскольку данный список оканчивается на игум. Евгении († 19 авг. 526), Житие было предположительно написано при одном из его преемников, но не ранее 556 г. (даты составления Житий прп. Евфимия и прп. Саввы).

http://pravenc.ru/text/1840445.html

Также см. 15 и 16-е Слово Преподобного Исаака Сирскаго. 81 Преподобнаго Кассиана Римлянина Collatio VIII, capiti IX-XI. 82 Достопамятные сказания. О авве Иосифе Панефосском, гл. 3. 83 Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к Ксении монахине. 84 Толкование Евангелия от Луки, гл. 20. 85 См. великопостный тропарь 6-го часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвоздивый в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси ны». (Прим. ред.) 86 Преподобного аввы Дорофея поучение 1-е. 87 Преподобного аввы Дорофея поучение 1-е. 88 Cassiani. Collatio VIII, caput X. 89 Cassiani. De institutis renuntiantium, caput XXXVII. 90 Строить козни, клеветать, досаждать, соблазнять. (Прим. ред.) 91 Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть как бы душею их. Слово 7-е, гл. 12. 92 См. последование панихиды (Прим. ред.). 93 Беседа II, гл. 1, 2, 4. 94 Поучение первое. 95 Святаго Исихия Слово о трезвении, гл. 46. Добротолюбие, ч. II-я. 96 Преподобного Макария Великого. Слово VII, гл. 31. 97 Акафист Божией Матери, стихиры на Господи, воззвах. 98 Озлоблени — терпящие угнетение, притеснение, бедствия, обиды, нападки (Прим. ред.) 99 Слово 2-е. 100 Слово 4-е, гл. 3. 101 См. Слово о смерти. 102 Смотри житие Василия Великого, не скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял святое Крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача-еврея к принятию христианства. Четьи Минеи 1 января. 103 (Исх. 7) и далее, (Деян. 8—9) и проч. 104 Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12:39), лицемерами, выкрашенными гробами, по наружности красивыми, внутри же исполненными лицемерия и беззакония, как и гробы внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13:14). Господи! Кто будет обитать в жилище Твоем? Или кто поселится на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим, и не делал ближнему своему зла, и не принимал поношения на ближайших своих, тот, в глазах коего презрен лукавый, кто боящихся Господа славит; клянется своему ближнему и не нарушает клятвы; кто серебра своего не давал в рост и даров против невинных не принимал. Делающий сие не поколеблется вовек (Пс. 14:1–5).   Святой Златоуст об этом Христианское дело – против плотских вожделений всегда стоять, закон Господа нашего, данный нам, всегда перед собою иметь (Беседа 9 на Книгу Бытия, гл. 1.). Если и догматы правые содержать будем, а о житии же нерадеть станем, ничто нам не поможет (Беседа 13 на Книгу Бытия, гл. 1). Христиане всё, как тень и сонное мечтание, вменяют и ни к чему из видимых вещей не прилепляются (Беседа 7 на Книгу Бытия, гл. 1). Не хочет Бог, чтобы мы только себе самим пользу приносили, но чтобы и всем ближним (Беседа 18 на Книгу Бытия, гл. 5). Христианин должен иметь только две праведные причины для печали, то есть когда или сам, или ближний Бога прогневает (Слово 3 к Стагирию). Одна только христианину беда – прогневить Бога (Слово 2 к Феодору падшему). Христиане тогда особенно процветают, когда более гонимы бывают (Слово 2 против гонителей монашеского жития). Христианин, ради надежды вечных благ, все злое, с ним случающееся, мужественно должен нести (Беседа 5 к народу антиохийскому). Если ты христианин, – веруй Христу; если Христу веруешь, – от дел покажи веру свою (Беседа 2 к народу антиохийскому). Христианин не только о своем, но и о спасении ближнего заботиться должен (Беседа 3 на Книгу Бытия, гл. 1). Христианину ни догматы правые без доброго жития, ни житие (доброе) без правых догматов пользу не приносит (Беседа 13 на Книгу Бытия, гл. 2). Одной веры не достаточно, чтобы на небо ввести, но тех, кто худое житие имеет, она еще более осудить может: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12:47) (Беседа 85 на евангелиста Иоанна).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Евр. беседа 4, 5//Т. 12. С. 45. 802 Житие преп. Феодора Студита//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. С. 260. 803 Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины//Творения св. отцов. Т. 45. С. 368. 804 Св. Евсевия — Ксения [во иночестве]//Архиеп. Филарет (Гумилевский). Жития святых подвижниц Восточной Церкви. Репринт. М., 1994. С. 188. 805 Житие и страдание св. сщмч. Петра, архиепископа Александрийского//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. С. 721. 806 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 326. 807 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 927. 808 Житие св. Зинаиды//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Октябрь. 809 К. Καλλνικου. " Χριστιανικς Ναος και τα τελομενα ν αυτ. Αθναι, 1958. Σ. 597. 810 Архимандрит Филофей Фаросский. Православие как выражение культуры в эпоху Григория Паламы. Фессалоники. Т. 661 (Сент. — Окт. 1977). С. 229–230. 811 Свт. Григорий Богослов. Письмо 121, Омофронию//PG. 37. 361 В. 812 Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке… Ст. 3//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. С. 679; Его же. Беседа на Посл. к Евреям. 4, 5//ПСТ. Т. 12. С. 46. 813 сошествии во ад речь шла на с. 157–185. 814 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 326. 815 Псалом 90, 1–16. О толковании этого прекрасного псалма см.: Π. Τρεμπελα. Το Ψαλτηριον μετ συντμου ερμηνεας. 816 Свт. Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных. Гл. 331//Указ. соч. С. 530–531. 817 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 331. С. 531. 818 См.: I. Χακκεττ. " Ιστορα της " Ορθοδξου Εκκλησας της Κπρου. T. 1. " Αθναι, 1923. Σ. 128–131. 819 О толковании псалма см. П. Τρεμπελα. То Ψαλτρων μετ συντμου ερμηνεας. 820 Именование Апостола Иоанна Богослова. 821 В греч, языке они называются особым термином «Эвлогитарии» (прим. пер.). 822 Свт. Василий Великий. О смерти. Беседа 11. Ст. 3//PG. 32. 1261 В. 823 Свт. Василий Великий. О смерти. Беседа 11. Ст. 3//PG. 32. 1261 В. 824 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 331. С. 533. 825

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Источниками были: ВЧМ (январь, л. 671–688, где Серапионово житие), Жития свв. отцов (II, гл. 28, с. 478) рассказ Руфина и VIII, гл. 19, с. 719 – рассказ Палладия) 361 , указанные историки и отечники, причем некоторые из них являются скорее свидетелями, так как повторяют те же сведения, которые находятся в Житиях свв. отцов и в ВЧМ. 20-го – преп. Евфимия великого, «сие житие писал Кирилл монах, а в него Метафраст и Чет’я великая, мы же зде от них вкратце»; в месяцеслове – Сурий (1,471 – жизнь Кирилла в Метафрастовой переработке). Подлинное Кириллово творение Святитель имел в Актах свв. (январь, II, 302) в латинском переводе и в ВЧМ (январь, л. 693-й) в переводе славянском 362 , последним он и руководился, исправляя и дополняя славянский текст по Сурию и Никифору Каллисту (XV, 9). 27-го – перенесение мощей св. Иоанна Златоуста , «от достоверных повествований церковных», на полях указаны: Прокл, патр. Цареградский, Косьма веститор и Никифор Каллист (XIV, 43), но только к истории Никифора Святитель обращался непосредственно, взяв из нее сведения о буре, разразившейся над Царьградом. Косьма веститор и патр. Прокл показаны по Баронию (Анналы, г. 438-й), который приводит выдержки из поучений, указанных Отцев в честь И. Златоуста и описывает то впечатление, какое произвела речь патр. Прокла на жителей Константинополя 363 . В феврале: 4-го – преп. Исидора Пелусиота , на поле указаны: Евагрий (I, гл. 15), Никифор Каллист (XIV, гл. 53), и письма преподобного. Начало жития заимствовано из Пролога, характеристика святого – из историков, слова которых приведены буквально и точно процитированы, далее следуют выдержки из писем с разъяснениями и выводами: письма, по всей вероятности, взяты из какого-либо сборника, в месяцеслове есть заметка: «взменка о нем ( Исидоре Пелусиоте ) в книжице польской». 11-го – св. священномученика Власия Севастийского, «от Метафраста и Четьи», в месяцеслове: Сурий (I, 841 – житие и страдание С. Метафраста) 364 ; в Прологе: Акты свв. (февраль, I, с. 331), здесь комментарий и акты по четырем редакциям. Сравнивая житие Святителя с Суриевым, находим в первом дополнения (напр., рассказ о посещении св. Власием муч. Евстратия, о наставлениях пастве и др.), которые объясняются влиянием ВЧМ, где (февраль, л. 110-й) «мучение» Власия, представляющее перевод одной из редакций, приведенных в Актах свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея). Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1). Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1). Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1). Гордость – это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам). Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4). Смирение – причина всех благ (Беседа 5 Послание к филиппийцам, гл. 2). Смирение – быть в поругании, в поношении и оклеветании (Беседа 7 на Послание к филиппинам, гл. 2).   Рассуждение о смирении и гордости Как Бог смирение любит и гордость ненавидит, в приведенных из Святого Писания местах видишь. Здесь только полагаются некоторые признаки смирения и гордости.   Признаки смирения 1. Кто себя считает грешнее прочих. 2. Не презирать никого, нисколько не осуждать, но себе самому всегда внимать. 3. Славы и чести избегать, и, если избежать невозможно, скорбеть об этом. 4. Мужественно терпеть презрение. 5. С низкими людьми обходиться доброжелательно. 6. Доброхотно послушливым быть, не только высшим, но и низшим. 7. Все свои дела непотребными считать. 8. Похвалу презирать. 9. Без нужды не говорить, и говорить только умирительно и кротко, и прочее. Путь этот низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.   Признаки гордости 1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать. 2. Дела выше сил своих начинать. 3. Во всякие дела самовольно вмешиваться. 4. Без стыда себя возвышать. 5. Других презирать. 6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться. 7. Быть непокорным высшим. 8. Доброе себе, а не Богу приписывать. 9. Во всем стараться показать себя. 10. Дела других пересуживать. 11. Погрешности других преувеличивать, а похвалу приуменьшать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Это первая степень покаяния, соответствующая степени плачущих. Вторая степень проходилась уже в храме и совпадала с последней степенью публичного покаяния – купностоящих. Виновный принимался в хор или на другую службу в храме. Но участвовать в пении и чтении или в другом служении он мог только с особого разрешения аввы. Сверх того, в конце всякого богослужения должен он, падая ниц на том месте, где стоит, испрашивать прощения и молитв, пока авва признает вину совершенно очищенной. Такое „удовлетворение (satisfacere) требуется и от тех, которые за малые вины отлучаются только от трапезы с братиями. Его исполняют они пока разрешит их авва и благословив не скажет: довольно“. Устава гл. 43–44 Migne P. L. LXVI, 675–676; 683–686; р. п. Феофана, Древние иноч. уставы, 630–631. 615 Патер., изл. по гл., V, § 37, стр. 104; Migne, Ibid. 882–883. Преп. Пафнутий обратил на путь добра блудницу Таисию. Приведя в женский монастырь, он заключил её в затвор, повелел давать ей один хлеб на день и воду, молиться только словами: „Создавый мя, помилуй мя“. Блудница пробыла в покаянии три года и Господь простил её. Житие преп. Таисии. Вел. Ч.-Минеи, 13 ноября, стб. 1986. 617 Apophthegmata, Migne, P. G. LXV, 416; p. n. 376. Патер., излож. по глав., XVII, § 33, стр. 383–384. Ср. Вел. Четь-Минеи, ноябр. 2, стб. 48–49. Другой пример прощения без епитимии тяжкого греха был указан выше (Февр. 386–387). Интересно отметить, что западные подвижники, придававшие епитимии значение удовлетворения правде Божией, считали её в то же время обязательной. В собеседовании о покаянии Иоанн Кассиан говорит: „прощение грехов достигается ради удовлетворения (satisfactionis gratiam) ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо по словам Писания ( Евр.9:22 ) без пролития крови не бывает оставления“. Собес. XX, гл. 8, Migne. P. L. XLIX, 1164; р. п. 540 – не точен. 620 Καυτρ στιν ρоς α πιτμιον ες μετνοιαν πρς χρνον διδμενον φιλανϑρπως. Migne, P. G. LXXXVIII, 1169; p. п. 266. Слово к пастырю, гл. 2. Сравнение покаяния с врачеством обычно и в церковных канонах (Вас. Вел. пр. 3, Григор. Нис. 1, Трул. 102 и др.). 624 Житие преп. Саввы, гр. текст в изд. Помяловск., О. Л. Др. П, стр. 222; р. п. Пал. Пат. 1 вып., 62–63. Монаху, отрёкшемуся от веры и от обетов звания, старец предписал: „сядь со мной в пещере, постись три седмицы непрерывно”. Пат., изл. по гл., V, § 41, стр. 108–109; Migne, P. L. LXXIII, 884–885. „Возвратившись в келью свою, монах принёс покаяние”. Ibid. XI, § 102, стр. 275. Migne, ibid. 940. Другие примеры отлучения см. Февр. 382–384 стр. 626 См. Толк. на 27 Апост. Прав., также 9 прав. Двукр. соб. и толкования на него. Книга Прав., изд. Общ. Л. Д. Пр. 48–49. 1730–1734. 628 Феофана Др. иноч. уставы, 147, ср. 152. Migne, P. L. XXIII, 81–82. За воровство полагалось 39 ударов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010