д., и т. д. Истратил, прожил, проездил рублей до 400 в один месяц, измучился, – и теперь, избавившись от «цивилизации», ежечасно восклицаю: «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его»! В Москве все знакомые и приятели были мне до того рады, что я и не ожидал! Удивился. Оно, конечно, при- —7— ятно... Но вот поди, угоди человеку! Несколько хороших, строгих даже и справедливых, критических статей, при сердечном ко мне равнодушии, больше бы меня утешили, чем эта личная любовь без статей... Эта любовь (личная), которую мне обнаружили все бывшие сослуживцы по цензуре (особенно сухой председатель и лукавый Назаревский), Грингмут, юноша Погожев, отчасти Дениска, Вл. Серг. Соловьев (всё обнимает и целует, и говорит: «ах! как я рад Вас видеть!») и двое новых знакомых, отставные нигилисты (Говоруха-Отрок и Л. Тихомиров ), – эта любовь заслужена, вероятно, какими-нибудь уживчивыми и ничтожными сторонами моего характера: «добрый малый», «хороший старик» и т. д. Но, приближаясь всё более и более к последнему дню расчёта со всем земным, хотелось бы знать, наконец, стоят ли чего-нибудь твои труды и твои мысли, или ничего не стоят! Такое упоминание моего имени, какое теперь, за последние два-три года, стало всё чаще и чаще случаться, ни самому автору, ни читателям ничего не объясняет. «Великая заслуга указать на Болгар» и т. д.; «блестящее -изложение»; «самобытный ум»; «оригинальный публицист» и т. д. (и сумасшедшие очень оригинальны, и все уроды). А я бы желал, чтобы мне самому люди умные объяснили, в чём я действительно полезен, и в чём только даровит, не заблуждаюсь... Мне самому, для себя нужна честная и строгая критика!.. Собирается кой-кто теперь – после моих прямых укоров за это публичное молчание (при величайших похвалах в разговорах, где никогда почти систематически нельзя высказаться) – Юр. Николаев (Говоруха), Вл. Серг. Соловьев и т. д. Посмотрим! «Чародей» Ваш неожиданно оказался со мной в Москве, переписанный Вашей рукой, а также и стихи на Оптину Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воспоминания о старце Одним из первых поделился своими воспоминаниями о старце известный духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, писавший под псевдонимом Поселянин (1891. 12; 1892. 1, 2, 4; 1893. 10). Евгений Поселянин приехал в Оптину Пустынь, будучи совсем молодым человеком, после окончания Московской гимназии и перед поступлением в университет. Как признавался сам писатель, он «был настроен против монахов. А относительно неизвестного мне оптинского старца, о котором и услыхал-то в первый раз, во мне была какая-то злоба, странная по своему напряжению» . Старец не сразу принял молодых людей, что только усиливало неприятное впечатление. Однако первая же встреча со старцем сразу рассеяла все пустые мысли и в значительной степени определила дальнейшую судьбу Евгения Николаевича, ставшего преданным духовным сыном преподобного. Его воспоминания, написанные великолепным литературным языком, описывали непосредственные впечатления от встреч со старцем, с сокровенным миром русской святости. С декабря 1891 г. в журнале стал печататься его обширный материал о старце Амвросии, который начинался следующими словами, написанными вскоре после ухода любимого наставника: «Закатилась яркая звезда православия, погас чудный светильник русского монашества, умолк сильный и дерзновенный молитвенник к Богу, отошел крепкий предстатель и утешитель сирых, томящихся и страдающих, изнемог мудрый наставник и водитель всех жизнию обремененных, окончил земной свой подвиг великий оптинский старец Амвросий» (1891. 12. С. 628). Е. Н. Поселянин отмечал важнейшую черту старца — всеобъемлющую любовь ко всем приходящим: «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастья, благословляемого Богом — и стараться доставить им это счастье — было его жизнью и его дыханием. И в этом потоке любви, который обливал всякого приходившего к отцу Амвросию, была такая сила, что она чувствовалась без слов, без действий. К отцу Амвросию довольно было подойти, чтобы почувствовать, как сильно он любит, и, вместе с этим, в ответ на его чувство открывалось сердце приходившего, рождалось полное доверие и самая тесная близость. Каким образом возникали такие отношения — это тайна отца Амвросия» (С. 637).

http://bogoslov.ru/article/6192482

Братство святителей Московских придерживалось того же убеждения: бесспорно лучше, чтобы прочитывалось меньше, но внятно, чем все, положенное по уставу, но невразумительно 762 . К подобному выводу пришли на своем благочинническом съезде и батюшки из Онежского уезда: «Лучше петь и читать немного, но толково и со смыслом» 763 . Их собрат из Архангельской епархии указывал, что в противном случае все это «борзо» прочитываемое (...) останется мертвым капиталом. Это будет для чтеца какая-то трудная гимнастика, а для слушающих богомольцев – «биением воздуха» 764 . Весьма ясно передавал суть дела Е.Е. Голубинский в статье «Благие желания (pia desideria) относительно Русской Церкви», написанной еще в 1881 году, но опубликованной лишь посмертно: Нынешний устав (...) есть устав монастырский, представляющий службы в таком объеме, что если бы совершать всенощные бдения и заутрени так истово, чтобы все читаемое и поемое на них было совершенно ясно для присутствующих, то они выходили бы до такой степени продолжительными, как в приходских церквах это совсем невозможно (и как это и в самих монастырях вполне соблюдается только на одном Афоне). Чтобы сократить службы до продолжительности, которая возможна и в приходских церквах, их и принуждены совершать так, чтобы значительная часть поемого и читаемого совсем не могла быть разбираема присутствующими и только понапрасну била их уши. Ясно, что это есть вовсе не естественное положение дела, которое должно быть устранено: невозможно совершать служб надлежащим образом в полном объеме устава, потому что нельзя и нет основания заставлять мирских быть монахами (и притом только афонскими); но бессмысленно и совершать службы так, чтобы присутствующие вовсе не разбирали того, что читается и поется (...) следовательно, для достижения возможности последнего необходимо сократить службы 765 . Итак, «лучше прочитать один псалом вместо двух, но только ясно, раздельно, вразумительно», – советовал П.П. Кудрявцев 766 . А известный духовный писатель Е.Н. Погожев (Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пятый годичный отчет комитета Даниловского отделения. М., 1910. Речи съезда Императорского русского технического общества. СПб., 1899. Санитарные условия коечно-каморочных квартир в рабочих районах Москвы. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1899. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Жилища фабрично-заводских рабочих Богородского уезда Московской губернии. Отдел санитарный/Сан. врач Богород. уезда А. И. Скибневский. М.: Московское губернское земство, 1901. Т. 8. Вып. 1. Сборник статистический сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. Материалы по определению санитарного состояния Московской губернии. Очерк движения населения за десятилетие с 1885 по 1894 гг./Сан. врач А. И. Скибневский. М.: Московское губернское земство, 1899. Т. 6. Вып. 2. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Санитарное исследование фабричных заведений Можайского, Волоколамского и Звенигородского уездов/А. В. Погожее. М.: Московское губернское земство, 1882. Т. 2. Вып. 6. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда/Е. М. Дементьев. М.: Московское губернское земство, 1885. Т. 3. Вып. 13. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. Материалы по определению санитарного состояния Можайского уезда/Сан. врач Ф. Л. Касторский. М.: Московское губернское земство, 1902. Т. 6. Вып. 7. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Санитарное исследование фабричных заведений Московского уезда. Бумагопрядильное производство/А. В. Погожев. М.: Московское губернское земство, 1882. Ч. 2. Т. 3. Вып. 5. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. Санитарное исследование фабричных заведений Подольского уезда/Е. М. Дементьев. М.: Московское губернское земство, 1883. Т. 3. Вып. 8. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1901 г. СПб., 1903; ...за 1905 г. СПб., 1908; ...за 1910 г. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красные кирпичные стены, кряжистый, мощный пятикупольный остов. Выстоят ли они вместе с Ангелом до прихода тех, кто вспомнит храмово имя? 3 мая. Суббота Светлой седмицы Что испытываешь, пребывая в святых местах? Доминантой чувств могу назвать благоговение и нежность. Сама дума о наличии святых мест делает осмысленней твою жизнь, привязывает к важному, значительному, главному. «Здесь невольно человек заглядывает в себя и смиряется, вспомнит свое зло и содрогнется, – заметил известный православный писатель Е.А. Погожев (Поселянин). – Так мелочны кажутся все вожделения, которыми живут люди, и так хочется забыть их и уйти подальше от всего, и станет тоскливо, что так любится то, что так недостойно любви». И всё же пока что с недоумением смотришь на окружающую тебя жизнь – вообще человеческую и твоего мегаполиса. И диву даешься: чем люди живут, какой пустотой и подменой наполняют дни свои, души свои. Пронесясь через срединную Россию, мы стали свидетелями двух одномоментных процессов: того, что я назвал бы «вторым наваждением» (после большевизма), то есть новейшего капитализма, формирующего не человека, а «вещь вожделеющую», – и – встречь – устремления ростков духовного тела Руси сквозь асфальт небытия. Рейтинг: 9.9 Голосов: 753 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 20 апреля 2018, 21:51 Очень высокохудожественно, тонко, так как хочется читать о святынях - но редко встречаешь! Низкий поклон от нижегородцев. Мария 20 апреля 2018, 15:17 Спаси Господи! Была с семьей в Дивеево! Прочла статью и будто вновь пережила то восхищение, радость и счастье тех дней! Незабываемо! Трогательно до глубины души! СпасиБО!!! В.Ч. 15 апреля 2018, 16:06 Читаю паломнические записки Ст.Минакова, начиная с первой публикации про Оптину Пустынь. Очень порадовалась, что появилось продолжение очень живого, проникновенного повествования об этом паломничестве на Светлой седмице. С радостью прочла я и следующую часть ( " От Владимира до Мурома " ). И вот как раз (и тоже на Светлой седмице) на сайте была опубликована третья часть " Да диво дивное, Дивеево намолено среди дорог... " И когда я дочитала записки до конца, мне подумалось, что было бы просто замечательно, если бы все три части паломнических записок были изданы одной книгой. Уверена, что такая книга была бы интересна всем православным читателям (особенно тем, кто тоже бывал в этих святых местах).

http://pravoslavie.ru/112124.html

К. Н. Леонтьев упоминает о нем в письме к А. Александрову от 6 августа 1889 г.: «Рекомендую Вам, милый поэт мой, еще одного, тоже весьма милого, юношу и совсем почти готового единомышленника: Евгения Николаевича Погожева. Он напечатал в «Московских ведомостях» и издал особой брошюркой рассказ о своем богомолье к преподобному Сергию. Много религиозного чувства и поэзии. У него вообще много энергии и способностей. Помоги ему Бог не сбиваться с доброго пути!» (Письма к Александрову. Сергиев Посад, 1915. С. 67). 149 Ты не искал бы меня, если бы ты уже меня не нашел (франц.) – слова принадлежат французскому религиозному философу и ученому Влезу Паскалю (1623–1662), автору «Мыслей» – сборника афоризмов, посмертно изданного в 1669 г. Ср. обращение к «Мыслям» Паскаля в связи с Леонтьевым в статье В. В. Бородаевского. 151 Филиппов Тертий Иванович (1825–1889) – государственный контролер и публицист консервативной ориентации, близкий Леонтьеву. В 1882 г. выпустил книгу «Современные церковные вопросы» (см. рец. на нее Леонтьева в «Современных известиях», 89 за 1882 г.) (в собрании B. Э. Молодякова хранится экземпляр книги Т. И. Филиппова с авторским инскриптом на обороте обложки, любезно предоставленный нам для ознакомления: «Графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву в знак глубокого уважения от сочинителя. 20 февр. 1882»). Леонтьев посвятил Т. И. Филиппову 1-й том книги «Восток, Россия и славянство» (М., 1885) (см.: Письмо к К. А. Губастову от 4.07.1885//РО. 1896. 11. С. 442–446). 153 Губастое Константин Аркадьевич (1845–1913) – друг и корреспондент Леонтьева (см.: РО. 1894. 9, 11; 1895. 11, 12; 1896. 1, 3, 11, 12; 1897. 5–7. В этих номерах журнала была опубликована подборка писем Леонтьева к нему за период с 1874 по 1891 г.). Письма К. Н. Леонтьева к нему с 1867 по 1874 г. публиковались в сборнике «Памяти К. Н. Леонтьева» (СПб., 1911). Их знакомство состоялось в 1867 г. в Константинополе, где Губастов был прикомандирован к посольству. Когда они встретились там в 1872 г., после возвращения Леонтьева с Афона, Губастов был вторым секретарем посольства. В 80-х годах Губастов был назначен генеральным консулом в Вену, а после смерти Леонтьева был посланником в Ватикане и Белграде. Автор нескольких работ по истории русской дипломатии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Совет 4. И не забывайте про ноги!  Зачем нужно. Для профилактики заболеваний ног необходима определенная физическая активность. Как добиться. По утрам делайте тонизирующую зарядку — продолжительностью хотя бы 5 минут. Обязательно устраивайте перерывы в работе, разминайте ноги, по возможности ложитесь и поднимайте ноги вверх, не носите тесную одежду, которая давит в области талии и паха или сдавливает ноги. После богослужения выделяйте хотя бы 15 минут, чтобы полежать, подняв ноги вверх, и дать им отдых. Для предотвращения застойных явлений практикуйте пешие прогулки, по возможности откажитесь от поднятия тяжестей. Если варикозное расширение вен все-таки возникло, необходимо по согласованию с врачом носить специальное компрессионное белье. Эти чулки надевают утром, перед тем как встать с постели, и снимают вечером, когда дневной период стояния на ногах закончится. Если же вы поздно спохватились и болезнь сильно развилась, можно, проконсультировавшись с врачом, вылечить ее при помощи несложного хирургического вмешательства в стационаре (подробнее об этом читайте в материале «Коварный варикоз»: ЖМП. 2019. По окончании реабилитационного периода постарайтесь изменить образ жизни и выполнять рекомендации по профилактике дальнейшего развития болезни. КОММЕНТАРИЙ Вредны не сами продукты, а их употребление сверх меры  Алла ПОГОЖЕВА, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии», доктор медицинских наук, профессор: Приведенные практические советы представляют несомненный интерес. Автор анализирует основные ошибки в составе рациона и построении режима питания, которые приводят к неблагоприятным последствиям для здоровья: развитию ожирения, варикозного расширения вен, заболеваний сердца и сосудов. Хотела бы заметить: с позиций нутрициологии нет вредных продуктов, вредным может быть их количество и частота употребления. Варужан САРКИСЯН, старший научный сотрудник лаборатории пищевых биотехнологий и специализированных продуктов ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии», кандидат биологических наук:

http://e-vestnik.ru/analytics/drobnoe_pi...

Припоминается мне Батюшкина беседа о господине Погожеве, известном более под псевдонимом»Поселянин». Он пишет статьи духовно–нравственного содержания. — Вы себе представить не можете, какая громадная разница между теперешним его лицом и прежним. Ничего нет общего! Я помню, был он у нас в Скиту за трапезой лет 15–17 назад. Я сидел в уголке около портрета о. Паисия Величковского, а он сидел на первом месте около иеромонаха. Я залюбовался им. Не подумайте, что я говорю про телесную красоту, нет, я говорю про внутреннюю красоту, которая выступала наружу в выражении его лица и даже во всех его движениях. Было лето, окна в трапезной были растворены. Он сидел как раз перед окном, спиной к читающему. Помню, подали уже второе или третье, он съел две–три ложки и, положив ложку, устремил свой взгляд в окно. И чувствуется мне, что смотрит он на храм, на чудные сосны, затем поднимает взор еще выше в голубые небеса с мыслью о великом и бесконечном Боге.«Господи, — думаю я, — какой же должен быть внутренний мир этого человека?!«И до тех пор я уже знал его по его сочинениям, а тогда я просто полюбил его. Я попросил у о. Иосифа благословения познакомить меня с ним. О. Иосиф прислал его ко мне в келию, и там была у нас беседа первая и последняя. Вот я ему и говорю теперь, когда он был у меня: — Вы помните тогдашнюю нашу беседу? — О, да! Она вся у меня здесь, — он прижал руки к сердцу. — Помните, я тогда говорил о внутреннем монашестве, которое вам собственно и нравится. Так вот, поступайте к нам в Скит, вам еще не поздно. Но только не думайте, что сразу нужно на небо взлететь и мертвецов воскрешать! Нет, сначала нужно упражняться во внешнем монашестве, перешагнуть его. А приступать сразу к внутреннему нельзя, нужно потерпеть всякие скорби, унижения и озлобления, и внутри себя от диавола, и совне от неразумных собратий. Сначала нужно пройти весь искус. Иногда даже будете чувствовать отвращение и ненависть к монашеской жизни. Нужно испытать борьбу со страстями, стяжать смиренное о себе мнение и многое другое… Поступайте к нам в Скит, дам я вам келейку. Будете ночью выходить любоваться чудным звездным небом… И сами посудите: что принес вам мир? Какую получите вы от него пользу?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

589 Погожева Анна Васильевна (1865–1908) – основательница Общества народных развлечений в Москве. Занималась переводами с французского и английского. Большой друг А.И.Эртеля. О своем знакомстве с А.В.Погожевой упоминает С.Л.Франк в помещаемой в настоящем издании статье «Предсмертное. Воспоминания и мысли». В гершензоновском издании приведено 9 писем А.И.Эртеля А.В.Погожевой, но большая их часть хранилась у дочери писателя Натальи Александровны, проживавшей в Англии (в замужестве Duddington). (См.: Ласунский О.Г. Литературные раскопки. Рассказы литературоведа. Воронеж, 1972. С.198). Н.А.Даддингтон стала переводчиком работ С.Л.Франка на английский язык. 590 Толстой Дмитрий Алексеевич (1823–1889) – русский государственный деятель, обер-прокурор Синода (1861–1880), с 1866 – одновременно и Министр народного просвещения, с 1882 г. – президент Академии наук и с того же года и вплоть до 1889 г. – министр внутренних дел и шеф жандармов. Как и К.П.Победоносцев снискал себе репутацию ревностного реакционера. 591 Процесс 193 или «Большой процесс» – суд над участниками «хождения в народ», состоявшийся в Особом присутствии Правительствующего сената в Петербурге 18 (30) октября 1877 – 23 января (4 февр.) 1878 г. Наиболее крупный политический процесс в царской России. Подсудимые обвинялись в организации единого «преступного сообщества», хотя, на самом деле, они принадлежали к, не менее, чем 30 различным разрозненным пропагандистским кружкам. Среди подсудимых были видные революционеры И.Н.Мышкин, П.И. Войнаральский, А.И.Желябов, С.Л.Перовская и мн. др. Социальный состав подсудимых был пестр, но преобладали в нем разночинцы. Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889)–общественный деятель, идеолог русских революционеров середины XIX в., философ-материалист, литературный критик. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – поэт, писатель, публицист, славянофил и паславист, редактор и организатор ряда славянофильских журналов и газет, противник крепостничества и сторонник самодержавия и православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

То, что следователи ОГПУ называли контрреволюционной организацией, реально представляло собой регулярное общение единых по вере и убеждениям людей. После закрытия Преображенского собора настоятель храма протоиерей Михаил Тихомиров регулярно совершал на квартире Наталии Михайловны Рынкевич, которая была членом двадцатки, богослужения. На допросе Н. М. Рынкевич назвала Е. Поселянина среди тех, кто ей близок по душе и кто посещал ее квартиру. Сам Евгений Николаевич был допрошен 29 декабря 1930 года. Он сказал, что знает Н. М. Рынкевич с детства. Относительно предъявленного ему обвинения Поселянин заявил: «Касаясь своих политических воззрений, должен заметить: гонения Советской власти не могли меня как верующего человека радовать. Отсюда и то неприязненное отношение к ней, которое я подчас выражал. Не занимаясь разработкой политическо-экономических дисциплин специально, я преломлял свои политические симпатии сквозь призму религиозных чувствований. Должен заметить, что являюсь большим поклонником митрополита Филарета, а последний говорил, что на земле посланником Бога является царь. Пожалуй, этого заявления достаточно, чтобы определить мое политическое credo» . Поселянин выразил свое положительное отношение к коммунизму как к идее, учение Маркса назвал утопичным. 10 февраля Особый отдел ОГПУ, применив к арестованным ст. 58–11, направил их дело «для внесудебного разбирательства» и ходатайствовал: к гражданину Погожеву Евгению Николаевичу. «применить высшую меру социальной защиты – расстрелять» . В тот же день тройка ПП ОГПУ утвердила приговор, который был приведен в исполнение 13 февраля. Так сподобился святого мученического венца Евгений Погожев, бывший духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского и посвятивший по благословению старца свою жизнь духовному просвещению народа. В «Воспоминаниях» дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой) рассказывается о посмертном явлении мученика Евгения: «Евгений Поселянин, составивший «Подвиж­ники благочестия», перед своей кончиной жил с неверующей сестрой в Петрограде. Видит он сон, как звонят по телефону, затем приходят ночью и уводят его. Он проснулся утром и пошел к своему духовнику отцу Борису, исповедался, приобщился Святых Таин. В ту же ночь сон, который он видел, сбылся буквально: позвонили по телефону, потом ворвались, обыск, его забрали и увезли. Через некоторое время сестра узнала, что он расстрелян. Она была неверующая и не стала его отпевать, и никому не сказала об этом из священников. Через некоторое время его духовник отец Борис служит в храме, выходит покадить, и вдруг видит – стоит на клиросе Поселянин. Когда священник подходит поближе, тот раскрывает свой пиджак, и отец Борис видит у него на груди рану от пули. Отец Борис спрашивает: «Когда это случилось?» В ответ Евгений Поселянин указывает рукой на икону Трех Святителей. Священник говорит: «Мне надо кадить; подождите, я сейчас вернусь», – и уходит в алтарь. Когда он вернулся, на клиросе уже никого не было» .

http://pravoslavie.ru/1673.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010