В конце 1939 г. иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Владыка Пантелеимон любил его. Полностью доверяя своему духовному воспитаннику, архиепископ не раз давал ему ответственные поручения. В августе 1941 г. архимандриту Серафиму и иерею Григорию Кударенко была доверена высокая и ответственная миссия на оккупированной территории Беларуси — организовывать приходскую жизнь там, где она была разрушена в довоенный период. Покинув Жировицкий монастырь, они выехали в направлении Минска. Стремясь охватить как можно больше населенных пунктов, миссионеры отправились в дорогу не поездом, а на лошадях. Путь их был долог и очень труден. По дороге в Минск они посетили ряд селений Копыльского, Слуцкого и Узденского районов, где в недавнем прошлом действовали церкви; побывали в Копыле, Тимковичах, Семковичах, Романове, Воробьевичах, Лешне, Киевичах, Быстрице, Евангелевичах, Слуцке, Грозове, Греске, Трухановичах, Басловцах, Узде, Песочном, Семеновичах. В каждом из названных селений они совирдли среди верующих прошения на имя митрополита Пантелеимона с просьбой об открытии приходских церквей; везде, где только были, совершали Богослужения, осматривали сохранившиеся храмы, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали. По прибытии в Минск архимандрит Серафим и о. Григорий непродолжительное время служили при Спасо-Преображенской церкви бывшего женского монастыря. Получив пропуск на дальнейший проезд, миссионеры отправились в восточную часть Беларуси, в направлении Витебска. Эта часть поездки заняла три месяца. В Витебске, по просьбе Церковного Отдела, была написана краткая корреспонденция для газеты «Новый путь», в которой рассказывалось о проделанной миссионерской работе, об открытии церквей, о том, как народ радуется этому, энергично очищает храмы от колхозного зерна, а новоиспеченные клубы и театры (в прошлом церкви) — от мебели и мусора; подчеркивалось, что народ в открываемые церкви несет сохраненные у себя ризы, кресты, Евангелия, антиминсы и вообще церковные принадлежности; помогает ремонтировать церкви, посещает их, горячо молится, крестит детей и просит отпеть ранее усопших отцов и матерей, которые были похоронены вез напутствия и погребения...

http://pravicon.com/info-3345

Ситуация резко изменилась в августе 1915 года, когда немцы перешли в широкомасштабное наступление и захватили значительную часть белорусских земель. В октябре 1915 года фронт стабилизировался по линии Двинск–Поставы–Сморгонь–Барановичи–Пинск с. 21]. Немецкое наступление вызвало огромную волну эвакуации местного населения. По сведениям на май 1918 года, в России проживало около 1 300 000 беженцев, оставивших Западную Беларусь. Вместе с простым народом из неё выехало подавляющее большинство православного духовенства. Были вывезены наиболее ценные иконы, колокола, церковно-приходские архивы. Столь масштабная эвакуация объяснялась тем, что на захваченной территории «немцы устраивали в церквах лазареты, конюшни, склады и даже отхожие места» C. 93]. Вглубь России эвакуировали Гродненскую и Литовскую духовные консистории. Из Минска в Рязань переправили наиважнейшие экспонаты церковно-археологического музея и значительную часть имущества Минской Духовной Семинарии. Из Слуцкого Свято-Троицкого монастыря в Москву вывезли мощи Святого мученика Гавриила Белостокского. Из Полоцка в Ростов Великий – мощи Преподобной Евфросинии. Из Вильно в Рязань была эвакуирована духовная семинария, а в Донской монастырь Москвы перевезены мощи Святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Имущество Жировицкой Свято-Успенской обители разместили в подвалах храма Василия Блаженного в Москве. Монастырский архив отправили в Новороссийск. Монахов расселили по частным домам. В Жировицкой обители остался один эконом иеромонах Авксентий. Немцы заняли помещение монастыря под казармы, изрубили на дрова иконостас Свято-Никольского придела c. 56]. Вторжение немцев в пределы Беларуси в августе 1915 года оказалось для многих большой неожиданностью, из-за чего эвакуация на восток проходила спонтанно и была организована плохо. Ф. Кривонос приводит слова архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова): «...железные дороги только в редких случаях принимали – и то в небольшом количестве – церковные грузы. Поэтому обычно священники главные святыни храмов и наиболее ценную утварь брали с собой, а остальное церковное имущество укрывали в надёжном, по возможности, сухом, обложенном кирпичом и досками месте, например, под полом церкви, под стенами храма, на церковных погостах и на кладбищах, придавая в последних случаях местам хранения вид могил или иногда вспахивая окружающее место и засеивая его рожью» с. 71]. Далее владыка Михаил сообщает, что железные дороги часто отказывались принимать грузы и даже пассажиров, поэтому духовенство в большинстве следовало на лошадях, причём главную часть могущего поместиться в экипаж груза занимало церковное имущество. К чести духовенства необходимо отметить, что оно предпочитало бросать на произвол судьбы своё личное имущество, стараясь сохранить и вывезти церковное.

http://bogoslov.ru/article/5338800

В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Róanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине. В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери. На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека. В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=40973

141-142 142-143 ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа 143-148 148-150 ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу 150-155 ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии 155-157 ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения 157-158 164-166 166-168 168-172 172-173 173-174 174-175 175-177 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, особножительный, принадлежит Патмосскому Экзархату К-польского Патриархата «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Самосской и Икарийской митрополии Элладской Православной Церкви 178-179 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви 179-181 181-182 182-184 ЖИДОВСТВУЮЩИЕ еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV - нач. XVI в. в Новгороде и в Москве 185-194 194-195 ЖИЗНЬ особое проявление самобытности как природного свойства Божия, общего для всех Лиц Св. Троицы 195-246 246-247 ЖИЛИНЬСКИЙ Вацлав (1803-1863), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи 247-248 ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884 - 1978), католич. философ, историк средневек. философии, ведущий представитель неотомизма 248-255 255-258 258-263 ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) 263-273 ЖИТИЕ БОГОРОДИЦЫ условное название различных христианских апокрифических и агиографических произведений, посвященных земной жизни и чудесам Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Радуйся, Православныя Церкве Славо и Утешение. С XIV в. значительная часть русских земель (в том числе и Могилевщина) оказалась в составе Великого княжества Литовского, а со 2-й половины XVI в. — Речи Посполитой. В 1596 г. частью западно-русских архиереев была принята Брестская Уния, целью которой являлось подчинение Киевской Митрополии Папе Римскому и постепенное окатоличивание православного населения. Одновременно с униатским в Бресте прошел и Православный Собор под председательством св. Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха. Собор проклял Унию и лишил сана принявших ее епископов. Однако Уния насильно насаждалась при активной поддержке королевской власти. После пожара в Свято-Ильинском монастыре чудотворная икона попала в кармелитский монастырь, основанный в 1624 в Белыничах,но православные верующие по-прежнему притекали к святому образу, а чудотворения от иконы не прекращались. И в 1755 году католиками, которые так же почитали этот образ, икона была коронована. В конце XVIII в., после раздела Речи Посполитой и вхождения западно-русских земель в состав России, множество униатов вернулось в лоно Православной Церкви. В 1832 г. Белыничский кармелитский монастырь был официально упразднен. И 1876 г.по многочисленным ходатайствам крестьян здание костела вместе с чудотворной иконой было передано Православной Церкви, а 12 апреля того же года православные священники отслужили молебен с акафистом перед чудотворным образом, совершили малое водоосвящение и окропили водой стены храма. Затем на временном престоле была совершена Божественная Литургия. В 1877 г. в Белыничах был образован Рождество-Богородицкий православный монастырь, в котором главной святыней стала чудотворная икона, возвращенная Православной Церкви. В конце XIX в. Белыничи ежегодно посещало более 10 000 богомольцев. В Могилевской епархии существовал благочестивый обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру или Почаев, стремились посетить Белыничский монастырь, чтобы поклониться Небесной Заступнице и, получив благословение, отправиться в долгий путь. Белыничская чудотворная икона для восточного региона Беларуси была столь же духовно значимой святыней, как икона Божией Матери «Жировицкая» для западного края или как Почаевская икона Божией Матери «Умиление» для украинцев и белорусов Полесья.

http://pravoslavie.ru/78737.html

31 дек. 1844 г. по просьбе Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) получил назначение на должность ректора и профессора богословских наук Литовской ДС. Согласно характеристике архиеп. Иосифа, «едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен» ( Иосиф (Семашко). 1883. Т. 2. С. 290). В связи с переездом семинарии из жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в виленский во имя Святой Троицы монастырь с 18 апр. 1845 г. Е. был членом строительного комитета по перемещению ДС. В семинарии преподавал догматическое богословие. С 29 нояб. 1845 г. цензор проповедей, с 20 дек. духовный цензор, с 11 нояб. 1846 г. член епархиального попечительства, с 11 дек.- комитета Литовской ДС для собрания этнографических сведений о России. В июле 1845 г. инспектировал Борунское уездно-приходское уч-ще, в июле 1846 г.- Супрасльское, Кобринское, Жировицкое и Виленское духовные уч-ща. 27 июня 1845 г. назначен настоятелем обращенной в 3-й класс виленской Троицкой обители с предоставлением Е. степени настоятеля 2-классного мон-ря. По инициативе Е. Троицкая ц. была приспособлена для зимних богослужений, в 1852 г. он пожертвовал в монастырь утварь. 2 июля 1845 г. освятил придел святых Константина и Елены в соборе виленского в честь Сошествия Св. Духа мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ). С 19 июля 1846 г. благочинный мон-рей Виленской и Ковенской губерний. 4 дек. 1848 г. назначен настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в связи с предстоящей хиротонией. По ходатайству Е. Киевский митр. Филарет прислал из ризницы Киево-Печерской лавры 11 архиерейских облачений для обители, был пожертвован ряд икон, устроена больница для военных на 100 коек в период эпидемии холеры. 10 дек. 1848 г. по ходатайству Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) Святейший Синод назначил Е. епископом Ковенским, викарием Литовской епархии.

http://pravenc.ru/text/187365.html

В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились с Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896–1906 годах его смотрителем был будущий Местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Петр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915–1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотворная икона Жировицкой Божьей Матери и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и ее насельники пережили и немецкую оккупацию 1941–1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси просиял преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский (по официальной версии он внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР от сердечной недостаточности). В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущевскими гонениями). Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Ермоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию духоносного старчества. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году.

http://e-vestnik.ru/church/500_let_uspen...

В сент. 1921 г. патриарх свт. Тихон назначил П. епископом Пинским и Новогрудским, правящим архиереем новоучрежденной епархии в Зап. Белоруссии, отошедшей к Польше. Вскоре был привлечен польскими властями к переговорам в Варшаве о правовом положении православной Церкви. Вместе с Минским архиеп. Георгием (Ярошевским ; с янв. 1922 митрополит Варшавский) и Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит, предстоятель неканонично провозглашенной автокефальной Польской Православной Церкви) согласился с требованием министра религ. исповеданий о необходимости для правосл. Церкви в Польше автокефального управления, но оговорил необходимость получения на это благословения от патриарха Тихона. В дальнейшем, вопреки ожиданиям гос. власти, П., несмотря на свое польское (по отцу) происхождение, выступил решительным противником разрыва правосл. верующих Польши с Русской Церковью. 24 янв. 1922 г. П. участвовал в Совете епископов, созванном митр. Георгием в Варшаве без участия противников автокефалии. На Соборе П. вместе с Белостокским еп. Владимиром (Тихоницким ; впосл. митрополит) отказался подписать предложенные польск. властями «Временные правила», предусматривавшие гос. контроль над правосл. Церковью и ущемлявшие права правосл. населения. Вскоре (не позднее мая 1922) П. был насильно удален из епархии и отправлен для проживания под адм. надзором в Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь на Волыни. В нач. 1925 г. по ходатайству архим. Тихона (Шарапова; с марта того же года - епископ Гомельский), изгнанного гос. властями из Польши, патриарх Тихон возвел П. в сан архиепископа. В 1928 г. переведен из Милецкого монастыря в Дерманский монастырь, а в 1930 г.- в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Пребывание П. в Жировицах способствовало сохранению в обители канонического устроения церковной жизни, превращению мон-ря в один из главных духовных центров Православия в Польше. Когда он служил, то в монастырский храм шел с песнопением во главе множества паломников, образовывавших своего рода крестный ход. Получил большую известность как талантливый проповедник. Ряд религиозно-нравственных сочинений П. был издан в Литве в виде брошюр и листовок, к-рые распространяли среди правосл. верующих Польского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Родители согласились с намерением дочери. Однако с девицей случился новый удар, приведший к параличу рук и ног. Благородные Войно стали сомневаться, нужно ли отправляться в неблизкий путь, ведь от дорожной тряски их дочери станет хуже. Сама же Ирина со слезами умоляла выполнить ее просьбу и требовала с клятвой, что если она по дороге умрет, ее тело все равно должно быть привезено в Жировичи и поставлено в храме. По дороге в обитель девица умерла. Безутешные родители, выполняя последнюю волю дочери, с рыданием привезли тело в Жировицкий монастырь. По время надгробного пения Ирина воскресла и сообщила о себе следующее: «Когда мое тело лежало в гробу, а душою я все видела и чувствовала, Божия Матерь от иконы приблизилась ко мне и прикоснулась к голове, рукам и ногам моим. Пречистая повелела: «Встань и служи Богу в монашеском чине!» И вот так я воскресла». Через некоторое время Ирина исполнила волю Пресвятой Богородицы и приняла постриг в Пинском Варваринском монастыре, в котором затем была игуменией. В 1839 году Жировичский монастырь вернулся в лоно Православия. Православный народ тысячами устремился в обитель, принося любимой святыне в качестве дара тканые и вышитые полотенца, букеты полевых цветов. Это нашло отражение и в новых живописных образах, Жировицкую икону Божией Матери стали изображать в цветочных венках. Сегодня именно эти образы наиболее распространены по всему миру. В начале Первой мировой войны монастырь эвакуировали вглубь России, а чудотворную икону перевезли в знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади. В 1918 году ее вернули в Жировичи. В 1921 году по мирному Рижскому договору территория Западной Беларуси отошла к Польше. При попытках польской власти передать Жировицкую икону униатам православный народ Западной Беларуси организовал многотысячные крестные ходы к святыне и тем самым сорвал эти замыслы. Во время Великой Отечественной войны икона пребывала на территории обители. Весь последующий советский период, несмотря на недовольство властей и препятствия к посещению обители, к иконе шел непрерывный поток паломников.

http://e-vestnik.ru/church/550_let_girov...

http://www.piligrim.by/content/view/25/74/ Успенский Жировицкий монастырь, 2 класса, в 9 верстах от города Слонима, в местечке Жировицы. Основан во 2-й половине XVI века; с XVII века до 1839 года был в унии. В храме Успения находится празднуемая в монастыре 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери. Эта святая икона чудесно явилась в 1191 году в Жировицах, в лесу на грушевом дереве, находившемся над источником (водой из которого и в настоящее время благоговейно запасаются богомольцы монастыря), пастухам литовского вельможи Александра Солтана, который на месте явления ее построил храм. Храм этот спустя 10 лет сгорел, но осталась невредимой и была обретена чудесным образом на камне большого размера (который поныне хранится в монастыре и от которого кусочки благоговейно берутся богомольцами). В настоящее время святая икона, с рельефно выдающимися на яшмовом камне ликом Богоматери с Богомладенцем на правой Ее руке, помещается в иконостасе Успенского храма на среброзлащенной доске, в середине большого образа, изображающего Пресвятую Троицу и некоторых святых. В одном из притворов Успенского храма покоится погребенный там Иоаким, епископ Пинский и Туровский (4 апреля 1719 года), память которого особо чтится ежегодными панихидами 4 апреля и 9 сентября. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Успенский собор был построен неподалеку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой Жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы. При входе в коридор, ведущий в собор и семинарию, с левой стороны устроен спуск к колодцу, который находится в специально устроенной нише под алтарной частью храма. Этот колодец хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева. Сейчас доступ к этому роднику ограничен, т.к. с некоторых времен вода в нем стала оскудевать. Поэтому в монастыре эту воду бережно собирают и выносят в храм, где каждый может с благоговением испить ее; также она добавляется в воду, которая продается в монастырской лавке.

http://sobory.ru/article/?object=09617

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010