41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Перевод. Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной. Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

     После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11). Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора… – Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного? – Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом. – Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

http://pravoslavie.ru/96162.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) О молитве за умерших Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову ( Еф.1:23 ; Кол.1:18 ; Евр.12:22–23 ). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших. Почему она необходима? Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов, после смерти нет покаяния, и облегчение своей участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, по учению Православной Церкви, «исхищают из уз ада души» находящихся там усопших братий наших (правосл. исповедание, отв. на вопр. 64) и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Простр. катехизис, II чл.), то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние. Придавая такое значение молитве за умерших, Православная Церковь следует слову Божию и указаниям святых Отцов и учителей. Слово Божие, заповедует христианам: «молитесь друг за друга» ( Иак. 5, 16 ), молитесь за брата своего, «согрешившего грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), «о всех святых» ( Еф.6:18 ), т. е. о христианах, и «за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). А это значит, что надо молиться и за умерших, потому что у Бога «все живы» ( Лк.20:38 ), потому что «живы или умираем – всегда Господни» ( Рим.14–8 ). Почему мы должны молиться друг за друга? Потому что все мы – дети одного Отца, члены одного Тела Христова. И Господь говорит : «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:35 ), любовь же по словам апостола, «никогда не престает » ( 1Кор.13:8 ). «Любовь познали мы в том, – свидетельствует и апостол Павел, – что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Истинною любовию, – пишет апостол Павел, – члены Церкви «все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф.4:15 ). Это означает, что истинная любовь содействует духовному возрастанию христиан, очищению и прощению грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о евхаристической жизни и участии в Таинствах В больших общежительных монастырях бескровная жертва Божественной Евхаристии совершается ежедневно. Евхаристическую жизнь Церкви и тайну общения во Христе и эсхатологический смысл Второго Пришествия Господня монашество переживает самым динамичным и в то же время самым таинственным образом. Кроме ежедневной Божественной литургии в общежительных монастырях, на Святой Горе регулярно совершаются Литургии в скитах, келлиях и исихастириях. Папа-Даниил, великий исихаст, подвизавшийся в пещере Святого Петра Афонского, был как бы «служебным духом» и «пламенем огненным», как написано: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный ( Пс.103:4 ). Служил он ежедневно. Но Литургия его была поистине таинством, настоящим схождением Неба на землю и истинным восхождением земли на Небо. Говорят, что для того, чтобы продлить время Божественной литургии, он круглый год совершал Литургию святителя Василия Великого . Он никуда не торопился. Если приходило умиление, что было весьма часто, он прекращал на время молитвы и возгласы и плакал радостными слезами. В течение шестидесяти лет он служил ежедневно и неопустительно. Божественная литургия длилась у него несколько часов. Блаженны мгновения и часы, окрыляющие и возвышающие души и людей делающие похожими на Ангелов! Есть преподобные иеромонахи, как бы дышащие огнем и жаждущие ежедневного, если это возможно, служения Божественной литургии. Одним из таковых был папа-Гедеон Кавсокаливит, постоянно совершавший сорокоусты 210 и служивший Литургию почти каждый день. До пострига, будучи еще простым рабочим на Святой Горе, он дал обет стать монахом. Однако не выполнил своего обещания и, вернувшись к себе в деревню, получил, как сам говорил, «невидимую пощечину». Тогда он сразу понял, что это означает. Оставив мир с его суетой, отец Гедеон приехал сюда и стал подвизаться в каливе Святого Акакия. Румынский монах Нектарий, ставший учеником великого учителя византийского пения старца Феофила, обладал ангельским, необыкновенно приятным голосом. В конце жизни он предался строжайшим подвигам и почил в мире в 1890 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

...В те дни однажды мне под утро предвиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу. Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память св. равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их " . Можно сказать, что особым образом пожелание владыки Зиновия сбылось. Есть теперь в Петербурге храм, посвященный блокадным страдальцам, в котором находится и икона равноапостольной Нины. Ежегодно в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в день ее памяти совершается Божественная литургия с прославлением св. Нины и молитвами о погибших в годы блокады. 27 января на торжественное богослужение в Успенский храм собираются многие жители нашего города, пережившие скорбные дни блокады, а торжественное богослужение часто возглавляет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В Успенском храме собираются свидетельства о церковной, молитвенной жизни блокадного города, которая долгие годы была сокрыта. А ведь в городе на Неве не прекращалась литургическая жизнь, в десяти действовавших на начало войны православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Во время блокады в Ленинграде были действующими следующие православные храмы: Николо-Богоявленский собор, Князь-Владимирский собор, церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище, церковь св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церковь на Шуваловском кладбище, церковь вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, - подчинявшиеся митрополиту Алексию (Симанскому); а также относившиеся в начале блокады к обновленцам - Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Князь-Владимирская церковь пос. Лисий Нос; и в Свято-Троицкой церкви в Лесном находилась уцелевшая община иосифлян. Во время блокады Ленинграда обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/25/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава I При объявленном законе о свободе вероисповедания в России, том законе, который вызвал за собой много и самых добрых, и самых полезных для Церкви обстоятельств, все-таки остается совершенно открытым вопрос, как гражданская власть должна относиться к православию, и, в частности, может ли русская власть к православию относиться явно враждебно. Ведь свобода вероисповедания может включать в себя самое большее – свободу пропаганды иноверия; но это совсем еще не значит, что православие должно подвергаться гонениям, притеснениям или вообще быть в положении явно приниженном во многих местах сравнительно с иноверием, напр., магометанством. А между тем, вот что пишет из Владикавказской епархии в Киевский Миссионерский съезд один православный христианин (А. П. Кайтов): «В настоящее время церковь у нас в с. Ногкау, недавно построенная в память чудесного спасения царской семьи во имя свят. Николая, находится в таком состоянии: двери раскрыты, ограду разламывают, колокола и кресты с куполов сняты, иконостас вынесен, разломан и осквернен. Церковь и доныне остается опозоренной, хотя была обеспечена полным содержанием причта». Далее тот же доклад приходит к такому выводу: «У нас мусульманин должен быть терпим среди христиан, никто не посмеет тронуть его пальцем, а христианин среди мусульман недопустим: его грабят, поджигают, воспрещают ему иметь собственные места для богослужения»; в конце концов его выселяют. А если кто остается на местах, то принужден видеть, как св. алтарь, где недавно приносилась бескровная жертва, сделался (в д. Ногкау) местом для стоянки телят и баранов, куда их магометане загоняют назло христианам. Это, вышеизложенное, было бы вовсе невероятно, если бы не было написано и подписано попечителем и строителем этой церкви, христианином, уважаемым во всей северной Осетии. И это не случайность! Это отношение к Церкви уже является чьим-то принципом. Это видно из того обстоятельства, что за разграбление частного имущества те же ногкаусцы законными властями принуждены были внести 12000 р., и эти же самые власти (не решаюсь сказать: законные) совершенно опустили из виду разграбление и осквернение св. храма (все вышеизложенное подтверждено на съезде свящ. Цомаевым).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Глава X. Келлия Затворника, его кончина и «последнее завещание» С епископской кафедры во Владимире, святитель Феофан просил Св. Синод уволить его «на покой»… Из перечисленного множества творений святителя мы видели, каков был его «покой». Не менее многого множества творений святителя, говорит об этом «покое» и его келлия. Теперь, когда раскрылись бывшие столь долго замкнутыми двери этой келлии, – как много, много найдется на Руси людей, которые желали бы посетить жилище, где обитал на земле человек, всю жизнь стремившийся своими помыслами к вечным обителям Отца небесного, подышать воздухом, который потрясался его молитвенными воздыханиями, обвести взором все, что находится в келлии, и уловить по этим безмолвным свидетелям великого подвига черты его внутренней жизни, посетить малую церковь , где изо дня в день совершалось священное «действо» молитвы и возносилась бескровная жертва... Близ монастырской ограды Вышенской обители находится двухэтажный флигель. В нижнем каменном этаже помещается монастырская просфорня и две братских келлии. В верхнем деревянном – келлия затворника. Войдем в нее... Стены деревянные, без обой, несколько потемневшие от времени. Мебель и вся обстановка до последней крайности простые и ветхие. Шкаф с угольником из простого дерева, оцененный в один рубль... Комод – в два рубля... Простой стол, ветхий... Складной аналой, ветхий... Железная кровать, складная, ценою в один рубль... Диваны березового дерева, с жестяными сиденьями – все ценою три рубля сер... Все остальное в таком же роде... Все такое ветхое, простое и до крайности недорогое, а то так и самодельное... Но вот два ящика, с инструментами, токарными, столярными, переплетными, ценою все… три рубля. Палитра для красок и кисти... Фотографический аппарат; станок для выпиливанья из дерева, верстак, токарные станки – все ценою в несколько рублей... Как-то странно читать обозначенные в описании цены, в один, в два рубля... А между тем сколько лиц желали бы приобресть и хранить, как драгоценность, малейшую вещь на память о подвижнике!.. Но зачем все это у отшельника, отрешившегося от мира? «Без дела как быть? Будет грешная праздность... Нельзя все духовным заниматься; надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена, и ни читать, ни думать, ни Богу молиться неспособна. А если те духовные занятия идут хорошо, то рукоделия можно не касаться. Оно назначается для наполнения времени, которое без него придется проводить в праздности» – припоминаются нам слова почившего святителя. Или вот этот серый ситцевый подризник, по-видимому, сшитый самим святителем, напоминает вам рассказ о том, как некогда, сшив сам себе платье, он говорил своему любимому племяннику: «Смотри, старайся как можно менее утруждать услугами себе других и учись как можно больше исправлять для себя сам... Все подризники оценены в четыре рубля. Что поценнее из одежды – вероятно, приношения благочестивых почитателей подвижника. Сам же он готовил одеяние схимника...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Закрывшим окна Во время падения метеорита в Челябинске 05.03.2013 1148 Воскресенье, Сретенье Господне, идет праздничная служба в верхнем приделе челябинского храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Еще утренние сумерки. Вдруг яркий солнечный свет вспыхнул за окнами, тени от переплетов быстро пробежали по стенам - и все исчезло. Подумалось: что это было? На свет фар машины не похоже - и свет и яркость иные, да и не достать им сюда, высоко. Ладно, что-то было, да миновало. Служба шла своим чередом. Но через несколько минут - оглушительный взрыв, раскаты один за другим потрясали все вокруг. Люди выскочили в придел, где большие окна, но не увидели ничего. Но тут из алтаря раздался голос священника: «Продолжаем молиться!». Служба возобновилась. До нашего района разрушительная волна не докатилась - несколько разбитых окон, самым ощутительным последствием было исчезновение любой телефонной связи. Но город большой, и последствия удара далеко не везде были одинаковыми. Вот так Господь посетил нас в Свой Праздник - как молния, от края небес до края их . (Мат.24:29:31). Кто, что и как понял это? Конечно, это был метеорит. А дальше? Для бОльшей части людей, пострадавших или бывших свидетелями, дальше - ничего. Вернее - космическая немая пустота, из которой слепо прилетел каменный осколок и взорвался над городом. Главная проблема - квадратные километры выбитых стекол и пораненные люди. Затраты на новое остекление. Миллионный город, нашпигованный опасными производствами и объектами, при взрыве мощностью 20 атомных бомб отделался неприятностями косметического характера. Грохот услышан, услышано ли кем-либо послание? Да, слово «чудо» звучало, но для большинства это было чудом от бога по имени случайность . Так что, вставим окна в дома и будем есть, пить и веселиться , и даже продавать «осколки метеорита», ведь окна души остались наглухо запертыми. Метеорит прилетел и взорвался над тем местом и именно в то время, когда в храмах служилась Божественная Литургия. Значит, послание было адресовано именно нам, именующими себя христианами. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? (Лк.13:4) Бескровная Жертва Бога не потребовала крови человеческой, но грозное предупреждение прокатилось эхом по всей Земле.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не меняй Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной Священник Николай Аксенов о тех верующих, которые искренне считают, что в игнорировании воскресных литургий нет особого греха 01.09.2018 2103 Время на чтение 6 минут Каждый Воскресный день для православного христианина – это самый главный день недели! В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, и мы, верующие в Воскресение Сына Божия, в Его учение, в этот день не можем не быть в храме на Божественной литургии. Ибо так заповедовал нам Господь - шесть дней трудись в поте лица своего, седьмой же день посвяти Богу. Неисполнение же Божиих заповедей есть грех. Увы, многие из числа верующих искренне считают, что в игнорировании воскресных литургий нет особого греха. Большой грех, говорят они, это воровство, прелюбодеяние, и со спокойной совестью в воскресное утро сидят перед телевизором или в интернете, или паломничают по «Пятерочкам», «Дикси», «Ашанам», выгуливают собак, варят обеды, затевают ремонты или идут качать мускулы в спортзалы и фитнес-клубы, или возятся в огородах. И действительно, воровство, убийство, прелюбодеяние - это грехи тяжелые, одно невдомек многим нашим братьям и сестрам по вере, что в Воскресный день, когда в православных церквах приносится Бескровная Жертва, и христианин, если он не тяжело болен, и у него день не рабочий, а выходной, он обязан с умиленной душой и сокрушенным сердцем молиться в храме. Должен находиться только там, а нигде иначе, даже если в этот воскресный день он не причащается. Молитва в церкви – это молитва соборная. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). – говорит Христос. Мы же в Воскресный день, игнорируя посещения Божественной литургии, тем самым лишаем себя встречи со Спасителем, не получаем Его благодати, а в этот день еще и Благодати особой, ибо в Воскресный день Он воскрес. Каждое Воскресенье – это малое Светлое Воскресенье, малая Пасха Господня! Игнорирование этой малой Пасхи в древние времена строго наказывалось.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/31/ne...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010