Чет. Минея 3 июня. Перенесение мощей его 3 июня. В службе два канона. 16 Преп. Феодора Освященного, ученика Пахомиева. Египтянин, наследовавший своему наставнику, после препп. Петрония и Орсисия, в управлении обителями. Преставился в 368 г., 64 лет. Получил проименование Освященного, вероятно, от того, что один, или первый, в своей обители имел сан священства. Чет. Минея от Жития Пахомиева. (Act. SS. 14 maii. Fabr. IX. 318). Мес. В. 15 мая. Март. Р. 28 дек. Есть служба. Блаженной отроковицы Музы. Римляныня; скончалась в малолетстве, быв предызвещена о смерти в сонном видении, Пресвятой Богородицей. Чет. Минея от св. Григория папы. (Кн. 4. гл. 17). (Act. SS. apr. I. р. 91). Св. Георгия, епископа Митилинского. Поставлен во епископа на соборе, восстановившем иконопочитание, в 842 году. Месяц. всех свв. (Or. Chr. I. col. 957). Мес. В. Преп. Ефрема Перекомского. Из Кашина, ученик преп. Саввы Вишерского, основатель обители Верендовской или Перекомской. Скончался 1492 года, сентября 26 дня. След. Псалт. Есть служба. 17 Св. ап. Андроника, от 70, и Иунии, помощницы его. О них упоминает ап. Павел в Рим.16:7 . Предание говорит, что Андроник был епископом в Паннонии. Чет. Минея. (Act. SS. maii IV. р. 4). Мес. В. Св. Андроник воспоминается еще 30 июля. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Солохона, Памфамира и Памфалона. Воины; умучены трибуном Кампаном в Хадкидоне, в царств. Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. maii IV. p. 25). Март P. Мес. В. Св. Стефана, архиеп. Цареградского. Сын имп. Василия Македонянина, брат имп. Льва Мудрого , преемник Фотия, рукоположенный в патриарха 886 г., скончался в 893. Пролог. (Or. Chr. I. col. 219. Act. SS. maii IV. р. 55). Мес. В. 17 мая и 25 авг. 18 Св. Феодота Анкирского, и свв. мучениц семи дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Пострадали в Анкире, около 304 г., от Феотекна: свв. девы утоплены в озере, Феодот, тайно погребший их тела, усекнут 7 июня. Прежде их, там же, пострадал св. Сосандр. Чет. Минея из Страдания, написанного сверстником и согражданином мученика Нилом. (Act. SS. 18 maii IV. р. 147. Gallandii Bibl. t. IV. Prolog, с. VII. Assem. Kal. VI. р. 354 et 418). Мес. В. 7 июня. Март. Р. Св. Феодот воспоминается еще 7 июня и 7 ноября. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

  Житие прп. Феодосия Печерского   О, чадо, выдиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же, юн сый, и аз мню, яко не имаши терпети скорби на месте сем.   Чадо! Видишь ли, что место сие весьма скорбно и требует подвига. А ты еще молод, юн, и не можешь перенести его.   ...остризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает и долу влекущая мудрования.   ...остризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает и долу влекущая мудрования. Однако прямое заимствование из Жития прп. Феодосия Печерского вовсе не обязательно. Аналогичные диалоги есть и других житийных текстах. Приведем начало и конец текстуально совпадающих фрагментов Житий прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского, которые были написаны раньше, нежели Житие прп. Иннокентия. Житие прп. Александра Свирского (84)     Житие прп. Иннокентия,  список В  Житие прп. Ефрема Перекомского (85)   ...поклонися до земля, моляся ему со слезами, дабы его сотворил мниха. Игуме же Иоаким, видев блаженнаго юношу на земли лежаща и слезы многи проливающа, и проразуме хотящую благодать явитися на нем. И нача глаголати к нему: «О, чадо, выдиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же, юн сый, мню же, яко не имаши терпети скорби на месте сем.     ...поклонися ему до земли, моля его со слезами, еже облещи его во аггельский образ. Святый же, видев юношу, на земли лежаща и слезы многи проливающа, и проразуме хотящую благодать явитися на нем. И нача глаголати к нему: «О, чадо, выдиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же юн сый и аз мню, яко неимаши терпети скорби на месте сем.   ...поклонися до земли, моляся ему со слезами, дабы его приял. Игумен же, видев святаго юношу, на земли лежаще и слезы многи проливающа, проразуме хотящую благодать быти на нем и начать глаголати ему: «О, чадо, видеши ми, яко место сие скорбно сущо и подвижимо на всяко дъло. Ты же ун сый, мню, яко не имаши терпети на месте семь скорби.  Се же слышав от игумена, Божественный юноша паки поклонися ему до земли. И тако остризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает и долу влекущая мудрования.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

8 . КИПРИАН. 9 . ГРИГОРИЙ. 10 . МОИСЕЙ. В. Игумены: 11 . ИОАНН I, в 1388 году хиротонисан в Архиепископа Новгородского. 12 . ИОСИФ I. Записан в Синодик без лет. 13 . НАФАНАИЛ. Записан в Синодик без лет. 14 . СЕРГИЙ. Упоминается в 1515 году 15 . НИКИФОР I, в 1517 году определён по указу Государеву из Московских Иеромонахов (см. Житие Преп. Ефрема Перекомского, в рукописях. 16 . АЛЕКСАНДР. Записан в Синодик без лет. 17 . ФЕОДОСИЙ I. Упоминается в 1532 году, Августа 13 дня; в 1542 году, Июня 1 хиротонисан в Архиепископа Новгородского. 18 . ПАИСИЙ. Упоминается в 1551 году, Мая 17 дня. 19 . ФЕОГНОСТ. Записан в Синодик без лет. 20 . ГУРИЙ Коровин. Упоминается в 1552 году. 21 . ВАРЛААМ II. Записан в Синодике без лет. 22 . МАРКЕЛЛ, в 1555 году был в Москве на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. 23 . ФИЛОФЕЙ, настоятельствовал с 1555 года и упоминается в 1566 году, Июля 2. 24 . ДИОНИСИЙ I. Упоминается в 1579 году; он в 1581 году, Января 15, был на соборе в Москве. 25 . СИЛЬВЕСТР I. Упоминается в 1584 году, Декабря 3 и 1591 года, Января 15. 26 . АРКАДИЙ. Упоминается в 1595 году и 1598, Июня 29 и Августа 8. 27 . КОРНИЛИЙ I. Записан в Синодике без лет. 28 . ИОИЛЬ. Записан в Синодике без лет. Г) Архимандриты: 29 . ТРИФОН. Упоминается в 1601 году Игуменом; а в 1609 году произведён в Архимандрита. 30 . ПАФНУТИЙ. Записан в Синодике без лет. 31 . КИПРИЯН II. Упоминается в 1613 году и в 1617 году, Июня 24. 32 . ВАРЛААМ III. Упоминается в 1621 году, Августа 31. 33 . ФЕОДОСИЙ II. Упоминается в 1624 году, Января 25. 34 . ВАРЛААМ IV. Упоминается в 1624 году, Января 26. Вероятно, тот же, что и выше, под 32. 35 . ФЕООДОРИТ. Упоминается в 1629 и 1635 годах. 36 . РАФАИЛ. Упоминается в 1636 году, Марта25, и в 1637 году, Декабря 28. 37 . ПАХОМИЙ I. Упоминается в 1638 году, Ноября 30, 134 и в 1641 году. Он в схиме наречён Пафнутием. 38 . ЕВФИМИЙ I. Упоминается в 1642 году, Мая 8 и в 1646 году. 39 . ВАРЛААМ V. Упоминается в 1648, 1649, Февраля 15, и в 1652 годах. 40 . СОФРОНИЙ, настоятельствовал с 1652 по 1653 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

V. Мучч. Онисифора и Порфирия . Вас. 240. 43 и многие (9 ноября). Павлы, Валентины, Хионии или Теи . Маз. Тур. и др. (10 февр.). Петра нового, муч. критского. Сирм. (14 июля М. Гр.). Муч. Авудима . МГр. (15 июля). Св. Кириака , воздвигшего крест и св. Анны (матерь его). Син. 2 (окт. 28). 17 I. Св. великомуч. Марины в Антиохии нисидийской при Диоклитиане. Син. 1. Вас. кап. Флор. 1. Петр. Мст. и др. † М. Канон Феофана по Греч. Минеям, что и у нас. Служба. В Гр. Мин. еще другой канон Иосифа. (М. Р. 20 июля Р. Н. 18 июля Марины, а 12 июля Маргарины он же). Пренесение мощей пр. Лазаря , в галисийский горе постившегося. Коал. 2. 1370. См. память его 7 ноября. II. Мучч. Сперата и Вероники усеченных. Неап. 240. Шиф. (Син. 1 одного Сперата. В 724 июля 18). Евфрасия , еп. ионопольского мире (в Пафлогонии). У. Ле-Кьена нет. III. Преставление пр. Иринарха игумена соловецкого в 1628 году. 209 †. ( Филим. 29 марта). Мощи под спудом в часовне его имени. Преставление пр. Леонида Усть-недумского 17 июля в 1654 году. Основал монастырь в 80 верстах от Лальска на р. Лузе. Усть-недумский, потому что, когда ужален был змею, не думал о сем и остался цель. Мощи под спудом в приходской введенской церкви, бывшей монастырской. Святогорской иконы Божией Матери в святогорском псковском монастыре. Явилась в 1569 г. V. Св. муч. Афиногена и дружины. Син. 1. Екл. Петр. Мст. Акад. 240 и др. (16 июля). 15,0 мучч. в Писидии. Шиф. Маз. (16 июля). Павла, Теи, Валентины . Сирм. Шиф. 1429 (10 февр.). Онисифора и Порфирия . 1429. Шиф. (9 нояб.). Муч. Феодоты . Сирл. (29 мая). Пятого вселенского собора . Коал. 1 (25 июля). Шестого вселенского собора и всех шести вселенских соборов. 1370. 1429 (23 янв. и 16 июля). Пренесение мощей Петра митрополита московского. 51 (24 августа). Пр. Ефрема перекомского. 1621 (10 мая). 18 I. Св. Муч. Емилиана в Доростоле при Иулиане. Вас. Кал. Флор. 1. Петр. М. Р. А. У. †. М. XI в. Канон Иосифа. Служба (Акад. 1 июля 19. Мак. вторично 25 июля). Св. муч. Иакинфа , иже во Амастриде, † от язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Варуха . 1295. Сирл. (МГр. 21 окт.). Вавилы , архиеп. антиохийского. Екл. (4 сент.). Ипатия , еп. гангрского. Строг. Мил. МГр. 1820. Никод. (31 мар.). Фомы нового, патр. константиноп.Конст. Кап. 239 и др. (21 марта). Захарии и Азы . 1295 (21 окт.). 16 I. Св. ап. и ев. Матфея в Ефиопии. Все (кроме МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (Неап. 6 мая. М. Р. Анга. Б. и все 21 сент. Крит. 9 окт. Западные говорят, что мощи его в Салерно, а глава в Риме в церкви Богоматери Маджиоре). Св. Фулвиана князя, нареченного во св. крещении Матфея; обращен ев. Матфеем. Макс. Цитер. Аполлос. 1806. Киев. Мес. Мес. вс. св. Преставление пр. Сергия малопипежского, † 1585. IV. Пр. Павла . 51. 124. 1621 (одно лице с Памвою? V). V. Ипатия , еп. и чудотворца. Рум. Мак. М. XV в. 397 Соф. Напебр. Синод. в. 325 со службою (31 мар.). Муч. Варлаама . Вас. Иер. Кал. Нан. 2. М. 11. и 12 в. и многие (19 нояб.). Кинтилиана , еп. селевкийского. Сирл. (15 нояб. МГр.). Елпидия, Евстохия, Маркедла . Сирл. (15 нояб.). Заколение Иакова . 244. 247. (30 апр.). Отцов первого вселенского собора . 51 (29 мая). Пр. Памвы . 51. В 1621 Папы (18 июля). Пренесение мощей пр. Ефрема перекомского. 51. Белоз. 493. 516. В 201 обретение (16 мая). 17 Св. о. н. Григория , еп. неокесарийского, † 266–270. Все. М. Р. МКр. М 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (мР. А. У. 3 июля). Пр. Лазаря писца (икон) при Феофиле и Михаиле царях, † ок. 857 г. Петр. Лавр. 1295 (М. Р. 23 февр.). Пр. Никона , ученика пр. Сергия радонежского, † 1426. Собор 1547. У. 336. Белоз. 485. 1646. 1659. Канон иером. Пахомия. Служба. Она есть в Сборнике Румянц. в. II. Захарии скитотома (сапожника) и Иоанна . 1295. Пр. Лонгина . Канон сырн. Субб. 1295. В IV в. близ Александрии см. Достопам. Сказания. Пролог 9 апр. Пр. Иустина . 1295. Св. Максима , патриарха константиноп. 1295 (Конст. 20 нояб. Мак. 22 нояб.). Без сомнения, здесь разумеется Максимиан (431–434), что у нас 21 апреля, а не философ, епископ цареградский, аполлинарист, сн. Штадлера, IV. 380, и не Максим II († 1488), как в Правосл. Обозр. 1868. 41. стр. 394.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Евстафия монаха римского. 1295 (в Гр. мин. 28 сент. есть Евстафий муч. римский). Муч. Романа . Неап. Остр. Сав. Асс. Охр. Рум. 112. 1295 (Слепч. 26). Пр. Николая триккокита. Акад. Трикка – город в Фессалии. Прохора , ученика I. Богослова. 51 (ради апостола 26 сент.). Св. Пафма . Син. 1 (Пафнутии?) Целование св. Богородицы с Елисаветою. Зогр. 2. (очевидно ради зачатия I Предтечи 23 сент.). Но оно было спустя 6 месяцев после зачатия Предтечи после 25 марта, ок. 27 марта. V. В той же день 5 дев , мученых отцом своим Саулом (т. е. Павлом). Зогр. 2 (Смешение – вероятно это пять дев 22 сент. с Дросидою, дочерью Траяна, отцом замученною. Сн. 26 сент.). Муч. Ии из лагеря визадского. Остр. Екл. 1295 (11 сент.). Благоверных князей муромских Петра и Февронии . 124. 51 (вместо 25 июня ошибочно). Пр. Авраамия и Коприя печенгских. Филим. (4 февр.). 26 I. Преставление св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова , † при Траяне (98–117). Все. МКр. М. 11 и 12 в. Служба. Каноны Феофана и Иосифа. Стих. Германа, I. монаха и других. В Греч. М. два канона Феофана и третий Иосифа (Сн. 8 мая. Неап. Слепч. М. Р. Карф. Иерон. Б. мР. Р. В. У. 27 дек. Иерон. Гал. Р. Н 24 июня. Иерон. мР. В. А. У. 6 мая память мучения при Домитиане в Ефесе. Иерон. еще 25 мая. Копт. 1338 21 мая. Син. 2 дек. 29.Копт. 1286 и друг. коптские 30 дек. Екл. 8 нояб.). II. Муч. Хиры топором. 1295. Праведного Гедеона – судии израильского † 1307 г. до Р. X. 1295. (Мак. 1 сент. Копт. 1425 дек. 12). V. Пяти дев монахинь, замученных отцом своим Павлом. 239. 1295. Хлуд. 144. Сирм. (22 мар. с Дросидою или 9 июня). Муч. Рипсимии и дружины ее. Остр. Узуардов и Каштелян (30 сент.) Муч. Ариадны . 1295 (18 сент.). Муч. Романа . Слепч. (25 сент.). Священномуч. Досана . Хлуд. 144. (Дисана 9 апр.). Преставление пр. Ефрема перекомского. Филар. † (16 мая). Пр. о. н. Арсения . Син. 1 и 2. Екл. (8 мая). Пр. Харитона сянжемского. 516 (11 апр.). Пр. Иродиона илоозерского. Филим. (28 сент.). 27 I. Свв. мучч. Каллистрата и дружины его (известен один Гимнасий из 49 мучч.), ок 304 г. при Диоклитиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 9-й молитве у св. Ефрема есть место, которое могло навести на составление акафиста его автора: «Подвигни язык мой и уста мои песнословить Тебя с обрадованной душею и усердным сердцем и возгласить оное ангельское песнопение, которое Тебе, Матеродевственная, провещал Гавриил». Молитва эта переходит в прославительные воззвания к Богоматери. У св. Ефрема в числе прославительных возглашений есть между прочим: «радуйся, Адамово воззвание, радуйся, искупление Евы» (9-я молитва); в акафисте встречаем: «радуйся, падшаго Адама воззвание, радуйся, слез Евиных избавление» (ик.1). У св. Ефрема встречается: «мост всего мира, возводящий нас к премирному небу» (4-я молитва); в акафисте – «радуйся, мосте, преводящий сущих от земли на небо» (ик.2). В 4-й молитве у св. Ефрема встречаем: «лествица небесная, по которой сходят к нам небесные ангелы»; в акафисте – «радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог» (ик.2). У св. Ефрема: «самая твердая опора истинной веры»; в акафисте: «радуйся, твердое веры утверждение» (ик.4). У св. Ефрема: «немолчныя уста апостолов»; в акафисте: «радуйся, апостолов немолчныя уста» (ик.4). У св. Ефрема: «Матерь и Раба незаходимой звезды»; в акафисте: «радуйся, звезды незаходимыя Мати» (ик.5). У св. Ефрема: «похвала иереев»; в акафисте: «радуйся, честная похвало иереев благоговейных» (ик.12). В 5-й молитве у св. Ефрема встречается: «радуйся, Дево отроковица, сеннолиственное дерево, с которого все собираем плод»; в акафисте – «радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози» (ик.7). У св. Ефрема: «радуйся, пристань и покров плавающих»; в акафисте: «радуйся, пристанище житейских плаваний» (ик.9). У св. Ефрема: «радуйся, стена призывающих Тя»; в акафисте: «стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим» (ик.10). Имеются и другие выражения в акафисте, которые, несомненно, взяты также из молитв св. Ефрема. Кроме того, как указывает А. Петровский , в акафисте встречаются заимствования из слов Иоанна Златоуста на Благовещение 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

р.Б. Константин 2011/12/12, 12:32:04 Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную! Пресвятая Богородице, спаси нас! Отведи болезни, Заступнице Усердная! раба Божия Ирина 2011/12/11, 20:48:33 Богородица помилуй отца Ефрема с братией 2011/12/11, 18:41:47 Господи,Иисусе Христе, сыне Божий, во Имя Твое и во Славу Твою, спаси, сохрани, помилуй, благослови, помоги и защити Братий монастыря Ватопед и игумена Ефрема от зла и тяжких обстояний! Низкий Вам поклон, Отче Ефрем за поясок Пресвятой Богородицы, которым Святая Дева осенила крестом всю нашу многострадальную Россию. Молите Бога о нас,дорогие Братья во Христе Иисусе ! Многая Вам и Благая лета ! Клавдия 2011/12/10, 19:40:46 Зло мстит за то доброе дело, которое совершили монахи, но Господь сильнее! Пресвятая Богородица защити игумена Ефрема от зла. Спаси и помилуй. 2011/12/10, 15:58:47 [COLOR=#006600] Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй служителя Своего игумена Ефрема, огради от всякаго зла, нечестивых людей, навета дьяволького! Спаси и сохрани! Пресвятая Богородице, управи все дела служителя Твоего игумена Ефрема ко благу! Да устыдятся люди, делающие зло! Аминь. Все святии Горы Афонстей, молите Бога и Богородицу о спасении игумена Ефрема! русские из Эстонии благодарят игумена Ефрема и братию за принесение Пояса Богородицы в Россию! Спаси вас, Господи! [/COLOR] р.Б.олег 2011/12/10, 12:06:05 2011/12/08, 09:44:59 [COLOR=#0000FF]Гocnoдu Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй служителя Своего игумена Ефрема, огради от всякаго зла, нечестивых людей, навета дьяволького! Спаси и сохрани! Пресвятая Богородице, управи все дела служителя Твоего игумена Ефрема ко благу! Да устыдятся люди, делающие зло! Аминь. Все святии Горы Афон, молите Бога и Богородицу о спасении игумена Ефрема! Вся Россия благодарит игумена Ефрема и братию за принесение Пояса Богородицы! Спаси вас, Господи! [/COLOR] 2011/12/07, 11:39:27 Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй служителя Своего игумена Ефрема, огради от всякаго зла, нечестивых людей, навета дьяволького! Спаси и сохрани!

http://isihazm.ru/?id=499&c_pid=11

«Учителем покаяния» называет церковная традиция преподобного Ефрема Сирина . «Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом», – писал о нем святой Григорий Нисский 157 . Древний тропарь преподобному Ефрему Сирину , который мы находим в Минеях XVI в. Кирилло-Белозерского монастыря, говорит о святом: «Час присно провидя испытаниа. Рыдаше горко Ефреме. Яко любя безмлъвие. Делательник ж был еси в делех учитель божествен. Тем же Отче всекрасне. Ленивыя въставляеши к покаянию» (РНБ. Кир.-Бел., 344/601, л. 435 об.). На всем протяжении Великого поста читается краткая покаянная молитва Ефрема Сирина , на самых строгих службах Страстной седмицы обыкновенно предлагаются для назидания избранные слова из творений преподобного Ефрема Сирина . Так, в Нило-Сорской пустыне, где службы Великого поста проходили в теплой церкви Ефрема Сирина , в Великую среду, когда Церковь вспоминает предательство Христа Иудой, на службе читалось слово преподобного Ефрема об Иосифе Прекрасном. (Об этом сообщает правило всенощного бдения Нило-Сорского скита – РНБ. Соф. собр.,1519, л. 88.) И это имело символический смысл: жизнь Прекрасного Иосифа ( Быт. 37–50 ), проданного в рабство своими родными братьями, прообразовала, по толкованию Ефрема Сирина , первое пришествие Христа, преданного и распятого, и Его второе пришествие в славе для Страшного суда над человечеством 158 . В Великий пяток (пятницу) на выносе Плащаницы читалось слово Ефрема Сирина о великих страстях Господних (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 88). Многие проповеди преподобного Ефрема Сирина обращены к монашествующим, где он говорит, что должно строго хранить монашеские обеты. В храме Ефрема Сирина Нило-Сорского скита в местном ряду находилась икона преподобного Ефрема (что известно из самой ранней описи храмов Нило-Сорского скита – ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 6 об.), перед которой и проходили, в основном, монашеские исповеди. На этой иконе преподобный Ефрем Сирин изображен «с хартией со словами против нерадивых иноков», не соблюдающих монашеских обетов: «Ефрем глаголет яко велика беда есть, идеже закон и правила не жительствует во иноцех. Аще ты, окаянне, слабости ради твоея и пристрастия, скорбей ненавидиши и терпения отбегаеши, и ярем легкый Господа своего злословиши, яко жесток и тяжек есть, глаголеши, и не могу понести его. Люте тебе, окаянне, и кто помилует та, самого себя погубивша, лутще тебе тату не есть тебе. Разбойник и блудник молят бо да спасени будут. Тебе же блажат человецы яко предвечна. Ты же со лжею живеши в добром жити, и сладост мира сего и похоти его возлюбив, Небесное ж Царствие возненавидел еси» (КБИ АХМЗ. Дж. 212, надпись со свитка; пунктуация моя. – Е.Р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Точная дата кончины прп. Ефрема неизвестна. Предположительно, он умер в 373 г. Учение 1. Творения Патриарху Фотию была известна Книга бесед прп. Ефрема Сирина, однако он указывает, что в сирийском оригинале существует «свыше тысячи» сочинений Ефрема . Число творений на сирийском языке, надписанных именем прп. Ефрема Сирина, действительно очень велико, но еще больше текстов под его авторством представлено в греческой, а также латинской, армянской, коптской, арабской, славянской и других версиях. Исчерпывающий обзор сочинений св. Ефрема дать трудно, так как их полное критическое издание не закончено. Вопрос о греческом корпусе сочинений Ефрема, из которых многие являются подложными, еще не исследован с достаточной основательностью. То же следует сказать о латинском и славянском переводах. Русский перевод сочинений прп. Ефрема осуществлялся в XIX — начале XX в. первоначально по славянской, затем по сирийской и армянской версиям. В этом переводе прозаические произведения даны вперемежку с поэтическими, переведенными прозой, подлинные — с сомнительными и неподлинными . В нижеследующем обзоре произведений прп. Ефрема мы разграничим его творения по их жанру; кроме того, мы перечислим важнейшие сочинения, вошедшие в греческий корпус под его именем. В особом разделе мы приведем наиболее очевидные примеры псевдоэпиграфов. Прозаические экзегетические тексты, мемры и мадраши под именем прп. Ефрема Сирина, подлинность которых оспаривается на основании содержательных и языковых критериев, но для которых нет альтернативной атрибуции в рукописной традиции, мы перечислим среди творений прп. Ефрема, делая каждый раз оговорку относительно сомнений в их авторстве. Экзегетические произведения в прозе Значительную часть литературного наследия прп. Ефрема составляют его экзегетические трактаты. По свидетельству «Похвального слова» свт. Григория Нисского, прп. Ефрем написал толкование на все книги Библии: «Ефрем толковал все Ветхое и Новое Писание, от сотворения мира до последней благодатной книги». Преподобный Ефрем изъяснял Священное Писание буквально, но раскрывал и «глубины сокровенных в нем... созерцаний». Он считал, что «смысл таинственный почти везде [в Священном Писании] следует за историческим. Что пророки говорят о случившемся или имеющем быть с народом Божиим, то надобно относить к будущему состоянию Церкви Христовой» .

http://bogoslov.ru/article/5350926

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010