Подаждь нам скорое от бед избавление и отыми от сердец наших скоробь и сетование. Уврачуй душевные наши и телесные немощи и испроси нам у Всеблагого Бога отпущение грехов и вся благая молитвами твоими свыше нам ниспошли. Тебе бо дадеся благодать молитися за ны и никто же, с верою притекаяй к раце мощей твоих исходит от Тебе безпомощен. Тобою духи нечистые от человек прогоняются, тобою здравие приемлют расслабленные и различными недугами одержимые исцелевают. Ты всем врач изящный и предивный являешься! Сотвори убо угодниче Христов, да мы, во обители твоей живущие, и вся с верою и любовию к тебе ныне притекшие и чудотворной раце твоей предстоящие временное сие житие поживем мирно и благоденственно и в будущем веце наследуем царство небесное, в нем же вкупе с тобою, прославим Троицу Единосущную, Отца и Сына Святого Духа, во веки. Аминь. (Молитва препод. Ефрему, взятая из службы ему). Ублажаем тя, преподобне Отче Ефреме, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. (Величание преподобному Ефрему). Перекомский мужской заштатный монастырь, в Ефремовском приделе Богоявленского каменного храма, коего почивают под спудом мощи преподобного Ефрема, состоит в Новгородском уезде на западном берегу озера Ильменя близь реки Веренды в 25 верстах от Новгорода к югу. В 1611 году монастырь сей разорен был шведами и долго оставался в запустении. Восстановлен он в 1672 г. боярином Феодором Романовичем Баборыкиным. В 1796 году, по указу Святейшего Синода, велено было перевести из Развяжского Новгородского монастыря строителя с братией в заштатный Перекомский, а в 1802 году, по указу же Святейшего Синода, оба штата монастырские соединены в один под названием Развяжско-Перекомского монастыря. В это же, вероятно время, к сему монастырю приписана и Новгородская часовня Чудного креста, которая, как полагают, принадлежала до того времени Софийскому собору, от которого в XVI веке и сам монастырь Перекомский получал, в виде руги, пять (5) руб. двадцать (20) алтын в год (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Подобные умозаключения, как нам видится, возможны только по одной причине: Ключевский подошел к источникам, которые принципиально не ограничены одной лишь исторической обстановкой, с позиции исторической редукции к ним. Он не усмотрел самое важное, что находится в центре всякого жития – святого и его подвиг. За время существования Православной Церкви трудности подвижнической жизни действительно приобрели некоторые общие черты, но сохранив при этом мощный личностный потенциал. Не найдя желаемого, Ключевский и пришел к такому критическому выводу: «Авторы житий описывали жизнь святых с одних и тех же сторон..., забывая «о подробностях обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта. Часто кажется, что в рассказе жития таится меткое наблюдение, живая черта действительности; но при анализе остается одно общее место " » 439 . Конкретизация такого общего вывода включает в себя следующие положения. Во-первых, историк был уверен, что одни жития переписывали с других: «Жизнь Ефрема Перекомского изображена почти буквально словами жития Александра Свирского . На Прокопия юродивого устюжского биограф его перенес целиком рассказ из жития Андрея, юродивого цареградского. В службе Ефрему Перекомскому повторены черты жизни, изложенные в службе Савве Вишерскому» 440 . Из подобной повторяемости Ключевский позже выводит «несоответствие излагаемого в житии действительности», «ложь жития», что М.Н. Нечкина комментирует следующим образом: «ложь жития – не бросалась сама по себе в глаза Ключевскому в семинарские годы: мешали, вероятно, «детская вера» и религиозное умиление перед нравственным подвигом»; «В какой-то мере он «верил» в правду житий, поэтому смелые выводы об их несоответствии истине – не только научный вклад, объективное открытие, но в то же время какой-то шаг в мировоззрении Ключевского» 441 ; «...Изучение житий было еще одним приобретением его личного глубокого скепсиса и иронической оценки одного из религиозных устоев. Жития – «образы без лиц " » 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Помещая под этою рубрикою сжатый перечень памятей и тропарей с кондаками, составляющих лишек в уставе 1695 г. перед иоакимовским изданием типика, мы имеем в виду наглядно разъяснить, в чем состояло соглашение устава 1695 года с минеями последнего выхода «в месяцесловии, тропарях и кондакахъ», как замечено в предисловии. Не исчерпывая всех отличий этого рода, мы намечаем лишь главные и ставим на вид самую важную сторону той работы, которою были заняты справщики адриановского издания устава. Оказывается при сличении, что около 30 Святым положены вторые тропари, или кондаки; именно: присоединены к общим тропарям особые, а кондаки записываются после 3 и 6 песни канона. На 17, или около того, памятей положены иные тропари, или кондаки, сравнительно с уставом 1682 г., и между ними несколько памятей, которые в уставе предшествовавшем не имели ни тропарей, ни кондаков. Введены следующие новые памяти: 3 Сентября – Преп. Григория Пельшемскаго. 2 Октября – Андрея Юродиваго (в уставе 1682 г. он упоминается в службе, но не обозначен в месяцеслове устава). 26 Ноября – Память освящения церкви св. Георгия в Киеве. 27 Ноября – Преп. Палладия. 4 Февраля – Благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирскаго. 2 Марта – Арсения Тверского. 24 Марта – Иже во Святых отца нашего Артемия еп. Фессалонитского (это св. Артемий Селевкийский, переделанный в Солунского вследствие неправильного чтения его имени писцами (см. Арх. Сергия II. 24 марта). 16 Мая – Преп. Ефрема Перекомского. 19 Мая – Корнилия Комельского. 26 Июня – Тихвинской иконы Божией Матери. 3 Июля – Филиппа Митрополита. 8 Июля – Прокопия Устюжского и знамение от иконы Пресв. Богородицы. 4 Августа – Преп. муч. Евдокии. Исключены следующие памяти: 3 Июня – Анатолия патриарха. 5 Июня – Преп. Ламнада. 7 Июня – Муч. Кириаки. 27 Июня – Преп. Николая Качанова. Все эти разности перешли из правленных миней последнего выхода. 1 Действительно, в уставе 1641 г. это место читается согласно с греч. печатным текстом и оставлено без изменения. Теперешнее чтение введено уже в издание 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Построен также вне монастыря скотный двор, гумно и прочие службы, и заведено довольное количество скота. В 1806 году возобновил он раку Преп. Ефрема богатейшим образом; из тесной и ветхой церкви соборной сделал притвор с двумя приделами, а главную соборную церковь в новейшем вкусе соорудил новую, примкнув к прежней, в притвор обращённой. В приделах и соборной церкви частью отделал, а частью приготовил к отделке, иконостас резной позолоченный и образа искуснейшего письма. Смерть, случившаяся в 1807 году, не дозволила ему видеть свершения всех своих предприятий. Преемник его, Строитель Варнава, определённый из Хутынских Наместников, докончил не совершённое и соорудил с западной стороны высокую и красивую колокольню. Поступивший на место его Строителем также из Хутынских Наместников и постриженик Перекомского монастыря Аввакум испросил дозволения от Высокопреосвященнейшего Митрополита к созиданию каменных, как Настоятельских и братских келий, так и ограды и прочих служб по плану весьма выгодному. В настоящее время в этой обители здания находятся примечательнейшие следующие: 1) Посреди монастыря – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая с двумя приделами в притворе: а) во имя Преподобного с южной стороны, где и св. мощи его почивают, б) во имя Тихвинской Божьей Матери с северной стороны; 2) КОЛОКОЛЬНЯ над западными дверями церкви; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и ТРАПЕЗА на западной стороне монастыря прямо напротив собора; 4) с южной и западной стороны – монашеские кельи со службами; 5) вне монастыря к западу – СКОТНЫЙ ДВОР и овины. По новому же плану вместо этих деревянных зданий и ограды будет всё, как выше сказано, каменное, простой, но весьма хорошей архитектуры. Угодья этот монастырь имеет следующие: пахотной земли – 29 десятин 1.700 квадратных саженей; сенного покоса 62 десятины 1.865 саженей; леса дровяного 88 десятин 2.374 сажени и проч., а всего 245 десятин 1.870 саженей; да от Розважского монастыря поступило к тому же 630 десятин. Перемиловская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Рязанской Епархии в Муромском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преставление епископа Тверского Арсения. Есть во всех. 5 . Перенесение мощей князя Смоленского и Ярославского Феодора и сыновей его Давида и Константина. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть. 11 . Проставление архиепископа Новгородского Евфимия. Есть во всех. 16 . Преставление архиепископа Новгородского Серапиона. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть. 17 . Преставление преп. Макария Колязинского. Нет в уставе Успенского собора, в остальных во всех есть. 26 . Преставление епископа Тверского Варсонофия. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 30 . Преставление митрополита Ионы. Есть во всех. Апрель 1 . Преставление преп. Евфимия Суздальского. Есть во всех. 14 . Мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия. Есть в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; в остальных нет. 17 . Преставление преп. Зосимы Соловецкого. Нет в уставе 1610 г.; в остальных во всех есть. 20 . Преставление Александра Ошевенского. Есть в уставе Успенского собора и в святцах с летописью; в остальных нет. 20 . Преставление Стефана, епископа Пермского. Есть во всех. 30 . Обретение мощей Никиты, епископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.  Май 1 . Преставление преп. Пафнутия Боровского. Есть во всех. 2 . Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Феодосия Печерского . Есть во всех. 7 . Память преп. Антония Печерского. Есть во всех. 14 . Память Исидора, юродивого Ростовского. Есть во всех. 15 . Память Исаии, епископа Ростовского. Есть во всех. Преставление преп. Евфросина Псковского. Нет в служебнике 1602 г.; в остальных во всех есть. Убиение царевича Димитрия. Есть в уставах 1633 г., в уставе Успенского собора, и в уставе 1641 г.; в остальных нет. 16 . Перенесение мощей преп. Ефрема Перекомского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть 485 . 20 . Обретение мощей митрополита Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Русское монашество XVI века жило во время сложения централизованного государства. В это время проходили важные события: венчание первого Русского царя, еще ранее — присоединение Смоленска, затем покорение Казани и т. д. Северные монастыри способствовали колонизации территорий, то есть обживанию местности, новых земель, содействуя появлению поселений. Энергичная монастырская колонизация первой трети XVI в. 66 свидетельствует также о бурном экономическом подъеме Московской Руси, об освоении новых земель и росте народонаселения. Будучи современниками этих важнейших государственных событий, иноки были молитвенниками за страну и за веру православную, они были солью земли (Мф 5:13), которою укреплялась Святая Русь. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос­сийской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Архео­графическою комиссиею. Богословские труды. Журнал Московской Патриархии. Полное собрание русских летописей. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 Монастыри могли образоваться при уже существующем городском храме: Успенский монастырь в Александровской слободе (1650 год); Страстной монастырь в Москве (середина XVII в.). 3 Федотова М. А. К вопросу о житии Ефрема Перекомского//Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 186. 5 Сады в Троице-Сергиевском монастыре упоминаются в Житии преподобного Никона — ученика преподобного Сергия Радонежского (Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992. С. 301). 6 Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное наследие). М., 1987. С. 49. 8 Подробнее об этом см. Большакова Н. В. Церковное строительство Ивана Грозного по пути следования его войска в Казань в 1547–1552 гг.//Уваровские чтения — V. Материалы научной конференции, посвященной 1140-летию г. Мурома. Муром, 14–16 мая 2002 г. Муром, 2003. С. 142–148. 9 Архимандрит Гавриил (Воскресенский). Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани на Илантовой горе. Казань, 1831. С. 2; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 238–239.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

Святые, исключавшиеся временно и находящиеся в теперешнем Уставе суть: 4 Февраля Вел. кн. Георгий Владимирский, не находящийся ни в одном из Уставов до нынешнего, 11 Ноября Максим юродивый Московский, исключённый из Устава 1633-го года, и снова явившийся в Уставе 1641-го года, 30 Сентября Григорий Пельшемский, исключённый из Устава 1682-го года. Святые, исключённые навсегда: 19 Октября Царевич Димитрий, 21 Апреля Александр Ошевенский и 30 Июня Пётр царевич Ростовский: все трое исключённые из первопечатного Устава 1610-го года или не внесённые в этот Устав; 14 Января Принесение мощей кн. Михаила Черниговского, 3 Июля Принесение мощей Царевича Димитрия, 15 Мая Преставление Евфросина Псковского, 4 Августа Проявление мощей митрополита Петра: все четыре празднования, исключённые из Устава 1682-го года. —27— В Московском Успенском соборе, конечно, должно было бы праздноваться всем Русским святым, которым установлено повсеместное или общецерковное празднование, ибо если празднование – везде в Русской церкви, так, конечно, прежде всего в главенствующем и представительном месте этого «везде» и так сказать в соборе соборов Русских; равным образом и в главе Устава, содержащей последование псалмопения по месяцеслову, должны были бы находиться все без пропусков обще-празднуемые Русские святые. Но на самом деле оказывается, что в этом отношении было не без упущений. В уставе Московского Успенского собора не было целых пяти общецерковных или обще-празднуемых святых, именно: вел. кн. Ольги, которой установилось общецерковное празднование сице в период домокарьевский; Макария Колязинского, которому было установлено общецерковное празднование на соборе 1547-го года; Ефрема Перекомского, которому было установлено (по всей вероятности) общецерковное празднование на соборе 1649-го года; Иосифа Волоколамского, которому было установлено общецерковное празднование в 1591-м году, и Корнилия Комельского, которому было установлено общецерковное празднование в 1600-м году. Из этих пяти святых трое: вел. кн. Ольга. Макарий Колязинский и Ефрем Перекомский внесены были в первопечатный Устав 1610-го года. Но Иосиф Волоколамский внесён был только в Устав 1682-го года; а Корнилий Комельский только уже в нынешний Устав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таков был сей великий угодник Божий, променявший венец земного царства на неувядаемый венец небесного. Воздав молитвенное поклонение смиренному Михаилу и осмотрев его убогую ныне обитель, я взошел на колокольню, чтобы оттоле окинуть взором всю окрестность. Широкий Ильмень открылся мне вдали, за устьем реки Веряжи, и множество сел, рассеянных вдоль протока и по берегам озера; из них некоторые именами своими доселе свидетельствуют о древних урочищах или о прежних владельцах, как например, Спас-Епископов, т. е. епископский, достояние бывших Владык Великого Новгорода. На расстоянии семи верст, за прибрежною крутизною, показались главы другой обители – Ефрема Перекопского, но позднее время не позволило мне посетить ее. Какой особенным мир обителей и отшельников проявлялся в лесистых и болотистых окрестностях Новгорода! Это был как бы некий отдельный оазис на пустыре широкой земли Русской, где все дышало своим Софийским воздухом и даже в церковном отношении слабо держалось общего союза, кроме рукоположения одного Владыки. В XIV и XV веках, в полном цвете развилась жизнь духовная и гражданская на берегах Волхова. Современником царственного Михаила, хотя и гораздо его моложе, был сей преподобный Ефрем, родом из Кашина, поселившийся сперва в обители Колязинской Святителя Макария. Он пришел искать себе строжайшего начала иноческого у другого великого отшельника Саввы, который из тех же пределов явился раньше его в дебрях новгородских, на берегу реки Вишеры, и, основавшись там с благословения архиепископа Иоанна Ш, повторил строгое житие древних столпников на пустынном столпе своем к изумлению всего края. С его молитвою переселился Ефрем на дикий берег Ильменя, в место совершенно безлюдное, и создал себе пустынную келлию в устьи речки Веренды. Молва привлекла к нему других любителей безмолвия, и Святой архиепископ Евфимий, друг Михаила Клопского, поставил его против воли настоятелем зарождающейся обители при сооруженной им церкви Богоявления. Обитель сия получила впоследствии прозвание Перекопской, или Перекомской, от малого протока воды, который прокопал блаженный Ефрем для удобнейшего сообщения речки с озером; она сохраняла свое название даже и в то время, когда воды озера, часто к ней подступавшие, принудили наконец иноков перейти на другое место, за две версты выше, также на берегу Ильменя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Трудно сказать, накопилось ли к нашему времени у русских книжных людей способности писать жития святых; но, во всяком случае, они уже приобрели теперь достаточное дерзновение на это. Достаточно, так сказать, освоились с этим делом: и, не заставляя более прибегать к помощи иностранцев, они восстали целым немалочисленным сонмом, чтобы поспешить удовлетворением одушевлявшего общество желания. В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем во всё предшествующее время от нашествия Монголов, а если считать новые редакции прежних (и отчасти при нём самом написанных) житий, то почти в два раза более. Вновь написанные жития разделяются на два класса: на жития святых, которые были канонизованы на соборах 1547 и 1549 годов, и на жития святых, которые не были канонизованы на этих соборах. Первого класса житий было написано 14, именно: митрополита Ионы, Александра Свирского , Макария Калязинского, Максима юродивого Московского, Прокопия и Иоанна Устюжских, Константина Муромского с чады, Петра и Февроньи Муромских, канонизованных на соборе 1547г., и: Саввы Сторожевского, Никиты Новгородского, Нифонта Новгородского, Всеволода Псковского, Ефрема Перекомского, Евфросина Псковского (другое житие) 351 , Евфимия Суздальского, канонизованных на соборе 1549г. 352 . Житий святых, не канонизованных на соборах, было написано 20, именно (в топографическом или областном порядке святых): Иосифа Волоколамского (два жития), Кассиана Босого Волоколамского, Фотия Волоколамского, Стефана Махрищского, Серапиона Новгородского, Ферапонта и Мартиниана Белозерских, Филиппа Ирапского, Саввы Крыпецкого, Игпатия Прилуцкого, Иоасафа Каменского, Григория и Кассиана Авнежских, Исидора Ростовского, Феодора и Павла Борисоглебских, Аврамия Чухломского, Иоанна Суздальского 353 , Евфросинии Суздальской, Космы Яхромского, Даниила Переяславского и Исидора Юрьевского (Дерптского) 354 . Вместе с этими житиями святых было ещё написано несколько надгробных слов им (Иосифу Волоколамскому, Никите Новгородскому, Иоанну Новгородскому, Ионе Новгородскому, Николе Качанову Новгородскому) и составлен был даже целый небольшой Патерик (Волоколамского монастыря) 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Хотя такую естественную кончину из всех 12 апостолов и имел только один св. ап. Иоанн, но он испытал горшее мученичества томление духа, когда стоял у креста Господня, претерпел гонение от Домициана и заточение на пустынном острове Патмосе, сиял славой в Церкви, как возлюбленный ученик Спасителя и Его друг, был высоко вознесен над всеми сочетанием духовных дарований, как евангелиста, богослов и тайновидец. По этим высоким подвигам и дарованиям, по девственной чистоте и святости жизни, по совершенству в любви, св. ап. Иоанн, оставаясь долгое время на земле единственным Апостолом, еще до кончины был высоко чтим в Церкви и, без сомнения, вслед за кончиной уже был прославляем наравне с апостолами, приявшими кончину мучеников. Кроме Апокалипсиса, ап. Иоанном написано Евангелие и три Соборных Послания. По высоте учения о предвечном бытии Бога Слова св. Иоанну усвоено название Богослова. Св. Церковь ублажает его, как «девственника», «истиннаго друга и наперсника Учителя Христа», «начальника богословия», «православных догматов описателя». См. 8 мая. Тропарь и Кондак – те же, что и 8 мая (но только в тропаре на 26 сент. слова тропаря на 8 мая: «належащий облак», заменяются словами: «належащую мглу»). Парем., ( утр. Ев. и на лит. см. 8 мая. Ап. 1Ин.4:12–19; 78 зач.). На утрени, по 50 псалме, на «Слава» – «Молитвами Апостола», на «И ныне» – «Молитвами Богородицы», затем «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. См. в Уст. 26 сент., как совершается помазание елеем на бдении в великие праздники. Преставление пр. Ефрема Перекомского. См. 16 мая. 27. Г. Св. муч. и дружины его. Все они пострадали за Христа в Византии около 304 г. Св. Каллистрат, родом из Карфагена, был воином. Вере Христовой он был научен своим отцом, а отец его научен был дедом Неоскором, присутствовавшие при страданиях Спасителя в числе воинской команды и видевшим своими пазами и страдания, и смерть, и славное Его воскресение. За смелое исповедание веры Христовой, будучи подвергнут тяжким истязаниям, он чудесами, сопровождавшими его мученичество, обратил ко Христу 49 воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010