Е. Поселянин От издательства Эта книга наполнена духом русской святости, Русской земли, живительного русского слова. Под общим названием – «На земном небе» – в ней объединены три очерка духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина (настоящая фамилия Погожев; 1870–1931). Они посвящены преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу (1833), и монашеским обителям дивного старца  – Сарову и Дивееву, которые стали «местами величайших чудес, славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком». Здесь, по живому сердечному ощущению автора, «стерты границы, небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». Евгений Поселянин был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского (1891) и в молодости получил от старца благословение на литературное поприще: писать «в защиту веры, Церкви и народности». Это благословение и по сей день сокровенно дышит в творчестве Е. Поселянина: его проза настолько выразительна, образна, исполнена теплым светом, искренностью, верою, что нельзя не почувствовать в ней плодов духа: любви, радости, мира ( Гал. 5, 22 ). Чудное житие «непостижимого Серафима» – собеседника Богородицы, сродника небес, сердобольного и ласкового «практика – помощника», «утешителя страдающих, друга одиноких»; подробное описание святых мест, связанных с его подвижничеством; рассказы о благодатной помощи, явленной старцем после кончины, – весь этот богатый исторический материал, облеченный писателем в стройную композицию, рождает ощущение соприсутствия, сопереживания, близости к святыне. И кажется читателю, что это уже он сам побывал в Сарове и Дивееве, дышал одним воздухом с преподобным Серафимом, которого увидел и почувствовал как живого, родного, близкого. Так вдохновенное слово рассказчика ложится на благодатную почву русской христианской души, рождая и укрепляя в ней веру и любовь. Три очерка, включенные издателями в эту книгу, написаны Е. Поселяниным в связи с приближением прославления преподобного Серафима Саровского и с самим торжеством открытия мощей великого угодника, состоявшимся 19 июля 1903 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Разделы портала «Азбука веры» Поселянин Евгений Николаевич Евгений Николаевич Поселянин (настоящая фамилия Погожев, 1870–1931), родился в Москве в семье известного терапевта Николая Александровича Погожева, несколько лет преподававшего в Московском университете и на медицинском поприще заслужившего личное дворянство. Мать Лидия Николаевна происходила из знатной семьи; известно, что её восприемниками были генерал Д. С. Левшин и княгиня Н. В. Оболенская. В 1887 году Е. Н. Погожев окончил с золотой медалью 1ю московскую гимназию, год спустя поступил на юридический факультет Московского университета. За несколько месяцев до этого, побывав в Оптиной пустыни, он стал духовным сыном старца Амвросия, благословившим его «писать в защиту Веры, Церкви и Народности». В 1892 году, по завершении университета выпустил книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», которые преподнёс Александру III. Беллетристические опыты дебютанта поддержал великий князь Константин Константинович, в литературе известный под псевдонимом «К. Р.» . В 1893 году он переселился в Царское Село (позже в Петербург) и поступил в канцелярию 2го (крестьянского) департамента Сената. Через 5 лет перешел в Комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции. В 1903–1904 годах работал в Канцелярии Российской Императорской Академии наук. Получил чин статского советника. В 1904 году женился на Наталии Грот, дочери известного филолога Якова Грота. Брак оказался непрочным и через полгода распался: между супругами были серьезные разногласия во взглядах. Многие годы Евгений Николаевич болезненно переживал случившееся. В 1904 году призван на военную службу как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал. 1913 году — чиновник особых поручений в Главном управлении землеустройства и земледелия. В том же году Евгений Николаевич был удостоен потомственного дворянства. С апреля 1918 по декабрь того же года работал в страховом Обществе; затем сотрудничал в Отделе охраны и учета памятников искусства и старины (декабрь 1918 — апрель 1922). Потеряв работу, с весны 1922 года давал частные уроки. В 1924—1925 годах выслан в Восточную Сибирь.

http://azbyka.ru/fiction/1/poselyanin-ev...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Е. Поселянин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) В книге собраны три очерка знаменитого духовного писателя Евгения Поселянина, рассказывающих о посещении им Саровской пустыни и Дивеевского монастыря накануне прославления преподобного Серафима и в дни самих Саровских торжеств (1903 г.). Там, по сердечному ощущению автора, «небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». От издательства Эта книга наполнена духом русской святости, Русской земли, живительного русского слова. Под общим названием – «На земном небе» – в ней объединены три очерка духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина (настоящая фамилия Погожев; 1870–1931). Они посвящены преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу (1833), и монашеским обителям дивного старца  – Сарову и Дивееву, которые стали «местами величайших чудес, славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком». Здесь, по живому сердечному ощущению автора, «стерты границы, небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». Евгений Поселянин был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского (1891) и в молодости получил от старца благословение на литературное поприще: писать «в защиту веры, Церкви и народности». Это благословение и по сей день сокровенно дышит в творчестве Е. Поселянина: его проза настолько выразительна, образна, исполнена теплым светом, искренностью, верою, что нельзя не почувствовать в ней плодов духа: любви, радости, мира ( Гал. 5, 22 ). Чудное житие «непостижимого Серафима» – собеседника Богородицы, сродника небес, сердобольного и ласкового «практика – помощника», «утешителя страдающих, друга одиноких»; подробное описание святых мест, связанных с его подвижничеством; рассказы о благодатной помощи, явленной старцем после кончины, – весь этот богатый исторический материал, облеченный писателем в стройную композицию, рождает ощущение соприсутствия, сопереживания, близости к святыне. И кажется читателю, что это уже он сам побывал в Сарове и Дивееве, дышал одним воздухом с преподобным Серафимом, которого увидел и почувствовал как живого, родного, близкого. Так вдохновенное слово рассказчика ложится на благодатную почву русской христианской души, рождая и укрепляя в ней веру и любовь.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-zemno...

Икона Божей Матери Корсунской «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». Икона Божей Матери Корсунской , одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.). В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия ). Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

http://pravoslavie.ru/74500.html

В память явления сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери ежегодно … совершается местным причтом крестный ход при значительном стечении народа за реку Хопер, на место явления сей св. иконы, где сначала была устроена незатейливой архитектуры открытая часовенка-каплица с полками для поставления св. образов усердствующими христианами. У этой каплицы местное духовенство, по желанию христиан, служит молебен, поет акафисты ко Пресвятой Богородице... » . В других материалах из журнала «Донские епархиальные ведомости» характеризуется религиозно-нравственная жизнь прихожан казачьих станиц . В конце XIX века возникла идея открыть на месте явления монастырь, но это намерение осталось нереализованным. Современники отмечали одну закономерность: неоднократно в бедственные времена для станицы (как то: бездождие, падеж скота и т.п.), после крестных ходов и по совершении на месте явления иконы молебнов, бедствия прекращались . В книге «Богоматерь», составленной известным духовным писателем Е. Поселянином (Е.Н. Погожевым, 1870–1931) и выдержавшей несколько изданий, изложена сокращённая версия явления и обретения чудотворной иконы. Эта версия стала официально признаваемой Церковью. Готовившие в 1950-е гг. справку об иконе для уполномоченного по делам РПЦ по Сталинградской области, делали выписки из этой книги, в которой записано:   « Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8 июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келии одной каноницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую, там пославлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви хранится в резном позолоченном киоте пред левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери » .

http://bogoslov.ru/article/1435189

08.05.1909 г. убит двумя учениками церковно-учительской школы в Томске. Подробнее об Игнатии (Дверницком) см.: ЦИАМ.Ф. 229. Оп. 4. Д. 1109. Личное дело студента МДА Игнатия (Дверницкого); www.ortho-rus.ru/) 164 (Писатель Погожее (Поселянин) – Погожев (псевд. Поселянин) Евгений Николаевич (21.04.1870–13.02.1931) – духовный писатель. Родился в дворянской семье. Окончил юридический факультет ИМУ (1892). До 1917 г. состоял на службе чиновником в Министерстве юстиции и ИСПбАН. Был близок с Л.А. Тихомировым , М.А. Новоселовым и другими церковнообщественными деятелями. В 1913 г. побывал в Святой Земле. После революции член приходского совета Спасо-Преображенского собора в Петрограде. С 1922 г. зарабатывал на жизнь частными уроками. 12.04.1924 г. – арестован. С 1924 г. находился в ссылке в с. Богучаны Ангарского края. В 1926 г. вернулся из ссылки тяжело больным, проживал в Ленинграде. В 1930 г. арестован поделу «Преображенского собора». 13.02.1931 г. расстрелян. Подробнее о немсм.: БД ПСТГУ (http://kuz3/pstbi/ru/).) (...епископ Томский Макарий... и Сергий, епископ Угличский, викарий Ярославский. – Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич, 01.10.1835–01.03.1926) – митрополит Московский и Коломенский, «Апостол Алтая», святитель. Родился в семье пономаря с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Окончил Тобольскую ДС (1854), в которой получил фамилию Невский; поступил в состав Алтайской Духовной миссии. 16.03.1861 г. принял монашество и 19.03.1861 г. рукоположен во иеромонаха. В 1861–1864 гг. устроитель Благовещенского Чулышмановского монастыря, работал над грамматикой алтайского языка. С 1864 г. занимался изданием богослужебных и святоотеческих книг на алтайском языке. 29.07.1871 г. возведен в сан игумена.С 1875 г. помощник начальника Алтайской Духовной миссии; с 29.06.1883 г. ее начальник, возведен в сан архимандрита. 12.02.1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 26.05.1891 г. епископ Томскийи Семипалатинский; с 18.02.1895 г. именовался «Томский и Барнаульский».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Измучит ли жалкое зрелище людской ограниченности и ничтожества, обледенит ли холодность людская – в каком приветном, отрадном свете поднимутся греющие, давно ушедшие люди любви и правды, всегда живые, готовые откликнуться, те, которых зовут святыми Церкви. Когда не хватает более сил, опускаются руки и уныние клещами захватит душу, какою свежестью дохнет на нее при мысли, что есть всегда доступные таинства Церкви и в них возрождающая Христова благодать. Станет ли невыносимо от всей грязи, однообразия, пошлости жизни и захочется красоты – вечной, живой красоты: какое обаяние ее повеет от праздничного торжественного богослужения в древних соборах, где столько поколений, измученных большими, чем мы, скорбями, находили под те же тихие напевы небесных слов, пред теми же заветными символами и отдых от горя, и отклик на те глубокие внутренние запросы, что утолены будут вполне лишь среди иного мира... И стоит так над жизнью, связывая седую древность с жизнью грядущих поколений, великая, неизменная, непоколебимая святыня – наша Православная Церковь , чудная утешительница, создавшая Русский народ со всем его нравственным богатством. И как же не поминать с горячею благодарностью такого человека, который сам, путем скорбных исканий, найдя это сокровище, старался открыть его всякому, с кем сводила его жизнь!.. Пусть же будет за то благословенно имя этого человека, которого мы звали здесь Константин Николаевич Леонтьев и который среди великой паствы старца Амвросия предстанет на суд Божий в рядах Оптинской братии – иноком Климентом. Царское Село, 6 ноября 1900 г. 148 Впервые: Поселянин Евгений. Леонтьев. Воспоминания. М., 1900. Поселянин (псевд.; наст, фамилия Погожев) Евгений Николаевич (1870– 1931) – публицист и церковный писатель, автор сочинений «Поэзия веры и А. Н. Майков как поэт православия и России» (1898), «Воины Христовы. Рассказы из первых веков христианства» (1899, 2-е изд.), «Божья рать. Рассказы из жизни святых» (1902), «Петербургские святыни» (1903), «Русская церковь и русские подвижники XVIII века» (1905), «Письма о монашестве» (1911). Ему принадлежит также статья «К. Леонтьев и Оптина Пустынь» в сборнике «Памяти Константина Николаевича Леонтьева » (СПб., 1911. С. 383–401). Расстрелян в 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

168 Послушник Григорий (Григорий Яковлевич Ермаков), келейник скитоначальника. Впоследствии иеромонах Геронтий. 175 Духовная дочь старца Варсонофия. О ней см.: Сергей Нилус. «О старце Варсонофии». С. 514–519 настоящего издания. См. также: Нилус С. А. «На берегу Божьей реки». СПб., 1996. 180 Преподобный Оптинский старец схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), младший брат преп. Моисея. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни, с 1825 г. – скитоначальник, в 1839–1853 гг. – настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, затем – на покое в Оптиной. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. См.: «Жизнеописание игумена Антония». Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 186 Вероятно, здесь неточность: скорее о. Амвросию, так как Ф. М. Достоевский побывал в Оптиной в 1878 г., а преп. Макарий преставился в 1860 г. 188 Погожев Е. П. (1870–1931), духовный писатель, автор широко известных книг о русских подвижниках XVIII–XIX вв., житий святых, жизнеописаний преп. Макария и преп. Амвросия, духовным чадом которого он являлся. Был близок к Оптиной Пустыни, часто жил там. 199 Преп. Варсонофий перефразировал оригинальный текст стихотворения Я. Полонского «Нищий» (1847): Знавал я нищего: как тень, С утра бывало целый день Старик под окнами бродил И подаяния просил... Но все, что в день ни собирал, Бывало к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам. В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурен, Духовной пищи просит он. – И все что жизнь ему ни шлет, Он с благодарностью берет, И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам... 210 Иеромонах Даниил (Болотов Дмитрий Михайлович: 1837–1907). Из дворян Тульской губ., брат схимон. Софии, первой настоятельницы Шамординского монастыря. Окончил Академию Художеств, был известным художником-портретистом. В 1886 г. принят в число братии Оптинского Скита; занимался иконописью, настенной росписью храмов; писал портреты Оптинских старцев. Имел дар проповеднического слова, занимался духовно-просветительской деятельностью среди окрестного дворянства, много общался с учащейся молодежью и интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

«И в наши дни не прекращает подаваться благодатная помощь по молитвам святых угодников Божих». Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель 140 Евгений Погожев (Поселянин), духовный писатель, родился в 1870 году, в Москве, в дворянской семье. В 1892 году Евгений окончил Юридический факультет Московского Университета и вскоре перехал жить в Санкт-Петербург. В 1920-е годы он являлся членом приходского Спасо-Преображенского собора в Петрограде. На духовное становление Евгения большое влияние оказала встреча с преподобным Амвросием Оптинским . Летом 1888 года, он побывал у старца, который благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народности». С тех пор Евгений, ставший духовным сыном преподобного, начал писать и публиковать свои произведения». Им написано «Сказание о чудотворных иконах Богородицы». Он много писал о святых Русской земли, о подвижниках XVIII века, им создана замечательная книга о преподобном Серафиме Саровском , написана книга о русских подвижниках XIX века, в которой он поместил жизнеописание и преподобного Парфения, составленное на основании «Сказания...». Известно также его переложение на русский язык «Киево-Печерского Патерика», который в этом виде печатается до настоящего времени. Во многих статьях он пишет о иеросхимонахе Парфении, приводя его в пример, и называя тайновидцем. Евгений Поселянин был расстрелян вместе с настоятелем Преображенского всей гвардии собора Петрограда, митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым в подвале тюрьмы на Шпалерной улице 31 января (ст. ст.) 1931 года. В своей книге «Идеалы христианской жизни» Евгений Поселянин пишет: «О Господи, Господи, научи нас любить Тебя, как любили Тебя Твои друзья. Дай нам с убеждением Сотника, стоявшего при Кресте Твоем, воскликнуть в душе нашей: «Воистину Божий Сын бе Сей»... Дай нам не бояться зла мира... Дай нам любить Тебя той любовью, которою любили Тебя мученики, с весельем за Тебя страдавшие и даже не смотревшие на то великое, по земным понятиям, что они покидали для того, чтобы доказать верность Тебе! Дай нам любить Тебя любовью великих пустынников. Дай нам славить Тебя, как славили Тебя лики святых. Дай нам в молитвах чаще и больше просить Тебя не о временных наших нуждах, а о приумножении в душе нашей той жажды, которая распаляла души святых. Дай нам Тебя только увидеть в мире и над миром. Дай нам, чтобы Ты был нашим путем и спутником, вожатаем и пристанищем. И когда душа наша будет часто спрашивать, какой теснейший путь единения с Тобой, – тогда шепни нашей душе, как Ты некогда вопрошавшему Тебя в мыслях о том великому рабу Твоему Парфению, старцу Киевскому: «Ядый Мою Плоть и паяй Мою Кровь пребывает во Мне и Аз в нем» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Пристань Духа Святаго. Сергей Нилус в Оптиной Пустыне Троице-Сергиева Лавра, Саров, Оптина — три величайших русских духовных центра, излучающих благодать и поднесь; три пристани Духа Святаго, оживляющего всё сущее в дольнем мире: оплоты победоносной веры Христовой. А ведь было в России ещё 1250 монастырей! Здесь также люди научались радостно-трепетному хождению пред Лицом Божиим — усваивали суть христианской жизни. И по всему светлорусскому простору — храмы, корабли спасения, доставляющие людям покой и радование о Господе. Их было 55 тысяч православных храмов, и прибавьте к тому ещё 25 тысяч часовен! Велика была Россия молящаяся, и дом сей не оставался пуст… Не внешним, а внутренним оком видит духовный писатель всё то, что происходит в жизни. И обо всём, что происходит, судит не по стихиям мира, а по Божьему соизволению, во всём усматривает проявление Его воли. Духовным писателем мог быть и церковный человек, и светский; родовитый и почти простолюдин. Отец Иоанн Восторгов , епископ Серафим (Чичагов) , и вместе с тем миряне — Евгений Поселянин и Леонид Денисов тому живые примеры. Но не о них ныне речь, хотя и время о каждом говорить достойно. Из шести томов творческого наследия Нилуса четыре посвящены Оптиной, «Калужскому Сарову» — так назвал достохвальную обитель сам писатель. Перед тем, как прочно поселиться возле старцев, Нилус четыре раза посещал Оптину. Первый раз накоротке проездом из своего орловского имения Золоторёво по пути в Троицкую Лавру. Совершалось такое паломничество с 18-летним сыном летом 1901-года. В тот приезд Сергей Александрович познакомился с известным пострижеником Оптиной о. Даниилом (Болотовым), глубоким мистиком и первоклассным церковным живописцем. В их беседе затрагивался главный вопрос действительности — противоречие науки и христианства, пути преодоления губительного противостояния. Осенью того же года Нилус снова в Оптиной. Он приехал туда, чтобы собрать материалы для жизнеописания старца Амвросия. Приблизительно тогда же подобные материалы разыскивал другой духовный писатель, уже упомянутый Евгений Николаевич Поселянин (настоящая фамилия Погожев, родился 21 апреля 1870 года, расстрелян 13 февраля 1931 года). Его книга «Праведник нашего времени Оптинский старец Амвросий», вышла в свет в Санкт-Петербурге в 1907 году . Благоговейное отношение к великому оптинскому водителю совести, духоносцу Амвросию, Нилус сохранил до конца своих дней, хотя жизнеописания старца и не оставил.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010