Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) Иеросхимонах Арсений просвещал не только русскую братию, но и греков, болгар, молдаван… Но как же после иеросхимонаха Иеронима не вспомнить возобновителя русского Афона в XIX веке великого русского духовника иеросхимонаха Арсения? Именно он и благословил отца Иеронима, тогда еще отца Иоанникия, возглавить русское братство в Пантелеимоновом монастыре. Подвиги отца Арсения описаны в книге иеромонаха Антония (Торпа) «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века» и напоминают нам о великих русских святых – преподобных Сергии и Серафиме: «Потом начали убирать его к погребению. Когда открыли ноги, то увидели ужасное зрелище: у обеих ног от колен вниз почти остались одни голые кости, а плоть совершенно согнила от стояния и многолетних ран; все много удивлялись, на чем он стоял и как он так быстро ходил… И лишилась Святая Гора такого столпа и светильника: он поддерживал и просвещал всю русскую братию 24 года, и не только русских, но и греков, болгар и молдаван. Греки говорили: “Мегалос геронтос Арсениос!” Но что много говорить?! Если все его подвиги, добродетели и случаи подробно описать, то великую книгу надобно писать…» Духовник иеросхимонах Арсений Сегодня память о нем совершенно стерлась в русском народе, и если греческий, да теперь не только греческий народ, но русский и другие православные народы с трепетом произносят имена преподобного Паисия, Иосифа Исихаста и даже их учеников, то великий русский святой попросту забыт. Как фактически забыты и имена русских подвижников благочестия XIX века: архимандрита Макария (Сушкина), духовника иеросхимонаха Павла, иеросхимонаха Виссариона (Толмачева) и его духовного собрата Варсонофия (Вавилова), иеросхимонаха Аникиты (Ширинского-Шихматова) – и XX века: иеросхимонаха Феодосия (Харитонова), иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), иеросхимонаха Парфения Карульского и других. «Хочется, чтобы труды многих подвижников благочестия были открыты Русской Церкви и чтобы те из наших соотечественников, кто сегодня известен святой жизнью, святыми подвигами на Афоне, принесли духовные плоды и нам. Для этого я предложил бы, чтобы вопрос о прославлении русских старцев-афонитов был рассмотрен и на данной конференции, и в дальнейшем», – обратился к участникам XXIV Рождественских чтений митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

http://pravoslavie.ru/91106.html

Сокрушаясь об упадке веры и благочестия на Руси, старец призывает к распространению в крае православного просвещения «писанием, наукою, друкованием книг, училищи и довольствы от избытков наших». 276 Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского – защита чистоты веры и истинности Церкви Православной. В полном соответствии со святыми отцами он учит, что «наша бо то истиннаа вра, которое и брамы пекелные не премогли и премочи не могут. Наша то истинная вра, которую блеск свта сего прелстити не может. Наша то истинная вра, которую страх бд и розмаитых утрапений и смрътей устрашити не может... Нашее то вры подвига в жизни сей внци царства небесного уготованы суть». 277 По слову исследователя наследия Иоанна Вишенского И. Еремина, подвижник «противопоставлял «лживому» царству «диавола-миродержца» свой идеальный «новый Иерусалим» в образе Православной Церкви, опоэтизированной им и окруженной ореолом страдания и мученичества». 278 Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. Согласно писаниям старца, одним из признаков истинности Церкви является ее гонимое, а не господствующее положение в «Mipe сем»: «подобает правдивой Церкве Христовой ненавидимой от Mipa и мipckoмy князю служачих быти; подобает Церкви Божией правдивой крест носити и нищету любити». 279 О гонениях же на веру православную он пишет, что они попущены Богом за нравственное отступление от «правды Христовой»: «за неврие и бесплодие наше попущени есмо в запустние з нашею правъславною врою». 280 За это старец предрекает смуты и бедствия, во избежание чего призывает всех к всенародному покаянию: «Уготован бо сосуд гнва Божия на вашу землю пролитися, чому забгайте покаянием и исправлением вашим яже ко Богу скоро... Молю вас, спасайтеся образом Лота, избтша из Содомы во Сигор, – Сигор ж ест покаяние и очищение от rpxa – сицевым образом, яко ту послди о очищении Церкви реклося, найдете. А егда сие исправите, чаю на милость Божию, яко призрит на нас паки милосердным оком и благочестие наше въздвигнет, и Bcx, в нем благочестно живущих, спасет, и Царства Небеснаго наслдниками быти сподобит». 281

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Иоанн ведет активную полемику с иерархами, заключившими унию с Римом в 1596 году. В частности, в 1598 году он пишет обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому. Также он полемизирует с известным польским римско-католическим теологом-иезуитом Петром Скаргой (1536–1612). По убеждению старца, переход православных архиереев в унию является отступлением от истинного святоотеческого православия и благочестия, чему предшествовало их нравственное отступление: «вру длы злыми на перед еще разорили». 282 Причиной же принятия иерархами унии он называет «прагненя лихоимства пнежного и достатку мирского». 283 При этом он обличает и польского короля, который «гвалтом правоврных до латынства власти свцкой приводити понуждает», 284 безбоязненно сравнивая его с ветхозаветным Навуходоносором. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Главной бедой Церкви и причиной упадка благочестия среди высшего духовенства и иерархии старец считал симонию, когда за деньги состоятельные, но нравственно порочные лица, не имея ни тяготения к монашеской и аскетической жизни, ни духовного образования, покупали себе сан и положение с целью дальнейшего материального обогащения. «Не днес ли каштеляны, дворяны, жолнрми, войны, кръвопролийцами, прокураторми, курцияны, корчмарами, купцами, медвдниками, а утро – попами, а поутру – бискупами, а поутру утрешнем – арцибискупами починилися», – пишет отец Иоанн в «Писании к утекшим от православное вры епископом...». 285 В другом месте старец так описывает подобное положение вещей в Церкви: «днесь кат, а завтра священник, днесь мучитель, а завтра учитель, днесь корчмар и танцоводец, а заутра богослов и народоводец, днесь убийца, а заутра святитель и епископ». 286 В полемике с отошедшими от православия архиереями он изобличает не только их нравственные пороки и отступления от заповедей евангельских, но и пытается доказать ошибочность католического учения и догматов. Этой теме у старца посвящен целый ряд произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой в Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536–1612). Портрет Петра Скарги (1536–1612) Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (все – 1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600–1602 годами через отца Исаакия Борисковича, посетившего в это время Афон. По мнению И. П. Еремина, «Книжка...» была передана старцем Иоанном для публикации Львовскому братству. 113 Однако в связи с имевшимися у святогорца разногласиями с братчиками она так и не увидела свет. Не исключено, что причиной отказа в издании было крайне оппозиционное отношение автора ко всему общественному строю Речи Посполитой. В частности, И. П. Еремин считал, что сочинения Иоанна Вишенского принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение которых в Речи Посполитой было запрещено и каралось законом. 114 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому диавол и все его коварства и козни бывают бездейственны, и никакой силы не имеют на совершенных послушников. А хотя и приидет к ним какой помысел, то они, яко коня возьмут за узду, и поведут к своему пастырю, говоря: «что ты мне стужаешь? ты знаешь, что я не имею своей воли и своего рассуждения, и не знаю – откуда ты: от Бога ли, или от врага диавола; а пойдем к моему пастырю: как он рассудит? И бывают спокойны. И по все часы и минуты тщатся сохранить свою совесть чисту и непорочну, как пред Богом, так и пред пастырем, отцем игуменом, и пред всею о Христе братиею. Сии живые мертвецы погребены, яко в гробе, отсечении своей воли и своего рассуждения. Телом делают и совершают послушание, носят тяготу своего начальника и друг друга; умом же и сердцем всегда беседуют с Богом молитвою, и всегда своего возлюбленного многовожделенного Господа Иисуса Христа внутри себя носят, и Им утешаются; и всегда в уме своем с Ним беседуют, глаголя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Сии воины Царя Небесного обои пути монашеского жития проходят, послушание вкупе и безмолвие: послушанием достигают смирения и смиренномудрия; безмолвием же восходят на высочайшую степень любви и бесстрастия. Где там любостяжание, и любовь к земным вещам? Где зависть и ненависть? Где там сластолюбие и пьянство? Где зависть и ненависть? Где там сластолюбие и потому что кто приходит в монастырь и определяется жить в общежитии, тот все свое имение, вещи, книги и иконы, – много, или мало, – отдает в общее... …Все сии воины Царя Небесного, возлюбившие Господа своего от всего сердца своего, и от всея души своея, и от всего помышления своего, сии рабы Бога Вышняго, не словом, но делом исполняют словеса Спасителя своего: «аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик» ( Лук. 14, 26 ). На них сбудется обетование Господне: «всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит» ( Матф. 19, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– «Хорошо, говорю ему: начнем при Божией помощи всходить на степень мученическую снизу наверх, как бы по лестнице, а не сверху, как ты хотел. Теперь слушай, да внимай, а после и делом исполняй: мученики постились, а ты по четыре раза в день ешь, – так с этого времени хоть два раза в день ешь; мученики вовсе чаю и не знали, а ты пьешь его раза два в день, да еще по шести и по семи чашек, а довольно будет для тебя пить чай один раз в день, и по три чашки. Мученики мало спали, а ты по восьми часов спишь в сутки, – будь доволен шестью часами. Мученики бдения совершали усердно, а ты всегда дремлешь в церкви на службах, – понуждай себя, чтобы не дремать в церкви. Мученики терпели страшные мучения, а ты ради венца мученического хоть бы от блох и клопов терпи, не малодушествуя, и, если они, когда будут кусать тебя, то ты терпи ради Бога, не чешись». Паисий при этих словах, горько улыбнувшись, сказал: «вы, батюшка, смеетесь надо мною, как над глупеньким мальчиком; разве я не знаю, можно ли такими ничтожными делами приобрести степень мученическую?» – «Ну, посмотрим, сказал я ему, исполнишь ли ты еще эти ничтожные-то мелочи. Но ты не забывай в начале мною сказанного, что общее главное средство к мученичеству есть: не уклоняться от скорбей, но терпеть их благодушно. Ты хвалишься верою к Божией Матери. Если эта вера у тебя правильная, то ты можешь у Нее испросить дар мученического подвига и приобрести венец мученический. Ибо это более зависит от веры, и вера много поможет; но смотри, если, когда дается тебе какая-либо мучительная страсть, или болезнь, – тогда терпи, не малодушествуй. Ибо я знаю, что некоторые и выпросили себе крест, а после стали роптать, – так смотри, чтобы и с тобой подобного не случилось. А через эти ничтожные мои заповеди, ты увидишь свою немощь и забудешь о мученичестве». – «Если уж, в самом деле, я не возмогу этого исполнить, сказал Паисий, то после этого куда ж я гожусь. Нет, я уверен, что и более этого буду делать, только помогайте мне вашими молитвами, и благословите с этого времени начать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

71 . Сорокин И.Н. Пастырство св. Тихона Задонского . Дис. … канд. богословия. Машинопись. Загорск, 1950. С. 8. 72 . Старец иеромонах Феодор (Ушаков). В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 261–273. 73 . Старец иеромонах Феодор. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Фкфраль. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1906. С. 252–261. 74 . Старец схимонах Зосима (Верховский) . В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 598–687. 75 . Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их литературно–аскетическая деятельность. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 452–620. 76 . Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. М., 1913. С. 1–199. 77 . Строитель иеромонах Максим, настоятель Николаевскаго Пешношскаго монастыря. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1907. С. 314–325. 78 . Субботин Н. , проф. Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова–Новоезерскаго монастыря. Библиографический очерк, с портретом о. Архимандрита, и приложением его записок, нравственных наставлений и писем. Санктпетербург, 1862. С. 12–13. 79 . Схимонахиня Марфа Арзамасская (М.П. Протасьева). В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 328–333. 80 . Тамбовские Епархиальные Ведомости, 1886, 3. С. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

За 250 лет до появления Окружного Послания Восточных Патриархов он пишет с Афона, что Телом Церкви является «врное стадо Христово, роде избранный, языку святый, царское священство», 290 ибо «Тло церковное, еже есть собор». 291 «Само Тло церковное, то ест простые християне, по Христову гласу, скверн оначалника изверечи, осудити и прокляти власт имают, да не с тым блазненым оком, или пастырем, в геенну внийдут. А священници православное вры, поборници благочестия, в своем степени неподезренные, таковую силу, власт и началство имают правду Евангелскую боронити и о ней ся до крове заставляти, яко же сам Христос и апостоли Его и прочии», – пишет афонский старец. Спустя 250 лет, в 1848 году, Восточные Патриархи в своем Окружном Послании более подробно раскроют этот тезис о том, что в православии все члены Церкви совместно составляют общий Собор народа Божия, который является «защитой веры и предания»: «У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель веры у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ Божий». 292 Отстаивая значимость в Церкви «царственного священства» – т.е. «народа Божия», старец Иоанн при этом не только не поддерживает протестантское учение об отрицании иерархии и священства, но и осуждает таковое как ересь. «Где бо в ных вра, где Церков, где священство, где Жертва, где правило, где славословие, где пост и обуздание естества, где дух?» – вопрошает о таковых афонский подвижник. Призывая народ оставаться верным православию, старец Иоанн воодушевляет на подвиг – терпеть за веру любые поношения и гонения, даже до мученичества во имя Христово: «...и мы нехай Христа подражаемо и от вашего мучителства страждемо. Таковый бо вам и ключ ко отверзению Царства Небесного Христос оставил, яко да от погибелных сынов в вц сем страждаемо. Присмотрте ж ся не тое ж ли апостоли, мученици и вси благочесно живущии страдали сут, страждут и страдати хочут, а волхвы, чароде и мудрци свта сего превознесени сут, по Павлу, успвающе на горшее». 293 Позже эти тезисы старца Иоанна лягут в основу известного «Совтования о благочестии», принятого на Поместном Соборе 1621 года под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого). 294 Эта «программа деятельности» возрожденной Православной Церкви, в которой упоминается и сам «блаженный» старец Иоанн Вишенский, написанная в исихастском духе, призывает иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

228 . Государственная дума (заседание 7 марта). – Колокол, .03.1914 2337). 229 . Государственная дума (заседание 7-го марта). – День, 8.03.1914 65). 230 . Государственная дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. Ч. П. СПб., 1914. 231 . Государственная дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. Ч. III. СПб., 1914. 232 . Государственная дума. Вторая сессия. 47-е заседание. – Биржевые ведомости, 8.03.1914 14 042). 233 . Государственная дума. Вторая сессия, 68-е заседание. – Биржевые ведомости, 29.04.1914 14 125). 234 . Государственная дума. Заседание 28 апреля. – Русские ведомости, 29.04.1914 235 . Государственная дума. Заседание 28-го апреля. – Петербургский курьер, 29.04.1914 236 . Государственная дума. Заседание 7 марта. -Земщина, 8.03.1914 1060). 237 . Государственная дума. Заседание 7 марта.– Раннее утро, 8.03.1914 238 .Государственная дума. Заседание 7 марта. – Россия, 8.03.1914 2549). 239 . Государственная дума. Заседание 7-го марта. – Русские ведомости, 8.03.1914 56). 240 . Государственная дума. Сессия II. Заседание 68. – Речь, 29.04.1914 115). 241 . Государственный совет. Вторая сессия. Заседание 6-е. – День, 29.04.1914 115). 242 . Григорий Полома. Триады в защиту священно-безмолвствующих. [Перевод с греческого В. Вениаминова]. М., 1995. 243 . Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие (по поводу современных Афонских споров). – Миссионерское обозрение 2, 1913. С. 203–214; 3, 1913. С. 369–388. 244 . Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие (по поводу современных Афонских споров). СПб., 1913. 245 . Гулыга А. В. Диалектика жизни. – Родина 10, 1989. С. 93–95. 246 . Давид (Мухранов), архимандрит. Как покоряли Афон (письмо архимандрита Давида). – Голос Москвы, 25.07.1913 171). 247 . Давид (Мухранов), архимандрит. Письмо епископу Модесту от 20.06.1914. – Дым отечества, 26.06.1914 26). 248 . Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1–5. Тверь, 1992–2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Нек-рые выводы Н. отвергнуты совр. наукой: напр., в атрибуции им редакций Жития Никодима Кожеозерского (см.: Соколова. 1992. С. 375), в определении взаимоотношений между Житием Диодора Юрьегорского и циклом повестей о соловецких пустынножителях (см.: Панченко. 2014. С. 555) и т. д. В работе «Прп. Александр Свирский и его ученики-подвижники» Н. включил нек-рых святых в число «учеников» Александра Свирского без должных на то оснований (см.: Karvonen. 2013). В целом он с доверием относился к сообщаемым в агиографических сочинениях историческим сведениям, пытался примирить содержащиеся в Житиях противоречия и анахронизмы, критиковал И. А. Яхонтова (автора кн. «Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник» (Каз., 1881)), установившего компилятивный характер ряда северорус. Житий, за скептическое отношение к ним как к историческим источникам. Осознавая ценность для агиологии «местно-исторического материала», Н. призывал сельских пастырей собирать и публиковать сведения о святых своего края, предания о них и новейшие чудеса. В петрозаводский период (1909-1910) в своих сочинениях (о Науме Соловецком, об истории Афанасиевой Сяндемской (Сяндебской) пуст. и др.) Н. большое внимание уделял судьбе правосл. карелов, выступал против их «финнизации». В 1906-1912 гг. в изд-ве афонского Русского Пантелеимонова мон-ря был опубликован многотомный труд Н. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами» (12 томов и один дополнительный). Построенный по календарному принципу, по типу Четьих-Миней, этот труд собрал сведения о десятках подвижников синодального периода. Своеобразным дополнением к «Жизнеописаниям…» стал изданный в том же Пантелеимоновом мон-ре сборник изречений подвижников благочестия XVIII-XIX вв. (Старческие советы. 1913). В течение 11 лет (1906-1916) Н. собирал сведения о св. Иоасафе Белгородском, о его жизни и истории канонизации. Результатом этой работы стал последний крупный печатный труд Н.- «Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причисление к лику святых Православной Русской Церкви (по документальным данным)». Н. является также автором акафистов святым Иоанну Златоусту, Александру Ошевенскому, Никодиму Кожеозерскому, Трифону Печенгскому, Иову Ущельскому, Евфросинии Полоцкой.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010