Екатерина II (1729 – 1796), российская императрица с 1762 г. 535 Емелька Пугачев, см. Пугачев Ермак Тимофеевич (ум. 1585), завоеватель Сибири 429 Есенин Сергей Александрович (1895 – 28 декабря 1925), поэт 427, 590 ж Жанна д’Арк ( 1431), католическая святая, глава освободительного движения во Франции 429 3 Зайцев Иван Матвеевич (1879 – 22 ноября 1934), автор воспоминаний о Соловках 10, 84,161–330, 332 Зайцев, погиб на Соловках 234 Захария (Лобов Захар Петрович; 1863 21 сентября 1937), священномученик, архиепископ Воронежский и Задонский. В Соловецком лагере был дважды: с сентября 1924 по ноябрь 1926 г. в сане епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии, затем – в ноябре 1935 г. Расстрелян 75 Зеленов Борис Иванович (1903–?), участник скаутского движения. Арестован в октяре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346 Зеленов Дмитрий, заключённый участник скаутского движения, герой романа Б.Л. Солоневича 436–446, 448–463, 472–494, 497, 499–519, 521–524, 528–544, 551– 577, 579–590 Знаменский H.H., морской офицер, заключенный заместитель начальника лагерного Отдела труда 394 Зосима (30 апреля 1478), преподобный, один из основателей Соловецкого монастыря 56,154,179,181, 258, 271–272, 340, 429 Зотов Владимир Семенович (1904 – 14 мая 1978), участник скаутского движения. Арестован в ноябре 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346 и Иван, заключённый участник скаутского движения 382–384 Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь московский и всея Руси, первый русский царь. На Соловках никогда не был 56, 450 Иван Савин (наст. имя и фам. Иван Иванович Саволайнен; 1899 – 12 июля 1927), поэт, писатель, журналист 9, 19–42 Иванов, прапорщик, заведующий рабочей силой 35 Ивницкий Евгений, заключённый участник скаутского движения 346 Игнатий ( Садковский Сергей Сергеевич; 1887 – 9 февраля 1938), священномученик, епископ Скопинский. Арестован в январе 1923 г. в сане епископа Белевского, викария Тульской епархии, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 75,152

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На самом деле я считаю, что пророк Иона из книги Ионы — примерно такая же историческая личность, как милосердный самарянин или старший брат блудного сына из Евангельских притчей. В новозаветной Палестине были многие тысячи самарян и старших братьев, которые делали или могли делать именно то, о чем говорится в притче, но все-таки трудно указать на конкретного человека и сказать, что все это произошло с ним и только с ним в таком-то месте и в такой-то день. Правда, на дороге из Иерусалима в Иерихон и по сей день стоит гостиница, хозяева которой говорят: да, вот здесь, на этом самом месте стояла гостиница, куда самарянин отвез израненного путника, — но тут в дело уже явно вмешалась коммерция. Почему же я не рассматриваю книгу Ионы как строго историческое повествование? Дело вовсе не в том, что книга содержит описание чудес, ведь верить или не верить в чудеса — вопрос веры, а не разума. Поэтому правы те, кто повторяет: “если бы Библия рассказала, что Иона проглотил кита, я бы поверил и в это”. И даже тот, кто в чудеса не верит, не должен бездумно отвергать рассказов о них. Повествования о Жанне д’Арк или преподобном Сергии Радонежском тоже полны чудес, но ни один атеист не станет на этом основании называть их вымышленными персонажами или преуменьшать их роль в истории. Но если бы мы где-то прочитали, что Жанна завоевала Британию, а преподобный Сергий обратил монголов в христианство, мы бы смогли понять такие утверждения только в переносном смысле — все остальные источники убедительно доказывают, что подобного никогда не происходило. Точно так же вопрос о том, глотала ли большая рыба пророка Иону и вырастало ли над ним за одну ночь деревце, никак не влияет на наше отношение к историчности самого пророка и его проповеди. Но несомненный исторический факт, засвидетельствованный и в других книгах Библии — Ниневия никогда не принимала веру Израиля, никогда не каялась в совершенных преступлениях — заставляет нас воспринимать повествование об Ионе как иносказание. По художественной форме его сравнивают с притчей, пародией или литературной сказкой, о чем мне уже доводилось писать.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-ionyi/

д " А. в вероотступничестве и на этом основании 29 мая 1431 г. вновь приговорить ее к смертной казни. 30 мая 1431 г. Ж. д " А. была сожжена на костре; ее прах брошен в Сену. Жанна д’Арк перед судьями. Инициал из кодекса. XV в. Жанна д’Арк перед судьями. Инициал из кодекса. XV в. Казнь Жанны д’Арк. Миниатюра из «Часослова короля Карла VII» Марциала Овернского. 1484 г. (Paris. Bibl. Nat. Fr. 5054) Казнь Жанны д’Арк. Миниатюра из «Часослова короля Карла VII» Марциала Овернского. 1484 г. (Paris. Bibl. Nat. Fr. 5054) В 1449 г. Карл VII освободил Руан от англичан и начал расследование обстоятельств осуждения и казни Ж. д " А. В 1455 г. с разрешения папы Римского начался процесс по ее реабилитации. Церковный суд под рук. инквизитора Франции Жана Бреаля аннулировал вынесенный в 1431 г. приговор и объявил предъявленные Ж. д " А. обвинения необоснованными (идолопоклонство, ересь, неподчинение Церкви и т. д.). Согласно собранным тогда показаниям свидетелей, а также «Сводному изложению» Жана Бреаля, в котором подводился своеобразный итог слушаний, современники искренне верили в святость Ж. д " А. Она отличалась набожностью и безупречным поведением: была целомудренна, помогала больным и раненым, проявляла милосердие к пленным и к бедным людям, вела скромный образ жизни, не пила вина и не предавалась чревоугодию. Находясь в армии, Ж. д " А. хранила обет девственности, а также следила за нравами соратников: порицала азартные игры и сквернословие, преследовала армейских проституток. Ей приписывали чудеса: оживление скончавшегося младенца, общение с ангелами, исполнение пророчеств, предвидение собственной судьбы (многочисленных ранений в сражениях, плена и скорой гибели). Поводом для широкого общественного движения за признание Ж. д " А. святой Римско-католической Церкви (его инициатором был еп. Орлеанский Феликс Дюпанлу ) стала развернувшаяся в 1867 г. во Франции дискуссия о возведении в Париже статуи франц. философа Вольтера (в 1762 он опубл. поэму «Орлеанская девственница», весьма вольно трактующую жизнь и деяния Ж.

http://pravenc.ru/text/182197.html

И все же Дух Святой не перестает действовать даже там, где его почти не ждут. Например, в Париже, где сейчас живу, я подружилась с католиками-традиционалистами. Они вовсе не пугливые " реакционеры " . Они смелые и открытые. Как в XVIII веке, вновь существуют салоны, где парижские интеллектуалы (и много приезжих), художники, журналисты, священники обмениваются живыми мыслями, рассказывают о том, что происходит в мире (а мир, даже западный, быстро и промыслительно меняется). У этих консервативно-революционных кругов есть возможность влиять и на остальной мир: газеты, книги, радио, выставки. Они любят Россию – за христианский максимализм, за жертвенность, за полноту литургического и аскетического опыта. Не раз мне приходилось от них слышать: Жанна д’Арк была русская. Конечно, в шутку, но близкую к " особой " истине. Аббат Гийом Танайяр сказал: у вас в России есть народ (народ – это религиозный опыт коллективного страдания и коллективной победы). Мы же во Франции только начали вставать с колен. Вы участвовали в диссидентском движении. Скажите пожалуйста, если бы Вы сейчас каким-то чудом вернулись назад, Вы стали бы делать то же самое? Да, и сейчас я продолжаю заниматься " общественной деятельностью " . Только без наивной веры в " права человека " , " право-защитничество " , без радиостанции " Свобода " . Теперь совсем другие времена, все большие структуры коррумпированы, " креативный класс " – это не прежние диссиденты. В них не веришь. Сколько хватает силы, помогаю лекарствами, деньгами, собиранием верных друзей, бессребреников, тех бедных, которые помогают еще более бедным. Особо трудно помочь животным. Они более всего гонимы и истребляемы в нашем все менее милосердном обществе. В России бываю не так часто, как бы хотелось. Здоровье не позволяет. Что было самым трудным и невыносимым тогда, в советское время? Можно ли сказать, что сейчас мы живем в более свободной стране, чем в советское время? В советское время я стала диссиденткой, потому что невыносимо было видеть, как несправедливо страдают люди, не вписавшиеся в рамки убогого советского мышления, как преследуют верующих, как гнобят поэтов, художников, не-конформистов, как унижена самая образованная в мире советская женщина. Но если бы я знала, что произойдет во времена постсоветские! Меня ужасает не только материальное истребление беззащитных, не сумевших вовремя стать ворами и преступниками, но и исчезновение образования, книги, доверия к бытию – дух отчаяния, который заставляет забыться в плохом алкоголе, наркотиках или просто умереть. Никакой свободы не прибавилось. Мы живем во времена сатанинского неолиберализма, когда требуется лишь " свобода конкуренции " . Расцвели самые низкие чувства – дух зависти, жадности, агрессии. Надо " быть злым " – лозунг времени.

http://religare.ru/2_99669.html

Одета простенько, по-прежнему нигилисточкой, ситцевая блуза, перетянутая пояском, волосеночки острижены… Сидит она этак-то за столом, погруженная с головой в книгу… (потом подсмотрел: Карла Маркса голубушка читала) – и ничегошеньки вокруг себя не замечает. Я – хряп на колени. Разволновавшийся Тарас Петрович и в самом деле пал на колени перед Глебушкой и стал теребить его маленькую ручку, испачканную выковырянными вишнями. – Вера Ивановна, – говорю, – милая вы моя, Жанна д’Арк ты наша, позвольте ручку вашу… ручку, которая в генерала Трепова… дайте облобызать!.. И тут вдруг Глебушка не выдержал и заревел во весь голос. Что уж его так проняло – Бог весть, а только непредсказуемый этот рев до того смутил Тараса Петровича своей неразумностью, что вместо обычного вскипания он растерянно оглянулся, как бы приходя в себя, и, увидав привычный круг семейства, только безнадежно махнул рукой и в окончательном негодовании покинул столовую. «И враги человеку домашние его» – вертелась в голове профессора, оскорбленного в самых святых чувствах, непонятно каким ветром занесенная в его голову евангельская фраза. – Павленька, – укорила сына мамочка Елизавета Ивановна, обнимая и утешая маленького Глебушку, – зачем ты раздражаешь Тараса Петровича?.. У него принципы… А ты бы молча… молча покушал бы… и – ничего… Вот и батюшка Иоанн говорит: мало в нас смирения… – и Елизавета Ивановна тяжело вздохнула. Открытие Первой Государственной думы Тарас Петрович Горомило, выбранный в Первую Государственную Думу от кадетской партии, со всем семейством переехал на временное жительство в Петербург. Петербурга Тарас Петрович не любил. Ему, малороссу, тяжек был и вечно «сопливый», как он выражался, климат, и равнодушно-вялый характер жителей столицы. Не хватало благодатного солнышка, южного «благорастворения воздухов», живых, всерадостных эмоций. Впрочем, эмоций как раз хватало. С первого же дня открытия Думы эмоции били через край. Царь открывал Первую Думу со всей торжественностью, приличествующей важному историческому событию – новому государственному устроению власти, – и со всем великолепием и красотой старой императорской России.

http://pravoslavie.ru/90710.html

Стратегия Путина и его окружения в этом направлении – это завязать тесные связи с крайне правыми и популистскими европейскими партиями, например, связи личные – приглашать, к примеру, в Госдуму французский " Национальный фронт " . Короче, завязать связи с " Национальный фронтом " , чтобы он стал передаточным механизмом идеи, в соответствии с которой сегодняшней Европе нужно вспомнить о своей природе, которая является идентификационной. Битва, которая начинается сегодня между Европой идентичности, Европой, основанной на христианстве, на христианской империи, с одной стороны (это идея Путина, которую разделяют крайне правые и популисты), и, с другой стороны, демократическим видением Европы, где Европа не является христианской империей, но где философские, христианские ценности и ценности иных традиций строят демократическую Европу. То есть, разгорается борьба ценностей, которая будет только разрастаться, как мне кажется, которая будет все более обостряться, между видением идентификационным и видением демократическим Европы. – Путин – это Жанна д’Арк будущего Путин сегодня имеет, на мой взгляд, видение истории, основанное на определенных философах и идеологах, и рассчитывает навязать это видение истории через своих посредников всем народам Европы. – Представим себе, что россияне уверовали, что Россия – не Европа. Россия больше не в Страсбурге, обрублены связи с Европой, изгнали Платона, забыли Гомера... А для Европы Россия – это по-прежнему Европа? Ведь даже Советский Союз, при всей своей закрытости, неизбежно оставался филиалом европейской культуры. – Тут тоже возможны два подхода. Для многих европейцев Россия – не Европа, а некое зачарованное царство, то волшебное, что на Западе обожают называть " русской душой " . И вот уже более ста лет мы упиваемся этим романтизмом, где русские – не европейцы, но смесь скифов, людей поствизантийского Востока и ужасающих и, в то же время, привлекательных кочевых орд. Короче, в европейской культуре зачастую любили (возьмите ориентализм в западноевропейской живописи) отстранять Россию от Европы.

http://religare.ru/2_104533.html

И тем не менее, чудо происходит. Выйдя в одиночестве перед английскими войсками, она призывает их уйти, и начинает молиться в момент, когда англичане готовы уже начать сражение. И вот здесь происходит то самое главное чудо, которое и сделало Жанну Д’Арк святой. Хочется подчеркнуть: не потому Жанна Д’Арк вошла в анналы римо-католической святости как подвижница, что она освободила Францию, а потому, что в ее победах присутствовало искреннее стремление побеждать своих врагов состраданием, о котором она и говорит в своем слове, обращенном к англичанам, а значит — любовью. Вот эта убежденность святых в том, что в конечном итоге любовь, а не вражда одерживают главные победы в этом мире, и полагается в основу ее служения. Ну, а далее происходит то, что нередко бывает в человеческой истории. Одержав внешнюю победу, сделав ее возможной Жанна Д’Арк должна потерпеть поражение — поражение духовное, поражение историческое, которое на самом деле станет ее подлинной победой, ибо положив свою жизнь, полагая свою даже душу во спасение своей души, во имя освобождения Франции, во имя вступления на престол французского короля, Жанна Д’Арк созидала царство земное. Но примет то самое царство земное, которое она невольно воздвигала в этом мире ее, как христианскую святую? Вот вопрос, который ставит перед нами следующие эпизоды данного фильма. И что самое важное: как отнесутся представители церковной иерархии римо-католической Церкви, поддерживавшие воцарение на престоле Карла VII, к этой святой воительнице, мечтавшей непросто освободить Францию, но утвердить Францию как подлинно христианское царство? Внимательно посмотрим несколько следующих эпизодов. На первый взгляд, король предает Жанну, потому что она намерена до конца вести войну, рискуя при этом лишить его тех завоеваний, которые он уже приобрел. Но тема поставленная здесь, гораздо глубже. Король и его приближенные как будто чувствуют, что целью Жанны Д’Арк является не созидание того самого французского королевства, в котором они уже распределили все свои роли, они чувствуют что Жанну Д’Арк в ее борьбе ведет жажда царства не от мира сего — она всегда была им чужда.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

И вот, воспользовавшись плодами ее побед, они предают ее. Это не раз повторявшаяся в истории трагедия тех, кто приходит в этот мир — действительно преображать его, а не завоёвывать его, приспосабливаясь к его часто и антихристианским, и античеловеческим законам. Итак, Жанна Д’Арк оказалась преданной теми, во имя кого она жертвовала собой, и что было особенно важно для неё — во имя кого она жертвовала жизнями других людей. Ей трудно вместить в себя вот это вероломство. Ей, неграмотной 19-летней крестьянской девушке, трудно вместить себя ту величайшую драму мировой истории, которая впервые в полной мере произошла на земле, когда на неё сошел Христос. И тем не менее, эта драма повторяется до тех пор, пока в мире будет существовать христианство. Царство земное, даже принимая внешне христианскую веру, будет не давать возможности реализовать на земле Царство Небесное — в том числе и тогда, когда это Царство Небесное будут созидать святые. Дальнейшая история Жанны Д’Арк была еще более драматичной. Судить ее должны были не только англичане, не только бургундцы, не только те, кто был озабочен проблемами своих земных царств, но и представители Церкви. Во имя безнравственного политического компромисса и некоторые представители церковной иерархии, вовлеченные в процесс над Жанной Д’Арк, готовы были пожертвовать той, кого через 500 лет римо-католическая Церковь канонизует как святую. И вот перед нами проходит опять несколько эпизодов суда и казни Жанны Д’Арк. Мы видим, как в выдвигаемых против неё обвинениях очень много фальши, очень много лжи. Мы видим, как эта простая девушка, искренне верящая в Бога и в служителей Бога, действующих здесь, на земле, пытается разобраться в сложных хитросплетениях, которыми пытаются опутать ее судьи и одновременно палачи. Внимательно посмотрим последние эпизоды фильма и попытаемся понять — а что же всё-таки в Жанне Д’Арк позволяло говорить уже много веков о ней, как наиболее выдающейся христианке, когда-либо известной человечеству? Что побудило римо-католическую Церковь через 500 лет после казни Жанны Д’Арк, к которой имели непосредственное отношение представители католической Церкви, канонизовать ее? Итак, последние эпизоды фильма.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

5) Четвертый период (1429-1453). Жанна д’Арк. По Франции ходила легенда, что французов спасет Лотарингская дева. И вот к королю явилась девушка Жанна из деревушки Домреми на границе с Лотарингией и потребовала войско для борьбы с англичанами. Так как ее приезд сопровождался чудесами, король войско дал. В 1430 г. Жанна д’Арк сняла осаду с Орлеана и посоветовала королю ехать в Реймс и короноваться. Теперь Карл VII стал законным королем Франции. К сожалению, через некоторое время Жанна потерпела поражение под Парижем. Лишившись армии, она попала в плен к бургундцам, а те продали девушку англичанам. Англичане обвинили ее в ереси и сожгли на костре. Карл VII  не стал выкупать Жанну д’Арк – она мешала ему укреплять королевскую власть. Жанна погибла, но после ее смерти французы стали постоянно одерживать победы над англичанами. В 1453 г. был заключен мир, по которому англичане сохранили только один город во Франции – порт Кале.   9. (Брандт, § 10) Завоевания турок-османов. Падение Византии. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Византия после IV Крестового похода. 2) Правление Михаила VIII Палеолога. Лионская уния (1274). 3) Гражданская война. Правление Иоанна V . 4) Завоевание турок-османов: а) Завоевание Малой Азии. б) Завоевание Сербии (битва на Косовом поле 1389) и Болгарии. 5) Попытка организовать Крестовый поход против турок. Ферраро-Флорентийская уния (1439). 6) Захват Константинополя Мехмедом II (1453). 7) Последствия падения Византии. ДАТЫ: 1204 – Захват Константинополя крестоносцами 1261 – Возвращение Константинополя грекам. Михаил VIII Палеолог. 1274 – Лионская уния 1341 – Начало войны между Иоанном V и Иоанном VI Кантакузином 1389 – Битва на Косовом поле 1439 – Ферраро-Флорентийская уния 1453 – Захват Константинополя турками ОТВЕТ: 1) Византия после IV Крестового похода. После захвата Константинополя крестоносцами в  1204 г., на месте Византии возникли католическая Латинская империя и православная Никейская империя. В 1261 г. Никейский император Михаил VIII Палеолог захватил Константинополь и восстановил Византию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Оказавшись в руках своих земных врагов — бургундцев и англичан, Жанна Д’Арк была обречена, но суд над ней ее противники пытались представить как суд не над своей политической противницей, не над той, кто побеждал их на полях брани, но как над еретичкой, которую осуждает прежде всего Церковь. И показательно, что один из главных привлеченных на этот суд со стороны Церкви обвинителей — епископ Кошон, прекрасно понимал суть происходящего. Понимал, и тем не менее шел на компромиссы, на которые нередко шла и историческая Церковь с государством — или государствами, или государями, — во имя осуществления своих земных, отнюдь не небесных интересов. Мы видим, как сформулированное во многих пунктах обвинение ученых парижских богословов, по сути дела, ничего не говорит о том, что совершала Жанна Д’Арк в своей жизни. Ее обвиняют в том, что она носила мужскую одежду, что она чисто внешне предписание вот того бытового средневекового благочестия, которое было характерно для многих, преступала. Это очень напоминает обвинение Христа фарисеями в том, что Он исцеляет болящих в субботу — в день покоя, когда никто ничего не должен делать — даже благого. Наконец, перечень обвинений завершается тем, что она еретичка, ибо слушает голос своей христианской совести в большей степени, чем поучения подчас служащих не Христу, а своим земным господам служителей Церкви, поэтому она еретичка. Не принимая внутри этих обвинений Жанна Д’Арк, будучи неграмотной крестьянской девушкой, все-таки уступает хитроумному епископу Кошону, который озабочен только одним: покаяние Жанны Д’Арк перед смертью в своем мнимом еретичестве позволит Церкви устраниться от решения ее судьбы. Раз она покаялась, Церковь прощает ее, но передает в руки светских властей. Пусть именно они возьмут на себя ответственность за расправу над той, что даже наверное, для епископа Кошона предстает как человек, осуществляющий в своей жизни высокий христианский идеал. Он идет, по сути дела, на предательство одной из тех, кто может считаться образцовым чадом римо-католической Церкви.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010