XIX. Слово по освящении храма во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, построенного в Пюхтице на Св. горе, над могилой бывшего Эстляндского Губернатора, князя Серия Владимировича Шаховского 19 Построение храмов на могилах умерших – великое и святое дело Как скоро совершилось! Рановременно, во цвете лет и крепости сил, отошёл ко Господу Богу князь Сергий Владимирович Шаховской, но не прошло ещё года со времени его кончины, как возвысился уже храм над его могилой. Ныне мы освятили его, уготовали в нём место жилища Божия, совершения бескровной жертвы, вообще, уготовали в нём место для молитвы. Рановременная смерть дорогого человека и построение, и освящение над его могилой храма Божия – такие обстоятельства, в которых соединяются вместе скорбь, с радостью и утешением. Ещё очень свежа могила князя Сергия Владимировича, ещё мало прошло времени со дня его кончины для того, чтобы во всей силе не чувствовать скорби о его смерти, и лишения его в сей жизни для многих полезных дел... Пройдут годы – скорбь о нём перейдёт в воспоминание и тихую молитву, но теперь ещё нужно сильное утешение в сей скорби. И вот это утешение – в построении храма на могиле его! Какое великое и святое дело – построение храма вообще, и, особенно, на могилах умерших! Храм есть неоценённое сокровище для живых и умерших. В нём совершаются все важные религиозные события жизни человека, начиная от дня его рождения – до самой смерти, а после смерти – в нём возносятся, оставшимися в живых, молитвы за умерших, об упокоении душ их в селениях праведных и, что особенно важно, приносится за них бескровная жертва, или иначе – совершается Божественная литургия. А по учению Церкви Христовой, превеликая польза бывает для умерших, когда возносится за них к Богу бескровная святая жертва. Вот почему от лет древних, от первых веков христианства, воздвигаются храмы на кладбищах. А построение храмов над гробами умерших, или погребение оных в храмах– есть выражение особой чести и особой памяти к усопшим. Святая Церковь Христова, запечатлённая честной кровью Его и кровью многих святых мучеников, с самого начала своего существования, усвоила себе святой обычай основывать храмы на гробах мучеников и других почивших святых угодников Божиих, в воспоминание чего и поныне, в основание храмов и при освящении оных, полагаются св. мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Польза душам усопшим от поминовения на литургии 29 января (11 февраля) (Сказание святого Григория Двоеслова о монасе умершем в епитимии и по тридцатидневном поминовении прощенном) Душам умерших с верою, но не успевших принести плодов достойных покаяния, спасительны бывают приносимые за них молитвы, совершаемые с верою в память их благотворения, а в особенности приношения за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовых. Об особенной умилостивительной силе для умерших бескровной жертвы св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная жертва» (Тайновод. слово V, гл. 9). О том же учит и св. Златоуст. «Да не обленимся, – говорит он, – помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира очистительная жертва... И, без сомнения, возможно приобресть им прощение чрез дары, приносимые за них, и чрез именуемых вместе с ними» (на 1 Кор. бесед. 41). То же, наконец, подтверждают и примеры. Вот один из них. «Был, – говорит св. Григорий Двоеслов , – монах, который, разболевшись к смерти, поведал своему родному брату, что им в келлии скрыто золото. А нужно заметить, что монастырь, в котором он жил, был общежительный, и устав его был таков, чтобы у братий все было общее и никто не имел права что-либо считать своим и тем более утаивать. После о поступке инока узнали и другие монахи, а затем, как начальнику, сказано было и мне. Чтобы инок почувствовал тяжесть своего греха и раскаялся в нем, я запретил братьям навещать его. А после его смерти, чтобы на будущее время отвлечь других от подобного греха, повелел похоронить его вне монастырского кладбища и на его могилу бросить утаенное им золото. Все было исполнено. Но вот прошло тридцать дней после его смерти, и мне стало чрезвычайно жаль его. Думая, что в загробном мире он страдает, я стал изыскивать средства, чтобы облегчить его участь, и остановился на следующем. Призвавши эконома, я повелел ему отслужить по умершем тридцать заупокойных литургий и заповедал также всем творить общую молитву о нем. Такое распоряжение мое было для усопшего благотворно чрезвычайно. В самый день, когда была совершена по нем последняя, тридцатая, литургия, он явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал; теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете». Брат умершего передал о своем видении инокам, и все они убедились, что покойный был избавлен от муки ради спасительной, принесенной за него жертвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый вечер. Подскажите пожалуйста. Очень мучает вопрос. Для меня это парадокс. Убийство — смертный грех. Почему же тогда делают жертвоприношения на святые праздники? Убийство барана на курбан? Крашеные яйца на Пасху? Это ведь убийство в святой праздник. Не могу понять, объясните пожалуйста. Очень волнует этот вопрос. Моей вере он стал совсем непонятен… Похожие вопросы 5 Ответов Про практику мусульман нужно обращаться к ним, мы тут бессильны. А окрашивание яиц никак не связано со смертью, но с воскрешением. По преданию, Мария Магдалина с вестью о воскрешении Иисуса Христа подарила императору Тиберию яйцо. Император усомнился в этом, отметив, что как яйца не становятся красными, так и мертвые не воскрешают. И на глазах яйцо окрасилось в красный цвет. Господь да приведёт к вере. Здравствуйте, Карина! Определение убийства, как смертного греха, через призму Священного Писания возможно лишь в случае с людьми. То есть убийство человека — это прямое нарушение заповеди “Не убий”. Заклание жертвенных животных — это довольно распространенное явление в Ветхом Завете. При храме совершались ритуальные жертвоприношения. Однако, в новозаветной Церкви был упразднен ветхозаветный обряд и сейчас мы можем убедиться, что в храмах и домах христиан не совершаются жертвоприношения. Окрашивание яиц не больший грех, чем съесть на завтрак яичницу. Но на Пасху окрашивание яиц имеет особый, символический смысл, о котором уже было сказано выше, в одном из ответов. Жертва — это мера любви. Чем больше любишь, тем большим можешь пожертвовать для любимого. Если для древних людей жертвы имели материальное выражение, то для христиан в большей степени духовное, ибо Сам Бог принёс Себя в жертву за всех людей. С тех пор бескровная жертва совершается во всех православных храмах (См. Евхаристия ). Подробнее см. Жертва . Во времена Ветхого Завета жертвы имели несколько значений! Во-первых, жертвуя что-либо Единому Богу, люди приучались к мысли о существовании Единого Бога; во-вторых, жертвоприношения (в частности “мирные” жертвы) приобщали людей к мысли о близости Бога к людям;

http://azbyka.ru/vopros/v-chjom-smysl-zh...

Томос " Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает " . Определения 1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Жертву честного Его Тела и Крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от архиерея, действовавшего ради нас по человечески (так как он Сам и Бог и жрец и жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святый (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа), анафема трижды. . Не принимающим, что жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа Священнодействие Божественны " Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим Священным и Божественным Отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные Богоносные Отцы в своих словах и писаниях, анафема трижды. 2.Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: " сие творите в Мое воспоминание " , но не понимающим правильно слова " воспоминание " и дерзающим говорить, что оно (т.е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/24/f...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Жертвоприношение составляло сердцевину всякой религии с первых дней человечества. В минуты скорби или радости, опасности или благоденствия человек, возвышаясь духом, стремился поделиться с Богом самым дорогим: так выражались и благодарность, и просьба об избавлении, так восстанавливалось общение с Богом. История донесла до нас и страшные примеры - вплоть до принесения в жертву людей и даже своих детей. И только приход Христа, добровольная жертва Бога, принесшего и принявшего ее, показал людям: жертвовать можно лишь самим собой. Бескровная жертва на Евхаристии и есть воспоминание о той единственной Жертве, которая была принесена Христом на Голгофе. Оно составляет суть Литургии верных и начинается с торжественного перенесения Даров - хлеба и вина, приготовленных заранее, еще до начала Литургии - с жертвенника на престол. В старые времена жертвенник находился не в алтаре, а отдельном помещении, часто даже вне церкви. Все члены общины приносили туда каждый свои «дары», т. е. пищу, из которой диаконы перед службой отбирали самое лучшее и подходящее для совершения Евхаристии. В ранней Церкви диаконское служение было служением деятельной любви: диаконы «пеклись о столах» (Деян. 6, 2-3) - следили за тем, чтобы все члены Церкви были одеты, обуты и не нуждались в самом необходимом. Поэтому именно диаконы занимались отбором приношений для Евхаристии. Позже, когда большая часть Византийской империи была христианизирована, традиция принесения продуктов в храм постепенно отмерла, а процесс отбора лучшего из принесенного трансформировался в проскомидию - приготовление хлеба и вина для совершения Таинства. Причем примерно до XIV века проскомидия по-прежнему совершалась диаконами. Позже было соборно принято решение о том, что «диакон да не дерзнет совершать священнодействие». На проскомидии сам процесс приготовления агнца выглядит как символическое жертвоприношение: приготовление евхаристического хлеба - как заклание Агнца; вливание вина в чашу - как излияние крови и воды из ребер Господа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Помогают ли душам умерших возносимые за них молитвы и раздаваемые за них милостыни 26 июля (8 августа) (Слово Иоанна Дамаскина об усопших. Прол. Июля 26) Св. Афанасий Великий в слове об усопших между прочим говорит: «Если кто умрет в благочестии, не отказывайся помолиться за него Христу Богу и свечу, и елей к гробу его принеси. Все это приятно Богу и облегчит участь усопшего... Бескровная жертва и к нищим благотворение много помогут ему». Так учит отец Церкви о пользе для души почившего молитвы и милостыни. Но так ли все это есть на самом деле? Что молитва об умерших помогает последним, видно из слов св. Макария Александрийского , Кирилла Иерусалимского и Василия Великого . Макарий Александрийский говорит: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует она от разлучения с телом». («Воскр. Чт»., 1841 г., 43, стр. 390). Кирилл Иерусалимский пишет: «Превеликая польза будет душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва». (Тайнов. поуч. 5, гл. 9). Наконец, о пользе молитвы для умерших учит и св. Василий Великий . В молитвах Пятидесятницы он говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы. Что касается пользы для умерших милостыни, то сие видим из следующего. Кир Лука рассказывает: когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел родной его брат. Приняв чин Ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об умершем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь же в молитве, он однажды увидал душу брата своего в руках бесовских; в ту же пору послал он некоторых из братии тщательно осмотреть келию умершего. Посланные нашли золото и дорогие вещи, которые тотчас же приказал старец отнести в ближний город и раздать бедным и нищим. Сделавши это, старец опять стал на молитве и увидел судилище Божие и Ангелов света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: «Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши». Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее. Бесы противились и восклицали: «Не сей ли, – указывая на самого Кир Луку, – старец?» Но подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Бесы исчезли, и душа была освобождена от них. («Воскр. Чт»., 1841 г., февр. 2, стр. 386, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

20. В день Собора Архистратига Михаила Христиане! Небо и земля, ангелы и человеки сорадуются ныне, празднуя день сей и прославляя великого слугу Божьего св. Архистратига Михаила. Знаем, что не праздное любопытство, но вера в могущество Архистратига и желание вечного спасения собрала всех нас на молитву. Что же отрадного доставляет нам вера в бытие Ангелов и какие плоды от того получаем мы в деле нашего спасения? О сем намереваюсь побеседовать с вами. Св. Архистратиг Михаил с прочими бесплотными Ангелами, осияваемый неприступным светом лица Божия, непрестанно прославляет живоначальную Троицу, ведет непрерывную войну против падших ангелов, защищает от врагов и соблазнов святую церковь и православных христиан, охраняет города и веси, поражает врагов всякого добра, ведет нас путем спасения, повелевает ангелам-хранителям днем и ночью пещись о нас, спасает от огня, как трех отроков, от воды, как храм свой сохранил от потопления на поле хони, избавляет от лютых зверей, как пророка Даниила, от глада и жажды, как Агарь и отрока Измаила; пробуждает на молитву и предостерегает в опасности, как праведного Лота, влагает в нас добрые мысли и благожелания, ограждает нас кровом крыл своих от всякого зла, радуется о нашем успехе в деле спасения и скорбит, когда видит наше отступление от заповедей Христовых, – а по смерти возносит душу нашу на небо, так как Бог «заповедал Ангелам своим сохранять нас на всех путях наших» 8 , – как сказал пророк Давид, и «Ангелы Божии посылаются Богом на служение ко всем желающим получить спасение» 9 , – как сказал Апостол Павел. Вот что говорит нам святая православная вера о бытии и служении ангелов! О, если бы на очах веры нашей не было пятен греховных, мы здесь же – в сем святом храме – увидели бы тысячи тысяч и тмы тем ангелов с нами молящихся, и предстоящих со страхом и трепетом лицу Божию, и окружающих престол Божий, на котором совершается бескровная жертва! Что ж, если бы все вы предстоящие ныне в храме Архистратига завтра же приобщились сей пренебесной святыни? Думаю, что вы тогда получили бы такой дар, который драгоценнее всех сокровищ земных! Имея Бога – залог воскресения и спасения, вы стали бы ближе к Богу самих ангелов, чего вам желают сами ангелы, и ничего более вы сами себе не можете желать ни на небе, ни на земле. С чем же вы возвратитесь в ваши домы по выходе из сего храма?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

21. В день Собора Архистратига Михаила Православные христиане! Ныне соборный у нас праздник не потому, что мы соборно совершаем богослужение – присутствием нескольких священнослужителей, при стечении многих молящихся; но особенно потому, что ныне праздник в честь собора Архистратига Михаила; все девять чинов ангельских собираются к этому дню – ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы и проч. тмочисленные духи, наполняющие небо и землю, для прославления Бога и святого Архистратига Михаила, предводителя, вождя и князя над силами небесными. И если бы открылись душевные наши очи, как некогда отверзлись очи у пророка Валаама и у его ослицы 13 ; то мы несомненно увидели бы в сем малом и убогом храме миллионы чистейших и светлейших ангелов. Что собрало сюда святых ангелов? Бескровная жертва Христова, которая хотя приносится нашими недостойными руками, но самое важнейшее в этой жертве то, что приносящий и приносимый есть сам Творец мира и ангелов – Господь наш Иисус Христос . Да притом ангелы ближайшие друзья наши, которым вверены Богом мы и наше вечное спасение: не все ли служебнии дуси на служение нам посылаемые, которым заповедал Бог сохранять нас на всех путях наших 14 сказано в писании? Но не забудем того, что мы имеем на земле и злейших врагов, которые неусыпно пекутся о нашей погибели, – это злые духи, демоны и бесы – потерявшие небо, низринутые на землю и обольщающие в сильной ярости всю вселенну 15 , – как написано в откровении Иоанна. И вот, сколько добрые ангелы радуются благочестию нашему, столько злые радуются нашему нечестию и грехам нашим. Ангелы Божии назначены Богом от крещения вашего до самой смерти, быть нашими стражами и хранителями нашими от всех соблазнов и искушений. Однако и древний змий, дракон, князь воздушный, действующий в сынах противления – приставил к нам и со своей стороны искусителей и соблазнителей. Правда, что мы отрицались от них при крещении и плевали на них; но что показывают ныне дела наши и жизнь наша? Кого мы больше любим: добрых ли ангелов или злых? Чье имя мы чаще поминаем в разговорах – ангела ли хранителя или беса, черта и диавола? Сему последнему и имен повыдумали много, тогда как ангела-хранителя называют одним именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

39. Примеры благотворности заупокойных литургий и молитв церкви за умерших 1 . Св. Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшего, случившийся в его монастыре. «Один брат, за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение 30 дней, а потом, из сострадания к его душе, 30 дней приносима была за него бескровная жертва с молитвою. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему, и сказал: «Доселе худо было мне, а теперь я уже благополучен: ибо сегодня получил приобщение» (Беседы кн. IV, гл. LV). II. Тот же св. отец, в разговорах своих с диаконом Петром, повествует о явлении умершего, который просил пресвитера помочь ему молитвою об нем к Богу. «Из сего видно, – заключает он, – сколь полезно душам приношение священной жертвы, когда и сами духи просят о том живущих, и указывают на знаки, через которые они от грехов очищаются» (Там же) 321 . III. Св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал божественную литургию об усопших и говорил, что она весьма помогает душам их. В подтверждение этого он приводит следующее обстоятельство: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали божественную литургию, в день Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы, по освобождении из плена, явившись неожиданно к своим родителям, вспомнил, что в эти самые дни приходил к нему в темницу со светильником некий славный муж: оковы спадали с ног, и он был свободен, в прочие же дни опять содержим был в сковах, как узник» («Чет.–Мин.», нояб. 12). I. Св. Григорий Двоеслов повествует, что при жизни св. Венедикта были две постницы, которые имели несчастную привычку осуждать своих ближних. Св. старец увещевал их оставить эту привычку и, наконец, за непослушание отлучил их от св. церкви. Они все-таки не исправились и ушли в могилу со своим пороком; вследствие этого отлучение осталось на них. Но за свое постничество (и вероятно по причине ходатайства родных) они были похоронены в церкви. Но во время литургии, когда диакон возглашал: «Оглашеннии изыдите!» многие христиане видели их выходящими из церкви. Узнал об этом преподобный Венедикт, сжалился он над несчастными и послал в ту церковь просфору, чтобы вынуть из нее часть за упокой душ их, а также повелел поминать их при совершении Христовых Таин. После того уже никто из христиан не видел их выходящими из церкви. Из этого все уразумели, что вследствие заупокойных молитв св. церкви и жертвоприношений усопшие постницы получили от Бога прощение (Беседы, кн. II, гл. XXIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

77. По случаю освящения в г.Таганроге предела во имя св. Афанасия Александрийского «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». ( Ин.1:51 ). Семь тысяч лет было закрыто небо над этим местом, над которым воздвигнут сей благолепный храм – во имя первого слуги Божия Архистратига Михаила и двух святителей Его: Епископа Тихона Задонского и Архиепископа Афанасия Александрийского , предел, который ныне же благодатью Божией и молитвами пастырей освящен. Первый раз от сотворения мира на сем престоле принесена бескровная жертва, первый раз воссияло здесь Солнце правды – Христос Бог наш, от которого отныне станут изливаться на всех верующих и молящихся здесь многоразличные и обильные источники благодати и милости Божией; ибо отныне не только Ангелы, но и сам Дух Святый в каждую Божественную литургию, через отверстые небеса, будет нисходить на Сына человеческого при принесении таинственной жертвы; и претворят хлеб в Его пречистое тело, а вино в Его пресвятую кровь – для вкушения верующих христиан, желающих получить жизнь вечную. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». Хотя телесными очами мы не видим сего величайшего зрелища – отверстых небес, Духа Божия и Ангелов, восходящих и нисходящих, как многие видели это в Вифлееме и на Иордане; но зато очами веры все можем их видеть. Таким образом, отселе будет обитать во храме сем Триединый Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святый; ибо где Сын Божий, там и Бог Отец, где Богоотец, там и Дух святый. Отселе храм этот не простой дом, но дом Божий, и сия врата Господни; ибо Сам Бог сказал: «вселюсь в них... и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». О какое счастье! Какая радость – жить вместе с Богом! По истине, днесь спасение не только дому сему бысть, но и тому, кто станет посещать этот дом и пребывать в нем на молитве; здесь христианин найдет все необходимое для временной и для вечной жизни. Нужда ли какая семейная, болезнь ли, горе ли какое постигнет, – приходи сюда, все для себя выпросишь; ибо Сам Христос сказал: «все, чего вы ни будете просить в молитве верьте, что получите».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010