IV ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР ПРИНЯЛ РЕЗОЛЮЦИЮ О МИССИИ И СЛУЖЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ Сан-Франциско, 13 мая 2006 г. Мы, участники IV Всезарубежного Собора, собравшиеся в богоспасаемом граде Сан-Франциско, в благодатном присутствии Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной иконы Божией Матери и святых мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, выслушав доклады и сообщения, посвященные жизни Русской Зарубежной Церкви в современном мире, выражаем соборное мнение по насущным вопросам нашей церковной жизни. На протяжении всей истории Русской Зарубежной Церкви ее святители, богословы и мыслители неустанно подчеркивали, что служение Зарубежной Церкви в мире сем вдохновляется высокими духовными идеалами Святой Руси, ставя во главу угла своей духовной жизни исполнение заповеди Христовой о любви к Богу и людям. Мы исповедуем верность миссионерскому духу святых Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Иова Почаевского, Германа Аляскинского, Иннокентия Московского, Николая Японского, святителей Тихона Московского и Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Мы призываем чад Русской Зарубежной Церкви беречь, как зеницу ока, верность этому духу, верой, словом и своей жизнью свидетельствовать о Святом Православии в окружающем нас мире, и действовать ответственно внутри Церкви. Мы призываем чад Церкви сохранить верность своему священноначалию, памятуя наставление свят. Киприана Карфагенского: «где епископ, там и Церковь». Духовным средоточием и источником жизненной силы Церкви является бескровная и искупительная евхаристическая жертва Сына Божия за всех живых и мертвых. В храме у святого Престола в общей церковной молитве объединяется земная Церковь с Церковью небесной, здесь вместе предстоят Престолу Божьему и люди, и ангелы, и святые. Призываем к возрождению евхаристической жизни, к пониманию того, что принимая Святые Дары, мы соединяемся с Христом, и через Него — со всей Вселенской Церковью. Призываем возродить в соборном сознании пастырей и пасомых Русской Зарубежной Церкви высокую идею церковной общины и прихода. Только приход, который осознает себя первичной структурой Вселенской Церкви и неотъемлемой частью Тела Христова, будет в состоянии бороться с тем, что препятствует нашему спасению — со злом и грехом. Только в приходе, помнящем, что его корни восходят ко временам Деяний Апостольских, могут быть приняты дейтвенные меры для обеспечения духовных нужд молодежи, для оказывания милосердной любви обездоленным и нуждающимся.

http://moral.ru/news/060515_Sobor.htm

LXII. Речь в церкви С.-Петербургской духовной академии 64 . Чувства и благожелания бывшего ректора академии Неизвестный корреспонденте напечатал в «Новом Времени» объявление, что 18 декабря я буду совершать богослужение в церкви С.-Петербургской Духовной Академии. Объявление это появилось в печати прежде, нежели я успех переговорить о сём с Преосвященным Ректором Академии. Но, как-бы то ни было, газетное известие совпало с искренним моим желанием отслужить божественную литургию в этом дорогому для меня храме и вызвало со стороны Преосвященного Антония полную готовность удовлетворить моему желанию. Желание моё совершить богослужение в сем академическом храме понятно: пять с половиной лет назад, в продолжение трёх с половиной лет я совершал богослужение в сем храме, заботился о внешнем его украшении и благоустроении богослужения в нём; столько же времени, со всем моим усердием, по мере своих телесных сил и духовных дарований, я отдавал себя заботам о сем честном доме и живущих в нём. Теперь же чрез пять с половиной лет, привлечённый в царствующий град сей не служебными обязанностями, а телесными немощами, я случайно очутился в сем дорогом для меня храме: вчера я имел духовное утешение во время всенощного бдения слушать здесь разумное, выразительное и благоговейное чтение и пение питомцев сего высшего духовного училища, а ныне – совершить в сем храме божественную литургию. При этом мне вспомнились бывшие – моя жизнь в сем честном доме и моё служение в сем св. храме. Духовная связь моя с живущими здесь восстановилась. И, вот, стоя на сем священном месте, я святым долгом своим считаю выразить пред вами, питомцы сего училища, свои чувства и благожелания. Благодарение Богу, что Он удостоил меня ныне совершить божественную литургию в сем дорогому для меня храме. Как я счастлив, если моя молитва услышана и принята Господом! Божественная литургия имеешь великое – таинственное – догматическое и нравственное -молитвенно – благожелательное значение: она кратко изображает жизнь Господа нашего Иисуса Христа, начиная от Его рождества и оканчивая Его смертью , воскресением и вознесением на небо, и на ней совершается бескровная жертва о спасении рода человеческого, таинство св. Евхаристии. При этом на божественной литургии возносятся молитвы об упокоении в селениях праведных всех с верой усопших отец и братий наших и о здравии и спасении живущих. Следуя такому голосу матери нашей Церкви, выраженному в божественной литургии, и я, братья, от глубины сердца моего ныне возносил к Господу свои молитвы о всех почивших и живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXIII. Слово, сказанное за литургией в Воскресенском соборе г. Царевококшайска 77 . О необходимости христианам молиться не только за богослужениями, но непрестанно – и утром, и днем, и вечером Святая церковь за каждым своим Богослужением между прочими молениями возносит к престолу Божию свое усердное моление и о путешествующих. Молится она и о путешествующих потому, что в путешествии человек может подвергаться разным непредвиденным опасностям, в пути злые люди могут нанести сильный вред его здоровью, могут отнять у него имущество, лишить его даже самой жизни. Вот и я вчера и третьего дня был в путешествии; стремясь исполнить давнишнее мое желание посетить ваш отдаленный и, как говорят, глухой край, чтобы здесь в вашем граде, в этом вашем святом храме, вместе с вами помолиться Господу. И благодарение Господу, путь до вас, до вашего града, хотя и нелегкий, я совершил благополучно, здесь, по прибытии в ваш град, духовенством и вами я встречен приветливо и радушно – и за все это благодарю Господа, особенно же я должен благодарить и благодарю Господа за то, что Он удостоил меня совершить в настоящий день в этом святом храме Божественную литургию, за которой, как вы знаете, приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовой, и за которой вы так усердно и благоговейно возносили свои молитвы Господу. Да, братья, каждое дело требует усердия, но молитва, которую мы возносим ко Господу, требует этого усердия особенно, преимущественно, поскольку только при живом и горячем усердии она может быть и бывает действенна; но так как настоящая литургия совершена нами при общем и полном со стороны всех усердии и совершена архиерейским служением, с десятью священнослужителями, в молитвенном соучастии множества народа, то – крепко верю я – такое литургийное моление наше дошло до Господа, оно принято Им и сильно привлечь на нас любовь и милосердие Божие. Но не за одними только церковными Богослужениями каждый христианин обязан молиться, – нет, он должен молиться непрестанно, и прежде всего мы должны молиться утром, встав от сна, чтобы Господь Бог сподобил нас безгрешно провести день и помог нам успешно исполнить все предстоящие нам занятия и дела; потом нужно молиться вечером пред сном, дабы Господь даровал нам сон мирен, безмятежен, и безболезнен и не попустил бы нам во время сна без покаяния отойти в вечность. Молиться нужно всегда и везде, потому, что где молитва, там и добродетель, а где нет молитвы, там веяния беззакония и грех , поэтому молитесь, братья, непрестанно, подражая монашествующим, молящимся с четками, а молясь, непрестанно с любовью и усердием взывайте ко Господу: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXIV. Поучение, сказанное при посещении храма в с. Ронгах Царевококшайского уезда 78 . О необходимости поддерживать благоустройство храма Божие и не следовать языческим обычаям Я хотел было, добрые христиане, побеседовать с вами о небесной госпоже вашей Владычице Богородице, а также об архистратиге небесных сил Михаиле и о равноапостольных царях Константине и Елене, но, обозрев ваш храм, я признал нужным скорее говорить о самом храме, чем о его небесной Покровительнице и покровителях. Вижу, ваш храм и темен и тесен, и запущен, и крайне ветх. Думаю, и в ваших хатах, домах и избах нет того, что я нашел в вашем храме. Ну, скажите ради Бога, какой же добрый хозяин допустит, чтобы крыша на его доме была худая, потолок в самом доме валился и стены дома были в трещинах? А в вашем храме все это есть. Скорблю, глубоко скорблю о таком печальном, запустелом состоянии вашего храма. И как не скорбеть? Ведь, здесь – на этом св. престоле – невидимо восседает Сам Царь славы, окруженный херувимами и серафимами. Здесь приносится святейшая бескровная жертва Пречистого Тела и Пречистой Крови Христа Спасителя. Здесь невидимо присутствуют и Царица небесная и архистратиг Божий Михаил и равноапостольные цари Константин и Елена и вот все эти святые, лики которых вы видите на иконостасе. Отсюда, не трудно понять, что в храме мы молимся не одни, а с нами молятся и все святые, а поэтому храм есть первое и самое главное на земле место, где совершается наша общая молитва . Мы приходим в него, чтобы душой и сердцем славить здесь Господа, просить Его и благодарить Его. И все это, друзья мои, нужно, конечно, не для Самого Бога вседовольного и всеблаженного, а для нас самих. Ведь все, что имеем мы, чем питаемся и одеваемся, самое дыхание и жизнь наша – все это Божие, все это дар Божий, и за все это – за все неизмеримые и несчетные милости и благодеяния Его мы должны благодарить Его. А где мы ближе и лучше можем благодарить благодеющего нам Господа, как не в храме, в котором Он невидимо обитает и в котором Он все наши молитвы, прошения и благодарения скорее всего принимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XLVIII. Поучение, сказанное в Рижской Покровской церкви 48 . О посещении кладбищ и молитве за усопших По какому случаю сегодня в сем, храме совершается столь торжественное богослужение? Отвечу вам, братья! Я считаю нравственным своим долгом хотя раз в году, совершить богослужение в каждом храме г. Риги, и по возможности, стараюсь исполнить этот долг. Цель этого моего желания та, чтобы хоть раз в году помолиться Господу Богу вместе с прихожанами того или другого храма. Но особенно всегда влечёт меня моё сердце в кладбищные храмы, где в продолжение целого года постоянно видятся слезы, слышатся стоны и рыдания при отпевании и погребении умерших, чтобы в них вознести к Господу молитву об усопших сродниках и братьях наших в селениях праведных и тем доставить отраду, утешение и успокоение сетующим. Это чувство привлекло меня и ныне в сей кладбищный храм для совершения богослужения и принесения Богу бескровной жертвы о душах умерших отец и братий наших, здесь почивающих, и тем самым доставить утешение сродникам усопших и знаемым их. По учению одного св. отца Церкви, превеликая бывает польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая, предлежит и страшная жертва (слова св. Кирилла Иерусалимского ). т. е., когда совершается литургия и на оной – святейшее таинство евхаристии. В нашей заупокойной молитве вознесённой ныне ко Господу Богу пред престолом сего храма, вы слышали разные имена: мы поминали лиц, служивших в нашем крае Богу и людям в святительском, священническом и священно-диаконском сане: они сами, живши на земле, возноси ли ко Господу молитвы о спасении душ своих духовных чад, благоговейно совершали богослужение в наш их храмах, поучали словом и делом своих пасомых и услаждали наш слух своим сладкогласных пением; в благодарность за всё это теперь мы молимся о них. Помянули мы также в своей молитве и всех праотец, отец и братий наших, сродников и знаемых, здесь лежащих и повсюду православных, чтобы Господь даровал им отраду и утешение в настоящем их загробном состоянии и помиловал их в день страшного суда своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

§ 74. О почитании останков святых и св. икон Почитая святых, православная церковь вместе с этим, чтит и останки их, если Богу угодно бывает сохранить их в нетлении и прославить чудесными действиями. И это чествование восходить к первым векам христианства. Так, христиане, бывшие зрителями мученической кончины св. Игнатия Богоносца , собрали оставшиеся от его тела твердый части, отвезли их в Антохию и положили в полотно, «как неоцененное сокровище». Подобным образом и смирнские христиане поступили с останками мученически пострадавшего епископа Поликарпа. Когда не суждено было им, как они желали, взять тело мученика вследствие того, что проконсул повелел сжечь его, они собрали кости св. Поликарпа, «как сокровище, драгоценнее дорогих камней и чище золота», и положили их, где следовало, с тем, чтобы туда собираться с веселием и радостью – для празднования дня его мученического рождения. С четвертого века, когда церковью получена была вероисповедная свобода, чествование останков святых становится открытым и получает свой определенный и постоянный церковный характер. Как глубоко-благоговейно чествовались в это время церковью мощи святых, когда они открывались, это видно уже из того одного, что они обыкновенно полагались во храмах, где давалось им место даже под алтарем, на котором приносилась бескровная жертва. А самое открытие их и перенесение всегда сопровождалось особенною торжественностью. По учению лютеран, останками святых не должно пренебрегать, а надобно сохранять их, так потому, что они – останки людей, так особенно потому, что они – останки таких христиан, память которых заслуживает благословения. Но почитать мощи религиозным почтением, как почитает их прав. церковь , не следует; это дело бесполезное и суеверное, потому что воздается почтение мертвому и бездушному предмету. Что сказать относительно этого? Почитая мощи святых, мы чтим не мертвое вещество, но живую и животворящую силу Св. Духа, которая сделала их не только нетленными, но и многоцелебными для притекающих к ним с верою. Из св. писания известно, что от прикосновения к костям пр. Елисея воскрес мертвый ( 4Цар.13:12 ). Кровоточивая женщина получила исцеление от прикосновения к краю одежды Христа ( Мф.9:20:22 ) Больные и бесноватые исцелялись от возложения на них платков и опоясаний ап. Павла. ( Деян.19:12 ). Та Божественная сила, которая была соприсуща костям пр. Елисея, ризе Спасителя, платкам ап. Павла, дарует и телам святых нетление и чудодейственную силу для укрепления веры христиан, живущих на земле, как это достоверно известно из повествований о дивных чудесах и знамениях, бывших от мощей святых, почивающих на Афоне, в Киеве, в Москве, Сарове и др. местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Возлюби ты, душа христианская, небесного Жениха Иисуса Христа, как возлюбила св. Великомученица Екатерина, и ты получишь такую же от Бога награду и вечную славу. И тебе скажет Господь то, что сказал грешнице: «Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много» 83 . Но возлюбить Иисуса Христа может тот, кто все земное презрит, все: и красоту, и богатство, и мудрость. Презреть все и предаться истинному покаянию – вот правило для жизни каждого христианина, который хочет получить царствие небесное. Покаяние есть второе мученичество, произвольное, дарованное от Господа всем грешникам кающимся. Но покаяние требует поста, молитвы, слез и полного самоотвержения. Не будет мучить тебя мучитель, зато станут мучить тебя страсти и искушения диавола, а это стоит мученичества. Никогда не теряй надежды на Бога, какие бы ни были на твоей совести грехи. Но преждевременно кайся, не ожидай ты наказания Божия, кары Божией над собой, пока Господь накажет тебя за твои грехи. Его наказание тяжкое, а прежде времени старайся прилепиться ко Христу, умилостивить Его подвигами покаяния. Не отвергнет Он ни одного кающегося. Какой бы ни был он тяжкий грешник, но ожидает его обращения, ожидает сегодня и завтра и долго ожидает. Когда же увидит упорство, бесчувственность, беспечность и ожесточение, тогда и простирает на грешника Свою тяжкую руку, и все же для того, чтобы привести человека в чувство, бичует тело болезнями, дабы спасти душу. Часто случается нам быть при одре больных таких грешников, которые на краю могилы обращаются к Богу. И подлинно жалостно их положение, ибо какие подвиги и покаяние они могут понести в болезни? Поститься не могут, молиться не могут, добрых дел совершить не могут. Хорошо, если святая церковь станет за них молиться, но иной и о сем не подумает, если не скажешь ему. Бескровная жертва при всеобщей молитве верующих христиан имеет всемощную силу: мертвого воскресить, больного воздвигнуть от одра болезни. Но я видел почти воскрешенных из мертвых, которые по выздоровлении опять бросались в тину беззаконий. Без сомнения, премилосердый Господь и сих прощает после истинного и полного покаяния. Ибо Господь Сам говорит: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». Не хочет Господь погибели грешника. Он тебя сотворил, Он за тебя пострадал, Он тебе дал много времени для покаяния и все же хочет спасти тебя, а не погубить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Голова Синодального у справах очолив в день престольного свята храму на 7 липня 2011 р. 18:14 7 июля 2011 года, в день праздника Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий совершил Божественную литургию в Предтеченском храме на Пресне . Его Преосвященству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа  протоиерей Владимир Диваков , старший клирик храма протоиерей Михаил Петров, священники Валерий Мишин и Дионисий Лобов, духовенство храма. За богослужением пел хор под управлением Василия Мамчура. В храме в день престольного праздника собралось около полутора тысяч человек. По окончании Божественной литургии верующие во главе с епископом Игнатием прошли крестным ходом вокруг храма и поклонились мощам Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день владыка Игнатий отмечает 6-летие своей архиерейской хиротонии. 7 июля 2005 года в Храме Христа Спасителя приснопамятный Святейший Патриарх Алексий   рукоположил архимандрита Игнатия (Пунина) во епископа Вяземского . На протяжении этих лет владыка нес послушание викария Смоленской и Калининградский епархии, а в 2009 году был назначен епископом Бронницким, викарием Патриарха Московского и всея Руси и настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. От лица прихожан и духовенства храма к епископу Игнатию обратился протоиерей Михаил Петров. Он пожелал владыке «здравия, мудрости, терпения и смирения в несении человеческой любви окормляемым им людям». Епископ Игнатий поблагодарил всех за поздравление и обратился к присутствующим с архипастырским словом. Он отметил, что вот уже на протяжении 326 лет в Предтеческом храме ежедневно совершается Божественная литургия, приносится бескровная жертва. За многие годы стены храма вмещали в себе столько радости и горести, что мы должны с сугубым вниманием обратиться к примеру Крестителя и Предтечи Господнего Иоанна в день памяти его Рождества, сказал владыка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1556613...

еп. Мефодий Кампанский 1/14 августа. День Всемилостивого Спаса. Храмовой праздник 1 Наша приходская семья сегодня празднует Престольный праздник, день именин своего храма. Не случайно наш престольный праздник именно сегодня. Мы устраивали наш храм в память разрушаемого тогда храма Христа Спасителя в Москве. То был храм русской славы и его престольный праздник был на Рождество Христово. Наш храм – храм скорби, искания утешения и покаяния. „С вышних призирая, убогия приемля, посети ны озлобленныя грехи, Владыко Всемилостивый: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость” – поем мы в тропаре нашего храма, и праздник его в первый день Успенского поста и в день выноса св. Креста. Храм наш – храм милости Божией и призыва к покаянию и исправлению жизни в духе Христа Спасителя. Как глубоко в душу проникает Евангельское чтение на всенощной нашего праздника: „Еще на малое время свет есть с вами: ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходячий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света”. Слышим ли мы эти слова? Свет еще с нами, будем им пользоваться. Пусть храм наш не только благоукрашается, но и освящает нашу жизнь. Да будете сынами света. Аминь. 2 Собрались мы ныне на именины св. храма нашего. Собрались прежде всего с чувством благодарности Господу за то, что храм у нас есть, что почти ежедневно возносятся в нем молитвы, приносится страшная бескровная жертва, за то, что в нем мы получаем духовное и утешение и ободрение. Храм – небо на земле и за это небо около нас мы благодарим Господа. Но, прикасаясь к этому небу, должно было бы нам приближаться по духу к Небожителям. В этом, можно сказать, задача храма – прихода. Насколько эта задача нами осуществляется? Конечно, за годы существования храма жизнь прихожан во многом изменилась – осветилась. Меньше у нас раздоров, судов, пересудов, клеветы, больше памяти о том, кто мы, перед Кем живем, к Кому идем, чаще становимся на молитву, открываем Слово Божие, больше понимаем церковное богослужение, лучше его совершаем. Одним словом, по сравнению с тем, что было, многое стало лучше. Но по сравнению с тем, что должно быть у православных людей, многого, многого нам еще не хватает и требует от нас постоянной духовной работы над собой. Нужно, чтобы храм наш действительно освящал нашу повседневную жизнь и приуготовлял бы нас к переходу в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010