Анастасия?» Духовник отвечал ему: «можно и полезно будет открыть тебе о его добродетелях для поощрения твоего». Потом духовник рассказал ему о подвигах старца Анастасия: о его посте и нестяжательности, о том, что он несколько лет прилежно понуждал себя к слезам; за то Бог даровал ему высокий дар слез в его волю, и он, когда только захочет поплакать, тогда и плачет, а это все происходило от послушания его к духовному отцу, без совета которого ничего не делал. Выслушав это, о. Никодим пришел в восторг, пленился высоким даром свободных слез; падает в ноги духовнику и со страхом спрашивает: «мне, батюшка, можно ли домогаться этого?» – «Почему же не можно?» отвечал ему духовник. «А долго терпеть мне?» сказал о. Никодим. – «А ты опять за маловерие берешься! возразил ему духовник; я и прежде говорил тебе, что исполнение должностей не препятствует восходить к совершенству христианскому, а маловерием нашим мы уничтожаем благодать Божию, которая всемогуща и вседействующа, а потому без сомнения может, и при рассеянных и беспокойных должностях, даровать то, чего мы с верою просим у Бога. Ты веруешь ли, что Господь может дать тебе этот дар?» – При этих словах о. Никодим, со слезами опять поклонившись до земли, сказал: «верую, отче, что Господь силен и может даровать мне этот дар твоими св. молитвами». – Духовник на это сказал ему: «итак, если веруешь, то Бог благословит тебя, по реченному Им: ищите и обрящете, ищай обретает, и толкущему отверзется» ... И, давши ему благословение, отпустил его. После этой беседы у о. Никодима начал увеличиваться страх Божий, потому он часто беседовал с духовником более о вечных мучениях, иногда выражал свой ужас, как он будет умирать, как он будет проходить мытарства бесовские, боялся, как бы бесы не задержали его на мытарствах своих за многие грехи, содеянные им в мире, нередко говорил: «боюсь бесов, как бы они меня в час смертный не привели в отчаяние, – говорят, что они всеми силами своими нападают на человека умирающего, напоминают ему все его грехи, обличают его, ужасно кричат и вопят: наша душа, мы ее возьмем себе, и тому подобное; что в таком случае делать надобно? как и чем отбиваться от них? Я думаю, что в это время, от страха и ужаса, умирающий человек как бы изумится и оцепенеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предшествовавшие обстоятельства: болезнь, пострижение, высокие обеты, данные им во время его, теперь вспомнились о. Макарию, а, может быть, отчасти и неизбежное сожаление об оставленном им мире, – все это до того взволновало еще не совсем оправившегося больного, что природа его не выдержала всего этого физического и нравственного потрясения, и о. Макарий опять слег. 23 декабря он был на волосок от смерти, и над ним читали уже отходную. Но он остался жить, чтобы прославлять Господа Бога и трудиться во славу Его. Бог , по слову Премудрого, искусил его, как сосуд, достойный вместить благодать Духа Святого. В праздник Крещения, – 6 января, после посещения о. Макария игуменом Герасимом со всей святыней, по возвращении с крестного хода на иордань, больной почувствовал себя почти совершенно здоровым и пожелал сам прийти к о. Иерониму, чтобы исповедаться и приобщиться. На третьей неделе Великого поста о. Макарий уже настолько оправился, что уже исполнял монастырские послушания: читал и канонаршил в церкви, и ходил на общие работы братии. Он чувствовал себя так хорошо, что он, по его собственным словам, «точно на крыльях летал». Выздоровление его совпало с весенним воскресением природы. Весна же на Афоне чудно хороша. После зимних туманных, сырых дней почти вдруг оживляется вся природа. Яркое южное солнце щедро льет потоки своего света на Св. Гору. Чудный аромат носится в воздухе: то зацвели лимонные, померанцевые, грушевые, абрикосовые, гранатные, сливовые деревья, зазеленели виноградники... Тогда лавровые рощи, обвитые цветущими лианами, каштановые леса, сплошь усыпанные цветами, издают такое благоухание, что, кажется, нет на земле уголка прекраснее св. горы Афонской – этого земного удела Богоматери. А цветы, полевые цветы – где только их не видать: на полянках, по скатам гор, в расщелинах скал, на самых даже скалах, поросших древним мхом – всюду, пестрея, виднеются они. Любуясь этой роскошной панорамой весны, о. Макарий невольно вспоминал слова Господа о Его премудром и благом Промысле: «Если же полевую траву, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Не заботьтесь же, говоря: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, а остальное все приложится вам» ( Мф.6:29–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так же приобщил его и в третий день. Видимо, благодать Божия, по живой вере старца и за молитвы его и родственников, произвела свое дело " .(Антоний Святогорец. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. С. 214-215). Что тут сказал бы строгий батюшка? Что нельзя причащать человека, находящегося во блуде, да причащаться каждый день опасно для человека, тем более фактически отпавшего от веры и связавшегося с магометанками. Нельзя, нельзя... Но старец решился и одержал с Божьей помощью победу отвратил человека от греха. Конечно же, тут речь не о том, чтобы всех допускать до Причастия, чтобы отказаться от традиций и строгости поста, а о том, что есть пастыри, которые, будучи движимы любовью, извлекают грешников из пропасти, а не подталкивают к ней неуверенно  стоящих на ногах. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 23.04.2016 - 05:52 Приходит парнишка в секцию : Приходит парнишка в секцию штанги. А он больше 5-ти кг сумки вообще ни разу не поднимал. Ему и говорят - вон штанга, 150кг - иди, подыми... Он берется за гриф... А дальше варианты: 1. Рвет себе спину или еще что; 2. Поднять не может, уходит и только его и видели; 3. Всю оставшуюся жизнь подходит к этой неподъемной штанге, будучи твердо уверен, что занимается спортом... если он зайдет в другую секцию - то ему скажут: привет, вон там ребята в баскет играют, иди поиграй... Бегает, прыгает месяца два-три... Потом - слушай, там в углу гантели 0.5 кг валяются, попробуй комплекс из 10 упражнений - параллельно с динамичными играми... Еще через месяц к 1кг допустят... А через год и к грифу, без блинов, и все время под контролем и тренера, и врача... И так, постепенно, по мере роста силушки, он через несколько лет сможет не вымучивать службу, молитву, исповедь, пост, а молится в памяти Бога и своего греха. " Восходя от силы к силе " . А если на него сразу навалить отстаивание службы, обязательные молитвы дома, пост и чтение необходимой литературы +...

http://radonezh.ru/analytics/neskolko-my...

Этот ответ возбудил в родственниках только смех. Тут же явились и те поселяне, которым жена его отчасти задолжала: они нагло требовали уплаты. Монах мужественно перенес все эти неприятности: за долги он отдал на несколько лет землю (свой душевой надел), а жену на некоторое время успел успокоить тем, что скоро начнет строить новый дом. И действительно, вооружившись топором, киркой и лопатой, без посторонней помощи он вдали от села, на своем отцовском наделе, близ сельского кладбища, сам поставил келлийку, наполовину врытую в землю и до того маленькую, что в ней помещалась одна маленькая печка, сложенная им же, поставить кровать в ней было нельзя, лечь человеку во всю длину тела тоже невозможно. Келлия эта прежде служила сторожевой будкой на барже, была для какой-то потребности изверчена буравами, вся в дырах, которые Прохоров забил деревянными гвоздями В этой-то келлии он и поселился, с целью затвориться там для молитвы и возобновления прерванных афонских упражнений. Но это пока сделать ему не удалось. Жена, как только узнала, что он затворился и к себе никого не пускает, пришла к келлии, начала шуметь, стучать и кричать в единственное маленькое оконце, чтобы муж ее вышел, но не получила никакого ответа. Это молчание страшно взорвало женщину, и она решилась во что бы то ни стало поставить на своем и вызвать мужа. С раннего утра она являлась к землянке, всовывала голову в оконце и начинала выть; стояла она так и выла по нескольку часов подряд; продолжала выть на другой и на третий день. На это состязание начали приходить любопытные. Начались шутки, остроты; шум и стук усиливался. Наконец, Прохоров вынужден был выйти к жене... Каково было объяснение между мужем и женой, с точностью передать трудно, но оно окончилось тем, что Прохоров успел убедить свою жену в том, чтобы она искала себе утешения и помощи в путешествии по святым местам, в особенности же, в Киеве у преподобных Антония и Феодосия Печерских , и предложил проводить ее туда. Впоследствии к ним присоединилась священническая жена с дочерью Евдокия Сокольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

44 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ея время. Свято–Троицкая Сергиева Лавра. Издательский отдел Владимирской епархии, 1995. 607 с. 45 . Кратиров П. Святитель Задонский Тихон , как пастырь и пастыреучитель. Православный Собеседник, Т. II. С. 123. 46 . Краткия поучения старца Феодора Санаксарскаго . В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 381–394. 47 . Краткое поучение старца Феодора, настоятеля Санаксарския обители. М., 1847. 42 с. 48 . Лакиер А. Русская герольдика. СПб, 1855. С. 349–350. 49 . Лебедев А. , прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб, 1896. С. 14–15. 50 . Листвицын В.И. Село Богоявленское на Острову (Романовский уезд). Ярославские губернские ведомости. 1872. 1. С. 2. 51 . Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшаго Гавриила, митрополита Новгородскаго и Санктпетербургскаго. Санктпетербург, 1857.С. 72–73. 52 . Миряне и иноки – ученики Оптинских старцев, погребенные в Оптиной пустыне. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 197–198. 53 . Наставления старца иеромонаха Феодора. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 413–431. 54 . Наставления схимонаха Зосимы. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 272–273. 55 . Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схимонахиня Олимпиада. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 71–95. 56 . Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, Марья Петровна Протасьева. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 274–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

57 . Начало Саровской пустыни и первоначальник ея иеросхимонах Иоанн. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 234–235. 58 . Новый и полный географический лексикон Российского государства. Т. V. СПб., 1777. С. 20. 59 . Овчинников В.Д. Святой праведный адмирал Федор Ушаков. М.: МКФ «Ветеран Москвы», 2001. 60 . Овчинников В.Д. Федор Ушаков. М.: «Новатор», 1998. С. 324. 61 . Попов Т.Д., свящ. Св. Тихон Задонский , как нравоучитель. Воронежская Старина, вып. XII–й. Воронеж, 1913. С 145. 62 . Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и С.–Петербургский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1906. С. 136–148. 63 . Преосвященный Феодосий, епископ Тамбовский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Декабрь. Т. II. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 288–304. 64 . Преподобный старец Феодор Санаксарский . В кн. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 2000. С. 56–66. 65 . Пустынножитель Василиск. В кн. Жития Сибирских святых. Новосибирск, 1999. С. 147–174. 66 . Санаксарский монастырь (Второе издание, исправленное и дополненное). Саранск, 2000. 206 с. 67 . Святителя Тихона Задонского , епископа Воронежского и Елецкого Наставление о собственных всякого христианина должностях. С приложением Жития святителя Тихона и Акафиста ему. М.: «Правило веры», 1998. С. 248. 68 . Святый праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Киев, 2001. 64 с. 69 . Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. I. М.: Изд–во Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 746. 70 . Смолич И.К. Русское монашество. 988–1917. В кн. Приложение к «Истории Русской Церкви». М.: Церковно–научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 1997. С. 351.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Иоанн не замедлил явиться во сне матери девицы в образе иноческом и открыл ей, что такая-то из ваших, сребролюбием недугуя, сняла у девочки серьги и прочие золотые украшения и, наложив руки на дочь твою, скрыла труп в дому своем. Пробудившись, она пошла с мужем и родными в указанный дом; по старательном исследовании, нашли тело убитой зарытым в углу дома. Власти осудили убийцу по закону. Дивясь открытию Иоанном сокрытого беззакония, все прославили Бога. В заключение скажем о перенесении руки праведного Иоанна в Русский на Афоне монастырь, что можно причислить так же к чуду особенного снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам его. Дерзающие отнимать частицы от мощей праведного, явлением и угрозами его принуждены бывают возвращать отъятое, но на отъятие и послание руки в св. гору Афонскую не было от него никакого препятствия. Случилось же это так: назад тому несколько лет, подвизающиеся в обители св. Пантелеймона отцы, узнав о совершающихся у раки св. Иоанна чудесах, просили себе у Прокопийцев части многоцелебных его мощей. По долгом совещании и несогласии некоторых, жители согласились, наконец, все как бы чудом исполнить просьбу отцов и, после молебствия отделив от мощей правую руку, послали ее (в 1880 г.) через отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин местечка. Принятие мощей в обители св. Пантелеймона было торжественное. Когда дано было знать о прибытии к монастырю святыни, все отцы вышли вне с игуменом Макарием, и в некотором расстоянии от обители встретили мощи с песнопениями при полном колокольном звоне и ударениях в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пели торжественно славословие, после которого было поклонение принесенной святыне с большим чествованием и благоговением. Таким образом, находясь теперь в жребии Богородицы, рука праведного Иоанна почитается там наравне с честными мощами многих святых 33 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпели панихиду и поставили кости посреди церкви, и была всем изобильная трапеза. С вечера начали всенощное бдение. Когда пели «Хвалите имя Господне», то все ощутили благоухание по всему храму и на дворе, чему вся братия весьма удивилась. Они стали даже спрашивать друг у друга в храме, также и в алтаре, так как все недоумевали, отчего происходит такое благоухание. Старец Иероним подошел со свечой к костям и увидел, что из сухой кости, из главы, из тех отверстий, где были уши, истекает миро, подобное елею, и испускает неизреченное благоухание. Он велел перестать пению и сказал всем: «Придите, отцы и братья, и посмотрите своими очами эту дивную вещь, и прославьте Творца Небесного». Все видевшие это возрадовались и прославили Бога, творящего дивные чудеса. Отец Иероним говорил братии: «Отцы святые, почему так из сухой кости истекло благовонное это миро? Почему не из другого какого места, а только из ушей? Тому, должно полагать, причина та, что эти уши не имели сытости слушать Слово Божье и всякое благочестивое писание. Все вы знали этого блаженной памяти отца Никодима, какой он был искусный чтец и певец, так что другого, подобного ему, из русских на Святой Афонской Горе не обретается. Так он любил слушать Священное Писание, что, если бы кто-нибудь ему читал день и ночь, он никогда не мог утомиться и насытиться. А мне потому это известно, что с ним мы из одного города уроженцы. С самой юности он был мне друг и духовный брат. И вместе мы с ним оставили суетный мир с его прелестями: несколько лет странствовали и проживали по российским монастырям, вместе пришли на эту Святую Афонскую Гору и хотели здесь в единой келье жить. Часто случалось, что по целой ночи я ему читал, и сам он мне говорил: „Столько люблю слушать Божественное Писание, что, если бы кто читал непрестанно, мне никогда бы не наскучило“. Теперь отцы, явно показал нам Господь, сколь полезно нам слушать Божественное Писание. Эта сухая кость, лежавшая три года в земле, источает такое благовонное масло. Но отец Никодим был не только слушатель, но и творец: все услышанное старался исполнить делом. Для того и оставил свое Отечество, славную Россию, и удалился в это тихое пристанище, и вселился в эту пустыню. Да поработает Господу Богу своему без всяких препятствий от мира сего. И мы, отцы, если будем подражать сему блаженной памяти схимонаху Никодиму, слушать Святое Писание и исполнять его делом, и мы сподобимся с ним вечного блаженства. Аминь». Схимонах Николай

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании полунощницы начали утреню. Шестопсалмие читал сам, с особенным самоуглублением, и много слез проливал, а наипаче на первых трех псалмах, когда читал: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи мене. Вонми в помощь мою, Господи Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя», и проч. ( Пс.37 и 62). Потом несколько утешился и с великим восторгом читал: «благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» и проч. ( Пс.102 ). Ектении уже не мог сказать, а велел пропеть двенадцать раз «Господи помилуй». Когда начали петь: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне», он предал душу свою в руце Господа своего, Которого от юности возлюбил паче родителей, жены и чад своих, и Которому тридцать шесть лет поработал в иноческом чине. Воистину, честна пред Господом смерть преподобных Его. Скончался без всякой болезни и страха; умер, яко уснул сладким сном, сидя, и повесив свою голову. А, видевшие сие, братия оставили читать утреню, скоро пошли в собор и сказали игумену Герасиму. Из собора все пришли к усопшему. Греки горько о нем плакали, не имея надежды видеть из русских другого такого подвижника, кроткого и смиренного; и не только они, но и братия других обителей св. горы Афонской о нем плакали, услышав о его кончине. Игумен Герасим послал по всей горе Афонской повестить всем русским, чтобы пришли на погребение. Погребали его всем собором, русские и греки. Игумен Герасим горько плакал. Архимандрит Прокопий говорил надгробное слово и ублажил странствие, скорби и изгнание, кротость и смирение почившего. Через три года, по обычаю афонскому, откопали его кости, и оказались, по афонскому замечанию, благодатными: желты яко воск, и некое малое испускали благоухание. И поставили главу его в гробнице под церковью, и написали на главе сице: «Иеромонаха Павла Русского». Теперь скажу о его непамятозлобии. По изгнании его из скита, сделался игуменом в скиту тот, кто более его гнал, иеромонах Акакий, и, поживши полгода игуменом, много скитского имения расточил. И сделалось через то в скиту великое смущение. Игумена Акакие арестовали и послали за отцом Павлом, и просили его, чтобы сказал, каких вещей не оказывается; потому что Павел знал, что есть в скиту, где тридцать пять лет прожил. Но отец Павел покрыл п оправдал своего врага и вместо зла сотворил ему благо: сказал, что все цело, что было прежде. Этому его поступку удивлялась вся гора Афонская 4 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Японский " , в кн.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, Том дополнительный, ч. 1. кн. 2. Июль-декабрь. Москва, 1912, 35-61. Кониси, профессор университета " Doshisha " (Киото), " Воспоминания японца об архиепископе Николае " , Христианин, т. 1, январь-апрель, 665-669. Сергий (Тихомиров), епископ, " Памяти преосвященного Николая, Архиепископа Японского (к годовщине его кончины 3 февраля 1912 года) " , Христианское чтение, 1913, ч.1, 3-76. Сергий (Тихомиров), епископ, Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Санкт-Петербург, 1913. Платонов, А., Апостол Японии. Очерк жизни архиепископа Японского Николая, Петроград, 1916. Казем Бек, " Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). (К 100-летию Православия в Японии) " , Журнал Московской Патриархии, 1960, июль, 43-58. Марк (Лозинский) , игумен, профессор, " Святой Николай, Архиепископ Японский " , в кн.: Доклады и статьи, (машинопись), Т. 1, г. Загорск: Лавра, МДА, 185-230. Антоний (Мельников) , архиепископ Минский и Белорусский, " Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай " , Богословские труды, сборник 14, Москва: Издание Московской Патриархии, 1975, 5-61: Георгий (Тертышников) , архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995: http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie Георгий (Тертышников), архимадрит, " Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии " , Альфа и Омега, 3(17), 1998 г.: http://ao.orthodoxy.ru/arch/017/017-tert.htm (переиздано в портале sedmitza.ru 16.II.2007 под названием " 95 лет со дня кончины свт. Николая Японского " .) Чех, Александр, Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников, Санкт-Петербург: Библиополис, 2001. Бесстремянная, Г. Е., Христианство и Библия в Японии. Часть 1. Исторический очерк и лингвистический анализ; Часть 2. Церковнославяно-японский православный словарь, Москва: ОВЦС МП, 2006.

http://drevo-info.ru/articles/3472.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010