На эти вопросы о. Никодима, духовник сказал ему следующее: «надобно заблаговременно заботиться и часто размышлять об этом; многие из св. отцов во всю жизнь свою более проводили время в размышлении о смерти, и само слово Божие поучает нас помнить последняя наша. Надобно обращать особенное внимание на стих молитвы церковной, и этим стихом почаще молиться Господу: – христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и, доброго ответа на страшном судище Христове просим у тебе, Отче Господа нашего Иисуса Христа, просим ради Его Пресвятого имени; всякий же грех свой должны исповедовать духовному отцу и о нем скорбеть, плакать и советоваться почаще с духовником, как лучше приготовлять себя к смерти, и заблаговременно необходимо предобучаться, как в страшный тот час смертный бороться с бесами, и спорить, как им противоречить и не верить клеветам их, не бояться угроз их и совершенно не принимать отчаяния, которое они, обыкновенно, внушают умирающему. И прежде смерти бесы стараются внушать болящему сомнение о спасении и неверие в получении милости Божией, принося такие мысли: вот, ты не спасешься, тебя Бог не примет, ты многогрешный, плодов достойных покаяния ты не сотворил, ты нечисто исповедовал грехи свои, а многие вовсе забыл, а потому, ты в ад пойдешь: тебя Бог не простит, ты лицемерно жизнь свою прожил и часть твоя в аде, а, может быть, ты и предопределен к погибели. Таковые и подобные им мысли враги наши внушают нам и пред смертью , и в час нашей смерти, и потому, надобно заблаговременно обучить себя в таинстве веры, утверждаться в вере в заслуги Господа нашего Искупителя Иисуса Христа и вседушно полагаться на них. Он за нас воплотился, пострадал, кровь Свою пролил и на кресте умер, и верующим в Него, и кающимся в грехах своих, дарует прощение и вводит в жизнь вечную – блаженную. Вот основание нашего спасения. На этом твердом основании и нужно нам утверждаться всегда и особенно, во время часа смертного, на этом стоять, этим защищаться от нападений врагов, этим отгонять их от себя, этим успокаивать и утешать, этим только одним, потому что, если б кто имел и многие добрые дела, то надеяться на них не должно, ибо Сам Господь сказал: аще и вся повеленная вам сотворите; и тогда глаголите, яко раби неключимы есмы ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, Афон в течение ряда веков является центральным очагом религиозно-созерцательной жизни Православного Востока, глав­ной школой аскетических подвигов для всего право­славного мира, ревностным хранителем церковно­го предания и христианского просвещения, необори­мой твердыней Православия». Каждый помогал со­отечественникам по-своему: кто-то молитвой, кто-то словом утешения, кто-то своими сочинениями, кто-то духовным наставничеством. Но особое место в ряду своих соратников занимал Косма Этолийский. Именно он своей святой жизнью и проповедью впервые за не­ сколько столетий вдохновил и окрылил всех слушаю­щих его «Поучения», люди открывали новое для себя духовное измерение и вновь осознавали себя единым православным народом. Краткое жизнеописание    В 1714 году в небольшом безвестном этолийском селении Мегало Дендро произошло вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился мальчик. Мог ли кто тогда предположить, что впоследствии он станет не только великим православным Святым, но и историческим деятелем, во многом предопределив­шим судьбу всего балканского региона?    С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование и «всем тем, чему учился, послужить на пользу братий христиан». Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдалённые горные обители, изучал там древние ру­кописи, слушал беседы иноков, внимал советам и на­ставлениям старцев.    Уже в двадцать лет Святой стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, са­моотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древ­них отцов Церкви привело его в «высшую школу хри­стианского подвижничества и благочестия» — Святую Гору Афон, центр духовной, культурной и обществен­ной жизни Европы. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, учёных, церковных писателей. Они глубоко повлияли на его жизнь, дав ему воз­можность проанализировать историческое прошлое порабощённой Греции и увидеть возможность и не­обходимость её возрождения. Окончив знаменитую Афонскую академию, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, Косма отпра­вился в первое миссионерское путешествие.    Косма был настоящим христианином. Забота толь­ко о своём спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое впослед­ствии стало для него смыслом жизни. Святой Кос­ма часто говорил: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому учёные люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной сла­вы расточать свою учёность, но, чтобы приобрести не­бесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первый в 1439 г. установил празднование Новгородским святителям, а чуть позднее пригласил в Великий Новгород для составления служб и житий новоканонизированным святым известного духовного писателя того времени – афонского иеромонаха Пахомия Серба (Логофета), который трудился там и при святителе Ионе. И если главной заботой святителя Евфимия было прославление святых Новгородской земли, то его преемник, святитель Иона, прославлял уже " московских, киевских и восточных подвижников " и " при нем впервые на новгородской земле строится храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского " ( 11 , 91–92). Также и святитель Геннадий, благодаря которому была собрана воедино первая славянская рукописная Библия, " был почитателем русских святых, например, святителя Алексия " и " по его благословению были написаны жития преподобного Савватия Соловецкого и блаженного Михаила Клопского " ( 11 , 90–91). Впрочем, первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем другого новгородского святителя – Макария 16 , в 1542–1563 гг. возглавлявшего Русскую Православную Церковь. От святительства митрополита Макария Московского (+1563) до Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Святитель Макарий, митрополит Московский В 1528–1529 гг. племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков 17 , работая над исправлением Синайского Патерика, в составленном им послесловии сокрушался, что, хотя Русская земля и имеет немало святых мужей и жен, достойных не меньшего почитания и прославления, чем восточные святые первых веков христианства, однако они " нашим небрежениием презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы " ( 11 , 74; 12 , 275). Досифей совершал свой труд по благословению новгородского архиепископа Макария, с именем которого, главным образом, и связано устранение того " небрежения " по отношению к памяти русских святых, ощущавшееся многими чадами Русской Церкви в конце XV – начале XVI столетий. Главной заслугой святителя Макария стал его многолетний, кропотливый и неустанный труд по собиранию и систематизации всего агиографического, гимнографического и гомилетического наследия Православной Руси, известного к тому времени. Более 12 лет, с 1529 по 1541 гг., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи ( 11 , 87–88; 12 , 275–279). В этот сборник вошли жития многих русских святых, почитавшихся в разных уголках нашего государства, но не имевших общецерковного прославления. Выход в свет нового сборника, составленного по календарному принципу и содержащего жизнеописания многих русских подвижников благочестия, без сомнения, ускорил процесс подготовки первого в истории Русской Церкви прославления для повсеместного почитания целого сонма святых.

http://pravoslavie.ru/2367.html

Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. Как считал Иван Франко, это послание старца Иоанна было откликом на изданный в 1597 году акт антиуниатского Брестского собора о низложении отошедших в унию епископов, 98 подписанный игуменом Афонского Пантелеимонова монастыря отцом Матфеем. Поэтому, вероятно, что и составление послания происходило не без влияния настоятеля древнерусской обители на Святой Горе. «Апофазис» – акт антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. о низложении епископов, отошедших в унию Подпись игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архим. Матфея под «Апофазисом» – актом антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. Известно, что одно из первых своих посланий («В земли, зовемой Полосой...») Иоанн Вишенский передавал в Украину с Афона через некоего «отца нашего Сава». 99 В то же время среди монахов Русика известен «строитель» отец Савва, который в середине XVI века ездил через земли Украины в Москву за сбором пожертвований на обитель. 100 Еще раз некий «строитель» отец Савва упоминается в актах Русского Пантелеимонова монастыря в 1620-е годы, и тоже по случаю поездки через земли Украины в Москву за милостыней для Русика. 101 Не исключено, что это мог быть один и тот же человек, который не раз ездил с подобной миссией в Украину и Россию. 102 Говоря о Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стоит также обратить внимание на следующий факт: под 1619–1620 годами игуменом обители значится некий отец Киприан Русин. В частности, сохранился акт святогорского синаксиса за ноябрь 1619 года по поводу нарушения монахами Ксенофонта имущественных прав обители Дохиар. Под этим документом стоят подписи игуменов 14 афонских монастырей, и среди них подпись Κυπριανς Ροσος. 103 Вероятнее всего, этим отец Киприаном Русином был другой сподвижник старца Иоанна Вишенского – иеромонах Киприан Острожанин, также упоминавшийся в «Совтовании о благочестии» за 1621 год: «Послати до Константинополъскаго по благословение, помоч и раду и на Светую Афонскую гору послати, вызвати и препровадити преподобных мужей росов, межи иными блаженных Kvnpuяha и Ioaha пореклом Вишенского, и тамо обретающихся, в и цвитущих. Потреба ест духовная, абы и росов маючихся истинно ко добродтелному, посылати на Афон яко в школу духовную». 104

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вижу себя немощным во всех заповедях Божиих и старческих, и меня поддерживает только одна надежда на Божию Матерь и на ваши старческие молитвы». – «Этого-то и надобно было, заключил я, слава Богу, что Он вразумил тебя». С течением времени Паисий начал просить меня о постриге. Я отказал ему по причине его молодости, и потому, что он мало жил еще в обители, всего два года; но он и после того часто просил меня о постриге, указывая на то, что некоторые – молодые, но давно уже пострижены. Я объяснил ему, что это случилось по причине тяжкой их болезни, полагали, что они помрут. Если и ты заболеешь к смерти, тогда и тебя постригут, сказал я ему. За этим, он предложил на мое решение такой вопрос: если я буду просить Божию Матерь, чтоб Она исходатайствовала мне тяжкую болезнь, для того, чтобы поскорее постригли меня в схиму, – не грех ли это будет? Я отвечал ему, что это не грех, потому что и некоторые святые испрашивали себе болезни. А уверен ли ты, что Божия Матерь исполнит твое прошение? спросил я его. Не прежний ли дух самонадеяния побуждает тебя к этому? – в таком случае, ты не получишь просимого тобою. При этих словах он возмутился духом и как бы с восторгом сказал: уверен, совершенно уверен, что выпрошу у Нее непременно. Ну, если так, сказал я ему, то с этого времени молись Божией Матери, а иначе, прежде времени мы не можем постричь тебя не только в схиму, но и в мантию, потому что есть, которые прежде тебя пришли в обитель, но еще не пострижены. В обители нашей обычай делать постриги в Великий пост , в это время наш Паисий заболел, и рад был своей болезни, думая, что, может быть, ради болезни постригут его; но его болезнь прошла, он выздоровел и опять остался не постриженным, а потому желание его и не исполнилось. Он об этом жалел долго. После этого всю свою надежду он возложил на Божию Матерь с уверенностью, что Она скоро или не скоро, а исполнит желание его, которое, впрочем, к удивлению многих, скоро исполнилось и чудесным еще образом. Это было так: в июне месяце, 1867 года, в воскресенье, по выходе из церкви, Паисий, от долгой службы, встретивши некоторых старцев, изъявил им свой ропот за прибавление в службе моления о благодетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И, поклонившись до земли, принял благословение и удалился. С того времени Паисий действительно начал так делать, как было ему сказано. Так продолжалось более года, потом он начал ослабевать, иногда побеждался лишним сном, или питием чая более определенного, или ел более, иногда жаловался на дремоту в церкви. Дана была ему заповедь, молчать за трапезою, а так как он любил говорить, то поэтому более месяца не мог выдержать заповеди. Однажды он пришел ко мне и говорит: «батюшка, прочие твои заповеди, хотя и несовершенно, но исполняю, а одну твою заповедь, которую я считал вовсе за ничтожную, эту-то самую я нисколько не могу исполнить; что хотите, смущаюсь, мучаюсь и ничего не могу сделать, прошу вас увольте меня от нее». – «Какая же эта заповедь столь тяжелая, что ты нисколько не можешь ее исполнить?» Он отвечал: «Вы дали мне заповедь, чтобы от кусания блох не чесаться, а ради Бога терпеть; но, что я ни делал, как ни терпел, как ни мужался, не мог вытерпеть, и вовсе не могу. Ведь так бывает, что как будто бес научил ее, окаянную, что долгое время на одном месте кусает, и как иглой жалит, – терплю, терплю, да и почешу то место, после смущаюсь, совесть укоряет, что преступил заповедь. А иногда до того рассержусь на этих мучителей, что начну бранить их». Я, рассмеявшись, заметил ему, что мученики еще более терпели. – «Да не от блох, возразил Паисий. Мне кажется, что от блох никто не вытерпит, прибавил он, – это такие окаянные мучители, уж хоть кого доймут. Правда ваша, что опыт верный учитель, я прежде этого не знал, потому и смеялся вашим заповедям, об исполнении которых вы часто напоминаете мне и спрашиваете меня». – «Да, сказал я ему, я и теперь о том же спрошу тебя, а прочие заповеди почему же ты в точности не исполняешь?» – «Да оттого, отвечал он, что я на опыте не знал еще сказанного в Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже. Но, вот, и малый опыт мой показал мне, что без особой силы Божией я ничего не могу сделать доброго, и мое желание мученичества не что другое было, как одно искушение или ревность не по разуму; куда уж мне до мучеников, хоть бы в последний чин преподобных попасть, теперь о мученичестве я перестал и думать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как бы грехи наши ни были велики, и сколько бы их ни было, мы отчаиваться в получении милости Божией не должны: слово Божие уверяет нас, что несть грех побеждающ милосердие Божие. Отчаяние рождается от гордости, потому что, предавшись ей, человек обвиняет Бога, как будто Бог является причиной его грехов, (якобы Он его сотворил склонным к греху), и потому не смиряется, не просит прощения у Бога, но гневается на Бога. А кто уповает на милосердие Божие, тот при всех своих многих и тяжких грехах не оправдывается, но себя осуждает, подобно благоразумному разбойнику и мытарю, молится и испрашивает прощение. Если же кто поверит внушению врагов и примет мысли их такие, что он не спасется или что он будет осужден, или будет отвержен Богом, или что предопределен к погибели, то душу такого человека бесы увлекут к себе, потому что он отчаянием своим отверг искупление и уничтожил милосердие Божие, и подобно Каину счел свои грехи превышающими милосердие Божие. Но, как уже сказано, должно не внимать подобным бесовским внушениям и вовсе не верить им, но именем Божиим запрещать им, противоречить им и с сильным гневом проклинать их, ибо для того нам дана от Творца раздражительность, чтоб мы гневались на бесов, а не на людей. Надобно отвечать бесам так: хотя я и многогрешный, но отчаиваться во спасении не хочу, ибо надеюсь на милосердие Божие. Богу моему одному я согрешил, Ему и каюсь; Он один мой Судия, а не вы, проклятые бесы; какое вам до меня дело? вы сами отступники от Бога и отверженные от Него; вы не имеете права истязать меня, вы сами осуждены на вечную погибель, я знать вас не хочу, проклятых. Бог моя сила, Бог мой Спаситель, вся моя надежда на милость Его, и все зависит от Его помилования, страха же вашего не убоюся, ниже смущуся; если б и в тысячу раз более этого вы нашли за мною грехов, то и тогда я не принял бы внушенное мне вами отчаяние, надеясь на неизреченную милость Божию, на молитвы Божией Матери, св. ангелов и угодников Божиих, которых я призываю на помощь. Полезно держать себя как в продолжение жизни, так и при конце ее, посреди страха и надежды, как Апостол сказал: нечаеми и не отчаяваеми ( 2Кор.4:8 ), но всего полезнее во всякое время надеяться на милость Божию, ибо слово Божие таковых ублажает: блажени, говорит, вси, надеющиеся нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сии духовные воины, во плоти сущи, побеждают бесплотного врага диавола, все его козни разрушают послушанием и смирением, и все его прелести обличают, и до конца упраздняют духовных отцов рассуждением. Препровождая такую жизнь и благодушно переплывая сие житейское море, они достигают тихого и небурного пристанища, и переходят в небесное и вечное отечество, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Когда кто из них заболеет, то отходит на больницу, а ежели не может сам идти, то отводят, и пекутся о его здравии: никакая мать не может ходить за своими больными детьми так, как духовные братия пекутся о больных; и для них читают особенное правило, и почти ежедневно причащают. Удивительно – что, вообще, больные во св. Горе много не лежат, но или скоро выздоравливают, или скоро отходят на вечную жизнь, и умирают яко засыпают… Это все я говорил об отцах, живших в монастырях или близ монастырей. Но на св. Горе Афонской много есть совершенных отшельников и пустынножителей, живущих в глубочайших пустынях и в непроходимых местах, кругом самого Афона, в горах и в дебрях и в пропастях земных, где мало проходят люди. Живут в пещерах. Одежда на них от многолетия обветшала, и ходят полунагие, а иные покрыты власами. Питаются травами и зелием, а иные питаемы самим Богом. От людей они укрываются, и мало кому показываются. Случается находить их кельи, но заставать самих редко. Одни монахи застали одного, и с ним разговаривали. Они спросили: – Давно ли пребываешь в пустыне, и откуда пришел? Он им ответил: – Вам мою мирскую жизнь знать не нужно; только, в самой юности оставил я мир, и пришел на Святую Гору, и уже 50 лет здесь пребываю. 10 лет прожил в монастыре под послушанием, а 40 лет живу в пустыне сей, и никого из отцов не видел, кроме вас и своей братии! Они спросили: – А разве ты не один живешь в пустыне сей? Он ответил: – Нет, нас здесь живет до 40-ка человек, питаемых Богом! Они еще спросили: – А как вы проживали в течении тех лет, когда Святая Гора была почти разорена, и всюду ходили турки и разбойники? Он ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Библиография Рукописные источники 1 . РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1891. Л. 2–3. 2 . РГБ. Ф. 214. Оп. 1/41. Д. 286. Л.Л. 1, 24–36, 49, 51–56, 74. 3 . РГБ. Ф. 218. Д. 734. Л.Л. 107–109 об. 4 . РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 205. Л. 47, 49 об. 5 . РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 244. Л. 4, 36, 39 об. 6 . РГИА. Ф. 1343. Оп. 30. Д. 4573. Л. 30а. 7 . Филиал ГАЯО г. Ростов. Ф. 197. Оп. 1. Д. 364. Л. 48. Литература 8 . Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Типография И. Ефимова, 1884. С. 48. 9 . Архимандрит Игнатий Симоновский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 40–41. 10 . Архимандрит Макарий, настоятель Николаевскаго Пешношскаго монастыря. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 357–371. 11 . Архимандрит Феофан Новоезерский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Декабрь. T.I. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 108–127. 12 . Бахмустов С.Б. Заступник и покровитель. В кн. Санаксарский монастырь (Второе издание, исправленное и дополненное). Саранск, 2000. С. 153–155. 13 . Бахмустов С.Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000. С. 531–532. 14 . Блаженная Елена Арзамасская. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1907. С. 310–314. 15 . Болховитинов Е., митр. Полное описание жизни преосвященного Тихона. С.П.Б., 1796. С. 14. 16 . Борзунов Владимир, диак. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Феодору старцу Санаксарскому (рукопись 1999 года). 13 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

иеромонах Антоний (Святогорец) От издательства Поучительно читать повествования о дивных подвигах равноангельной жизни древних подвижников. Наша душа волею или неволею при этом согревается, отрешается от земного пристрастия и воспламеняется, хотя и временно, тем желанием Божественного, которым у подвижников она горела непрестанно. Мы и намерены предложить любителям духовного чтения жизнеописания некоторых подвижников святой Афонской Горы, подвизавшихся там, в прошлом, 19-м веке. Издательство очень признательно отцу иеромонаху Антонию за его труд по собиранию сего душеспасительного и назидательного материала и за предоставление его нам для напечатания. Как далее, в предисловии, о. Антоний указал, сии жизнеописания были составлены русскими иноками, подвизавшимися на Святой Горе. Многие из них не только собирали и записывали устные предания об афонских подвижниках, но и сами были очевидцами их подвигов, а часто и сопостниками и учениками. Сии жизнеописания кратко, но исчерпывающе повествуют о жизни избранников Божиих, приводят выдержки из их душеспасительных наставлений и бесед. Подвижники сии – греки, русские, грузины, молдаване, болгары и сербы. Их жизнеописания печатаются впервые в одном сборнике и мы надеемся, что они пополнят духовную сокровищницу Житий Святых Угодников Божиих, столь дорогую для благочестивого русского читателя. Жития Святых издревле были излюбленным чтением наших предков. Последуем же и мы их примеру, и будем черпать духовные наставления из жизни Святых Божиих людей! Да послужит сия книга смиренным приношением нашего Издательства русским православным людям к великому Отечественному юбилею – 1000-летию Крещения Руси! Архиепископ Лавр с братией. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, Н. I. Предисловие Предлагаемые здесь жизнеописания некоторых святогорских монахов-подвижников прошлого, 19-го века заимствованы главным образом из следующих трех источников: 1) «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле инока Парфения» – Москва, 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010