Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Во главе этого общества стояли тихие, молчаливые иноки, которых Афон живым примером своих подвижников воспитывал помимо науки, созерцавшей христианство сквозь медиум образованности языческой... Спасаясь от «сатанинского обаяния», удалялись они на Афон, «яко в духовную школу». Там проживали они по многу лет, утверждаясь в незыблемости православия... Об этих строгих аскетах, по близким и далеким обителям, шла усладительная для добрых иноков молва... Их словесные и письменные наставления действовали тем шире, чем больше был сосредоточен в богомыслии пламенный дух их... Они стояли к чернорабочей массе ближе тех, что ею правили. Они внушали ей доверие своей неприкосновенностью к выгодам правления. Они знали простой народ во всех его слоях, и умели покорять дикий дух украинского ремесленника и украинского хлебороба кротким внушением веры... Лучшей школой здравомыслия почитали они Афон, где предания и обычаи древнего христианства хранились в строгой неизменности... С этой знаменитой Горы не переставали приходить к нам люди, вооруженные глубоким разумением тех пунктов православной веры, которые, по словам «Советования о благочестии», были облиты кровью... Они продолжали дело основателей Печерского монастыря, и, так сказать, поддерживали на маяке огонь, когда весь Малорусский край был объят бурей и мраком. Не знаемые ни миром, ни бытописанием, они, тем не менее, имели многих последователей своего богомыслия, и в общении с ними хранили целость Восточной Церкви в нашей земле, наполненной иноверными пришельцами... Одним из таких преподобных мужей россов, упомянутый в «Советование о благочестии», Иоанн Вишенский, должен был иметь особенно сильное влияние на соотечественников, судя по самородному красноречию его посланий, приносимых в малорусские монастыри питомцами афонской школы... Афон постоянно поддерживал Печерскую обитель в строгом хранении унаследованной от времен апостольских веры, и постоянно снабжал его братию своими питомцами, подобными Иоанну Вишенскому». 127

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не стоит забывать, что характерной чертой средневекового и раннемодерного европейского общества была его неотъемлемость от религиозной составляющей. Культурная, социальная и даже политическая жизнь тогдашнего человека была пропитана церковно-религиозным влиянием. По справедливому определению Г. Эйкена, « Церковь была центром средневековой культуры». 219 Поэтому взгляды Иоанна Вишенского целиком отражали распространенные в те времена консервативно-традиционалистские религиозные представления и мировоззрение. По сути, спор Иоанна Вишенского о «внешних знаниях» – это продолжение давнего исихастского спора о многоглаголании и священном безмолвии, известного в землях Украины еще со времен выдающегося просветителя и книжника, приверженца «паламизма» и афонского наследия святителя Киприана (Цамблака, 1330–1406), митрополита Киевского и всея Руси. В своих посланиях старец Иоанн не только не отрицает науку, но и призывает к распространению в крае православного просвещения «писанием, наукою, друкованием книг, училищи и довольствы от избытков наших». 220 Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. В то же время, согласно поучениям старца, внешние знания и науки полезны тогда, когда, правильно воспринимаемые человеком, не являются для него культом и самоцелью, но способны помогать духовному его совершенствованию. Поэтому он убежден, что, прежде чем прикасаться к внешним наукам (особенно для тех, кто хочет избрать монашеский образ жизни), необходимо сперва пройти науку внутреннюю, ведущую к познанию Бога и духовному совершенствованию, и уже после этого, окрепнув духовно и приобретя необходимый опыт и знание, «утвердивши сумнения вры благочестивыми догматы , тогда вншних хитростей для вдомости касатися не возбраняти» 221 и «будет волно и свое книги читати и еретических книг касатися». 222 Как отмечает Ю. Пелешенко, «подобно Григорию Паламе Иоанн Вишенский не отрицает возможность познания материального мира при условии, что человек идет путем «разума Христова», благодаря чему он только и может приблизиться к истине. Однако возможности человеческого разума ограничены, поэтому и истина относительна. Абсолютная истина постигается лишь вследствие озарения души (Божественным светом – согласно терминологии исихастов), где человеческий разум бессилен. Таким образом, человеческий разум и мистическое озарение, в состоянии которого человек может соединяться с Божественным, рациональное и иррациональное соотносятся как низшая и высшая ступени познания в мировоззренческой концепции Иоанна Вишенского. Украинский писатель считает главной целью человека постижение Божественной истины путем мистического созерцания, и эта истина, по его убеждению, является вершиной добра, мудрости и блага». 223

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Иоанн пишет, что «Святая гора раю подобна». 165 В этих его словах отражены причины стремления подвижника вновь возвратиться на Афон и подвизаться здесь в уединении и безмолвии. И даже иноверный турецкий гнет и связанные с этим трудности не могут оставить этих его устремлений и чаяний: «яко Святая гора раю подобна, аеровоздушным, чистотным и утшителным зефиром, в отлучению мира содержима, дыхающе; сия и нын никакоже оскуд благодать, яже от воздуха... Аще же и тако аспрным нуждам Святая гора подлегла, но благодатию Христовою мир б в конец досел от вохода турков и еничарскаго, и в благочестии Святая гора по древнему никакоже оскудвает – и аще не имать аспри» (т.е. денег – прим. С. Ш.). 166 Из этого послания к преподобному Иову (Княгиницкому), как и из послания к Львовскому братству за тот же 1610 год, мы впервые узнаем, что старец Иоанн с этого времени стал подвизаться при болгарском монастыре Зограф. Письмо к преподобному Иову он заканчивает словами: «Писася в Святй гор, в неже время и соборное послание, в монастыр Зуграфе». 167 Аналогично и братчикам он сообщает: «Писася сие писание в святй Аωнстй гор, монастыри Зуграф». 168 Древнерусский скит «Ксилургу» на Афоне. Фото XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Что же могло заставить «инока русина» 169 перейти в болгарский монастырь, если на Афоне со времен Крещения Киевской Руси действовала собственная древнерусская обитель? Ответ на этот вопрос мы находим в том же послании старца к преподобному Иову. В частности, он сообщает, что в то время турки обложили новыми непомерными налогами святогорские обители. 170 При этом старец отмечает, что ныне на Афоне, дабы мирно и спокойно под турками жить, необходимо быть «желзн или сребрен», 171 то есть иметь деньги на уплату туркам налогов. Необходимо заметить, что первая половина XVII века характеризуется новым экономическим упадком и запустением большинства афонских обителей, в том числе и Русика. 172 То есть скитаться по обителям Афона стремившегося к уединению и затвору подвижника вновь заставили материальные трудности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Как призывал старец Иоанн в одном из своих посланий: «Русь жития чистого ищет, тепер в нас цноты, учтивости и доброго сумненя видти прагнет... Манастыр, на благочестие наданые, от фолваркового имени на общее житие пременте, зане нын владыкове проклятые фолварки соб починили з опщих манастырев и мысливства прекормлюют в них, а не душ, спасаемые на живот вчный». 122 Как мы знаем, в рамках затеянной при участии старца Иоанна Вишенского монастырской реформы в это время по афонскому образцу были преобразованы, помимо Дерманского, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине. 123 Плоды такой деятельности не заставили себя долго ждать. Под влиянием «афонитов» оставшиеся верными православию монастыри постепенно преобразовывались в национальные духовно-культурные очаги. Возрожденные при участии афонских подвижников обители становятся в Украине теми центрами, вокруг которых и начинается духовное, культурное и политическое возрождение. Как отмечал И. Власовский, «начатые с унии преследования православия и православных в Польско-Литовском государстве возбуждали ревность к монашеской жизни, – в украинской шляхте, кто из нее оставался верным своей Церкви, а также и среди простого народа усиливается набожность, которая проявляется в создании новых монастырей, которые были бы крепостями православия при наступлении на него католичества и местами духовного молитвенного спокойствия для исповедников в свирепые времена». 124 Прп. Иов (Княгиницкий) и прп. Феодосии Манявский Несмотря на гонения и притеснения, во многих украинских православных монастырях в течение XVII века растет число насельников – до 100–200 монахов, 125 появляется до 55 новых обителей, 126 и почти все они обустраиваются по афонскому уставу, в них возрождаются афонские исихастские традиции, открываются школы, переписываются или печатаются книги. Так что этот период справедливо можно назвать «украинским исихастским возрождением» XVII века. Для более ясного понимания царивших тогда настроений, позволим себе процитировать высказывания исследователя той эпохи П. Кулиша: «Существовало в Малороссии целое общество людей, которые на панские конфедерации и съезды смотрели, как на дела еретические...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Украинский шляхтич XVII в. В то же время, по всей видимости, Иоанн Вишенский в молодости и сам увлекался латинской ученостью, что и отразилось впоследствии на его столь острой критике ее. Известно, что, проживая в Луцке, он был дружен с местным римско-католическим каноником («мистром»), о чем сообщает в «Краткословном ответе Петру Скарге...» (1600–1601). О самом же себе он свидетельствует: «Я бо нкогда во той проб. был и сам своим слухом латынского оратора свдчил». 22 Многие исследователи обращали внимание на то, что, пребывая в затворе на далеком Афоне, старец Иоанн очень хорошо знал нравы и быт православной галицко-волынской шляхты, что подтверждает его шляхетское происхождение. 23 Еще Иван Франко обратил внимание, что, проживая в Луцке, Иоанн Вишенский был знаком здесь с одним из будущих зачинщиков Брестской унии, а тогда православным Луцким епископом Кириллом (Терлецким). Кроме того, из посланий старца Иоанна видно, что в Луцке он был знаком и с занимавшимся здесь судебной практикой Дионисием Збируйским, будущим епископом Холмским, и также в будущем одним из активных сторонников унии. 24 Луцкий замок XVI в. Реконструкция П. Троневича По мнению Ивана Франко, опекуном молодого Иоанна Вишенского был один из богатейших магнатов Речи Посполитой, маршалок Волынской земли и воевода Киевский князь Василий-Константин Острожский (потомок преподобного Феодора Острожского, нетленные мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре). 25 Во всяком случае, оба они были знакомы, что явствует и из посланий старца к князю за 1598–1600 годы. Одно из первых произведений Иоанна Вишенского – послание «От Святой Аеонской горы скитствующих» – было опубликовано в 1598 году в изданной на средства князя острожской «Книжице», что уже само собой подтверждает факт знакомства двух поборников православия. Это послание старца Иоанна было адресовано «благочестивому княжати Василию, поборнику Церкви соборное православное веры». 26 Большое влияние на формирование мировоззрения Иоанна Вишенского оказал Острожский кружок, в который входили выдающиеся церковные и светские деятели того времени. Из писаний старца Иоанна видно, что он хорошо знал Острог и жизнь его обывателей. По всей видимости, бывал он здесь неоднократно. И близкая дружба с другим видным православным подвижником прп. Иовом (Княгиницким) завелась у него, скорее всего, еще в Остроге, где тот учился в Острожской академии, а позже и преподавал в ней. 27 Эта дружба в дальнейшем тесно свяжет их в совместном, по поручению князя Острожского, путешествии на Святую Гору и пребывании здесь, а затем и при основании Великого Манявского скита и возрождении афонских монашеских уставов в Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Долгое время творения старца Иоанна Вишенского имели хождение лишь в рукописном виде; они переписывались и распространялись в основном среди православных монахов. Ныне известно не менее 12 списков XVII – начала XX веков. 10 Одна из таких рукописей, переписанная в XIX в. с более древнего списка, хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 11 На страницы отечественных изданий имя старца-полемиста впервые попало в 1845 году, когда было обнаружено и опубликовано упомянутое выше «Совтование о благочестии». 12 В том же году П. Строевым были изданы «Рукописи славянские и российские, принадлежащие купцу И. Н. Царскому» (1848), где он описал рукописный сборник, включавший и произведения полемиста. Затем в 1858 году СМ. Соловьевым было открыто несколько неизвестных сочинений Иоанна Вишенского. 13 Через два года, в 1860 году, А. Петрушевичем во Львове было опубликовано житие старца Иова (Княгиницкого), в котором упоминалось о старце Иоанне Вишенском как сподвижнике и близком друге преподобного Иова. 14 Еще через пять лет, в 1865 году, Н. Костомаровым в «Актах Юго-Западной России» были опубликованы еще четыре малоизвестных произведения афонского подвижника. 15 Это дало толчок С. Голубеву , И. Житецкому и другим текстологам к дальнейшим поискам и изданию рукописей старца. 16 Кстати, Иван Франко сумел возжечь в среде интеллигенции особый интерес к творениям святогорца-полемиста, не пресекающийся вот уже более 100 лет. Среди исследователей наследия Иоанна Вишенского также необходимо отметить работы таких авторов, как Н. Сумцов, В. Завитаевич, В. Щурат, A. Крымский, В. Перетц, М. Грушевский, М. Возняк, А. Белецкий, С. Цимбалюк, Д. Чижевский, Т. Скирда, П. Загайко, Ф. Шлем, С. Пинчук, В. Микитась, Л. Махновец, Д. Наливайко, В. Колосова, К. Яременко, B. Шевчук, Р. Лубкивский, Ю. Пелешенко, О. Неменский, О. Пидгайко, А. Александров, Н. Поплавская и многие другие. 17 Особая заслуга в издании трудов афонского подвижника принадлежит И. Еремину. 18 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Она, всеблагословенная моя Попечительница, помогла мне во всех моих нуждах, как только я помолюсь Ей усердно, то скоро и получал просимое. Самое большое препятствие моему намерению я встретил в Орле, от дяди моего, преосвященного Поликарпа, который хотел удержать меня у себя навсегда, но я не согласился остаться у него; и, хотя он всю зиму удерживал меня, всячески упрашивал и испытывал меня тяжелыми испытаниями, заставлял в саду копать мерзлую землю, чтобы устрашить меня и показать мне на опыте, что я неспособен к таковым трудам, которые на Афоне для меня необходимы, но я при помощи Божией Матери все его испытания выдерживал. Наконец, он решился отпустить меня на Афон и предлагал мне рекомендательные письма к знакомым его на Афоне, потому что он сам был на Афоне; но я, имея в душе веру к Божией Матери, отказался от его предложения, причем, он заметил мне: какой ты гордый! Зато на дорогу он дал мне денег пять рублей. Но я о деньгах и не думал, до Одессы шел пеший, один, милостыни не просил, а везде боголюбивые люди кормили меня и сами предлагали деньги. Как только спросят: куда я иду, и лишь услышат, что я иду на св. гору Афонскую, то с удивлением скажут: ах какой молодой, куда идет спасаться, и затем дают денег. Таким образом, до Одессы мне надавали до 50-ти рублей, которых до Афона я не мог всех издержать. И вот, Божия Матерь оправдала мою к Ней веру, помогла мне исполнить мое желание, я теперь на Афоне; и вседушно верую и надеюсь, что Она спасет меня здесь, а в Россию я уже ни за что не возвращусь, и, если вы не примете меня, то я, хотя буду жить у вас поклонником, потому что мне очень все у вас понравилось. А когда заболею, то вы, верно, не оставите меня умереть без пострига, – так как это есть у вас в обычае». После этого объяснения, было дозволено ему жить в гостинице, в числе поклонников. Но по прошествии полугода, видя его добрый нрав, все отцы полюбили его и просили о принятии его в общежитие, и он был принят и определен для жительства за монастырем, в келлию Преподобных Печерских, под надзором иеромонаха, отца Василия живописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

44 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ея время. Свято–Троицкая Сергиева Лавра. Издательский отдел Владимирской епархии, 1995. 607 с. 45 . Кратиров П. Святитель Задонский Тихон , как пастырь и пастыреучитель. Православный Собеседник, Т. II. С. 123. 46 . Краткия поучения старца Феодора Санаксарскаго . В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 381–394. 47 . Краткое поучение старца Феодора, настоятеля Санаксарския обители. М., 1847. 42 с. 48 . Лакиер А. Русская герольдика. СПб, 1855. С. 349–350. 49 . Лебедев А. , прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб, 1896. С. 14–15. 50 . Листвицын В.И. Село Богоявленское на Острову (Романовский уезд). Ярославские губернские ведомости. 1872. 1. С. 2. 51 . Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшаго Гавриила, митрополита Новгородскаго и Санктпетербургскаго. Санктпетербург, 1857.С. 72–73. 52 . Миряне и иноки – ученики Оптинских старцев, погребенные в Оптиной пустыне. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 197–198. 53 . Наставления старца иеромонаха Феодора. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 413–431. 54 . Наставления схимонаха Зосимы. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 272–273. 55 . Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схимонахиня Олимпиада. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 71–95. 56 . Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, Марья Петровна Протасьева. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 274–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

57 . Начало Саровской пустыни и первоначальник ея иеросхимонах Иоанн. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 234–235. 58 . Новый и полный географический лексикон Российского государства. Т. V. СПб., 1777. С. 20. 59 . Овчинников В.Д. Святой праведный адмирал Федор Ушаков. М.: МКФ «Ветеран Москвы», 2001. 60 . Овчинников В.Д. Федор Ушаков. М.: «Новатор», 1998. С. 324. 61 . Попов Т.Д., свящ. Св. Тихон Задонский , как нравоучитель. Воронежская Старина, вып. XII–й. Воронеж, 1913. С 145. 62 . Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и С.–Петербургский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1906. С. 136–148. 63 . Преосвященный Феодосий, епископ Тамбовский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Декабрь. Т. II. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 288–304. 64 . Преподобный старец Феодор Санаксарский . В кн. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 2000. С. 56–66. 65 . Пустынножитель Василиск. В кн. Жития Сибирских святых. Новосибирск, 1999. С. 147–174. 66 . Санаксарский монастырь (Второе издание, исправленное и дополненное). Саранск, 2000. 206 с. 67 . Святителя Тихона Задонского , епископа Воронежского и Елецкого Наставление о собственных всякого христианина должностях. С приложением Жития святителя Тихона и Акафиста ему. М.: «Правило веры», 1998. С. 248. 68 . Святый праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Киев, 2001. 64 с. 69 . Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. I. М.: Изд–во Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 746. 70 . Смолич И.К. Русское монашество. 988–1917. В кн. Приложение к «Истории Русской Церкви». М.: Церковно–научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 1997. С. 351.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Иоанн не замедлил явиться во сне матери девицы в образе иноческом и открыл ей, что такая-то из ваших, сребролюбием недугуя, сняла у девочки серьги и прочие золотые украшения и, наложив руки на дочь твою, скрыла труп в дому своем. Пробудившись, она пошла с мужем и родными в указанный дом; по старательном исследовании, нашли тело убитой зарытым в углу дома. Власти осудили убийцу по закону. Дивясь открытию Иоанном сокрытого беззакония, все прославили Бога. В заключение скажем о перенесении руки праведного Иоанна в Русский на Афоне монастырь, что можно причислить так же к чуду особенного снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам его. Дерзающие отнимать частицы от мощей праведного, явлением и угрозами его принуждены бывают возвращать отъятое, но на отъятие и послание руки в св. гору Афонскую не было от него никакого препятствия. Случилось же это так: назад тому несколько лет, подвизающиеся в обители св. Пантелеймона отцы, узнав о совершающихся у раки св. Иоанна чудесах, просили себе у Прокопийцев части многоцелебных его мощей. По долгом совещании и несогласии некоторых, жители согласились, наконец, все как бы чудом исполнить просьбу отцов и, после молебствия отделив от мощей правую руку, послали ее (в 1880 г.) через отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин местечка. Принятие мощей в обители св. Пантелеймона было торжественное. Когда дано было знать о прибытии к монастырю святыни, все отцы вышли вне с игуменом Макарием, и в некотором расстоянии от обители встретили мощи с песнопениями при полном колокольном звоне и ударениях в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пели торжественно славословие, после которого было поклонение принесенной святыне с большим чествованием и благоговением. Таким образом, находясь теперь в жребии Богородицы, рука праведного Иоанна почитается там наравне с честными мощами многих святых 33 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010