Та сделала нетерпеливое движение. — Отчего же я вас, Иван Павлович, никогда не видал? — спросил граф. — Нет, вы изволили меня видеть, только не заметили. Я во все праздники являюсь и расписываюсь на канцелярском листе раньше многих. — Да как же, наконец, ваша фамилия? — Я называюсь П-ов. — П-ов, — так я произношу? — Точно так, ваше сиятельство. Граф и его спутник простились, сели на своих коней и уехали. Наблюдавший всю эту любопытную сцену офицер заметил, что Марья Степановна различила разницу посланного ей графом «adieu» от адресованного Ивану Павловичу «au revoir», но нимало этим не смутилась; что касается самого Ивана Павловича, то он при отъезде гостей со двора выстроился у окна и смотрел совсем победителем, а завитки его жестких, как сталь, волос казались еще сильнее наэлектризованными и топорщились кверху. «Черт меня знает, на какое я налетел происшествие», — думал офицер и ощущал сильное желание как можно скорее расстаться с графом. Глава шестая То же самое, в свою очередь, испытывал и Канкрин. И ему, разумеется, не было теперь удовольствия ехать с глазу на глаз вдвоем с малознакомым щегольским офицером, который видел его в смешном положении, Как только они выехали за Новую Деревню, на лужайку к Лесному, граф говорит: — Ну, вы теперь отсюда куда же? Офицер понял, что тот хочет от него отделаться, и сам этому случаю обрадовался. — Я, — говорит, — хотел бы заехать к одному товарищу здесь, в Старой Деревне. Им дальше было не по дороге. Граф остановил коня и крепко, дружески пожал офицеру руку. Тот ощутил в этом пожатии целую скромную просьбу и в молчаливом поклоне умел выразить готовность ее исполнить. — Спасибо, — отвечал Канкрин, и они расстались. Граф, однако, обманул своего молодого друга — он не поехал к Панину, а возвратился домой и прошел к супруге. Графиня Екатерина Захаровна (рожденная Муравьева) в это время принимала у себя какого-то иностранца-пианиста, которого привез ей напоказ частый ее гость, известный в свое время откупщик Жадовский. Графиня и Жадовский сидели и слушали артиста, который с величайшим старанием показывал им свое искусство в игре на фортепиано.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Письмо А. И. Жадовской: «Именем Господним благословение рабе Господней деве Агриппине. – Догадываясь, что псалтырь в сию неделю особенно нужна вам быть может, посылаю ее. Экземпляр не отличный, лучшаго теперь не нашлось. Не угодно ли вам оставить у себя и сей, и прежние? В сем все под руками вместе; а те легки для рук» (ДЧ. 1878. Ч. 3. 9. С. 124). 2 марта. Письмо московскому гражданскому губернатору И. Г. Сенявину: «...священник Иаков Соколов донес от 16 февраля, что в приходе их повенчаны два незаконные брака. ...причем причт села Песков дополнил, что разврат – отступление от истинной веры христианской в раскол через сочетание лиц православных с неприсоединнеными к Православию – усилится, если со стороны начальства не будет предпринято законных мер к искоренению онаго вначале» (ДЧ. 1892. Ч. 1. 3. С. 521). 3 марта. Резолюция на консисторском определении о низведении священника в причетническую должность за неблагопристойные поступки: «Хотя значительное число прихожан дали показание в пользу подсудимаго священника, но что показания сии пристрастны в его пользу, видно из того, что они представляют его служившим в праздники всегда, а он сам признаётся, что не служил в Троицын день и в Духов день, и притом в первый столь великий праздник по нелепой причине, ради покупки лошади» (Резолюции Т. 5. Ч. 2. С. 14. 9990). Письмо А. И. Жадовской: «Храм наш отверзет Вам дверь свою, и да отверзется Вам дверь благодати. Литургия начинается у нас в 9 часов. Есть ли для вас нужно ранее, или позже, скажите, – мы можем послушаться» (ДЧ. 1878. Ч. 3. 9. С. 124). 4 марта. Предписание духовному правлению о священнослужении в сельском храме: «От протоиерея благочиннаго взять и представить объяснение, почему он не обратил на сие внимания: ибо есть ли бы сие не дошло до меня непредвиденным образом, то, вероятно, пост был бы пропущен и прихожане лишились бы удобства приступить к таинствам» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 14. 9991). 5 марта. Резолюция на рапорте духовного правления о том, что запрещенный священник не допустил заседателя земского суда до следствия по делу своему с помещиком: «Чрез духовное Правление строго подтвердить запрещенному священнику, чтобы упорство и неповиновение прекратил и законныя требования следователей исполнял безпрекословно под опасением совершеннаго отрешения от места» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 15. 9992).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Желая доставить таланту Чайковского возможность развернуться во всей его силе, госпожа фон Мекк упросила его принять от нее, пока он не достигнет полной материальной обеспеченности, пенсию по шести тысяч в год, что являлось по тогдашней цене денег не меньше теперешних десяти. Приобретя таким образом полную независимость, Чайковский получил возможность отдаться свободному творчеству. Великодушное пособие госпожи фон Мекк, оказанное не человеку, а музыкальному гению, открыло лучшую пору творчества Чайковского. Этой умной женщине с виртуозно деликатным сердцем обязан не один Чайковский: обязан весь мир нашей родной русской музыки. Во всемирной литературе мы найдем другой подобный пример людей гораздо более скромного положения. Существует рассказ знаменитого французского романиста Бальзака, озаглавленный им «Обедня атеиста». Один известный парижский врач в студенческие дни испытывал крайнюю нужду и пользовался помощью познакомившегося с ним простого человека, почти чернорабочего. Чернорабочий этот был верующим человеком и, умирая, взял с молодого врача, уже тогда довольно обеспеченного, слово в том, что, пока он жив, он будет ежегодно в день его памяти заказывать по нему заупокойное богослужение. И атеист соблюдал свое обещание, и всякий год он, считавший себя атеистом, не только заказывал, но и отстаивал богослужение по человеку, который в молодости пожалел его и своими трудовыми деньгами помог ему выйти на дорогу. Я знал еще такого русского человека. Простой десятник по строительным работам, человек большой набожности и чистой праведной жизни, он скопленными им в крайних лишениях деньгами учредил при Московском университете стипендию для студента-медика из крестьян, помогая тем пробиться к знанию и к святому служению больных — бедным, способным людям своего сословия. Вот одухотворенная и разумная христианская милостыня. В жизнеописании одной из лучших русских поэтесс, Ю. В. Жадовской, упоминается некий Перевлесский, который имел большое влияние на развитие ее таланта. Это был молодой образованный учитель словесности, дававший юной Жадовской уроки. Красивый, пылкий, с одушевленным словом, полный благородных стремлений, Перевлесский внушал большую симпатию, перешедшую у его ученицы в глубокое постоянное чувство. Богато одаренная, талантливая Жадовская была некрасива и, кроме того, имела недоразвитые руки. Несмотря на это, брак бы был возможен, если бы не самодурство старика Жадовского.

http://pravoslavie.ru/2308.html

13 Здесь, конечно, нельзя разуметь княжих бояр, которые были пришельцами и постоянно пополнялись новыми выезжанами из всех близких и дальних земель, и которые не были привязаны к городам никакими узами, кроме выгод княжеской службы, и при первой ссоре с князем или при первой обиде оставляли и князя, и город или при других обстоятельствах вместе с князем выезжали из города. Летописи постоянно отличают от них городовых и племенных бояр и называют их не по князьям, а по городам; так, например, в Ипатиевской летописи говорится под 1136 годом: «Многы бо бяше Бояре Киевьскии изоимали» или под 1096 годом Князья сами отличают своих Бояр от городских: «да поряд положим.... пред Епископы... и пред мужи отечь нашим» и пред людми градьскыми». (Соб. Рус. Лет. Т. I. стр. 98). 14 О богатстве, могуществе и обширных владениях бояр часто упоминают ваши летописи; так, например, в первой Новогородской летописи под 1417 годом говорится, что новогородские бояре владели целыми волостями в Заволочье, имели свое войско и воевали с боярами князя Московского. «Того же лета, с Вяткы, из Князя Великого отчины, Княжь Боярин Юрьев Глеб Семеновичь, с Новогородскыми беглеци с Семеном Жадовскым и с Михайлом с Розсохиным, и с Устьюжаны, и с Вятчины. изъехаша о насадех, без вести, Заволоцскую землю, и повоеваша волость Борок Ивановых детей Васильевича. ... а Василий Юрьевич сын посадничь, Самсон Иванович, Гаврила Кирилович, брат его Григорий, с Заволочаны, идоша за разбойникы в погоню, и пограбиша Устьюг». (Собр. Рус. Лет. Т. III. стр. 106–7). 15 Вот ряд новогородских Посадников этого времени. В 6626 году был посадником Дмитр Завидич; потом в 6634 году дали посадничество Мирославу Гюрятиничю; в 6636 году Мирослава сменили и дали посадничество сыну Дмитра Завиду Дмитровичу; в 6637 г. прислан был посадник из Киева Данил; в 6638 его сменили Петрилом; в 6640 Петрилу сменили Рагуйлом, причём Псковским Посадником сделали Мирослава Гюрятинича; в 6642 году опять отдали посадничество Петриле, и в тот же год, во время Суздальского похода, сменили его Иваном Павловичем; а когда сей пал в Жданской Битве то дали посадничество Мирославу Гюрятиничю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/g...

И пусть планет и звезд рои В пучине сгинут бесконечной - Живут создания Твои В Тебе, Всевышний, жизнью вечной ! И смерти нет. И не умрет Ни малый атом, ни комета - Где Ты — все дышит, все живет В лучах Божественного света... Сергей Есенин Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: " Вишь, какой убогой,- Знать, от голода качается, болезный " . Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: " На, пожуй... маленько крепче будешь " . Владислав Крапивин Пять минут тишины Помиритесь, кто ссорился Позабудте про мелочи, Рюкзаки бросте в стороны Нам они не нужны Доскажите про главное Кто сказать не успел еще Нам дорогой оставленно Полчаса тишины. От грозы черно-синие, Злыми ливнями полные? Над утихшими травами Поднялись облака. Кровеносными жилами Набухают в них молнии, Но гроза не придвинулась К нам вплотную пока... Дали дымом завешаны Их багровый пожар настиг Но раскаты и выстрелы Здесь еще не слышны До грозы, до нашествия До атаки, до ярости Нам дорогой оставленно Пать минут тишины. До атаки, до ярости До пронзительной ясности И быть может до выстрела До удара в висок Пять минут на прощание Пать минут на отчаянье Пать минут на решение Пять секунд на бросок. Раскотилось и грохнуло Над лесами горящими Только это, товарищи, Не стрельба и не гром Над высокими травами Встали в рост барабанщики Это значит не все еще Это значит - пройдем. Молитва Божией Матери Ю.Жадовская Миру заступница, Мати всепетая! Я пред тобою с мольбой: Бедную грешницу, мраком одетую, Ты благодатью прикрой. Если постигнут меня испытания: Скорби, утраты, враги, В трудный час жизни, в минуту страдания Ты мне, молю, помоги! Радость духовную, жажду спасения В сердце мое положи, В Царство Небесное, в мир утешения Путь мне прямой укажи. Грусть ли обнимет меня непонятная, Жизнь истомит ли борьбой,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=11&iid=218...

Константин Победоносцев Петербург, 28 марта 1883 Письмо 16 Всем сердцем радуюсь, что настал, наконец, ожиданный день и въезд Вашего Величества в Кремль благополучно совершился. Со слезами смотрели русские люди и молились горячо за Вас. Теперь да благословит Бог перейти остальные дни до священного коронования в тишине и уединении, в виду Москвы, в зелени цветущего Нескучного сада! Вчерашнее письмо отослано мною кн. Мещерскому немедленно. Я обрадован был запискою Вашего Величества, ибо и сам желал просить разрешения явиться к Вам еще прежде коронации. Буду ждать указаний дня и часа от Вашего Величества. Константин Победоносцев 10 мая 1883 Дом синодальной типографии Письмо 17 Возвращая при сем всеподданнейшее прошение г-жи Жадовской, смею доложить, что, по мнению моему, просьба ее к Вашему Величеству никак не может быть удовлетворена. Она пишет, что была замужем, но разведена, причем вина (вероятно, прелюбодеяние) принята ею на себя; она обвинена и осуждена церковным судом на безбрачие. Стало быть, теперь, если б она захотела выйти замуж, новый брак ее не может быть повенчан. Теперь, по словам ее, она вступила в связь, прижила ребенка и просит снять с нее запрет, наложенный решением синода, и дозволить ей вступить в брак. Таких просьб поступает немало на имя Вашего Величества, и по всем этим просьбам объявляется согласно данному еще при покойном Государе Высочайшему повелению, что они не могут быть удовлетворены. И действительно, если бы верховная власть взяла на себя снимать запреты, налагаемые церковным судом по закону церковному, от этого произошли бы крайние затруднения и немалый соблазн. Брак у нас – таинство, и совершается не иначе, как в церковной форме. Священник, по долгу звания, подчиняется в делах церковной дисциплины и обряда исключительно церковной власти. Итак, если церковная власть запрещает ему совершение брака, как незаконное, а власть гражданская предписывает совершить этот брак, то есть совершить таинство там, где оно не допускается церковной властью, совесть священника ставится в положение невозможное.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

– «Я давно знаю, – отвечает Левин: – что он не прямой царь, а Антихрист». Вот духовник князя Меньшикова, крестовый поп, прозваньем Лебедка, того же убеждения о том же ведет разговор с Левиным и другими знакомыми: «Петр – Антихрист, он и сына своего не пощадил, бил его, и царевич не просто умер: знамо, что государь его убил»... Солдаты говорили Левину, что «привезены из-за моря клеймы, чем людей клеймить Антихристовым клеймом, и сам государь по них ездил и привезены в Котлин». Особенно сам этот Левин, до болезненной экзальтации и энтузиазма, до умопомешательства убежден был и везде и всем проповедывал, что Петр – Антихрист. В Пензе, в церкви, он кричал народу: «Послушайте, православные христиане! Слушайте! Ныне у нас преставление света скоро будет!.. Государь ныне загнал весь народ в Москву и весь его погубит!., будет пятнать их и станут они в его веровать!». В пустыне Жадовской игумену он говорил тоже: «Нынче последнее время. Антихристово пришествие... Привезены в Санктпетербург печати... хотят людей печатать... Государь-Антихрист!». На базаре, толпе народной, он кричал: «Послушайте, христиане, послушайте!.. В Москву приехал царь Петр Алексеевич... Он не царь Петр Алексеевич, а Антихрист!.. Антихрист!.. И весь народ мужеска и женска пола он будет печатать... Бойтесь этих печатей, православные! бегите, скройтесь куда-нибудь!.. Последнее время... Антихрист пришел!.. Антихрист!..» Там, далеко, в лесах керженских, тоже шел разговор о Петре-Антихристе. «Куда-де какую притчу созываешь ты про Петра?» – говорил насмешливо раскольник Кузьма Павлов на речи казака Левшутина: – «в книгах писано, что онъ, Антихрист, лукав... А чоль ты тетрадь учителя Кузьмы Андреева? Лихо на него Петра в тетрадке показано». Раскольник Никита Никифоров привел на это доказательство: – «Нынче был у нас с Починок человек, был в Петербурге, сказывал про тамошние чудеса: собрал-де он, Петр, беглых солдат человек с двести, и поставя на колени, велел побить до смерти из пушки. Эко стало ныне христианам поругательство! Да что, полно говорил: страшно; называем его Антихристом, а нет ли его здесь, в лесу? Видите вы и сами, какое смятение и между нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Чюмина Ольга Николаевна (1858–1909) – поэтесса, переводчица. На рубеже веков ее имя принадлежало к числу известных, но во многом благодаря политическим фельетонам в стихах. В 1905–1906 годах вышли два сборника ее политической сатиры. Не меньшей популярностью пользовались ее театральные стихотворные фельетоны. В этом жанре ей тоже не было равных. «Самым верным другом и защитником Московского художественного театра» называл ее К.С. Станиславский. Фельетоны Ольги Чюминой составили внушительный том («В ожидании. Фельетоны в стихах». СПб., 1905) и являются яркой страницей в истории театра и театральной критики Серебряного века. В эти же годы выходили ее поэтические сборники: первый – в 1889 году; второй – в 1897; «Новые стихотворения» – в 1905; «Осенние вихри» – в 1908 году. Но гражданские стихи и театральные фельетоны были лишь данью времени. В русской поэзии конца XIX – начала ХХ века Ольга Чюмина была выдающейся религиозной поэтессой, чье имя должно стоять рядом с именами Евдокии Ростопчиной и Юлии Жадовской. «Русский Паломник» этого времени наполнен ее авторскими и переводными духовными стихами. В статье, посвященной памяти Ольги Чюминой («Русский Паломник», 1909, 40), отмечалось: «В таланте ее, как переводчицы, была та черточка, какая присуща всякому истинно даровитому переводчику: в звучных, образных и изящных ее стихах не забывались, не затушевывались, но с точной и безусловной верностью передавались смысл, дух подлинника и национальная окраска. Был ли то Байрон, Шекспир, Бурже, Гюго, Теннисон, Лонгфелло, Сырокомля или Мильтон, – в передаче О. Н. они оставались собой, со всеми присущими им особенностями. То же надо сказать и о переводах О. Н. из Библии: здесь точность передачи доведена до совершенства. Из переводов О. Н. особенное внимание обращает на себя знаменитая «Божественная комедия» Данте, не менее известная религиозная поэма Мильтона «Потерянный и возвращенный рай» и «Королевские идиллии» Теннисона». К этому можно лишь добавить, что в переводах Ольги Чюминой предстала именно мировая духовная поэзия. В нашей подборке Ольга Чюмина представлена своими первыми публикациями в «Русском Паломнике», «Библейскими мотивами» и поэтическим переложением молитвы «Отче наш» (1902).

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Об истинной любви и дружбе 85. К графине Ивановне Жадовской Слава Богу! По милости Благомыслителя о спасении нашем Господа, я, недостойнейший, много утешен вашею любовью. Сей дар никем не отъемлется во Иисусе Христе. Говорит Священное Писание: Бог есть огнь, поедающий нечестие. Да истребится из сердца всякая мысль, не благоугодная пред вечным милосердием. Благо нам сообщатися чистою любовию и исповедатися пред Сердцеведцем Господом, в прославлении Его. Никакие расстояния местные не могут разделить сердца любящих друг друга в повсюду сущем Утешителе. Смею просить вас сокрыть мое имя и, сколько можно, последовать мирной осторожности, о всем благодаря Господа. А когда будете стоять на молитве и жертвовать своим сердцем Богу ( «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» – Пс 50, 19 ), тогда и мне будет на сердце знак вашего жертвоприношения, ежели Господу будет сие угодно, для утверждения нас в святой молитве, которая от Него внушается и бывает Им содействуема, по одному только с нашей стороны соизволению. Вам всегда остается разбирать свои мысли. 166. К Н. А. В. Милостивая государыня! Кто не говорит ни одного праздного слова, тот хотя бы ты-сячами людей окружен был, действительно избегает мирской суеты. Наставник и Спаситель всего мира Иисус Христос. Его разумеют слышащие, когда внимают в простых сердцах своих следующим словам Его: «Мои ученики есть те, которые имеют любовь между собою; если любите Меня, слово Мое соблю-дете, соблюдающий заповеди Мои, любит Меня! Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас». Вот что угодно все во благо устраивающему Богу, а противящиеся ему, погибнут. Непотребный раб Егор. 8-го Мая, 1824 года. 4. Марии Петровне Колычевой Блистанием озарили мое мрачное сердце Златые уста. Признаюсь вам: в чтении моем каждая речь Иоаннова пленяла мысль мою! Это я говорю о небесных мыслях, что усердием вашим внесены в ущелины камня, в котором пресмыкающийся червь плетет вам сии строки. Столько рад, что все строки потерял и ничего не осталось к изъяснению столь великия радости!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

На крест позора вознесен, Я вижу, сын мой и Спаситель; Как тяжко страждет дивный Он, Людей и мира Искупитель! На муки Господа взирая, Сама в страданьях изнываю! Ужели сладостных речей Из уст Его я не услышу, О, дивный свет моих очей, Ужель Тебя я не увижу? Зачем в ужасный страшный час Ты, мой Божественный, угас? Хор Ангелов: Все сотворенное С Девой священною В благоговении Пред сокровенною Тайной спасения В страхе склонись. Надежда светлая моя, Обет Всевышнего священный, Я вижу, Боже мой, Тебя: Висишь, страданьем изможденный! Душа моя тоской пылает, С Тобой и в ад, Мой Сын, желает. Как Тот, Кто мертвых оживлял, В минуту избавлял от тленья, Кто все недуги исцелял, В ком мир узрел свое спасенье, – Мертвец? О, сладкий Боже мой, Возьми, возьми меня с собой! Хор Ангелов: Тайна чудесная! Благость небесная Миру спасение Смертию крестною, Богу мученьем Хочет купить! О, плачьте вместе со мной, Вы, жены кроткие, святые, Рыдайте с горем и тоской, Увы, во гробе Ваш Мессия! И от Него не отойду я, В могилу вместе с Ним сойду я... Ах, в сердце скорбное мое Уж не заглянет больше радость: Я вижу мертвецом Того, В Ком свет, покой и жизни сладость! Нет, с плачем горестным моим Здесь погребуся вместе с ним! Хор Ангелов: Мать искупления, Дева спасения, Сын Твой Божественный Предан нетлению; В силе торжественной Бог твой воскреснет! Но исцели мне скорбь мою, Владыко вечный и всесильный! Ты можешь все, Тебя молю: Излей щедрот поток обильный На душу скорбную мою, Да с упованьем слезы лью! «Не рыдай обо мне Ты, о Матерь моя, Видя в гробе лежаща без жизни Меня; Ты не плачь, Пресвятая, так горько о том, Кто безсемянно зачат во чреве твоем; Я воскресну со славой, как Бог, и спасу, Всемогущею властью своей вознесу Всех, кто здесь, на земле, Пресвятая, Тебя Величает, с горячею верой, любя». – Так из гроба в тиши Приснодеве изрек В утешенье души дивный Бог-Человек. И глаголам Владыки Святая внимала, И, ему поклонясь, с упованьем сказала: Милосердье Твое прославляю, Создатель; Поклоняюсь Тебе я, о, жизни податель,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010