Монахи и монашенки (некоторые из них очень молодые) превратили обитель в райское место – множество разных цветов, великолепный сад и огород. Но богоборческая советская власть, стремясь нарушить гармонию духа монашествующих, устроила рядом с монастырем танцплощадку. По вечерам обитель тревожат какофония попсовых звуков, развязные женские речи и крики пьяных кавалеров. Распрощавшись с обителью и ее настоятелем, мы уже садились в машину, когда к нам подбежал молодой монашек и сунул мне в руки пакет с большой бутылкой монастырского вина и роскошными пирогами, которые мы с молитвой употребили на ближайшем привале. По совету отца Константина мы посетили древнерусский город (XII в.) Слуцк. Здесь сохранился монастырь XV века, в котором когда-то хранились мощи святого младенца Гавриила, умученного иудейскими сектантами в 1690-м. Родителями святого мученика были крестьяне деревни Зверки около Белостока. Когда мальчику было шесть лет, его лаской заманили к себе иудейские сектанты и зверски замучили, выпустив из него всю кровь. Тело его было выброшено в поле на съедение собакам, но те не стали есть ребенка, а охраняли его, и по собачьему лаю люди нашли Гавриила. Убийцей оказался иудей Шутко с сообщниками. Они были осуждены и наказаны по закону, а дело – занесено в судебные книги. Святой мученик много лет почитался местными жителями, а в 1820 году был официально причислен к лику российских святых. С архимандритом Константином. Жировицкий монастырь. 1983 год Белорусские земли связаны с множеством случаев ритуальных убийств, совершаемых иудейскими сектантами, особенно хасидами. Белоруссия была центром международного хасидизма. В местечке Любавичи жили самые известные хасидские авторитеты. У белорусских крестьян с давних пор сложилась традиция ограждать своих детей от контактов с иудеями, а перед еврейской пасхой не выпускать их из дома. Став могилой для миллионов захватчиков, рвавшихся на Русь с Запада, Белоруссия особенно сильно ощутила на себе злодейства самых разных оккупантов начиная с XVII века.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/07/...

С началом первой мировой войны насельницы, проживавшие в Красностоке и Гродно, клир красностокского прихода вместе с чудотворными иконами - Красностокской (оригиналом и копией) и Владимирской - эвакуировались сначала в Москву, а с 1918 г. во главе с игум. Еленой размещались в Екатерины великомученицы монастыре в Подмосковье. В 20-30-х гг. XX в. священнослужители были репрессированы и приняли мученическую кончину. Сестры пребывали в Екатерининской обители на условиях трудовой артели до 1931 г., после чего ок. 100 чел. вернулись в Гродно (в красностокских строениях к тому времени разместился мон-рь католич. ордена салезиан), остальные рассеялись по окрестным селениям. Игум. Елена скончалась в 1937 г. в Малоярославце. Постройки мон-ря в Гродно были повреждены во время первой мировой войны, в результате прямого попадания снаряда пострадала ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1921 г. в Гродно вернулась Владимирская икона Божией Матери. В 1923-1929 гг. стараниями игум. Онуфрии (Арцукевич; 1923-1931 и 1948-1953) собор Г. м. был восстановлен. Во время Великой Отечественной войны Гродно был оккупирован нем. войсками, действующий мон-рь возглавляла игум. Серафима (Фельдман; 1931-1947). В 1944 г. после освобождения города Красной Армией был незаконно арестован и осужден на 20 лет ИТЛ свящ. мон-ря Никита Томчук (реабилитирован в 1992). В 1947-1948 гг. Г. м. возглавляла игум. София (Порали), затем игум. Гавриила (Рисицкая), трудами к-рой в 1953 г. в Г. м. был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех. К 1 нояб. 1959 г. в мон-ре проживало 58 насельниц (3 игум., 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы). До 1959 г. мон-рь имел участок земли в 2 га, 3 жилых дома для насельниц. В ходе нового этапа гонений на Церковь в кон. 50-х гг. у Г. м. изъяли землю с огородами, в 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома мон-рь был закрыт. Игум. Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь , вместе с ними были перенесены чудотворные иконы Божией Матери - Красностокская и список Владимирской. В 1990 г. в возобновленном Евфросиниевом полоцком женском монастыре поселилось 6 оставшихся в живых гродненских монахинь. До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. после реставрации разместился Белорусский гос. музей атеизма, переименованный в 1991 г. в Музей истории религии.

http://pravenc.ru/text/168165.html

Только один Гермоген, вызванный на зимнюю сессию Синода, восстал против. Он требовал в этом вопросе руководствоваться не желанием Елизаветы Федоровны, а исключительно церковными правилами. Когда Гермогена сослали за обличение «святого старца» Распутина, то Синод, скрывая истинную причину ссылки в «Церковных Ведомостях» разглагольствовал, что Гермоген ссылается на то, что обратился к царю с телеграммой, в которой грубо и дерзко критиковал деятельность Синода в вопросе о диакониссах и вообще». В самом начале 1912 года епископ Гермоген был выслан как бы на покой в Жировицкий Успенский монастырь Гродненской епархии. Монастырь находился при местечке Жировицах в 10 верстах от уездного города Слонима. В монастыре епископ Гермоген заявил, что он прибыл не в качестве ссыльного, а как человек, желающий всецело отдаться служению Господу Богу. В монастыре епископ Гермоген пробыл до 1915 года. Отличался благочестием и был прозорливым. Ниже приводим рассказ одной очевидицы о даре прозорливости епископа Гермогена. у одной женщины, вследствие колдовства злых людей умерла дочь, а другая сильно заболела. В скорбном состоянии мать умершей и больной решила пойти к епископу Гермогену и просить у него совета и молитв. Как она порешила, так и сделала. Утром, когда Владыка по обыкновению совершал в главном храме Божественную литургию, она пришла в храм и стала ожидать конца службы. Вот, наконец, служба окончилась. Из алтаря вышел Владыка и прямо направился к скорбящей матери. Не успела она высказать архипастырю свое горе, как он первый обратился к ней и сказал: «Вы пришли с большим горем, у вас одна дочь-малютка умерла, а другая болеет. Милая моя, продолжал благостный владыка, ведь это сделано злыми людьми и Господь попустил эту быть. Но пройдет немного дней, как и эта больная скончается. Перед самой смертью придет к вам женщина, которая молча войдет в комнату, пройдет к маткам (Перекладинам, поддерживающим потолок) и уйдет, и после этого скончается и эта больная. Впрочем, не волнуйся, без попущения Божия ничто не бывает”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

29 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского. Родился в 1858 году в семье священника Херсонской епархии, при крещении был назван Георгием. В 1889 году окончил юридический факультет Новороссийского университета и тогда же поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 году пострижен в монашество и наречен Гермогеном, в 1892-ом рукоположен во иеромонаха. По окончании духовной академии назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1899 году, будучи ректором, он отчислил из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугащвили. В 1901 году архимандрит Гермоген хиротонисан в епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а в 1903-м назначен епископом Саратовским и Царицинским. Был одним из духовных сыновей отца Иоанна Кронштадтского. В связи с революционными событиями 1905-1907 годов считал необходимым достичь большего влияния Церкви на жизнь народа. Это вызвало недовольство П. А. Столыпина. В 1912 году был уволен с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь за попытку ограничить влияние Г. Распутина на царскую семью и несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви. В марте 1917 года владыка назначен епископом Тобольским и Сибирским. Участвовал в работе Поместного Собора, избравшего Патриарха Тихона. При проведении в Тобольске крестного хода в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 года на проповеди не умолчал о кощунствах, творимых властью при обысках в храмах. На следующий день арестован, тайно вывезен в тюрьму в Екатеринбург, 13 июня переведен в Тюмень. 15 июня заключен в трюм парохода «Ока», ночью 16 июня выведен на палубу и сброшен за борт со связанными руками и привязанным к нему 30-килограмовым камнем. До последней минуты творил молитву. Тело владыки спустя две недели обнаружено крестьянином на берегу реки и впоследствии погребено в склепе святителя Иоанна Тобольского. В 2005 году мощи священномученика Гермогена были обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

31 августа 1946 г. Богословский институт и курсы были преобразованы в академию и семинарию. Ректором стал протоиерей Тихон Попов, вскоре его сменил протоиерей Николай Чепурин, а затем епископ Гермоген (Кожин). 14 октября того же года была открыта и Ленинградская духовная академия, а действовавшие в городе богословско-пастырские курсы стали семинарией. Среди первых профессоров духовных школ северной столицы были протоиерей Василий Верюжский , А.И.Сагарда, Н.Д.Успенский , JI.H.Napuйckuй и др. В том же году бы ла открыта семинария в Ставрополе, в 1947 г. – в Киеве. Также были преобразованы в семинарии курсы в Саратове, Одессе, Луцке. Минские курсы были переведены в Жировицкий монастырь. В других районах страны ситуация ухудшалась. Так, были закрыты просуществовавшие около года богословско-пастырские курсы во Львове, хотя духовный православный центр в этом регионе был крайне необходим для борьбы с затаившимся униатством. Не встречали сочувствия властей попытки Московской Патриархии открыть семинарии в других городах страны. Хрущевские гонения сократили число духовных учебных заведений. Всевозможные препятствия, которые устраивались молодым людям, пожелавшим поступить в семинарию, постепенно приводили к сокращению числа абитуриентов. Практически невозможно было поступить в духовные школы людям с высшим образованием. Против семинарий использовался и испытанный советский способ – препятствовать в ремонте. Малое количество студентов и неудовлетворительные бытовые условия становились удобным поводом для закрытия семинарий. К концу хрущевских гонений оставались только Московские и Ленинградские духовные школы и Одесская духовная семинария. При таком положении дел поднять образовательный уровень духовенства помогали заочные отделения духовных школ. С середины 1970-х гг. ситуация стала меняться в лучшую сторону. В 1978 г. в северной столице стало действовать регентское отделение. Появилась возможность поступать в семинарию лицам с высшим образованием. Состояние богословской науки в советские годы оставляло желать лучшего, причем не по вине Церкви. С одной стороны, прервалась связь с дореволюционной богословской школой, с другой стороны, было сложно популяризировать свои исследования из-за малого количества печатных церковных изданий. Исследователи довольствовались «Журналом Московской Патриархии» и сборником «Богословские труды». Несмотря на препятствия со стороны государства, и в эти годы появлялись научные работы таких авторов, как архиепископ Михаил (Чуб), игумен Марк (Лозинский) , протоиереи Петр Гнедич, Ливерий Воронов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Mihck, 1994. Т. 2. С. 197). Возможно, вскоре Ж. м. был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить мон-рь. В 1660 г. московское войско захватило немало утвари («аппаратов церковных»), к-рую перевозили из Ляхович в Жировичи. Вероятно, войска разорили и сожгли прежде всего монастырский фольварк и местечко; в 1661 и 1667 гг. сейм освободил Жировичи от налогов. В нач. XVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделенной на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий василиане вывозили ценное имущество Ж. м. в глубь Польши. Мон-рь и его имения были разорены швед. войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло неск. сот униат. монахов, остальные насельники ушли из обители, по преданию, в Ж. м. остался только один иеромонах, который причащал, соборовал и хоронил местных жителей на территории мон-ря. После прекращения эпидемии братия вернулась в обитель. В 1719 г. в Ж. м. по завещанию был погребен еп. Пинский и Туровский Иоаким (Цеханович). После офиц. признания Римом Жировицкой иконы Божией Матери чудотворным образом на праздник Рождества Пресв. Богородицы 8 сент. 1730 г. в Жировичах состоялась торжественная коронация этого образа. Униат. Киевский митр. Афанасий Шептицкий в сослужении епископов возложил на икону изготовленные в Риме золотые короны. В обители побывало до 140 тыс. паломников. По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено 7 триумфальных арок. Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировицкой иконы. Ж. м. имел большое значение для развития западнорус. униат. образования. С нач. XVIII в. известна школа для светских лиц при мон-ре, где учились дети дворян без различия вероисповеданий.

http://pravenc.ru/text/182311.html

В 1856 г. настоятелем храма стал о.Гавриил Зубкович, обучавшийся в Жировицкой Духовной Семинарии. Он прослужил в Смолевичах до 1888 г. Во второй половине XIX в. церковь во имя святого Николая дважды ремонтировалась. Но время шло, и несмотря на частые исправления, к концу XIX в. храм все же сильно обветшал. Тогда приняли решение начать сбор средств для строительства новой деревянной церкви. В 1896 г. прихожане собрали более 6000 рублей и вскоре приступили к работам. К 1909 г. новый храм построили, по традиции освятив во имя святого Николая Чудотворца. Его настоятелем в начале XX века являлся священник Владимир Зенюк. Кроме него в причт входил один иерей. Накануне I Мировой войны в приход Смолевичской церкви входило 925 дворов и около 7000 прихожан, проживавших в 43 селениях. В его владении находилось 149 десятин земли. На территории прихода действовали школы: в Смолевичах - двухклассная народная, в д. Слободе-Озерицкой - земская, в д. Плисе - церковно-приходская и в Заболотье - земская. За Свято-Николаевской церковью сохранялись все приписные часовни, за исключением той, которая раньше находилась в д. Подгруша. События, последовавшие за революцией 1917 г., привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. В начале 20-х г.г. в Смолевичах ещё продолжал служить о. Владимир Зенюк, затем пропавший без вести. В соседней д. Слободе-Озерицкой священствовал о. Василий Измайлов. Его арестовали в 1927 г., приговорив к трем годам заключения в концлагере. Он умер, находясь на Соловках, 22 февраля 1930 года. После них в Смолевичах служили: протоиерей Владимир Зубкович и священник Димитрий Плышевский - их расстреляли в 1937 г. Где-то в 30-е г.г. Свято-Николаевский храм закрыли, а вскоре и уничтожили. Прекратили действовать также приписные часовни. Милостью Божьей во время Великой Отечественной войны церковная жизнь в Смолевичском приходе возобновилась. В д. Слобода-Озерицкая в военное лихолетье служил совсем молодой, двадцатидвухлетний священник о. Иоанн Слушко, из окончивших шестимесячные пастырские курсы, созданные в Минске архиепископом Филофеем (Нарко). После окончания войны из бывших приписных часовен мы застаем действующими только три: в деревнях Плисе, Заболотье и Слободе-Озерицкой. Слободская часовня оставалась открытой недолго. Что же касается церквей в Плисе и Заболотье, то они властями больше не закрывались. Их число пополнилось открытой в 1989 г. церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в д. Домошаны, при которой недавно учрежден одноименный женский монастырь. В последние годы церковная жизнь возродилась также и в Смолевичах. В 1997 г. открыт приход в Слободе-Озерицкой.

http://sobory.ru/article/?object=48881

В Жировицком монастыре будущий священномученик пробыл вплоть до Первой мировой. Потом он был переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где его застала революция. Претерпевший до конца Новая власть — Временное правительство — увидела в сосланном архиерее жертву царского режима. Его освободили и спешно поставили на Тобольскую кафедру. Надо ли говорить, что человек, не боявшийся ни Толстого, ни Распутина, не склонился перед безбожной властью узурпаторов? В то время, когда многие будущие мученики за Христа ликовали от падения монархии и начала «новой небывалой эры», владыка Гермоген сохранял трезвость рассудка. На Тобольской кафедре он делал то же, что и всегда: молился, миссионерствовал, помогал страждущим. Здесь же он примирился с бывшим императором и будущим страстотерпцем Николаем Романовым. Они взаимно испросили друг у друга прощения за все обиды, вольные и невольные. Особое попечение святитель имел о фронтовиках, которые были «распропагандированы», как тогда говорили, большевиками в духе атеизма. Забота епископа о духовном состоянии солдат приводила советскую власть в бешенство — как, впрочем, и всё, что он делал для своей паствы. 15/28 апреля 1918 года бесстрашный архипастырь возглавил крестный ход, в котором участвовало всё городское духовенство и тысячи мирян. Сразу же после шествия владыка был арестован. Начался его путь на свою Голгофу: заточение в Екатеринбургской тюрьме, смерть от рук большевиков его ближайших друзей — все, кто хлопотал об освобождении архиерея, оказались под арестом, и через несколько дней брат владыки протоиерей Ефрем Долганев, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный Константин Минятов были расстреляны. Затем — этапирование в Тюмень, мрачный трюм парохода «Ермак», пароход «Ока», на котором его повезли обратно в Тобольск. Но ступить на твердую землю святителю было уже не суждено. Большевики утопили его в реке, привязав к шее тяжелый камень. До последней своей минуты священномученик творил молитву. Несмотря на старания безбожников, останки святого не были утрачены. Они оказались выброшены на берег и 3 июля 1918 года были обретены и погребены крестьянином села Усольского Алексеем Маряновым. Затем, после прихода войск адмирала Колчака, тело святого было доставлено в Тобольск. Останки подвижника были встречены многотысячным крестным ходом. Пять дней они пребывали в кафедральном Софийско-Успенском соборе, после чего были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе этого храма.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/30/beskom...

В июле того же года к Е. обратился уполномоченный Совета по делам РПЦ в Узбекской ССР и предложил дать согласие на закрытие молитвенного дома в ташкентском пригороде Луначарское, обещая в случае согласия заступиться за архиерея перед местными властями. После решительного отказа уполномоченный приложил все усилия для снятия архиерея с Ташкентской кафедры. Власти организовали против Е. клеветническую кампанию в местной печати. Е. написал открытое письмо в опубликовавшую клеветнический фельетон газ. «Правда Востока» и в офиц. органы, в к-ром доказал ложность выдвинутых против него обвинений. Поскольку ответа не последовало, Е. дал распоряжение зачитать текст письма в церквах епархии, после чего власти потребовали немедленного устранения архиерея из Ташкента. В связи с такой позицией властей Патриарх Алексий I был вынужден 15 сент. 1960 г. отправить Е. в бессрочный отпуск. Местом пребывания Е. был определен Успенский муж. мон-рь в Одессе, а через нек-рое время - Жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Е., находясь на покое, продолжал занимать активную позицию в условиях продолжавшегося наступления на Церковь, в частности через вытеснение клириков из руководства приходской жизнью. Е. выразил несогласие с принятым в апр. 1961 г. под давлением властей постановлением Свящ. Синода о фактическом устранении приходских священников от руководства приходом. Когда 18 июля Е. прибыл на празднества в честь обретения мощей прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, где проходил обсуждавший реформу приходского управления Архиерейский Собор 1961 г. , то ввиду жесткого контроля Совета по делам РПЦ за проведением Собора не был допущен на его заседание. 25 марта 1962 г. Е. направил письмо Хрущёву, в к-ром опроверг обвинения представителей советской власти в адрес духовенства в нарушении религ. законодательства и обратил внимание на то, что офиц. лица своими действиями против Церкви гораздо чаще, чем духовенство, вступают в противоречия с законодательными нормами и декларациями партийного руководства. Приводя примеры нарушений законов уполномоченными по делам РПЦ из разных епархий, Е. нарисовал картину повсеместного адм. произвола по отношению к верующим и священнослужителям, заявляя, что «нарушение советского законодательства о культах именно со стороны уполномоченных стало нормой их деятельности». Вместе с тем Е. надеялся добиться примирения Церкви с властями, предлагая составить служебную инструкцию для уполномоченных Совета по делам РПЦ, регламентирующую их отношения с архиереями и епархиальными управлениями. Предварительно Е. ознакомил с текстом письма Минского и Белорусского архиеп. Варлаама (Борисевича) и Патриарха Алексия I. Послание получило широкую известность, распространяясь по неофиц. каналам. Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , прочитав копию этого письма, сказал: «Почему у нас только один исповедник? Где же остальные архиереи, почему они молчат?»

http://pravenc.ru/text/190191.html

В новой епархии существовали православные храмы и даже монастыри, но главная часть населения исповедовала католическую веру. Архиепископ Тихон, как всегда, и здесь очень быстро завоевал уважение, авторитет и любовь. Вскоре после его назначения началась война, и его служение осложнилось многими новыми заботами. Ему пришлось думать о беженцах, эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранялась и чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, впоследствии им возвращенная в Жировицкий монастырь. Бывал он и на фронте, даже был под обстрелом, за что был награжден одним из высоких орденов. В это время приходит очередь архиепископа Тихона присутствовать в Святейшем Синоде. Его деятельность расширяется, он много времени проводит в Москве, где его и застала Февральская революция 1917 года. После революции обер-прокурором Святейшего Синода был назначен В.Н.Львов. Он сместил с кафедр двух старших митрополитов Русской Церкви: митрополита Московского Макария (Невского) и митрополита Санкт-Петербургского Питирима (Окнова), затем вскоре распустил Синод, чтобы новый состав сделать для себя более удобным. В числе опальных оказался и архиепископ Виленский Тихон, бывший в это время членом Святейшего Синода. Желая привлечь к церковному управлению новых людей, В. Н. Львов организовал выборы на освободившиеся Московскую и Петербургскую кафедры, и еще в нескольких епархиях, которые возглавляли неприемлемые с точки зрения реформаторов епископы. Наступившая в это время невиданная в России свобода дала возможность свободных выборов на Московскую и Петербургскую кафедры. Действительно, в древности в Церкви епископов выбирал народ, но за многие века эта традиция была утрачена, и епископы стали получать назначение от власти. Вдруг ставшие возможными выборы на главные кафедры Русской Церкви были, конечно, небывалым событием и привлекали к себе общее внимание. И вот, в Москве епархиальный съезд московского духовенства и мирян стоит перед задачей выборов нового московского архиепископа или митрополита. Этим выборам предшествовала, конечно, молитва, совершавшаяся перед главной московской святыней – Владимирской иконой Божией Матери. Одним из претендентов на это место был всеми любимый замечательный церковный деятель Александр Дмитриевич Самарин, потомок известного славянофила. Интересно, что его кандидатуру предложили в кругу московской церковной интеллигенции будущий священник, а тогда философ, Сергей Николаевич Булгаков и замечательный церковный деятель Михаил Александрович Новоселов.

http://pravoslavie.ru/41953.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010