Говоря о статусе недееспособности женщин, вспомним «Пёструю ленту» Конана Дойля. Почему отчим хотел убить своих падчериц накануне их замужества? Он был законным представителем девушек, распорядителем их капитала, а после венчания всё переходило в руки мужа. Ксения Петербургская носила одежду своего мужа. Она не чувствовала себя мужчиной, она переживала за своего мужа, хотела посвятить свою жизнь его спасению. Жанна Д’Арк, причисленная западной церковью к лику святых, никогда не бунтовала против своего естества, оставалась женщиной, молилась своим святым покровительницам. – А первые женщины офицеры? – И первые женщины-офицеры времён Наполеона тоже оставались женщинами. Исключением, может быть, была легендарная кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова, носившая имя Александра Андреевича Александрова, штаб-ротмистр уланского полка. Но там ситуация была драматическая. Мать Дуровой не хотела девочку и за все, как считала мать, девчачьи глупости жестоко ее наказывала. А однажды мать вышвырнула ребёнка из экипажа за плач. Девочку подобрали казаки. В конце концов, отец Дуровой отдал её на воспитание дяде, казачьему атаману. Но у казаков была традиция носить бороды, и бритобородый казак воспринимался чуть ли не содомитом, поэтому она перешла к уланам. Была превосходным кавалеристом, была очень хорошим писателем. Пушкин познакомился с ней и стал её сочинения публиковать в «Современнике». Судя по ее работам, она была, как бы мы сейчас сказали, феминисткой. Она писала о неравном положении женщин в обществе. С возрастом у неё появлялись разные чудачества. Например, её сын просил благословения на брак и написал «маменька», она, прочитав это слово, сразу же сожгла письмо. И только, когда сын обратился к ней «милостивый государь Александр Андреевич, благословите на вступление в брак», благословила. Её странности объясняются архиэкстремальными условиями. Будучи ребёнком, она была полностью лишена нормальной семьи и воспитывалась в мужском военном коллективе. Она до конца жизни старалась носить офицерский мундир. По-видимому, ей не удалось реальзоваться полностью как женщине, несмотря на замужество и рождение сына, но зато она потрясающе реализовалась как военный, как защитник Родины и была награждена Георгиевским крестом, была на приеме у императора, в честь которого Дурова носила имя «Александр». Но что самое интересное, женщина-офицер, выполняя множство поручений, ни разу не пролила чужой крови, шашкой никого не зарубила, из пистолета никого не застрелила, хотя сама была однажды ранена в ногу.

http://azbyka.ru/zdorovie/lgbt-lyubit-gr...

Григора Н. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. В 3 т. Т. 1. (1204-1341). Книга 8. Рязань, 2004. С.207, 208, 215, 227. Хониат Н. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном своим Алексеем. Глава 1//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. В 2 т. Т.2. Рязань, 2003. С.226, 227. Кантарович Э. Два тела короля. Исследования по средневековой политической теологии. М., 2014. С.429-433. Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 423, 424. Бойцов М.А. Сидя на алтаре//Священное тело короля: ритуалы и мифология власти/отв. ред. Н.А. Хачатурян. М., 2006. С.190, 191, 195. Медведева К.Т. Венгерская коронация Матиаса II Габсбурга. Коронация после государственного переворота//Священное тело короля: ритуалы и мифология власти. С.169-171. Иоанн, иером. Обрядник византийского двора ( De ceremoniis aulae Byzantine), как церковно-археологический источник. М. 1895. С.190. Сидоров А. Обесчестить короля: honor и его место в каролингской политической культуре// Polystoria. Анатомия власти: государи и подданные в Средние века и Новое время/отв. ред. О. Воскобойников, О. Тогоева. М., 2021. С.270, 272, 276, 279. Шмитт К. Номос земли в праве народов jus publicum europaeum . СПб., 2008. С.39, 40, 44, 45. Тогоева О. Карл VII и Жанна Д’Арк: утрата девственности как утрата власти//Власть и образ: очерки потестарной имагологии/отв. Ред. М.А. Бойцов, Ф.Б. Успенский. СПб., 2010. С.211. «Наставление Карла V принцу Филиппу (18 января 1548 г.)»//Император Карл V. Воспоминания. Наставления принцу Филиппу. СПб., 2023. С.215. Леонтьев К.Н. Письмо И.И. Фуделю. 10 августа 1888, Оптина пустынь////Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854-1891. СПб., 2017. С.344. Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI ). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. М., 2007. С.22. Ильин И.А. Понятие права и силы//Вопросы философии и психологии. Книга 101 (1). М., 1910. С.34, 35. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Е. Никифоров: Это понимал государь? А. Пищулин: Он абсолютно понимал, он вообще удивительный пример человека, который царствовал во всеведении своей судьбы. Мы знаем, что он получал множество предсказаний и существует легенда о письме, которое он получил от преподобного Серафима. Е. Никифоров: Это не гадалки были? А. Пищулин: Нет. Это были не гадалки, конечно. Это было общее ощущение. Он был очень интуитивный человек  и фраза, которую он сказал, когда по нему ударила случайно шрапнель? Были некие мероприятия на набережной и по ошибке пушку, которая должна была дать салют, зарядили шрапнелью, и эта шрапнель долбанула по помосту, на котором стоял государь в окружении всего цвета империи. Когда все военные попадали, а государь остался стоять, ему сказали: «Ваше Величество, вы проявили поразительную храбрость!» Государь сказал: «мне до восемнадцатого года ничего не страшно». То есть это человек, который принял страну со страшным бесом внутри, бесом, которого описал и диагностировал Достоевский. И второе соображение по поводу успешности или неуспешности царствования. Если правитель является менеджером, то конечно, тогда только сводки, только цифры успехов, достижений и прироста. Кстати говоря, эти цифры у Николая Александровича более чем восхитительные. Но если у монарха, в отличие от кризисного менеджера есть ещё какие-то функции, духовные, религиозные, то тогда успешность его царствования определяется одним фактором – выживанием его страны, даже после него. Возможно, мы только после собственной смерти узнаем, какую роль в существовании сегодняшней России сыграл её царственный молитвенник и заступник. Потому что он, собственно говоря, сделал максимум того, что может сделать человек. Подражая Христу, он принёс себя в жертву за свой народ и так же как Спаситель, он совершил это осознанно и не сопротивляясь. И вот что интересно, я же делал фильм о короле Артуре, меня тогда впервые заинтересовало то, что ведь этот король является, в терминологии сегодняшней молодежи, лузером, ведь он потерпел историческое поражение. Его царство было разгромлено, он сам был убит собственным сыном. Казалось бы, это пример полного поражения, но именно он стал символом нации, он стал кристаллизующим зерном, из которого родилась великая Англия. Жанна Д’Арк во Франции, тоже потерпела поражение, преданная, обманутая, осуждённая, сожжённая и даже не имеющая могилы, она стала сердцем Франции. По сей день все национально мыслящие силы группируются вокруг её имени. И в какой-то степени, наш государь, мне кажется, тоже пройдя этот путь до конца, не убежав в Англию ради спасения своих детей, на что пошёл бы любой нормальный отец, не возглавив вооружённое сопротивление, не обратившись напрямую к войскам, не воспользовавшись всеми теми инструментами, которыми воспользовался бы легко человек, другого человеческого типа и другого религиозного сознания.

http://radonezh.ru/analytics/esche-raz-o...

За это преступление полагалась смертная казнь, отменить приговор не мог никто. – Например? – Самые известные всем случаи – Ян Гус и Жанна д’Арк. Доказательств, представленных Собору в 1490 году для обвинения в ереси не хватило. Что касается Курицына, то занятый заботой о спасении своей паствы архиепископ не связал начало пограничной войны с Литвой за возвращение русских земель с возвращением Курицына из Венгрии, с которой он заключил договор о союзе против Казимира IV, и Турции где, будучи в плену, он договорился с визирем о дипотношениях. К этому времени относится появление нашей секретной службы, которую возглавил Федор Курицын. Образованный им кружок стал первой в России школой для подготовки дипломатов и разведчиков. – Так почему же его нельзя считать еретиком? - По Правилам Святых Апостолов показания одного свидетеля недостаточно для осуждения. Поэтому на Соборе 1490 года Иван III и, по-видимому, посвящённый в суть тайной деятельности Курицына, митрополит Зосима не допустили суда над ним и защитили нашу, делающую первые шаги, разведку. Они прекрасно понимали кто за этим стоит, втёмную используя неискушённых иерархов, радеющих о своей пастве. Это, а также то, что митрополит-нестяжатель позволил Ивану III изъять часть церковных земель в Новгородской епархии, его поддержка в осуществлении Иваном III противопожарных мер в Москве, послужила причиной для упрёков митрополита в нерадении о Церкви. Зосима оставил митрополию и удалился в Кирилло – Белозерский монастырь, где вскоре начали строить каменный собор. Такова была цена борьбы за воссоединение русских земель. Так ковался " наш ответ Казимиру " , начиналась " Большая игра " нашей разведки с Западом. Одной из первых жертв этой игры стал митрополит Зосима. Но такова цена суверенитета. Даже сейчас любители " жареных слухов " повторяют обвинения в его адрес. Ряд приграничных русских княжеств перешли из Литвы в Россию, и пограничная война шла настолько успешно, что новый великий князь литовский Александр запросил мира и посватался за дочь Ивана III .

http://religare.ru/2_103926_1_21.html

Итак, король бы не простачок, он прекрасно знал, с кем имеет дело, поэтому два доминиканских монаха, которые видели терновый венец еще до того, как был захвачен Константинополь крестоносцами, отправляются с очень надежным отрядом непосредственно к венецианцам, забирают у них терновый венец и каждый из них по 12 часов, один спит, другой следит. И с такими предосторожностями святыню привозят к Парижу, сам король, об этом сохранились замечательные, очень теплые воспоминания очевидцев, сняв с себя все регалии королевского отличия вместе со своим братом, даже снял верхнюю одежду, в простой рубашке, босой взял эту святыню и вместе со своим братом герцогом Орлеанским нес на руках с молитвой, плакал, люди вокруг плакали. В общем, это было очень трогательное описание. И более того, в Париже в дворцовой капелле Людовик отстраивает замечательную церковь, которую и сейчас можно видеть – это один из шедевров готического искусства, жемчужина Сент-Шапель специально для хранения тернового венца. Уже при жизни Людовика зафиксировано более 300 явных чудес, исцелений, которые происходят от этой святыни. Да и сам Людовик этому тоже очень большое количество свидетельств имеется, в том числе и описательных, получил исцеление от тяжелой смертельной болезни именно от тернового венца. И с тех самых пор терновый венец становится одним из символов Парижа прежде всего. Он так, или иначе… к примеру, строит Жюль Ардуэн-Мансар Людовику XIV храм Людовика святого, когда уже Людовик святой был прославлен, он устанавливает ему скульптуру и в руках Людовик держит терновый венец. Впоследствии в XIX веке, когда прославляется опять же Жанна д’Арк на холме Монмартр изображение опять же Людовика с терновым венцом. То есть он в Париже почитается и почитается вплоть до французской революции – это очень известная святыня и даже один из выдающихся ученых – Блез Паскаль, которому вера не мешала быть великим ученым, ни коим образом. Как раз приходит к вере благодаря чуду, которое произошло от тернового венца, случилось оно с его племянницей, когда девочка очень сильно заболела, у нее гноился глаз и хотели глаз удалять – это была очень болезненная и опасная операция и привезли терновый венец в монастырь Пор-Рояль, где была сестра Блеза Паскаля, там она была монахиней и девочка приложившись исцелилась.

http://academy.foma.ru/tag/pochitanie-sv...

Нетрудно увидеть, что в такой композиции главный мотив — мотив спасения Отечества от иноземного нашествия, притом спасения, которое требует от спасающего принести себя в жертву. На таком фоне и разворачивается сюжет главы о том, как и почему Татьяна принимает решение ехать в Москву, сознательно отказываясь от мечты об Онегине и о счастье. Сходный поступок совершает и героиня “Орлеанской девы” Иоанна (Жанна), полюбившая Лионеля, воина армии захватчиков, но перешагнувшая через свою страсть во имя призвания, возложенного на нее, по сюжету трагедии (как и по народному преданию), Богом. Таким образом, сюжет седьмой главы и в самом деле выводит роман на новый уровень смысла. Поступку Татьяны — ее решению, ее поездке в Москву — Пушкин придает символический, исторический, героический характер (о котором сама Татьяна, конечно, и не подозревает) , помещает этот поступок в контекст темы спасения Отечества, жертвы во имя Родины, жертвы, сходной с жертвой Жанны д’Арк и Москвы — горящей, но не склоняющей головы перед чужеземцем, задумавшим поработить Россию. Ибо роман “Евгений Онегин” — как теперь оказывается — не только о любви, но и о судьбах России. Сюжет романа строится на притяжении-противостоянии “полурусского героя” (так назван Онегин как раз в этой главе, в варианте ее последней строфы), “ушибленного” “европейским” воспитанием, усвоившего чуждое России мировоззрение, — и уездной барышни, оставшейся русской по своим идеалам, жизненным и религиозным представлениям, несмотря на французский язык и английские романы. Никаких “исторических” событий в сюжете не происходит, он весь, повторяем, разворачивается в области обычной частной жизни — но само это притяжение-противостояние заключает в себе огромный исторический смысл. Евгений, будучи незаурядной, в глубине души здоровой и цельной личностью, способной на добро, на прекрасные порывы души, на любовь, наделенный многими из тех качеств, которые характеризуют русского мыслящего человека, неосознанно страдающий оттого, что приучен жить по чужому уставу, оторвавшийся от национальных духовных корней — которые сохранила Татьяна, — Евгений есть поистине “Петра творенье”.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

Но это еще не все! Меня предупредили уже на следующий день, что полковник потребовал от журналистов, чтобы меня если не сейчас, то в ближайшее время облили грязью. Ждать долго не пришлось. Уже 17 апреля — меньше чем через две недели — полковник Кошкин через подставное лицо, какого-то неизвестного мне рабочего деревообделочного цеха, написал в газету гнусную клевету, будто я служила немцам и в августе 1944 года организовала массовое убийство женщин г. Могилева, согнав их в церковь, где их сожгли. Я была выслана из Бессарабии 13 июня 1941 года, еще перед началом войны. В июне 1944 года меня вторично судили по ст. 58, п. 10. Первого августа 1944 года я была уже в Норильске, а 20-го лежала в ЦБЛ с тяжелым общим сепсисом (а „сжигала“ я людей 24 августа). Не прошло и месяца, как второй ушат помоев был снова вылит на меня. Но на сей раз запачкана была не только я, но и мои родители, которых тоже какой-то из друзей полковника описывал как отвратительных извергов-крепостников. Пройдет еще некоторое время, клевреты полковника поднакопят еще порцию нечистот и вновь выльют их на меня. Расчет верен: товарищи, заступившиеся за меня, должны ужаснуться при мысли, кого они защищали! Вы — представитель высшей юридической власти города Норильска, и к вам я обращаюсь за справедливостью. Если злодеяния, о которых говорит полковник, были совершены мной, то нет и быть не может мне прощения. Если же это гнусная клевета, то к ответственности должен быть привлечен полковник». Если Фемида в очках, а прокурор — в шорах, где же искать правосудия? Отправив это послание прокурору, я приготовилась к очередному сражению с ветряными мельницами. Документы: трудовую книжку, свидетельство о горно-техническом образовании, сберкнижку, дневник и письмо к маме — я отнесла к Мусеньке Дмоховской. В Рыбкоопе купила штормовку и брюки на случай — кто знает? — путешествия на Колыму или Магадан… «Будь что будет!» — как говорила Жанна д’Арк. Через несколько дней получила вызов в прокуратуру: «Во вторник в 11 часов утра, к прокурору Кретову».

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Персонализм, следовательно, должен быть укорененным в учении о Троице. В человеческом измерении персонализм полностью раскрывается в мистике любви, или, более конкретно, в мистическом опыте духовного супружества. Это человеческое измерение прямо связано с тринитарным измерением персонализма. В своих поздних произведениях Мережковский исследует учение о Троице в связи с житиями и мистическим опытом западных святых от св. Франциска Ассизского до св. Терезы Маленькой (Терезы из Лизьё). В серии очерков «Лики святых от Иисуса до нас: Павел и Августин, Франциск Ассизский и Жанна Д’Арк» Мережковский развивает мысль о том, что вера в Бога-любовь, Бога-Троицу по необходимости предполагает самопожертвование, как свидетельствуют жития этих святых. 377 В сочинениях о Данте, св. Франциске, испанских мистиках и Маленькой Терезе Мережковский показывает, как тайна триединой любви являет себя в житиях и духовном опыте мистиков. Как и ряд других русских авторов Серебряного века, он видел в поэзии Данте богословие, и в частности раскрытие тайны Троичности Бога. 378 В «Трое», заключительной главе своей книги о Данте, Мережковский утверждает, что Дантовское видение Божественной Троицы художественно раскрывает учения западных мистиков XII и XIII веков, в частности, Иоахима Флорского. Тройческий дар Пресвятой Троицы – творение мира, его искупление Христом и грядущее излияние Святого Духа на всю тварь – лежит в основе поэтики «Божественной комедии». Третьей стадии триединого дара еще предстоит открыться. Бог-Отец сотворил мир, Сын искупил его, а Святой Дух обожит его – что, по мысли Мережковского, и будет «Третьим царством, когда " Бог будет всё во всём» ( 1Кор.15:28 )». Через эту тройческую интерпретацию «Комедии» Мережковский «впитывает» в текст Данте социальную программу своей собственной теологии освобождения: учение о Троице требует от нас не только созерцания, но и действия. В ответ на нашу деятельность Трое Божественных Лиц – Отец, Сын и Святой Дух – в свою очередь освободят человечество от трех главных социальных зол – голода, войны и рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

Собственно, эта тема Царства Небесного и царства земного, тема извращения учения Христа в мировой истории, тема великого соблазна, который когда-то отвергнул Христос, отказавшийся уподобить Свое Царство Небесное царство земному, эта проблема и это искушение, ставшие одной из основных проблем, одним из основных искушений в истории христианства, будет темой дальнейших наших бесед, в которых мы будем рассматривать другие фильмы, которые перенесут нас в иные эпохи, в которых вечные темы христианской веры будут сочетаться с преходящими темами земной человеческой истории. См. также  раздел  Кинолекторий  на портале “Азбука веры”. Земные образы Царства Небесного По фильму “Жанна дАрк”, 1999, реж. Л.Бессон. Из цикла лекций протоиерея Георгия Митрофанова “История христианства в мировом кинематографе”. Творческое объединение “Крона”. См. также: Раздел «Кинолекторий» на форуме «Азбука веры» Расшифровка лекции протоиерея Георгия Митрофанова Сегодняшний наш разговор будет посвящен христианской Европе начала XV века. К этому времени уже многие века практически все народы Европы были христианами, но противоборство между ними, увы, не прекращалось. Теперь это уже было не противоборство христиан и язычников, но противоборство христиан, пытавшихся в рамках своих государств, своих королевств, создать, как им казалось, могущественные, наиболее соответствующие принципам христианской веры, государства. Это были, по сути дела, попытки превратить Царство Небесное в разнообразные царства земные, и хотя римо-католическая Церковь в лице своих первосвященников, римских пап, усиленно пыталась сохранить единство христианской Европы, в этой борьбе с христианскими государями, очень часто действовавшими в духе традиции языческой государственности, римо-католическая Церковь очень часто уподоблялась отнюдь не христианской общности людей, но очень часто напоминала тех, с кем вела борьбу, и также пыталась подменить в своей деятельности в своем служении Царство Небесное царством земным. Первые эпизоды этого фильма рельефно обозначают для насту внутреннюю коллизию, которую будет переживать прожившая всего лишь 19 лет на этой земле Жанна Д’Арк.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

Французы по национальности или по языку, мы чувствуем себя наследниками древней православной традиции Франции, — христианнейшей Франции тех веков, когда Восток и Запад еще не отделились друг от друга. Мы обращаемся к священномученику Иринею, который был связующим звеном между Западом и Востоком, к мученикам Лиона и Вьенны, к святителям Дионисию Парижскому и Мартину Турскому, к святой Геновефе. Но в то же время и святой король Людовик, и Жанна д’Арк, и Паскаль нам отнюдь не чужды. Мы признаем все то, что французское сердце и французский ум создают сегодня хоро­шего и великого, желая все это посвятить Христу и воцерковить. Наша религиозная деятельность не ограничивается одной страной; ведь французское Православие в силах предложить общий язык для разных этнических групп православных Франции, — таким образом оно может работать на соборность и вселенскость, к которым стремится сегодня столько христианских душ. Зерно горчичное меньше всех семян, — говорит Евангелие, — но становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф 13:32). Сподобит ли Господь созреть нашему горчичному зерну? — мы этого не знаем, но знаем, что должны трудиться, чтобы стать достойными этого созревания. Не сопротивляясь и без тщеславия, мы должны в смирении и милосердии искать Царства Божия, стремиться к тому, чтобы слово Православие стало для тех, кто его услышит, синонимом веры во Христа и жизни во Христе”. Этот пророческий, но и трезвый, взвешенный текст поражает своей ясностью и глубиной экклезиологии, выраженной по поводу скромного на первый взгляд события. Молодой франкоязычный приход собирает цвет юных, разнообразных по талантам и одаренности богословов. Но эти благодатные времена, столь же блестящие, сколь и сложные, вскоре закончились. Первый кризис В 1931 году, чтобы избежать возможного запрета в качестве епископа бедной, но свободной Православной Церкви, митрополит Евлогий решает перейти во Вселенский Патриархат. Данное решение, хотя и спорное с канонической точки зрения, гарантирует свободу и единство для православного стада, несмотря на некоторые протесты, выразившиеся в уходе. Верные канонам и гонимой Матери-Церкви, Евграф и Максим Ковалевские, Владимир Лосский, большинство членов Братства святителя Фотия и несколько других верных решают остаться в юрисдикции Московского Патриархата. Отец Лев Жилле с франкоязычным приходом следует за митрополитом Евлогием, от которого он канонически зависит, и таким образом лишается значительной части своих активных прихожан. Все стараются поддерживать личные дружеские отношения, но в сложном церковном контексте всякое сотрудничество на уровне межъюрисдикционном становится уже невозможным.

http://pravmir.ru/pervyiy-frankoyazyichn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010