Е.Н. Погожев Св. Преподобный Стефан Махрищский Подвижник северных стран, преподобный Стефан Махрищский был, подобно великому митрополиту Петру, выходец с юга. Он родился в Киеве, был обучен Священному Писанию и, возмужав, стал иноком знаменитой Киево-Печерской обители. Когда Киевское княжество очутилось во власти Литвы и Польши, и латыняне стали жестоко гнать православных, Стефан ушел в Москву. Здесь он получил разрешение от великого князя селиться в его княжестве, где ему угодно. Он избрал уединенное лесное место в тридцати пяти верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, проводил дни в молитве и трудах телесных. К нему стала собираться братия, поставила кельи, огородилась тыном и срубила церковь во имя Святой Троицы. Преподобный Стефан ушел в Москву просить митрополита об освящении храма. Святитель Алексий уже слыхал о Стефане, рукоположил его в священство и дал ему жезл игуменский. В новом звании своем преподобный Стефан являл те же добродетели, был первый в трудах и в храме, кроток, молчалив и убог в жизни. Как-то раз преподобному Сергию пришлось оставить свой монастырь. Ища другую безмолвную обитель, он направился в Махру. Преподобный Стефан духом узнал его приближение, велел ударить в монастырское било и со своими иноками вышел навстречу святому гостю. Св. Преп. Стефан Махрищский. Увидав друг друга, оба игумена поклонились до земли, и долго никто из них не хотел вставать, прося у другого благословения. С трудом Стефан убедил преподобного Сергия дать благословение ему и его монахам. Преподобному Стефану пришлось на время оставить свою обитель по злобе на него ближайших землевладельцев, которые боялись, что их земля отойдет к обители. Он удалился тогда в пределы Вологодские, и здесь основал Троицкую Авнежскую пустынь (ныне не существующую). Но великий князь, прислав для новой обители богатые дары, упросил Стефана вернуться в Московское княжество. Преподобный Стефан преставился к Богу в великой старости, а через сто сорок четыре года были обретены его нетленныя мощи. Ныне Махрищская обитель состоит в введении Троицкой лавры. † 1406 г. Мощи почивают в Махрищском монастыре. Память празднуется 14 июля. составил Е. Поселянин Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Переводы сочинений Иоганна Арндта: 1) Об истинном христианстве. 2) Наставление к истинному познанию и душеспасительному употреблению страдания и смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Иеромонах Симон Тодорский (архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова//Христианское чтение. СПб., 1909. Август-сентябрь, стр. 1215–1235; ноябрь, стр. 1507–1520; декабрь, стр. 1616–1631. Литература: Щукин В.В., священник, Симон (Тодорский), архиепископ Псковский и Нарвский, – Псков, 1899. Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М. 1861, стр. 43, 44 и прим, стр. 16. Барсуков Н. Странствование В.Г. Барского по святым местам Востока с 1723–1747 гг. СПб., 1885, ч. 1. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905, Ч. 2, С. 170–180. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). СПб., 1917. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. СПб., 1916, С. 471. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, стр. 202. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 5, стр. 683. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 341. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. СПб., 1889, стр. 233. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, – СПб., 1877, стр. 381, 849, 854. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 74. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1403, 1410. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 51, 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. 74. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 714–715.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Е.Н. Погожев Святой Серапион, архиепископ Новгородский В так называемой Серапионовской палатке, пристроенной к Троицкому собору Лавры, почивают мощи святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Он родился в окрестностях Москвы и получил хорошее по своему времени образование. По желанию родителей, он вступил в брак и стал священником, но скоро овдовел и тогда принял давно желанное иночество, продолжая оставаться при церкви, как приходской священник. Схоронив родителей своих, он отпустил слуг на волю, оставшееся имение роздал бедным и поселился в Дубенском Успенском монастыре, основанном преподобным Сергием в тридцати верстах от Троицкой лавры, при речке Дубенке. Там он был избран в настоятели, довел обитель до полного процветания и вскоре был поставлен игуменом Троице- Сергиевой обители. Уважаемый великим князем, являлся ходатаем за бедствующих и невинно осужденных. В 1606 году он был поставлен в архиепископы Новгородские. На этой кафедре он вынес много испытаний. В Новгородской области начался страшный голод, а с ним и повальные болезни, затем пожар с бурею. Тут архиепископ Серапион с крестным ходом вышел на Волховский мост, моля Бога о прекращении бедствия. От рыданий он не мог читать молитв. Пожар прекратился, и полгорода осталось целыми. В конце жизни на святителя Серапиона обрушились еще более тяжкие испытания. За своевольный переход преподобного Иосифа Волоколамского со своим монастырем из Новгородской в Московскую епархию он предал Иосифа церковному отлучению. Но собор епископов нашел это отлучение неправильным, Иосифу дал разрешительную грамоту, а Серапиона оставил заключенным в Спасо-Андрониевом монастыре, пока, примирившись со святителем, преподобный Иосиф не испросил ему дозволения жить в любимом им Троицком монастыре. Св. Серапион, арх. Новгородский. Когда Иосиф умирал, Серапион встал и сказал бывшему при нем брату: «Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог ! Бывает подобное и с праведными». Вскоре и святитель, приняв схиму, мирно почил. Еще при жизни своей он творил чудеса, и в Новгороде по слову его исцелился один многолетний хромец. † 1516 г. Мощи почивают в Троице-Сергиевой лавре. Память празднуется 16 марта. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Сергий, Радонежский Чудотворец Вот, величайший из русских граждан, ревнитель отечества, игумен всей Русской Земли, преподобный Серий Радонежский. В нем отразились все лучшие свойства русского племени, он лучшая похвала русского имени. Дивные дары, которые он приобрел своей святой жизнью, он употребил на служению русскому народу. Не перечесть всего, что совершили он для родной земли. Родился преподобный Серий, в миру Варфоломей, в тяжелые дни татарского ига в семье ростовского боярина Кирилла и супруги его Марии, в 1314 году, и с рождения отмечен великими знамениями. Не давалась ему грамота; не мог ее преодолеть, как ни старался. Тяжело было слушать укоры старших, насмешки ровесников. И молился отрок Варфоломей, чтобы вразумил его Бог , подал ему смысл к учению. Как-то раз родитель его послал его на луг привести лошадь... Св. Преп. Сергий Радонежский Чудотворец. Хорошо на лугу. Под Божьим Солнцем в великой красоте стоят, цветут, пестреют цветы, изумрудом сверкает омытая трава, а в теплом воздухе порхают, носятся многоцветные бабочки, нарядные стрекозы, и среди этой красоты мальчик погружен в свои детские скорби все о том же. Как бы хотелось ему разума к познанию учения! Вдруг слышит около себя ласковый голос: – Чадо! Поднял голову. Около него стоит, непонятно откуда появившийся, старый монах. – Чадо, – говорит он отроку Варфоломею, – о чем молишь Бога с таким усердием? – Отче, – отвечает, поднявшись с колен, мальчик, – прошу разумения грамоты. Много страдаю от непонимания моего. – Помолимся вместе, чадо, – говорит монах и, возложив руки на отрока, помолился безмолвной молитвой. И чувствует мальчик какую-то находящую на него силу. Чувствует, как что-то проясняется в его голове, точно спала там, внутри, какая-то завеса. – Прими, чадо, и яждь! – говорит монах и, окончив молитву, подает ему кусочек просфоры, – и пусть с этим куском войдет в тебя разумение грамоты. Мальчик в восторге, ведет монаха домой, где его с радостью встречает боярин Кирилл с благочестивой супругой своею Марией. Монах предлагает всей семье помолиться и просит, чтобы Варфоломей прочел часы. К общему изумленно мальчик читает их внятно и быстро, тогда как еще накануне не мог бы прочесть ничего, не запинаясь. Старый черноризец – ангел, посланный Богом на помощь праведному ребенку, вдруг, во время молитвы, становится невидим...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.Н. Погожев Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Эта икона, благословение московского дворянства Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю первого пребывания Его в древней столице, представляет собою Собор Московских чудотворцев, окружающих величайшую святыню Москвы, Владимирскую икону Богоматери. Москва называется часто в древних летописях «Домом Богоматери». Рост Москвы и ее значение таинственно связаны с собором Успения Богоматери. Этот собор заложен собирателем Земли Русской, великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, по совету московского первосвятителя Петра. Прозорливый святитель предрек князю, что великая судьба ожидает Москву, если князь поставит в юном городе храм, достойный Богоматери. Царица небес, покрывающая всесильными покровом Своими все православное Русское царство, особенно взыскала милостями Своими царствующий град Москву. Не раз заступлением Богоматери Москва была чудесно спасаема от гибели. И орудием чудес Своих над Москвой Богоматерь избрала Свою икону Владимирскую. Сколько событий, сколько воспоминаний из русского прошлого! Евангелист Лука, по преданию, писал эту икону и, окончив труд свой, показал его Богоматери. Пречистая произнесла тогда: «Отныне ублажат Мя вси роди» и прибавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». И эта всесильная благодать Богоматери обращала в бегство могущественные полки, умилостивляла грозный гнев Божий, хранила Москву от бед или из бед возносила ее к высшей славе. Икона Владимирская из Иерусалима перешла в Царьград, оттуда в двенадцатом веке перенесена в Россию. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский перевез икону в свою столицу, Владимир на Клязьме, и в два года воздвиг для нее великолепный собор. Икона ходила в поход Андрея против Камских Болгар, и пред решительной битвой князь, молясь пред иконой, воскликнул: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет...» Болгары были разбиты, и, когда на поле битвы стали петь молебствие, совершилось великое знамение: в виду всего войска от иконы заблистал свет, озаривший всю местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Иосиф Волоколамский Преподобный Иосиф Волоколамский или Волоцкий родился вблизи тех мест, которые прославил он потом своими подвигами. Он происходил от праведных и благородных родителей, Иоанна и Марины, по прозвищу Саниных, и родился в родовом Санинском поместье, с. Язвище, которое прадеду преподобного было пожаловано от великого князя. Семи лет родители отдали его в один из Волоколамских монастырей для обучения грамоте, и мальчик выказал чрезвычайные способности. Он, по молодости своей, казался юным старцем, и не принимал никакого участия в обычных детских играх. Мир не прельщал его. Рано стал он думать о том, чтоб отказаться от мирских благ, и в двадцатилетнем возрасте, по совету одного благочестивого старца, пошел в удел Калужский, где жил тогда знаменитый подвижник, преподобный Пафнутий Боровский. Св. Преп. Иосиф Волоколамский Юный пришелец сразу увидал суровую жизнь великого старца, так как застал его с братией трудящимся над рубкой дров; только пред вечерним богослужением старец прекратил свою работу. В тот же вечер, после долгой беседы, преподобный Пафнутий принял в свою обитель молодого Санина, а затем постриг его с именем Иосиф. На него возложено было тяжелое послушание, сперва в поварне, потом в хлебопекарне. Там пеклось много хлеба, не только для всех иноков, но и для питания богомольцев и для снабжения их на дорогу. Потом приставлен он был ходить за больными монахами, а затем причислен к церковному клиру. В Пафнутьевом монастыре преподобный Иосиф получил известие о том, что родители его слабеют. Отца своего он упокоил у себя в келье, а мать уговорил постричься. Отец, утешенный заботами сына, со слезами говаривал ему: – Чем я тебе воздам, чадо? Не я тебе, а ты мне отец телесный и духовный. Так пятнадцать лет служил он своему родителю. В послушании же преподобному Пафнутию пробыл он восемнадцать лет. Пред блаженной кончиной преподобный Пафнутий выразил желание видеть Иосифа своим преемником. Недолго однако нес преподобный труды настоятельства. Тайно оставил он обитель и, притворяясь простым, не книжным иноком, стал странствовать по монастырям. Полтора года провел он в знаменитой обители преподобного Кирилла Белозерского и решил основать обитель с уставом Кириллова монастыря. Для этого взял он нисколько иноков из Боровска. Он избрал у Волоколамска лесную пустошь, где жили только дикие звери. Место обители было указано ему особым знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.Н. Погожев Святой Феогност митрополит Св. Феогност митроп. Преемник святителя Петра, митрополит Феогност, родом грек, прибыл из Царьграда в Россию в 1328 году. Его святительство совпало с последними двенадцатью годами княжения великого князя Иоанна Калиты и с двенадцатилетним княжением сына его Симеона Гордого. Вместе с князем Симеоном митрополит Феогност должен был съездить в орду на поклон к новому хану Джанибеку. С честью отпустив великого князя, хан удержал митрополита. Его советники требовали, чтобы митрополит платил дань за себя и за духовенство, Феогност ссылался на ханские ярлыки, освобождающие церковь от податей. Но магометане хотели довести первосвятителя до того, чтобы он сам отказался от прежних прав. Они мучили его и подвергали всяким истязаниям. Но святитель терпел и не хотел предать дело церкви. Наконец, откупившись богатыми дарами, он возвратился в отечество с прежними правами. Современники смотрели на это событие в жизни митрополита, как на мученичество за церковь . Святитель Феогност неутомимо трудился, обозревая северную и южную области своей обширной паствы. Ослабленный старостью и трудами, он имел нужду в помощнике, который заменял бы его при отъездах из Москвы. Волею Божией он избрал в этот сан своего будущего преемника, великого поборника родины и веры, Алексея. Двенадцать лет Алексий помогал митрополиту с званием наместника митрополичьего. В конце 1362 года первосвятитель, окончательно ослабевший, рукоположил наместника своего в сан епископа Владимирского и на совете с великим князем Симеоном назначил Алексия своим преемником. Об этом избрании послали грамоту в Царьград, от которого тогда зависала русская церковь . В то время во многих областях русской земли свирепствовала страшная моровая язва, известная под именем «черной смерти». От нее в Москве в короткое время скончались блаженный митрополит Феогност и великий князь Симеон с двумя сыновьями. † 1353 г. Мощи почивают в Успенском соборе. Память празднуется 14 марта.       Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня как раз у меня был человек, которого сильно обмануло счастье, это Евгений Николаевич Погожев, пишущий под всевдонимам «Поселянин». Евгений Николаевич происходит из старинного дворянского рода, получил хорошее образование, но сначала был неверующим. Привел его к Господу такой случай. Однажды он с теткой собирался в Крым, а та перед этим путешестием захотела сначала побывать у батюшки о. Амвросия. – Нет уж, матушка, Вы заезжайте, а я Вас в Калуге подожду, – решительно заявил Евгений Николаевич. – Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к старцу ты можешь и не ходить. Он согласился. Приехали. Тетка предлагает ему – не сходит ли он хоть разок к о. Амвросию. Но племянник решительно объявляет: – Нет уж, не просите, к о. Амвросию я ни за что не пойду. Он замучит меня текстами. Так и не пошел. Тетка же была и рассказала о нем батюшке. – А нужно бы ему ко мне зайти, передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему минут на шесть, на десять. Он пошел и вышел от о. Амвросия другим человеком. С тех пор он начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил: – Нет, сначала окончите университет, а там я скажу Вам, что делать. По окончании университета Евгений Николаевич приехал к о. Амвросию и спрашивал, что же ему теперь делать. – А теперь, – сказал батюшка, – пишите в защиту веры, Церкви и народности. Погожев – художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях. Прошло несколько лет, отец Амвросий умер, и Евгений Николаевич осиротел. Приезжал он, по привычке, в Оптину, но ни к кому из старцев не обращался, так как, по его словам, никто не мог ему заменить батюшку о. Амвросия. Гребцов было много, и хорошие гребцы, но кормчего нет. Правда, был кормчий, который поджидал его к себе, и, наверное, беседа с ним принесла бы Евгению Николаевичу большую пользу. Это покойный батюшка о. Анатолий – великий старец и преемник о. Амвросия, но Погожев не пожелал к нему обратиться. Однажды он зашел ко мне, я был тогда еще послушником. Разговорились мы с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

- Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к старцу ты можешь не ходить. Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тетка упрашивает, не сходит ли он хоть разок к отцу Амвросию, но племянник решительно объявляет: " Нет уж, не просите, к отцу Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает меня текстами " . Так и не пошел. Тетка же рассказала о нем отцу Амвросию. - А нужно бы ему ко мне зайти, - сказал батюшка, - передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть-десять минут. Он вышел от отца Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил: - Нет, сначала надо окончить университет, а там я скажу вам, что делать. По окончании университета Евгений Николаевич приехал к отцу Амвросию и спрашивает, что же теперь ему делать. - А теперь, - сказал батюшка, - пишите в защиту веры, Церкви и народности. Погожев - художник в душе, и это отражается на его произведениях. Прошло несколько лет, отец Амвросий умер, и Евгений Николаевич осиротел. Приезжал он по привычке в Оптину, но ни к кому из старцев не обращался, так как, по его словам, никто не мог заменить ему батюшку отца Амвросия. Гребцов много, и хорошие гребцы, а кормчего нет. Правда, был кормчий, который поджидал его к себе, и, наверное, беседа с ним принесла бы Евгению Николаевичу большую пользу - это покойный батюшка отец Анатолий, великий старец и преемник отца Амвросия, но Погожев не пожелал к нему обратиться. Однажды зашел он ко мне, я тогда был еще послушником. Разговорились мы с ним. - Вы - идеалист, Евгений Николаевич, - сказал я ему, - в миру вам не место, ступайте в монастырь, все равно в какой, хотя лучше бы в наш, конечно, где хранятся заветы старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет - монахом, пять - иеродиаконом - Ну а потом? - Потом вы были бы старцем, как отец Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним. Вспомните слова поэта: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/179/...

Е.Н. Погожев Икона Пресвятой Богородицы Владимирская и Собор Московских чудотворцев Его Императорскому Высочеству Государю наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу Благоверный Государь наследник! Сердечно радуется Московское Дворянство, видя Тебя в стенах древнего Кремля. Ты в первый раз посещаешь нашу первопрестольную столицу, поклоняешься ее святыням, знакомишься с памятниками ее славного государственного прошлого и в наглядных образах познаешь великое значение Москвы – собирательницы Русской Земли. Какие это знаменательные дни в Твоей жизни! Дай Бог Тебе навсегда сохранить о них светлую память! В знак нашей любви к Тебе и в память о первом Твоем посещении Москвы мы просим принять от нас эту святую икону. Ты видишь на ней изображение Божией Матери Владимирской – самой древней нашей святыни. Ее окружают святые угодники и чудотворцы земли Московской, и среди них святитель Алексей, Твой небесный Молитвенник и Покровитель. В лице их Тебя благословляют Московский Кремль, Троицкая обитель Преподобного Сергия и другие, близкие к Москве твердыни народного духа. Вспоминая Москву и ее святыни, молись пред этой иконой и пребывай в единении духа с угодниками Божиими и великими строителями Святой Руси. В общении с ними да укрепится в Тебе живая связь с Православной Церковью и с русским народом, и милость Божия да возрастит Тебя на радость и утешение Твоим Венценосным Родителям, на благо и славу всей Русской Земли! Икона Пресвятой Богородицы Владимирской и Собор Московских Чудотворцев. Благоверному Государю Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу благословение Московского Дворянства в память первого посещения царствующего града Москвы. 1912 г. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010