Когда вы желаете стяжать любовь человека, который вам нужен, в котором вы нуждаетесь, которого вы хотите расположить к себе, привязать к себе, заставить любить себя; то, обыкновенно, хвалите его и лично в глаза, и за глазами его – пред его приятелями, или пред родными, или пред знакомыми; или стараетесь услужить ему чем-нибудь, или помогаете ему в нужде его, в болезни, в крайних обстоятельствах. Кто донесет, кто скажет, кто верно передаст святому великомученику и целителю Пантелеймону то, что мы ныне так торжественно восхваляем его в наших молитвах и песнопениях, совершаем молебствия, ставим свечи пред его иконою, даем елей, и воскуряем ладан? Во-первых – обо всем этом может сказать ему Господь Бог – всеведущий, всезнающий; а во-вторых, он сам может все это слышать, видеть и с любовью принимать от нас. Как Богу не знать, что нынешний день в тридцати пяти тысячах церквях России совершается Божественная литургия, приносится бескровная жертва и совершаются молитвословия в честь великомученика и целителя Пантелеймона? Разве может Господь сокрыть что от Своего друга, который из любви к Нему, в подражание Ему, перенес за крепкую веру в Него тяжкие страдания? „Где Я, там и слуга Мой будет“ 80 – сказал Господь. Господь на небе – и слуги Его и друзья Его при Нем; Господь на земле – и слуги Его и друзья Его при Нем. Господь глава, а друзья Его члены – тесно и действительно с Ним связанные. Если ядущий Его плоть, и пиющий Его кровь в Нем пребывает – во Мне пребывает и Аз в нем 81 , сказал Господь; то проливающий за Христа кровь свою, несомненно, имеет не только одно тело, но и один дух с Господом. Да притом святая церковь верует, что во дни кончины святых – Господь дает святым свободу быть в каждом храме, в котором призывается имя того или другого святого; для того, чтоб принимать молитвы и прошения от верующих и исполнять все по их желанию и прошению. Страдания великомученика имеют великую цену пред Богом; – может ли Бог отказать ему в чем бы то ни было? Если земной царь многими наградами и сокровищами обогащает родственников того, кто полагает за него свою жизнь, умирает за него; то не наградит ли Господь всеми небесными сокровищами великомученика и целителя Пантелеймона? не исполнит ли всякое его прошение? А ведь он пред смертью молил Господа, чтобы Он не лишал Своей милости тех земножителей, которые будут творить о нем память; и Господь во всеуслышание ответит, что Он исполнит его прошение. Нет! если честный человек старается не оставаться в долгу против ближнего, то святой великомученик Пантелеймон и за малейшую твою жертву, ему принесенную – заплатит тебе сторицею, и воздаст тебе и земными и небесными благами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Подражайте вере их Проповедь в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Святой равноапостольный великий князь Владимир Благоволением Божиим каждая страна и каждый народ, а нередко и город, имеют в своей истории просветителя. Господь воздвигал из среды людей избранников Своих и через них просвещал светом веры народ Свой. Славит похвалами Рим Петра и Павла, через которых уверовал во Христа Иисуса, Сына Божия; Асия, Ефес и Патмос-Иоанна Богослова; Индия-Фому; Египет-Марка; каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, научивших их христианской вере. Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр.13,7). Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира. Призрело всемилостивое око благого Бога на князя Владимира – и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. Возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю свою землю в христианство. По благоволению любви Божией к роду человеческому это исполнилось. Вошедши в святую купель, возродился Владимир от Духа и воды, и повелел он всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. С тех пор земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом. Просветило землю нашу солнце Евангелия, разрушились капища, воздвигались церкви, крест освятил города, идолы низверглись и явились иконы святых, стала возноситься бескровная Жертва, фимиам, возносимый Богу, освятил воздух. Князь Владимир – сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера. Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную»,– поет о нем Церковь.

http://pravoslavie.ru/2440.html

Поучение 116. О нуждах церкви Христиане! Почему вы не входите в нужды церкви? Почему вы нас не спрашиваете, в чем наша церковь нуждается? Вы указываете на богачей, а сами отстраняете себя, знать ничего не хотите? Богатый сам за себя пусть делает пожертвования, а бедный сам за себя. Ведь храм нужен не для одних богачей, но и для людей бедных, не богатых. Храм есть дом Божий, место, где присутствует сам Бог, где приносится бескровная жертва для нашего спасения, для нашего врачевства: пусть богатые делают богатые пожертвования, а вы не богатые подавайте, сколько можете; Бог ценит всякую и малую жертву, лишь бы она была искренна, лишь бы подана была от чистого сердца. Ведь вы грешите не менее, быть может, людей богатых, а больше. Недаром Господь не дает вам богатства! Если бы вы были богаты, то быть может были бы грешнее многих богачей! Говорю, что вы богаты грехами так же, как и богачи, а, можете, быть, еще грешнее. Иного безрассудного бедность доводить до тяжкого греха. О! Если бы у бедняка доставало терпения переносить бедность без ропота! Но нет: зависть, прихоти, гордость, заставляет бедняка роптать на Бога, завидовать богатым, лихословить, предаваться пьянству и даже разврату и пр. Богач обеспечен всем, а вы во всем нуждаетесь; да к тому же не имеет смирения, терпения переносить нужды, холод, голод, – не умеет из своей бедности извлекать душевную пользу. О! Счастливейший был бы тот человек, который, при бедности, был бы благочестив, добр, терпелив, смирен! Посмотри на вдовицу! Ее две лепты тоже, что две копейки – прославили ее пред Богом и пред целою вселенною. Она больше всех богачей подала на церковь , ибо отдала все, что имела – последнее свое добро, последний насущный кусок хлеба, – отдала с охотою, со смирением, с радостью, с верою, что Бог не допустит ее до крайней нищеты. Подражайте и вы евангельской вдовице, не скупитесь на дело Божие. Получая от Бога какую-нибудь милость: заработки какие, прибыль какую, – вы должны подойти к священнику и спросить: не нуждается ли церковь в чем-нибудь? Он тебе скажет о нуждах и малых и больших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Рад я быть в Тетюшах и здешних храмах, но больше всего рад я быть именно в Тетюшинском кладбищенском храме, при котором вечным сном покоятся ваши отцы и матери, ваши сыновья и дочери, мужья и жены, все ваши близкие и дальние родственники и все православные христиане. И мы ведь на земле не вечны, все там будем, все умрем. Но как хорошо, как отрадно и легко быть положенным по смерти там, где есть храм Божий, где над могилами нашими будут твориться о упокоении душ наших святые молитвы церковные и где будет приноситься об очищении грехов наших бескровная жертва Тела и Крови Христовой. Да здесь почивающим больше ничего не нужно, они теперь ничего не желают, кроме одного – именно молитв наших; поэтому, братия, чаще и чаще посещайте храм сей, пусть здешний батюшка, вызываемый и побуждаемый вашим усердием, чаще и чаще совершает здесь Божественную литургию, молясь вместе с вами пред престолом любви и благодати Божией о памяти и отпущении грехов всех здесь лежащих и повсюду православных христиан. Для умерших нет дороже молитвы, особенно молитвы церковной, заупокойно-литургийной. Посмотрите ночью на небо. Какие неисчислимые миллионы светил небесных приветствуют нас своим блеском из бесконечных пространств премудро устроенной вселенной. И между этими светилами, между этими бесчисленными звездами нет ни одной звезды, которая по лучезарности своей походила бы на другую: каждая из них, по слову апостола, разнствует во славе; так, уподобляет далее апостол, и воскресение мертвых. Для мертвых, по их воскресении, у Господа много обителей – столько же, сколько звезд небесных, но между ними, как и между звездами, нет ни одной, похожей на другую, и они также разнствуют во славе своей. Одни обители хороши, а другие лучше, одни обители светлы, а другие светлее, а третьи еще и еще светлее, и так в бесконечность. И вот, братья, если мы всем сердцем любим отшедших от нас отцов и братий наших, и если мы от всей души желаем, чтобы Господь вселил их во светлостях святых своих, удостоил их лучших небесных обителей и сподобил их высшего света и блаженства, то для этого священнейший наш долг усиливать, усугублять и учащать наши о них молитвы, особенно, повторяю, здесь, во святом храме, пред престолом Божиим. Церковная молитва и для великих грешников служит во спасение, а умерших христианской кончиной, с искренним покаянием и сокрушением о грехах своих, она возводит от славы к славе, от света к свету и от блаженства к высшему блаженству. Выражаю мою усердную благодарность строителю храма Н. В. Серебрякову и призываю на него Божие благословение. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Храм В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» ( Пс. 26:4 ). Если храм ветхозаветный вызывал в человеческом сердце такую любовь к себе, то что сказать о нашем святом православном храме? Ведь здесь, в православном храме, среди нас, грешных, присутствует Сам Господь Своим Божественным Телом и Своей Животворящей Кровью. Какой же должна быть наша любовь к святому храму! Здесь – в нашем храме – пристанище и упокоение для каждого из нас от дней младенчества до последнего человеческого издыхания. И когда вы чувствуете в своем сердце духовный голод и жажду, которых не может утолить ничто на земле, или ощущаете в себе душевную сухость и мертвенность, идите в храм Божий. Со страхом, верою и любовию причащайтесь Тела и Крови Христовых, и Господь, вселяясь в вас, укрепит ваши душевные и телесные силы, вдохновит на путь жизни со Христом, и это соединение нашей души и тела с Господом будет залогом и нашего вечного с Ним общения. Идите в храм Божий лечить все свои сердечные раны и муки. Здесь Святая Церковь сама умоляет о нас Небесного Владыку и призывает на молитву с собою святых Божиих людей, ангелов и архангелов и Саму Пречистую Матерь Божию. Такая молитва проливает отраду и утешение в сердце, уязвленное скорбями и печалями. Без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва – это показатель живой души: если христианин любит молиться и утром и вечером своего трудового дня и на молитве раскрывает свое сердце перед лицом Господа, если он тоскует без молитвы в храме Божием и ищет ее, – значит, он живет внутренней духовной жизнью, стремиться к общению с Богом, заботится о своей душе. Если же он разлюбил молитву и перестал ощущать в ней потребность, значит, он засыхает или уже засох своей душой. Приходя в храм, мы дышим здесь молитвой, в молитве почерпаем силы для своей духовной жизни. Здесь мы входим своей душой в общение со всей Небесной Церковью , торжествующей на небесах, какую составляют святые ангелы, святые угодники, и возглавляет Господь – Глава Церкви. Здесь мы видим Божественный Лик Господа нашего Иисуса Христа, престол Божий, на котором невидимо почивает Господь. За каждой Божественной Литургией на престоле совершается величайшее священнодействие – приносится Бескровная Всемирная Жертва. Здесь перед нами образ нашей Небесной Матери. Здесь мы молим Господа обо всем, о чем томится, тоскует, в чем ищет подкрепления и успокоения наша грешная душа. А Господь, как человеколюбивый Отец, здесь внимает нуждам наших сердец. Здесь мы просим угодников Божиих как наших сродников и братий, облеченных силою и славою у Всевышнего и Всемилостивого Господа, об их ходатайстве и заступлении перед Богом в наших нуждах, трудах и тяготах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Храм Храм – место особого присутствия Божия. Храм есть место молитвы. В храме слово Божие читается, молитва возносится, св.Тайны соверша­ются. В храме, что было читано и сказано, исполнять на деле, да не послужит в осуждение. Пребывая в храме, оставить всякие житейские попечения. В храме во время богослужения не отвлекаться и мысленно, не разговаривать. В храме стоять с благоговением, а не вертеться. Уже по дороге в храм, необходимо настраивать себя к благоговению. Неподобающее пребывание в храме служит в осуждение (8, с.1062-­1064). Если храмы Божии находятся на большом расстоянии, то это может привести к духовному омерщвлению верующих (3, с.6). Христианские храмы – училища для христиан Христианские храмы не только в отношении проповеди слова Божия, но и богослужения, в них совершаемого, являются всегдашними живыми учили­щами для всех христиан (4, с.12). По Уставу яства запрещено вносить в храм (Там же, с.283). В храм люди несут страдания и скорби своего сердца, кровоточащие раны своей совести, сознание заблуждения своего ума, расслабление своей греховной воли. Все это они выражают во вздохах и воплях о помощи. Этой жаждой очищения, исцеления, примирения с Богом наполняется вся духовная атмосфера храма. Каждый из стоящих в храме в своем сердце молится Богу о помощи в скорбях, об ограждении от соблазнов и искушений, сокрушается в своих неправдах. Но если все они молятся только за себя, то пастырь призван молиться за всех (5, с.366). В храме Господнем совершаются все Таинства, посредством которых верные чада Церкви не только освящаются, но и самым теснейшим образом соединя­ются с Богом (7, с.431). Храм – врачебница душ человеческих Храм Божий поистине является вторым небом, где совершается Таинственная и Бескровная Жертва Христова. Также в этом храме человек возрождается в Таинстве Крещения для жизни вечной. В нем происходит и напутствие че­ловека в загробный мир. И поэтому по своему назначению это здание храма является врачебницей душ человеческих. Вот почему священнослужитель молится о нем, чтобы Господь Своею благодатию никогда бы не отступил от этого места, но сохранил бы его от разрушений, осквернений и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Епископ Бронницкий Амвросий: Соловки и Бутово — два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва 10 августа 2007 г. 10:08 В конце июня викарий Московской епархии епископ Бронницкий Амвросий посетил Соловецкий монастырь, где освятил Поклонный крест, который затем отбыл речным Крестным ходом «Соловки-Бутово» в Москву. Помимо освящения Креста, владыка совершил заупокойные богослужения в местах массовых расстрелов на Соловецких островах. Своими впечатлениями от посещения этой святой земли епископ Амвросий делится с корреспондентом портала Патриархия.ru. — Владыка, поделитесь с читателями сайта о Ваших впечатлениях о пребывании в Соловецком монастыре. Вы были на Соловках впервые в своей жизни? — На Соловках я был, действительно, впервые. Когда смотришь на фотоальбомы и читаешь описания этого места, то оно производит колоссальное впечатление — огромный, красивый монастырь. Но впечатление от личного знакомства с монастырем и вообще с островом — двоякое. С одной стороны, видна былая мощь очень славной и замечательной обители с прекрасными храмами и инженерными конструкциями, секрет которых не могут разгадать и современные ученые, но с другой стороны — это избитый и поруганный монастырь, который пока еще находится в плачевном состоянии. На некоторых храмах еще нет крестов, многие помещения монастыря еще нуждаются в восстановлении. — Какое отношение к монастырю, на Ваш взгляд, у местных жителей и властей? — Отношение оставляет желать лучшего. Например, когда в Святых вратах стоят дежурные с сигаретой во рту — это вызывает чувство сожаления и по отношению к святым, просиявшим в этой святой обители, и по отношению и к тем тысячам новомучеников и исповедников российских, пострадавших на этой политой кровью земле. Такие печальные картины я не раз видел за три дня пребывания на Соловках. — Как сейчас устроена монашеская жизнь обители? Братия обители живет сейчас в подвижнических условиях, подобные которым я видел только на Афонской горе в Свято-Пантелимоновом монастыре. Но на Афоне нет той холодной суровой зимы, которая есть на Соловках и поэтому здесь братии требуется не только молитвенный подвиг, но и немалое физическое здоровье для того, чтобы нести все те тяжелейшие послушания, которые необходимы для существования монастыря в этих условиях.

http://patriarchia.ru/db/text/279777.htm...

Протоиерей Кирилл Каледа: «Благодаря тому, что на Бутовском полигоне совершается Бескровная Жертва, здесь происходит изменение духовной обстановки» 11 февраля 2007 г. 21:28   11 февраля, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, престольный праздник отмечает храм на Бутовском полигоне. Здесь, н а полигоне НКВД, в 1930-1950-е годы были расстреляны десятки тысяч человек. Поименно известны 20 тыс. 761 человек, расстрелянных в августе 1937-октябре 1938 года. Из них около 1000 человек, как показало изучение следственных дел, пострадали за Христа и верность Его Церкви. Канонизация свв. бутовских мучеников происходила и происходит постепенно. Первым к лику святых решением Архиерейского Собора 1997 года был причислен сщмч. Серафим, митрополит Санкт-Петербургский, возглавивший Собор бутовских новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года были прославлены в общем сонме новомучеников и исповедников Российских еще 129 Бутовских Новомучеников. Следуя постановлению Собора, комиссия по канонизации продолжила свою работу и продолжает ее по сей день. Поэтому Собор новомучеников и исповедников Российских, включающий в себя и сонм Бутовских новомучеников, постепенно пополняется новыми именами святых. К настоящему времени к лику святых причислены более трехсот новомучеников, в Бутове пострадавших. Среди них 6 архиереев, множество священнослужителей, монашествующие и миряне, верные чада Русской Православной Церкви. Такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет более нигде на территории России. Русской Голгофой назвал Бутово Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и по Его Первосвятительскому благословению в 4-ю субботу по Пасхе на Бутовском полигоне ежегодно совершается торжественное празднование Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.   — Отец Кирилл, в честь кого будут освящены престолы в новопостроенном храме? — Хотя храм назван именно в честь святых новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх благословил освятить центральный придел храма в честь Воскресения Христова так как, именно вера и упование на Воскресение Христово давали силы новомученикам совершить их подвиг. Правый придел верхнего храма будет освящен в честь новомучеников и исповедников российских. Кроме того, у нас есть предложение освятить деревянный храм в честь новомучеников бутовских, поскольку сейчас он освящен в честь новомучеников и исповедников российских иерейским чином. В таком случае в нашем храмовом комплексе будут престолы посвященные важнейшим для этого места событиям.

http://patriarchia.ru/db/text/194486.htm...

Подпишитесь на наш Телеграм Обрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. Конец X в. На восьмой день после рождения над Младенцем-Христом был совершен иудейский обряд обрезания (Лк 2:21). Казалось бы, зачем отмечать совершенно проходное для нас событие? Ну да, была такая заповедь. Давайте еще вспоминать каждый встреченный Христом Суккот или каждый проведенный Им Йом-Киппур. Мало ли было в Ветхом Завете постановлений? Отмечаем. Не в числе двунадесятых праздников, но отмечаем. Праздник Обрезания Господня прячется 14 января в «старом Новом годе», за его Сантой — не Клаусом, а Бэзилом, наверное — святителем Василием. Деликатно и ненавязчиво прячется, чтоб не портить нам Святки. Почему портить? Вроде бы торжественное считалось событие… Но давайте размышлять. Заповедь обрезания символизировала принесение человека Богу. В буквальном смысле, Ему жертвовалась часть этого маленького человека. В буквальном опять же смысле — кровавая жертва. Вообще, Ветхий Завет не мыслился без жертв разных типов — очистительных, искупительных и так далее. Новый Завет все жертвоприношения отменил. Осталась Бескровная Жертва в алтаре, которая есть воспоминание и повторение самой что ни на есть Кровной Жертвы Спасителя. Так чего же тут-то вспоминать? Было — да быльем поросло. Как-то раз я услышала фразу: «В принципе, при наличии Нового Завета Ветхий как-то и не нужен». Мой внутренний богослов ужасно возмутился и заподозревал, что собеседник придерживается ереси Маркиона, отрицая Бога в Ветхом Завете. Но собеседник, как оказалось, ничего такого в виду не имел, просто, утверждал он, учение и жертва Христа самодостаточны, а вся еврейская история – это просто почва, на которой происходили эти события. Мы же, читая «Войну и мир», не начинаем с первых Романовых, предков Кутузова и подробного описания строительства домов Болконских и Ростовых? Ошибка собеседника была в том, что Ветхий Завет — не почва. Ветхий Завет — фундамент. Все описанное в Ветхом Завете предельно реально и реалистично. Никаких символов и намеков: кровь — значит, кровь; убить — значит, убить; поклоняться только в Храме — значит, только Храм и никаких там храмозаменителей в виде рощ и камней.

http://blog.predanie.ru/article/obrezani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010