Божественная литургия      Мы уже говорили, что литургия — главное, самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии, или Таинство причащения. Это Таинство впервые совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий Четверг. Спаситель, собрав всех апостолов вместе, воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его и преломил. Он дал его святым апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и дал апостолам, сказав: Пейте от нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26, 28). Господь также заповедовал апостолам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19). Апостолы и после воскресения Христа и вознесения Его на Небо совершали Таинство причащения. Во время Евхаристии (греч. благодарение ) каждый раз реально совершается то, что Господь совершил на Тайной Вечери. Мы таинственно, под видом хлеба и вина, причащаемся Самого Божества — Тела и Крови Спасителя. Он в нас пребывает, и мы пребываем в Нем, как сказал Господь (см.: Ин 15, 5).      Евхаристия называется еще Бескровной жертвой, потому что она есть образ той жертвы, которую Господь Иисус Христос принес за нас на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на Небо, где воссел одесную Бога Отца. Жертва Христова была принесена один раз и повторяться не будет. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают Бескровную жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови. Ветхозаветные жертвоприношения были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха — главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира — основа нашей веры. Святые Дары — это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно. Мы причащаемся во исцеление души и тела. Приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», — говорится в молитвах ко Святому причащению.

http://pravoslavie.ru/105005.html

Председатель Синодального отдела по благотворительности встретился с духовенством Псковской митрополии 18.02.2022 17:56:43 ПСКОВ По приглашению митрополита Псковского и Порховского Тихона председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон 16-17 февраля 2022 года посетил Псковскую епархию. В первый день визита состоялась встреча епископа Пантелеимона с духовенством Псковской и Великолукской епархий. Участниками мероприятия стали митрополит Псковский и Порховский Тихон с братией Успенского Псково-Печерского монастыря, студенты Псково-Печерской духовной семинарии. В режиме видеоконференции к встрече подключились насельники епархиальных монастырей, настоятели и клирики храмов. Она была посвящена исповеди как школе духовного делания. «Священник прежде всего призван к пастырскому служению. Поэтому самое важное для священника — это организовать душепопечительскую деятельность, и главное в этом деле — исповедь. Что такое благодать священства? Это дар сострадательной любви», — сказал епископ Пантелеимон, открывая встречу. Особое значение председатель Синодального отдела по благотворительности уделил в ходе встречи пастырской помощи зависимым людям. Он рассказал также о том, что открыта бесплатная церковная информационно-справочная служба по вопросам преодоления алкогольной зависимости. По номеру телефона +7 (800) 775-36-26 можно получить информацию о центрах реабилитации, обществах и группах трезвости на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Также действует единый телефон церковной помощи наркозависимым: +7 (800) 600-16-93. Отдельно епископ Пантелеимон остановился на теме пастырского попечения о психически больных людях. 17 февраля в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил епископ Верейский Пантелеимон. «Сегодня за богослужением читалось послание святого апостола Иоанна Богослова, в нем говорилось об исполнении заповедей Божиих. Одна из них — заповедь о любви — должна быть всегда в наших сердцах, чтобы ее обновить, мы сейчас готовимся к Великому посту и празднику Пасхи. Но и каждая Евхаристия — это тоже обновление и напоминание о той любви, которую явил нам Господь, когда умер на Кресте и воскрес. В память об этом мы приносим Богу в дар хлеб и вино, и Господь хлеб и вино делает своими Телом и Кровью, приносится бескровная жертва, жертва любви за грехи всего человечества. Мы должны с вами, прежде всего, помнить об этом. И тогда, конечно же, как бы ни трудна и тяжела была наша жизнь, она будет путем в Царствие Небесное, будет исполнена любви Божией», — сказал викарий Святейшего Патриарха во время проповеди.

http://radonezh.ru/2022/02/18/predsedate...

Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно. Литургия Преждеосвященных Даров в Сретенском монастыре. Фото: Патриархия.Ru      Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами. Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами. Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и практики частого Причащения. Что хотите говорите и что хотите думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. А.С. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию».

http://pravoslavie.ru/46030.html

Томос и определения Константинопольского собора 1157 г. - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги Томос и определения Константинопольского собора 1157 г. Извлечения из статьи Павла Черемухина " Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский " Томос " Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает " . Определения 1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Жертву честного Его Тела и Крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от архиерея, действовавшего ради нас по человечески (так как он Сам и Бог и жрец и жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святый (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа), анафема трижды. 2. Не принимающим, что жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа Священнодействие Божественны» Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим Священным и Божественным Отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные Богоносные Отцы в своих словах и писаниях, анафема трижды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

51 год – а это более полувека – служит в селе Селище Барышевского района Бориспольской епархии известный духовник, протоиерей Михаил Макеев.      Когда мы подъехали к старинному деревянному храму великомученика Георгия Победоносца, увидели множество припаркованных автомобилей: к отцу Михаилу, кроме односельчан, приезжают его духовные чада из Киева, Чернигова, соседней Беларуси, где он родился. «И не только из Беларуси и России, – объяснили нам чуть позже. – Но и из Германии, США, и даже из Китая!..» Мы пробыли в приходе в этот праздничный день Преображения Господнего до вечера и даже в футбол сыграли с малышами. И вот что увидели и узнали… Летопись в беседке Заканчивалась Божественная литургия, во время которой о. Михаил запретил нам фотографировать, мол, на службе нужно молиться. И объяснил причину своей строгости: «Сейчас такая мода пошла, что в святом алтаре, где Ангелы невидимо служат и Сам Господь пребывает, где совершается бескровная жертва и куда даже архиереи заходят со страхом Божиим и благоговением, шныряют люди “в штатском, как на кухне где-нибудь или в концертном зале… Служба Божья – это не шоу и не представление. Там да молчит всякая плоть…» Строгим батюшка оказался не на словах, а на деле. После службы, во время проповеди, шумели дети. Отец Михаил: «Так, чьи детки шумят? Мамаша, выведи крикунов на улицу и положи за своего певуна три поклончика…» Пономарь Сережа тоже получил за что-то «полтора поклончика» – один земной и один поясной. Но «поклончики», оказывается, духовные чада батюшки выполняют с радостью. К батюшке за благословением      Потому как сам батюшка для них – это постоянный источник радости и любви. И вся его «строгость» – это бесконечная ласка, забота и внимание. И многие духовные чада о. Михаила подолгу не покидают дорогой сердцу приход, а живут здесь «на послушании» неделями. А кто и месяцами. Для этого о. Михаил построил приходскую гостиницу, точнее – домик для паломников, а еще проще – переделал купленную сельскую хату, разделив ее на спальные комнатки для приезжих.

http://pravoslavie.ru/94326.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В Нижегородской епархии молитвенно отметили 20-летие обретения мощей Пузовских мучениц 6 июня 2021 г. 14:11 5 июня 2021 года, в день 20-летия обретения мощей святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы села Суворово Дивеевского района Нижегородской области. Главе Нижегородской митрополии сослужили митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Дивеевского округа, настоятель Успенского храма села Суворово иерей Павел Покровский, настоятель Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), клирики Нижегородской и Мурманской епархий. За богослужением молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Арзамасского Николаевского женского монастыря игумения Филарета (Шевченко), прихожане, паломники из разных регионов России. По окончании Литургии иерей Павел Покровский поздравил управляющего Нижегородской епархией с 20-летием обретения мощей Пузовских святых. В знак признательности за попечение о храме и на память о торжествах благочинный преподнес владыке Георгию просфору и икону мучениц с частицами их святых мощей. Просфоры были также вручены митрополиту Митрофану и епископу Илии. Затем к верующим обратился митрополит Георгий. Архиерей отметил, что, вспоминая сегодня страдания Пузовских мучениц, важно не забывать, что причиной трагедии стало богоотступничество наших предков, которые под видом борьбы за справедливость отдали свои души врагу рода человеческого, и в их сердцах поселились злоба и ненависть к праведности, чистоте и святости. «Очень важно и в наше благополучное время не соблазниться и не пустить в свое сердце гнев, ненависть, злобу, а говорить: " Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость " . Слава Богу, что открыты храмы, в них совершается молитва и приносится святая бескровная жертва, — сказал глава Нижегородской митрополии. — Однако бывает, что и мы помрачаемся разумом и уже не умеем радоваться жизни. Пускай святые мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария помогают нам стяжать в наших сердцах кротость, смирение и чистоту, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

http://patriarchia.ru/db/text/5817872.ht...

Выступление Святейшего Патриарха Алексия на заседании Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 27 мая 2008 г. 18:00 27 мая в Храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Перед участниками заседания выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство! Уважаемые члены Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря! Я рад приветствовать всех присутствующих здесь на очередном заседании Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Многократно совершая паломнические поездки в Валаамскую обитель, мы по милости Божией совершаем освящение восстановленных храмов. Возрождение порушенного всегда вдохновляет, радует и дает нам мужество и силы нести наш жизненный крест, продолжать наше служение. С каждым годом обитель вновь обретает свое былое великолепие. До 1917 года иноческая молитва возносилась в храмах 13 скитов. Сейчас почти во всех скитах, расположенных на Валаамском архипелаге возобновлена монашеская жизнь. Совершается Божественная литургия, приносится Бескровная Жертва. Вновь восстановлены храмы Ильинского и Коневского скитов. Проведена реставрация и воссоздано убранство храмов Воскресенского и Гефсиманского скитов. Продолжаются реставрационные работы по комплексу построек самого большого на Валааме скита во имя Всех святых . И в этом немалая заслуга членов Попечительского Совета и всех друзей Валаамской обители, которые на протяжении шести лет помогают епископу Троицкому Панкратию и братии монастыря восстанавливать порушенные святыни. В прошлом году Господь судил мне совершить Великое освящение храма во имя Смоленской иконы Божией Матери Смоленского скита . Это особый храм. Он был построен усердием Великого князя Николая Николаевича в память о всех вождях и воинах отдавших самое дорогое что у них было — жизнь, защищая свое Отечество. Воинских храмов у нас немного. И в этом вновь воссозданном из небытия храме, который стал еще более благолепным и красивым, иноки вновь возносят молитвы о всех вождях и воинах погибших и в Великую Отечественную войну, и в Афганистане, и в других горячих точках. Поминаются воины, которые своим жертвенным подвигом засвидетельствовали любовь к своему Отечеству. Ибо нет выше любви, «как душу свою положить за други своя».

http://patriarchia.ru/db/text/412324.htm...

Если человек не успел принести церковного покаяния и отошел в мир иной, есть ли надежда ему перейти из места мучений в райские обители? 08.01.2016 21:28:29 Кульков Сергей Андреевич - Добрый день! Скажите, разве без частной молитвы, без молитвы Церкви Господь не может освободить душу из ада? Почему усопшим нужна моя молитва, молитва Церкви, Бескровная Жертва? А без этого никак? - Святые отцы заметили, что с этой целью Господь не только основал Церковь Свою, но даже прежде век, до создания мира Он уже промышлял о том, что созиждет Церковь Свою на Своей крови, потому что Богу угодно, чтобы спасение людей было через их усилие. Господь хочет, как и всякий отец, чтобы Его дети участвовали в Его жизни, в Его трудах. Конечно, Бог вообще всё может, но в том, что касается спасения -  Ему угодно, чтобы оно  происходило через людей. - Чтобы человек не только всё возлагал на Бога… - Не только это, а чтобы и между людьми была любовь. Вот сейчас во всех храмах России по благословению Святейшего Патриарха мы молимся за вас, дорогие мариупольцы, киевляне, дончане. Богу угодно, чтобы мы молились за вас, которые переживают трудные обстоятельства жизни. Каждый раз я прямо чувствую, что благо творится через эту молитву. Конечно, Бог всё может, но Ему это и радость, и нам – спасение. Потому что когда мы молимся в то время, когда ничем другим мы уже не можем помочь, наша молитва бескорыстна. Молитва об усопших – это бескорыстная молитва, в этом проявляется только наше сострадание и желание спасти человека, поэтому такая бескорыстная молитва угодна Богу, и она нас облагораживает, т.е. мы сами делаемся лучше, а это способствует очищению нашей души. -Отец   Дмитрий, Ваши передачи всегда идут в субботу, а в воскресенье мы ходим на причастие, можно ли и правильно слушать их перед причастием? - Нет, неправильно и ни в коем случае слушать нельзя! Поэтому – до свидания, до следующей встречи в воскресенье на телеканале «Союз»! -Батюшка, а если человек не успел принести церковного покаяния и отошел в мир иной, есть ли надежда ему перейти из места мучений в райские обители?

http://radonezh.ru/text/esli-chelovek-ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010