Слово пастырское к духовенству Харьковской епархии. Возлюбленные о Господе братия и сослужители! В короткое время служения моего в Харьковской епархии, к величайшему утешению моему, я успел убедиться, что народ, вверенный Промыслом Божиим моему и вашему попечению, отличается искренним благочестием и любовью к святой Церкви. Во дни праздничные, храмы Божии полны молящимися, усердие к слушанию слова Божия в них великое, готовность к делам благим – нелицемерная. Пред нами духовная нива, как земля здешнего края, тучная и способная к плодородию, – только, чтобы не стояло дело за нами, делателями и сеятелями на ниве Христовой. Известно вам, каким опасностям в наше время подвержены и добрые, искренно преданные Церкви, православные христиане. С одной стороны, путем одностороннего – образования, ложно поставленного воспитания и неблагонамеренных сочинений, идут к ним целые потоки ложных мыслей, противных вере Христовой учений и превратных понятий о жизни нравственной, общественной и семейной. С другой стороны направлены, особенно на простой народ, от расколо-учителей и сектантов тайные происки и клеветы на чистоту исповедания и святость установлений самой Церкви нашей. С той и с другой стороны, те и другие враги пользуются всеми нашими недостатками, всякими нашими ошибками и слабостями, чтобы в них найти поводы к нареканиям и порицанию Церкви, которой мы поставлены служителями, стражами и защитниками. Великая нужна с нашей стороны бдительность, осторожность и ревность в прохождении нашего святого и высокого служения. Посему прошу и молю вас, братия, священнослужители и все члены церковных принтов,– каждый по роду и чину своего служения,– примите от меня с любовью следующие советы и указания. Прежде всего, совершайте неленостно, неспешно и, по возможности, часто богослужение. Ныне, особенно по селам, распространилось мнение, что народу в церковь ходит мало и что служить поэтому, особенно в будни,– не для кого. Как не для кого? Бескровная жертва Христова приносится за весь мир, за присутствующих и отсутствующих, за живых и умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Троицкий козловский монастырь Троицкий Козловский третьеклассный мужской монастырь находится в двух верстах к югу от города Козлова на берегу реки Лесной Воронеж. Монастырь стоит на возвышении, образуемом берегом реки; с его южной стороны протекает Лесной Воронеж, с восточной и западной монастырь окружен дубовыми рощами, северная сторона, обращенная к Козлову, открыта, и низменная долина отделяет монастырь от города, половина которого, расположенная на полугоре обращенной к монастырю, как будто любуется прекрасным местоположением этой обители. Там на холме среди дубовой рощи белеют стены мирной обители; за ними возвышаются позолоченные купола двух церквей; направо высится колокольня. И когда звук колокола, призывающий иноков к славословию Бога, отзовется в городе, любящие в тишине изливать душу свою в молитве перед Богом, спешат из города в мирную обитель, где немногочисленный, но стройный хор иноков невольно пробуждает в душе умиление. В этой обители жители Козлова любят предавать вечному упокоению смертные останки свих родных, конечно в том смысле, что ежедневно два раза приносимая бескровная жертва в обители послужит к спасению близких им душ, и что молитва иноков всегда предстоящих перед Богом и совершающих поминовение на могилах почивших низведет благодать спасительных заслуг Христовых на них, и в мирной обители мирен будет их вечный сон, невозмущаемый шумом житейских тревог. В Троицкой обители всегда тихо, и в праздничные дни приезжает разве только несколько десятков богомольцев из города. Только два раза в год покой обители возмущается приливом народа, – это в два главных праздника обители в день Троицы и день Успенья. В эти дни многочисленные толпы народа стекаются в обитель; под ее стенами бывает ярмарка, а между тем внутрир обители в священных храмах усугубляются молитвы и песнопения; целые дни иноки, почти безвыходно, служат для благочестивых поклонников молебны и панихиды. В это время из Козлова в крестном ходе приносятся святые иконы. Как пчелы около улья, жужжат около обители толпы поклонников, проходит назначенное время, народ удаляется, – и опять тиха и безмолвна святая обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

ЦВ 3 (280) февраль 2004 /  10 февраля 2004 г. Блокадная молитва 27 января, в день 60-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в православных храмах Санкт-Петербурга были совершены панихиды по погибшим в годы блокады. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию и литию по погибшим в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Архиепископ Тихвинский Константин со священнослужителями Санкт-Петербургской епархии отслужил литию на Пискаревском мемориальном кладбище, где в братских могилах захоронены более 500 тысяч погибших жителей блокадного города. День завершился панихидой, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении духовенства в Исаакиевском соборе. Многие годы блокада Ленинграда являлась одной из знаковых тем советской идеологии. Утверждалось, что город выстоял благодаря особым качествам характера советского человека. Затем, во времена всеобщих разоблачений, под рубрикой «неизвестная блокада» стали всплывать факты бесчеловечности, имевшие место в осажденном городе. Но по-прежнему в тени оставалось то, что блокадный Ленинград верил и молился, что здесь не прекращалась литургическая жизнь, а в десяти православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I. Во время блокады богослужение совершалось в Николо-Богоявленском соборе и соборе св. равноапостольного князя Владимира, церкви Свт. Николая на Большеохтинском кладбище, церкви св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церкви на Шуваловском кладбище и церкви вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, которые подчинялись митрополиту Алексию (Симанскому). Еще несколько действовавших в начале блокады храмов — Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, храм св. кн. Владимира в пос. Лисий Нос — относились к обновленцам. В Свято-Троицкой церкви в Лесном существовала уцелевшая община иосифлян. Во время блокады все обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://e-vestnik.ru/history/blokadnaya_m...

Часть 3 1. Божественная Литургия Предварительные сведения Божественная литургия есть важнейшее христианское богослужение, средоточие всех прочих церковных служб суточного круга, по отношению к которому все они служат как бы подготовкой. Но литургия есть не просто богослужение, как все прочие службы суточного круга, а таинство, то есть такое священнодействие, в котором верующим подается освящающая их благодать Святого Духа. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится таинственная бескровная жертва за спасение людей, и под видом хлеба и вина, преподается верующим истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому она, преимущественно перед другими службами, называется «Божественной службой», или «Божественной литургией» (от греческого – Λειτοθργια, от «литос» λειτος – «общественный» и εργον – дело), как служба, имеющая важное общественное значение. Как благодарственное воспоминание божественной любви Господа к падшему человеческому роду, выразившейся в особенности в принесении Себя в жертву за грехи людей, литургия называется еще «Евхаристией» ευχαριστια, что значит в переводе с греческого «благодарение». Главная часть литургии, так называемый «канон Евхаристии», как раз и начинается с призыва священнослужителя: «Благодарим Господа». В обыкновенном разговорном языке литургию часто называют «Обедней», так как она совершается обычно в предобеденное время. В древности после литургии устроялись «вечери любви», так называемые «Агапы», на которых верующие вкушали от остатков хлеба и вина, приносимых, по древнему обычаю, самими христианами для совершения литургии. Происхождение Литургии Божественная литургия, на которой совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, ведет свое начало от последней Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками, накануне Его крестных страданий за спасение мира. Таинство Причащения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, как об этом согласно повествуют все четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также и св. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам ( 1Кор. 11, 23–32 ). Взяв хлеб, благословив и преломив, и давая его ученикам, Господь сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело мое», а потом, подавая чашу с вином, воздав хвалу Богу, сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24 и Лук. 22, 19–20 ). Св. Евангелист Иоанн, опуская по обычаю то, что рассказано первыми тремя Евангелистами, раскрывает нам подробно учение Самого Господа Иисуса Христа о необходимости причащения Его Тела и Крови для вечной жизни ( Иоан. 6, 39–48 ). А св. апостол Павел в 1 послании к Коринфянам ( 1Кор. 11, 24 ) добавляет к этому еще заповедь Господа: «Сие творите в мое воспоминание», и объясняет значение таинства, как постоянное напоминание о спасительной смерти Господа, указывая вместе с тем необходимость благоговейной подготовки для достойного принятия этого великого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть вторая Чествование святых мощей и почести воздаваемые телесным останкам всякого христианина Поучение в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в город Бари Празднуем сегодня перенесение св. мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ливийских в город Бар, в южной Италии. Это событие произошло, по изволению самого Святителя, для сохранения в безопасности его святых останков от набегов Турок на Ликию в конце одиннадцатого столетия. Праздник чествования мощей одного из знаменитейших Святых дает нам повод к размышлению вообще о значении святых мощей в жизни церковной. В обширном смысле на церковном языке мощами называются тела всех умерших христиан 49 . Чествование мощей началось в первые времена христианства, времена гонений на Христову церковь . Бесчисленное множество христиан пролило свою кровь за веру во Христа. Мучительна была их смерть, ибо предваряема была бесчеловечными разнообразными истязаниями. Но чем позорнее была такая смерть, тем почетнее было их погребение. Христиане с благоговением собирали останки мучеников и переносили их с честью в усыпальницы, устроенные в подземельях, куда укрывались христиане для совершения богослужения. Гробницы мучеников служили в сем случае престолами, на которых приносилась бескровная жертва тела и крови Христово! В память этого чествования до сих пор каждый престол в православной церкви снабжается частицами святых мощей, хранимыми в антиминсах на самом престоле, также и особых вместилищах под престолом. При совершении чина освящения каждой церкви сии частицы мощей торжественно обносятся вокруг храма с пением стихов в честь мучеников. Равно и внутри храма во всех молитвах освящения прославляются святые мученики. В чине рукоположения священнослужителей предписано при троекратном обхождении престола, прославлять престол пением трех стихов, из которых одним чествуются святые мученики, ради святых мощей их, возлежащих на престоле и под престолом. Спрашивается: на чем основывается столь великая честь, воздаваемая святым мученикам? На том, что по выражению одного из церковных песнопений, «кровью мучеников церковь украсилась, как порфирою и виссоном», то есть кровь мучеников составляет для церкви такое же великолепное украшение, каким для людей богатых, вельмож и царей служит великолепное одеяние, с тем различием, что внешнему великолепию не всегда соответствует внутреннее достоинство этих лиц, тогда как кровь мучеников служила свидетельством внутреннего достоинства церкви, величие христианского духа, одушевлявшего христианское общество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава 2 1–13. Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль. 14–16. Приношение начатков первых плодов. Лев.2:1 .  Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, В отличие от кровавых жертв zebachim (от гл. zabach умерщвлять, б. ч. для ритуальных целей), жертва бескровная или растительная называется minchah, или, как здесь, qorban minchah; по LXX: δρον θυσα (также προσφορ, μννα, σεμδαλις), Vulg.: oblatio sacrificil. В свою очередь от растительной жертвы из твердых продуктов, minchah, отличается растительная жертва жидкая, жертва возлияния, nesech, LXX: σπονδεον, σπονδ, Vulg.: libamen, libamentum. В дозаконное время minchah имело общее значение дара ( Быт 32:21–22, 43:11, 15 ) и означало даже и кровавые жертвы, напр., жертва Авеля так же названа минха, как и жертва Каина ( Быт 4.3–5 ). В законодательстве же Моисеевом минха означает собственно бескровную жертву, которая в главных продуктах – муке, елее и вине – представляла на служение Богу земледелие Израиля, как жертва кровавая – скотоводство; обе главные отрасли древнееврейской промышленности должны были доставлять на алтарь бога Израилева свои произведения. Бескровная жертва могла быть и была двоякая: 1) самостоятельная, отдельная от жертвы кровавой (такая описывается в Лев.2 ), и 2) добавочная при кровавой жертве, всесожжении или мирной. Вопреки отрицанию, у некоторых библеистов (Бэр, Герлах и др. протестанты), самостоятельного существования бескровной жертвы в Ветхом Завете, последняя, несомненно, существовала, как показывают уже жертвы Каина ( Быт 4 ), Мелхиседека ( Быт 14 ) и Гедеона ( Суд. 6.18 ). Самостоятельною же жертвою бескровною были, напр., хлебы предложения в святилище. По учению отцов и учителей Церкви (И. Злат., Амврос., Евсевий, блаж. Иероним), бескровная жертва Ветхого Завета предызображала новозаветную жертву евхаристии. Лев.2:2 .  и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Верующий Ветхого Завета не знал Евхаристии в том смысле, как она известна христианам – как бескровная жертва благодарения Богу. Новозаветная евхаристическая жертва являет собой продолжающуюся во времени единственную и уникальную жертву, принесенную две тысячи лет назад во искупление людей Единородным Сыном Божиим, ради этого ставшим Сыном Человеческим. Это, однако, не означает, что ветхозаветный верующий был абсолютно лишен евхаристических переживаний и размышлений. Ветхий Завет и жертва Верующий Ветхого Завета не знал Евхаристии в том смысле, как она известна христианам – как бескровная жертва благодарения Богу. Новозаветная евхаристическая жертва являет собой продолжающуюся во времени единственную и уникальную жертву, принесенную две тысячи лет назад во искупление людей Единородным Сыном Божиим, ради этого ставшим Сыном Человеческим. Это, однако, не означает, что ветхозаветный верующий был абсолютно лишен евхаристических переживаний и размышлений. Еще не было искупления – но было приготовление к нему, еще не было полноты радости о воскресшем Христе – но уже была благодарность Богу за его благодеяния. Конечно, кровь овец и козлов не могла изменить природу человека; тем не менее, закон Моисеев повелел еврейскому народу приносить жертвы – как ежедневные, так по особым случаям. Для чего это делалось? Прежде всего это было необходимо лично каждому верующему, ведь закон предписывал жертвовать Богу, то есть отдавать ему то, что дорого, часть своего имущества как в благодарность за то, что Бог даровал ему благополучие в жизни, так и в знак раскаяния в своих грехах. Это неизбежно приводило ветхозаветного иудея к мысли о промысле Божием в своей жизни, о томи, что только от Бога зависит и радость праведника, и утешение кающегося грешника. Shilo. Площадка в Силоме, где, вероятно, находилась скиния.      Кроме воспитания отдельных членов общества, система жертвоприношений напоминала народу Израильскому в целом о его особой миссии среди прочих народов. Необходимость принесения жертвы для раскаяния в грехах и благодарения Богу, с одной стороны, и в то же время потребность в постоянном повторении этих жертв, с другой, создавали логическое напряжение у тех евреев, которые размышляли над религиозными вопросами, заставляли задуматься над тем, возможна ли одна и единственная Жертва, которая может быть принесена не за только отдельных верующих, а сразу за весь народ Божий.

http://pravoslavie.ru/90095.html

Каин и Авель Авелеве, Иисусе, не уподобился правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин, и мы, душе окаянная, деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе. Темже и осудихомся. Жертва Каинова была отвергнута Богом, Авелева принята ( Быт. 4:4–5 ). Каин принес бескровную жертву от плодов трудов своих, ибо занимался земледелием. Авель, занимавшийся скотоводством, принес жертву кровавую, животных. То и другое хорошо, но дело, собственно, не в том, что принесено в жертву, а в том, как принесено. Что жертва одного предпочтена жертве другого, это зависело от различия нравственных качеств приносивших. Бог не принял жертвы Каина, потому что жизнь его была непотребна, дела нечисты. Беззаконный, закалывающий вола, – то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса, приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь ( Ис.66:3 ). Не таков был Авель в нравственном отношении – это была душа чистая, непорочная, благочестивая. Жертва его была делом истинного благочестия. С дымом жертвы восходило к Богу его сердце, с пламенем жертвы горела любовью к Богу его душа. Кроме того, Авель верою множайшую жертву принесе паче Каина ( Евр.11:4 ). Его одушевляла вера в Искупителя. Жертва Авеля была выражением этой веры. Он убежден был, что некогда за грехи людей прольется кровь Неповинного, вполне достаточная для примирения людей с Богом, и что все людские жертвы до принесения этой безмерно великой жертвы суть только предызображения ее и выражения веры в ее силу. Каин был чужд веры в Искупителя. Различие духовных расположений обоих братьев сказалось в самом выборе жертв. Авель по сердечному усердию к Богу принес Ему в жертву лучших животных из своего стада, таких, какими каждый хозяин преимущественно дорожит, то есть первородных и хорошо откормленных. О Каине же не говорится, чтоб он выбрал в жертву лучшие из плодов земных. По всей вероятности, и по качеству и по количеству они были незначительны. «Сойдут с рук и эти, – рассуждал он, – зачем пропадать даром отборным плодам? Лучше они останутся мне на пользу. Бог не станет употреблять их в пищу». Рассуждение, похожее на речь Иуды о бесплодной трате драгоценного мира на помазание ног Иисуса Христа ( Мк.14:4–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Искупление. Что значит, что Христос Своей Смертью искупил людей?.. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате… Православный христианин читает эти слова каждый день (они из Символа веры); каждый день христианин слышит, что Иисус Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас Своей Смертью и т.д. и т.п. Что все это значит? В каком смысле Иисус нас искупил? Почему мы говорим, что Он искупил нас Своей Смертью? Почему нельзя было сделать Искупление бескровным или зачем Христос выбрал для Искупления такой странный и страшный путь?.. Обо всем этом наш разговор. Искупление , или заместительная жертва , были ключевыми понятиями для людей библейского времени и культуры. В основе любой религии лежит общение с Богом. Общение с Богом лежало в основе и веры древнего иудея. Но как может общаться с Творцом и Вседержителем Вселенной грешный человек, который в своей жизни предавал Бога, жил по страстям, совершал большие и малые личные и общественные преступления? Он должен себя как-то очистить, чтобы получить возможность такого общения. Абсолютная цель – полное и безусловное прощение от Бога. Очищение возможно только через поступок, который более или менее равноценен греху. В идеале, ты должен принести себя в жертву Богу и после этого можешь рассчитывать на прощение справедливого Всевышнего. Поэтому первоначально во многих религиях достойной расплатой за грехи перед Богом считалась человеческая жертва. Но уже в древности от человеческих жертвоприношений отказались, заменив их жертвой животного. Принося в жертву животное, человек возлагал руки ему на голову, как бы отождествляя себя с ним. Умирая за грехи человека, жертвенное животное своей смертью освобождало его от грехов . Евреи приносили в жертву за грех разных животных: быка, корову, овцу, барана, козу, голубей и т.д. Можно было, и предписывалось, приносить частные жертвы, но раз в году в Иерусалимском Храме совершалась самая главная жертва, которая примиряла народ Божий с Господом. Происходило это в великий праздник Йом-Кипур ( День искупления ). В этот день первосвященник вступал в Святая святых – святилище Иерусалимского Храма, в которое дозволялось заходить только первосвященнику и лишь один раз в году, в этот самый день. В Святая святых первосвященник окроплял кровью жертвенных животных Престол благодати , который там стоял. Это священнодействие даровало прощение грехов народу Израильскому – отныне Бог снова милостиво смотрел на него, и с Ним, Творцом и Отцом Вселенной становилось возможным какое-то общение.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Л. И. Бриллиантов Книга Левит Главный предмет книги Эта книга называется книгою Левит потому, что содержит в себе законы о правах и обязанностях левитов, или что то же, потомков Левия, сына Иакова, которые поставлены были Богом для служения при скинии свидения, вместо первенцев. По содержанию книгу Левит можно расположить на четыре небольших отдела с заключением. В первом отделе – богослужебном повествуется о жертвах, как средствах очищения и примирения людей с Богом; во втором отделе излагаются законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников (сыновей его), как жрецов Божиих. Следующий третий отдел может быть назван в собственном смысле обрядовым, так как в нем излагаются постановления о внешней и внутренней чистоте, требуемой от всего народа и от самих священников, причем постановлениями первого рода предусматриваются всевозможные случаи нечистот в жизни народа и определяются соответствующие этому очистительные обряды, постановлениями же второго рода выражаются требования о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне. В четвертом отделе книги начертывается круг годовых ветхозаветных праздников. В заключении книги возвещаются благословения исполнителям и проклятия нарушителям данных законов и обрядов и как бы в добавление к этим постановлениям сообщается об обетах и десятинах. Понятие о ветхозаветных жертвах (I-VII гл.) Соответственно различению жертвенного вещества, жертвы разделялись на два главных вида: жертвы кровавые и бескровные. Первые состояли в заклании чистых домашних животных: тельцов, овнов, козлов и птиц: горлицы и голубя. Бескровные жертвы представляли собою различные виды хлебных приношений, соединенных с елеем, ладаном, солью и вином, но без кваса (квасного) и меду. Принесение жертв предварялось, сопровождалось, и заканчивалось соблюдением особых обрядов. Приносящий жертву поставлял животное пред скиниею. возлагал на голову его свои руки и отдавал его жрецам для заклания; после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения, на котором потом сожигали тук (т.е. жир) внутренностей животного, почки с туком и другие тучные части. С остальными частями животного поступали различно, смотря по тому, какого рода была жертва и за кого она приносилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010