Итак, разбирая чинопоследование Божественной литургии (смотрите публикации в предыдущих номерах газеты и на сайте Саратовской епархии), мы подошли к ее вершине — Евхаристическому канону. Рассказывает нам о нем и объясняет отдельные его моменты наш постоянный собеседник, доцент Саратовской православной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, почему в данном случае мы употребляем именно это слово — канон? —Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие — важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово. —Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать? —«ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» — это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца — значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие. —С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора — главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое? —Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога. Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится — в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.

http://pravoslavie.ru/78257.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Миасинская (Азуровская) " Описания иконы Описание иконы Миасинская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Миасинская (Азуровская) икона Божией Матери получила свое название от Миасинской обители, находившейся в Армении. В первые века христианства Миасинская долина, в которой позже был основан монастырь, была густо заселена язычниками. Однако к началу V в., уступая место христианству, язычество почти полностью исчезло с лица земли. По распоряжению государственной власти языческие капища разрушались, а на их месте возводились христианские храмы. Епископ Мелитинский прп. Акакий (память 17 апреля и 15 сентября) пожелал построить в Миасинах храм во имя Пресвятой Богородицы. Последние язычники не могли открыто противостоять епископу, но пытались всячески мешать ему. Несмотря на это, епископ построил храм и торжественно освятил новосозданную церковь. Таким образом, по выражению составителя жития св. Акакия, «идеже кровавые скверные диаволу творяхуся требы, тамо бескровная, чистая нача приноситися Богу жертва, и совершахуся чудеса благодатию Пречистыя Богоматере». Впоследствии вокруг этого х[...] Икона Миасинская (Азуровская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Образ прославился после окончания иконоборческой ереси в Армении. Икона стояла в церкви Миасинского монастыря близ города Мелетина, но иконоборцы бросили её в озеро. По прошествии более ста лет, в царствование Михаила III и Феодоры, когда иконоборчество прекратилось, 1 сентября 864 года, икона появилась на поверхности озера, откуда была взята верующими. Ко всеобщему изумлению, образ оказался совершенно неповреждённым от долговременного пребывания в воде. Описание иконы Миасинская (Азуровская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон "

http://pravicon.com/icon-194

Литургия условно делится на Литургию Слова и Литургию верных, органично сплавленных в единое словесное Жертвоприношение. Свести службу к одной лишь Жертве, – значит, принудить народ со временем онеметь. Но и остаться при псалмах, при Апостольских и Евангельских чтениях и проповеди без Бескровной Жертвы тоже означает лишиться Литургии и свести ее к расширенному варианту обедницы. Нужно то и другое – Слово и Жертва. Связь эту можно заметить на примере одного воскресного зачала. А именно – 5-го от Луки, глава 24 стихи с 12-го по 35-й. Дорога в Еммаус Там говорится о двух учениках, которые по дороге в некое селение Эммаус рассуждали между собою обо всем, произошедшем в Иерусалиме. К ним приблизился уже воскресший Иисус и, будучи неузнанным, вступил в разговор. Отвлекаясь на время от темы, скажем, что эта неузнанность Иисуса, это, точнее, постоянное неузнавание Его после Воскресения, подобно некоему знаку. Именно так мы постоянно «не узнаем» Его и не замечаем. Это при том, что Он – «с нами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) Итак, Он идет с двумя учениками и беседует «о всех сих приключшихся». Из разговора ясно, что мысли учеников о Нем далеки от совершенства. Они считают, что Он должен был «избавить Израиля», что Он – «пророк, сильный в слове и деле», но не более того. И весть о воскресении уже принесена женами, но ученики все еще в смущении и недоумении. В общем – ничего торжествующего и светлого, но вместо веры – один клубок вопросов и сомнений. И вот тут начинается Литургия Слова. Христос вначале укоряет учеников, называя их «несмысленными и медлительными сердцем». Это взбадривание учеников может быть обидным, и тот священник, который не будит людей, потому что боится их ненароком обидеть, рискует никого ничему не научить. Далее, взбодрив их, Он «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27) Проповедь митрополита Иосифа (Чернова) Человеку, таким образом, необходимо объяснить все сказанное о Христе, начиная с Моисея и всех пророков. Апостольская благодать как раз и характерна тем, что Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45) Писание нужно вначале изучать с ближайшей стороны – с буквы. Затем доискиваться скрытого смысла и осторожно заныривать в глубины. Оттуда, из глубин, извлекши жемчуг, нужно затем и слушателей обогащать. Так надо. И восшествие по ступеням иерархии должно быть знаком внутреннего освоения смыслов Писания. Но это еще не все.

http://pravoslavie.ru/58345.html

Митрополит Ханты-Мансийский Павел совершил чин великого освящения храма Архистратига Михаила на кладбище г. Мегиона 23 марта 2020 г. 15:15 21 марта 2020 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил чин великого освящения храма в честь Архистратига Михаила на кладбище г. Мегиона (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Нижневартовского городского округа протоиерей Сергий Шевченко, секретарь управляющего епархией иеромонах Антоний (Кирпичев), настоятель храма иерей Андрей Машлыкин, иеромонах Иннокентий (Денисенко). Диаконский чин возглавил диакон Даниил Матвеев. На богослужении присутствовали глава г. Мегиона О.А. Дейнека, генеральный директор компании «Славнефть-Мегионнефтегаз» М.А. Черевко. По окончании Литургии митрополит Павел обратился к верующим: «Дорогие братья и сестры! Позвольте от сердца, от души поздравить всех с великим освящением этого прекрасного храма святого Архистратига Божия Михаила! Это особое событие в жизни всей Церкви, это не только событие нашей епархии или нашего города, это вселенский праздник Православия. Еще одним храмом и освященным жертвенником стало больше в православном мире. Здесь будет совершаться бескровная жертва, где Сам Господь будет соединять люд Божий. Нет ничего более важного, чем соединяться с Богом в его Святых Тайнах Тела и Крови Христовой. Мы сегодня благодарим Господа за его великие благодеяния, также благодарим тех, кто принимал участие в возведении этого храма. Да, этот храм находится на кладбище, на месте упокоения тех, кто отошел к тамошнему миру. Для них — возведение этого храма, отправление богослужения, ибо они здесь незримо присутствуют, слышат совершаемую службу и молятся вместе с нами и за нас. Им больше открыто, чем нам, так как для нас тамошний мир закрыт. Царствие Небесное и вечный покой всем, здесь захороненным православным христианам, и отцу Димитрию, память кончины которого мы отмечаем. Сегодня он молится вместе с нами за свою паству.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мы продолжаем наши беседы с Алексеем Кашкиным, заведующим кафедрой библеистики СПДС, кандидатом богословия, автором учебного пособия для духовных семинарий «Устав православного богослужения». Сегодня речь пойдет о подготовительной части Божественной литургии — о входных молитвах, облачении священников и проскомидии, символически изображающей Жертву Христову, Его страдания. —Алексей Сергеевич, не знаю, как в других храмах, а в нашем прихожане стараются прийти перед Литургией пораньше, чтобы застать этот момент: священник и диакон становятся лицом к Царским вратам и негромко читают входные молитвы. Мы вслушиваемся: «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу». Затем оба — или один священник, если диакона нет,— низко кланяются прихожанам и говорят: «Простите нас, братья и сестры».— «Бог простит, и вы нас простите»,— негромко откликается народ, а кто-то непременно добавит: «И помолитесь там за нас!». А с чем связана эта традиция, каков ее богословский смысл? —Божественная литургия — особое богослужение, и именно поэтому перед нею положено совершать входные молитвы: перед вечерней, например, Устав входных молитв не предусматривает, священнослужитель просто входит в алтарь и начинает службу. Хорошо расслышать эти молитвы мы можем на архиерейском богослужении, потому что на нем они произносятся возгласно, т.е. громко. А традиция просить прощения у прихожан заставляет нас вспомнить слова Спасителя: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Ведь Литургия — это жертвоприношение, Евхаристия — Бескровная жертва. Поэтому пастырь просит прощения у пасомых, прежде чем ее совершить. —И вот, напутствуемые паствой священники или священник и диакон вошли в алтарь…

http://pravoslavie.ru/75875.html

Несколько месяцев назад, вскоре после Пасхи, которую подавляющее большинство христиан в связи с известными обстоятельствами встретили дома, отец Олег Стеняев в одной из своих бесед подробно говорил о том, как относится к карантину Священное Писание и как православный человек должен себя вести во время подобных эпидемий. В эти ноябрьские дни пожилые люди снова вынуждены неотлучно находиться в своих домах, а посещения храмов по прежнему ограничены. Поэтому беседа о. Олега о такой проблеме, как карантин, опять оказывается более чем насущной. Художник: Гебхард Фугель Мы дожили до таких времен, что встретили нынешнюю Пасху в очень стесненных условиях, несколько даже напоминающих советские времена, когда далеко не все желающие могли попасть в храм. Но что получилось в итоге? Ведь Господь никогда не попускает зла, не имея намерения обратить его в добро. Получилось так, что верные стали праздновать Пасху по домам. Когда люди собираются в храмах для празднования Пасхи, то такого распространения не бывает. А в эту Пасху люди по домам возжигали свечи, ставили их на подоконники, молились, и наши дома превратились в храмы. Диавол, конечно, всегда стремится к тому, чтобы остановить богослужение на планете, и особенно Божественную литургию. Почему он к этому стремится? Святые отцы говорили, что Бескровная Жертва – Божественная литургия – останавливает идолопоклонство и сдерживает диавола. Богослужение, конечно же, не удалось остановить, потому что священники служили литургию и совершали Бескровную Жертву. Но врачи и влиятельные мира сего настояли, чтобы люди всё это время оставались дома по соображениям карантина. С этим обстоятельством бывает трудно поспорить. Сейчас вся планета пребывает в ужасе, панике. Все боятся этой эпидемии. Нечто подобное было в Средние века, когда ходила Черная смерть – чума, и в некоторых землях от нее погибало даже до двух третей населения. А так как современные перемещения происходят очень быстро, народ летает самолетами, то люди за короткое время перезаражали друг друга в масштабах планетарных. И это, конечно, беда. Вполне возможно, что кто-то использует эту беду в своих целях – политических, социальных, экономических, – некоторые люди свои корыстные планы могут иметь.

http://pravoslavie.ru/135110.html

Патриаршее поздравление с 30-летием возрождения Валаамского монастыря 13 декабря 2019 г. 16:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил наместнику  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископу Троицкому Панкратию  поздравление по случаю 30-летия возрождения обители. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Панкратию, епископу Троицкому, викарию Патриарха Московского и всея Руси, игумену Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря Насельникам обители, организаторам и участникам праздничных мероприятий, посвященных 30-летию возрождения Валаамского монастыря Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со знаменательной датой — 30-летием возрождения Спасо-Преображенской Валаамской обители. 13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита пришвартовался корабль, на борту которого находились шесть первых насельников. Именно им по благословению Священноначалия надлежало подъять на себя нелегкий труд по возрождению монастыря, на протяжении полувека пребывавшего в запустении. Двадцатью годами ранее, в далеком 1967 году, вместе с моим духовным отцом и наставником, приснопамятным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, мы посетили остров Валаам. В небольшом полуразрушенном кладбищенском храме нам удалось отслужить Божественную литургию. Я держал дощечку, на которой владыка совершал Святую Евхаристию. Когда мы вышли из церкви, то облака, до этого плотно застилавшие небо, расступились — и яркий солнечный луч осветил храм, в котором только что была принесена первая после закрытия обители бескровная Жертва Благодарения о всех и за вся . Этот солнечный луч был воспринят нами как знак надежды. В самые непростые годы гонений на Церковь мы не переставали верить, что Валаам будет возрожден, как будут восстановлены и многие другие обители Руси. Господь не посрамил нашей веры, наших чаяний и молитв.

http://patriarchia.ru/db/text/5547000.ht...

Патриаршее слово после чина освящения храма преподобного Марона Пустынника в Старых Панех 5 2008 р. 22:31 5 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех престолов храма преподобного Марона, пустынника Сирийского, в Старых Панех и Божественную литургию . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Спасибо Вам, отец настоятель, за душевный и образный рассказ об этом храме. Сегодня во второй раз в истории храма совершается чин его Великого освящения. В 1844 году святитель Филарет, митрополит Московский, совершил первое освящение храма. Однако, в XX веке, в период богоборчества, бурь и треволнений, храм был превращен в гараж автотехники. В течение последних лет храму возвращено былое благолепие. Отрадно, что среди прихожан много молодежи, активно участвующей в жизни храма, много детей, учащихся в воскресной школе и поющих на клиросе. Все это — свидетельство духовного возрождения нашего Отечества. Я хочу высказать слова глубокой благодарности отцу настоятелю, который за 15 лет действительно возродил к жизни этот порушенный храм. Сегодня храм этот как духовный оазис среди высотных домов, окружающих его. Меня заинтересовало, много ли прихожан из этих домов-новостроек? Мне ответили, что жители окрестных домов еще только начинают просыпаться к вере Христовой, а в основном прихожане приезжают издалека, чтят преподобного Марона Пустынника. Этот храм восстановлен общими трудами, и как справедливо сказал отец настоятель, многие из потрудившихся над возрождением храма сегодня присутствуют здесь, за чином Великого освящения. Освящение храма не является таинством Церкви, но как бы объединяет многие таинства. «Вы — храм Бога живого» , — напоминает апостол верующим (2 Кор.6:16). Поэтому при освящении храма совершается подобное тому, что делается для освящения человека в таинствах Крещения и Миропомазания. Особенно важно, что на престолах и жертвенниках, на святых антиминсах совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовой, соединяющая нас с Господом и Спасителем Иисусом Христом. Каждый, кто принимает Святые Тайны Христовы, вместе с апостолом Павлом может сказать: «Вся могу о укрепляющем мя Господе Иисусе» (Флп. 4:13).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207147...

Разделы портала «Азбука веры» 25 Мар 2022 Митрополит Берлинский и Германский Марк на проповеди в первую Родительскую субботу напомнил верующим, что в Церкви все должны быть народом Божиим, служа единому Богу. Об этом сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на Synod.Com. «В эти страшные дни, когда потоки крови смешиваются с потоками лжи и лукавства, нам, христианам, недопустимо поддаваться духу войны. Дух войны требователен. Он требует разделяться на партии. Требует ненавидеть. Мы, христиане, должны понимать: злоба, которой горит война, – злоба адская. Враг Божий упивается не столько человеческой кровью, сколько человеческим озлоблением  и разделением. Диавол ничего так не хочет, как отделить человека от его ближнего, от Церкви и от Христа», – заявил архиерей. «Германская Епархия – это наша местная Церковь. В нее вливаются как священники, так и верующие разных национальностей: украинцы, русские, белорусы, карпатороссы, евреи, “русские немцы”-переселенцы, и здешние “коренные” немцы, греки, молдаване, сербы, грузины, поляки, чехи, венгры… Каждый из нас любит свою родину. Но Всемилостивый Господь объединил нас, призвал созидать церковную жизнь этой епархии, во спасение нынешнего и будущих поколений православных христиан в этой стране. Здесь мы должны быть народом Божиим, служа единому Богу. Если же мы допустим, чтобы это служение разделялось по национальному признаку, мы совершим тяжкий, тяжчайший грех – раздирание живого единого Тела Церкви. Именно этого раздирания, разделения хочет – и все настойчивей требует от нас князь мира сего», – предостерег верующих митрополит Марк. Митрополит Марк напомнил, что от Христа требовали, чтобы он выступил политическим лидером и поразил оккупантов. Чтобы Он отделил Себя от захватчиков-римлян и сделался Богом не всех людей, а одного страдающего народа. «И когда Он не оправдал этих – как казалось тогда многим и многим, заслуженных, праведных политических ожиданий и требований – мы помним, что сделали с ним те, кто эти требования предъявлял. Всегда политика предполагает разделение на своих и чужих. А бескровная жертва Христова приносится “о всех и за вся”», – сказал владыка Марк.

http://azbyka.ru/news/mitropolit-berlins...

Свято-Никольский храм (Моршанск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм - православный храм в Моршанске. Храму более 160-ти лет. Содержание История [ править править код ] Не одно поколение моршанцев родилось, выросло, состарилось, с благоговени­ем созерцая красоту и ду­ховное величие небольшо­го, но значимого сооруже­ния — храма Святителя Ни­колая Чудотворца. История этой церкви удивительна и соизмерима разве что с историей само­го Моршанска, получивше­го статус города в 1779 году. Задолго до этого в селе Морша уже существовал храм, названный во имя Святого Николая угодника Божия. Был он по свиде­тельству летописца: «Дере­вянный, дубового леса, кре­сты железные на обоих гла­вах, крыт тесом». За время существования Никольского прихода строилось три храма. В топографическом описании Моршанска, проводившемся в 1782 году, отмечено, что среди трех имевшихся в городе храмов есть деревянная, однопрестольная во имя Николая Чудотворца церковь Базевской слободы; указана и дата ее основания — лето 1602 года (первый храм). Новая постройка Никольс­кой церкви датирована 1782 годом, с месторасположением в Базеве(второй храм).Последнюю постройку нового Никольского храма, по имеющимся архивным докумен­там, можно отнести к 1848 году. Именно это архитектурное сооружение мы можем видеть сегодня( третий храм). В современном охранном документе здания отмечается, что «Никольская церковь… вос­крешает формы культового каменного зодчества позднего классицизма, отличается хоро­шими пропорциями и цельностью архитектурного облика…». Продолжая рассказ о прошлом и настоящем Моршанской Никольской церкви нельзя обойти вниманием небольшую часовенку, стоящую через дорогу от храма. Народное пре­дание связывает ее построение со знаменитой пе­редвижкой Никольской церкви в 1814 году. Согласно документальным свидетельствам, цер­ковь была передвинута на 42 аршина. Перемещение Никольского храма, второй постройки (1782 г.) связано, если верить преданию, с перепланировкой улиц города. А место устроения часовни — с тем, что она находится именно на мес­те престола той церкви, которая служила приходом до 1848 года. Возвели ее, дабы святое место, где приносилась бескровная жертва и где Ангел Госпо­день будет пребывать до Второго Пришествия «не попиралось ногами, и псы по нему не бегали, и скотина не ходила». Так гласит история.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010