Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Жировицкий Успенский монастырь, 25 сентября 2010. Фотография Алексея Друпова с сайта sobory.ru Главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни – иконы Жировицкой Божьей Матери . История Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы в 1470 году. После сооружения на месте обретения иконы деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход. Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 года случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона, после чего она была чудесно обретена второй раз. Впоследствии в Жировичах образовался монастырь, впервые он упоминается в документах в 1587 году. Униатский монастырь В период борьбы за православную веру по требованию Виленского трибунала в 1609 году в Жировичах была принята уния , а с 1613 года монастырь перешёл в руки ордена базилианцев . Поскольку в монастыре оставалась чудотворная икона, почитаемая народом, он продолжал оставаться центром духовной жизни края. На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и по сегодняшний день. В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой , Жировицкий монастырь был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, который писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали... и воевали сентября по 1-е число» . Вероятно, вскоре монастырь был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/18076.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Серафим (Шахмуть) Серафим (Шахмуть) ( 1901 - ок. 1946 ), архимандрит Жировицкого монастыря , преподобномученик Память 24 августа (день ареста), в Соборах Новомучеников и Исповедников Российских и Белорусских святых В миру Шахмуть Роман Романович, родился в 1901 году в деревне Подлесье Ляховичского уезда Минской губернии в многодетной семье крестьян-бедняков. С детства его влекло к Церкви: в то время, как все играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качеств епитрахили передник и начинал «править службу». В 1915 г. умер глава семьи, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери Елены. Несмотря на крайнюю нужду, мальчик закончил Ляховичское двухклассное народное училище. В 1921 году оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Жировицкий монастырь В 1922 году поступил в Жировицкий Успенский монастырь . 1 апреля 1923 года принял монашеский постриг с именем Серафим. Благодаря хорошим певческим способностям, ему было поручено клиросное послушание, и он стал хорошим регентом и уставщиком. В 1926 году его рукоположили в иеродиакона , а вскоре — в иеромонаха . Рукоположение совершил архиепископ Пантелеимон (Рожновский) . Иером. Серафим отличался как проповедник, чем обратил на себя всеобщее внимание. Около 1937 г. его послали служить в Беловежскую пущу , откуда он возвратился с крестным ходом. В 1938 г. участвует в многолюдных крестных ходах с Жировицкой иконой для сбора средств на ремонт монастыря. Икона в специально оборудованном возу впервые в истории была вынесена из монастыря и начала обходить города и веси Гродненской епархии. Богослужения совершались не только в храмах, но и в частных домах. Вместе с о.Серафимом деятельное участие в этих крестных ходах принял его близкий друг священник Григорий Кударенко , впоследствии архимандрит Игнатий. Богу было угодно свести этих двух людей вместе, на четыре года войны объединить их усилия в деле миссионерского служения Православной Церкви в пределах Восточной Белоруссии.

http://drevo-info.ru/articles/13248.html

19 мая 2020 г. 10:34 Образу Божией Матери «Жировицкая» 550 лет В этом году Успенский Жировичский мужской монастырь отмечает 500 -летие своего основания. Созданию святой обители предшествовало явление иконы Божьей Матери, которое произошло в XVI веке, 550 лет назад. Эта икона, до ныне пребывающая в Успенском соборе монастыря, стала главной святыней Белой Руси. Испокон века поклониться ей приходили сотни людей. В советские годы Жировичская обитель стала единственным действующим монастырем Белоруссии. В наши дни ее ежегодно посещает около 50 тыс. человек со всех концов земли. По молитвам к Богородице люди находят решение духовных и житейских вопросов, обретают здоровье и семейное счастье. И хотя закрытие обители в связи карантином внесло свои коррективы, торжества по случаю обоих юбилеев перенесены, чтение акафиста перед Жировичской иконой не прерывалось. Ее насельники верят, точно также как это было в годы суровых испытаний, молитва Божьей Матери сохранит обитель и в наши дни. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! По преданию, Жировицкая икона была обретена весной 1470 года в имении, принадлежащем православному вельможе Великого княжества Литовского Александру Сóлтану. Пастухов, пасших стада своего господина, привлекло необычное сияние, исходящее от кроны дикой груши. Подойдя ближе, они увидели на ветвях маленькую икону (5,6 на 4,4 см), вырезанную на камне. Пастухи отнесли икону Солтану, а тот спрятал ее в ларец, чтобы вечером показать своим гостям. Но икона исчезла из ларца, и на следующий день ее вновь обнаружили на той же груше. Солтан построил на месте явления иконы деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы и поместил туда икону. На поклонение к ней потянулись жители окрестных сел и городов, некоторые из них селились рядом с храмом. Скоро при храме образовалась община-богадельня, где помогали престарелым и больным, искавшим исцеления у чудотворного образа. По преданию, при первом жировичском храме служило 12 священников, которые не только ежедневно совершали уставные богослужения, но и переписывали книги, обучали грамоте крестьянских детей.

http://e-vestnik.ru/church/550_let_girov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Михей (Хархаров): как жилось в Жировицком монастыре гонимым властью 19.05.2020 445 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru В 2020-м году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области. Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе. В послевоенные годы монастырь оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского. В XX столетии в монастыре жили видные иерархи Русской Православной Церкви: в 1912–1915-м годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978-м году – архиепископ Ермоген (Голубев). Братия Жировицкого монастыря в 1960-е годы Заметное место в истории монастыря занимает XX век. Есть в ней и такая строка: «Архимандрит Михей (Хархаров) снят с должности наместника Жировицкого монастыря за благожелательное отношение к сосланному в обитель защитнику церковных интересов архиепископу Ермогену (Голубеву)». Настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменья Гавриила (Глухова) – одна из свидетелей тех событий. Когда отец Михей переступил порог обители, будущей игуменье, а тогда Машеньке, было 5 лет. А когда наместник покидал Жировицы, ей исполнилось двенадцать. С архиепископом Ермогеном она была связана до его кончины в 1978-м году. Эти записи составлены на основе ее воспоминаний. Наместником Жировицкой обители архимандрит Михей был назначен 20 октября 1963 года. Было ему в это время 42 года.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Лев Заленский и Униатская Церковь в Речи Посполитой в период его правления (комментарий в аспекте культуры) Жировицкая икона Божией Матери Жировицкая обитель Богом благословенный край. Земной рай: красивейшие храмы, тишина, ласковые пруды, вековые липы. Обитель Пресвятой Богородицы, сохранившая сказочный вид и дух древней благочестивой Руси. Попав в монастырь, мы словно заглянули в давно ушедшие века, совершили путешествие во времени. Все страшные потрясения и грозные бури, пронесшиеся над грешным и суетным миром не смогли нарушить покой и тишину монашеского общежития. На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности был лес, принадлежавший православному вельможе, боярину Александру Солтану. В 1470 году пастухи, пасшие стада, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши, заметили вдруг необычайный свет, исходивший от маленькой иконы. С благоговением поклонившись обретенной иконе, они отнесли чудотворный образ в усадьбу Солтана, рассказав ему о необыкновенном сиянии и о месте явления иконы. Однако Александр Солтан, не придав особого значения этому проявлению милости Божией, спрятал обретенную икону в ларец. Вечером того же дня, когда боярин Солтан принимал по какому то случаю гостей, он вспомнил рассказ пастухов и поведал о нем гостям. Желая показать обретенную икону, он открыл свой ларец, но, к его величайшему удивлению, иконы там не было. Спустя несколько дней пастухи вновь оказались в лесу. Не зная об исчезновении образа из дома боярина Солтана, они были поражены, обретя его на том же месте в прежнем сиянии. Как и раньше, они отнесли икону боярину, который, уразумев наконец чудо Божие, понял, что его дом - недостойное вместилище для столь великой святыни. Посетив в лесу место чудотворного явления, он дал обет Богу построить в Жировицах, на месте явления иконы, храм в честь Божией Матери.

http://sedmitza.ru/text/415697.html

20 мая 2020 г. 09:34 С Днем рождения, святая обитель! Успенскому Жировичскому ставропигиальному мужскому монастырю 500 лет Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сегодня сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировицкой иконы Божией Матери. Его история неразрывно связана с историей Беларуси. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь разделил вместе со своей паствой два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. В его стенах в разное время жили выдающиеся церковные деятели, подвижники благочестия и будущие новомученики: митрополит Иосиф (Семашко), священномученик Петр (Полянский), священномученик Гермоген (Долганов), преподобномученик Серафим (Шахмуть)2, митрополит Антоний (Мельников), схиархимандрит Иоанн (Маслов) и многие другие. Благодаря их молитвенному подвигу и смирению в обители никогда не прерывалось преемство монашеской традиции и духоносного старчества. Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. В начале 1990-х годов в обители возродилась Минская духовная семинария и была учреждена Минская духовная академия, подготовившие новые поколения белорусского духовенства. Отвечая на вызовы времени, монастырь занимается сегодня и социальной работой. Рядом с обителью, в деревне Сосновка, открыт реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Анастасис», а для занятий иппотерапией больным ДЦП детям обитель предоставляет лошадей из своего хозяйства.   Сегодня Жировичский монастырь посещает до 50 тыс. паломников в год, не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Среди молящихся у лика Пречистой Девы, молебны Которой совершаются ежедневно, можно встретить даже представителей других конфессий. И побывав в этом уголке Белой Руси, в сердце сами собой рождаются слова благодарности Богу и Пресвятой Богородице за ту молитвенную радость и благодать, которую испытывает здесь душа. С 500-летним юбилеем, святая обитель!

http://e-vestnik.ru/church/500_let_uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЯДАНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ляденский, Лядинский), (Борисовской и Марьиногорской епархии Белорусского Экзархата), находится в дер. М. Ляды Смолевичского р-на Минской обл. (Республика Беларусь). Основан в XVII в. в мест. Ляды Минского повета. Устроение обители связано с исцелением Терезы Тышкевич, дочери пана Владислава Тышкевича (1644-1684) и Теодоры Александры Сапеги (1639-1678), жены минского воеводы пана Христофора Станислава Завиши (ок. 1668-1721). Как и муж, Тышкевич происходила из старинного правосл. западнорус. боярского рода. Его представители переходили в католичество со 2-й пол. XVI в.; затем, после Брестской унии 1596 г., нек-рые паны Завиши и Тышкевичи боролись за права православных. Во 2-й трети XVII в. они приняли унию, но не стали порывать со старинными традициями богомолья в православных обителях ( Яковенко Н. М. Паралельний cbim: Дocлiджehhя з icmopiï уявлень та iдeй в Ykpaïhi XVI-XVII ст. К., 2002. С. 16, 36). Набожная вдова Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью, получила исцеление во время паломничества к Жировицкой иконе Божией Матери . Вскоре по просьбе Тышкевич был выполнен список с чудотворного образа, который поместили в Ляданскую ц. в ее имении. Этот храм располагался в одной из старинных родовых вотчин семьи Завишей. Ляданская ц. находилась в 6 км от мест. Смиловичи, центра одноименной волости, вошедшей в Бакштинское графство рода Завишей. К Ляданской иконе притекало множество паломников, получавших исцеления. В 1730 г. семья Тышкевичей решила построить в Лядах вместо обветшавшего новый деревянный храм и основать при нем униат. базилианский мон-рь. В 1732 г. Л. м. были переданы от имени вдовы Тышкевич и ее сына мечника Литовского великого княжества и минского старосты Игнатия Аникиты Завиши (1690-1738), графа «на Бакштах, Бердичеве и Завишине», большие земельные угодья - деревни Слободка и Грива и вложены финансовые средства в размере 4 тыс. польск. злотых; кроме того, мон-рь получил право бесплатного перемола хлеба для своих нужд на мельнице в Смиловичах. Эти пожалования благотворители подтвердили в том же году в Трибунале Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 85-летию со дня рождения митрополита Антония (Мельникова) 19 февраля исполняется 85 лет со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) Статья из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич; 19.02.1924, Москва - 29.05.1986, Ленинград), митр. Ленинградский и Новгородский. Род. в семье С. А. Мельникова, преподавателя Московского геодезического ин-та. После смерти отца в 1940 г. А. воспитывала глубоко верующая мать. Окончив среднюю школу в Москве, во время Великой Отечественной войны работал на одном из оборонных предприятий столицы. В 1944 г. поступил в только что созданный Московский богословский ин-т, преобразованный в среднюю и высшую духовную школу, в 1950 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за курсовое соч. «Пастырское душепопечение, по святителю Иоанну Златоусту», 6 окт. 1964 г. в МДА защитил дис. на ученую степень магистра богословия по теме «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий». С 1944 г. А. Мельников служил иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя, впосл. Святейшего Патриарха Алексия I. В июле 1950 г. пострижен в монашество с именем А., в честь прп. Антония Римлянина. 18 июля 1950 г. в Успенском соборе ТСЛ Патриархом Алексием I А. был рукоположен во иеродиакона, 21 июля в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы - во иеромонаха. В том же году Учебным комитетом А. был назначен преподавателем и вскоре инспектором Одесской ДС. В 1952-1956 гг. инспектор Саратовской ДС и одновременно секретарь Саратовского епархиального управления. В 1956 г. назначен ректором Минской ДС и наместником Жировицкого Успения Пресв. Богородицы мон-ря с возведением в сан архимандрита. В 1963 г. переведен на должность ректора Одесской ДС и наместника одесского Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

http://sedmitza.ru/text/568403.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Лев Заленский и Униатская Церковь в Речи Посполитой в период его правления (комментарий в свете веры) Успенский собор во Владимире-Волынском В.И.Петрушко, доктор церковной истории Митрополит Киевский и Галицкий Лев Заленский (Любич-Заленский, Шлюбич-Заленский, Слюбич-Заленский) возглавлял Униатскую Церковь в Речи Посполитой в 1693 — 1708 гг. Будущий митрополит родился около 1648 г. на Волыни, в местечке Любич близ Луцка (отсюда, по мнению ряда авторов, происходит первая часть его фамилии; однако более вероятно, что, это связано с названием герба «Любич», употреблявшегося родом Заленских). Его отец – волынский шляхтич Франц Заленский — был римо-католиком, мать – Анна Корчак-Глинская, брат которой – Венедикт Корчак-Глинский являлся униатским епископом Владимиро-Волынским. Под влиянием Венедикта Корчак-Глинского уже в юношеские годы Лев Заленский вступил в униатский монашеский Василианский орден. Новициат проходил в василианском монастыре в Битене, пострижен в монашество в Супрасльском монастыре. Дальнейшее обучение будущий глава Униатской Церкви проходил в семинариях Вильны и Оломоуца, после чего был рукоположен в сан священника. В 1673-1676 гг. он учился в Греческой коллегии в Риме, где изучал философию и богословие. В мае 1676 г. иеромонах Лев Заленский тяжело заболел в Риме, после чего принял решение вернуться на родину и поселился в Жировицком василианском монастыре, в котором, по некоторым сведениям, вскоре был избран архимандритом. В 1677 г. Венедикт Корчак-Глинский незадолго до своей кончины прибыл в Жировицкий монастырь и получил здесь согласие братии на передачу своему племяннику Владимиро-Волынской кафедры. 30 ноября 1678 г. по просьбе Корчак-Глинского польский король Ян III Собесский издал грамоту о номинации Заленского коадъютором Владимиро-Волынской и Брестской епархии. В этом качестве он принимал участие в Гродненском сейме, где в спорах с православными представителями проявил себя решительным защитником униатства.

http://sedmitza.ru/text/415691.html

Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010