После 1918 г. в независимой Польше осталось несколько Православных епископов. В 1922 г., подчиняясь нажиму Польских властей, варшавский Синод собрался под председательством митрополита Георгия для обсуждения вопроса об автокефалии. На заседании 14 Июня 1922 г., «при непосредственном участии представителей государственной власти, была условно принята автокефалия Русской Православной Церкви в Польше... Автокефалию не приняли архиепископы Елевферий, Пантелеймон, Владимир и епископ Сергий. Польское правительство не замедлило расправиться с этими защитниками Православной Церкви. Трое были высланы за пределы Польши административным порядком, подобно тому, как в XVI столетии королевская власть выслала из пределов Литвы и Польши защищавших Православную Церковь от унии священников и мирян; архиепископ же Пантелеймон заточён в Жировицкий монастырь (Гродненской епархии)». 848 Акт подписания автокефалии в условиях явной враждебности к Православию со стороны Католической Церкви и Польской государственной власти насторожил паству. «В этом акте виден крупный и чреватый тяжёлыми последствиями промах митрополита Георгия. Но всё же известие о насильственной смерти последнего потрясло всё Православное Русское население Польши: 8 Февраля 1923 года в Варшаве митрополит Георгий был убит (несколькими выстрелами) архимандритом Смарагдом (Латышенко), одним из многих противников автокефалии и всей установившейся Церковной политики. 849 Это небывалое в истории Православной Церкви преступление многие Православные приняли как искупительную жертву и вместе с тем как крайнюю степень протеста Русиян против твёрдо наметившегося похода на Православную Церковь ». 850 В результате религиозной политики Польского государства к 1936 г. католиками и униатами были захвачены храмы: по Волынской епархии – 15; Гродненской – 42; Виленской – 10; Полесской – 6; Варшавско-Холмской – 155; были запечатаны храмы: по Волынской епархии – 7; Гродненской – 23; Виленской – 7; Полесской – 7; Варшавско-Холмской – 89; были захвачены униатами монастыри: Турковицкий, Супральский, Вировский, Радочинский, Лесенский, Красностоцкий и Виленский женский. Все семь монастырей были основаны Православными и впоследствии отняты униатами в годы насильственного введения унии в Польше. 851

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При возобновлении приходской жизни возникала проблема с рукоположением ставленников, поскольку проезд в Минск был затруднителен. Пришлось обращаться к жившему недалеко от Минска старому епископу Николаю (Автономову), который был в «обновленческом расколе», но во время войны принес покаяние Экзарху митрополиту Алексию (Громадскому), хотя и не получил затем епархии. Во время путешествия проповедникам, наверняка, не раз приходилось бывать в затруднительных ситуациях, но им явно споспешествовал Промысел Божий, о чем свидетельствует следующий случай, рассказанный о. Серафимом на проповеди в родном селе, куда он заехал на пути из Минска в Гродно. В одном из городов у о. Серафима начался абсцесс в паховой области. Болезнь быстро прогрессировала и угрожала жизни миссионера. Немецкий врач, осмотрев больного и сочтя, вероятно, дело безнадежным, сказал, что, к сожалению, ничем помочь не может. О. Серафим настолько страдал, что даже на кровать в квартире, где миссионеры остановились, взбирался с помощью табуретки... Однажды, когда он был в спальне, начался налет советской авиации, о. Григорий хотел укрыться в подвале, но поскольку о. Серафим не мог уже спуститься туда, не пожелал покинуть друга и остался в квартире, в другой комнате. Вдруг о. Серафим услышал голос, повелевавший ему покинуть спальню. Повинуясь ему, архимандрит с трудом добрался до кухни. Тот же голос повелел позвать сюда и спутника. Когда о. Григорий пришел на кухню, в дом, где они находились, попала бомба. Один из осколков, не задев важные органы, вскрыл абсцесс. Через пробитое отверстие вытек весь гной, вскоре это место зажило, и о. Серафим стал совершенно здоров. Таким образом, по Промыслу Божию, фактически произошла операция без вмешательства хирурга-человека. Возвратившись в Минск, о. Серафим и о. Григорий стали служить в открытой ими Свято-Духовой церкви (ныне — кафедральный собор). Открытие храма было торжественным. Иконостас выполнил художник Николай Гусев. При храме был открыт монастырь, для которого церковные книги были взяты из исторического музея. Отец Серафим имел пастырское попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами, неся всем слово утешения.

http://pravicon.com/info-3345

Притом нельзя отказать в куске хлеба нищим, да и в постоянном прокормлении бедным иноверцам, приготовляющимся здесь часто к принятию Православной веры – и без пособия от угодий нельзя бы было удовлетворить сим потребностям, важным особенно в здешней иноверческой стране. Число двухсот душ крестьян, мною испрашиваемое в замен штатных служителей, не покажется преувеличенным, если сообразить, что из них только половина может быть рабочих; и как для одного архиерейского дома положено шестьдесят служителей, то на счёт лавры сорок человек остальных будет вовсе не много. В отношении количества земли, министерство государственных имуществ также не затруднится, если, оставя древнюю тридцатидесятинную пропорцию, обратится к Высочайшему повелению, объявленному Святейшему Синоду 4 июня 1835 года, по которому даже простым монастырям назначается от пятидесяти до ста пятидесяти десятин земли, да по особому закону такое ж количество леса – а следовательно, для лавры в соединении с архиерейским домом хотя бы и тысяча десятин не покажутся лишними. Что касается Тринопольского монастыря и принадлежащей оному земли, предположенных для архиерейского дома, то всей земли здесь только около девяноста десятин, из коей пахотной до сорока десятин, а остальная под лесом, кустарниками и косогорами; следовательно, она вместе с монастырём Тринопольским может быть отдана на загородный архиерейский дом, независимо от испрашиваемого небольшого имения, – тем более, что имеется для сего в виду имение, в смежности с Тринопольскою землёю. 3. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода, от 8 марта 1844 года за 458, о штатах для Литовской семинарии и перемещении оной в Вильно в Троицкий монастырь Семинария Литовской епархии, со времени основания оной в 1828 году, помещается в зданиях бывшего Жировицкого монастыря, вместе с преосвященным, с монашествующими, заменяющими кафедральный штат, с уездным, приходским и дьячковским училищами. Содержание семинарии лежало на имениях и капиталах, поступавших для сего от упразднённых, монастырей, с прибавлением впоследствии некоторых сумм от казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Число братии пещерной умножилось до 15 и по благословению Антония они устроили в пещере церковь с трапезой. Для любителя уединения такое общество казалось уже очень людным. Он сказал братии: «вот Бог собрал вас, братия, и над вами почивает благословение святой горы, данное мне постригшим меня игуменом, а от меня перешедшее на вас. Живите теперь сами, я назначу вам игумена, а сам хочу идти в другую гору жить наедине, как привык издавна». Назначив в игумена Варлаама, сам он, в расстоянии 100 саженей от прежней пещеры, выкопал себе новую пещеру, ту, которая и поныне называется Антониевой или ближней. Смирение его не хотело носить на себе звание игумена; власть передал он другим. Но уединяясь в новой пещере, он не переставал быть великим отцом и наставником для всех, по сознанию братии. В особенных случаях игумен и братия обращались к Антонию за наставлениями и любовь его не отказывалась давать советы и помогать. Так он не только одобрил (1057 г.) рассуждение братии о нужде построить монастырь на горе, но послал предложить от его имени вел. князю: «князь мой! Бог умножает братию, а место у нас тесное: не дашь ли ты нам ту гору, что над пещерой?» И вел. князь исполнил смиренную просьбу великого подвижника. Точно также сам Антоний назначил Феодосия в преемника Варлаама 141 . Любовь его к искренним подвижникам простиралась до того, что сам он носил пищу каждый день заключившемуся в затворе Исаакию, и это продолжалось 7 лет 142 . Дух его постоянно пребывал с братиями и крепкие молитвы его низводили на сердца их благодать небесную, возращавшую и укреплявшую их в жизни духовной. Его незримой помощью умножалось число братии у игумена Феодосия и обитель росла видимо. Преп. Нестор справедливо сказал: «много монастырей поставлено царями, боярами, богатством: но не таковы они, как поставленные слезами, постом, молитвой, бдением; Антоний не имел ни золота, ни серебра, но слезами и постом приобрёл он очень много» 143 . Изнурение тела постом, очищение духа молитвой и Богомыслием до того возвысили дух Антония, что в нём был не только дух совета и мудрости, но дух чудес и откровений чрезвычайных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Минская духовная семинария В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона. В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария. Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария. Часовня в честь Княгини Ольги возле купели Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

http://pravoslavie.ru/56335.html

С момента возрождения обители прошло 25 лет. Отреставрированные храмы, идеально чистая территория, цветы, деревья, множество прихожан, новое подворье недалеко от города... Кажется, чего еще? Но настоятельница считает, что это не четверть века пролетела, а 25 минут. «Если нет планов, тогда и жить нечего, - говорит она. - Я хочу построить храм. Не с нуля, а сделать под Богородичным храмом церковь в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы - там очень хорошее подвальное помещение, его можно использовать. И очень хочу организовать при монастыре приют для девочек, как было раньше. К сожалению, по белорусскому законодательству религиозная организация этого сделать не может. А пока некоторые детские дома к нам приезжают на лето: группами по 20 человек - на месяц. Ну, и мы ездим в деревню, устраиваем там детский лагерь. Я не сдаюсь». Дети из воскресной школы возглавляют крестный ход по случаю приезда списка чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. В Жировицкий монастырь, где находится оригинал иконы, перешли многие сестры после закрытия гродненской обители в 1960 году.Первая в городе воскресная школа, Свято-Елизаветинское сестричество, молодежная группа «Мироносицы» - сегодня у 16 немолодых монахинь много помощников. " ВДМХ " - выставка достижений монастырского хозяйства. В прошлом обители принадлежало много земельных угодий и передовая техника, что позволяло ей принимать участие во Всероссийских сельхозвыставках и даже занимать призовые места. Сегодня от прежних владений практически ничего не осталось - только небольшая территория за городом. Но монахинь это не останавливает, и они по-прежнему выращивают вкусные и красивые овощи. Сейчас, глядя на обитель, не верится, что целых 32 года там шло целенаправленное надругательство над святыней. Но и тогда монастырь не прекращал приводить людей к Богу. И бывший директор, которая теперь рассказывает детям о вере, - не единственный тому пример: одна из ее коллег теперь монахиня в Дивееве, другая - активная прихожанка одного из городских храмов. А сколько еще людей задумались о вере, пройдя «курс катехизации» в музее атеизма...

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/29/gr...

В 1967-м году отца Иоанна возводят в сан игумена, а в 1973-м году он становится архимандритом. В это же время его утверждают доцентом Московской академии. Не оставляет архимандрит Иоанн и своей научной деятельности, венцом которой стала защита в 1983-м году магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», благодаря которой он получил степень магистра богословия. Трудоспособность отца Иоанна была воистину поразительна. Так, за непродолжительный период ему удалось опубликовать в различных изданиях более сотни своих богословских статей. Им также была составлена «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», впоследствии рекомендованная для образовательных учреждений всех типов. До конца своей жизни схиархимандриту Иоанну удалось завершить ещё два масштабных своих труда, книги по истории его первой обители: «Глинский патерик» и «Глинская пустынь». Столь плодотворная научная работа кажется тем более невероятной, что большую часть своего времени батюшка из-за болезни был прикован к постели. На тот момент ему довелось пережить уже пять операций. Жировичский монастырь Отец Иоанн и настоятель Жировицкого монастыря архимандрит Константин Однако крест, который некогда добровольно принял на себя отец Иоанн, ему пришлось нести до конца. Новое испытание выпало ему уже, казалось бы, на исходе жизни. В 1985-м году батюшку назначили духовником Свято-Успенского Жировичского монастыря, находящегося в Белоруссии. Он был вынужден оставить все свои труды и покинуть Троице-Сергиеву лавру. Главное испытание для отца Иоанна состояло в том, что сырой климат, характерный для тех мест, был категорически противопоказан старцу по состоянию его здоровья. Но он безропотно принял на себя и это новое послушание и смог понести его достойно. В Жировичском монастыре отец Иоанн прослужил до самой своей кончины в 1991-м году. За это время ему удалось привести в порядок не только духовную жизнь насельников и насельниц (тогда здесь было два монастыря – мужской и женский), но и значительно улучшить положение хозяйственных дел в обители. Точно так же и сюда, в Жировичи, к отцу Иоанну потянулись люди, приезжали и многие духовные воспитанники батюшки. Однако здоровье его с каждым днём становилось хуже…

http://pravoslavie.ru/114693.html

Я просил владыку Антония Мельникова, редактора «Богословских трудов» , напечатать что-либо из трудов владыки Вениамина, он отказал, ничего не нашел в них подходящего для публикации. Его духовным сыном и почитателем между прочих был покойный архимандрит Феодорит лаврский . Владыка Вениамин был одаренным проповедником. В Саратове, когда он только произносил слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», причем сказанные с такой теплотой и сердечностью, что с этих начальных слов прихожане начинали плакать. Говорил он всегда с большим чувством. У него был замечательный сильный голос, бас, которым он исключительно хорошо и умело пользовался. В проповедях он использовал всегда и интонацию голоса, и примеры трогательные из житий святых и других. По сие время (уже 19 лет) могила его всегда посещается саратовцами и почитают его память. Умер он 58 лет, из них 26 провел в ссылках. Без сомнения, это была очень светлая и незаурядная личность. Если есть возможность, хотелось бы почитать его письма или хотя бы те места, которые не касаются личных вопросов. Как здоровье Ваше и Вашей тетушки? Кланяюсь ей и призываю на нее Божие благословение. Простите. 30/X–74 г. Нед[остойный] архим[андрит] Михей P.S. Приветствую Вас с праздником в честь Казанской иконы Матери Божией. Усердно желаю благодатной помощи, заступления и покрова Царицы Небесной. Многоуважаемая Галина Александровна! Сердечно благодарю Вас за поздравления и праздничные подарки к Преображению и к Успению Матери Божией. И тот, и другой праздник для меня очень дороги. С детства я прислуживал в Преображенском соборе в Ленинграде, начал ходить именно в этот храм, а затем многое в жизни было связано с праздником Успения Матери Божией и с храмами, посвященными этому празднику. Первый открытый в Лавре храм был Успенский собор. В день Успения Матери Божией меня рукополагали во иеромонаха в Успенском Ташкентском соборе, затем служил в нескольких храмах Успенских (Жировицкий монастырь, в Рыбинске), и Ваш подарок к этому празднику был особенно приятен. Спасибо Вам.

http://pravoslavie.ru/47765.html

Мозырь – Гомель – Бобруйск – Минск с возвратом на Витебск. Далее Полоцк – Лида – Новогрудок – Гродно – Пружаны – героический Брест – Беловежская пуща – Кобрин – Пинск – Слуцк. В отличие от Центральной России места эти значительно лучше сохранили свои храмы и монастыри. В архитектуре чувствуется польское влияние. В эпоху владычества Польши многие древние русские монастыри были захвачены и перестроены католиками. Когда непрошеных гостей выгнали, храмы вновь освятили и стали служить по-православному. Во время службы храмы полны, много мужчин и молодежи. Дороги хорошие. В отдельных местах сохранились довольно большие участки, замощенные брусчаткой, по которой едешь как по асфальту. В небольших городах, в глубинке распространенная деталь ландшафта – гнезда аистов на больших деревьях и крышах деревенских домов. Посетив Гродно и Слоним, мы приехали в единственный (в то время) православный монастырь Белоруссии – Жировицкую обитель. Монастырь был смешанный, мужской и женский. У каждого пола своя половина, между которыми стояла символическая стена. Во главе 12 братьев и 40 сестер восседал архимандрит Константин (Хомичук, 72 года). Высокий, с большой окладистой бородой, энергичный, доброжелательный, предупредительный, он велел, чтобы мы называли его Константином Андреевичем, и сразу повел нас на общую трапезу. Стол был заставлен пышками и пирогами, тарелками с крупной клубникой и земляникой. После обеда с монахами настоятель повел нас в свою келью, где угостил монастырским яблочным вином и рассказал историю монастыря, основанного в XVbeke на месте явления чудотворной иконы Жировицкой Божией Матери. В 1613 году монастырь захватили униаты, но с «Божьей помощью обитель очистилась от католической схизмы». Немного отдохнув, отец Константин повел нас к монастырским святыням – Жировицкой иконе Божьей Матери, источнику возле груши, где обрели икону, и нетленному телу пинского епископа Иоакима, местнопочитаемого святого. На празднование чудотворной иконы Божьей Матери Жировицкой в мае в монастырь стекаются тысячи паломников.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/07/...

В 1520 году в Жировичах случился пожар, в котором сгорела часть крестьянских домов и сам храм, а икона бесследно исчезла. Но, согласно преданию, дети, однажды игравшие после школы вблизи сгоревшего храма, увидели Женщину необычайной красоты, Которая сидела на большом камне и держала в руках утраченную икону. Дети поклонились Госпоже и побежали звать взрослых. Но когда те пришли, Богородицы уже не было, а на камне лежала икона. На этом месте возвели новый храм, в это же время в Жировичах учредили и монастырь. В XVII веке деревянный храм заменили каменным, который сегодня носит название Явленской церкви. Камень, на котором сидела Богородица, до сих пор служит там святым престолом. С начала XVII века Жировичский монастырь перешел к униатам. Несмотря на изгнание из Жировичей православных, чудеса по молитвам к Пречистой Богородице не прекратились. В 1730 году икона была коронована, то есть признана Римской Церковью чудотворной. С того времени в Риме, в церкви Святых мучеников Сергия и Вакха, почитается Жировицкая икона, называемая «Madonna del Pascolo». Другие живописные образы почитаются местно во многих храмах Беларуси, известны они и в соседних странах — в Литве, Польше и на Украине. В XVI – начале ХХ веков в Жировичах велась запись чудес, происходивших от явленной иконы. К сожалению, войны и пожары нередко уничтожали целые тома таких записей, но они всегда пополнялись новыми сведениями. В конце ХХ века обители возобновила сбор сведений о чудесной помощи Царицы Небесной, благодаря этому мы имеем свидетельства наших современников. Из древнейших чудес самым известным является чудо воскрешения девицы Раины (Ирины) из шляхетского рода Войно (в ХХ веке представителем этого рода был святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский). Это произошло в 1558 году. Предание повествует, что заболев тяжким недугом, Ирина стала умолять своих богатых и известных родителей отвезти ее в Жировичи на поклонение Пресвятой Богородице. При этом Ирина говорила, что такое повеление она получила во сне от Самой Девы Марии.

http://e-vestnik.ru/church/550_let_girov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010