Глава 29 1–14. Обряды посвящения первосвященников и священников и жертвоприношение за них. 15–18. Жертва всесожжения. 19–37. Жертва посвящения. 38–44. Об ежедневных жертвах. 45–46. Обещание Господа обитать среди сынов Израилевых. Исх.29:1 .  Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, Исх.29:2 .  и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, Исх.29:3 .  и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов. Приготовительные к посвящению действия. Приведение к скинии жертвенных животных: тельца, приносимого в жертву за грех ( Исх.29:14 ), овна – в жертву всесожжения ( Исх.29:18 ) и второго овна, предназначенного в жертву посвящения ( Лев.8:22 ). Вместе с кровавыми жертвами должна быть принесена и бескровная в главнейших видах ( Лев.2:16 ), сообразно с чем и заготовляется для нее соответствующий материал. Исх.29:4 .  Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Первый акт посвящения – омовение водой, облачение и возлияние елея. Исх.29:4 .  Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. Каждому частному случаю служения Аарона и его сыновей при скинии предшествовало омовение рук и ног ( Исх. 30:18–21, 40:30–32 ). И так как посвящение вводило в служение, являлось началом его, то и служение вообще предваряется омовением не всего тела, что предполагает непристойное в присутствии всего народа обнажение ( Лев.8:3, 6 ), а по аналогии с обычным – омовением рук и ног. Являясь указанием на необходимость телесной чистоты, оно говорило и о той чистоте душевной, которой должны отличаться посвящаемые, как служители Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17. Беседа со старообрядцем-беглопоповцем о ветхозаветном кивоте Старообрядец: Я читал выше возражение на доводы австрийцев о ветхозаветном огне, что будто бы им образовано восстановление их иерархии. Вы основательно доказали им, что огнь, которым сожигались ветхозаветные жертвы, не прекращался во время плена Вавилонского, а потому и прообразованием временного прекращения священной хиротонии в новой благодати быть не мог. Но мы, называемые вами беглопоповцами, имеем в Ветхом Завете прообразование имеющего быть в Новом Завете прекращения священной хиротонии навсегда, без восстановления, однако без прекращения бескровной жертвы, и именно вот какое. В Ветхом Завете Моисеем сотворен был ковчег Завета, пред которым совершалось и самое жертвоприношение; но он во время плена Вавилонского был сокрыт пророком Иеремией, как о том пишется во второй главе второй Маккавейской книги: «Бе же в писании, яко скинии и кивоту повеле пророк (Иеремия) по божественному ответу бывшему ему последствовати, дóндеже взыде на гору, на нюже Моисей возшед виде Божие наследие. И пришед Иеремия, обрете пещеру и жилище, и скинию, и кивот и олтарь фимиама внесе тамо, и двери загради. И приступиша нецыи от последствующих, да на знаменуют себе путь, и не могоша обрести» ( 2Мак.2:4–6 ). Итак, в Ветхом Завете, у израильтян, по возвращении из Вавилонского плена хотя и существовали священство и жертва, но главной святыни, кивота Завета, уже не было. По сему преобразованию и у нас, хотя имеются приходящие священники и приношение жертв, но главной святыни, чрез которую все таинства совершаются, – хиротонии, не имеется. Я сказал: Что кивот Завета сокрыт Иеремией пророком в пещере во время Вавилонского плена, об этом книга Маккавейская повествует; а о том, чтобы евреи, по возвращении из Вавилонского плена, не имели кивота, ни Маккавейские, ни другие ветхозаветные книги не говорят. Поповец: О сокрытии оной святыни книги Маккавейские повествуют; о возвращении же ее в новосозданный храм ни Маккавейские, ни другие ветхозаветные книги не повествуют, и этим молчанием доказывается, что новосозданный храм оной святыни не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Глава III. О святом престоле и его принадлежностях §1. Знаменование и значение алтаря Первейшая часть храма, знаменующая, как выше было сказано, невидимое Божество Христово, душу человеческую и проч., есть алтарь. Слово «алтарь» латинского происхождения; оно составлено из слов alta ага, что значит возвышенный жертвенник. Греки алтарь называли словом βημα, которое имеет то же значение. Βημα, по общему употреблению греков, означает: 1) возвышенный жертвенник, или вообще такое высокое место, которое не всякому доступно и даже для многих неприкосновенно; 2) кафедру, с которой ораторы произносили народу свои речи, и 3) судилище, с которого цари народу или военачальники воинам давали повеления, творили суд, раздавали награды за заслуги или дары от своего богатства. §2. Престол есть важнейшее место в алтаре Важнейшее в алтаре место есть святой престол. Посему все преимущества, приписываемые алтарю, ни к одному находящемуся в оном месту не могут быть так близко применены, как к святому престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди алтаря. Симеон Солунский (гл. 131, о храме) говорит: «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Престол есть жертвенник и училище Святой престол прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в жертву Христос наших ради грехов, приносится, как Архиерей и как Сын человеческий, закалаемый в тайную и бескровную жертву. Жертва сия раздается верным в словесное служение, чрез которое мы становимся причастниками живота вечного и бессмертного. Престол есть истинное для нас училище, откуда мы слышим слова Того, Которому не было равного в учении, как сказано: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Ин.7:46 ). Евангелие на престоле На престоле же полагается написанное слово Божие, священное Евангелие, и полагается для того, дабы с сего возвышенного места оно видимо было всеми. Симеон Солунский (о храме, в гл. 13 и 133) говорит: «Евангелие, образующее собою Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется». Престол есть судилище

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ж Вопр. Чего христианину желать себе и искать должно? Отв. Видишь, говорит святитель Тихон, что люди многого желают в мире, и многого желаемого ищут. Ты же, христианине, желай и ищи своего, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастие и благополучие в мире иметь: ты желай и тщись истинное благополучие в сердце стяжать. Се есть христианское желание! Желают люди освободиться от работы и быть свободными: ты желай избавиться от работы греховныя и быть свободным от страстей. Се есть христианское желание! Се есть истинная свобода ( Ин. 8:34, 35 )! Желают люди победить людей; ты желай победить самого себя. Се есть христианское желание! Се есть православная победа! Желают люди господами быть и другими повелевать и властительствовать: ты желай и тщись над плотию своею, над ее страстьми и похотьми царствовать. Се есть желание христианское! Истинный властитель тот, кто собою и страстьми своими владеет. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми... ( Гал. 5:24 ). Вот – истинные господа, владетели и цари! Желают люди здравое тело иметь: ты желай и тщись, чтобы исцелилась и здрава была душа твоя. Се есть желание христианское! Се есть желание здравое! Желают иные сладкого и дорогого вина: ты желай слез и плача душевного. Се есть желание христианское! Се есть сладкое вино святых!.. Желают люди между людьми иметь защитников и помощников: ты желай и тщись Бога помощника и защитника себе иметь. Се есть желание христианское! Се есть помощник и заступник верный! Боже в помощь мою вонми ( Пс. 69:2 )... Желают люди долго жить: ты желай блаженно умереть... Кто чего желает, ищет. Желай и ты, душа моя, и ищи добра твоего, здравия твоего, богатства твоего, покоя и мира твоего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 . Вопр. Сколько принадлежностей имели Ветхозаветные жертвы ? Отв. Четыре, и они составляли четыре части священнодействия: 1) избрание жертвы и принятие ее священниками; 2) приношение ее к Богу; 3) заклание ее; и 4) сожжение ее и ядение, или причащение ей. Столько же и  Новозаветная Жертва , бескровная (на божественной литургии приносимая) имеет принадлежностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно , т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть ... А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити . «Будем стоять с соблюдением благочиния» ( добре – καλωξ). Со страхом . «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления . «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира . «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его ( Евр. 13, 15 )». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим , священнодействующий возглашает: горе имеим сердца . «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу . «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу ( Мф. 26, 26 ). Благодарим Господа . «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней , – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Братие! Бог зовет на свои дела, а мир на свои; Бог советует стяжать царство небесное, а мир – земное царство? Кто хочет купить земное царство – купи, только оно дорого стоит. Зато небесное царство весьма легко добывается: оно добывается не золотом или серебром, нет. Царство небесное легче получить тому, кто вовсе отказывается от денег, от богатства, от дома, от роду, от всего, что только есть на свете! Итак, откажись от всего, что есть на свете, тогда и купишь царствие небесное. Но видно, что человек так привязан к миру, к его сокровищам, ко всему на свете, что от всего этого трудно ему отвязаться. Вот почему те, которые хотят получить царствие небесное, бросают все на свете, – оставляют домы, отцев, жен, детей, матерей и бегут в пустыню. Но скажите, что мы доброго нажили, что на свете в удовольствии доселе прожили? То, чем мы до сего времени наслаждались в жизни, забыто, пропало бесследно. И чем будем наслаждаться, еще тоже забудем. А мысль о том, что ничего доброго в жизни не сделали, непрестанно нас тревожит. Мир хорош и приятен для очей, но получим ли вечное спасение после смерти – вот вопрос, который каждый должен себе задавать. Будем ли мы в числе святых, когда умрем, или в числе грешников? Если мы на земле грешим, то грешными и умрем. Как же войдем в число праведников, тем более, что Господь сказал: «много званных, а мало избранных» 119 , мало войдет в рай. Не обманываем ли себя, если живем как все грешники живут: едим, пьем, спим и веселимся. Как же нам спастись? Как спасемся, когда не читаем св. Евангелие, не стараемся исполнять всего того, что написали пророки и Апостолы? Когда мы отправляемся в далекий путь, то расспрашиваем людей, куда нам ехать, чтобы благополучно добраться до известного города, но какой путь (труднее) затруднительнее пути ведущего в царствие небесное? Надобно ложиться в гроб, предаться тлению, проходить душею чрез воздушные пространства, наполненные злыми духами, – и Бог весть, – может быть, тяжесть грехов наших, как тяжелый камень, будет лежать на нашей душе, и мы останемся и после смерти на земле, будем скитаться со злыми духами по дебрям, по пустыням. Боже праведный! что с нами тогда будет? Отчего же мы живем теперь на свете, как все живут, делаем то, что другие делают, ходим, как во тьме и не думаем о том, что будет с нами после смерти? Как мы явимся на суд Божий? Кто защитит нас там? Жена, дети, друзья, соседи, с которыми мы разделим ныне чашу удовольствий земных? Одно известно: кто любит мир, тот не может любить Бога. Да, христиане, теперь мы должны думать об этом, когда живем на земле, когда спасение наше в собственных наших руках, когда и молитва, и милостыня, и покаяние, и таинства, и бескровная жертва приносится во храме Божием. Все это может ходатайствовать за нас пред Богом, все это может помочь нам получить царение небесное; но настанет время смерти, покроет нас мрак могильный; о! тогда поздно и невозможно будет покаяться. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В каждый воскресный день после вечернего Богослужения совершается у нас пение в честь и славу Покрова Божией Матери. Как воскресение Христово празднуется у нас в каждый воскресный день в течение года; так в каждый воскресный день совершается у нас прославление Божией Матери. Веруем, что такая похвала, такая честь приятна для Нея, и что молитвы наши Она слышит и принимает, потому что Она всемогуща и называется Скоропослушницею; – особенно, если кто из нас со смирением и со слезами призывает Ее на помощь. Как земная царица принимает на свое попечение всех сирот, вдов, больных и несчастных; так и небесная Царица имеет попечение о несчастных грешниках, страждущих и особенно о кающихся. Кто читает жития святых, тот много случаев начитывает, в которых Матерь Господа спасала людей от несчастия, а города и веси – от нашествия врагов, страждущих – от бед. Правда, что мы тяжкие грешники, что между нами есть не кающиеся; однако, если мы не отступим от Царицы небесной, если друг за друга будем молиться Ей, то Она не допустит нас до края пропасти, самых отчаянных избавит от погибели. Это множество христиан, прибегающих к Ея чудотворному образу, страждущих разными болезнями и получающих исцеление, не показывает ли, что Она – сердобольная – врачует и исцеляет всякий недуг и всякую болезнь, особенно, когда кто к Ней прибегает с верою, любовью и со смирением? Сколько в отечестве нашем чудотворных икон Божией Матери, сколько совершается при них чудотворений, – того никакой разум исчислить не может! Если бы мы записывали, сколько их совершается только в сем храме – пред образом Царицы Небесной – Скоронослушницы, – то и это могло бы привести в величайшее удивление даже неверующих. Но мы веруем и не сомневаемся в Ея скорой помощи; молимся Ей, припадаем и песнопения совершаем для всех верующих и для ищущих спасения и исцеления православных христиан. Станем же, христиане, прибегать к Ней и по воскресным дням, и всегда будем молиться Ей – благовременно и безвременно – и во храме Божием и в домашних церквах, и днем и ночью, и на суше и на море; будем призывать Ее на помощь во всякой нужде: пожар ли, болезнь ли какая, нападет ли от врагов, нужда ли какая семейная встретится в жизни – всегда к Матери Господа станем прибегать. Честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов не посрамит, не уничижит нашу надежду на Нея. Ея возлюбленный Сын есть всемогущий Бог; Он с любовью исполняет всякое прошение и ходатайство своей Матери. Он пострадал на кресте за грешников: а Она стояла при кресте, и тоже не менее страдала Своею душою. Господь и теперь печется о нашем вечном спасении, и теперь приносится за нас бескровная жертва, и теперь Матерь Господа невидимо пребывает на земле в святых храмах, а видимо – в святых иконах и спасает нас от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вся цель пророчества у него направляется как бы к следующим двум обвинениям. Когда, с построением божественного храма, время призывало предстоятелей народа к священнодействию, и израильтян, если пожелают, к исполнению обетов по закону, они, однако же, пользовались заповедями Моисеевыми не беспорочно и не как должно. Так, народ хотя и приносил в жертву обычное, но не очень заботливо, а напротив, лениво и нерадиво, – приводили к жертвеннику наихудшее в стадах, болезненное и негодное. А священники принимали (животных), уже не рассматривая, по закону, пороков, как то: слепых, с обрезанными ушами, обрубленным носом или хвостом, больных коростой, имеющих лишаи, одноятрых. Все такое закон отвергал ( Лев. 22:21–25, 21, 18–19 ), и потому это было дерзостью и ничем иным. И иначе еще священники не радели о подчиненном им народе, не давая правильных объяснений закона и не руководя к благоугождению Бога, но позволяя увлекаться к беззаконному и суетному и уклоняться от прямой стези. Это – один род обвинения. Другой же, кроме того, относится к израильтянам по следующим причинам. Утрачивая любовь к своим женам и потом бросая им разводную запись ( Втор.24:1 ср. Мф.5:31–32 ), хотя бы и никогда ни в чем беззаконном не повинным, они соединялись с другими и думали, что, решаясь на такое дело, никоим образом не оскорбляют Бога. Другие же питали страсть к дочерям иноплеменников, хотя закон ясно возвещает: «дщери своя не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему; отвратит бо сына твоего от мене, и послужит богом инем» ( Втор.7:3–4 ). Есть об этом пространная речь и в книгах Ездры ( 1Ездр.9:1 , 2Ездр.8:65 ), почему некоторые предполагают, что он (Ездра) есть Малахия, хотя в действительности это и не так 2 . В этом разделе содержатся обвинения. А в конце пророчества речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приносится Богу чистая и бескровная жертва и, с уничтожением греха и преобразованием жителей земли к обновлению жизни ( Рим.6:4 ), прекратятся обвинения всех, ибо «нова тварь» (есть тот), «кто во Христе», когда «древняя мимоидоша» ( 2Кор.5:17 ), по написанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Зан Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу точию коснуся (его), Божиим искусися гневом (испытал гнев Божий). Но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне. Главнейшей святыней ветхозаветной Церкви был кивот завета. К этой святыне нельзя было безнаказанно прикасаться не только мирянам, но и левитам. Когда ковчег завета, захваченный в правление первосвященника Илия филистимлянами, возвращен был ими в землю Израилеву, тогда пало бездыханными более пятидесяти тысяч израильтян в наказание за то, что они, привлекаемые любопытством, дерзали не только касаться ковчега завета неосвященными руками, но еще и вздумали осмотреть его внутренность ( 1Цар.6:19 ). Подобное случилось и в царствование Давида ( 1Цар.6:2–7 ). Возвращенный от филистимлян ковчег завета остался в Кариафиариме, городе колена Иудова. Давид решился перенести эту святыню в Иерусалим. На пути тельцы, везшие ее, свернули в сторону. Одному из сопровождавших ковчег, левиту Зану (Озе), показалось, что ковчег от этого движения тельцов может упасть на землю. Чтобы предохранить его от падения, Оза бросился к нему и коснулся его руками, но в ту же минуту пал бездыханным в наказание за дерзновенное обращение со святыней, которой не имел права касаться, и в предостережение, «да никакоже впредь коснется ея рука скверных» – неосвященных ( Исх.19:12–13 ). Помни, душа христианская, это грозное предостережение, избегай дерзновенного обращения со святыней, подобного тому, за которое испытал гнев Божий Оза. Почитай Божественная, то есть всякую святыню, честне, то есть благоговейно. Ковчег завета имел значение престола Царя славы, открывавшего над ним Свое присутствие. Подобное значение имеет трапеза христианского алтаря, на которой приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовой. Взирай на эту священную трапезу со страхом и трепетом, как взирают на нее лики ангельские, предстоящие ей, когда приходит заклатися на ней и даться в снедь верным Царь царствующих и Господь господствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» О днях совершении Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом. Во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы, воскресенья и святого дня Благовещения, да совершается священная Литургия Преждеосвященных Даров. ν πσαις τας τς γας Τεσσαρακοστς τν νηστειν μραις, παρεκτς σαββτου, κα Κυριακς, κα τς γας το Εαγγελισμο μρας, γινσθω τν προηγιασμνων ερ λειτουργα. Толкования Зонара . Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертв есть празднование; празднование же есть выражение радости. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему во все дни четыредесятницы бывает литургия Преждеосвященных Даров ; ибо тогда бескровной жертвы не бывает; но предлагается вновь жертва уже принесенная и совершенная. А в субботы и в воскресные дни, поскольку в эти дни запрещено поститься, дозволяется приносить и жертву, и служить совершенную литургию. Подобным образом и в день Благовещения ; ибо мы чтим оный как начало и главизну нашего спасения, и празднуем в этот день. Посему в дни постов по 51-му правилу Лаодикийского собора не дозволено совершать и памяти святых, исключая субботы и воскресного дня. Ибо и памяти святых суть радостные празднования, а во дни постов должно плакать, а не радоваться. Аристен . Во всю четыредесятницу, кроме воскресного дня и субботы и дня Благовещения, приносятся преждеосвященные дары. Причины, по которой во всю четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня, и дня Благовещения, не приносится хлеб, но совершаются преждеосвященные литургии, изложена, сколько нам кажется, в 49м правиле Лаодикийского собора. Вальсамон . Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что как радость. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю святую четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня, и дня Благовещения; ибо в эти дни нам повелено праздновать, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию Преждеосвященных не называем бескровною жертвою; но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненного. Думаю, что, на основании настоящего правила, в строгих монастырях пред сырною седмицею поют и читают каноны и мученичны праздников им памятей святых, случающихся во всю четыредесятницу. Итак, заметь и из настоящего правила, что, собственно, одна четыредесятница; ибо если бы признаваема была и другая, то было бы определено, чтобы и в эту было священнодействие не с совершенною жертвою, а с преждеосвященною, как определено этому быть в четыредесятницу великой Пасхи.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010