По окончании полунощницы начали утреню. Шестопсалмие читал сам, с особенным самоуглублением, и много слез проливал, а наипаче на первых трех псалмах, когда читал: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи мене. Вонми в помощь мою, Господи Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя», и проч. ( Пс.37 и 62). Потом несколько утешился и с великим восторгом читал: «благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» и проч. ( Пс.102 ). Ектении уже не мог сказать, а велел пропеть двенадцать раз «Господи помилуй». Когда начали петь: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне», он предал душу свою в руце Господа своего, Которого от юности возлюбил паче родителей, жены и чад своих, и Которому тридцать шесть лет поработал в иноческом чине. Воистину, честна пред Господом смерть преподобных Его. Скончался без всякой болезни и страха; умер, яко уснул сладким сном, сидя, и повесив свою голову. А, видевшие сие, братия оставили читать утреню, скоро пошли в собор и сказали игумену Герасиму. Из собора все пришли к усопшему. Греки горько о нем плакали, не имея надежды видеть из русских другого такого подвижника, кроткого и смиренного; и не только они, но и братия других обителей св. горы Афонской о нем плакали, услышав о его кончине. Игумен Герасим послал по всей горе Афонской повестить всем русским, чтобы пришли на погребение. Погребали его всем собором, русские и греки. Игумен Герасим горько плакал. Архимандрит Прокопий говорил надгробное слово и ублажил странствие, скорби и изгнание, кротость и смирение почившего. Через три года, по обычаю афонскому, откопали его кости, и оказались, по афонскому замечанию, благодатными: желты яко воск, и некое малое испускали благоухание. И поставили главу его в гробнице под церковью, и написали на главе сице: «Иеромонаха Павла Русского». Теперь скажу о его непамятозлобии. По изгнании его из скита, сделался игуменом в скиту тот, кто более его гнал, иеромонах Акакий, и, поживши полгода игуменом, много скитского имения расточил. И сделалось через то в скиту великое смущение. Игумена Акакие арестовали и послали за отцом Павлом, и просили его, чтобы сказал, каких вещей не оказывается; потому что Павел знал, что есть в скиту, где тридцать пять лет прожил. Но отец Павел покрыл п оправдал своего врага и вместо зла сотворил ему благо: сказал, что все цело, что было прежде. Этому его поступку удивлялась вся гора Афонская 4 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеросхимонах Гавриил 467 (в миру Георгий Никитич Чедаев) был уроженцем Тульской губернии. До прихода на Афон он был насельником Киево-Печерской Лавры, где был пострижен в мантию с именем Гервасий и там же был рукоположен в иеромонаха. Он состоял духовником киевского митрополита Арсения и пользовался известностью благочестивейшего подвижника, любившего безмолвие и уединение. Очевидно, это стремление к тихой уединенной жизни и достижению полного безмолвия привело его на Святую Гору, где очень скоро все узнали о его подвижнической жизни и полюбили. Сам отец Паисий высоко ценил отца Гервасия и рекомендовал его в преемники себе на должности настоятеля. Его кандидатуру на этот пост поддерживал также тогдашний русский консул в Солуни, знаменитый философ Константин Леонтьев 468 . Вот почему отец Гервасий, несмо-тря на свое сравнительно недолгое пребывание на Афоне, не более трех лет, был избран в настоятели. Но должность эту нес он недолго: преклонный возраст и любовь к безмолвию заставили его оставить скит. В 1873 году он поселился в Руссике, где был пострижен в схиму с именем Гавриил. Здесь он жил до своей кончины в уединенной келлии монастыря, поддерживая тесную духовную связь с игуменом Руссика отцом Макарием. Последние два года жизни он провел на подворье Руссика в Константинополе, так как тяжелая болезнь заставила его оставить свою отшельническую келлию и прибегнуть к помощи врачей. И отсюда он не прекращал переписываться с отцом Макарием, испрашивая у него духовных советов и молитвенной поддержки в тяжелом испытании 469 . Преставился отец Гавриил в Константинополе 5 января 1884 года. Иеросхимонах Андрей (Полтавский) Иеросхимонах Андрей (в миру Аврамий Захарович Полтавский) был уроженцем города Измаила Бессарабской губернии. Он прибыл на Афон в 1847 году и поступил в Ильинский скит, где был пострижен в схиму в 1857 году с именем Андрей, в 1858 году был рукоположен в иеродиакона, а в 1863 году – в иеромонаха. В 1873 году после ухода на безмолвие отца Г авриила игуменом скита братией был избран отец Андрей. Он на первых порах своего настоятельства встретил большое сопротивление от некоторых считавших себя достойными настоятельства монахов, но, опираясь на большинство братии, быстро смог упрочить в скиту свое положение. Поддержали отца Андрея и старцы Руссика, отец Иероним и отец Макарий, которые решили дать обстоятельное разъяснение всем противникам нового игумена. «Желание ваше, – писали они им, – относительно перемены вещь неосуществимая, с какой бы стороны мы ни стали рассматривать этот предмет» 470 . А отцу Андрею отец Иероним посоветовал возвести на почетное положение в скиту главного своего противника – бывшего эконома отца Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно в эпоху игуменства Киприана Русина состоялся знаменитый Собор 1621 года, созванный митрополитом Иовом (Борецким), определения которого были изданы под названием «Совтование о благочестии». В числе прочих мер значилось установление более тесных духовных связей с Афоном, посылка туда иноков для практики афонского монашеского делания. Этот Собор свидетельствует о значительном вкладе русских святогорцев, и в частности упомянутых нами подвижников Русика игумена Матфея, игумена Киприана Русина и монаха Иоанна Вишенского, в защиту православия и сохранения истинного благочестия в Юго-Западной Руси. Текстовый разбор посланий Иоанна Вишенского, как свидетельствует Сергей Шумило, показывает, что он очень часто ссылается на Дионисия Ареопагита . Бесспорным историческим фактом является то, что перевод творений Ареопагита на славянский язык осуществил игумен Русика Исаия (†1371 г.). Свободное владение текстом указывает на то, что о. Иоанн использовал именно славянский перевод, что дополнительно подтверждает, по мнению исследователя, связь Иоанна Вишенского с Русским монастырем на Афоне, который и в будущем продолжал играть значительную роль в укреплении православия в Юго-Западной Руси. Книга о старце Иоанне Вишенском не только послужит прославлению памяти этого выдающегося подвижника благочестия и восстановлению исторической справедливости относительно Афонского периода его жития, но и будет способствовать новому возрождению и укреплению Святого Православия в его родных краях. Божие благословение и покров Царицы Небесной да пребудет с автором этой книги и со всеми благоговейно, с благодарностью принимающими этот посильный труд и назидающимися им. Иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп (полномочный представитель) Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вместо предисловия Книга СВ. Шумило, посвященная жизнеописанию и творениям афонского старца Иоанна Вишенского, как никогда, своевременна и нужна православным читателям. Она будет интересна и молодежи, и людям старшего поколения, как церковной, так и светской аудитории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вторая часть книги является собранием извлечений и пересказов нравственно-богословских тезисов о любви, собранных из трудов и жизнеописаний современных православных святых и старцев. В данном разделе приведены персональные обзоры учения о любви святителя Николая Сербского, старца Иосифа Исихаста, архимандрита Сергия (Шевича), преподобных Силуана Афонского и Порфирия Кавсокаливита. Каждый из обзоров в форме конспекта излагает экстракт, суть учения церковного автора о любви и духовном подвиге её стяжания. Заключительная, третья часть книги содержит фрагменты Нового Завета, текстов учителей Церкви (святителей Василия Великого и Григория Нисского) и святых подвижников благочестия (преподобных Макария Великого, Симеона Нового Богослова, Порфирия Кавсокаливита) о христианской любви с богословскими комментариями Ларше, поясняющими смысл каждого из фрагментов. Тут рассматриваются частные вопросы любви и милосердии, не вошедшие в первую часть книги: например, о любви святых к человечеству, милости любящего ко всему творению (животным и даже демонам), милосердии как лекарстве для души. Книга «Вариации на тему любви и милости» Жан-Клода Ларше является проводником в святоотеческом учении об этой «главе добродетелей», опирается на труды учителей Церкви и преподобных подвижников и может быть полезна человеку, желающему узнать о содержании понятия «любовь» в православном богословии, борьбе с препятствующими этой любви страстями и достижении счастья в этой добродетели с позиции взвешенного патрологического исследования аскетического учения Церкви. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/book/6195017

«Что же касается вообще афонских сиромахов, то об их жизни можно было бы написать целые книги: настолько она разнообразна и полна возможными эпизодами... от умилительно-поэтических и до полных сурового трагизма». Так написал о них Маевский. Но, каждому паломнику, выходящему за пределы монастырей, вернее, вышедшему за рамки движения от одного большого монастыря к другому, приходилось видеть останки отшельников, лежащие прямо на месте совершения подвигов. Также лежат где-то и останки сиромахов, ожидая общего Воскресения. Но, чьи это кости, кто подвизался и, какие подвиги совершал, уверяю вас, почти никто из насельников близлежащих монастырей не знает. И это не отсутствие любопытства, а, увы, некоторое охлаждение к подвигу, ибо есть усилия духовные и телесные, направленные к благим целям, но нет того благочестия, которое желает расти, а оттого требует питания примером и поучением. Из-за этого забвения вряд ли удастся написать книгу, о которой говорит Маевский. О чем говорить, если русский человек почти ничего не знает о великом русском афонском старце Арсении, жившем всего лишь в XIX веке? Спасибо датчанину-святогорцу Антонию, который приводит его жизнеописание в своей книге об афонских подвижниках благочестия прошлого века. Если можно еще спасти от забвения подвиги монахов-отшельников, то книга о сиромахах никогда не будет написана. К тому же уже ушли в прошлое и сами сиромахи... Но все же попробуем написать хоть одну тетрадную страничку. На арсане Зографа к нам вдруг подлетел плотный монах маленького роста, исполненный необъяснимой радости. Радость его еще увеличилась, когда он узнал, что мы русские. Мы не сразу поняли, куда была направлена его активность. Он затащил нас в комнату, очень быстро откуда-то извлек почтенного белобородого старца, быстро под руку привел его к нам и не менее быстро сварил кофе и угостил всех нас. Старец тоже очень радовался русским, воспоминания о которых у него, наверно, относились, если не к началу века, то, по крайней мере, к предвоенным и военным временам. Казалось бы, восторгу нашего благодетеля не будет предела. Вот уже кому-то он подарил четки. Кому-то уже успел объяснить, что сейчас он едет на агрипнию в скит св. Анны, а затем будет на Панагире в нашем Пантелеймоновом монастыре. При этом он бьет себя в грудь кулаком и говорит: «Софрониос». Его имя Софроний. Он даже пишет его на бумажке. Но вот появляется, наконец, корабль, и мы расстаемся.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=175...

160 Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915–16 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. С. 7 (5-я пагин.). 161 Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. – М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 113. 162 Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского. 164 В жизнеописаниях сщмч. Илариона обыкновенно говорится, что Святейший Синод дважды, весной 1913 г. и в марте 1914 г., поручал о. Илариону участие в деле «увещания» афонских монахов (Например: Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2005. С. 391, 393; Голубцов Сергий , протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) //Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 116.). Согласно этой версии, оба раза через некоторое время поручение отменялось. Такое в течение года почти тождественное повторение факта, имеющего характерные особенности, не может не вызвать подозрения, которые увеличиваются через ознакомление с обстоятельствами жизни Троицкого весной 1913 года. Нам известно, что в марте 1913 года В. Троицкий готовится к постригу, и указанное поручение Св. Синода в этом случае явно выглядело бы неуместным. После пострига о. Иларион в течение двух месяцев пишет своим родным о благостном состоянии, не омраченном никакими неприятностями. Явным диссонансом к этим фактам звучит письмо о. Илариона Лидии Павловне Архангельской, датированное апрелем 1913 года, в котором пишущий замечает: «Дело с афонцами разрешается без моего участия. Возможно, что тревога была у меня напрасно, но она была, и времени у меня пропало много» ( Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В географическом смысле Соловецкий архипелаг представляет собой группу островов в Белом море, при входе в Онежскую губу. Самые крупный из них – Соловецкий; Анзерский, Большая Муксалма и Малая Муксалма – средней величины; мелкие острова – Большой и Малый Заяцкие. Самой высокой вершиной архипелага является, высящаяся на 107 метров над уровнем моря, святая соловецкая гора Голгофа. Общая площадь архипелага составляет порядка 347 квадратных километров. Он преимущественно покрыт северным лесом. Имеются пресноводные озёра. Климат на архипелаге весьма суров. Зато в долгую, холодную и ветренную зиму Творец мира вознаграждает труды и терпение соловецких обитателей ненарушимым безмолвием и неповторимыми красотами северного сияния. Век за веком умножалась соловецкая братия. Иноческое подвижничество явилось на Соловках во всех трех своих главных и древних формах – это общежительное монашество (по–гречески: киновия), скитское – когда численность братии не превышает 10–12 человек и отшельничество, или пустынножительство (по-гречески: анахоретство) – что возможно только самым совершенным и духовно опытным инокам. Причем, необходимо обязательно учесть и тот феномен, что подвиги соловецких богоносцев, повторяющие подвиги египетских, палестинских и афонских святых, проходили в условиях сурового северного климата. В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу стал пользоваться особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь – форпост Православия в Северной Руси. В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь. В годы игуменства святителя Филиппа (1548 –1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552 –1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святителя Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последние годы, когда в честь Божией Матери «Скоропослушницы» была устроена церковь при новой трапезе, празднование это перенесено на 9 ноября – день прославления святой иконы. Список с другой Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Утешение в скорбях и печалях». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 г. афонские монахи приносили во время странствования по России и в г. Слободской (из Афонского Андреевского скита), и от которой 19-го ноября здешним живописцем Владимиром Неволиным получено исцеление от немоты. Этот снимок с чудотворной иконы снят самим исцеленным. Риза на монастырской иконе та самая, которая находилась на чудотворной иконе и пожертвована братией Андреевского скита в Слободской монастырь в память благодатных исцелений, полученных многими из притекавших с верою к св. образу Богоматери. Празднество в честь этой иконы 25 января и 19 ноября – в память чудесного исцеления Неволина. Список с «Иверской» иконы Божией Матери, это – также точный снимок с чудотворной иконы. На ней риза, украшенная разноцветными каменьями, сооружена игуменией Пульхерией на свои средства при участии некоторых граждан. Празднество иконе совершается 12 февраля, 31 марта и на 3-й день Пасхи. Из икон святых угодников особенно чтится икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, писанная на кипарисовой доске. Послана она в здешний монастырь в 1871 году из Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря. Еженедельно по вторникам читается акафист в честь святого. Кроме святых икон есть в обители и части свв. мощей, хранящиеся в ковчеге, числом пятнадцать. Но более всего замечательна в обители икона Божией Матери «Целительницы». Эту икону берут к опасно больным, и многие от нее получают исцеления. Благоговейная игумения с заботами о храмах и святынях соединяла и заботы о благоустройстве быта сестер. В 1869 году ею была введена в обители община на 60 человек; в 1871 году в хорошем помещении открыта школа для бедных детей. Приведена в лучшее состояние монастырская мельница, при ней построен дом для приезда настоятельницы и отдельно – изба для крестьян-помольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О. Никодим еще отличался и примерной простотой. Когда вышеупомянутый о. Григорий, долго страдавший чахоткой, наконец, тяжко заболел, слег в постель, тогда духовник приказал Никодиму смотреть за больным и строго наблюдать, чтобы он не умер без присмотра. О. Григорий был примерный монах, любитель умной молитвы, потому о. Никодим более других уважал его и хотел при кончине его жизни сам послужить ему, (тем более, что келлия о. Григория была близ келлии о. Никодима), но затруднялся тем, что ему, по его послушанию, нужно было часто отлучаться от больного, и боялся, чтоб он в это время не умер; впрочем, из такого затруднения вывела о. Никодима простота его. Пришедши к о. Григорию и объяснив ему свое затруднение, о. Никодим просил его, чтоб он сказал ему, когда будет умирать. О. Григорий с подобной же простотой и уверенностью отвечал ему: «не беспокойся, отец мой, когда я буду умирать, тогда об этом скажу тебе»: И действительно, по прошествии нескольких дней, он сказал сидевшему при нем о. Никодиму: вот, отче, я скоро умру. О. Никодим спросил у него, почему это он знает. Больной отвечал ему: «разве ты, отче, не видишь, вот уже пришли за мною двое и сказали мне: пойдем домой». Отец Никодим торопливо начал спрашивать его: «где они, где они? я не вижу их!» Григорий, давши ему рукою знак, сказал: «молчи, молчи, я там тебе скажу», – и вслед за этими словами мирно окончил свою страдальческую жизнь. Один из русских безмолвников, живший на Капсале, именем Анастасий, прихаживал в Русский монастырь к духовнику для исповеди. О. Никодиму было приказано принимать его. Однажды духовник сказал о. Никодиму, чтоб он поболее обращал внимание свое на этого старца, и чем только может утешал бы его, потому что этот старец достиг высокого устроения духовного, может помогать нам своими молитвами в усовершенствовании духовной нашей жизни. Выслушавши это, о. Никодим наклонил голову к груди и после минутного молчания, поклонившись до земли, спросил с заметным умилением: «можно ли, батюшка, мне узнать, в чем состоит это высокое устроение духовного старца, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпели панихиду и поставили кости посреди церкви, и была всем изобильная трапеза. С вечера начали всенощное бдение. Когда пели «Хвалите имя Господне», то все ощутили благоухание по всему храму и на дворе, чему вся братия весьма удивилась. Они стали даже спрашивать друг у друга в храме, также и в алтаре, так как все недоумевали, отчего происходит такое благоухание. Старец Иероним подошел со свечой к костям и увидел, что из сухой кости, из главы, из тех отверстий, где были уши, истекает миро, подобное елею, и испускает неизреченное благоухание. Он велел перестать пению и сказал всем: «Придите, отцы и братья, и посмотрите своими очами эту дивную вещь, и прославьте Творца Небесного». Все видевшие это возрадовались и прославили Бога, творящего дивные чудеса. Отец Иероним говорил братии: «Отцы святые, почему так из сухой кости истекло благовонное это миро? Почему не из другого какого места, а только из ушей? Тому, должно полагать, причина та, что эти уши не имели сытости слушать Слово Божье и всякое благочестивое писание. Все вы знали этого блаженной памяти отца Никодима, какой он был искусный чтец и певец, так что другого, подобного ему, из русских на Святой Афонской Горе не обретается. Так он любил слушать Священное Писание, что, если бы кто-нибудь ему читал день и ночь, он никогда не мог утомиться и насытиться. А мне потому это известно, что с ним мы из одного города уроженцы. С самой юности он был мне друг и духовный брат. И вместе мы с ним оставили суетный мир с его прелестями: несколько лет странствовали и проживали по российским монастырям, вместе пришли на эту Святую Афонскую Гору и хотели здесь в единой келье жить. Часто случалось, что по целой ночи я ему читал, и сам он мне говорил: „Столько люблю слушать Божественное Писание, что, если бы кто читал непрестанно, мне никогда бы не наскучило“. Теперь отцы, явно показал нам Господь, сколь полезно нам слушать Божественное Писание. Эта сухая кость, лежавшая три года в земле, источает такое благовонное масло. Но отец Никодим был не только слушатель, но и творец: все услышанное старался исполнить делом. Для того и оставил свое Отечество, славную Россию, и удалился в это тихое пристанище, и вселился в эту пустыню. Да поработает Господу Богу своему без всяких препятствий от мира сего. И мы, отцы, если будем подражать сему блаженной памяти схимонаху Никодиму, слушать Святое Писание и исполнять его делом, и мы сподобимся с ним вечного блаженства. Аминь». Схимонах Николай

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010