Ефрема поставлена была часовня; а в 1545 году и самый гроб с мощами его перенесен был в новую обитель или монастырь, где и установлено, поэтому, праздновать память преподобного 16-го мая – в день перенесения таковой святыни. Мощи преподобного Ефрема почивают под спудом в Ефремовском приделе главного каменного храма Перекомского монастыря. Преподобный Сергий, по имеющейся при гробе его надписи, родился и воспитывался в городе Казани и в миру назывался Стефаном. Вместо молока матери, у которой он не брал сосцов, пил ячменное и не квасное сусло, в пищу же употреблял только сухой хлеб и суровое зелие, и при том только по дважды в неделю. Из Казани Стефан ходил в Палестину и Царьград, где пробыл три года, посещая св. место, изучая обычаи монастырские, пребывая в иноческом искусе и нося на себе власяную рясу. Из Палестины Стефан не постриженным пришел в великий Новгород, где посетил соборный храм Софии – Премудрости Божией и другие церкви и монастыри; из Новгорода ходил в Самояд Лопскую – к океану морю, потом в Соловецкую обитель препод. отец – Зосимы и Савватия, наконец, в 1603 году пришел в Шухтовскую волость уже в иноческом чине, который он принял в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, с именем Сергия, о чем означено на иконе чудотворца Сергия, писанной вышеупомянутым архимандритом, который был искусный художник или живописец. В пустыне Шухтовской Серий проводил самую строгую жизнь, подвизаясь постоянно в молитве, коленопреклонениях и посте. Не имея постели, он пребывал почти совершенно без сна день и ночь, засыпая иногда несколько только на локтях и коленах. Поэтому, вероятно, и не долголетна была жизнь преп. Сергия. Он скончался, по исполнении 50-ти или 57 лет, проведенных им в мирском и иноческом звании, 1609 г. месяца мая 19 дня, на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем патриархе Гермогене. Трудолюбивое тело его было погребено в часовне у церкви св. Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что на Шухтове, где в то время священником был Тимофей Алексеев сын Пелевин – возрастом преп. Сергий был мал, лицо у него было круглое и белое, волоса черные, кудреватые, бороды он не имел, мантия у него была длинная, ряса черная. Он имел дар пророчества и при жизни своей сотворил много чудес; пищу принимал не от всех. Сему угоднику издавна сочинены тропарь и кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Кириллов же 3-го класса мужской монастырь находится в 4-х верстах от Новгорода к юго-востоку, на возвышенном острове Селезневе, окруженном речками: с правой стороны – Волховцем, а с левой – Левошнею, в весеннее время весь монастырь бывает окружен водою. Основание каменной монастырской церкви св. Кирилла Александрийского относится к 1196 году. В прошедшем веке Кириллов монастырь был перестроен, а древний храм его разобран по нижние окна и надстроен вновь в 1754 году. Память преп. Арсения творится 8 мая. См. Ист. Рос. Иер. т. III стр. 297 и 298, V, 674. 675. 16-го числа Преподобного Ефрема Перекомского, новгородского чудотворца Преподобный Ефрем Перекомский, в миру Евстафий родился 1412 года сентября 12. Родители его известны только по имени: отец Стефан, а мать Анна. Обученный грамоте, Евстафий любил и в доме родителей своих поститься и молиться, уклоняясь от забав юности. По влечению души своей, он тайно ушел в Кашинский монастырь. Родители, узнав о месте пребывания сына, долго уговаривали его возвратиться в дом их; после разговоров с ним, они уступили его желанию и сами посвятили себя уединенной жизни, которую и окончили в иночестве. Пробыв три года в Кашинском монастыре, Евстафий, по наставлению свыше, прибыл в пределы Новгорода, в обитель св. Саввы Вишерского, что на реке Вишере. Преподобный Савва принял Евстафия с любовью и вскоре постриг его в монашество, дав ему имя великого пустынножителя Ефрема. С этого времени юный Ефрем усугубил свои подвиги; днем со всею ревностью проходил монастырские послушания, а ночью, по примеру своего наставника Саввы, подвизался молитвенно на столпе. В течение двадцатипятилетнего пребывания своего в обители св. Саввы, Ефрем столько приобрел у великого Саввы духовной опытности, что преп. Савва пред смертью своею (1462 г.) поручил обитель свою Андрею и Ефрему, как опытнейшим из учеников своих. После кончины преп. Саввы, блаженный Ефрем недолго оставался в Вишерской обители. Однажды, во время молитвы, послышался ему голос, который повелевал идти ему на правую сторону великого Новгорода на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Николая Мирликийского. Из Русских, не говоря о самых древних и чаще встречающихся, заметны имена: Сент. 19 «новоявленных» князя Ярославского Феодора и сынов его Давида и Константина (см. и Марта 5); 20. князя Черниговского Михаила и боярина его Феодора; 25. преп. Евфросинии Суздальской; Окт. 1. Саввы Вишерского; Ноября 11. Максима блаженного, 17. Никона Радонежского, 23. Велик. князя Александра Невского, 27. Иакова, еп. Ростовского; Дек. 15. Стефана Сурожского; Янв. 10. Павла Обнорского; Февр. 11. Дмитрия Прилуцкого; Марта 2. Арсения Тверского, 11. Евфимия Новгородского, 30. Ионы митрополита Московского, нового чудотворца; Апреля 1. Авраамия Болгарского, Евфимия Суздальского, 14. Литовских: Антония, Иоанна и Евстафия, 26. Стефана Пермского. 30 Пафнутия Боровского; Мая 7. Антония Печерского, 14. Исидора Ростовского, 16. Ефрема Перекомского, 20. обретение мощей св. Алексия митрополита, 21. князей Муромских: Константина, Михаила и Феодора, 23. Никиты Переяславского, 27. обретение мощен трёх святителей Московских: Киприана, Фотия и Ионы, 28. Игнатия Ростовского; Июня 1. Дионисия Глушицкого, 2. афлиси ( θλησις страдание) Иоанна Белгородского, 9. Кирилла Белоезерского, 25. князей Муромских: Петра и Февронии; Июля 8. Знамение от иконы Божией Матери Устюжской, Прокопия юродивого, 9. Сретение иконы Божией Матери Полоцкой, 27. Блаженного Николая Качанова; Августа 21. Варлаама (д.б. Авраамия) и Ефрема Смоленских, 24. Пренесение мощей св. Петра митрополита; положение во гробь царя Константина Улемци; – это сын св. Феодора князя Смоленского и Ярославского, вместе с своим отцом и братом Давидом воспоминаемый Сент. 19. и Марта 3. Прозвание Улемца известно по родословным книгам (Ист. Г. Росс. Т. V. пр. 120. Временник Моск. Ист. Общества. Т. 10. Родословная книга стр. 55. 232). А наименование царём объясняется происхождением матери его от рода ханского (Ист. Г. Р. Т. IV. пр. 138. Ист. Русск. Церкви пр. Филарета. Т. II. изд. 3. Москв. 1857. стр. 23. пр. 43). Ханов Татарских у нас именовали царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Память совершается 11 генваря в день кончины и 23 Июня в день пришествия его в Клопский монастырь. Почивает под спудом. Клопский монастырь находится в 20 верстах от Новгорода к Юго-западу от него, на берегу реки Веряжи. 21. Преподобный Ефрем Перекомский 165 Преподобный Ефрем родился 1412 г. в городе Кашине и при крещении был назван Евстафием. Уже в самом нежном возрасте Евстафий явил себя человеком необыкновенным; ибо проводил жизнь самую воздержную: изнурял себя постом и лишением сна. Горя желанием оставить мир, он удалился тайно из родительского дома в Троицкий Калязин Монастырь, где пробыл три года в послушании; а оттуда по наставлению свыше прибыл в пределы Новгорода в обитель св. Саввы над рекою Вишерою. Преподобный принял Евстафия с любовью и вскоре постриг в монашество, дав ему имя великого пустынножителя Ефрема. С этого времени юный Ефрем усугубил свои подвиги: днем служил братии, а ночью, по примеру своего наставника Саввы, подвизался молитвенно на столпе. Так провел он несколько лет. Однажды, во время молитвы послышался ему голос, который повелевал идти на правую сторону Великого Новгорода на р. Веренду, близь озера Ильменя, и там поселиться; при этом виден был и свет необычайный, сиявший в той стороне. На другой же день Ефрем рассказал о видении своему Наставнику и, приняв от него благословение, удалился на показанное место. Здесь он построил себе малую хижину, над которой окрестные поселяне часто видали луч света или облачный столп; раз даже удостоен был явления Ангела, который повелевал на сем месте соорудить церковь и обитель во имя Богоявления Господня. Вскоре мало по малу начала собираться к преподобному братия и первый пришел к нему пустынник Фома с двумя иноками. По просьбе их преподобный принял сан Священства от Архиепископа Новгородского Геннадия и потом соорудил церковь во имя Богоявления. Дивна была и вся последующая жизнь Ефрема. Зиму и лето, как бесплотный, ходил в одном рубище, молитвою отражал злых духов, дерзавших являться ему, доколе именем Распятого, не изгнал их навсегда из пустыни. Однажды братия стала роптать на скудость воды, за которою далеко нужно было ходить. Блаженный, желая облегчить их труды, с молитвою приступил к копанию рва близь монастыря, чтобы провести мимо обители воду из реки Веренды, и вдруг, к удивлению и утешению всех, вода с шумом устремилась по новому протоку, от чего и обитель впоследствии названа Перекомскою.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Пахомия Великого (15 мая). Ни юность лет, ни убеждения родителей и близких, никакие надежды на благополучие и радости земной жизни не отвлекли его от избранного пути. Его мать, узнав о месте нахождения сына, пришла было просить сына возвратиться домой, но «в добродетели неуклонный» Феодор отказался видеться с матерью, несмотря на ее слезы и просьбы. Тогда мать сама оставила мир и поселилась в обители, основанной сестрой св. Пахомия. Пребывая в послушании пр. Пахомию, пр. Феодор, после кончины своего наставника, был избран настоятелем обители, где, «благочестно проходя» «светлое и богоугодное житие», и скончался на 53 г. своей жизни, 27 апр. 368 г. «Освященным» он называется потому, что среди иноков обители пр. Пахомия, не имевших иерейского посвящения, был первым рукоположен в иерея. Кондак, гл. 2. В дому Божии яко финикс процвел еси, плоды же добродетелей Господеви принесл, пощением изрядным, отче преподобне: темже и ублажаешися, яко бесплотных равностоятелен. + Пр. отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. Он родился в г. Кашине (Твер. губ.) и с юности показывал собой пример кротости и строгого воздержания «Ангельскому житию поревновав и вся земная оставив», он «весь Богови поработился и Того ради любве отечество и род оставил» и постригся в обители св. Саввы Вишерского (см. Новгор. еп.). Родители, найдя пр. Ефрема в обители, решили уговорить его возвратиться домой, но юный подвижник убедил их самих поступить в монастырь. С благословения св. Саввы он удалился в пустыню около озера Ильменя, где, при устье реки Веренды, поставил себе келлию для безмолвных подвигов. Здесь, смиряя «плоти похотныя мудрование», изнуряя себя «постом и молитвами» и претерпевая «жестокое житие», пр. Ефрем пребыл «в пощениях многа лета», подражая «древним онем великим отцем, в посте провоссиявшим». Сюда явилось вскоре несколько других иноков, искавших пустынножительства. Пр. Ефрем устроил обитель и сделался ее настоятелем. Для удобнейшего доставления монастырю чистой воды пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

При переписи, бывшей в 1628 году, находилась в монастыре сем каменная церковь во имя Св. Николая с приделом во имя Пр. Ефрема, 4 кельи деревянные. Настоятельство Игуменское; пахотной земли на 22 четверти. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 26 душ крестьян 11 десятин пахотной земли, по Штатам же приписан к Клопскому монастырю, и определён для священнослужения Священник с причтом, которые и жили в оставшихся от монастыря ветхих кельях до 1796 года. А церковь находилась в самом скудном содержании, так что не в состоянии была и возобновить повредившейся от времени раки Преподобного. В 1795 году Строитель Вишерского монастыря и здатель оного Варлаам соорудил раку Преподобного своим иждивением и предложив Настоятелю Розважского заштатного монастыря, находившегося внутри Новгорода посреди обывательских домов, для благоустройства переселиться в оный Перекомский, как удобнейший для жительства иночествующих: но Розважский Строитель не мог приступить к исполнению совета сего. Уже по кончине его преемник его Лаврентий возымел твёрдое намерение устроить Перекомский монастырь; почему и просил Преосвященного Митрополита Гавриила о переведении штата Розважского в Перекомский. На представление Его Преосвященства Святейший Синод в 1796 году Января от 10 указал Строителя и монашествующих перевести в Перекомский монастырь со штатом, а также часовню чудного креста, находящуюся на Волховском мосту и земли приписать к оному Перекомскому; но часовню Св. Николая к Софийскому собору, а самый монастырь бывший Розважский к Хутынскому, для устроения тут подворья Викарным Новгородской Митрополии Епископам 142 . Первые пункты исполнены во всей точности, но самый монастырь после оставлен в ведении Клопского монастыря. См. Розважский Николаевский. Когда Строитель Лаврентий вступил в Перекомский монастырь, тогда здания в нём были следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая, в которой почивали и св. мощи Пр. Ефрема, очень ветхие; 2) три КЕЛЬИ, также ветхие; 3) некоторая часть ОГРАДЫ. Но старанием сего Строителя и усердием доброхотных дателей вскоре вначале возобновлена церковь , потом сооружены вновь кельи для Строителя и монашествующих и обнесено всё это деревянной оградой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

120 начало, 117 fin. [Ср. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра, 2 издание, М. 1909г., стр. 7–11, примечание]. 342  Архиепископа Сергия, который жил на покое в Троицком монастыре и который хотел загладить свою вину перед оскорблённым им Моисеем? 346  (Что Пахомий Сербин писал не особенно хорошо, плоховато, этого едва ли могли не видеть и Русские. Вероятно, они удивлялись в нём не тому, что писал хорошо, а тому, что – очень скоро, тогда как для них – написать одно житие требовалась целая жизнь). 347  (В Житии Зосимы и Савватия любопытные рассказы в отношении к порче монастырских нравов, – Ключевский, стр. 203 начало, Волоколамская рукопись 348  В ответе собора 1504г. великому князю о вотчинах называются как святые Дионисий и Димитрий Вологодские). 350  Григория Пельшемского, Павла Обнорского? Житие Дионисия Глушицкого имеет важное значение в смысле исторического источника, – Ключевский, стр. 195 fin.). 352  Из святых, которым установлено было на соборе 1647г. общее празднование, не было житий: 1) митрополита Ионы (написано в 1547г.), Макария, VII, 440. 2) Макария Калязинского (написано в 1547г.). Переделаны прежде бывшие жития: Александра Невского, Никона Радонежского и Павла Обнорского (Макарий, VII, 430 начало). Были и оставлены без переделки семь: Иоанна Новгородского, Зосимы и Савватия Соловецких, Дионисия Глушицкого, Михаила Клонского, Пафнутия Боровского и Александра Свирского (написано в 1545г. Макарий VII, 430 начало). Из местных. Вероятно, были прежде жития Арсения Тверского и Иоанна Юродивого. Собор не заботился о житиях, этих святых (Макарий, VII, 442). Собор 1549г. Были прежде жития девяти святых: Евфимия Новгородского, Ионы Новгородского, Стефана Пермского, Михаила Тверского, Аврамия Смоленского, Саввы Вишерского, Григория Пельшемского, мучеников Литовских, Иоанна Сочавского (Макарий, VII, 445). Написаны вновь: Евфросина Псковского, Всеволода Псковского, Саввы Сторожевского, – ibid., 445. Написаны после 1552г.: Евфимия Суздальского, Ефрема Перекомского, Нифонта Новгородского, Никиты Новгородского, – ibid..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1483 . Верендовский – Николаевский, мужской, совсем уничтожен­ный, Новгородской губ. и уезда, в 25 вер к югу от Новграда и в 3 вер. от Перекомского мон., при впадении р. Веренды в оз. Ильмень, на острове Перекомском. Об основании его записано в летописи под 6915 (1407) год.: «постави владыка Иоанн Новгородский церковь каменну св. Николая чудотв. на Веренде, и монастырь устроиша». В “Ист. Росс. Иерар.” основание приписывается преп. Ефрему, чудотв. Перекомскому, в исхо­де ст., а в 1407 г. – возобновление архиеп. Иоанну. Но это не могло быть, так как преп. Ефрем принял ино­чество только в 1437 г. и скончался в 1492 г., на 81 году от рождения, следовательно, еще и не родился, когда уже был основан монастырь. Вернее можно предположить, что преп. Ефрем, пришедши сюда, застал монастырь в плохом состоянии и в 1466 г. при­нялся за его устройство. По причине постоянных наводнений, причинявших много вреда, ученик преп. Ефрема, Ро­ман, перенес его на другое место, где и стал называться Николаевским Перекомским. “Полн. собр. лет.”, III, 234; “Ист. Росс. Иер.”, III, 518; “Словарь ист. о свят.”, III; Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 639; “Новгор. Сборн.”, IV, Отд. 6, 13; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 201; VII, 30. 1484 . Верхотерменский – Во­скресенский, мужской, ныне погост Верхотерменский Воскресенский, Вологод­ской губ., Вельского у., Чушевицко-Покровской волости, в 80 вер. к югу от Вельска, на левом берегу р. Терминги. Существовал в XVII ст., что доказы­вается надписью на Апостоле: «Сия кни­га Апостол – тетр положен в дом святей церкви во имя Господа Бога Спа­са нашего Иисуса Христа, тридневного Его воскресения, Верх-Термянской пу­стыни; а подписал Верховажской Пре­чистенской поп Григорей лета 7117 (1609 г.), генваря в 30 день». “Ист. Росс. Иер.”, III, 530; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 34; “Ярослав. губ. в.”, 1856 г., 51 (Апостол в библиот. Трехлетова). 1485 . Ветхо – Рождественский – Богородицкий – Нежинский, муж­ской, ныне слобода Верхорождественская, Черниговской губ., Нежинского у., в 2 вер. к зап. от Нежина, при р. Остре. Уже существовал в XVII ст и с 1620 по 1715 г. управлялся игу­менами, а затем в 1717 г. приписан к Благовещенскому – Назарет мона­стырю. “Ист. Росс.” – 362, 369; 536; Ратшин, 543; Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 4 (Дело 1670 г. по челобитью игумена Афанасия с братиею о даче им для возки бревен, стругов на монаст. строение); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 531, 13; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, V, 11 (Челобит. 1630 г. под XX игумена Дионисия о имениях); VIII, 19 (Челобит. 1669 г. Нежин. мещан об ограблении церквей ратн. людьми).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

155 Преп. Иосиф Волоколамский в начале 10-й главы своего Устава или своей Духовной грамоты («Отвещание любозазорным») вместе с Антонием и Феодосием Печерскими , Сергием Радонежским, Варлаамом Хатынским и Кириллом Белозерским называет как прославленных в празднуемых Русских святых Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого, Аврамия Ростовского и Павла Обнорского. 157 Что касается до самой Москвы, то в Следованной Псалтири, принадлежавшей митр. Даниилу (1522–1539), -Академии, ркп. из Волоколл. 149, находятся следующие Русские святые: 12 Февр. митр. Алексий. 3 Мая Феодосий Печерский , 14 Мая Исидор Твердислав (sic) Ростовский, 15 Мая Исаия еп. Ростовский, 23 Мая Леонтий еи. Ростовский и Никита Переяславский, 28 Мая Игнатий еп. Ростовский, 9 Июня Кирилл Белозерский, 15 Июля вел. кн. Владимир, 24 Июля Борис и Глеб, 20 Сентября князь Черниговский Михаил с боярином Феодором, 25 Сент. Сергий Радонежский, 22 Окт. Аврамий Ростовский, 6 Ноября Варлаам Хутынский, 21 Дек. митр. Петр. 158 Оказывается необходимым предполагать какой-нибудь правительственный акт, перед самым собором 1547-го года или ранее данный, еще и потому, что иначе останется для нас необъяснимым, откуда взял свои сведения автор жития митр. Ионы. Допуская крайне трудно допустимое на самом деле, что ко времени митр. Макария общепочитаемость всех помянутых 15-ти святых установилась или ввелась сама собою, можно было бы думать, что всем им было праздновано в Московском Успенском соборе, как в кафедральном храме Русской митрополий и как в центрально-представительном храме всей Русской церкви, и что практика Успенского собора и составляла источник сведений для автора жития. Но мы имеем устав Московского Успенского собора первой половины  ΧV Π века и в уставе этом не достает четырех тогдашних общепочитаемых святых (устав напечатан b III moмe Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографич. Комиссией; недостает в нем: Иакова, епископа Ростовского 27-го Ноября, Макария Колязинского 17-го Марта, Ефрема Перекомского 16-го Мая и вел. кн. Ольги 11-го Июля). Сохранилась, как сказали мы, до настоящего времени Следованная Псалтирь митр. Даниила, который отделяется от митрополита Макария всего тремя годами (низведен с кафедры в 1539 г., тогда как Макарий возведен на кафедру в 1542-м году), и в Псалтири этой не достает шести имен нашего списка 15-ти общепочитаемых святых, именно: вел. кн. Ольги. Антония Печерского, Димитрия Прилуцкого и князя Ярославского Феодора с сыновьями Давидом и Константином.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

16 . Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия В.; прп. Ефрема Перекомского, Новгород. чудотв.; блж. откровицы Музы, свт. Георгия, еп. Митилинского. 17 . Ап. Андроника (от 70-ти) и Иунии, помощницы его; свт. Стефана, архиеп. Константиноп.; мчч.: Солохона, Памфамира и Памфалона. 18 . Мч. Феодота, иже во Анкире, и с ним святых семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии; мчч.: Петра, Дионисия и иже с ними: Андрея, Павла, Христовы, Ираклия, Павлина и Венедима, Симеона, Исаака и Вахтисия. : О крестном знамении: . Из жития мученика Феодота, пострадавшего в начале в., видно, что он открыто ограждал себя крестным знамением (все тело оградил крестом), выражая этим пред гонителями исповедание веры в Христа, и сами язычники принимали это за отличительный признак последователей Христовых, как это известно, напр., из слов одного язычника о св. Наркисе и его диаконе: «я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста» (Труды Киев. дух. Акад. 1865 г. III. 326. В актах св. Афры, обнародованных Вельзером. Marmigny, Ор. с. р. 188). 19 . Сщмч. Патрикия, еп. Прусского и дружины его: 3 пресвитеров –Акакия, Менандра и Полиена; прп. Корнилия, Комельского чудотв.; мч. Калуфа, прп. Иоанна, еп. Готфского; св. блгв. кн. Иоанна Угличского, во иноцех Игнатия. 20 . Мч. Фалалея; обретение мощей свт. Алексия, митр. Киев. и всея России чудотв.; мч. Аскалона. 21 . Равноапп. Константина и Елены; сретение чудотвор. иконы Пресв. Богородицы Владимирской; блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотв.; прп. Кассиана грека, Угличского чудотв. В 312 г. во время похода на Максептия, правителя некоторых западных областей Римской империи, император Константин и его войско увидели на небе крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай» и действительно победили. Таким образом, Сам Бог указал нам знамение победы, честной крест, а наши сектанты отвергают его. 22 . Мч. Василиска. Воспоминание 2 Вселен. Собора (381 г.), осудившего еретическое учение Македония о Духе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010