Церковь осуждает любую крайность жизни духа (за исключением опыта святых и мистиков): как его усыпление, так и, напротив, излишнюю экзальтацию. Чтобы умерить страсть к конкретному и излишнему самоуглублению, духовные учителя предложили образец благочестия, названный «современным благочестием» (фламанд. devotio moderna). Оно опиралось на полное любви созерцание воплощенного Бога, Христа-Человека, настолько близкого, что можно Ему подражать, – к этому призывает важнейший духовный трактат той эпохи «О подражании Христу» Фомы Кемпийского (ок. 1379–1471). В противовес «новому благочестию» возникали бесчисленные братства друзей Божиих (как называли это рейнские мистики): начиналась эпоха создававшихся с благочестивыми целями братств, которые заполняли образовавшуюся пустоту и, видимо, стремились преодолеть тревогу и чувство одиночества. Наконец, христианский народ, вовлеченный в межнациональные распри, смог придать понятию нации менее узкое значение, в большей степени соответствующее Евангелию и учению о Церкви. Так, сожженная в 1431 г. в возрасте восемнадцати лет Жанна д’Арк изгнала англичан из Франции, движимая убежденностью, что существует одна справедливость, одно право и одно призвание для всех наций: она освятила земную нацию, приблизив ее к Царству Небесному, хотя приняла осуждение от тех людей, которые были призваны воплощать собой Град Божий, но поставили себя на службу земной политике. Пятьдесят лет спустя в декабре 1483 г. отшельник-мистик Николай Флюйский, крестьянин по происхождению, объединил родную Швейцарию, примирив мудрыми словами христианина участников Станского сейма. Конфедераты осознали, что он спокойно, но героически отстаивал национальный идеал. § 3. Концилиаризм и папская супрематия 1. Папство и концилиаризм. Базельский собор Ренессансные папы были охвачены страхом перед богословием концилиаризма и порожденным им соборным движением. Папа Мартин V, объявивший, наконец, о созыве нового Вселенского собора, не дожил до его открытия. В соглашении, которое заключил конклав, избравший папой Евгения IV (1431–1447), племянника Григория XII, кардиналы обещали, что тот, кто будет выбран, будет действовать в интересах приближающегося Вселенского собора, будет соблюдать правила Констанцского собора при назначении кардиналов, советоваться со священной коллегией по вопросам папской администрации и проведет реформы в церкви. Аналогичное соглашение еще в 1352 г. подписал конклав, избравший Иннокентия VI, такие же соглашения будет подписывать почти каждый конклав вплоть до Реформации, однако каждый новый папа забывал о них сразу после конклава и следовал собственному курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я вспоминаю себя мальчиком, учащимся французского лицея. У меня было как бы две жизни. Сидишь в лицее, в классе, и знаешь, что сегодня вечером, скажем, Похвала Богородице. Слава Богу, лицей был недалеко от кафедрального собора. В классе были Расин и Корнель, Столетняя война и Жанна д’Арк, а потом начиналась другая жизнь. Именно жизнь, а не просто и не только религия. И совсем не удивляло русских эмигрантов (и меня в начале моего жизненного пути), когда выходил в Великую Пятницу старенький митрополит и над плащаницей, так сказать, отдавши долг Христу во Гробе, переходил к «главному»: так, говорил, и Россия, подобно Христу, во гробе лежит. И вот Христос воскрес – и Россия воскреснет! Ему это не казалось богословской натяжкой. Или, когда начинался Великий пост и пели в церкви удивительный псалом «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...», изгнание из рая многими воспринималось как изгнание из своей страны, из России, которая чем больше проходило времени, тем больше казалась потерянным раем. Поэтому первая стадия в становлении была именно эта, я бы сказал – эмигрантская Россия. Конечно, это включало и семью, язык, всевозможные эмигрантские организации и т.п. Церковь , Православие мы получили вот от этой России, и получили прежде всего как некое ее (России) воплощение, присутствие, ее частицу. И всегда была в этом некоторая светлая, но все же двусмысленность. Я помню старушку – учительницу математики в русской гимназии, где я одно время учился. В этой гимназии Великим постом было общее говение. И один мой приятель в то время решил, что он безбожник. Он пришел к учительнице и честно сказал: «Я не хочу приобщаться, я не верю в Бога». А она ему ответила: «И дурак, это же добрый, старый русский обычай». Я не знаю, что было лучше в этих словах: что это добрый обычай, старый обычай или вообще обычай прежде всего? Но для нее это было самоочевидным. И мы вынесли из гимназии представление о вере главным образом как о части старого, доброго русского обычая... Я это говорю, когда молодость, детство давно за плечами, когда даже эмигрантское детство кажется в каком-то смысле потерянным раем. И говорю это не так, как сказал бы несколько десятилетий назад, с какой-то запальчивостью, нет! Так было. Так было! Я могу сказать, вспоминая об этом, что тогда я побывал в России. Не только потому, что тогда были еще бывшие. Стоишь в соборе, смотришь вокруг – премьер-министр, граф Коковцов 598 , два-три великих князя, и после литургии будет панихида лейб-гвардии Преображенского полка и Смоленских институток, казанского купечества, саратовских благородных девиц и т.д. Мы побывали, мы были, мы прикоснулись. И иногда даже сейчас, когда я встречаюсь с людьми, мне кажется, что мой опыт России даже немножко шире, потому что они не видели графа Коковцова, а я с ним чай пил... И Шаляпина хоронил, стоял у гроба его. Это было неразделимое целое – Россия, храм, Церковь , Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

— Чтобы его убили рыцари? Так ничего и не решив, они вернулись к костру. Возле него как раз спустились разведчики. Ковер висел над травой и стонал тонким голосом. С изнанки он был весь утыкан стрелами, как ежик, который лежит на спинке. — Да помогите же! — кричал он. — Больно ведь! Несколько человек кинулись к ковру и принялись вытаскивать из него стрелы. — Жалко, что они нас увидели, — сказала Жанна. — Но, может быть, они не сообразили, что это такое. — Не сообразили, а стреляли! — проворчал ковер. Стрелы из него вытащили, и он медленно опустился на траву. — К лесу движутся два отряда, — сказала Жанна. — Один со знаменем Белой розы во главе с герцогом Ричардом Йоркским. А над вторым развевается знамя Алой розы. — Это королева Маргарита Анжуйская, — пояснил Робин Гуд. — А с ней мои злейшие враги — рыцарь Гай Гисборн и шериф Ноттингемский. — Но мы заметили и других людей. Они идут по тропинкам, а то и прямиком через чащу. Они бедно одеты, тащат с собой мешки с добром и гонят скотину, — продолжала Жанна. — Думаю, это окрестные крестьяне бегут от рыцарей, — сказал Робин Гуд. — Те ведь и ограбить могут. — Будем готовиться к бою, — решила Жанна. Разбойники согласились с ней, но не знали, что делать. — Будем сражаться, — сказала Жанна. — Нас мало, но мы отважные и умные, к тому же у нас есть дракон. — Кто его испугается! — махнул рукой монах Тук. — Отставить разговоры! — сказала Жанна. — Мне нужен приличный меч и конь. Робин, потом я добуду себе меч в битве, но для начала вам придется со мной поделиться. — Лишний меч в пещере найдется, — сказал Робин. — А вот с конем у нас трудности. Нет у нас коней. Может, верхом на драконе поедешь? — Шутишь! — воскликнула Жанна д’Арк. — Неужели ты не видишь, что на него седла не найти? Все согласились с Жанной. Как скакать на драконе, да еще без седла? — Тогда будем биться в пешем строю, — сказала Жанна. — А теперь слушайте меня внимательно. Алису даже дрожь пробрала от этого громкого серебряного голоса. Жанна преобразилась на глазах. Только что она всего опасалась и ото всех таилась, а сейчас глаза у нее сверкали, щеки горели, и она была так прекрасна, что Робин Гуд даже зажмурился.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Однажды, будучи голоден, он ел более обыкновенного и вдруг увидел, что комната стала наполняться туманом, а на полу появилось множество разных гадов. Туман перешел в густую тьму; когда она рассеялась, гадов больше не было, а в углу комнаты Сведенборг увидал сидящего человека, окруженного ярким сиянием и грозно сказавшего ему: «не ешь так много». Тут Сведенборг потерял зрение; когда оно стало понемногу возвращаться, он увидал себя одного и в большом испуге поспешил домой, где провел ночь и следующий день в размышлении и ничего не ел. На другой день человек в сиянии явился опять, одетый в красную мантию, и сказал ему: «я Бог, Господь, Творец и Искупитель! Я избрал тебя, чтобы объяснить людям внутренний и духовный смысл писаний, я буду диктовать тебе, что ты должен писать». После того Сведенборг почувствовал, что открылись глаза внутреннего человека, и с тех пор он стал, не переменяя внешнего места, переноситься духом в небо, ад и промежуточный мир духов и беседовал со многими известными ему лицами, частью недавно, а частью и давно умершими. По мнению Вл. Соловьева, сообщения Сведенборга о сношениях его с разными сферами загробной жизни, ввиду правдивого и серьезного характера Сведенборга, имеют полную субъективную достоверность. Не менее замечательны были сверхличные переживания Жанны д’Арк, результатом которых была такая глубокая ее вера в свое призвание спасти Францию, что она действительно ее спасла в 1429 году. В очерке Ламантина о Жанне д’Арк мы читаем, 222 что она уже в ранней молодости слышала ушами своими голоса, которые неумолкаемо говорили душе ее и указывали ей ее жизненный путь, но она долго не решалась говорить о них даже со своею матерью. Эти голоса то советовали ей быть целомудренною, набожною, скромною, то говорили ей о несчастиях Франции и воплях народа. Однажды в полдень, сидя в саду под тенью церковной ограды, она услыхала мужской голос, который звал ее по имени: «Жанна, встань, ступай на помощь дофину; возврати ему царство!» Голос был явственен и сопровождался небесным светом. Повеление было так строго, что Жанна упала на колени и отвечала: «Как могу я это сделать? Я, бедная девушка, не умею ни ездить верхом, ни начальствовать войсками». Голос не принимал отговорок. За этим первым видением, которое заставило ее трепетать и плакать, но которое она хоронила в тайне – последовали другие. Эти беседы, призывания, эти восторги, колебания продолжались несколько лет; наконец, Жанна открылась матери; та сказала отцу и братьям; слух о том пронесся по всей стране, и дело Жанны разрослось в великое событие – Жанна д’Арк спасла Францию.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Я его найду! — воскликнула Магдалина и бросилась к темному лесу, но Робин Гуд ее остановил. Магдалина горько рыдала, а Жанна д’Арк сказала: — Пусть она поплачет, слезы размывают горе, а вино, разбавленное водой, уже не пьянит. — Ты права, Жанна, — сказал Робин Гуд. — Но что ты сама решила делать? — Если не возражаешь, я останусь с вами. А герцогу де Рэ я пошлю письмо, в котором все объясню. — Я сам хотел просить тебя об этом. — А тебя не смущает, что я француженка и враг твоего королевства? — Смешно слышать такое! — ответил Робин Гуд. — Это королевство, все эти Алые и Белые розы — мои враги тоже. — А вы не возражаете? — спросила Жанна у разбойников. — Оставайся! — сказали они хором. — При одном условии, — сказал монах Тук. — При каком? — Ты должна сменить фамилию и стать Жанной Гуд. Жанна сразу не поняла, а разбойники все поняли и стали хлопать в ладоши. Потом и Жанна поняла. Она покраснела, но не возразила. — Тихо! — сказал Маленький Джон. Все замолчали, и стали слышны голоса, звон упряжи и топот копыт. — Пора уходить! — сказал Робин Гуд. — Разбойники, по коням! — А ты, Алиса? — спросила Жанна. — Нам с Магдалиной пора домой, — ответила Алиса. Они обнялись. Алиса попрощалась с разбойниками, потом вскочила на ковер и помогла забраться на него плачущей Магдалине. Ковер сказал: — Мы по дороге посмотрим сверху — может, твой Дракоша где-нибудь по кустам бродит. Они поднялись над деревьями. Сверху было видно, как уезжают на север разбойники, как с юга приближается отряд королевы Марго Анжуйской, как бредут тропками к своим деревням крестьяне. Они искали Дракошу больше часа, но так и не нашли. Потом они так замерзли, что ковер сказал: — Хватит, погуляли, домой пора. И взял курс к ближайшей станции Института времени. Еще через три часа путешественницы вышли из кабинки в институте в Москве в самом конце двадцать первого века. Эпилог У этой истории есть эпилог. Эпилог — это такая часть книжки, в которой описаны события, случившиеся с героями после того, как книжка кончилась.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Очень удачным оказался выбор режиссера на роль Жанны Д’Арк известной американской актрисы Милы Йовович. Да, она слишком экзальтирована, она эмоциональна — это мало соответствует православному представлению о святости. Но католические святые нередко выступают как люди эмоционально взвинченные, исполненные внешней экспрессией, и с этой точки зрения, видимо, Жанна Д’Арк напоминала тот образ, который создан на экране, она вдохновляла собой уже потерявших надежду на победу французов, и вела их за собой по пути военных побед. И вот мы видим в батальной сцене, только что показанной, очень исторически реалистично представленную войну той эпохи. Это касается и оружия, и доспехов, и даже тех типажей, которые мы видим на экране. Но что особенно значимо — это то, что в жестокой средневековой войне мы видим ее оборотную сторону — всеобщее ожесточение, всеобщее озверение людей, и вот только что одержавшие свою кажущуюся чудесной — ибо французы терпели постоянные поражения, — победу на поле брани, Жанна вдруг обнаруживает, выйдя из того состояния экзальтации, восторга, что же такое война. Война как дело антихристианское, как дело антихристово, открывается ей. И вот она уже готова подвергнуть сомнению свою победу, готова каяться. Собственно говоря, здесь перед нами открывается очень важная тема — тема воина-христианина, который даже тогда, когда он одерживает свои военные победы, должен осознавать себя грешником, преступающим заповеди Божии. Верные соратники Жанны не понимают ее опять, опять святая оказывается в одиночестве — даже среди тех, кто верен ей, кто верит в нее. Но именно в этом и заключается миссия святых — вести за собой. И вот она пытается, приведя всех на исповедь, к покаянию, очиститься от греха, но ее не понимают, ей не следуют. Впереди новое сражение, к которому нужно готовиться. И вот тогда Жанна Д’Арк действительно совершает чудо, предпочитая мечу — крест, сражению — молитву. Она с молитвой выходит на поле брани, мечтая одержать победу не преступив заповеди Божии, не преступив заповеди «Не убий», и опять оказывается в одиночестве, опять она кажется почти безумной — даже для своих сподвижников.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

Робин Гуд с Жанной и старым крестьянином уселись у костра обсуждать военный план. Некоторые разбойники их слушали, другие пошли спать. Они были легкомысленными людьми. — Может, я поеду верхом на драконе? — спросила Алиса. — Я хоть и небольшая, зато им покажется, что дракон больше, чем на самом деле. Орлеанская дева строго посмотрела на Алису и сказала: — А тебе, ребенок, пора спать. Алису давно никто так не обижал! Поэтому она не удержалась и ответила Орлеанской деве: — Когда ты, Жанна д’Арк, командовала армией, освобождала Орлеан и совершала боевые подвиги, тебе было всего семнадцать лет. Чуть больше, чем мне! А ты спрашивала кого-нибудь, когда тебе спать, а когда брать в руки меч? — Алиса, помолчи! — воскликнула Жанна. — Что ты говоришь! Но было уже поздно. Многие услышали ненавистное для англичан имя. Имя той французской ведьмы, которая с помощью колдовства одолела английскую армию. Тогда мало кто из солдат вернулся домой. — Откуда она появилась? — спросил кто-то. — Помолчите, дурачье! — оборвал своих товарищей Робин Гуд. — Жанна — такая же благородная разбойница, как и мы с вами. Она сражалась за свою страну, за своих людей. А кто ее казнил? Сеньоры, бароны и герцоги! Ее враги — наши враги, и неважно, как их зовут — Алая роза, Белая роза или Черная роза. Да здравствует наш друг — Орлеанская дева! Сначала разбойники растерялись. От своего вожака они таких слов не ожидали. Потом монах Тук спросил: — А если ее сожгли, значит, перед нами привидение? Чур меня! — Клянусь вам, что я не привидение! — ответила Жанна. — Вы можете меня потрогать. Друзья меня спасли и все эти годы скрывали. — Я подтверждаю эти слова! — сказала Алиса. — Но все равно я ей не доверяю! — сказал монах Тук. — А я ей верю! — воскликнул Робин Гуд. — И при свидетелях прошу вашей руки, Жанна д’Арк! Вокруг раздались удивленные крики. Жанна ответила так: — Большое спасибо, Робин, за предложение. Вы мне тоже понравились с первого взгляда. Но давайте сначала победим рыцарей и вырвемся из леса. Так и договорились.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Kapл VII – король Франции в 1422–1461 гг. Еще при жизни его отца Kapлa VI Безумного Франция, ослабленная междоусобной борьбой арманьяков и бургундцев, потерпела новое поражение от англичан при Азенкуре. Только после выступления Жанны д’Арк в 1429 году произошел перелом в военных действиях, и к 1453 г. Столетняя война завершилась освобождением страны от английских захватчиков. Квентин называет Карла VII благородным, но в памяти поколений он остался неблагодарным, ибо пальцем не пошевелил, чтобы спасти Жанну из английского плена и смерти на костре. Перевод С. Маршака. Лиард – мелкая монета. Сарацины – в средние века в Западной Европе так называли арабов-мусульман, а иногда всех мусульман. Птит-Андре означает «Малыш Андре», а Труазешель – «Три ступеньки»: палачу дали такое прозвище потому, что осужденные поднималась на эшафот по трем ступенькам. Демокрит и Гераклит – знаменитые философы Древней Греции; Демокрита называли в древности «Смеющимся», а Гераклита – «Плачущим»: считали, что Демокрит осмеивал, а Гераклит оплакивал человеческие заблуждения. «Блаженны те, кто в господе преставился!» (лат.) Цыгане – выходцы из Индии. Кочуя из одной страны в другую, они в XV веке появились в Западной Европе. Цыгане не были ни магометанами (мусульманами), ни христианами. Равнодушные к религии, они все же сохраняли остатки древних верований, верили в демонов, колдунов и т. п. В Европе цыгане были обречены на вечные гонения и жестокие преследования, вызванные религиозной и национальной нетерпимостью. Мушкетон – ружье с фитильным замком и длинным стволом (до 1,8 м). Жанна д’Арк (1412–1431) – народная героиня Франции. Крестьянская девушка Жанна в тяжелую годину поражения и унижения родной страны призывала к патриотической борьбе с захватчиками-англичанами и побудила нерешительного Карла VII к продолжению войны. Жанна вдохновляла войска и народ и сама совершила много ратных подвигов. Попав в плен к англичанам, была сожжена на костре. Очки были изобретены в Италии в конце XIII beka. «Розовый куст войны» (фр.).

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

— Мне никуда не деться, — вздохнул герцог. — Меня обложили, как медведя в берлоге. — Я вынужден отвезти тебя, герцог, в Париж или в Нант для следствия и пыток. Сам поедешь или вязать тебя? — А может, все же сговоримся? — без всякой надежды спросил герцог. Вдруг судья закричал: — А ну — все со двора! Чтобы я здесь никого не видел! Он потащил герцога за рукав в сторону, к сараю, и, когда убедился, что их никто не слышит, понизил голос и сказал: — Есть одно условие. Выполнишь его — останешься на свободе со своими драконами, женами и младенцами, даже магистра твоего тебе оставим. — Что за условие? — Ты нам отдаешь ведьму по прозвищу Жанна из Орлеана, которую ты, по слухам, дошедшим до святой инквизиции, скрываешь в своем замке уже много лет. Даже сам король Франции смущен этими слухами. — Почему же? — А потому, что мы готовимся объявить Жанну святой спасительницей Франции, которую коварно захватили в плен и замучили англичане, наши злейшие враги. Вот-вот начнем сооружать первый памятник в ее честь. — В честь ведьмы? — Не притворяйся, герцог. Тебе это не поможет. Жанна д’Арк только казалась ведьмой, а на самом деле была святой. А если окажется, что она жива и какой-то еретик и преступник не только утащил ее из рук правосудия, но и скрывает в своем замке, в каком положении окажутся его величество король, все герцоги, бароны и епископы? Что же они все делали, пока ты ее спасал? Так что будет лучше, если ты ее нам выдашь и мы ее осторожненько отправим на тот свет — давно пора! И начнем воздвигать ей памятники. — Как обидно! — вздохнула Жанна д’Арк. — Пока я была живая и сражалась за этих людей, они меня терпели. Когда я победила, они меня убили, а теперь хотят убить снова, чтобы поставить мне памятник. Разве это справедливо? — Совершенно несправедливо, — согласилась Алиса. — Наверное, они тебе завидовали. — Подожди, герцог что-то говорит! — прервала Алису Жанна. Они прислушались. Герцог говорил громко. — Вы можете обыскать весь замок! — сказал он. — Не беспокойся, герцог, мы обязательно это сделаем, — ответил судья.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Цыгане – выходцы из Индии. Кочуя из одной страны в другую, они в XV веке появились в Западной Европе. Цыгане не были ни магометанами (мусульманами), ни христианами. Равнодушные к религии, они все же сохраняли остатки древних верований, верили в демонов, колдунов и т. п. В Европе цыгане были обречены на вечные гонения и жестокие преследования, вызванные религиозной и национальной нетерпимостью. Мушкетон – ружье с фитильным замком и длинным стволом (до 1,8 м). Жанна д’Арк (1412–1431) – народная героиня Франции. Крестьянская девушка Жанна в тяжелую годину поражения и унижения родной страны призывала к патриотической борьбе с захватчиками-англичанами и побудила нерешительного Карла VII к продолжению войны. Жанна вдохновляла войска и народ и сама совершила много ратных подвигов. Попав в плен к англичанам, была сожжена на костре. Очки были изобретены в Италии в конце XIII beka. «Розовый куст войны» (фр.). В обеих этих битвах шотландские союзники Франции отличились под предводительством одного из Стюартов, графа Бьюкана. При Боже они одержали блестящую победу: герцог Кларенс, брат Гehpuxa V, был убит, а войско его обращено в бегство; при Вернойле они потерпели поражение и почти все были перебиты. – Примеч. автора. Каледония – древнеримское название Шотландии. Мадам де Боже – старшая дочь короля Людobuka XI, была замужем за герцогом Пьером Бурбоном, сиром де Боже, и после смерти Людobuka XI, в малолетство своего брата Kapлa VIII, правительницей Франции; Жанна – младшая дочь Людobuka XI, болезненная и некрасивая, была выдана замуж за герцога Людовика Орлеанского. Обрежем сказку чаркой (шотл.). Мелузина – фея из рыцарских романов и сказок средних веков. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010