Икона Божей Матери Корсунской «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». Икона Божей Матери Корсунской , одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.). В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия ). Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

http://pravoslavie.ru/74500.html

168 Послушник Григорий (Григорий Яковлевич Ермаков), келейник скитоначальника. Впоследствии иеромонах Геронтий. 175 Духовная дочь старца Варсонофия. О ней см.: Сергей Нилус. «О старце Варсонофии». С. 514–519 настоящего издания. См. также: Нилус С. А. «На берегу Божьей реки». СПб., 1996. 180 Преподобный Оптинский старец схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), младший брат преп. Моисея. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни, с 1825 г. – скитоначальник, в 1839–1853 гг. – настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, затем – на покое в Оптиной. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. См.: «Жизнеописание игумена Антония». Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 186 Вероятно, здесь неточность: скорее о. Амвросию, так как Ф. М. Достоевский побывал в Оптиной в 1878 г., а преп. Макарий преставился в 1860 г. 188 Погожев Е. П. (1870–1931), духовный писатель, автор широко известных книг о русских подвижниках XVIII–XIX вв., житий святых, жизнеописаний преп. Макария и преп. Амвросия, духовным чадом которого он являлся. Был близок к Оптиной Пустыни, часто жил там. 199 Преп. Варсонофий перефразировал оригинальный текст стихотворения Я. Полонского «Нищий» (1847): Знавал я нищего: как тень, С утра бывало целый день Старик под окнами бродил И подаяния просил... Но все, что в день ни собирал, Бывало к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам. В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурен, Духовной пищи просит он. – И все что жизнь ему ни шлет, Он с благодарностью берет, И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам... 210 Иеромонах Даниил (Болотов Дмитрий Михайлович: 1837–1907). Из дворян Тульской губ., брат схимон. Софии, первой настоятельницы Шамординского монастыря. Окончил Академию Художеств, был известным художником-портретистом. В 1886 г. принят в число братии Оптинского Скита; занимался иконописью, настенной росписью храмов; писал портреты Оптинских старцев. Имел дар проповеднического слова, занимался духовно-просветительской деятельностью среди окрестного дворянства, много общался с учащейся молодежью и интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

«И в наши дни не прекращает подаваться благодатная помощь по молитвам святых угодников Божих». Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель 140 Евгений Погожев (Поселянин), духовный писатель, родился в 1870 году, в Москве, в дворянской семье. В 1892 году Евгений окончил Юридический факультет Московского Университета и вскоре перехал жить в Санкт-Петербург. В 1920-е годы он являлся членом приходского Спасо-Преображенского собора в Петрограде. На духовное становление Евгения большое влияние оказала встреча с преподобным Амвросием Оптинским . Летом 1888 года, он побывал у старца, который благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народности». С тех пор Евгений, ставший духовным сыном преподобного, начал писать и публиковать свои произведения». Им написано «Сказание о чудотворных иконах Богородицы». Он много писал о святых Русской земли, о подвижниках XVIII века, им создана замечательная книга о преподобном Серафиме Саровском , написана книга о русских подвижниках XIX века, в которой он поместил жизнеописание и преподобного Парфения, составленное на основании «Сказания...». Известно также его переложение на русский язык «Киево-Печерского Патерика», который в этом виде печатается до настоящего времени. Во многих статьях он пишет о иеросхимонахе Парфении, приводя его в пример, и называя тайновидцем. Евгений Поселянин был расстрелян вместе с настоятелем Преображенского всей гвардии собора Петрограда, митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым в подвале тюрьмы на Шпалерной улице 31 января (ст. ст.) 1931 года. В своей книге «Идеалы христианской жизни» Евгений Поселянин пишет: «О Господи, Господи, научи нас любить Тебя, как любили Тебя Твои друзья. Дай нам с убеждением Сотника, стоявшего при Кресте Твоем, воскликнуть в душе нашей: «Воистину Божий Сын бе Сей»... Дай нам не бояться зла мира... Дай нам любить Тебя той любовью, которою любили Тебя мученики, с весельем за Тебя страдавшие и даже не смотревшие на то великое, по земным понятиям, что они покидали для того, чтобы доказать верность Тебе! Дай нам любить Тебя любовью великих пустынников. Дай нам славить Тебя, как славили Тебя лики святых. Дай нам в молитвах чаще и больше просить Тебя не о временных наших нуждах, а о приумножении в душе нашей той жажды, которая распаляла души святых. Дай нам Тебя только увидеть в мире и над миром. Дай нам, чтобы Ты был нашим путем и спутником, вожатаем и пристанищем. И когда душа наша будет часто спрашивать, какой теснейший путь единения с Тобой, – тогда шепни нашей душе, как Ты некогда вопрошавшему Тебя в мыслях о том великому рабу Твоему Парфению, старцу Киевскому: «Ядый Мою Плоть и паяй Мою Кровь пребывает во Мне и Аз в нем» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

В память явления сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери ежегодно … совершается местным причтом крестный ход при значительном стечении народа за реку Хопер, на место явления сей св. иконы, где сначала была устроена незатейливой архитектуры открытая часовенка-каплица с полками для поставления св. образов усердствующими христианами. У этой каплицы местное духовенство, по желанию христиан, служит молебен, поет акафисты ко Пресвятой Богородице... » . В других материалах из журнала «Донские епархиальные ведомости» характеризуется религиозно-нравственная жизнь прихожан казачьих станиц . В конце XIX века возникла идея открыть на месте явления монастырь, но это намерение осталось нереализованным. Современники отмечали одну закономерность: неоднократно в бедственные времена для станицы (как то: бездождие, падеж скота и т.п.), после крестных ходов и по совершении на месте явления иконы молебнов, бедствия прекращались . В книге «Богоматерь», составленной известным духовным писателем Е. Поселянином (Е.Н. Погожевым, 1870–1931) и выдержавшей несколько изданий, изложена сокращённая версия явления и обретения чудотворной иконы. Эта версия стала официально признаваемой Церковью. Готовившие в 1950-е гг. справку об иконе для уполномоченного по делам РПЦ по Сталинградской области, делали выписки из этой книги, в которой записано:   « Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8 июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келии одной каноницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую, там пославлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви хранится в резном позолоченном киоте пред левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери » .

http://bogoslov.ru/article/1435189

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Е. Поселянин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) В книге собраны три очерка знаменитого духовного писателя Евгения Поселянина, рассказывающих о посещении им Саровской пустыни и Дивеевского монастыря накануне прославления преподобного Серафима и в дни самих Саровских торжеств (1903 г.). Там, по сердечному ощущению автора, «небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». От издательства Эта книга наполнена духом русской святости, Русской земли, живительного русского слова. Под общим названием – «На земном небе» – в ней объединены три очерка духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина (настоящая фамилия Погожев; 1870–1931). Они посвящены преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу (1833), и монашеским обителям дивного старца  – Сарову и Дивееву, которые стали «местами величайших чудес, славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком». Здесь, по живому сердечному ощущению автора, «стерты границы, небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». Евгений Поселянин был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского (1891) и в молодости получил от старца благословение на литературное поприще: писать «в защиту веры, Церкви и народности». Это благословение и по сей день сокровенно дышит в творчестве Е. Поселянина: его проза настолько выразительна, образна, исполнена теплым светом, искренностью, верою, что нельзя не почувствовать в ней плодов духа: любви, радости, мира ( Гал. 5, 22 ). Чудное житие «непостижимого Серафима» – собеседника Богородицы, сродника небес, сердобольного и ласкового «практика – помощника», «утешителя страдающих, друга одиноких»; подробное описание святых мест, связанных с его подвижничеством; рассказы о благодатной помощи, явленной старцем после кончины, – весь этот богатый исторический материал, облеченный писателем в стройную композицию, рождает ощущение соприсутствия, сопереживания, близости к святыне. И кажется читателю, что это уже он сам побывал в Сарове и Дивееве, дышал одним воздухом с преподобным Серафимом, которого увидел и почувствовал как живого, родного, близкого. Так вдохновенное слово рассказчика ложится на благодатную почву русской христианской души, рождая и укрепляя в ней веру и любовь.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-zemno...

Е. Поселянин От издательства Эта книга наполнена духом русской святости, Русской земли, живительного русского слова. Под общим названием – «На земном небе» – в ней объединены три очерка духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина (настоящая фамилия Погожев; 1870–1931). Они посвящены преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу (1833), и монашеским обителям дивного старца  – Сарову и Дивееву, которые стали «местами величайших чудес, славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком». Здесь, по живому сердечному ощущению автора, «стерты границы, небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». Евгений Поселянин был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского (1891) и в молодости получил от старца благословение на литературное поприще: писать «в защиту веры, Церкви и народности». Это благословение и по сей день сокровенно дышит в творчестве Е. Поселянина: его проза настолько выразительна, образна, исполнена теплым светом, искренностью, верою, что нельзя не почувствовать в ней плодов духа: любви, радости, мира ( Гал. 5, 22 ). Чудное житие «непостижимого Серафима» – собеседника Богородицы, сродника небес, сердобольного и ласкового «практика – помощника», «утешителя страдающих, друга одиноких»; подробное описание святых мест, связанных с его подвижничеством; рассказы о благодатной помощи, явленной старцем после кончины, – весь этот богатый исторический материал, облеченный писателем в стройную композицию, рождает ощущение соприсутствия, сопереживания, близости к святыне. И кажется читателю, что это уже он сам побывал в Сарове и Дивееве, дышал одним воздухом с преподобным Серафимом, которого увидел и почувствовал как живого, родного, близкого. Так вдохновенное слово рассказчика ложится на благодатную почву русской христианской души, рождая и укрепляя в ней веру и любовь. Три очерка, включенные издателями в эту книгу, написаны Е. Поселяниным в связи с приближением прославления преподобного Серафима Саровского и с самим торжеством открытия мощей великого угодника, состоявшимся 19 июля 1903 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

10 «Летопись Скита» Оптиной Пустыни под 10 октября 1901 года сообщает, что «в память исполнившегося десятилетия» со дня кончины старца Амвросия «предложено напечатать и издать отдельною брошюрою стихотворение, посвященное памяти старца, написанное одним из числа скитской братии... К стихотворению будут приложены ноты для пения, которые уже взялся написать помощник регента хора певчих Исаакиевского собора в Петербурге г-н Буйлов. На издание стихотворения и нот к оному посланы деньги г-ну Погожеву, который взял на себя труды по изданию стихотворения». Погожев – настоящая фамилия духовного сына преподобного Амвросия писателя Евгения Николаевича Поселянина, растрелянного 12 февраля 1931 года по делу «двадцатки Преображенского собора». 15 Отрывок из письма о. Зосимы от 21 мая 1797 года; письмо это хранилось в архиве Оптиной Пустыни. 16 На первой странице тетради рукой преподобного Амвросия надписано: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 го Сентяб. 1862 года. Многогр. . 18 Пятисотница – оптинское келейное правило, состоящее из пятисот кратких молитв с поклонами: 300 Иисусовых, 100 Богородице, 50 Ангелу-хранителю и 50 всем святым. 20 Прот. М. И. Хитров († 1899) – духовный писатель. См. о нем: Поселянин Е. Памяти протоиерея М. И. Хитрова/Русский паломник. 40. СПб. 1899. С 695–696. 21 В день отъезда владыки Трифона (7 декабря 1906 г.) скитский летописец записал: «За время пребывания в Скиту преосвященный, кроме присутствия при Божественных службах, неоднократно приходил на скитские правила в соборную келлию, где иногда читал положенные на правилах Евангелия, акафисты, каноны; нередко разделял трапезу с братиею; относился к скитянам с таким вниманием и отличался таким смирением, что вызывал сим удивление и возбуждал к себе глубокое уважение в братии». 24 В воспоминаниях И. М. Беляева о нем говорится: «О. Кукша. Из всех, кого я знал в Оптиной, самое лучшее и самое теплое воспоминание оставил во мне по себе этот старый младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евгений Николаевич Погожев. Фото из лагерного дела, 1931 г. Евгений Николаевич Погожев. Фото ок. 1900 г. Воспитывался Евгений в благочестивых традициях церковной Москвы. В очерке " Святочные дни (из детских воспоминаний) " он рассказывал: " Когда я себя ещё очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную , громкое пение, тяжёлые паникадила в огнях, тяжёлые золотые ризы , клубы ладана , расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моём семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда... " Событие это заложило в его душе " тёплую любовь к русской церковности " . Одновременно оно научило почитанию святых, о которых он впоследствии много и ярко писал: " Среди объявлений иллюстрированных изданий, рассылаемых перед Рождеством, к нам в дом попал один лист, на котором был изображён митрополит Филипп перед Иоанном Грозным . Доселе ещё я живо помню этот несколько размазанный чёрный рисунок: Филиппа, не сводящего строгого взора с лика Спасителя, царя, гневно пред ним стоящего, толпу опричников. Не знаю, кто мне объяснил содержание картинки, но подвиг Филиппа возбудил во мне необыкновенный, хотя и мальчишеский восторг. Я никому не рассказал о том, что пережил, но несколько дней ходил, всё думая о Филиппе " . В 1879 - 1888 годах учился в 1-й Московской гимназии. В 1888 году поступил на юридический факультет Московского университета. К студенческим годам относится первая, опубликованная им работа: " Перед годовщиной 17 октября в Москве " ( 1889 ), посвящённая крушению царского поезда в Борках, близ Харькова, и чудесному спасению государя Александра III и его семьи. Первые литературные опыты Поселянина поддерживал великий князь Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К. Р.

http://drevo-info.ru/articles/376.html

Евгений Поселянин был уничтожен большевиками 13 февраля 1931 г. одновременно с настоятелем Преображенского всей гвардии собора Петрограда митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым. В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей Евгений Поселянин канонизирован в лике мученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением дня памяти 30 января. См.: Житие мученика Евгения Николаевича Погожева (Поселянина) Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон Книга духовного писателя Е. Погожева (псевдоним Поселянин), принявшего смерть за веру в годы гонения на Православную Церковь, вышла в 1919 году и стала лучшей среди всех работ, посвященных этой теме. Божья рать «Божья рать» включает в себя истории о жизни первых страстотерпцев - священномучеников Климента и Кодрата Никомидийского, святителя Спиридона Тримифунтского, святого целителя Сампсона Странноприимца и других. В «Пустыне» собраны рассказы о первых христианских отшельниках. Детская вера и оптинский старец Амвросий Как во всех старинных русских семьях, вера перешла к нам от предков. Я знаю о многих жертвах, принесенных ей родом моего отца, один из предков которого упоминается уже в числе бояр Димитрия Донского, – и, так же, предками моей матери. Московский патерик Эта книга содержит 26 жизнеописаний. «Церковь цветёт, плодоносит, - говорит Е. Поселянин, - но дела ее, в противоположность делам мира, где маленькие люди подымают вокруг своих неценных, ненужных дел такой шум, ее дела совершаются бесшумно, в святом сосредоточении. Эти дела видит и знает им цену русский простой народ, который по рассказам отцов продолжает любить людей,... Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец «В настоящей книжке собрано то, что написано автором и появилось в разных повременных изданиях со времени первой вести о предстоящем церковном прославлении великого старца Серафима Саровского (т. е. с июля 1902 г.) — до января 1903 года. Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников

http://azbyka.ru/fiction/1/poselyanin-ev...

Глава 20. Прот.Михаил Тихомиров и его однодельцы В 1924 г. мрачным было положение православия в раздавленной пятой Апфельбаума-Радомысленскаго-Зиновьева, Петровской столице, только что переименованной в Ленинград. Все священники, не примкнувшие к обновленцам были сосланы, кроме двух – бывш. законоучителя Императорского Училища Правоведения прот. о. Ксенофонта Виноградова (ум. окт. 1935 г.), которого защищало то, что он служил в греческой церкви на Лиговке, бывшей под покровительством греческого посольства в Москве (в 1924 г. Греция возобновила дипломатические отношения с СССР и взяла под защиту греческие храмы), и отца Михаила Тихомирова, б. свящ. л. гв. Преображенского полка, служившего в Преображенском всей гвардии Соборе. Неудивительно, что Великим постом все верующие, не признавшие обновленчества, лишь у них исповедывались. О. Михаил исповедывал по 200–300 человек в день, исповедь длилась не больше 2–3 минут, ибо всякий понимал, что нельзя его задерживать, а самое появление в его храме означало верность Православию. Год спустя, вернулись из ссылки викарии – Алексий Ямбургский и Николай Петергофский и сразу десятки церквей из обновления переходили путем покаяния их духовенства перед Алексием в Патриаршую Церковь , но люди не знали тогда, почему ГПУ перестало поддерживать обновленцев; не знали, что перед ними его фавориты: будущий лже-патриарх Алексий (Симанский) и его заместитель митроп. Николай (Ярушевич) . При них выслан был в Тверь о. Михаил. Осенью 1930 г. в моей битком набитой камере – пишет свидетель – оказался ненадолго генерал Казакевич, который уже в 1922–25 г. отбыл ссылку по церковному делу в Нарымский край. Он мне сказал, что на этот раз арестован по делу «двадцатки» Преображенского Собора и по этому делу привезен из Твери о. Михаил. Этот бравый генерал, вызванный ночью на допрос, поведал одному моему соузнику, что их обвиняют в нелегальной отправке полковых регалий Государыне Императрице Марии Феодоровне в Копенгаген. Проверить это мне лично не удалось. Только год спустя в Карельском концлагере узнал я от их однодельцев – членов двадцатки, что в начале февраля 1931 г. по этому делу расстреляны: настоятель Преображенского всей гвардии Собора Митрофорный Протоиерей о. Михаил Тихомиров, бывший Преображенец генерал Казакевич, известный церковный писатель Поселянин (настоящая фамилия – Погожев), прекрасный юноша, твердо разоблачавший в свои юные годы (не больше 20–22 лет лживость «политики» митроп. Сергия, по фамилии Карцев, сын адмирала – директора Морского Корпуса и дочери морского министра – адмирала И. К. Григоровича, и вдова члена Казанской Судебной Палаты Рымкевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010