Скончался архиепископ Афанасий (Кудюк) 1 мая 2002 года, на 76 году жизни почил о Господе архиепископ Афанасий (Кудюк). Отошел в Вечные обители видный иерарх Русской Православной Церкви. По сообщению Пермского епархиального управления, кончина Владыки Афанасия наступила около часа ночи. Менее месяца назад, 13 апреля, архиепископ Афанасий перенес инсульт. Сердце Владыки не справилось с болезнью. Высокопреосвященный архиепископ Афанасий (в миру Александр Григорьевич Кудюк) родился 18 февраля 1927 года в семье крестьянина в Красном Селе Бельского района Белостокской области. С ранних детских лет он приобщался к тяжелому сельскому труду, находя главное утешение в Церкви Божией. Важную роль в формировании его личности сыграла мудрость простого народа. Не случайно на протяжении многих лет Владыка собирал духовные стихи и песни, многие из которых он услышал еще в начале своего жизненного пути. Навсегда запомнились Александру и уроки его матери, которая утверждала в душе мальчика благоговейное отношение к святыне, бережное отношение ко всему, что дается трудом. По рассказу личного секретаря Владыки В.Вяткина, юность будущего Архипастыря пришлась на военные годы. В это время еще более углубились его религиозные переживания. В 1945 году, поступив послушником в Жировицкий Успенский монастырь, находящийся в Белоруссии, он делает выбор на всю жизнь - идти только духовной стезей. Жажда духовных знаний направляет его стопы в только что открытую Московскую Духовную семинарию. По окончании курса семинарии он продолжает образование Московской Духовной академии, которую закончил в 1952 году. Во время обучения в Духовных школах он принял монашеский постриг в честь святителя Афанасия Великого и вскоре был рукоположен во иеромонаха. За сочинение о египетском монашестве иеромонах Афанасий был удостоен ученой степени кандидата богословия. Первым послушанием после окончания академии для будущего архипастыря стало преподавание Церковного Устава в Московской Духовной семинарии. Усердным, чутким наставником семинаристов явил себя отец Афанасий.

http://sedmitza.ru/lib/text/429505/

Статистика Пимен (Хмелевской), архиеп. Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) (26 сентября 1923, Смоленск — 10 декабря 1993, Саратов) — архиепископ Саратовский и Вольский. Деятель Русской православной церкви. Семья Отец — Евгений Михайлович Хмелевский, окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом сначала в Москве, а с 1918 — в Смоленском отделении госбанка. Мать — Мария Евгеньевна Львова, происходила из старинного дворянского рода. Родители были глубоко верующими и интеллигентными людьми. Дмитрий был единственным ребёнком в семье. Впоследствии владыка вспоминал: В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи еще ребенком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство — защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно. Окончил среднюю школу в Смоленске. Во время Великой Отечественной войны от болезни и голода умерли его родители, сам Дмитрий уехал в Белоруссию, где в 1943 поступил в Жировицкий монастырь, был секретарём канцелярии, кладовщиком, ризничим. Образование Окончил Минскую духовную семинарию (1949), Московскую духовную академию (1953) со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием»). Монах и преподаватель В 1943 пострижен в монашество. С 1949 — иеромонах. В 1951—1953 — благочинный академического и семинарского духовенства. С 1953 — профессорский стипендиат Московской духовной академии (стипендиатский отчёт «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова»), преподаватель катехизиса, исполнял обязанности священника домовой церкви в резиденции Патриарха Алексия I в Москве. С 1955 — игумен, заместитель начальника, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Был рукоположен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом.

http://lib.cerkov.ru/authors/494

Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Святыни Белой Руси В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни. Свято-Успенский монастырь Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия. Жировицкая икона Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии. Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.

http://pravoslavie.ru/56335.html

Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) 7/20 мая Православная Церковь празднует Жировицкую икону Божией Матери. Находится она в Белоруссии, в Свято-Успенском Жировицком монастыре и в 60-е годы XX века утешала верующих, которые стремились к ней и приезжали поклониться с разных концов страны. С 1963 по 1969 год наместником монастыря был архимандрит Михей (Хархаров), будущий архиепископ Ярославский и Ростовский. По удивительному совпадению его день ангела приходился на 19 мая и отмечался накануне праздника Жировицкой иконы Божией Матери. Как раз в эти майские дни. В то время власти сослали в обитель неугодного им архиепископа Ермогена (Голубева). Архимандрит Михей категорически отказался доносить на старца и был изгнан из монастыря с «волчьим» билетом. Сегодня мы публикуем воспоминания об этом периоде жизни в Жировицком монастыре игумении Гавриилы (Глуховой), настоятельницы Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря. Маленькой девочкой жила она с мамой недалеко от обители. Пользовалась любовью сестер и братии. И всё запоминала своим детским сердечком. Да, именно сестер и братии, потому что советская власть переселила в мужской монастырь насельниц ликвидированного Гродненского женского монастыря. Это нарушало церковный устав, и власть делала это сознательно. Но Господь не дал посрамить монашество. Жизнь монахов и монахинь была устроена таким образом, что они встречались только на воскресных и праздничных службах. Вот эти драгоценные свидетельства жизни нашей Церкви, увиденные очами юной души. После школы – в монастырь Промыслом Божиим мне довелось с младенческих лет и до совершеннолетия связать свою жизнь с Жировицкой обителью. Это были годы, когда по всей матушке Руси закрывались, разорялись, сравнивались с землей Божии храмы, святые обители. Это были годы, когда слово Божие надо было произносить шепотом. Я помню, как моя мать молилась и приучала меня молиться перед шкафом, в котором были спрятаны иконы. Шкаф был всегда закрыт. Открывался он только поздно вечером, когда в комнате никого, кроме мамы и меня, не оставалось. И надо сказать, какая-то неведомая сила влекла меня к этому шкафу. Все свои детские игры я обязательно проводила около него. Вместе с подружками мы любили обклеивать этот шкаф снаружи своими картинками и рисунками…

http://pravoslavie.ru/121222.html

Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь - ставропигиальный монастырь Белорусской православной церкви, расположенный в деревне Жировичи Слонимского района Гродненской области. Один из главных центров белорусского православия и крупнейших в стране архитектурных ансамблей XVII—XVIII веков. В настоящее время Свято-Успенский Жировичский монастырь — ставропигиальная обитель, настоятелем которой является Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Павел. При монастыре имеется трапезная и гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Православный монастырь возник на месте, где, согласно преданию, в 1470 году, по другим данным в 1490 году, 20 мая была явлена Жировицкая икона Божией Матери. Вначале известен как православный монастырь, после монастырь ордена базилиан, основанный в XVI в. Сначала был деревянным, сгорел в 1655 году. Впоследствии постепенно восстанавливался. Уния в Жировицах была принята в 1609 г. по требованию Виленского трибунала. В 1613 году монастырь перешёл в руки базилиан (монахи греко-католического обряда, то есть униаты). В XVIIXVIII веках был духовным и административным центром белорусско-литовских униатов. В 1839 году епископ Иосиф Семашко, пользуясь покровительством императора Николая I, вместе со священством и братией монастыря перешёл в православие и монастырь был возвращён Православной Церкви. В Успенском соборе до XIX века хранился рукописный памятник XV века — Жировичское Евангелие. В 1921 году Гродненская губерния перешла в состав Польши. В 1934 году польские власти разместили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939. Несмотря на это, в монастыре жили 10 монахов. Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы оккупации во время Второй мировой войны. В послевоенные годы он также оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей Белоруссии Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Малые Ляды. Ляданский Благовещенский монастырь. Ляденский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1792. Адрес: Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в деревне Ляды Смолевичского района Минской области, расположен примерно в 45 км от Минска. Координаты: 53.791008, 28.088414 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благовещенский Ляданский монастырь, 3 класса, в местечке Ляды, в 27 верстах от города Игумена. Основан в XVII веке униатами; преобразован в православный в 1842 году. Каменный храм, построенный в 1794 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, возобновлен в 1900 году. Здесь находится местно чтимая Ляданская икона Божией Матери, представляющая собой копию Жировицкой чудотворной иконы Богоматери. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь В начале XVIII века жена Минского воеводы Завиши Тереза Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности подарила копию иконы ляданскому храму. Многочисленные чудеса, происходившие по молитвам перед списком Жировичской иконы, побудили семью Завишей в 1732 г. построить новую церковь вместо обветшавшей и основать при ней базилианский монастырь. К концу XVIII в. Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 г. и приобрел нынешний вид к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе. При монастыре была основана обширная богадельня, а в 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.

http://sobory.ru/article/?object=08229

Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ляденский Благовещенский мужской монастырь — мужской монастырь Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, находящийся в деревне Ляды Смолевичского района Минской области (Беларусь). Расположен примерно в 45 километрах от Минска и в 24 километрах от районного центра Смолевичи. Основан в I половине XVIII века как базилианский (униатский), в I половине XIX века превращён в православный. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] По преданию селянину по имени Кирик явилась Богородица и указала место возведения православного храма, который был построен из дерева ляданским и окрестным населением. В начале XVIII века жена минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери (см. Жировицкий монастырь), в знак благодарности пожертвовала в ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед ней, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировицкой иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиша (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4 000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд. В 1737 году Маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но это обещание не осуществилось, а сама М. Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 год пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, что значительно увеличило монастырские доходы. В 1760 году помещик Юрий Ильич пожертвовал монастырю 15 000, а в 1780 году польский инстигатор (см. Референдарские суды) Антоний Боржевский — 2 550 рублей.

http://azbyka.ru/palomnik/Ляданский_Свят...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Ляданская Ляданская икона Божией Матери, представляющая собой копию Жировицкой чудотворной иконы Богоматери, находилась в Благовещенском Ляданском монастыре в селе Ляды Смолевичского района Минской области (примерно в 45 км от Минска). Как гласит легенда, монастырь в Лядах возник по особому промыслу Божию. Дева Мария явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который был возведен из дерева ляданским и окрестным населением. В начале XVII века жена Минского воеводы Завиши, страдавшая от тяжелого заболевания и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. К концу XVII века Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году. Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, общеобразовательное просвещение молодежи. В начале прошлого столетия при нем была основана обширная богадельня, а в 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. В тридцатые годы XIX столетия, в связи с очищением униатской церкви от римско-католических обрядностей, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Он был обращен в православие.

http://pravicon.com/info-760

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26.03.2010  Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Игумен Дамаскин (Орловский) Доклад на VII Дамиановсих чтениях: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Деятельность епископа Гермогена (Долганева) широко освещалась в прижизненных епархиальных периодических изданиях, свидетельствуя о его активной пастырской, миссионерской, издательской деятельности, вкладе владыки в храмовое, монастырское, школьное строительство. Судьба епископа Гермогена удивительным образом отразила трагизм и сложность предреволюционного времени, запечатлела его понимание катастрофичности надвигающихся событий и честные и достойные попытки воспрепятствовать этому. Краткое житие владыки Гермогена было уже написано (см. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия./иеромонах Дамаскин (Орловский). Тверь, 1996. С. 154-175). Оно явилось той гипотезой об исследуемом событии, которую следовало превратить в полное описание его земного пути, и в 2008 году оно было опубликовано (см. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь./иг. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2008. С. 220-515). Поисковый план жития владыки Гермогена оказался непростым в географическом смысле: Херсонская епархия, Петербург (ПДА), Тифлис, Саратовская епархия, Гродненская епархия (Жировицкий монастырь), Московская епархия (Николо-Угрешский монастырь), Тобольск и Екатеринбург. Ранний период служения – тифлисский – нашел отражение в документах фонда Саратовских архиереев (ф. 1132), хранящемся в Саратовском государственном архиве. В этом фонде отложились как служебные, так и личные документы епископа Гермогена. Поскольку ссылка владыки в Жировицы была неожиданной, архив его остался в Саратове.   Одним из непростых эпизодов тифлисского периода было ставшее уже мифом исключение из Тифлисской духовной семинарии И.В. Джугашвили. В среде церковных историков этот акт приписывают архиепископу Димитрию (Абашидзе, в схиме Антонию). Но документы Саратовского архива и Центрального исторического архива Грузии свидетельствуют, что это произошло в период ректорства архимандрита Гермогена.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

     Традиционными стали такие монашеские форумы, как круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», проходивший 24-25 июля 2019 года в городе на Неве. Традиционно принимающей стороной все эти годы является Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга. На плечи матушки-настоятельницы и сестер ложится много забот организационного плана. А дает ли сестрам обители это мероприятие духовное утешение? На вопросы портала «Монастырский вестник» ответила настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина). Матушка, скажите, пожалуйста, тяжело ли монастырю принимать такое количество участников монашеских собраний? В прошлом году их было около 200 человек. В нынешнем, когда форумы решено проводить по федеральным округам Российской Федерации, к вам приехало более ста монашествующих из северо-западных епархий, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, что тоже немало. Спрашиваете, тяжело ли? Ничуть! Сестры воспринимают это как милость Божию. В такие дни они особенно остро чувствуют единство нашей общей большой монашеской семьи. Их согревает мысль, что за них молятся в далеких и ближних весях. И сами они молятся за тех, кто приезжает к нам в эти дни. Разумеется, не все сестры имеют возможность пойти послушать доклады, выступления, дискуссии, потому что есть текущая жизнь монастыря, есть определенная нагрузка по приему большого количества гостей – но они воодушевлены общей утренней молитвой, общим правилом, литургической молитвой. Никто не остается без «мзды своея». Например, с сестрами, которые несли послушание в трапезной и не могли пойти на заседание, встретилась настоятельница Полоцкого Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук). Я попросила матушку немножко задержаться у нас после окончания мероприятия. Она задержалась и так вдохновенно рассказала о воспитаннике Глинской пустыни старце Иоанне (Маслове), который духовно окормлял Жировицкую обитель пять лет, а после закрытия Полоцкого и Гродненского женских монастырей их насельницы жили в Жировицах и Промыслом Божиим находились под духовным руководством батюшки! В их числе была и будущая игумения Евдокия, лично знавшая и других исповедников веры, о чем она тоже поведала. Еще матушка говорила об опыте молитвы. Мои сестры в конце сказали: «Вот мы не смогли попасть на заседание, а Господь нас услышал и такую удивительную встречу послал!»

http://pravoslavie.ru/122995.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010