Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря ; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик. Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_Пустынь

В 1918 году эти трофеи и исторические реликвии перенесли поначалу в музей Артиллерии, а после в Эрмитаж. Большинство церковных святынь было изъято. Если вам придется побывать около этого собора, то обратите внимание на его ограду. Стасов создал её в честь разгрома турков в сражениях 1828–1829 годов из 102 трофейных орудий, забранных у поверженного врага из его крепостей: Измаила, Варны и других. И сегодня на стволах пушек можно различить их названия: «Гром извергающий», «Священный полумесяц»… Орудия символично обращены дулами вниз, словно смиряясь с тем, что более им не воевать. На главных воротах расположены круглые щиты с изображением медалей, которые вручались за победу в той русско-турецкой войне. До революции вокруг собора стояло также двенадцать пушек и два «единорога», длинноствольных орудия, бывших собственностью Преображенского полка. Таким образом, собор и его ограда являются памятниками русским военным триумфам. В 1916 году рядом планировалась установка усыпальницы для офицеров, сложивших головы на полях Первой мировой войны. Но из-за революционных событий проект не осуществился. До 1917 года собор вёл активное миссионерское служение. Здесь было организовано благотворительное общество, содержащее богадельню, сиротский приют, столовую, школу для детей военнослужащих и бесплатное жильё. С 1912 года действовало «Братство трезвости и целомудрия». В Праздник Преображения Господня, в Яблочный Спас у собора проходил традиционный фруктовый базар. После революции репрессии коснулись клира Преображенского всей гвардии собора Петрограда. В 1931 году по сфабрикованному делу «о контрреволюции» был приговорён к расстрелу его настоятель митрофорный протоиерей Михаил Тихомиров. Вместе с ним мученического венца сподобился и прихожанин собора, писатель, публицист, бывший духовным чадом Амвросия Оптинского , Евгений Николаевич Поселянин (настоящая фамилия Погожев). В настоящее время Русской православной церковью заграницей он причислен к лику святых мучеников со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

10 июля Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. «И когда его не стало, нельзя было не понять, что мир не способен на ту любовь, которая была в нем. Вас могут по-мирски любить горячо и преданно. Но этой всеобъемлющей, нетребовательной, все­прощающей любви вы уже ни от кого не дождетесь». Так писал о преподобном Амвросии Оптинском Евгений Погожев (Е. Поселянин), церковный историк и духовный писатель конца XIX — начала XX века, расстрелянный за исповедание веры и монархические убеждения в 1931 году. Евгению Погожеву был всего 21 год, когда оптинский старец отошел в вечность. Но встреча с преподобным озарила и согрела всю его жизнь, вплоть до дней мученичества. А сколько их было всего — спасенных, отогретых, вразумленных, укрепленных и направленных оптинским батюшкой? Сам же Поселянин пишет — тысячи и тысячи. И у каждого из этих тысяч складывалось впечатление, что он у батюшки — если не на первом, то где-то на одном из первых мест. И каждый из этих первых, то есть бесконечно значимых для отца Амвросия людей, в октябре 1891 года почувствовал себя сиротой. Оптинский старец Амвросий, хотя и участвовал в книгоиздательской деятельности монастыря, собственных книг не писал — ни сил, ни времени на это у него не оставалось совершенно. Его частные письма и устные высказывания нашли свой переплет уже после его смерти — трудами оптинских насельников и шамординских монахинь, усилиями духовных детей и учеников. «Батюшка, как это вы просто все говорите»,— удивлялись ученики при жизни учителя, а он отвечал, что просил этой простоты у Бога много лет. Простые и точные советы преподобного запоминаются с первого раза на всю жизнь: «Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит».Действительно, ведь гордость глупа и смешна! Или: «Читайте " Отче наш " , но не лгите: якоже и мы оставляем должником нашим». Раз услышишь — и никогда уже не произнесешь этих слов механически, не задумываясь. Или вот еще: «Тоска — дочь лени, а уныние — внук ей». Вместо жалости к себе, стало быть, ищи, где и в чем поленился. Бесценный совет!

http://pravoslavie.ru/62707.html

Евгений Поселянин был уничтожен большевиками 13 февраля 1931 г. одновременно с настоятелем Преображенского всей гвардии собора Петрограда митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым. В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей Евгений Поселянин канонизирован в лике мученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением дня памяти 30 января. См.: Житие мученика Евгения Николаевича Погожева (Поселянина) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века В тесных рамках настоящей книги мы рассмотрим выдающиеся события в русской духовной жизни XVIII века и помянем труды тех деятелей веры и просвещения духовного, чьи руки спасли Россию от великой, угрожавшей ей опасности умаления в ней праотеческой веры, и вывели из бурь корабль русской Церкви с нерастраченным Ее сокровищем — всею полнотою и истиною православия. Русские подвижники 19-го века Скромный труд этот собран для верующих, для укрепления в них мысли, что все та же веет над миром сила Христова, и те же дивные дары посылает Бог тем, кто искренно за Ним идет. И что русский народ поныне в лучших людях своих тот же богоносец, каким был всегда. Святые вожди земли Русской Книга, написанная из глубины души православного человека, рассказывает о вождях, правивших Русью. Евгений Поселянин, видный публицист и духовный писатель рубежа XIX–XX веков, бережно собрал сказания о том, как, служа Руси, жалея и храня ее, русские князья достигали венца святости. Старец Амвросий. Праведник нашего времени Наряду с преподобным Серафимом Саровским и митрополитом Московским Филаретом старец Амвросий является, быть может, самой яркой, самой заметной личностью среди русских христианских деятелей XIX в. Его образ дышит необыкновенной выразительностью, и, при всей чарующей мягкости и нежности тонов, ему присущих, с великой силой через всю его жизнь прошла одна главная струя – искание Бога и... Сто лет назад. Воспоминания о 1812 годе У всех нас, кроме матери, нас родившей, есть еще великая, общая мать — это наша Родина. Вместе с нашей матерью, родила она нас и с детства питала нашу душу. Она рассказывает нам о своем тяжком прошлом: как израненная, окровавленная, еле дыша, она совершала свой исторический путь вперед — к славе и к силе, чтобы лучше,...

http://azbyka.ru/fiction/1/poselyanin-ev...

Рядом в стеклянной витрине — другая книга, на 43 года моложе. Это тоже первое издание — знаменитых Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского (естественно, с житием преподобного Сергия), составленных по образцу труда московского митрополита Макария. Представлено в экспозиции и изданное «высокой печатью» творение самого Пахомия Логофета (+ после 1484) — автора хронологически второй редакции Сергиева жития. Правда, это не само житие, а опубликованный в 1792 году в Гродно Канонник с тропарем Сергию Радонежскому (последний как раз и принадлежит перу Пахомия). Степень общецерковного почитания преподобного ярче всего демонстрируют два синодальных издания с текстами архиереев, занимавших московскую кафедру. «Поучительные слова» митрополита Платона (Левшина; + 1812) напечатаны в Москве в 1780 году и содержат архипастырскую проповедь, прочитанную годом ранее в Троице-Сергиевой лавре в день памяти святого 5 июля (ст.стиль). Житие же преподобного Сергия в редакции тогда еще архиепископа Филарета (впоследствии митрополита (Дроздова)); прославлен Церковью в святительском чине в 1994 году) вышло в Санкт-Петербурге в 1822 году. Это своеобразная «народная» версия – сравнительно простое переложение древних церковных источников. Еще одна библиографическая редкость - Московский патерик известного духовного писателя Евгения Погожева (Ефима Поселянина; + 1931). Издание появилось на свет в 1912 году при содействии дворянства старой русской столицы. Вполне понятно, что попали туда и жизнеописания Сергия Радонежского, а также его учеников и духовных чад, вошедших в собор московских чудотворцев. «Дивные дары, которые он приобрел своей святой жизнью, - пишет автор о преподобном Сергии, - он употребил на служение русскому народу. Не перечесть всего, что совершил он для родной земли». Над этой цитатой из патерика посетители могут увидеть полный сдержанной, скупой молитвенной красоты образ Преподобного с Владимирской иконы Божией Матери с собором московских чудотворцев. Эту икону цесаревичу Алексею во время его первого посещения Белокаменной в 1912 году подарило городское дворянство.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynye_s...

755 Апраксин (2–4). Отклик на доклад Апраксина в Нижнем Новгороде см.: Розанов В. II. 193–5. Здесь сообщается, что «большинство присутствующих признало приведенные в докладе факты безусловно верными, взятыми из жизни, и дополнило их некоторыми другими, весьма неблаговидными. Преосвященный Назарий благодарил докладчика, просил иереев впредь совершать службу возможно ближе к Уставу». 756 См.: Апраксин (5). Перепечатки: Смоленские ЕВ. 1907. 16. С. 691–705; Полоцкие ЕВ. 1907. N° 26. СС. 730–740; было выпущено также и отдельным оттиском. 760 Смирягин. 97, 99, 181, 247. Александр Павлович Смирягин – канд. богословия СПбДА, служил в м. Новый Буг Херсонской епархии. 767 Поселянин. Разговор. 564; Поселянин. Опасность обрядности. 1017. Е.Н. Погожев, автор многих книг и статей, посвященных агиологии и церковной жизни, был расстрелян в 1931 г. 777 Литургия Преждеосвященных Даров первоначально совершалась вечером. В соответствии с этим она начинается вечернею; цитированные архиепископом слова продолжаются следующими: »...яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя». 781 Исповедь священника. Ср. похожие мнения других авторов: Служитель алтаря. 11; Самойлович. 368. 797 См.: ОЕА. I. 537; ср.: ЦВк. 1905. 34. С. 1077; Волнин. 361–362; Назревшая необходимость. 427; М-ч В. 27; Ст. 1911. 9. С. 120; Тихомиров К. (1916). 126. 798 Археология или жизнь? 748. Ср. яркое выражение о. Н. Дроздова : от службы осталось «одно оглавление» ( Дроздов Н. Ревнители уставности. 47). Другие авторы передавали свои впечатления от неграмотно сокращенной службы не менее образно: «Вся картина богослужебная искажена, испорчена, почти уничтожена. Осталась только рамка с этой картины, но и она почти изломана...» (Андрей. Письма к пастырям. 147); «Остается только остов, – скелет, хотя и задрапированный в дорогие ризы» (Горный. 73); «Полинялая картина» (Следников. 232). 805 Один из первых опытов, относящийся к 1904 году, см.: И.С. 159–162 (отчет о миссионерском съезде Спасского уезда). 806 См. также: Андроник. Упрощать богослужение. 161–162. В этой статье владыка Андроник выражал глубокое сожаление о том, что «все богатое и существенное разнообразие в богослужении выбросили и по лености, и по небрежности, а оставили только почти одно постоянное, почти одни лишь эктении, всем известные».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поселянин Е. [Е. Н. Погожев]. Детская вера и старец Амвросий. 1е издание, СПб., 1901; 2е издание, СПб., 1913. Вельяминов Николай Александрович (1855–1920) — русский хирург, один из первых начал применять светолечение, сделал немало ценных наблюдений о лечебных свойствах света и ультрафиолетовых лучей. Основал и издавал журнал «Хирургический вестник» (1885–1894). Спасокукоцкий Сергей Иванович (1870–1943) — хирург, академик. Работал заведующим хирургическим отделением Смоленской губернской больницы (1898–1909), затем Саратовской городской больницы (1909–1911). С 1912 г. — профессор Саратовского университета. В 1926–1943 гг. – зав. кафедрой хирургической клиники 2го Московского медицинского института. Сабанеев Иван Федорович (1856-?) — хирург, приобрел известность пластическими операциями. «Операция Сабанеева», описанная хирургом в 1890 г., — ампутация бедра на уровне бедренной кости. Туберкулезное воспаление брюшины — инфекционная, хроническая болезнь, сопровождающаяся болью в животе, похуданием, утомлением. При этой болезни воспаляется брюшина — тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность брюшной стенки. Видимо, имеется в виду книга «Оправдание добра» (1894–1897), глава 19, главка XII. См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996, с. 384. Отк. 3:14 -16: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Эмфизема — растяжение органа воздухом или образовавшимся в тканях газом. Апоплексический удар — старинное название инсульта. “Троицкие листки”. Сергиев Посад, 1879–1917 — периодическое издание с духовно-нравственным чтением для народа. 8011000 (т.5, вып.21–25) составили “Троицкое толковое Евангелие от Матфея”. Автора книги установить не удалось. Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский — один из «мужей апостольских». Во время гонений на христиан казнен в Риме в 107 г. Память 29 января и 20 декабря.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

918 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб. 1907. 919 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб. 1913. 920 . Просвирнин Анатолий, свящ. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) //ЖМП 1971. 11. 61–77. 921 . Dunlop J. B. Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky’s Staretz Zossima. Belmont, MA 1972. пер.: Le starets Ambroise d’Optino. Bellefontaine 1982. (Spiritualité orientale. 34). пер.: Amvrosij di Optina. Bose 2002. 208. 922 . Lossky V. Le starets Ambroise//Contacts. 1962. 14(38–39). 219–236. Схиархимандрит Варсонофий Павел Иванович Плиханков, 5.07.1845–1.04.1913, пам. 1 апр. 923 . Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь 1995. 464. 924 . [ Варсонофий Оптинский , преп.] Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СТСЛ; СПб. 1991. 75. 925 . Варсонофий (Плиханков) , схиархим. Келейные записки 1892–1896 гг./Сост., предисл. Багдасаров Р. В. М. 1991. 61, ил. 926 . Варсонофий Оптинский . Беседы с духовными детьми. М.; Рига 1995. 89. 927 . Варсонофий, старец Оптинский. Духовные стихотворения. М. 1997. 48. 928 . Варсонофий Оптинский , преп. Духовное наследие. СТСЛ 1998. 368. 929 . Марченков А., свящ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков)//ЖМП 1991. 6. 24–28. Иеросхимонах Анатолий Алексей Моисеевич Зерцалов, 24.03.1824–25.01.1894, пам. 25 янв. 930 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1994. 352. 931 . Анатолий (Зерцалов) , иеросхим. Собрание писем к монахиням/Предисл. протопресв. Сергия Четверикова . Сергиев Посад 1910. Собрание писем. Оптина Пустынь 1998. 312. пер.: Anatoly (Zertsalov) of Optina. A collection of letters to nuns. Jordanville 1993. 308. 932 . [ Анатолий (Зерцалов) , иеросхим.] Письма оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1998. 306. 933 . Воспоминания о старце иеросхимонахе Анатолии, житоначальнике Оптиной пустыни. М. 1908. 934 . На службе Богу – на службе ближним: Какую пользу приносят народу православные монастыри? (По письмам оптинских старцев Амвросия и Анатолия). М. 1909. М. 1996. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

С апреля 1918 по декабрь того же года Е. Поселянин работал в страховом Обществе; затем сотрудничал в Отделе охраны и учета памятников искусства и старины (декабрь 1918 – апрель 1922). Потеряв работу, с весны 1922 года давал частные уроки. В ночь с 11 на 12 апреля 1924 года он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. 25 июля 1924 года постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ по ст. 68 Евгений Поселянин (в деле – Е. Н. Погожев) был выслан на 2 года в д. Гольтявино Приангарского района. В Следственном деле имеется «Характеристика на административно-ссыльного Погожева Евгения Николаевича», составленная уполномоченным по ссылке Шестаковым: «следуя в ссылку с этапом, последний все время занимался злостной антисоветской агитацией среди ссыльных как в пути следования, а также в пересыльных домах заключения... Злостная агитация Погожевым велась не только среди заключенных, но также были попытки разложить своей агитацией сопровождавший этап конвой. Отбывая ссылку в д. Гольтявино Погожев ведет тесную связь и дружбу с местным попом и населением антисоветского настроения... Одно время, т. е. по прибытии в ссылку в Канский округ, был оставлен для отбытия срока ссылки в городе Канске, проживая в городе Канске. Поведение Погожева сразу стало обнаруживать его активность, выражающуюся в скрытой антисоветской агитации, а также в общении такового с группой местных тихоновцев» . После ссылки, срок которой закончился в июле 1926 года, Евгений Поселянин вернулся в город на Неве, проживал на Моховой улице недалеко от Преображенского собора, прихожанином которого он являлся. С 25-го на 26-е декабря 1930 года в Ленинграде были арестованы 13 человек, которых сотрудники ОГПУ объединили как членов кружка Н. М. Рункевич. В обвинительном заключении говорилось: «Под видом богослужения у себя на квартире, после закрытия б. Преображенского собора, Н. М. Рункевич устраивала собрания, на которых в контрреволюционном разрезе обсуждались текущие события политического дня, читалась контрреволюционная литература и т. п.» . В числе 13 арестованных был и Евгений Поселянин.

http://pravoslavie.ru/1673.html

Ну, до свидания. Прекрасно было бы, если бы Вы побывали здесь раньше августа, – ибо мой план – ещё только план и больше ничего. Профессорше от меня, жены и Вари – искренний приветь. Обнимаю ещё раз. Ваш К. Леонтьев P. S. Недавно пересматривал Вашу статью о Гаршине, и опять остался недоволен недомолвками и вредными осторожностями. Уверяю Вас, что это беда для критика: всё лучшее, всё своё так в душе и останется!.. —20— Письмо LVIII 19 июля 1891 г. Оптина пустынь. Голубчик Анатолий Александрович! Если Вы уже в Москве, то поскорее известите меня на ответном бланке. Я хочу просить Вас сделать за меня два дела (нелитературных). Получив известие; напишу закрытым письмом. Вас. Вас. Розанов живёт теперь под Москвой, на Воробьёвых горах, дача И. А. Фролова, – и, вероятно, пробудет до возобновления лекций (до 15 августа?). Ваш К. Леонтьев P. S. 20 июля. Получил письмо от Розанова. Переводится в г. Белый, Смоленской губернии; пишет ещё, видимо, из Москвы. Он, должно быть, весьма неаккуратен. Письмо LIX 4 августа 1891 г. Оптина пустынь. Вчера получил Ваше письмо из Скрылевки. Не знавши, что Вы уехали из Москвы, писал недавно туда два слова, – и, конечно, ответа не получил. Пока живём день за день. Secundo Septembrio abeo(?) in Sanctum Tr.-Sergium. Pecunia, habeo satis 158 . (Какова латынь! И то Погожев помогал). Поэтому – до свидания! У меня до 16 августа гостит Погожев. Филиппов был, но всего сутки. Вл. Соловьев обещает гостить у Оболенского в сентябре. Ваш К. Леонтьев Письмо LX 8 сентября 1891 г. Сергиево-Троицкий посад. Дорогой Анатолий Александрович, я было думал, что сегодня меня посетит кто-нибудь из московских друзей, – однако, прогадал! А именно вначале-то моего сюда переселения особенно сильно чувствуется не только одиночество —21— (это так уж и быть бы!), но и совершенная физическая беспомощность моя! Мой Егор ничего ещё не знает, и может быть полезен только для услужения и мелких покупок. А между тем необходимо же к октябрю искать квартиру, – во-первых, для себя, а может быть и другую (попроще) для Лиз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010