Артемий, архиепископ (Кищенко Александр Анатольевич) Дата рождения: 25 апреля 1952 г. Дата смерти: 22 апреля 2023 г. Дата хиротонии: 4 февраля 1996 г. Дата пострига: 3 января 1996 г. День ангела: 2 ноября Страна: Белоруссия Биография: Родился 25 апреля 1952 г. в г. Минске. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, окончил 3 курса. В 1976 г., после демобилизации, принят послушником в Псково-Печерский монастырь . В 1976 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. в Ленинградскую духовную академию , в которой окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца Карельской АССР. 21 февраля 1982 г. рукоположен в сан диакона в состоянии целибата. С 1 октября 1982 г. служил в храме блгв. кн. Александра Невского в г. Минске. 24 марта 1984 г. рукоположен в сан иерея. Участвовал в организации работы воскресной школы при храме, попечительства над интернатом престарелых и инвалидов. 3 января 1996 г. в Жировицком Успенском монастыре пострижен в монашество, 8 января возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. 18 июля 2012 г.  возведен  в сан архиепископа. 21 февраля 2013 г. в Варшавской христианской теологической академии (Польша) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «История Гродненской православной епархии в 1921-1939 годах». Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 2021 г. ( журнал 27 ) почислен на покой, местом пребывания определен г. Минск. Священный Синод на заседании 23-24 сентября 2021 г. ( журнал 87 ) определил местом пребывания на покое г. Гродно. Отошел ко Господу 22 апреля 2023 г. Отпевание состоялось 24 апреля в Покровском кафедральном соборе г. Гродно. Погребен владыка на Чижовском кладбище г. Минска. Награды: Церковные: Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198027...

Отошел ко Господу архиепископ Артемий (Кищенко) Гродно, 22 апреля 2023 г. 22 апреля 2023 года, на 71-м году жизни, отошел ко Господу архиепископ Артемий (Кищенко), в 1996-2021 гг. возглавлявший Гродненскую епархию Белорусской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . Будущий архиепископ, в миру Александр Анатольевич Кищенко, родился 25 апреля 1952 г. в г. Минске. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, окончил 3 курса. В 1976 г., после демобилизации, принят послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1976 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. в Ленинградскую духовную академию, в которой окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца Карельской АССР. 21 февраля 1982 г. рукоположен в сан диакона в состоянии целибата. С 1 октября 1982 г. служил в храме блгв. кн. Александра Невского в г. Минске. 24 марта 1984 г. рукоположен в сан иерея. Участвовал в организации работы воскресной школы при храме, попечительства над интернатом престарелых и инвалидов. 3 января 1996 г. в Жировицком Успенском монастыре пострижен в монашество, 8 января возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа. 21 февраля 2013 г. в Варшавской христианской теологической академии (Польша) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «История Гродненской православной епархии в 1921-1939 годах». Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 2021 г. (журнал 27) почислен на покой, местом пребывания определен г. Минск. Священный Синод на заседании 23-24 сентября 2021 г. (журнал 87) определил местом пребывания на покое г. Гродно. 22 апреля 2023 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/153239.html

Немногим ранее Совет по делам РПЦ предложил ликвидацию Полоцкого монастыря, и уполномоченный по БССР Семенов поддержал это предложение, подчеркнув, что «Полоцкий монастырь не приспособлен для монастырских целей: не имеет ограды и находится на территории военного городка» . В своем же докладе о монастырях Семенов отметил, что легче будет закрыть Полоцкий женский монастырь, так как для этого имеются более веские мотивы, чем для закрытия Гродненского женского монастыря, а тем более Жировицкого мужского. Уполномоченный подчеркнул, что для закрытия Полоцкого монастыря также необходимо будет решать вопрос о переселении 48 монахинь, большинство из которых были преклонного возраста, нетрудоспособные и больные. Был предложен вариант — часть монахинь, которые ранее проживали в Полоцке, переселить к родственникам, а 10–15 монахинь переселить в Гродненский монастырь. Правда, Семенов предположил, что против такого переселения будут возражать «гродненские товарищи». Республиканский уполномоченный в конце своего доклада о монастырях сделал вывод: «Следовательно, если ставить вопрос о закрытии монастырей, то более подходящий в этом отношении Полоцкий женский монастырь. В связи с этим требуется дополнительное изучение возможности размещения монашек по квартирам их родственников, проживающих в гор. Полоцке и его окрестностях» . В марте 1959 г. уполномоченный Семенов получил из Москвы сообщение от заместителя председателя совета П. Г. Чередняка о том, что к нему будет направлен сотрудник совета для решения вопроса о сокращении монастырей и согласования с республиканскими органами. Семенову было рекомендовано подробно изучить состав монашествующих для дальнейшего их определения . На совещании белорусских уполномоченных в мае 1959 г. Семенов сообщил, что руководство БССР поддержало ходатайство гродненских областных организаций о закрытии местного женского монастыря. Совет по делам РПЦ не возражал против закрытия, все материалы были отправлены в Совет Министров БССР для практического решения этого вопроса . В 1959 г. республиканский уполномоченный выезжал в Жировицкий мужской монастырь для изучения возможности переселения туда монахинь в связи с намеченной ликвидацией гродненской обители . Согласно решению Совета по делам РПЦ, было намечено закрыть Гродненский монастырь в 1960 г., а монашествующих переселить в Жировицкий монастырь. Но дата закрытия монастыря еще не была окончательно согласована «в инстанциях» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор. Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление. 14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием. Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители. В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги». Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.

http://pravoslavie.ru/56335.html

Не веря, что инициатива его высылки исходит от императора, и предполагая, что это только дело рук В.К. Саблера, епископ Гермоген 16 января отправил императору телеграмму, прося о личной встрече . Днем 17 января обер-прокурор В.К. Саблер получил от императора телеграмму, что приема епископу Гермогену дано не будет, и он должен быть немедленно сослан в монастырь. В воскресенье 22 января к министру внутренних дел А.А. Макарову прибыл генерал-адъютант В.А. Дедюлин с обер-прокурором В.К. Саблером и отдал распоряжение, чтобы владыка Гермоген был отправлен из города в тот же день, а в случае неповиновения к нему должна быть применена сила. Тогда же в доме обер-прокурора состоялось совещание членов Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Богоявленским) относительно необходимости немедленного отъезда епископа Гермогена в Жировицкий монастырь. Святейший Синод поручил архиепископу Полтавскому Назарию (Кириллову) и епископу Кишиневскому Серафиму (Чичагову) переговорить с епископом Гермогеном и потребовать, чтобы он, исполняя волю государя, выехал из Петербурга сегодня же. Епископ Гермоген ответил архиепископу Назарию и епископу Серафиму, что он, подчиняясь воле государя, сегодня же вечером выезжает в Жировицкий монастырь , что и исполнил. После увольнения епископа Гермогена от управления епархией группа известных мирян, среди которых были Федор Самарин, Виктор Васнецов, Павел Мансуров, Михаил Новоселов, обратилась в Святейший Синод с письмом, в котором они, в частности писали: «Только нравственная сила может успешно бороться с убеждением хотя бы и ложным, но искренним и не поддающимся ни на какие уступки и сделки... В наше время твердость характера, сила воли и непреклонность в борьбе за то, что человек считает правдою, – явления в особенности редкие. Но они тем более ценны. Они оздоровляют нравственную атмосферу, подымают дух и укрепляют веру, ибо воочию свидетельствуют о том, что еще не совсем иссякла в нашем обществе нравственная сила, которая одна способна двигать людей вперед, победоносно бороться с общественным злом и залагать крепкие основы для того духовного возрождения нашего, по которому мы все томимся» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

передал мон-рю навечно свою часть мест. Жировичи, что в 1620 г. подтвердила их дочь Богдана Прецлавская. 22 авг. 1616 г. канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега пожертвовал Ж. м. «шмат ворной земли и корчму» в имении Шиловичи, о чем сделал собственноручно запись в подаренном обители рукописном Евангелии XVI в. (Жировичское Евангелие. Б-ка АН Литовской Республики. Л. 376-377; Добрянский. 1882. 32). Канцлер передал в церковь литургическую утварь и колокол. 18 февр. 1628 г. папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского братства. В 1667 г. польск. кор. Ян Казимир отписал мон-рю 134 волоки земли в деревнях Булла и Боровики, позже прибавились еще 2 фольварка, часть Квасевич и половина Охонова (в Слонимском повете). Жировицкая икона Божией Матери в Успенском соборе. Фотография. 2008 г. Жировицкая икона Божией Матери в Успенском соборе. Фотография. 2008 г. Благодаря чудотворной иконе и щедрости благотворителей Ж. м. стал крупнейшим центром религ. жизни и паломничества; здесь многократно происходили конгрегации василиан (1629, 1658, 1659, 1661, 1675, 1679, 1694). Это объясняется не только материальной обеспеченностью Ж. м., но и тем, что протоархимандрит ордена часто пребывал в соседнем Бытенском мон-ре. С 1636 г. богослужения проводились по греческим и римским обрядам. В XVII-XVIII вв. к иконе приезжали польские короли и великие князья литовские накануне важных событий: Владислав IV Ваза с королевой (9-10 дек. 1644), Ян II Казимир Ваза (1651), Ян III Собеский (29 апр. 1683), Август III (1744), Станислав Август Понятовский (80-е гг. XVIII в.). 14 мая 1613 г. кор. Сигизмунд III Ваза пожаловал Жировичам городское право, 21 июня 1652 г. Ян Казимир подписал грамоту на получение Магдебургского права. В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Ж. м. был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, к-рый писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число» (Энцыклапедыя ricmopыi Бeлapyci.

http://pravenc.ru/text/182311.html

По мнению Семенова, Полоцкий монастырь являлся самым неприспособленным монастырем из трех существовавших в республике по своей экономике и в бытовом плане: насельницы жили в одном корпусе, остальные монастырские постройки были заняты войсковой частью и педагогическим училищем. В Полоцком районе на тот момент не было действующих церквей, поэтому верующие города и окрестных населенных пунктов посещали монастырский храм. Экономика монастыря складывалась из доходов монастырской церкви и пожертвований верующих. В пользовании монашествующих имелся небольшой участок под огороды. Существенный доход монастырю (по данным уполномоченного, более 100 тыс. рублей) приносило большое количество паломников (до 6–7 тыс. человек в год), особенно 5 июня, в ежегодный престольный праздник преподобной Евфросинии Полоцкой . Нарастающая волна хрущевских гонений затронула и белорусские монастыри. В начале 1959 г. Гродненский облисполком на основании правительственного постановления «О монастырях» внес в Совет Министров БССР предложение о закрытии женского монастыря в Гродно и переводе 58 насельниц в Жировицкий мужской монастырь. Республиканский уполномоченный Семенов посчитал это решение поспешным и доложил в совет: «Для того, чтобы переселить монашек из Гродненского монастыря в Жировицкий, надо прежде всего ставить вопрос о закрытии Жировицкого монастыря и решить, куда девать 31 монаха. Так как жировицких монахов переселять некуда, то вопрос о переселении гродненских монашек отпадает» . Уполномоченный сообщил о наличии на территории Жировицкого монастыря Минской духовной семинарии и указал на нежелательность соседства «монашек и семинаристов». Семенов привел еще один аргумент — по его мнению, небольшие земельные угодия в Жировицком монастыре (всего 2 га под сад и огород) не смогут обеспечить существование 58 монахинь, и тогда они будут вынуждены ходить по окрестным селам и деревням и «заниматься поборами, мракобесием и религиозной пропагандой среди колхозников». Решением проблемы могло быть трудоустройство молодых монахинь и размещение престарелых и больных по инвалидным домам. Но тут же уполномоченный оговорился, что вряд ли «старые и фанатичные монашки» (которых было около двух третей) захотят переходить в дома для инвалидов. Семенов подчеркнул, что «если прибегнуть к насильному их переводу, то это может вызвать нежелательную нам реакцию» . По всей видимости, республиканский уполномоченный был в курсе последствий ликвидации в 1959 г. Овручского, Речульского, Кременецкого и Тихвинского монастырей.

http://bogoslov.ru/article/6177573

Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время. В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и. В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской ц., ремонт и достройка к-рой были проведены в 70-80-х гг. XVII в. В XVII-XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Ж. и. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорус. на польск. язык «Гистория» иером. Феодосия (Боровика), в 1625-1629 гг. было осуществлено 3 ее переиздания. До сер. XVII в. вышло 8 печатных изданий, прославлявших Ж. и. (в т. ч. 2 панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в.- 5 книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с кор. Владислава IV, совершившего паломничество (9-10 дек. 1644) к чудотворному образу Божией Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Ж. и. накануне важных событий Речи Посполитой: кор. Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, кор. Ян III Собеский - 29 апр. 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Ж. и. Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Евфросиниевская трапезная церковь В 1833 г. жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросиньи в обитель, основанныю ею. И только в 1910 году мощи святой вернулись в родную обитель. Но не долго пробыла в своей обители преподобная. В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты. Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез. В 1960 г. монастырь был вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась. Звонница В 1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня - вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе. В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-61 гг.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения. В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм - «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор - уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. - от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=00287

8 июня 1655 г. папа Римский Александр VII утвердил еп. Парфения на Мукачевской кафедре. В 1657 г. мон-рь разрушили войска польск. гетмана коронного Ежи Себастьяна Любомирского. Они разоряли и имения Ракоци, союзника гетмана Б. Хмельницкого. В 1659 г. господарь Валахии Константин Щербан Басараб поддержал строительство каменной монастырской ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Храм возводили по проекту львовского архит. С. Пьяменса. Смерть в 1660 г. протестант. владельцев Мукачевской доминии Лорантфи и ее сына Дьёрдя II Ракоци изменила положение обители. Владелицей близлежащих земель стала вдова кн. Дьёрдя II католичка кнг. София Батори. Под предлогом возведения церкви, освященной в 1661 г., она заставила Зейкана уехать в основанный им ранее Имстичевский монастырь, а сама обратилась к униат. Киевскому митрополиту с просьбой о посвящении нового епископа. В 1663 г. на униат. Синоде в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре епископы согласились посвятить владыку на Мукачевскую кафедру, но с условием, что епархия войдет в состав Киевской митрополии. Учитывая протесты лат. духовенства против этого, кнг. София в 1664 г. поспешно утвердила кандидатуру еп. П. Петровича, хотя не вернула ему монастырские владения. Еп. Парфений скончался в 1665 г., последующие настоятели в 1665-80-х гг. XVII в. не смогли должным образом отстоять права епархии и мон-ря. Более того, междоусобицами духовенства воспользовались соседи. Еще в 1688 г. Каминский, желая стать архимандритом М. Н. м., просил Эгерского епископа, чтобы тот отозвал к себе в качестве викария ставленника венг. повстанцев еп. Мефодия Раковецкого. Смещения не последовало. Новый еп. Иоанн Иосиф де Камелис сначала оставил Раковецкого настоятелем в Мукачеве, а затем выгнал его за отход от унии. Стремясь усилить позиции православных в крае, Раковецкий объявил в 1689 г. об основании Николаевского муж. мон-ря в с. Заречье, а сам переехал в Угольский (Углянский) Заневский Воскресенский мон-рь. Но именно в это время римско-католические епископы начали посягать на Мукачевскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010