Интересно, что монах Иван (настоящее имя его до пострижения было Парамон) прибыл в Москву обличать безбожника-царя в весьма характерном облачении: на нем ничего не было, кроме медной цепи с крестом на шее. Следовательно, прозвище, под которым фанатичный монах фигурировал в делах Преображенского приказа, не нуждается в фигуральном истолковании, обличитель антихриста был совершенно наг и бос. Интересно отметить, что эпопея «нагого» возмутителя спокойствия окончилась на Дону, в Азове, куда его сослали на каторгу, как и многих других современных ему бунтовщиков. Петр I приказал «Тому Парамошке за свое воровство и за воровские непристойные слова учинить наказание, бив кнутом нещадно и запятнав сослать в Азов на каторгу, в вечную работу» Несомненная конкретность прозвища Ивана Нагого заставляет задуматься о том, что и соответствующая боярская фамилия могла иметь в своем истоке прямое, а не переносное значение. Возможно, ее первый носитель в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах появился на людях в костюме Адама, за что и получил свое прозвание. Антропонимические портреты Безымянные создатели прозвищ рисовали портреты своих случайных крестников в разных ракурсах. Иногда им хотелось отметить общее впечатление, производимое человеком, и тогда появлялись прозвища Баский, Лепый, Хороший, от которых пошли фамилии Басков (Старочеркасская), от ярославского баса – красота, изящество; Дородницын (Багаевская), от дородница, в донском говоре – красавица Ладный (Кундрюченская), Лепичев (Пятиизбянская), Лепченков (Вешенская), от лепый – красивый, прекрасный; Молодцев (Вешенская, хут. Ермаков), от молодец – видный статный человек; Погожев (Романовская); Пригожев (Новочеркасск), от погожий, пригожий – красивый, приятный; Хорошев (Пятиизбянская, Усть-Белокалитвенская); Хорошинцев (Филипповская), от хороший, красивый. Этим приятным «хвалебным» фамилиям противостоят несколько антропонимов, основы которых говорят о внешней непривлекательности первого носителя прозвища: Безобразов (Новочеркасск); Чучуев (Мигулинокая), по-видимому, от чуча – чучело.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скоро день рождения. Надо с Ларисой куда-нибудь удирать (или во Владимир с Колей и Леной, или к ним — на два дня), т. к. если принимать гостей, то придет человек 40, не меньше. Сажать их некуда. Остается бегство. Поговорил с Л. Козловым. Он берет книгу на себя. Условия: 1. Я отвечаю на любые вопросы. 2. Отдаю все черновики. 3. Снимаю фамилию с книги. 4. Получаю (вернее не получаю, ибо я уже получил) 1100 р. Лёня вел себя, как всегда, благородно. Он против третьего пункта, но, думаю, со временем все уладится. Апрель 1971 17 апреля Союз дает квартиру, кажется. В деревне за работу берут 1800. Долгов прибавляется. Вере Федоровне — 1300. 24 апреля Наконец-то я добился того, чтобы избавиться от Нагорной. Теперь директор — В. И. Тарасов. Бывший начальник отдела кадров Комитета, снятый в результате какого-то скандала. У него нет опыта работы в группе и на производстве, зато он имеет колоссальные связи. С двумя, тремя хорошими замами все будет в порядке. Во всяком случае, человек он обязательный и милый. Сейчас ждем возможности выехать в Ялту. В Мясном начался ремонт. Лариса уехала туда, и несколько дней уже о ней ни слуху ни духу. Что за бестактность! Как она не понимает, что все эти «мелочи» отношений расшатывают обычно самые крепкие конструкции. Прочел «Модильяни» Виленкина. Очень слабо, безграмотно и плоско. Ой, как хочется снимать! Что это за страна, которая на мне даже заработать не хочет!? Был у Романова. Сидят: Герасимов, Бондарчук, Кулиджанов, Погожева (?), некто из ЦК (от Ермаша соглядатай) и Баскаков. Да, и Сизов. Опять поправки по «Рублеву». Сил уже нет! Не выдержал и поскандалил немного. Еще хуже то, что Сизов за поправки категорически, даже если Демичев согласится выпустить картину без них. Надо идти к Демичеву, обратиться к первоисточнику всех бед. Посмотрим. На роль Хари утвердил Наташу Бондарчук. На последней примерке платья она была просто великолепна. Надо непременно начать собирать материалы, всевозможные материалы о Ф. М. Достоевском. «Голгофа» — неплохое название. Скорее всего, следует писать одному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Календарь Материалы 22 декабря 2010 г. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Л. Н. Погожева Вспомнил старик, как тому сорок лет Видел он ясно виденье: В небе Царицу Небес и пред Ней Отрока-сына в моленьи. [Интернет-журнал/Общество] Теодор Даналаке Итак, чем ты побежден, тому ты и раб. Если ты не можешь удержаться от того, чтобы играть и делать ставки, это значит, что деньги и жажда денег властвуют над тобой, а последствия этого понять нетрудно. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Публикации] Сейчас люди все время ищут быстрых и легких решений. Фастфуд проник из светской жизни уже и в духовную. Даже верующие не хотят потрудиться, потратить какое-то время. Они хотят моментальных решений своих проблем. Потому и ищут духоносных старцев, чтобы те тут же разрешили их проблемы. Сами они не хотят углубляться в молитву, смиряться, терпеть. И если не находят старцев, то создают таковых сами. Это самое страшное заблуждение для всех. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Не отбирает ли отец деньги у сына распутного и не дает ли сыну разумному, который может их с пользою употребить? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Бог никого не оставляет. У Него все дети, нет пасынков. Священник Дмитрий Шишкин О самом лучшем почти невозможно говорить. Оно неуловимо, как сладостный запах детства, возникающий из ниоткуда и стремительно тающий, так, что вдыхаешь вновь, но ничего уже не чувствуешь и не помнишь… Уже позже я узнал о том, что владыка Иосиф двадцать лет отбыл в различных лагерях, тюрьмах и ссылках. При этом я видел его жизнерадостное лицо, горящие глаза, и у меня тогда возникали такие вопросы: как можно было сохранить такое жизнеутверждающее видение дальнейшей жизненной перспективы, в то время, когда, казалось бы, все было применено для того, чтобы уничтожить это. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Sergei Bulgakov Struck by the speech of the High Priest, as though by the awesome verdict of the judgment of God Himself, the righteous man had no time even to withdraw from the altar, as a new heavier insult struck his hearing. One of the Israelites bringing his gifts, pushed him away, said, “Depart from here, did you not hear that you are unworthy to bring gifts to God together with us, because you have not left offspring for Israel?” With deep humility Joachim accepted this accusation as if it were from the mouth of the very God, and with deep sadness left the temple. [News] His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia has called upon the Church to perform the mission of overcoming and preventing interethnic discord, reports Interfax – Religion. [News] The Georgian Patriarchate announced the transfer of control over the Abkhaz Diocese to the leader of the Georgian Orthodox Church. Новости 22 декабря 2010 г.

http://pravoslavie.ru/archive/101222

Варвара Петровна ответила гордым взглядом. Но Кармазинов не вынес успеха французской фразы и быстро и крикливо перебил Степана Трофимовича. — Что до меня, то я на этот счет успокоен и сижу вот уже седьмой год в Карльсруэ . И когда прошлого года городским советом положено было проложить новую водосточную трубу, то я почувствовал в своем сердце, что этот карльсруйский водосточный вопрос милее и дороже для меня всех вопросов моего милого отечества… за всё время так называемых здешних реформ. — Принужден сочувствовать, хотя бы и против сердца, — вздохнул Степан Трофимович, многозначительно наклоняя голову. Юлия Михайловна торжествовала: разговор становился и глубоким, и с направлением. — Труба для стока нечистот? — громко осведомился доктор. — Водосточная, доктор, водосточная, и я даже тогда помогал им писать проект. Доктор с треском захохотал. За ним многие, и уже на этот раз в глаза доктору, который этого не приметил и ужасно был доволен, что все смеются. — Позвольте не согласиться с вами, Кармазинов, — поспешила вставить Юлия Михайловна. — Карльсруэ своим чередом, но вы любите мистифировать, и мы на этот раз вам не поверим. Кто из русских людей, из писателей, выставил столько самых современных типов, угадал столько самых современных вопросов, указал именно на те главные современные пункты, из которых составляется тип современного деятеля? Вы, один вы, и никто другой. Уверяйте после того в вашем равнодушии к родине и в страшном интересе к карльсруйской водосточной трубе! Ха-ха! — Да, я, конечно, — засюсюкал Кармазинов, — выставил в типе Погожева все недостатки славянофилов, а в типе Никодимова все недостатки западников … — Уж будто и все, — прошептал тихонько Лямшин. — Но я делаю это вскользь, лишь бы как-нибудь убить неотвязчивое время и… удовлетворить всяким этим неотвязчивым требованиям соотечественников. — Вам, вероятно, известно, Степан Трофимович, — восторженно продолжала Юлия Михайловна, — что завтра мы будем иметь наслаждение услышать прелестные строки… одно из самых последних изящнейших беллетристических вдохновений Семена Егоровича, оно называется «Merci».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

342 У А. М. Коноплянцева: «Леонтьев по-прежнему грезит о пышной и богатой разнообразием жизни, где силы божественные (религиозные) борются с силами страстно-эстетическими (демоническими)» (Памяти К. Н. Леонтьева . СПб., 1911. С. 137). 343 В начале XX в. вышли две обстоятельные биографии о. Амвросия, составленные священниками: Жизнеописание в бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М., 1900; Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной Пустыни и ее старчества/Составлено прот. С. Четвериковым. Изд. Оптиной Пустыни, 1912. В 1892 г. отдельным оттиском выходила статья «Отец Амвросий» Евгения Поселянина (Е. Н. Погожева). Однако ни в одном из этих и других менее значительных просмотренных нами изданий приведенная Б. А. Грифцовым цитата не обнаружена. 344 См. стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило» (1820): «Где легкокрылая мне изменила радость//И сердце хладное страданью предала» (Пушкин А. Поли. собр. соч. М., 1954). 345 С семейством Карцевых Леонтьев познакомился в 1877 г., когда приехал в Петербург вновь искать себе место в Министерстве иностранных дел. Они оказались соседями по меблированным комнатам на Большой Морской, и Леонтьев часто проводил у них вечера. С сыном Е. С. Карцовой Юрием, молодым дипломатом, спорил о политике, а в дочь – Ольгу Сергеевну был даже влюблен. Письма Леонтьева к Е. С, О. С. и Ю. С. Карцевым за 1878 и начало 1879 г. опубликованы Ю. С. Карцевым с его предисловием в сборнике «Памяти К. Н. Леонтьева ». Цитированное Грифцовым письмо от 1 ноября 1878 г. адресовано не Е. С. Карцовой, а ее дочери О. С. Карцовой (см. указ. изд., с. 296). Читать далее Источник: К.Н. Леонтьев: Pro et contra : Антология : [В 2 кн.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1995. (Серия " Русский путь " )/Кн. 1: Личность и творчество К. Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891-1917 гг. - 1995. - 474, с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Одним из доводов в пользу такой передатировки послужило обнаруженное письмо П. М. Свободина от 9 апреля 1890 г., в котором он, отвечая собирающемуся ехать на Сахалин Чехову (его письмо не сохранилось), сообщал: «…Погожев мне сказал, что для принятия и постановки на сцену „имеющих быть“ написанными пиес по дороге на Сахалин достаточно будет простого письма ко мне, и бланок (условий) подписывать не нужно. В письме, которое Вы можете написать и до отъезда, Вы скажете, что такую-то пьесу (оставьте место для вписания названия) Вы доверяете подать в Комитет такому-то – вот и все. Для пущего успеха можете написать два-три таких письма на случай, если напишутся две-три пьесы. Впрочем, может быть, я и вышлю Вам эти самые бланки, если уж Вам так хочется» (Записки ГБЛ, вып. 16, стр. 219). Однако если бы Чехов действительно задумывал тогда переработку «Лешего», он, разумеется, не стал бы скрывать этого от Свободина, которому ранее на всех этапах работы над этой пьесой доверительно сообщал малейшие подробности. Между тем, в письме «Леший» даже не назван и ни слова не сказано о переделке какой-либо пьесы. В нем речь идет скорее о замысле какой-то новой пьесы или даже «двух-трех» пьес, не имевших еще заглавий, которые Чехов, как понял его Свободин, мог написать «по дороге на Сахалин». И меньше всего это могло относиться к переделке «Лешего» в ближайшее время: ведь в этом случае Чехов, конечно, не стал бы торопиться с публикацией пьесы; однако перед самым отъездом на Сахалин он отдал рукопись «Лешего» С. Ф. Рассохину для литографирования и поставил тем самым точку в работе над пьесой. Сомнительно также свидетельство Вл. И. Немировича-Данченко, который писал в своих воспоминаниях: «От „Лешего“ до „Чайки“ шесть-семь лет. За это время появился „Дядя Ваня“» (Из прошлого, стр. 48). Мемуарист тут же сам признается, что плохо помнит обстоятельства появления этих пьес Чехова: «Никак не могу вспомнить, когда и как он изъял из обращения одну и когда и где напечатал другую. Помню „Дядю Ваню“ уже в маленьком сборнике пьес. Может быть, это и было первое появление в свет» (там же, стр. 48–49).

http://predanie.ru/book/221220-chayka-dy...

Т. С. Пассек. Периодизация трипольских поселений//Материалы и исследования по археологии СССР. 10. М., 1949. М . Gimbutas. The Gods and Goddesses of Old Europe. 7000-3500 ВС: Myths, Legends and Cult Images. Berkeley, 1974. P. 67-70. Т . Г . Мовша . Святилища трипольской культуры//Советская археология. 1971. 1; А. П. Погожева. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, 1983. М. Gimbutas . The Earth Fertility Goddess of Old Europe//Dialogues d " histoire ancienne. P., 1987. P. 12. С этой мыслью соглашался и Мирча Элиаде: «После открытия плуга земледельческий труд уподобляется соитию. Но в течение тысячелетий Мать-Земля давала рождение одна, в результате партеногенезиса (так Гера рождает Ареса и Гефеста)… Рожденный Землей человек, умирая, возвращался к своей матери. «Сползай в эту мать-землю, необъятную, дружелюбную землю!» [RV. X, 18, 10]. Священный смысл женского начала и материнства наверняка не был неизвестен и в палеолите, но открытие земледелия существенно усилило его». ( М Eliade . HRI. Vol. 1. P. 40). Рифма английская womb-tomb (womb – матка, исток), (tomb – могила) не случайна, отмечает в связи с этим М. Гимбутас. Б. Б. Пиотровский. Семантический пучок в памятниках материальной культуры//Известия Государственной академии истории материальной культуры. Л., 1930. Т. 6. Вып. 10. С. 10-11. C. J. Bleeker. The Divine Lady//The Sacred Bridge. Researches into the Nature and Structure of Religion. – Leiden, 1963. P. 86, 90. D. Srejovi ж . Neolithic Religion//ER. Vol. DC. P. 358; D. Srejovi ж . Europ " s First Monumental Sculpture: New Disoveries in Lepenski Vir, L., 1972. D. Kirkbride. Five Seasons at Pre-pottery Neolithic Village of Beidha in Jourdan//Palestine Exploration Quarterly. L, 1966. 1 От греч. – отказ, отрицание. Богословский метод, характеризующий Бога с помощью отрицательных определений: Бог непостижим, неизобразим, безóбразен, невидим и т. п. Р . Wheatley. The Pivot of the Four Quarters. A Preliminary Inquiry into the Origins and Character of the Ancient Chinese City. Chicago, 1971. P. 20-22.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Павлов Василий,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1872 гг.). Отец: Петр Петров, диакон; Москва, Никитский сорок, Страстной девичий монастырь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 15). Петропавловский Аркадий,родился 1 декабря 1852 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Александр Иванов († до 1875 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Ямкино, Рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 281 об., 282). Писарев Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Константин Михайлов, заштатный священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, Покровская на Речме церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 34). Побединский Иван,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Петр Николаев († до 1873 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Николаевский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 27, 39). Погожев Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Александр Петров († до 1873 г.), дьячок; Москва, Китайский сорок, Варваринская на Варварке церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 53). Погожев Александр,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Димитрий Погожев († до 1874 г.), священник; Москва, Ивановский сорок, Николаевская в Котельниках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 236). Погожев Алексей,родился 10 марта 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Димитрий Погожев († до 1876 г.), священник; Москва, Ивановский сорок, Николо–Котельническая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293; д. 1785, л. 17). Погожев Дмитрий,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Андрей Петров, священник; Москва, Пречистенский сорок, Ржевская на Поварской церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 31). Погожев Игнатий, родился 27 января 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Димитрий Погожев († до 1878 г.), священник; Москва, Ивановский сорок, Николаевская в Котельниках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 316 об., 317).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Посещение Оптиной Пустыни В 1888 году Евгений посетил Оптину Пустынь , где старец Амвросий благословил его писать " в защиту веры, Церкви и народности " . Позже он с сердечной теплотой писал о своем наставнике и духовном отце: " Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати " . В " Летописи Скита Оптиной пустыни " , составленной в 1900 году рясофорным монахом Павлом Плиханковым (будущим старцем Варсонофием ), 5 июня была сделана запись: " Сегодня прислан отцу Игумену Ксенофонту Троицкий листок об отце Амвросии, составленный одним из духовных сыновей Старца, Евгением Николаевичем Погожевым, помещающим свои статьи в разных духовных журналах под псевдонимом Поселянина. Е.Погожев глубоко верно обрисовал духовный образ Старца и его служение православному русскому народу " . О Е.Поселянине сделана также запись и 16 июля: " Сегодня посетил Оптину Пустынь известный духовный писатель Евгений Николаевич Погожев... Был у Начальника Скита и у рясофорного монаха отца Павла... Евгений Погожев был одним из преданнейших духовных сыновей Старца Амвросия и поместил в Душеполезном Чтении за 1892–1895 годы несколько статей о жизни Старца. Кроме того, Евгений Погожев издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину Пустынь с самой лучшей стороны в отношении как внешнего, так особенно внутреннего ее благоустройства " . Старец Варсонофий видел в нем большие духовные дарования и предлагал стать монахом. Евгений Поселянин не принял монашеского пострига: " И в миру можно приносить пользу " , - ответил он. На государственной службе Евгений Николаевич Погожев в гостях у Тютчевых (стоит 2-й слева). Фото нач. XX в. В 1893 году он переселился в Царское Село , а затем в Санкт-Петербург , где стал служить чиновником канцелярии 2-го (крестьянского) департамента. В 1898 году перешёл в комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции. В 1903 - 1904 годах работал в канцелярии Российской Императорской Академии наук, получил чин статского советника.

http://drevo-info.ru/articles/376.html

В 1888 году в жизни Евгения Погожева произошло событие, которое определило всю его дальнейшую жизнь. Об этом рассказывает преподобный Варсонофий Оптинский: «Однажды он с тетей собирался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки отца Амвросия. – Вы, тетушка, поезжайте, а я вас в Калуге подожду, – решительно заявил он. – Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к старцу ты можешь не заходить. Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тетка упрашивает, не сходит ли он хоть разок к отцу Амвросию, но племянник решительно объявляет: «Нет уж, не просите, к отцу Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает текстами». Так и не пошел. Тетка же рассказала о нем отцу Амвросию. – А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал батюшка, – передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть-десять минут». Он вышел от отца Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил: – Нет, сначала надо окончить университет, а там я скажу вам, что делать. По окончании университета Евгений Николаевич приехал к отцу Амвросию и спрашивает, что же теперь делать. – А теперь, – сказал батюшка, пишите в защиту веры, Церкви и народности» . Позже он с сердечной теплотой писал о своем наставнике и духовном отце: «Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати» . Великому старцу Евгений Поселянин посвятил отдельный очерк: «Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий» (СПб, 1907). В «Летописи Скита Оптиной пустыни», составленной в 1900 году рясофорным монахом Павлом Плиханковым (будущим старцем Варсонофием), 5 июня была сделана запись: «Сегодня прислан отцу Игумену Ксенофонту Троицкий листок об отце Амвросии, составленный одним из духовных сыновей Старца, Евгением Николаевичем Погожевым, помещающим свои статьи в разных духовных журналах под псевдонимом Поселянина. Е. Погожев глубоко верно обрисовал духовный образ Старца и его служение православному русскому народу». О Е. Поселянине сделана также запись и 16 июля: «Сегодня посетил Оптину Пустынь известный духовный писатель Евгений Николаевич Погожев... Был у Начальника Скита и у рясофорного монаха отца Павла... Евгений Погожев был одним из преданнейших духовных сыновей Старца Амвросия и поместил в Душеполезном Чтении за 1892–1895 годы несколько статей о жизни Старца. Кроме того, Евгений Погожев издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину Пустынь с самой лучшей стороны в отношении как внешнего, так особенно внутреннего ее благоустройства».

http://pravoslavie.ru/1673.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010