При первом взгляде, на означенное выше заглавие, у читателя невольно может возбудиться вопрос о том, почему сказания о неодноместных святынях предлагаются в одной книжке. Причина этому следующая. Хотя одна из описываемых в сей книжке святынь, Чудный крест, находится в Новгороде, а другая, – мощи преподобного Ефрема, в 25-ти верстах от Новгорода в Перекомском монастыре, но как та, так и другая святыня есть достояние собственно одного места, то есть, упомянутого монастыря Перекомского, к которому принадлежит часовня Чудного креста издавна. Поэтому, для получавшего сведение о сей часовне и ее святыне, весьма естественно желание иметь сведение и о монастыре Перекомском, равно, как и об особенной святыне его. Все, что получается от доброхотных дателей в часовне Чудного креста составляет собственность монастыря Перекомского, для которого сия часовня служит весьма важным источником средств к поддержанию и существованию братии. Поэтому усердствующий к часовне Чудного креста усердствуют вместе и к монастырю Перекомскому, и за это усердие свое имеет право надеяться на благодатную мзду или воздаяние не только от святыни Чудного креста, но и от мощей преподобного Ефрема Перекомского, особенно, если, получив сведения о его жизни и подвигах, потщится подражать им. Иной же из прочитавших житие великого угодника Божия, быть может, подвигнется на поклонение святым мощам его и на непосредственное благотворение его обители, чрез что и сподобится сугубой благодати от него. Вот причина, по которой нижеследующие сказания предлагаются совместно. А так как часовня Чудного креста стоит на самом видном и можно сказать, неминуемом для каждого жителя и посетителя Новгородского, месте, то книжка сия и начинается сказанием о святыне сей часовни, в которой она может расходиться гораздо удобнее, чем в отдаленном от Новгорода монастыре Перекомском, тем более, что неоднократно приходилось слышать заявление о подобной книжке, которая посему с усердием, и предлагается поклонникам и читателям святынь Новгородских.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Монастыри и монашество Московской Руси в XVI веке Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 25 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Наряду с существовавшими ранее монастырями в Московской Руси созидаются новые обители, развивается монашеская жизнь, основываются новые монастыри, причем не только в городах, но и в глухих местах. Их строительство может начаться одновременно с началом создания нового города, и место для них выделялось сразу при начале устроения крепости и межевания земель для посада. Так был основан Троицкий монастырь в Свияжске в 1551 году 1 . С развитием населенных мест некоторые монастыри, возникшие первоначально как пригородные, могли в последующее время оказаться в черте города и стать городскими. Примером этого может служить московский митрополичий Высоко-Петровский монастырь, основанный в начале XIV века как подмосковная пригородная обитель на холме близ села Высокое. В XVI веке он оказался в черте городских укреплений Белого города и вокруг него располагались дома и дворы московского посада. Нечасто, но имели место случаи, когда при перепланировке в городе или по другой причине происходило перенесение монастыря на другое место. Так, в XV веке в связи с развернувшимся строительством в Кремле при Великом князе Иоанне III Спасский монастырь был переведен на новое место. Поэтому он получил именование Новоспасского. Алексеевский монастырь, основанный святителем Алексием (†1378; пам. 12 февр.) около 1358 года на Остоженке, после большого пожара 1547 года был перенесен в Чертолье 2 . При Новгородском архиепископе Пимене (1552–1570) было совершено перенесение Перекомского монастыря с затопляемого места на более сухое. Поскольку земля на новом месте, куда переносился монастырь, была дворцовой, то игумен, “взем благословение убо архиепискупа Пимена”, направился к царю в Москву. “И помощию Божию и Пречистыя Его Матере, и молитвами великаго в чудесех преподобнаго Ефрема великий государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевичъ, всея Росии самодержицъ, имея любовь ко святым Божиим церквям, паче же ко преподобному Ефрему, и нимало укоснив, повеле дати свою государя жалованную грамоту на вышепомянутую землю и деревню Клинково во веки неотъемлемо, и да буде на той земли обитель и собрание монахом, да молят Бога о нем и о всем синклите, палате его и воинстве” 3 . При этом на новое место были перенесены и святые мощи преподобного Ефрема Перекомского “чесно архиерейскими рукама со освещеным собором” 4 .

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

26. Понедельник. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (службу зри 16 мая) . Мч. Николая Гусева, Косинского . Совершается всенощное бдение в честь ап. и ев. Иоанна Богослова (А) . Приводим также порядок совершения бденной службы ап. и ев. Иоанна Богослова в соединении с полиелейной службой свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 1-й – 8 (две первые стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отцем и Духом славословимый...». На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – Ин., зач. 67. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола и евангелиста...». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола (два канона) на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-09/

иеромонах Александр Краткая летопись о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего Новгородского Чудотворца Источник С присовокуплением Древних грамот царских и прочих даных сему монастырю. Собрана и в порядок приведена Новгородской семинарии учителем риторики, соборным иеромонахом (ныне Желтиковским архимандритом) Александром Глава первая. От основания обители Преподобного Саввы Вишерского до ее упразднения. Обитель Святого Саввы состоит в Новгородской Епархии от самого великого Нова-города расстоянием в 7 верстах (): имя себе получила от своего основателя, Преподобного отца Саввы, и от реки Вишеры, при которой она стоит, и ныне есть общежительная в числе заштатных монастырей. В прежние времена именовалась она по соборному своему храму и вместе по основателю своему монастырем Вознесения Господня Саввиной Пустыни. Впрочем, кто был сам преподобный Савва, о том можно видеть в особо напечатанном житии его. Сей Преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянной церковью по благословлению Преосвященного Симеона, архиепископа Новгородского в 1417г., во время Великого князя Василия Дмитриевича; имевшего во владении и Нов-город. Потом, спустя несколько времени, в некотором отдалении от церкви, создал для себя столп, на котором обычай имел чрез всю неделю пребывать в посте и молитве, а сходил с оного в монастырь к братии только в субботу и воскресенье, и с ними общую вкушал трапезу. В 1461 году Октября 1 дня, во дни великого княжения Василия Васильевича и Архиепископе Новгородском Ионе, он поручил братию свою, во-первых, Новгородскому архиепископу, а потом старейшим из самой братии Ефрему и Андрею, от рождения своего на восьмидесятом году скончался. Но в житии Преподобного Ефрема Перекомского повествуется, что Преподобный Савва благословил его еще при жизни своей отойти близ Ильмень озера к реке Веранде на безмолвное житие, а Андрей в великом воздержании и молитвах окончил блаженную свою жизнь в Саввином же монастыре. Святой Иона, архиепископ Новгородский, по некоем времени, ведая святое житие Преподобного Саввы и чудеса, бываемые от честных мощей его, повелел некоему выходцу из Афонской горы Логофету Пахомию, сочинить службу сему Преподобному, которая и доныне ему Октября 1 дня отправляется, и напечатана в служебных минеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.В. Маркелов Предисловие По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас,  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского. Праотцу Аврааму (Атлас,  273 ) уподоблялся преподобный Михаил Клопский. Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, 274 ). Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, 277 ) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский. Мученику Андрею Стратилату (Атлас, 278 , 283 ) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского. Борода священномученика Антипы (Атлас, 279 ) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского. Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, 282 – 283 ), которому уподоблено около 80 русских персонажей. Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, 281 ) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси. Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, 285 , 286 ) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского. Григорий Богослов (Атлас, 287 ) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых. Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, 285 , 288 ) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский. Ефрем Сирин (Атлас, 289 ) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского. Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, 290 ) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского. Облик пророка Илии (Атлас, 291 ) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея. Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать " по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, 292 , 296 ). Иоанн Златоуст (Атлас, 293 , 294 ) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Курицко. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Курицко расположено в южной части Поозерья, которое в народе называют «Угловщиной». В старину в этом месте в Ильмень выдавался мыс, который назывался Курицким или Куричьим. Впервые Курицкая церковь упоминается в житии преп. Михаила Клопского (+ ок. 1453-56 г.г.). Курицкий погост также упоминается в переписных оброчных книгах Шелонской пятины в 1498 году. Писцовые книги 1501 и 1551 г.г. сообщают и об Успенском храме. До нынешней церкви здесь стояло не менее двух деревянных предшественниц. В 1595 году в Курицко был срублен новый деревянный храм, сохранившийся до наших дней. Постоянные наводнения подмывали берег Ильменя. После " большой воды " 1922 и 1927 годов алтарь храма оказался повисшим над обрывом. В 1927-28 г.г. Успенская церковь была разобрана, перевезена за село и собрана на новом кладбище. В 1964 году церковь была вновь разобрана и перенесена уже под Новгород, став первым объектом музея Витославлицы. Проект нового каменного храма для с. Курицко, разработанный епархиальным архитектором А. Н. Дьяковым, был утвержден 10 марта 1896 года. К его осуществлению строительная комиссия приступила в июне того же года. Для храма выбрали место - к юго-западу от села. Постройка была закончена к осени 1899 года. 3 октября в 6 часов утра в старой деревянной церкви служили раннюю литургию, а в 8.30 состоялось освящение каменной церкви и после него отправлена первая литургия. Нынешний курицкий храм одноглавый, с поднимающейся над западным входом колокольней, увенчанной шатром. При входе в храм из-под колокольни на откосах помещены изображения преп. Михаила Клопского и Ефрема Перекомского. На колокольне сейчас находятся три колокола, в больший из них звонят с земли. Внутри храма открытое бесстолпное пространство,, в нем два придела: центральный Успенский и южный св.Мученицы Параскевы, но они объединены одним иконостасом. Иконостас в храме первоначальный четырехъярусный, 15-частный, выходящий на боковые стены. В нем трое царских врат и две диаконские двери. Северные царские врата не имели прямого назначения, т.к. здесь никогда не было придела. Окружает храм металлическая ограда на кирпичных столбах со святыми воротами, поставленная в начале XX в.

http://sobory.ru/article/?object=04514

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Барбинягра Ефрем Александрович; род. 1 мая 1941 г., с. Гандрабури Ананьевского р-на Одесской обл) , еп. Боровичский и Пестовский. В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабури. В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской ДС. 1 янв. 1972 г. Никодимом (Ротовым) , митр. Ленинградским и Новгородским рукоположен в сан диакона (целебатом) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда. 27 фев. 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иерея. 14 апр. 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 6 авг. 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 16 фев. 1976 г., согласно личному прошению, почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии. 23 марта 1976 г. митр. Херсонским и Одесским Сергием (Петровым) назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 авг. 1976 г. переведен в с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. на должность настоятеля Архангело-Михайловской церкви. 21 дек. 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Свято-Покровской церкви п. Саврань Одесской обл. 1 фев. 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл. 14 марта 1977 г. согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию. 30 мая митр. Ленинградским Никодимом назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 12 фев. 1980 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество с именем Ефрем в честь прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. 25 июня 1981 г. назначен настоятелем церкви св. вмц. Параскевы г. Боровичи Новгородской обл. 21 июля 1981 г. митр. Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита. 5 мая 1997 г. указом архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) назначен и.о. наместника Иверского Валдайского мужского монастыря с сохранением должности настоятеля церкви вмц. Параскевы г. Боровичи. 26 июня 2002 г. освобожден от должности и.о. наместника Иверского Валдайского монастыря и определением Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.

http://pravenc.ru/text/1966786.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Веруйте, детки, веруйте! " Дневник участников Крестного хода Санкт-Петербург - Москва. Часть 2 17.05.2008 645 Время на чтение 14 минут " Нас не покидало ощущение чуда... " 8 - 9 мая 2008 года Наш путь лежит в Святое Поозерье. Позади Великий Новгород - город со Златоглавою Софией, слева - исток Волхова, за которым бесконечные просторы озера Ильмень, справа - река Веряжа, а впереди - на всхолмленной равнине - неподалеку одна от другой, на небольших возвышениях, уютно разместились деревни. Мы сворачиваем со стороны Псковского шоссе в Клопский монастырь. Первые известия о монастыре относятся к началу XV века. Начальные страницы его истории связаны с именем Михаила Клопского. В житии он назван " своитином " Великого Князя Дмитрия Донского, и был сыном его родной сестры Анны. Михаил Клопский прожил в монастыре 44 года и умер в 1458г. Мощи его почивают " под спудом " в Троицком Соборе монастыря. В соборе нас гостеприимно встретил иеромонахом Иаков, где совместно с братией монастыря был отслужен благодарственный молебен. Нина Михайловна, которая работает в монастыре 12 лет, рассказала участникам крестного хода об истории монастыря, его жизни. В монастыре ведутся строительно-реставрационные работы, и здесь рады всем, кто захочет помочь и принять участие в восстановлении обители. В Клопском монастыре нас ждала баня, чистые новые рубашки для мужчин и русские сарафаны для женщин. " Красота в глазах смотрящего " . 9 мая, после утренней молитвы, совершенной в заново поставленном деревянном храме в честь преподобного Михаила Клопского, участники Крестного хода в традиционной русской одежде, с приподнятым настроением двинулись дальше в путь, к некогда процветавшему монастырю святого Ефрема Перекомского. На повороте с Псковского шоссе крестоходцев встретили представители Администрации Поозерья и священник Александр Фролов. Местные жители преподнесли традиционный, но всегда удивительно вкусный и приятно-радующий хлеб-соль. А теплые задушевные слова, сказанные в адрес Крестного хода, были той необходимой поддержкой, которая дает силы в долгом пути.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

Дубровка (Серговской СА). Часовня Ефрема Перекомского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Ефрема Перекомского Год постройки:приблизительно 1995 - 2001. Адрес: Новгородская область, Новгородской район дер. Дуброво Координаты: 58.325419, 31.052495 Проезд:От Великого Новгорода на Шимск, в Борках поворот налево на Сергово. Недоезжая Сергово, поворот направо на Дубровку. Из Дубровки пешком в сторону озера Ильмень. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона сообщал: Перекомский-Николаевский-Розважский мужской монастырь, заштатный - Новгородской губернии и уезда, в 20 верстах от Новгорода, на западном берегу озера Ильмень. Основан в 1450 г. св. Ефремом, прокопавшим к нему из озера канаву, почему и самый монастырь стал называться Перекомским (правильнее - Перекопским). В 1611 г. монастырь разорен шведами; восстановлен в 1672 г.; в 1764 г. упразднен, но в 1796 г. вновь открыт и туда были переведены иноки из новгородского монастыря Николаевского-Розважского , после чего монастырь получил свое настоящее название. 2 церкви; мощи св. Ефрема. Новгородская летопись говорит, что каменная Никольская церковь была вместе с монастырём создана на реке Веренде в 1407 году. Согласно Житию, через 22 года после преставления святого, т. е. в 1508 г. из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Ефрем, явившийся в видении игумену Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., 16 мая состоялось обретение и перенесение в монастырь мощей Ефрема, они были погребены в Богоявленском соборе. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного. Однако, источники указывают разночтения в годе перенесения монастыря и обретения мощей, как, впрочем даты жизни святого, указанные в житии, более поздние исследования относят на 30 лет ранее. Всероссийское прославление Ефрема состоялось на Соборе в 1549 г. Ранее в Богоявленском соборе Перекомского монастыря во имя Ефрема был освящен придел, впервые упоминающийся в монастырской описи 1628 г. 

http://sobory.ru/article/?object=19030

Кашин. Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1664 и 1817. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Кашинский городской округ, город Кашин, улица Льва Толстого, около д. 5. Координаты: 57.361475, 37.612923 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На месте Успенского собора в старину (в XIV в.) существовал женский монастырь, построенный, как говорит предание, первым самостоятельным Кашинским князем Василием Михайловичем I, сыном Тверск. в. к. Михаила Ярославовича, для матери своей — Анны Димитриевны. Здесь она скончалась и была погребена в 1368 году. И доселе в храме указывают её могилу. Об Успенском женском монастыре, упоминается под 1412 г. в житии Ефрема Перекомского, который был родом из Кашина. В конце XVI в. Успенский деревянный храм пришел в ветхость. Устроили новый деревянный. О последнем в дозорной книге 1621 г. читаем: «В остроге соборная церковь Успения Пр. Богородицы, да предел Преображения Спасова древян, клецки». Ныне существующий каменный Успенский соборн. храм построен по повелению царя Алексия Михайловича, на царскую казну, в 1661-1672 гг. Первоначально (в 1766 г.) правый придел его посвящен был в честь св. бл. кн. Анны. После Московского собора 1678 г. он переименован во имя Всех Святых. Левый придел посвящен в честь Преображения Господня. В 1709 г. об Успенском храме сказано так: «соборная церковь Успения Пресв. Богородицы с пределы, каменная и с колокольнею». Когда означенный храм наименован соборным — неизвестно. В 1741 г. и далее при нем числятся уже приходские дворы. В 1866 г. правый придел, после переустройства, освящен в честь Димитрия Ростовского и Всех Святых. В соборе находятся местно-чтимые древние иконы: Божией Матери Корсунской; Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»; и св. благоверной княгини Анны. Замечательны по древности еще с надписями два креста: а) напрестольный с частицей мощей св. благовер. кн. Анны и б) запрестольный; первый пожертвован в 1667 году, а второй в 1678 г.

http://sobory.ru/article/?object=61607

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010