236 Татищев так характеризует князя Давида (Ист. российск. т. III, стр. 325). «Сей благоверный князь был добродетельми украшен, милостыню многую роздавал не брегши имения, был правосуден, любил книги читать, во вся дни ходил в церковь св. Михаила, которую сам создал и устроил паче всех церквей, ей же не было подобной во всей полунощной стороне, и многие иностранные приходили для смотрения оной». Макарий, Ист. рус. цер. т. III, стр. 85 и 86. 237 Нестор, Лаврен. лет. П.С.Р.Л. т. I, стр. 66 У Татищева, Ист. рос. т. II, стр. 107, 109 и 427; тоже т. I, стр. 231 (глава 17-ая). 238 Барсов, Очер. рус. ист. геогр. стр. 40–4 2; Прав. и рус. народ. в Литве, Христиан. Чтение 1851, июнь, 485. См. подробности у Нарбут «Dfieje star nard Zitew», т. II, стр. 173–1 75, т. ΙΙΙ, стр. 223–2 28 Нарбут полагает, что Новогрудок основан позднее именно в 1116 году (прим. 1, на стр. 226, т. ΙΙΙ и пр. 239 Вместе с русскими пришельцами проникло в Литву и восточное христианство: в сочинении епископа Петра Камераценского есть прямые указания, что еще в XI веке русские впервые принесли в Литву христианскую веру: «Rusini zaszczepili pierwsi Chrzescianstwo w Zitwie poganskiej, powiadaja jeszcze w wieku XI go pierwzej polowie». См. сочин. «Dfije ztarozytne nar. Giteweskiego“, Narbutt Wilno, 1835 г., т. 1, стр. 388. Сочинение епископа называется «De Municheis Agapennis in Russia et Zithuania, 1418 г. По изысканно Нарбута, сочинение это, неизданное, принадлежит кардиналу Петру д’ Айли (d» Ailli), который жил между 1350 и 1419, или 1425 г. См. Нарбута, т. I, стр. 19, примеч. 2. См. о распространении на Литве православной веры путем краткого убеждения в святых истинах, в том же сочин. Нарбута (т. VI, 1839 г. стр. 339), где сказано: «Wiara chrescianska wscehodniego wyznania, pierwij siç rozpostarla po Zitwie drogç lagodnego prawd swiçtych poznania». Там же на стр. 346 говорится о дружбе и приязни русинов с литвинами до тех пор, пока политические интересы не столкнулись с религиозными. В хронике Быховца, под 1364 годом, сказано: «А римское виры в Литве не было, только русская замешалася». (ст. Православие и рус. народ в Литве, Христиан Чтен. июнь, 1851 г., стр. 471) – О правосл. вере в г. Лиде «с самых давних времен», см. у Нарбута, прилож. 1 к т. V.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кстати о беспоповцах. В настоящее время в нашем краю между беспоповцами сильное движение: Поморцы, Федосеевцы и Филиппова согласия хлопочут соединиться во едино, – приезжают к ним их наставники, наприм. прошлой весной проезжал Цымлу наставник Поморцев, Нижегородской губерн. села Работок, Андрей Александров Надеждин, довольно красноречивый и начитанный (я слышал его беседы), а осенью проезжал Цветков, которого мне не пришлось видеть. Но соединение их едва ли будет возможно, так как им нужно будет один другому делать уступки, на что никто не согласится. У нас, в Цымле, поддерживает беспоповство Кобылянской станицы казак Иван Иванов (фамилии его не знаю). Я один раз слушал его проповедь, – мне показался он человеком малограмотным и весьма предубежденным против православной Церкви, хотя его прихожане, знакомые мне люди, очень высоко его ставят, писание он толкует по своему, помешан на Седминах Данииловых и на одном месте книги Кирилловой (Знам. 6-е л. 32-й). Беседу его я слушал прошлый год весной, и хотя в то время не был знаком со многими сочинениями, но мне проповедь его показалась сомнительною. После его отъезда я занялся чтением разных книг. Книг у меня довольно и Священного Писания , и святоотеческих, и старопечатных, и новых. Из последних есть: сочинения игумена Парфения, Замечания на ответы австрийцев игумена Филарета, Современные Церковные вопросы соч. Филиппова, Патриарх Никон в деле исправления церковных книг сочин. митр. Макария, Выписки Озерскаго 2 т., Истинно древняя св. Церковь митроп. Григория и Ваши сочинения, 2 тома нов. изд. Кроме сего прочел: Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядства, сочин. В. М. К. Эта книга есть у австрийского священника и распространяется им не без успеха. Я читал ее год тому назад и был ею увлечен, даже приобрел ее по секрету у австрийцев, торгующих книгами в Нижегородской ярмарке, в бытность мою там за покупкой товара. С месяц тому назад прочел ее во второй раз, и вполне разочаровался: мне показалось теперь, что она написана недобросовестно и сочинитель, как видно, новой школы, _ мало знаком с церковной историей и едва ли старообрядец 82 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

2296 Устав преп. Евфросина Псковского. Псковские Епархиальные Ведомости 1902 г. 111, стр. 68. Преп. Нил Сорсюий «Предание учеником о жительства скитском». М. 1849 г. стр. 20. Великие Минеи-Четьи. Сентябрь, цитов. изд., Духовная грамота преп. Иосифа, столб. 544. 569. 2301 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. Чтен. Общ. Истор. и Др. Росс. 1903 г. кн. 3-я, стр. 19. 2302 Великие Минеи-Четьи. Сентябрь. Изд. Археограф. Комисс. Спб. 1868 г. Духовная грамота преп. Иосифа, слово X. 2309 Беседа препп. Сергия и Германа, цит. изд., стр. 7. Митрополит Даниил обличает современных ему «пустынников» между прочим и в том, что они почитали себя великими святыми, а всех других худейшими. Преосвящ. Макарий. Истор. Русск. Церк. т. II, 511. При общем уважении к монашескому чину этот взгляд пустынников, без сомнения, в той или иной степени разделяли и иноки общежительных монастырей, причисляя себя к разряду людей, во всяком случае, более близких к Богу, чем мipяhe. Преп. Максим Грек укоряет, как за обычный порок, монаха XVI в. за то, что он «часте пиан и прегордая вещавает» Сочин. цитов. изд., т. II, стр. 219. 2312 Стоглав, цит. изд., гл. 49, стр. 234. Полемические сочинения Вассиана Патрикеева цитир. изд., стр. 109–110. Сочин. Максима Грека , цит. изд., т. III, стр. 187. Послания старца Артемия. Русск. Истор. Биб. т. IV, столб. 1237. 2314 «Понеже, – говорит неизвестный составитель жития преп. Иосифа Волоколамского о времени его игуменства в Пафнутиевом монастыре, – явишася в братии несогласиа отнюдуже пререканиа и сопротивлении к игумену, темже, уступив им, сниде от настоятельства, попусти братии любимаго им игумена поставити себе». Чтен. Общ. Истор. и Др. Росс. 1903 г., кн. 3-я, стр. 18. 2315 «Князь Великий (во время размолвки с митрополитом Геронтием) поча думати с Паисею, пригоже ли его (митрополита) опять взяти на митрополию, он же сдума. Хотяше бо его самого на митрополию, он же хотяше: принуди бо его дотоле Князь Великий у Троици в Сергиевом монастыре игуменом быти и не може черньцов превратити на Божий путь, на молитву, и на пост, и на воздержание, и хотеша его убити… и остави игуменство, и потому же и митрополии не восхоте. Соф. Врем. II, 229. А.С. Архангельский , цит. соч., стр. 15, примеч. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2065 Правнук ярослав. кн. Василия Давидовича Грозные очи (1321–1344), женатого на дочери Ивана Калиты, Семен Иванович первый принял прозвание князя Курбского. Любопытна полемика Ивана Грозного, по поводу ссылки Курбского на свое происхождение от кн. Федора Ярославского. «Село Курба, родина и отчина князей Курбских в 25 верст. от Ярославля» (Москвитян., 1852, 17, стр. 16–18) 2068 Близкое лицо к Сильвестру и после Макария ставший митрополитом (Афанасий), он принимал участие в составлении Четий-Минеи последнего 2069 Курбский писал: «Воинский чин ныне худейший строев обретеся, яко многим не имети не токмо коней к браням уготованных или оружей разных, но и дневныя пищи, их же не достати, и убожество и беды и смущенья всяко словесно превзыде» (Сказ., 39, 47). М.Грек мог и от него знать о нуждах служилых людей 2070 Сказания, 41–46. Соловьев замечает, что это только догадка Курбского с товарищами, ибо шепчут на ухо не для того, чтобы другие слышали (VI, 195) 2071 Башкина (Бакшин) некоторые (Костомаров, Ист. Моногр., I) считают татарином по происхождению. Некто Бакшей служил при дворе кн. Сем. Лобанова-Ростовского, который в 1554 г. хотел бежать в Литву (Никонов. лет., VII, 212). Бакшеи у татар – писцы 2073 Симеон был родом псковитянин и появляется в Москве одновременно с Сильвестром при том же Благовещенском соборе, вероятно по вызову Макария, а потом состоял духовником Ивана IV в звании протопопа и умер в Волоколамском мон. (с именем Симона) при игум. Евфимии Туркове (1575–1581), который хвалит его за добродетели и милостивое отношение (Чт. в Общ. ист. 1871, I, 15–16) 2076 Акты Арх. экспед., I, 250. Три таких столпа православия, как К.Т.Аксаков (Собр. сочин., т. I), М.П.Погодин (Истор. отрывки, т. I, 273) и граф М.В.Толстой (Вологод. Еп. Вед., 1868, 15, прибавл., с. 387) не считают Башкина еретиком 2077 Сочин., II, 213, 241. Преосв. Макарий, однако, замечает: «Собор справедливо осудил эту ложную мысль и обвинил Артемия за то, что он отнимает у грешников надежду спасения, подобно Арию, который учил, что не должно творить приношения за умерших»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

22 Татищев так характеризует князя Давида (Ист. российск. т III, стр. 325) «Сей благоверный князь был добродетельми украшен, милостыню многую раздавал не брегши имения, был правосуден, любил книги читать, во вся дни ходил в церковь св. Михаила, которую сам создал и устроил паче всех церквей, ей же не было подобной во всей полунощной стороне, и многие иностранные приходили для смотрения оной». 24 Нестор, Лаврен. лет. П. С. Р. Л. т. I, стр. 66. У Татищева, Ист. рос. т. II, стр. 107, 109 и 427: тоже т. I, стр. 231 (глава 17-ая). 25 Барсов, Очер. рус. ист. геогр. стр. 40–42; Прав. и рус. народ. в Литве, Христиан. Чтение 1851, июнь, 485. 26 См. подробности у Нарбут «Dfieje star nard Zitew», т. II, стр. 173–175, т. III, стр. 223–228 Нарбут полагает, что Новогрудок основан позднее, именно в 1116 году (прим. 1, на стр. 226, т. III и ипр. 272 [?]. 27 Вместе с русскими пришельцами проникло в Литву и восточное христианство : в сочинении епископа Петра Камераценского есть прямые указания, что еще в XI веке русские впервые принесли в Литву христианскую веру: «Rusini zaszczepili pierwsi Chrzescianstwo w Zitwie poganskiej, powiadaja jeszcze w wieku XI go piervzej polowie». См сочин. «Dfije ztarozytne nar. Giteweskiego», Narbutt Wilno, 1835 г., т. 1, стр. 388. Сочинение епископа называется «De Municheis Agapennis in Russia et Zithuania, 1418 г По изысканно Нарбута, сочинение это, неизданное, принадлежат кардиналу Петру д’ Айли (d» Ailli), который жил между 1350 и 1419, или 1425 г. См. Нарбута, т. I, стр. 19, примеч. 2. – См. о распространении на Литве православной веры путем краткого убеждения в святых истинах, в том же сочин. Нарбута (т. VI, 1839 г., стр. 339), где сказано: «Wiara chrescianska wscehodniego wyznania, pierwij siç; rozpostarla po Zitwie drogç lagodnego prawd swiçtych poznania». Там же на стр. 346 говорится о дружбе и приязни русинов с литвинами до тех пор, пока политические интересы не столкнулись с религиозными. – В хронике Быховца, под 1364 годом, сказано: «А римское виры в Литве не было, только русская замешалася». (ст. Православие и рус. народ в Литве, Христин. Чтен. июнь, 1851 г, стр. 471) – О правосл. вере в г. Лиде «с самых давних времен», см. у Нарбута, прилож. 1 к т. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

2047 Акты историч., I, 204. Точно год определен позже (Жданов, Матер. для ист. Стогл. собора, Сочин., 98) 2048 Курцовы Иов и Серапион, монахи Троиц. мон. Серапион с 1549 г. был игуменом Троиц. мон., а с 1551–1552 архиеп. новгород. 2050 Князь Ив. Ив. Кубенский дворецким состоял с 1535–1545 г. (Древн. Рос. Вивл. XX, 25, 28, 33), когда обозначен «выбывших», т. е. казненным. Троюродный брат И.Грозного; он был казнен в 1545 г. по обвинению в лихоимстве, по доносу дьяка Захарова (Никон. лет. VIII, 49; Царств. кн. 124; Львов. лет., IV, 181). Кубенский принимал деятельное участие в борьбе боярских партий и в заговоре против Бельского и Воронцова, а в 1545 г. обвинен в подговоре новгород. пищальников против дворян, посланных царем усмирить последних 2058 Голубинский, II, ч. I, стр. 804 и 814; Опис. рук. Троиц. Серг. мон., 150–152; Макарий, VII, 119 2059 В житии архим. Дионисия (гл. 30-я) читаем: «До сего же Дионисия в дому Сергия чюдотворца мало любили Максима Грека книг, такоже и переведенных от ученика его Сильвана, ни во что же полагаху те книги и на собор в торжества уставщики не давали их честь», и т. д. (Строев, Словарь, 207) 2060 Рукоп. Ундольского, 252; И.А.Шляпкин (Отчет Общ. люб. древн. письмен. 1899–1900, с. 166, по рукоп. Сийского мон.); Голубинский, 742 2061 А.Шахматов, Иоасафовская летопись (Ж. М. Н. Пр. 1904, 5; Опыт рус. историогр., II, 1095, 1187, 1238) 2062 Список погребен. в Троиц. Серг. лавре от основания оной до 1880 г., М., 1880, 66; Надписи Троиц. Серг. лавры, собр. архим. Леонидом, Спб. 1881, 134 2063 Курбский посвящает им много сочувственных слов, а Иван Грозный с большим негодованием говорит о них по поводу присяги Димитрию и принадлежности их к партии Сильвестра и Адашева (Сказ. Курбского, 93, 188, 191, 224, прим. 124 и 126), Карамзин, тт. VII, VIII и IX, прим., Филарет, М.Грек, 63, но к этим делам Нил отношения не мог иметь, так как они случились позже, а в то время многие постригались в надежде избежать политических потрясений. Упоминание о деле старца Курлятева одновременно с розыском других белозерцев (Акты Арх. экспед., I, 349) указывает на его прикосновенность к Артемию

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Макарий, VI, 286. Артемий оставил игуменство по вражде непокорных монахов. Тут же о его влиянии при дворе. Курбский, 40, 135; Опис. рукоп. Синод, библ., II, ч. 2, с. 580 1989 Ссылка его в Соловецкий мон. (о чем не упоминают ни Курбский, ни Иван IV в ответах ему) сомнительна, предположение И.Н.Жданова (Материалы для лет. Стоглав. собора), что Сильвестр должен был оставить службу как вдовец, после известного постановления Стогл. собора, едва ли верно. Сын Сильвестра Анфим служил у «таможенных дел» (посл. к нему Сильвестра) 1990 Многие места этого послания можно сопоставить с царскими «вопросами», предложенными Стоглавому собору, указывающими на руководительство Сильвестра (Жданов, Матер. для ист. Стогл. соб., 199–200) 1991 Благовещенский иерей Сильвестр и его писания (Чт. в Общ. ист. 1874, I и отд.). Опыт ист. литер. иссл. о происх. Домостроя, И.Некрасова (ib., 1873 г. и отд.), статьи А.Михайлова (Ж. М. Н. Пр. 1889, 2 и 3 и 1890, 8). Е.Е.Замысловского (Сборн. госуд. знаний, кн. II, 1875); Москов. благовещ. свящ. Сильвестр, как государ. деятель, еп. Сергия (Соколова) , там же 1891, и отд.; Алексея Комнена Ποημα Παραινετιχν в сравнении с рус. Домостроем, П.Бракенгеймера, Од. 1892; послания Сильвестра в Христ. Чт. 1871 и Чт. в Общ. ист. 1874, I 1995 В нач. XVIII в. греки стояли в Венеции в церкви в тафьях, по словам Толстого (В. Евр. 1897 , 9, с. 262). М. Макарий как в этом слове, так и в допущении казни еретиков видит отсталость во взглядах М.Грека (VII, 306–307) 2004 Ibid., гл. 33, 41, вопросы 17, 22. В 1552 г. состоялось запрещение присутствовать при поединках волшебникам. Карамзин (VIII, пр. 261; IX, 272) 2009 Филарет ( Максим Грек ), А.Синайский (Очерк деятельности М. Грека) и отношение рус. церк. власти к расколу (94–96, 126, 159) и др. По тем же соображениям соч. об аллилуиа и двуперстии не помещены в казан. издании (Сочин., III, 290). Слово о брадобритии издано в статье С.А.Щегловой (Варш., 1911 г., с. 10–13, писан на имя вел. кн. Ивана IV с обычными историч. примерами). Брадобритие – латинский обычай

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

1206 Bolten. Die Neutestam. Briefe. Th. III, Vorrede, S. 25: Eichorn. Lehrbuch. d. Einleitung. in die Schriften d. N. T. Erlang n. 1832. S. 525 f. Ziegler. D. erste Brief Johan. et ctr. (Magasin tür Religions-Philosophie. В. VI. 2 S. 271) и др. 1223 Протестантские экзегеты (Virtinga, Eichorn, Wetstein, Herder, Züllig) утверждают, что „Николай“ есть точный перевод имени „Валаам“. Защитники символического толкования этого места есть и среди православных богословов. Богдашевский. Сочин. цит. стр. 154. Никольский. Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество. Прав. Обозр. 1879, т. 2. стр. 76 и др. Но это толкование нельзя назвать совершенно основательным; здесь, кажется, нет никакой параллели; первое слово Νικλαος – νικν и λας) означает „победитель народа“, а второе (Валаам – баля и ам) „губитель, поглотитель“ народа. Жданов. Цит. соч. стр. 135 и др. 1225 Anok. II, 20 слл. ср. 1Uoah. V, 21 . Большинство современных толковников видят в Иезавели действительную женщину, которая на самом деле или носила имя „Иезавель“ (Wolt, Bengel), или получила его от Христа вследствие внутреннего своего сродства с ветхозаветной царицей Иезавелью (Cornelius a’ Lapide, De-Wette, Stern, Bleck, Düsterdieck, Tait и др.). Может быть, последователи Иезавели были никто иные, как Николаиты. См. толк. на Апок. св. Андрея Кесарийского . 1227 Так думает Генле. В защиту своего мнения он приводит ряд свидетельств древних церковных историков. Цит. см. выше. 1234 Ориген (De principiis, lib. IV), Евсевий Памфил (Hist. eccles. Lib. III, c. 27).– понимают, как общее название всех членов этой секты. В переводе на русский язык это слово означает „бедный“. Так назывались они за скудость ума своего (учения). 1235 По свидетельству св. Иринея Лионского , в Христологии евиониты иоссейские были согласны с Керинфом и Карпократом: „ea.. quae sunt erga Dominum, similiter ut Cerinthus et Carpocrates opinantur“. (Advers. haeres. Lib. I, c. 26). Это свидетельство буквально повторяет и св. Ипполит: τ δε περ το Χρστο μοως τ Κηρνθ κα Καρποκρτει μυθεουσιν (Hyppol. Philosoph. VII, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Он знал, как жизненно необходимо для монастыря его послушание и, не жалея себя, своих сил, отдавался точному исполнению своего дела. Не забывал отец Феотекн и о духовных нуждах своих подопечных. Он всегда был с ними по-отцовски заботлив и по-братски дружен. Но прежде всего он был монахом и никогда не забывал о своих монашеских обязанностях. Настоящая жизнь у него начиналась после вечерни, когда все затихало. Несмотря на усталость, он вставал в своей келье с постели для того, чтобы благоговейно повторять в сердце Иисусову молитву, а после каждой молитвы класть земные поклоны. И так продолжалось целых три часа. При этом его душа восхищалась до небес, он чувствовал, что от небесного мира его отделяет всего лишь тончайшая грань. Он явно ощущал дыхание этого другого мира, но при этом полностью забывал о заботах и суете земного мира. В эти часы он жил только для Бога и только Богом. Следующий день был лишь ожиданием этого переживания вновь. Поэтому ежедневная суета ничуть не трогала и не касалась его внутреннего устроения. Он старался творить молитву и при оживленных разговорах с портовыми работниками, и при эмоциональных исповедях мирян, и при духовных беседах с братией. Всюду и везде с ним был его Утешитель – Господь Иисус Христос. Делая любой шаг, он думал только о Нем и старался угодить Богу и людям. В 1910 году по решению Собора Старцев обители отца Феотекна наконец-то возвратили на Афон. От этого известия он как будто заново родился и, преисполненный чувством благодарности милостивому Богу, не медля вернулся в родную обитель. В ней отец Феотекн принял послушание главного ризничого. Еще четыре года пришлось наслаждаться ему афонской подвижнической жизнью. Преставился отец Феотекн 1 ноября 1914 года. Кончина его была мирной и по-настоящему христианской. Иеросхимонах Авраамий (Ложников-Жданов) Иеросхимонах Авраамий (в миру Александр Алексеевич Ложников-Жданов) родился в 1847 году в семье мещанина из города Михайлова Рязанской губернии. Точными данными о его жизни до поступления в монастырь мы не располагаем, но можно почти точно предположить, что он получил хорошее образование и приобрел специальность строителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

31 О ней см. у И. В. Бажанова, предыдущее примечание. 32 См. ниже, в трактате «О парусин». 33 Prof. Ernst Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannes, S. 13. 34 Prof. Theodor Lahn: Einleitung in das Neue Testament, II. Leipzig, 2, 1907, S. 604; Prof. Ernst Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannes, S. 189, 194. 35 Для них см. на русском языке магистерскую диссертацию доцента Московской Духовной Академии А. А. Жданова: Откровение Господа о семи Асийских церквах. Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса. Москва, 1891. 36 Cp. R. H. Charles: A commentary on the Revelation of St. John, I, p. 142, 348. 37 Об Ефесе во времена Апостола Павла см. R. P. R. Tonneau в Revue Biblique Internationale», XXXVIII, 1: 1-er Janvier 1929, p. 5—34. 38 См. о сем у А. А. Жданова: Откровение Господа о семи Асийских церквах, стр. 96, 97. 39 См. в Апокалипсисе VII, 1: Ангелы держащие четыре ветра земли; XIV, 18: Ангел имеющий власть над огнем; XVI, 5: Ангел вод. 40 См. у проф. А. А. Глаголева: Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: опыт библейско-богословского исследования. Киев, 1900, стр. 372—80. 41 Ср. у В. В. Четыркина: Апокалипсис св. Иоанна Богослова, стр. 179. – А. А. Жданов: Откровение Господа о семи Асийских церквах, стр. 107. 42 А. А. Жданов: Откровение Господа о семи Асийских церквах, стр. 103. 43 D-r Friedrich Bleek: Vorlesungen über die Apokalypse. Herausgegeben von Lic. Th. Hossbach, Berlin, 1862, S. 167; Prof. P. Fr. Sales Tiefenthal: Die Apokalypse des Hl. Johannis. Paderborn, 1892, S. 143; Robert Kuebel: Die Offenbarung Johannis, für bibelforschende Christ zur Lehre und Erbauung übersetzt und erklärt. M ü nchen, 1895, S. 39. 44 Но υλ χις не указывает непременно на actuelle Verfolgung, см. у Prof. Ernst Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannis, S. 13. 45 Cp. Robert Kuebel: Die Offenbarung Johannis, S. 52. 46 Термин συναγωγ сам по себе не заключает в себе ничего укоризненного, но легко мог получить такое применение, – иногда даже по религиозно-конфессиональному фанатизму, когда, напр., «Конгрегация пропаганды» и ее миссионеры нередко называли православные церкви «синагогами» (как и кальвинские). (Проф. Е. Ф. Шмурло: Римская Курия на русском православном востоке в 1609—1654 гг. Прага, 1928, стр. 34,134).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3731...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010