Мощи св. Ольги, свв. Бориса и Глеба и преп. Феодосия Печерского сокрыты были или сокрылись под спуд во время нашествия на Киев Монголов; мощи св. Леонтия епископа Ростовского ипрепп. Аврамия и Меркурия Смоленских сокрыты были или сокрылись под спуд при взятии Ростова войсками самозванца в 1608-м году и при взятии Смоленска Поляками в 1611-м году, а мощи кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, перенесенные в Москву из Чернигова в 1572-м году, сокрыты были или сокрылись под спуд (вероятно) при взятии Москвы Французами в 1812-м году. Из числа святых, о сокрытии под спуд мощей которых, обретенных нетленными и находившихся на вскрытии, ничего не может быть нами сказано, назовем, делая перечисление в хронологическом порядке открытия мощей: кн. Всеволода-Гавриила Псковского, мощи которого открыты были в 1812-м году 682 , Никиту Переяславского 683 , мощи которого открыты были при митр. Фотии, следовательно между 1408–1431-м годами; Мартиниана Белозерского, мощи которого открыты были около 1510-го года, Тихона Луховского, мощи которого открыты были в первой половине XVI века 684 , Ефрема Перекомского, мощи которого открыть были в 1545-м году, Стефана Махрищского, мощи которого открыты были в 1550-м году, Логгина Коряжемского, мощи которого открыты были в 1556-м году, Василия Блаженного, мощи которого открыты были в 1588-м году 685 , Геннадия Любимоградского или Костромского, мощи которого открыты были в 1646-м году, Иоанна юродивого Московского, мощи которого открыты были в 1672-м году, Пахомия Нерехотского, мощи которого открыты были в 1675-м году, Аркадия Новоторжского, мощи которого открыты были при царе Федоре Алексеевиче, следовательно между 1676–1682-м годами, Иоанна и Иакова Менюжских, мощи которых открыты были при Иоанне и Петре Алексеевичах, следовательно между 1682–1689-м годами 686 . Вместе с мощами, которые то или другое время находились на вскрытии, а теперь снова находятся под спудом, должны быть указаны мощи, которые, находясь на вскрытии, подверглись большему или меньшему действию огня во время пожаров тех церквей, в которых они находятся или находились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мужской, упразднённый. Находился в городе Верее. До учреждения Московской Епархии принадлежал он к Синодальной области, а потом в 1764 году при сочинении Духовных Штатов упразднён и обращён в приходскую церковь . Крестьян было за ним 1.786 душ. Верендовский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый, находившийся близ Великого Новгорода, к юго-западу в 25 вёрстах на устье реки Веренды, впадающей в озеро Ильмень, почему и именовался Верендовским. Основан в исходе XIV столетия Пр. Ефремом, а потом в 1407 году Иоанном, Архиепископом Новгородским, возобновлён; и построена им тогда же каменная во имя Св. Николая Чудотворца церковь . В начале XVIII века, по причине наводнений, перенесён этот монастырь ближе к Новгороду тремя вёрстами и поставлен на берегу Ильменя озера, недалеко от устья речки Веряжи, и мощи Преподобного Ефрема Перекомского, в оном почивавшие, туда, же перенесены, а монастырь наименован Перекомским. См. в своём месте. Верендовский Спасский монастырь Мужской, упразднённый. Находился близ Великого Новгорода к юго-западу в 22 вёрстах за Клопским монастырём на правом берегу реки Веренды, впадающей в Ильмень озеро, и писался в 1628 году в Сутоцком погосте. В начале XVII века были в нём строения все ветхие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня каменная и при ней КОЛОКОЛЬНЯ деревянная на столбах; 2) за монастырём в роще ЦЕРКОВЬ деревянная Иоанна Богослова, 6 КЕЛИЙ деревянных. Строитель Иов, а братии у него не было. Ныне следы только монастыря сего видны. Место сие с 1797 года, по размежеванию, принадлежит к Клопскому монастырю, от которого в 1810 году и построена деревянная часовня, во имя Преображения Господня Веретенская Или Веретьевская Благовещенская пустынь Женская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде на Суходоле при колодезе. До 1764 года была приписной к Каргопольскому Успенскому монастырю, а с тех пор упразднена. Строения в ней – две ЦЕРКВИ деревянные: 1) обветшавшая во имя Благовещения с трапезой; 2) во имя Покрова Божьей Матери тёплая с приделом Рождества Иоанна Предтечи;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Насчет назначения вас в обитель св. Ефрема Перекомского Чудотворца, должно сие отнести к Промыслу Всемилостивого Бога, все устрояющего и невидимо управляющего всем созданием, в том числе и нами непотребными. Мы хотя своими деяньми и согрешениями и прогневляем Его благоутробие, но Он, по естеству Своего безмерного милосердия и человеколюбия, всячески преподает случай и способы, дабы нам хотя мало что прийти в чувство и исправить свою жизнь приличествующим и достодолжным образом по данным нами обетам к покаянию и творению Божиих заповедей. Но я, окаянный, нечувственный, неблагодарный, все сии дарования, и способы, и вины, оказываемые мне, унылому и нерадивому, хладно принимая, во тьме неведения и забвения провождаю дни жизни своея, будучи омрачаем злым своим произволением, леностию и сластолюбием, и время, данное мне на покаяние, проходит втуне!.. Забываю свет истинного христоподражательного деяния и тризну ношения креста своего – и от нечувствия вменил сие как за ненужное! Но помолитесь, отцы святии, дабы хотя вашими святыми молитвами Премилосердый Господь Своею неизреченною милостию даровал мне, окаянному и нерадивому, хотя последнии дни сии или единонадесятый час поделати в винограде Его благости достодолжный труд и не лишиться милосердия Создателя и Искупителя нашего Господа Иисуса Христа. Относительно же вашего назначения в сие послушание от Архипастыря, вы первее должны были вникнуть в совесть свою, в душевные силы и в дух мужества, а потом уже должно повинутися архипастырской воле. Но как уже все кончилось, то теперь мы должны с нелестным признанием своей немощи и ничтожества молить и просить Всепремилосердого Господа Бога и Пречистую Его Матерь Владычицу Богородицу, дабы за Ее Богоматерние молитвы и предстательство даровал вам Великодаровитый Господь мудрость в управлении и душевные силы к понесению такового премноготрудного ига. И когда будем при всех своих начинаниях вещи и дела относить не к своему искусству мнимому, но к содействующему всемогущему Промыслу Божию, то невидимо и нечувствительно Всемогий Господь благопоспешит во всем и устроит...

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Николаевский Моденский мужеский, 3-го класса, степенью 11-й, Новгородской Епархии в Устюжно-Железнопольском уезде, при речке Модинке. В нем церковь Соборная каменная, во имя Св. Николая Чудотворца. состоит под управлением Архимандрита. Николаевский Одрин мужеский, заштатный, Орловской Епархии, в 8 верстах от города Карачева, на реке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Святителя Николая. В нем Соборная церковь во имя Свят. Николая Чудотворца, освящена в 1710 году, в которой находится явленный его образ; 2) во имя Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1764 году; 3) во имя Преподобного Сергия Радонежского, построена в 1700 году. В сей монастырь бывает ежегодно из города Карачева в Четверток 8 недели по Пасхе Крестный ход. Николаевский Песношский, а по простонаречию Никольский Пестушинский, мужеский, заштатный, Московской Епархии, в 15 верстах от города Дмитрова, при речке Песношке; построен Преподобным Мефодием, учеником Св. Сергия Радонежского, преставившегося в 1392 году июня 4 дня. Память его совершается июня 14 дня. Св. мощи его в сем монастыре почивают под спудом. В нем 4 церкви каменные: 1) Соборная посреди монастыря пятиглавая во имя Николая Чудотворца; 2) во имя Преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Песножского; 3) теплая во имя Богоявления Господня; 4) над святыми воротами во имя Преображения Господня. Церковная служба производится по чину Афонские горы. Николаевский Перекомский или Перекопский и Розважский мужеский, заштатный, Новгородской Епархии, на берегу озера Ильменя, близ речки Веренды, от Новгорода в 25 верстах. Построен в 1450 году, а по переведении братства из уничтоженного Розважскаво монастыря возобновлен в 1796 году. В нем церковь Соборная во имя Святого Николая Чудотворца, вновь великолепно построенная; в ней приделы: 1) Во имя Преподобного Ефрема Перекомского, основателя обители сея, преставившегося в 1492 году сентября 26 дня; Святой мощи его, перенесенные в 1545 г. мая 16 дня, почивают в сем приделе; 2) во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новгородский архиепископ Иона поручил Пахомию Сербину написать службу митрополиту Ионе или на другой год после его кончины, последовавшей 31-го Марта 1461-го года, или даже в самый год кончины, о чем житие архиепископа говорит: «по успении преподобного святителя митропольского Ионы архиепископ понуди Пахомия, иже от Святые горы, мниха попа, списати последование памяти его и службы канон священному Ионе митрополиту, ведяше бо его добродетели, сего ради и память его каноны почте, равно со святыми», см. в Памятниках старинной Русской литературы Кушелева-Безбородко, вып. IV, стр. 33, col. 2. Царь Алексей Михайлович написал тропарь князю Семену Романовичу Пожарскому, который 28-го Июня 1659-го года из-за неблагоразумной отваги попал в плен к Татарам и за дерзкое оскорбление хана был казнен сим последним (о плене и казни см. у Соловьева в Ист.. т. XI, изд. 2, стр. 59, подробнее у Костомарова в статье: «Гетманство Выговского», изд. Кожанч. 1863 г. стр. 167 sqq. 545 См. у Строева в Библиолог. Словаре, стр. 158 примет. (Волоколамская рукопись, из которой сделана Строевым выписка, вт. настоящее время есть 381-й и находится в библиотеке нашей Академии). 548 О том, что составители некоторых житий заимствовали материал для себя из житий соименных Русским святым Греческих святых, см. у г. Кадлубовского  в указанных нами в дополнении к стр. 3 Очерках к истории древне-русской литературы житий святых. 549 «Жизнь Ефрема Перекомского изображена почти буквально словами жития Александра Свирского ; на Прокопия, юродивого Устюжского, биограф его перенес целиком рассказ из жития Андреи, юродивого Цареградского».– Ключевск. стр. 432 fin., и см. еще у него же стр. 269, 298 и 304, о житиях Александра Свирского , Александра Ошевенского и Иоасафа Каменского. Под незабавным списыванием разумеем то напр., что автор жития преп. Александра Свирского буквально выписал из Епифаниева жития преп. Сергия Радонежского рассказ о явлении последнему Божией Матери. 550 В частности, совершенно справедливо вооружается Филарет, как и некоторые другие, против того, чтобы изображать на картинках путешествие на бесе в Иерусалим Иоанна, архиепископа Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Новгородцы возвращались в лодке из обители преподобного Ефрема Перекомского. С ними был священник Феодор. Когда проезжали они рекой Веряжей близ Клопского монастыря, то захотели поклониться гробу блаженного Михаила. Воспротивился этому священник, не имевший веры к блаженному, и убедил спутников ехать мимо. Но едва удалились они от берега, как поднялась буря и путешественники начали тонуть. Они подняли крик и призывали на помощь блаженного Михаила, горько оплакивая свое малодушие. Молитва их была услышана. Монастырские люди вышли к ним на помощь и доставили в монастырь. Священник был в совершенно исступленном состоянии. Пошли ко гробу блаженного и молились об исцелении болящего спутника, а его держали у раки святого. Когда в церкви молебен о болящем окончился, священник пришел в сознание и со слезами припал сам ко гробу, исповедуя грехи свои и свое неверие. «Если бы ты, святой, не помог мне, — взывал раскаявшийся, — душа моя во ад вселилась бы». Все прославили Бога и с радостью возвратились в дома свои. Один человек, живший близ Клопской обители, тяжело заболел. Все его домашние плакали, видя, что он не может шевельнуть ни одним членом. Исцеление казалось невозможным. Но больной в мысли своей непрестанно призывал себе на помощь блаженного Михаила. И чудотворец явился ему во время легкого забытья, обещая исцеление. Заснул больной и потом поднялся здоровым. В благодарность за выздоровление он приказал изготовить ко гробу блаженного такую большую свечу, что понес ее в обитель на плечах. Все знавшие его больным, видя его теперь идущим, изумлялись. Живущие же во обители славили Бога, подающего угодникам Своим благодать исцеления. Январь, 12 Галактион Белозерский, преподобный Много выдающихся людей было среди учеников преподобного Мартиниана: одни заняли епископские кафедры, другие — места настоятелей в монастырях, руководителей иноческих братств, третьи просияли святостью жизни и прозорливостью. К числу последних принадлежал блаженный Галактион. Когда преподобный Мартиниан ослабел от старости и недугов и не имел сил ходить, Галактион носил его в церковь на общую молитву. Подражая примеру наставника, он был очень усерден к подвигам и молитве, не знал покоя телесного. Преподобный благословил его юродствовать во Христе, и блаженный прославился этим подвигом, соединившимся у него с поразительной прозорливостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Он приводит хронологический перечень агиологических трудов, написанных по благословению Митрополита «Макария или в его время». Это жития преподобного Михаила Клопского, болгарского мученика Георгия Нового, благоверного Александра Невского, святителей Московских Алексия и Ионы, блаженного Максима юродивого, преподобных Никона Радонежского, Саввы Сторожевского, Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, благоверного Всеволода Псковского, святителей Новгородских Никиты и Нифонта, святого Исидора Юрьевского, преподобных Александра Свирского , Ефрема Перекомского, Зосимы и Савватия Соловецких, Димитрия Прилуцкого, святителей Иоанна и Ионы Новгородских, преподобных Павла Обнорского, Ферапонта и Мартиниана Белозерских (27, с. 186–188, 221–297; 28, с. 433–452; 26, с. 215–234) . Нередко те авторы, которые писали жития, составляли и службы святым. Знаток русской гимнографии Ф. Спасский в связи с этим справедливо замечает о деятельности Митрополита Макария: «Его работа по собиранию и созданию русских литературных памятников того времени недостаточно полно оценивается историками и обозревателями материалов, известных доселе. Уже традиционно, например, пренебрегается одна немаловажная сторона деятельности Митрополита Макария, за специальным назначением которой скрываются многие ее значения. Эта область литературного творчества, развившегося в эпоху... Макария» (29, с. 128) . И далее он говорит о большой значимости богослужебных текстов, о том, что они «могут служить памятниками напряженного литургического творчества богатой эпохи знаменитейшего владыки Макария» (29, с. 130) 8 . Исследователь, по аналогии с Е. Е. Голубинским , приводит список служб вышеназванным святым, располагая их по авторам. Среди них он называет псковского священника Василия (в иночестве Варлаама), иноков Зиновия Отенского , Григория Суздальского, Иннокентия, Михаила, игуменов Иродиона Свирского, Маркелла Хутынского. Последнему Ф. Спасский посвятил особую статью, атрибутируя как принадлежащие авторству этого выдающегося гимнографа и деятеля русской музыкальной церковной культуры, кроме известной службы святителю Никите Новгородскому, также службы преподобному Никите, столпнику Переяславскому, и святым Варлааму и Иоасафу индийским (30, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

описал жизнь наставника своего пр. Ефрема Перекомского или Верендовского († 1492 г.); его описание в Библ. Общ. ист. 45; у Царского 136; обзор описания в Ист. иер. V, 467. б) Михаил Тучков , боярин, в иночестве Илия, по воле архиепископа Макария, сочинил в 1537 г. житие преп. Михаила Клопского и ему же канон; в 1539 г. – житие мученика Георгия Болгарского; при митрополите Макарие написал житие благов. князя Александра Невского и службу ему (Опис. муз. 526, 527, 593, 400). В житии блаж. Михаила биограф говорит, что при великой княгине Елене и малолетнем Иоанне послан он был в Новгороде собирать войска против татар, и что тогда архиепископ Макарий поручил ему описать жизнь св. Михаила по старым запискам (Минея Макария 11 янв. Новг. 3 и 4 лет.). в) Иродион , ученик преп. Александра Свирского и игумен обители его, в 1545 г., по воле митроп. Макария, описал житие учителя своего (Толстого II, 112; Царского 78; Минея Макария за авг.). Сочинитель упоминает о госте Богдане, который находился в Новгороде от имени великого князя Иоанна надсмотрщиком за деланием денег. Служба св. Александру – вероятно сочинение того же игумена. Житие и служба напечатаны вместе с описанием монастыря, М., 1848. г) Макарий , инок, в 1540 г. сочинил житие преп. Макария Колязинского (Толстого III, 7; в Минее митроп. Макария под 17 марта). д) Вслед за тем, как в 1546 г., при копании рвов для храма, обретены были моици преп. Павла Обнорского († 1429 г.), сочинено было житие его (Царского 109; Минея Макария под 10 января). Здесь говорится: «В лето 7046 (1538) генваря 14 приходили Казанские люди на Русь и много зла учинили; воеводы стояли на Волоку на лесном и пришли во Иннокентиеву пустынь безвестно, сожгли церковь и келии и трех старец посекли». Сочинитель говорит, что оп пишет слышанное от достоверных людей, и что нашел в записках, составленных очевидцами. е) Василий , священник, в монашестве Варлаам, псковитянин, сочинил: в 1547 г. житие преп. Александра Невского и преп. Евфросина Псковского, потом Арсения Коневского и Саввы Крыпецкого; сказание о обретении мощей князя Всеволода; в 1558 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отенский монастырь в Крестецком уезде. Эта обитель расположена на лесистом берегу реки Большой Вишеры, в 50 верстах от Новгорода. Когда и кем основан монастырь, неизвестно. Но несомненно, что в начале XV столетия он уже существовал под названием Харитоновой пустыни, по имени архимандрита Харитона. Вскоре после своего возникновения монастырь был близок к запустению. Но в 1462 году он был возобновлен и переустроен новгородским архиепископом Ионой. Обителью управляет игумен. Братия немногочисленна. Храмов три: соборный – в честь Рождества Иоанна Предтечи, другой – во имя Николая Чудотворца и третий – во имя св. Ионы, архиепископа Новгородского. В этом храме под спудом покоятся его мощи. В соборном храме находится местночтимая Тихвинская икона Божией Матери. 26 июня совершается крестный ход вокруг монастыря, а в Ильинскую пятницу – в часовню над колодцем, выкопанным, по преданию, самим Ионой. Почтово-телеграфное отделение в Спасской Полисти, в 30 верстах от монастыря. Перекомский монастырь в Новгородском уезде. Перекомский, или иначе Перекопский, монастырь находится в 25 верстах от Новгорода на правом западном берегу Ильменского озера, близ реки Веренды. Основан он прп. Ефремом в 1413 году; в половине XVI века он был перенесен на его настоящее место игуменом Романом. В Смутное время обитель была разграблена шведами и восстановлена лишь в царствование Алексея Михайловича боярином Феодором Боборыкиным. Но материальные средства ее были незначительны; поэтому в 1764 году она была снова закрыта и только в 1796 году с переводом в него иноков Розважского монастыря возродилась к новой жизни. Управление архимандричье. Храм один во имя Богоявления Господня с двумя приделами: во имя Св. Николая и во имя прп. Ефрема Перекомского. В этом приделе под спудом почивают его мощи. Празднование в честь его бывает 26 сентября п 16 мая. К Перекомскому монастырю приписана находящаяся в Новгороде часовня Чудного Креста. Этот крест весьма древний и прославленный многими чудесами. Он имеет в вышину 3 арш. 6 верш., средний поперечник – 2 арш. 3 верш.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

(Парем. общие Ап. единого.) Преп. Симона, еп. Суздальского, чуд. Печерск. Пр. Исидоры юрод. и Таисии. 11. Обновление Царяграда. С. мч. Мокия, пресвитера. Апостол. Евангелие. Пр. Мефодия и Константина, нареч. Кирилла, еписк. Моравск. 12. Св. Епифания, архиеп. Кипрского. Св. Германа, архиеп. Констант. Сл. см. 2 Мая. 13. Мчц, Гликерии и мч. Лаодикия. Мч. Александра Римского. 14. Мч. Исидора иже на острове Хиосе. – Св. Исидора, Христа ради юродив., Ростовского чудогворца. Сл. Преп. Ев. Мф. 10: Преп. Серапиона синдонита. 15. Пр. Пахомия великого . Апостол. Евангелие. – Св. Исаии, еписк., Ростовского чуд. Сл. см. 9-го Мап. – Убиение благов. царевича Димитрия, Московск. и всея России чуд. Сл. Муч. Преп. Евфросина, Псковского чудотворца. 16. Пр. Феодора освященного. – Пр. Ефрема Перекомского, Новгородск. чудотв. Сл. Препод. Блаженн. откровицы Музы. 17. Ап. Андроника и иже с ним и Иунии помощницы его. Мч. Солохона. – Св. Стефана архиеп. Цареградского. 18. Муч. Феодота, иже во Анкире и Мучц. 7-ми дев: Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Муч. Петра, Дионисия, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и иже с ними. 19. С. мч. Патрикия, еп. Прусского и 3-х пресвит. Акакия, Менандра и Полиена. – Преп. Корнилия, чуд. Комельского. Сл. Препод. 20. Мч. Фалалея. Мч. Аскалона. х –+ Обрет. мощей св. Алексия, митроп. Моск. и всся России. Сл. см. 9 Мая. х 21+ Св. равноапост. царя Константина велик. и матери его Елены. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) –+ Сретение иконы пресв. Богороицы, Владимирск. Сл. Богор. – Св. благов. кн. Константина и чад его Михаила и Фоодора, Муромских чудотвор. Сл. что и царю Константину. Преп. Кассиана Грека, Угличского чудотворца. 22. Мч. Василиска. 23. Пр. и испов. Михаила, еп. Синадского. Пр. мч. Михаила, черноризца. Пр. Евфроспиин Полоцкой. – Обрет. мощей св. Леонтия, еп. Ростовского, чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общие Святителя.) 24. Преп. Симеона столпника, иже на дивной горе. Апостол. Евангелие. – Пр. Никиты столпника, Псреясл. чудотв. Сл. Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010